МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО дня
методическая разработка

Артемьева Виктория Анатольевна

В группах продлённого дня организацией образования комплексно решаются проблемы своевременной подготовки доиашних заданий в сочетании с продуманной досуговой деятельностью позволяющей ребёнку преодолевать перегрузки вызванные интенсивным образовательным процессом в течении дня. Методические рекомендации -это ещё одна попитка помочт педагогу начального образования найти ответы на различные вопросы возникающие в процессе организации работы в рамкох группы продлённого дня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskie_rekomendatsii.docx89.62 КБ

Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ВОСПИТАТЕЛЯ

ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО дня

Воспитатель:

Артемьева В.А.

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка ............................................................................................ 3

Раздел 1. Общие положения организации работы группы продленного дня

1.1. Квалификационная характеристика ............................................................. 4

1.2. Общие требования безопасности в группе продленного дня ................... 6

1.3. Требования безопасности перед началом работы группы продленного

дня ................................................................................................................................. 7

1.4. Требования безопасности во время работы группы продленного дня ....7

1.5. Требования безопасности в аварийных ситуациях .................................... 8

1.6. Требования безопасности по окончании работы группы продленного

дня ................................................................................................................................ 8

1.7. Режимные моменты в группе продленного дня  ........................................ 8

1.8. Планирование воспитательной работы в группе продленного дня …….9

Раздел 2. Организация времени пребывания обучающихся в группе

продленного дня

2.1. Организация самоподготовки обучающихся ............................................. 12

2.2. Организация досуговой деятельности ......................................................... 14

2.3. Работа с одаренными детьми ......................................................................... 18

2.4. Работа со слабоуспевающими детьми .......................................................... 19

2.5. Работа с детьми девиантного поведения ..................................................... 21

Раздел 3. Особенности организации работы с родителями воспитанников .......................................................................................................................................23

Заключение ...............................................................................................................27

Список литературы ..................................................................................................28

Пояснительная записка

Воспитание подрастающего поколения в настоящее время является самой сложной и в то же время актуальной проблемой. Только организованное свободное от учебной работы время может раскрыть индивидуальность каждого ребенка.В современной организации образования роль группы продленного дня становится все более значимой. Объясняется это тем, что реализация положений государственного образовательного стандарта происходит не только на уроке, но и переносится во внеурочную деятельность. Специфика деятельности, организованной вне урока, состоит в том, что ребенок должен  научиться действовать, чувствовать, принимать решения. Если предметные результаты достигаются в процессе освоения школьных дисциплин, то в достижении метапредметных, а особенно личностных результатов – ценностей, ориентиров, потребностей, интересов человека, удельный вес внеурочной деятельности гораздо

больше, так как ученик выбирает ее исходя из своих интересов, мотивов.

Основные направления работы группы продленного дня (далее ГПД):

образовательная, развивающая, воспитательная, спортивно-оздоровительная

деятельность.

Учитель в своей работе является в основном организатором познавательной деятельности обучающихся. Для воздействия на личность младшего школьника он использует формы и методы учебного труда.

Воспитатель же является организатором и участником всего многообразия деятельности детей: в познавательной работе (в условиях самоподготовки), играх, труде, общении.

Учитывая, что деятельность воспитателя охватывает обширную внеурочную область (внеклассную, внешкольную), она меньше, чем работа учителя, регламентирована образовательным стандартом, но и меньше сопровождается методическими материалами и пособиями. Целью составления методических рекомендаций является оказание методической помощи воспитателям ГПД. Руководствуясь данными рекомендациями, воспитатель сможет эффективно и качественно организовать нахождение детей в группе продленного дня, а также помочь каждому ребенку и родителю адаптироваться к школьной среде.

Особенность методической разработки заключается в том, что она включает в себя все аспекты работы воспитателя группы продленного дня: общие положения работы в режиме ГПД, организация свободного времени детей младшего школьного возраста, и  школьниками девиантного поведения; освещены этапы и особенности работы с родителями воспитанников и прочее. В помощь воспитателю в приложении предложены полезный материал по планированию воспитательной работы в группе продленного дня, советы психолога по общению с агрессивными и тревожными детьми, примерная тематика встреч (мероприятий) с родителями обучающихся, сценарии мероприятий и игр.

Раздел 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ ГРУППЫ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

1.1. Квалификационная характеристика

Воспитатель ГПД назначается и освобождается от должности директором школы. На период отпуска и временной нетрудоспособности воспитателя ГПД его обязанности могут быть возложены на других воспитателей ГПД  или на классного руководителя. Временное исполнение обязанностей в этих случаях осуществляется на основании приказа директора школы, изданного с соблюдением требований законодательства о труде.

Воспитатель ГПД должен иметь высшее профессиональное образование первого или второго уровня, согласно действующему законодательству. Или среднее профессиональное образование по группе направлений подготовки «Образование и педагогика» без предъявления требований к стажу работы (Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих, из раздела «Квалификационные характеристики должностей работников образования», глава 1 «Квалификационные характеристики должностей работников организаций дошкольного, общего, дополнительного образования, начального и среднего профессионального образования»).

Воспитатель ГПД подчиняется непосредственно заместителю директора по учебно-воспитательной (воспитательной) работе или руководителю организации общего образования.

Должностные обязанности воспитателя ГПД:

– осуществляет деятельность по воспитанию детей в организациях образования и их структурных подразделениях (интернате при школе, общежитии, группах, группах продленного дня и др.), иных организациях;

– содействует созданию благоприятных условий для индивидуального

развития и нравственного формирования личности обучающихся, воспитанников, вносит необходимые коррективы в систему их воспитания;

– осуществляет изучение личности обучающихся, их склонностей, интересов, содействует росту познавательной мотивации и становлению их учебной самостоятельности, формированию компетентностей; организует подготовку домашних заданий;

– создает благоприятную микросреду и морально-психологический климат для каждого обучающегося, воспитанника;

– способствует развитию общения обучающихся, воспитанников;

– помогает обучающемуся, воспитаннику решать проблемы, возникающие в общении с товарищами, учителями, родителями (лицами, их заменяющими);

– осуществляет помощь обучающимся, воспитанникам в учебной деятельности, способствует обеспечению уровня их подготовки соответствующего требованиям государственного образовательного стандарта, государственным образовательным требованиям;

– содействует получению дополнительного образования обучающимися, воспитанниками через систему кружков, клубов, секций, объединений, организуемых в организациях, по месту жительства;

– в соответствии с индивидуальными и возрастными интересами обучающихся, воспитанников совершенствует жизнедеятельность коллектива обучающихся, воспитанников;

– соблюдает права и свободы обучающихся, воспитанников, несет ответственность за их жизнь, здоровье и безопасность в период образовательного процесса;

– проводит наблюдения (мониторинг) за здоровьем воспитанников;

– разрабатывает план (программу) воспитательной работы с группой обучающихся, воспитанников;

– совместно с органами самоуправления обучающихся, воспитанников ведет активную пропаганду здорового образа жизни;

– работает в тесном контакте с учителями, педагогом-психологом, другими педагогическими работниками, родителями (лицами, их заменяющими) обучающихся, воспитанников;

– на основе изучения индивидуальных особенностей, рекомендаций педагога-психолога планирует и проводит с обучающимися, воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья коррекционно-развивающую работу (с группой или индивидуально);

– участвует в работе педагогических, методических советов, других формах методической работы, в работе по проведению родительских собраний, оздоровительных, воспитательных и других мероприятий, предусмотренных образовательной программой, в организации и проведении методической и консультативной помощи родителям (лицам, их заменяющим);

– вносит предложения по совершенствованию образовательного процесса; обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся, воспитанников во время образовательного процесса.

Ответственность воспитателя ГПД

За неисполнение или ненадлежащее исполнение без уважительных причин устава и правил внутреннего трудового распорядка школы, законных распоряжений директора школы и заместителя директора по учебно воспитательной работе и иных локальных нормативных актов, должностных обязанностей, приведшее к дезорганизации образовательного процесса, воспитатель ГПД несет дисциплинарную ответственность в порядке, определенном трудовым законодательством. За грубое нарушение трудовых обязанностей в качестве дисциплинарного наказания может быть применено увольнение.

За применение, в том числе однократное, методов воспитания, связанных с физическим и/или психическим насилием над личностью обучающегося, воспитатель ГПД может быть освобожден от занимаемой должности в соответствии с трудовым законодательством и Законом «Об образовании». Увольнение за данный проступок не является мерой дисциплинарной ответственности.

За нарушение правил пожарной безопасности, охраны труда, санитарно-гигиенических правил организации учебно-воспитательного процесса воспитатель ГПД привлекается к административной ответственности в порядке и в случаях, предусмотренных административным законодательством.

За виновное причинение школе или участникам образовательного процесса ущерба (в том числе морального) в связи с исполнением (неисполнением) своих должностных обязанностей воспитатель ГПД несет материальную ответственность в порядке и в пределах, установленных трудовым и (или) гражданским законодательством. 

1.2. Общие требования безопасности в группе продленного дня

На территории школы и в учебных кабинетах воспитатели должны соблюдать следующие правила:

– выполнять свои должностные инструкции и правила внутреннего трудового распорядка;

– руководители кружков (в случае посещения кружка в школе) перед началом занятий забирают обучающихся из кабинета ГПД, а после окончания занятий провожают их в кабинет ГПД либо до выхода из школы;

– воспитатель отпускает детей из ГПД в случае необходимости при наличии письменного заявления от родителей;

– в случае травмирования учеников педагог должен немедленно сообщить об этом медицинскому работнику школы и вызвать скорую помощь (в зависимости от сложности ситуации).

Во время работы ГПД воспитателю необходимо обращать внимание на воздействие следующих вредных факторов на обучающихся:

– нарушение осанки, искривление позвоночника, развитие близорукости при неправильном подборе размеров ученической мебели;

– нарушение остроты зрения при недостаточной освещенности в кабинете;

– поражение электрическим током при неисправном электрооборудовании кабинета.

Обучающимся группы продленного дня необходимо придерживаться определенных правил:

– при проведении самоподготовки, посещении столовой, на прогулке соблюдать правила поведения, расписание учебных занятий, установленные режимы труда и отдыха;

– выполнять требования воспитателя, касающиеся организации самоподготовки и дисциплины при любых видах деятельности;

– передвигаться по городу в сопровождении воспитателя организованно, парами, не выходя из строя;

– не выходить без разрешения из учебного кабинета, столовой, здания и территории школы, не покидать специально отведенное для прогулки место;

– быть внимательными к одноклассникам, избегать резких движений, способных причинить вред им и себе;

– не прикасаться к техническим и методическим средствам обучения;

– не входить в столовую в верхней одежде.

При проведении самоподготовки, прогулок, посещении столовой соблюдать правила пожарной безопасности, знать места расположения первичных средств пожаротушения. В процессе самоподготовки обучающиеся должны соблюдать правила личной гигиены, содержать в чистоте свое рабочее место. В случае нарушения правил по охране труда, всем обучающимся вновь проводится внеплановый инструктаж.

Гигиенические требования к группе продленного дня.

Не менее важным условием эффективной деятельности является рациональное построение режима дня в группе. Режим может меняться с учетом особенностей той или иной школы, но санитарно-гигиенические требования должны быть соблюдены по всем основным режимным моментам:

– помещение должно быть проветриваемым (обязательно сквозное проветривание);

– должны проводиться минутки гигиены перед обедом, после игр;

– у каждого ребенка, посещающего группу, должны быть индивидуальные средства гигиены;

– дети должны находиться на воздухе не менее 1 часа (при условии работы ГПД на 1 ставку);

– спортивные занятия должны быть не менее 20–40 минут в случае работы воспитателя ГПД на полную ставку;

– приготовление домашнего задания: для обучающихся 1-х классов –

не предусмотрено, для обучающихся 2–3-х классов – не более полутора часов

(в случае работы воспитателя ГПД на полную ставку);

– перерывы между выполнением домашнего задания 10–15 минут;

– в перерывах включать физкультминутки и упражнения корректирующей гимнастики.

1.3. Требования безопасности перед началом работы группы продленного дня

1. Проверить санитарное состояние кабинета, убедиться в целостности стекол в окнах и провести сквозное проветривание кабинета.

2. Обучающиеся должны:

– ознакомиться с планом работы на текущий день;

– перед посещением столовой вымыть руки и просушить их;

– перед прогулкой надеть удобную обувь и одежду, не стесняющую движений и соответствующую сезону и погоде.

3. Классный руководитель должен предупредить воспитателя о причине отсутствия отдельных обучающихся класса в группе продленного дня.

4. Воспитатель должен проверить явку и убедиться в готовности обучающихся к работе в группе продленного дня.

1.4. Требования безопасности во время работы группы продленного дня

Во время самоподготовки обучающихся необходимо усаживать за рабочие столы, соответствующие их росту. Обучающимся со значительным снижением слуха рабочие места отводятся за первыми и вторыми столами .Обучающимся с пониженной остротой зрения места отводятся ближе к окну за первыми столами. Обучающимся с ревматическими заболеваниями, склонным к частым ангинам и острым воспалениям верхних дыхательных путей, рабочие места отводятся дальше от окон. Не менее двух раз в год обучающихся, сидящих в крайних первом и третьем рядах, меняют местами с целью предупреждения нарушения осанки и искривления позвоночника.

С целью обеспечения надлежащей естественной освещенности в кабинете рекомендовано не расставлять на подоконниках крупные цветы.

Все используемые в кабинете демонстрационные электрические приборы должны быть исправными и иметь заземление или зануление.

Стекла окон в кабинете необходимо очищать от пыли и грязи, а также проводить очистку светильников не реже двух раз в год. Привлекать обучающихся к этим работам, а также к оклейке окон запрещается.

При открывании окон рамы фиксировать в открытом положении крючками. При открывании фрамуг обязательно должны быть ограничители.

Во избежание падения из окна, а также ранения стеклом не вставать на подоконник.

Воспитатель ГПД должен:

– рассаживать детей в соответствии с медицинскими показаниями;

– во время принятия детьми пищи следить за правильным использованием столовых приборов, поведением;

– контролировать длительность просмотра обучающего видео (в случае, если это запланировано воспитателем ГПД);

– обеспечить соблюдение режима (распорядка) дня в ГПД;

– во время прогулки следить за тем, чтобы обучающиеся находились в поле зрения воспитателя и не покидали отведенное для прогулки место без разрешения воспитателя, не трогали руками опасных животных, пресмыкающихся, насекомых, растения и грибы, бережно относились к окружающей природе.

Обучающиеся группы продленного дня должны:

– содержать свое рабочее место в чистоте и порядке, не закрывать проход между рядами сумками и портфелями;

– в свободное от самоподготовки время играть в игры, не представляющие опасности для здоровья своего и окружающих;

– при возникновении конфликтных ситуаций обращаться к воспитателю;

– бережно относиться к школьному имуществу, вовремя сообщать о его порче;

– аккуратно пользоваться санитарно-бытовыми помещениями и устройствами;

– соблюдать правила пожарной безопасности;

– после приема пищи в столовой организованно и аккуратно отнести посуду на специально отведенный стол.

Обучающимся запрещается приносить острые, колющие, режущие и другие опасные для жизни и безопасности предметы, химические вещества. 

1.5. Требования безопасности в аварийных ситуациях

При возникновении пожара немедленно, не создавая паники, эвакуировать детей из здания, сообщить о пожаре администрации организации образования, в ближайшую пожарную часть и приступить к тушению очага возгорания с помощью первичных средств пожаротушения.

При прорыве системы отопления удалить обучающихся из кабинета и вызвать завхоза организации образования.

Требования по оказанию первой помощи воспитателями группы продленного дня

При несчастных случаях (переломах, вывихах, поражении электрическим током, отравлении и т.д.) необходимо вызвать скорую помощь, поставить в известность медицинского работника и сообщить родителям обучающегося.

1.6. Требования безопасности по окончании работы группы продленного дня

Воспитатель группы продленного дня должен:

– выключить все демонстрационные и электроосветительные приборы;

– закрыть окна и фрамуги;

– произвести уборку своего рабочего места.

Обучающиеся группы продленного дня должны отправиться домой в сопровождении взрослых или самостоятельно при наличии заявления родителей (в случае если за детьми за определенное время не пришли взрослые, необходимо им позвонить).

1.7. Режимные моменты в группе продленного дня с детьми

1. Прием детей в группу. Корректировка внешнего вида, поведения, настроения обучающихся. Обеспечение психологического комфорта. Привитие санитарно-гигиенических навыков.

2. Прием пищи. Воспитание культуры поведения, уважительного и бережного отношения к пище, чужому труду, обучение правилам поведения во время еды. Беседы о соблюдении этикета.

3. Послеобеденный отдых. Подготовка к прогулке. Восстановление сил, работоспособности. Развитие наблюдательности, любознательности, воспитание любви к природе, родному краю. Формирование умения вести себя в свободном общении. Активный отдых на свежем воздухе: спортивные, подвижные игры.

4. Самоподготовка.

Переключение на умственную деятельность. Формирование умения определять цель задания, навыков самостоятельной учебной работы. Развитие работоспособности, умения рационально использовать учебное время, осуществлять самопроверку и взаимопроверку.

5. Клубно-кружковая работа (экскурсии).Развитие индивидуальных склонностей, способностей, интересов. Воспитание нравственных черт современного человека. Развитие познавательных потребностей.

6. Подведение итогов дня. Упражнения в умении аналитически мыслить, доброжелательно высказываться. Индивидуальная работа с дежурными. Развитие творческих возможностей, ответственности и самостоятельности.

1.8. Планирование воспитательной работы  в группе продленного дня

Примерные разделы программы ГПД .

– цели и задачи на новый учебный год;

– основные направления деятельности;

– индивидуальная работа с обучающимися;

– работа с родителями младших школьников.

Требования к календарно-тематическому плану работы ГПД:

– соответствие основной образовательной программе начального общего образования организации образования;

– соответствие концепции и программе развития школы;

– проработка информационно-аналитической части плана;

– целесообразность, преемственность, диагностичность, контролируемость целей и задач;

– реальность (достижимость) прогнозируемых целей, задач, действий;

– следование целесообразной логике действий;

– учет возрастных особенностей детей.

Ежедневное планирование работы ГПД

На основе календарно-тематического планирования составляется ежедневный план работы ГПД. Как часть тематического плана он должен сформироваться с учетом требований санитарных и административных норм, перекликаться с работой учителей в текущий период и может корректироваться в зависимости от внешних факторов, например, погодных условий или количества детей в группе.

В ежедневном плане работы конкретизируются все режимные моменты с указанием цели и содержания планируемых мероприятий. В нем следует дать краткую схему проведения занятий и их содержание. Целесообразно продумать и отразить в плане формы, методы и приемы индивидуальной работы с детьми в каждый режимный момент их пребывания в группе, перечислить методические пособия, технические средства, которые будут использованы в работе с воспитанниками.

При планировании необходимо уделить особое внимание работе с воспитанниками, имеющими проблемы в обучении и воспитании. Нужно определить, кому и какая помощь будет оказана во время «спортивного часа», самоподготовки и после нее, какой дополнительный материал будет предложен детям в свободное от выполнения учебных заданий время и т.п.

Важно, чтобы дни проведения физкультурно-оздоровительных занятий в ГПД не совпадали с днями проведения уроков физической культуры, занятия в творческих кружках – с днями проведения уроков труда и музыки, запланированные экскурсии – с экскурсиями с классом и т.п.

При составлении ежедневного плана работы ГПД следует учитывать возможные совпадения отдельных запланированных видов деятельности с занятиями в учебном расписании и стараться избегать таких совпадений.

Ежедневные планы могут сопровождаться приложением сценариев мероприятий, комплексами упражнений, описаниями игр из картотеки, но не заменяться ими.

В ГПД целесообразно ежедневное проведение занятий не только в помещении организации образования, но и на открытом воздухе (экскурсии, спортивные часы, физкультурно-оздоровительные занятия, прогулки, подвижные игры). Оценивая свою работу, воспитатель может сделать вывод об особенностях и проблемах группы, каждого ребенка в отдельности, наметить пути коррекции трудностей в обучении и воспитании.

Примерные воспитательные задачи на год

1. Воспитывать у детей ответственное отношение к учебе, интерес к занятиям, развивать навыки самостоятельной работы.

2. Расширять нравственное представление детей о своем поведении в школе.

3. Создать для детей комфортную обстановку, благоприятный климат в коллективе.

4. Развивать творческие способности детей на основе чтения, изобразительной деятельности.

5. Развивать физические способности детей, основываясь на применении здоровье-сберегающих технологий.

Патриотическое и духовно-нравственное воспитание

Задачи:

1. Воспитывать у детей осознанное отношение к своим обязанностям в школе и дома.

2. Формировать любовь к семье, школе, городу, Родине.

3. Воспитывать патриотизм и гражданственность, ответственность и уважительное отношение к святыням родной земли, ее истории и наследию отечественной и мировой культуры.

4. Воспитывать уважение к людям разной религии, культуры, профессии.

5. Посещать объекты духовного краеведения Приднестровья (музеи, памятные места).

Традиционные мероприятия:

1. Проведение еженедельных бесед о культуре поведения, о Родине и т.д.

2. Проведение информационных бесед о событиях в стране и за рубежом.

3. Организация экскурсий в музеи и по памятным местам.

Организация самоподготовки обучающихся

Задачи:

1. Формировать и развивать навыки самостоятельной работы.

2. Совершенствовать организацию выполнения домашнего задания.

3. Повышать мотивацию и заинтересованность.

4. Систематически организовывать совместно с учителем консультационную работу с детьми.

Традиционные мероприятия:

1. Ежедневно проводить проверку уроков.

2. Ежедневно проводить беседы, познавательные игры.

Трудовое воспитание

Задачи:

1. Воспитывать у детей бережное отношение к вещам, учебному оборудованию.

2. Воспитывать уважение к труду.

3. Направлять детей на участие в трудовых делах класса, школы.

Традиционные мероприятия:

1. Ежедневно убирать после занятий рабочее место.

2. Проводить беседы о людях разных профессий.

3. Проводить проверку сохранности школьного имущества.

Наблюдения за окружающим миром

Задачи:

1. Создавать условия для наблюдения и ухода за комнатными растениями и растениями на участке.

2. Учить наблюдать за особенностями изменения природы в разные времена года.

3. Развивать интерес и любовь к природе, формировать экологическое мышление.

Традиционные мероприятия:

1. Еженедельное чтение художественной литературы.

2. Еженедельные беседы о природе и бережном отношении к ней.

3. Организация подкормки птиц на участке в зимнее время.

4. Проведение викторин о природе.

Эстетическое воспитание

Задачи:

1. Формировать у детей образную, выразительную, правильную речь.

2. Создавать условия для развития художественного вкуса у детей.

3. Развивать культурное взаимоотношение детей в коллективе.

4. Знакомить детей с различными видами искусств: живопись, скульптура, архитектура.

Традиционные мероприятия:

1. Еженедельно организовывать изобразительное творчество у детей. Проводить тематические конкурсы рисунков.

2. Организовывать просмотр видеофильмов.

3. Проводить беседы, обсуждение фильмов.

Оздоровительная работа

Задачи:

1. Развивать у детей потребность в спорте.

2. Формировать у детей навыки гигиены.

3. Закреплять навыки поведения в спортзале и при проведении физкультурных занятий.

Традиционные мероприятия:

1. Ежедневно организовывать подвижные игры на воздухе, физкультминутки на самоподготовке.

2. Ежедневно проводить проверку чистоты рук, лица, одежды.

3. Проводить беседы о личной гигиене.

4. Принимать участие в днях здоровья.

Работа над культурой поведения в школе

Задачи:

1. Ознакомление детей с основными правилами поведения в школе в целях профилактики правонарушений среди школьников.

2. Проведение бесед по поводу травмоопасных ситуаций в школе с целью профилактики.

Традиционные мероприятия:

1. Еженедельные беседы о правилах поведения в общественных местах.

2. Знакомство с уставом школы.

3. Организация досуга в правильной форме.

Раздел 2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ ПРЕБЫВАНИЯОБУЧАЮЩИХСЯ В ГРУППЕ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ

2.1. Организация самоподготовки обучающихся

Самоподготовка – одна из форм организации учебного процесса в группе продленного дня.

Цель самоподготовки: привить обучающимся навыки самообразовательной работы, которым в обыденной жизни придается огромное значение.

При этом учитывается возраст школьников, их самообразовательные возможности, эффективность закрепления знаний, полученных на уроках,и упражнений в их практическом применении.

Задачи самоподготовки:

– расширение границ учебной работы;

– получение доступных для самостоятельного усвоения знаний, умений и навыков;

– закрепление и повторение изученного на уроках материала;

– упражнение в применении знаний, умений и навыков для их прочного усвоения;

– развитие интереса к учению;

– приобретение школьниками навыков самостоятельной работы;

– формирование исполнительских навыков.

Ведущие формы учебной деятельности на самоподготовке:

– коллективная деятельность;

– самостоятельная деятельность.

Воспитатель может варьировать различные формы учебной деятельности обучающихся в процессе самоподготовки: индивидуальная самостоятельная работа, работа в парах и группах и т.д., то есть управлять формами взаимодействия, сотрудничества обучающихся в условиях учебного общения.

Организация учебной деятельности в процессе самоподготовки предполагает регуляцию общения между воспитателем ГПД и обучающимися, между учениками, внутри группы, между воспитателем и одним учеником во время консультации и в ходе самостоятельной работы ученика с книгой, а также систематическую работу педагога по преодолению трудностей объективного и субъективного характера, с которыми сталкивается ученик

при самостоятельном выполнении домашних заданий.

 К этим трудностям можно отнести:

– неумение рационально организовать самостоятельную работу, распределить свое время;

– отрицательное отношение к учебной деятельности, отсутствие интереса к учению, непонимание целей, содержания домашних заданий;

– общая неорганизованность и отсутствие достаточных волевых качеств.

Основные этапы самоподготовки:

1. Подготовка детей к работе (организационный этап).

2. Самостоятельное изучение материала.

3. Самоконтроль и самооценка.

4. Заключительный педагогический контроль.

Дидактические требования к самоподготовке:

1. Занятия по самоподготовке проводятся регулярно, в одно и то же время, имеют определенную продолжительность.

2. Задания ученики выполняют самостоятельно.

3. Проверка проводится поэтапно (самопроверка, взаимопроверка, проверка воспитателем).

4. Производится первичная поэтапная оценка выполненной работы(самооценка, взаимооценка, оценка воспитателем).

5. Планируется индивидуальная работа со слабоуспевающими учениками.

6. Объем и характер заданий регулируются с помощью обоюдных контактов учителей и воспитателей.

Воспитательные требования к самоподготовке:

1. Отказ от применения каких-либо мер наказания.

2. Использование разнообразных форм одобрения, стимулирующих любые проявления самостоятельности при выполнении домашнего задания.

3. Содействие прилежному отношению обучающихся к самостоятельной работе.

4. Недопустимость во время самоподготовки назидательных бесед с воспитанниками, замечаний, отвлекающих учеников от работы, выражение принуждения в скрытой форме.

5. Разъяснение ведется по мере необходимости.

6. Терпимое отношение к промахам обучающихся во время работы.

Организация выполнения домашних заданий

В плане воспитателя обязательно должна быть связь с уроком (первая половина дня)  кто, что не усвоил на уроке, кому, в чем нужна помощь.

Анализ домашнего задания:

1. Что задано? (докладывает ответственный или дежурный).

2. Какие трудности встретили при выполнении домашнего задания?

3. Обоснование трудностей выполнения, то есть, какие правила, схемы, таблицы и другие виды заданий надо выполнить, повторить, чтобы справиться с заданием.

4. Выполнение (самостоятельно).

Индивидуальный подход воспитателя (помощь тем, кто в ней нуждается).

2.2. Организация досуговой деятельности

Режим продленного дня должен благоприятствовать успешному протеканию воспитательной работы в группе продленного дня, которая имеет целью передачу воспитанникам основ культуры поведения, умственной, этической и эстетической деятельности в соответствии с идеалом всестороннего и гармоничного развития.

Содержание, формы, методы и средства направлены на решение задачи развития и формирования познавательных навыков детей в группе продленного дня во время активного отдыха.

Коллективная досуговая деятельность в разные дни недели занимает до 30 % времени пребывания обучающихся в группе продленного дня.

Досуг – часть нерабочего времени, оставшаяся после выполнения непреложных обязанностей.

Активный отдых – это многоплановая деятельность обучающихся.

Основное назначение – заполнить свободное время после уроков. Она выступает в индивидуальной и коллективной формах. Ученики сами могут выбирать вид отдыха: чтение, спортивные игры, прогулки. По своему содержанию эта деятельность многогранна. Она включает интеллектуальную, познавательную, трудовую, художественно-эстетическую, игровую и спортивную деятельность.

Прогулка в ГПД – активный отдых, организованный на воздухе. Прогулка оказывает благоприятное влияние на функциональное состояние центральной нервной системы обучающихся.

Проведение прогулки требует такой же продуманности и подготовки, как и все другие виды деятельности. Ее нужно сделать содержательной и интересной. А это требует разнообразия в проведении прогулки, учета физической нагрузки, рационального чередования занятий. Чередование занятий повышает интерес именно к коллективной прогулке, где воспитатель решает сразу две задачи: обеспечить интересное проведение времени и содействовать укреплению коллектива.

Все занятия на воздухе разделяются на группы:

– природоведческие экскурсии например: «Лесное царство», «В садах

опять колдует листопад», «По следам пернатых», «Как прекрасен этот мир»,

«Зимняя сказка» и др.;

– обществоведческие экскурсии например: «Труд работников в школе», «Город, в котором я живу» и др.;

– прогулки- практикумы например: «Красный, желтый, зеленый», «Правила поведения в природе» и др.;

– творческие прогулки например: «Осенний сон», «Есть в осени первоначальной», «Удивительное рядом» и др.;

– следопытские прогулки: например: «Найди клад» и другие квесты.

Мероприятия в ГПД

Среди форм организации воспитательного процесса в практике широко использую мероприятия. Они могут быть простыми и сложными. Среди сложных в организационном плане особо выделяют праздники, соревнования, конкурсы. Все они требуют разработки сценария, предусматривающего разноплановую деятельность. В группе продленного дня как нигде отражается воспитанность учеников. Каждый месяц необходимо проводить такие мероприятия, как «Азбука поведения», игра-путешествие «По морю вежливости», этические беседы, инсценировки: «В театре», «Вежливые слова», «Помни о других».

К мероприятиям относятся:

– события;

– занятия;

– встречи с интересными людьми.

Цель воспитательного мероприятия – взаимодействие друг с другом, развлечение. Но с помощью одного мероприятия отношение (потребности ,мотивы, действия, поступки) не сформируешь. Воспитательное мероприятие – часть цели в результате всей воспитательной работы.

Структура любого мероприятия:

Первый этап – подготовительный, назначение которого вызвать у детей желание участвовать в мероприятии.

Второй этап – создание психологического настроя, формирование готовности к предстоящей работе. Здесь целесообразно использовать вступительное слово, музыкальный фрагмент. Важно оформление класса, в котором проводится мероприятие.

Третий этап – содержательный. На нем осуществляется достижение предметного результата: дети участвуют в диалоге, слушают воспитателя, взаимодействуют и проявляют к нему свое отношение.

Четвертый этап – эмоциональное, четкое завершение мероприятия. Суть его в том, чтобы вызвать или усилить положительные переживания, удовлетворение по поводу проведенного мероприятия.

КТД (коллективное творческое дело) в ГПД

КТД – дело, которое задумывается, планируется, проводится самими детьми на пользу своему коллективу и окружающим людям.

Первый этап – предварительная работа воспитателя. На этом этапе ставится цель, определяется место КТД в системе других форм воспитательной работы.

Второй этап – коллективное планирование. Воспитатель проводит стартовую беседу, в процессе которой обсуждается, как и для кого провести КТД. Затем ведется работа в микро группах – обсуждение дела.

Третий этап – коллективная подготовка, где разрабатывается окончательный вариант дела, распределяются поручения в микро группах. Поощряются сюрпризы, интересные находки.

Четвертый этап – коллективное осуществление задуманного. Каждая микро группа демонстрирует то, что заготовила.

Пятый этап – анализ, помогающий выявить значимость данного КТД с помощью вопросов типа:

– Что было хорошо и почему?

– Что нужно учесть на будущее?

Главное – организовать обсуждение в микро группах и выслушать мнение ребят.

Шестой этап – продолжение начатого в других формах деятельности. КТД можно использовать в разновозрастной группе или с ребятами вторых и третьих классов. Ребята любят эту форму работы, поскольку здесь они чувствуют себя взрослее.

Приведем примеры таких КТД, как «Путешествие по морю вежливости», «Путешествие в страну сказок», «От зимы до осени», «Портрет культурного человека», «Хорошие поступки в страну Доброты», «Аукцион знаний», творческий конкурс.

Турнир-викторина – это КТД, предполагающее состязание в эрудиции нескольких команд и сочетающее особенности турнира (команды по очереди атакуют и обороняются) и викторины .

Обучающиеся ищут и задают вопросы, предполагающие занимательные задания, познавательные задачи. При подготовке к турниру-викторине дети делятся на команды, придумывают им названия, договариваются о количестве и теме вопросов. По очереди задаются вопросы на одну и ту же тему. Во время игры следует помнить, что главное в ней – не соревнование «Кто больше?», а умение дружно и слаженно работать. При подведении итогов нужно отмечать самые интересные вопросы и благодарить наиболее активных.

При составлении вопросов к познавательным викторинам следует придерживаться следующих правил:

– нельзя, чтобы вопрос превращался в задание, требующее полного ответа;

– нельзя, чтобы вопрос был глупым;

– нельзя, чтобы вопрос требовал перечисления;

– нельзя, чтобы вопрос состоял из нескольких вопросов.

Аукцион знаний – это КТД, сочетающее коллективную познавательную игру и соревнование. Дети придумывают и секретно для других изготавливают несколько предметов-великанов. Когда подготовка закончена, все предметы выставляют на аукцион. Выбирается помощник, который будет подсчитывать баллы, напоминает правила игры: предмет может быть приобретен любой командой в обмен на знания. Приобрести вещь может команда, выставившая ее на аукцион. Следовательно, даже слабый, но дружный коллектив может победить. В работе можно использовать следующие «аукционы знаний»: «Овощи и фрукты», «Игры и игрушки», «Сказочные герои», «Волшебные слова», «Аукцион имен».

Аукцион вполне логично использовать как составную часть в праздниках и интеллектуальных играх.

Творческий конкурс. Конкурс – это соревнование двух или более участников в каком-либо виде деятельности. За победу в конкурсе полагается вознаграждение. Творческий конкурс – значит оригинальный, нестандартный. Здесь участники соревнуются в той деятельности, которая отличается творчеством. Можно использовать в работе следующие конкурсы: «Если бы я был волшебником», «Красноречие», «Паутинка», «Пятиминутка эрудитов», «Ярмарка профессий», «Космическое меню», «Письмо о людях жителям других планет», «Путешествие в страну Пейзажа», «Красный, желтый, зеленый», «Проще простого», «Разминка».

При организации творческого конкурса есть 10 главных компонентов успеха, о которых следует помнить:

– интересные задания;

– красивое оформление;

– материальное обеспечение;

– музыкальное сопровождение;

– находчивый ведущий;

– компетентное жюри;

– эмоциональные зрители;

– исполнительные помощники;

– подготовленные команды;

– призы для зрителей.

Самое необходимое для проведения конкурса – придумать задания, которые должны будить воображение детей. Начинается конкурс со вступительного слова ведущего. В завершении – слова благодарности всем участникам.

Праздник – особая форма воспитательной работы, включающая различные виды деятельности детей. Поэтому праздник считается стержневой формой работы, вокруг которой и в тесной взаимосвязи с ней организуется КТД, мероприятия, игры и т.п. Очень важно, чтобы каждый ребенок смог проявить свои таланты, способности, увлечения. Необходимо, чтобы ребенок смог почувствовать свою значимость. Ребят больше всего радует праздник, когда они узнают что-то новое, когда радуют своих родителей. Часто именно на празднике ребенок само утверждается.

Удовлетворить эти пожелания детей возможно, если:

– содержание и форма проведения праздника соответствует возрасту детей;

– праздник является итогом определенной практической деятельности детей и взрослых.

Праздник выступает в единстве с другими формами воспитательной работы (беседа, экскурсия, КТД и другие), вокруг которого разворачивается групповая и индивидуальная деятельность детей и взрослых. Что касается содержания праздника, то оно предполагает разнообразие видов деятельности (игры, песни, танцы, конкурсы и т.д.). При проведении праздника необходимо учитывать важные моменты его подготовки и проведения. Часто для ребенка является значимой подготовка к празднику, а не сам праздник. Важно для детей младшего школьного возраста быть оцененным старшими: родителями, учителями, воспитателями, а также администрацией школы.

Содержанию праздника соответствует и его организация: всем участникам праздника должно быть весело, радостно, комфортно, поэтому важен экспромт. Это не означает, что не должно быть «заготовок». Они нужны, но в меру. Для успешного проведения и завершение праздника должно быть не менее ярким и привлекательным, чем начало. Ребята очень любят сфотографироваться на память. Особо интересны и любимы детьми такие праздники, как «День игрушки», «Золотая осень», «Сказочный денек», «Рождественские посиделки», «Масленица». Для праздника дети могут готовить приглашения для гостей. Они очень серьезно подходят к их изготовлению. Чаще всего они делают открытки. Иногда им помогают родители.

Игра. Изучению детской игры посвятили свои исследования многие ученые. Авторы единодушны в том, что игра – это внутренняя потребность детей в активной деятельности, средство познания мира. «В детском возрасте, – говорил А.С. Макаренко, – игра – это норма жизни, ребенок играет даже тогда, когда делает серьезное дело». Вот почему игра является основным видом деятельности детей. Каждая игра выполняет определенные функции. Игра содержит большие воспитательные возможности, так как она всегда желанна. Игра оказывает огромное влияние на развитие ребенка: мотивационно потребительскую сферу, преодоление «познавательного эгоцентризма». Игры создают большие возможности для развития организаторских умений и навыков ребят.

Виды игр

1. Познавательные: игры-конкурсы, игры-путешествия, «Поле чудес» ,«Счастливый случай», «Разнобой», «О, счастливчик!», «Кто хочет получить приз», «Что? Где? Когда?», «Своя игра» и др. .

2. Интеллектуальные: небольшие логические задания для детей. К ним относятся ребусы, кроссворды . На первый взгляд кажется, что их выполнение не составляет трудностей для ребенка. На самом деле они напрягают весь свой ум, силу чтобы решить задачу, причем справляются далеко не все. Поэтому особенно важно подходить к детям очень индивидуально, учитывать уровень развития ребенка; следует разнообразить игры по степени сложности, чтобы каждый воспитанник чувствовал свою значимость и мог проявить свой интеллект. Необходимо давать значительно времени для размышления, не спешить с ответом.

3. Сюжетно-ролевые игры младших школьников имеют свои особенности. Так, например, они непродолжительны по времени и в них участвует небольшое количество человек .

4. Подвижные игры – не только форма активного отдыха детей, но и средство их приобщения к здоровому образу жизни. Целесообразно вовлекать детей в подвижные, эмоциональные игры, игры-соревнования, эстафеты, которые развивают у них смекалку, сообразительность, быстроту реакции, уменьшают скованность и эмоциональную заторможенность. В работе воспитателя ГПД с детьми младшего школьного возраста целесообразно использовать загадки, загадки-шутки, шарады различной тематики и т.д.

2.3. Работа с одаренными детьми

Именно в школе развиваются воображение и фантазия, творческое мышление, воспитываются любознательность, самостоятельность, активность, инициатива, формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, критически оценивать деятельность. Начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности, формируются потребности, лежащие в основе творчества.

В соответствие с этим можно выделить признаки одаренности:

– дети очень любопытны, активно исследуют окружающий мир и не терпят каких-либо ограничений своих исследований;

– способны долгое время (до нескольких часов) концентрировать внимание на одном деле, «погружаться» в него, если оно ему интересно;

– в общении между собой производят впечатление говорящих одновременно и не слушающих друг друга. Однако они всегда могут перейти на «нормальное» общение;

– часто «перескакивают» через последовательные этапы развития;

– большой словарный запас, с удовольствием читают словари и энциклопедии, придумывают новые слова;

– развито чувство справедливости. Они одинаково сильно реагируют на увиденные по телевизору и испытанные лично несправедливости;

– восприимчивы к неречевым проявлениям чувств и эмоций;

– большинство спят меньше сверстников, раньше отказываются от послеобеденного сна;

– часто раздражают окружающих привычкой поправлять других и считать себя всегда правым;

– если одаренный ребенок не имеет друзей среди ровесников, он начинает дружить со старшими или младшими детьми, или со взрослыми.

Виды одаренности:

– в практической деятельности – в ремеслах, спортивная, организационная одаренность;

– в познавательной деятельности – интеллектуальная одаренность различных видов в зависимости от предметного содержания деятельности (в области естественных и гуманитарных наук, интеллектуальных игр и др.);

– в художественно-эстетической деятельности – хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одаренность;

– в духовно-ценностной деятельности – одаренность, которая проявляется в создании новых духовных ценностей.

Безусловно, процесс выявления и поддержки юных дарований сложен и многогранен. Но очевидно, что работа с одаренными детьми будет успешной только в том случае, если руководят этим непростым процессом становления юных дарований одаренные взрослые – педагоги. Говоря о формах работы с одаренными детьми, необходимо сразу оговорить следующее: работа с такими обучающимися распадается на две формы – урочную и внеурочную.

Подробнее остановимся на внеурочной форме работы, то есть в рамках ГПД.

Внеурочная форма предоставляет каждому ребенку возможность свободного выбора образовательной области, включения в разнообразные виды деятельности с учетом их индивидуальных склонностей. Рассмотрим, как реализуется работа со способными учениками во внеурочной деятельности в группе продленного дня.

Традиционным видом работы с одаренными детьми является проведение предметной недели, которая стимулирует познавательную и творческую деятельность обучающихся. В рамках недели реализуются самые разнообразные методы и формы: конкурсы, олимпиады, КВН, интеллектуальные игры и марафоны, заседание клуба знатоков. Театрализованные праздники способствуют повышению мотивации детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию, так как в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах .Особого внимания заслуживают такие формы внеурочной работы, как интеллектуальные казино, игры «Что? Где? Когда?», «Своя игра», «Слабое звено», предметные викторины, конкурсы. Вот здесь и работают такие принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми, как принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития личности и принцип возрастания роли внеурочной деятельности. Важную роль играет участие в различного рода конкурсах исследовательских работ, где ребенок в максимальной степени проявляет свои возможности, выступает в так называемой роли начинающего ученого . Заниматься развитием интеллектуальных и творческих способностей необходимо.

Творческие и интеллектуальные способности – залог прогресса в любой сфере человеческой жизни.

2.4. Работа со слабоуспевающими детьми

Рассмотрим типы неуспевающих учеников:

1. Низкое качество мыслительной деятельности (слабое развитие познавательных процессов – внимания, памяти, мышления, не сформированность познавательных умений и навыков и т.д.) – сочетается с положительным отношением к учению.

2. Высокое качество мыслительной деятельности в паре с отрицательным отношением к учению.

 3. Низкое качество мыслительной деятельности сочетается с отрицательным отношением к учению.

Такая типология имеет большое практическое значение. Зная истинные причины неуспеваемости, мы сможем оказывать каждой из групп учащихся дифференцированную помощь.

Одна из наиболее распространенных мер преодоления неуспеваемости – это организация дополнительных занятий с отстающими во внеурочное время. Причем используется она для всех учеников независимо от того, какая именно причина вызвала их отставание. Так что нередко  воспитатель ГПД акцентирует внимание на выполнение уроков учениками из первой и второй групп. И тем и другим дает задание и говорит: «Сидите, учите!», но ведь этим школьникам нужна разная помощь. Дополнительное занятие с обучающимися из второй группы в какой-то степени оправдано, поскольку дома они к урокам не готовятся. Но почему сюда же попали школьники из первой группы? Ведь они всегда добросовестно готовятся к урокам, очень прилежны и старательны. Не успевают они совсем по другой причине, следовательно, нуждаются в другой форме коррекционной работы.

Другой пример: после уроков учитель оставляет учеников с астеническим состоянием, ослабленных, страдающих быстрой утомляемостью; они нуждаются в щадящем режиме учебной работы, но педагог, не зная истинной причины, обрушивает на их плечи дополнительные нагрузки; проку от такой помощи мало, она лишь создает внешнюю видимость борьбы за успеваемость. В обоих приведенных выше примерах учитель использовал экстенсивный подход преодоления неуспеваемости: увеличение учебной нагрузки.

Беда такого подхода не только в том, что он приводит к перегрузкам, а в том, что учитель не дифференцирует помощь обучающимся в зависимости от причин, вызвавших неуспеваемость.

Итак, данные примеры убеждают нас в том, что каждой группе неуспевающих необходимо подбирать определенные формы и методы помощи как в учебное время, так и во внеурочных элементах работы с учениками.

Для первой группы неуспевающих (со слабым развитием мыслительной деятельности, но с желанием учиться) рекомендуются специально организованные занятия по формированию познавательных процессов – внимания, памяти, отдельных мыслительных операций: сравнения, классификации, обобщения. Занятия по формированию учебных навыков: алгоритм решения задачи или работа с ее условием, развитие скорости чтения и т.д.

Главное в работе с ними – учить воспитателя. Взывать к чувству долга, совести, вызывать

родителей данных обучающихся в школу бесполезно. Они сами болезненно переживают свои неудачи. Наоборот, надо вместе с ними радоваться каждой, пусть малейшей, но победе, каждому продвижению вперед.

Причиной плохой успеваемости учащихся второй группы является их внутренняя личностная позиция – нежелание учиться. В силу разных причин их интересы лежат вне рамок учебной деятельности. Школу они посещают без всякого желания, на уроках избегают активной познавательной деятельности, к поручениям учителей относятся отрицательно. Об учениках этой группы можно сказать так: будет мотивация – будет продуктивность учебной деятельности!

И, наконец, самой сложной группой неуспевающих учеников является третий тип. У каждого ребенка есть свои сильные стороны, свои положительные качества. Воспитателю ГДП необходимо найти эту сферу жизни ребенка и сконцентрировать внимание ребенка на том, что он действительно может.

При учебно-воспитательной работе с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися важно учитывать следующие положения:

– формы, методы обучения должны решать задачу обработки учебной информации в виде повторения, закрепления, изучения и т.д.;

– объем и способ обработки информации должны планироваться воспитателем ГПД заранее;

– четкая формулировка инструкции перед началом работы обучающихся;

– деятельность обучающихся должна носить развивающий характер.

Наряду с вышеописанными формами и методами обучения, для устранения проблем в усвоении знаний рекомендуем в работе с неуспевающими и слабоуспевающими обучающимися использовать метод поручений. Поручения обучающиеся выполняют при непосредственной поддержке воспитателя ГПД. Они должны вызывать у обучающихся положительные эмоции.

2.5. Работа с детьми девиантного поведения

Приступая к работе с «девиантами», педагог зачастую вступает в своеобразное конфликтное пространство, так как его подопечные находятся в затяжном, а то и перманентном конфликте со школой, и любой учитель или воспитатель ГПД в их понимании – это представитель противоположной стороны, противник в этом конфликте . Дети, привыкшие к крикам, упрекам, нравоучениям, вобрали в себя уже на уровне рефлекса, автоматически педагогические изыски типа «дай дневник», «выйди из класса», «ты мешаешь». Они остаются глухими к вашим громким замечаниям.

Понятие «девиантное» произошло от латинского «deviatio» – отклонение. Отклоняющееся, девиантное поведение – система поступков или отдельные поступки, противоречащие принятым в обществе правовым или нравственным нормам.

Причины девиантного поведения у детей младшего школьного возраста

главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья.

В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям, человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Исследователи отмечают, что в последние годы большая деловая загруженность родителей, длительные командировки и т.п. становятся одной из причин развития у ребенка девиантного поведения, поскольку ребенок, лишенный внимания и контроля со стороны родителей, более подвержен отрицательному влиянию асоциальной среды. Исследователи отмечают особое значение для возможного развития отклоняющегося поведения ребенка, его неумеренно робкого, пассивного или, наоборот, агрессивного поведения, нарушения дисциплины. Отсутствие конструктивного контакта со сверстниками и педагогами приводит к тому, что организация образования из места самореализации ребенка, раскрытия его потенциальных возможностей становится дополнительным стрессогенным фактором. Эти дети, ослабленные социально, морально и физически, нуждаются и в поддержке, и в помощи. Часто это дети депрессивные, закомплексованные, попавшие в сложные жизненные ситуации. Как им может помочь классный воспитатель ГПД?

Первое, что нужно сделать – это обратиться за консультацией к школьному психологу, который сможет определить, какой именно подход необходим к конкретному ребенку девиантного поведения. Педагогу целесообразно овладеть системой индивидуальной работы с обучающимися девиантного поведения, которая условно включает несколько этапов:

1-й этап – контактный, в ходе которого снимается смысловой и эмоциональный барьер между обучающимся и педагогом. В процессе беседы с обучающимся девиантного поведения педагог сначала задает ситуативные по содержанию вопросы, предполагающие ответ «да» (Ты любишь маму? Ты хотел бы на каникулах отдохнуть в лагере, сходить в поход, поехать на море?) . Это снижает порог сопротивления. Затем можно поговорить об интересах, увлечениях, при этом подчеркнуть индивидуальность, оригинальность личности обучающегося. И только потом можно обсудить отклоняющееся поведение (Непонятно, как человек с такими качествами, интересами, возможностями мог поступить так-то, заниматься этим и т.д.) и предложить выработать общий план действий по изменению ситуации.

2-й этап – диагностический, возможен только при доверительных отношениях. Изучение системы нравственных представлений, мотивов, особенностей развития и т.д. данного обучающегося может проводиться на продленке со всем классом, чтобы он не чувствовал себя объектом особого внимания. На основе диагностики разрабатывается и составляется программа индивидуальной помощи, рекомендации педагогам, родителям.

3-й этап – коррекционный, на котором педагогическая помощь заключается в создании ситуации успеха, условий для участия в полезной общественно и личностно значимой деятельности, осуществляется контроль и помощь в установлении отношений с окружающими, положительное подкрепление, стимулирование.

4-й этап – самостоятельности, готовности обучающегося работать над собой: самоанализ, самокритика, самодисциплина, самоограничение и т.д.

Главное условие успеха – это высокая культура общения и педагогический такт педагога, долготерпение и вера в силы обучающегося, постоянная поддержка, стимулирование позитивного поведения и сведение к минимуму предупредительно-карательных мер в ответ на различные формы отклоняющегося от норм поведения.

Повышается роль социально-педагогической и психологической службы в системе воспитательно-профилактической работы. С обучающимися, которые имеют склонность к девиантному поведению, с целью профилактики применяются различные формы работы:

а) индивидуальные личностно-ориентированные тренинги и беседы;

б) вовлечение во внеклассные мероприятия;

в) вовлечение в общественную жизнь учебного заведения (участие в спортивных мероприятиях, конкурсах прикладного творчества, рисунков и т.д.).

При взаимодействии воспитателя в рамках ГПД с детьми девиантного поведения необходимо следовать следующим рекомендациям:

– сосредоточить внимание обучающегося не только и не столько на усвоении общих составляющих содержания учебного предмета, сколько на нахождении каждым ребенком личностного смысла изучаемого предмета или занятия; 

– помнить, что ребенок имеет право на ошибку;

– ребенок всегда должен быть выслушан; в случае несогласия с его точкой зрения воспитатель тактично и предметно ее оспорит;

– использовать как можно больше наглядности, игровых моментов, физкультминуток;

– обучающийся должен быть уверен, что ему не будут постоянно приводить в пример других ребят, его не будут сравнивать с другими, а только с самим собой на разных этапах роста;

– необходимо делать акцент на позитивные аспекты в анализе работы и поведения девиантного ребенка;

– учитывать в учебном процессе индивидуальные особенности девиантного ребенка: скорость восприятия, усвоения, характер мышления и запоминания, специфику речи и т.п.;

– не требовать от ребенка невозможного и не пытаться унизить его чувство собственного достоинства; оказывать своевременную и ненавязчивую помощь;

– не вести борьбу с ребенком по разным незначительным поводам и пустякам;

– нельзя использовать агрессивные методы воздействия воспитания и наказания, так как агрессивность – это следствие враждебности, а школа –не поле битвы.

Главное в работе с детьми девиантного поведения – толерантное отношение к особенностям их личности.

Раздел 3. Особенности организации работы с родителями воспитанников

Как вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс?

Взаимодействие семьи и школы в развитии личности ребенка зависит, прежде всего, от того, как складывается взаимодействие взрослых в этом процессе. Родители и педагоги – воспитатели одних и тех же детей, и результат воспитания может быть успешным тогда, когда учителя и родители станут союзниками. Невозможно не вспомнить слова В.А. Сухомлинского, который говорил о том, что воспитание детей надо начинать с воспитания родителей. Именно родители должны стать нашими помощниками, союзниками, участниками единого педагогического процесса, коллегами в деле воспитания детей. Но, к сожалению, практика показывает, что не все родители имеют специальные знания в области воспитания и испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Не все родители откликаются на стремление к сотрудничеству, не все родители проявляют интерес к объединению усилий по воспитанию своего ребенка.

Проблема вовлечения родителей в единое пространство детского развития в школе решается в трех направлениях:

– повышение педагогической культуры родителей;

– вовлечение родителей в деятельность школы;

– совместная работа по обмену опытом.

Перед педагогами поставлена цель – сделать родителей активными участниками педагогического процесса, оказав им помощь в реализации ответственности за воспитание и обучение детей.

Для достижения данной цели, для координации деятельности школы и родителей педагогический коллектив работает над решением следующих задач:

1. Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

2. Объединить усилия семьи и школы для развития и воспитания детей.

3. Создать атмосферу взаимопонимания, общности интересов, позитивный настрой на общение и доброжелательную взаимоподдержку родителей, воспитанников и педагогов школы.

4. Активизировать и обогащать умения родителей по воспитанию детей.

5. Поддерживать уверенность родителей (законных представителей) в собственных педагогических возможностях.

В рамках ГПД необходимо проводить работу с родителями с дифференцированным подходом, учитывая социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью организации образования, повышая культуру педагогической грамотности семьи. Семья и школа, взаимодействуя друг с другом, создают оптимальные условия для полноценного развития ребенка, накопления определенного социального опыта.

Принципы взаимодействия с родителями

1. Доброжелательный стиль общения педагога с родителями. Позитивный настрой на общение является самым прочным фундаментом, на котором строится вся работа педагога с родителями. В общении с родителями неуместны категоричность, требовательный тон. Ведь любая прекрасно выстроенная модель взаимодействия с семьей останется «моделью на бумаге», если воспитатель не выработает для себя конкретных форм корректного общения с родителями. Ежедневное доброжелательное взаимодействие воспитателя с родителями значит гораздо больше, чем отдельное хорошо проведенное мероприятие.

2. Индивидуальный подход. Воспитатель, общаясь с родителями, должен чувствовать ситуацию, настроение мамы и папы (быть своего рода психологом). В этом случае воспитатель должен проявить лояльность и успокоить родителя, посочувствовать и вместе подумать, как помочь ребенку в той или иной ситуации.

3. Сотрудничество, а не наставничество. Современные мамы и папы в большинстве своем люди грамотные, осведомленные и, конечно, хорошо знающие, как им надо воспитывать своих собственных детей. Поэтому позиция наставления сегодня вряд ли принесет положительные результаты. Гораздо эффективнее будут создание атмосферы взаимопомощи и поддержки семьи в сложных педагогических ситуациях, демонстрация заинтересованности воспитателя разобраться в проблемах семьи и искреннее желание помочь.

4. Готовимся серьезно. Любое, даже самое небольшое мероприятие по работе с родителями необходимо тщательно и серьезно готовить. Главное в этой работе – качество, а не количество отдельно взятых, не связанных между собой мероприятий. Слабое, плохо подготовленное мероприятие может негативно повлиять на положительный имидж конкретного педагога и организации образования в целом.

5. Динамичность. Отдельно взятый класс в сегодняшнем быстро меняющемся мире должен находиться в режиме развития, а не функционирования, представлять собой мобильную систему, быстро реагировать на изменения социального состава родителей, их образовательные потребности и воспитательные запросы. В зависимости от этого должны меняться формы работы и направления работы воспитателя. Воспитатель ГПД, привлекая родителей к участию в воспитательной работе в классе, должен обратить самое серьезное внимание на поощрение самых активных родителей в жизни класса. Эта традиция должна сохраняться в течение всего времени посещения обучающимися школы. Формы поощрения родителей могут быть самыми разнообразными – грамоты, благодарственные письма, медали и шутливые ордена, изготовление сувениров самими учащимися, дипломов и множество различных необычных форм поощрения родителей за активное участие в жизни учебного коллектива.

Организация общения педагога с родителями учеников остается одной из наиболее сложных проблем. Итак, с чего начать? А начинать (это уже проверено опытом) необходимо с анализа социального состава родителей, их настроя и ожидания от посещения ребенком начальной школы. Проведение анкетирования, личных бесед на эту тему поможет воспитателю ГПД правильно выстроить работу с родителями, сделать ее эффективной, подобрать интересные формы взаимодействия с семьей.

Родителей детей сегодня можно условно разделить на три группы.

Первая группа: родители – помощники в воспитательной работе с детьми. Они добросовестны, активны, заинтересованы и готовы в любую минуту прийти на помощь. Вторая группа: родители – потенциальные помощники в воспитании детей. Они будут помогать, если будут знать, что и как надо делать.

Третья группа: родители не понимают или не хотят понимать требований школы в учебно-воспитательной работе. Они отрицательно относятся к школе, к учителям и воспитателям, проявляя это реже – открыто, чаще – скрыто.

Изучение семей обучающихся должно быть объективным, тактичным и осуществляться с целью дальнейшего психолого-педагогического просвещения родителей и коррекционной работы. Изучение семей обучающихся позволит  воспитателю ГПД лучше узнать ученика, понять уклад жизни семьи, ее традиции, духовные ценности, стиль взаимоотношений родителей и детей. Работа воспитателя ГПД, может потребовать создания отдельного плана работы с родителями обучающихся, в котором должны найти отражение основные направления деятельности педагога.

 В целом, содержание работы педагогов с родителями включает три основных блока:

1. Психолого-педагогическое просвещение родителей, повышение их педагогической культуры.

2. Вовлечение родителей в учебно-воспитательной процесс школы.

3. Участие родителей в управлении школой.

Каждый из них реализуется через систему форм и видов деятельности.

1.Психолого-педагогическое просвещение родителей:

– лекции, семинары, практикумы;

– внеклассные мероприятия;

– индивидуальные и тематические консультации;

– творческие группы, группы по интересам;

– родительские собрания;

– тренинги.

2.Вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс:

– дни творчества детей и родителей, совместные творческие дела;

– внеклассные мероприятия;

– организация кружков, секций, клубов;

– помощь в организации и проведении внеклассных дел;

– помощь в укреплении материально-технической базы класса и школы;

– шефская помощь трудным подросткам, неблагополучным семьям;

– родительский патруль во время проведения дискотек и вечеров отдыха.

3.Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом школы и класса:

– участие в работе родительского комитета и его комиссий;

– участие в работе Совета школы;

– участие в работе общественного совета содействия семье и школе.

Охарактеризуем коротко наиболее распространенные в педагогической практике групповые и индивидуальные формы работы воспитателя ГПД  и школы с родителями. 

Основной из них является родительское собрание – такая форма работы с родителями, в ходе которой обсуждаются задачи учебно-воспитательной работы, ее планирование, намечаются пути сотрудничества семьи со школой, анализируются и подводятся итоги работы.

Классные родительские собрания проводятся не реже, чем раз в четверть. Они посвящены обычно решению актуальных педагогических проблем. Виды родительских собраний разнообразны: организационные, тематические, итоговые и другие. Тематика собраний составляется классным руководителем и обсуждается родительским комитетом. Главными показателями эффективности родительских собраний являются активное участие в них родителей, атмосфера заинтересованного обсуждения поставленных вопросов, обмен опытом, ответы на вопросы, советы и рекомендации.

Лекция – форма психолого-педагогического просвещения родителей, в ходе которой раскрывается сущность той или иной проблемы обучения или воспитания, описываются закономерности психического и физического развития ребенка, анализируется опыт семейного воспитания и т.д. Важно, чтобы тематика лекций была разнообразной, интересной и актуальной для родителей.

Конференция также является формой педагогического просвещения. Она предусматривает расширение, углубление и закрепление знаний родителей о воспитании детей. Конференции могут быть научно-практическими, теоретическими, читательскими, по обмену опытом, конференциями отцов или матерей. Проводятся обычно раз в год и предполагают выступление по определенной теме не только педагогов, но и самих родителей.

Вечер вопросов и ответов проводится после опроса родителей и составления проблемных вопросов, касающихся воспитания детей. На вопросы родителей отвечают педагоги и другие приглашенные специалисты.

Практикум – это форма выработки у родителей педагогических умений по воспитанию детей, эффективному решению возникающих педагогических ситуаций. В ходе практикума родителям предлагается, например, найти выход из какой-либо конфликтной ситуации, которая может возникнуть во взаимоотношениях родителей и детей, родителей и школы.

Открытые уроки (внеклассные мероприятия) организуются с целью ознакомления родителей с учебными программами по предмету, методикой преподавания, требованиями учителей. Они дают возможность родителям лучше узнать своих детей, наблюдая за их деятельностью.

Индивидуальные (тематические) консультации – одна из форм межличностного взаимодействия педагога с родителями, в процессе которой родители получают реальное представление об учебной деятельности и поведении ребенка в школе, а педагог – необходимые ему сведения для более глубокого понимания проблем ученика.

Эффективной формой индивидуальной работы классного руководителя с родителями является посещение семьи, которое осуществляется обязательно по приглашению. Педагог знакомится с условиями жизни ученика, информирует родителей об успехах ребенка, беседует с ними о его характере, интересах и т.п., дает советы и рекомендации родителям по воспитанию ребенка.

Иногда педагог прибегает к переписке с родителями как в письменной форме их информирования об успехах детей, извещения о предстоящей деятельности в школе, поздравления с праздниками и т.п.

Педагогические поручения предполагают непосредственную работу родителей с обучающимися класса, например: руководство кружком по интересам, содействие в проведении экскурсий, спортивных мероприятий, участие в решении хозяйственных и других вопросов .

Воспитатель ГПД должен проводить целенаправленную работу по формированию взаимоотношений между детьми и их родителями, создавать ситуации для воспитания уважительного отношения детей к своим родителям. Этому могут способствовать:

а) поздравления с праздниками, днем рождения (подарки, сюрпризы);

б) сочинения, тематика которых связана с рассказом о своих близких;

в) рассказы о профессиях своих родителей;

г) творческие встречи с родителями, рассказывающие об их увлечениях;

д) организация выставок результатов труда родителей.

Каждый воспитатель ГПД выстраивает свою систему взаимоотношений, ищет свои формы и методы работы с различными категориями родителей. Необходима тщательная диагностика семейного воспитания, чтобы определить позитивный опыт, педагогический потенциал семей, скорректировать недостатки в воспитании, определить ценностные ориентации, которые должны быть восприняты родителями. Положительное воспитательное воздействие со стороны семьи и школы должно быть взаимодополняемым и сочетать в себе диалог и партнерские отношения. Таким образом, складывается система работы воспитателя ГПД с родителями.

Важно уделять особое внимание знакомству родителей обучающихся с содержанием и методикой организации образовательно-воспитательного процесса в детском коллективе, знакомить родителей с перспективами развития детского коллектива и дать возможность родителям стать активными участниками внеклассных дел. Необходимо привлекать родителей к кружковой и творческой работе с детским коллективом, в котором учится их ребенок. Необходимо, чтобы в классе формировались группы (родительские мини-объединения), которые помогают организовывать игровые мероприятия, оформляют стенгазеты и классные издания. Так, через изучение семей и совместную деятельность родителей и детей воспитатель ГПД добивается вовлечения родителей в образовательное пространство.

Опыт воспитателя ГПД многогранен. По своему статусу именно он –основной субъект воспитательной работы с родителями после уроков. Воспитатель вырабатывает основную стратегию и тактику взаимодействия, помогает родителям в разрешении противоречий семейного воспитания, корректировки воздействий окружающей социальной среды. Успеха добивается тот педагог, кто осуществляет переход к принципиально новым формам отношений. Организация образования делает педагогический процесс более свободным, гибким, дифференцируемым, гуманизирует отношения между детьми, педагогами и родителями; создает такие условия, чтобы у всех участников воспитательного процесса возникла личная готовность открыть самого себя в какой-то деятельности. Сотрудничество учителей и воспитателей ГПД, обучающихся и родителей в образовательном процессе позволяет получить в союзники родителей и дольше удерживать желание детей учиться в школе

Заключение

Внеклассная работа – составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени обучающихся. Уровень познавательной активности, ее место в структуре личностных качеств оказывает существенное влияние на качество различных видов деятельности: общественной, трудовой, эстетической и других.

Внеклассная воспитательная работа представляет собой совокупность различных видов деятельности и обладает широкими возможностями воспитательного воздействия на ребенка. Именно внеклассная работа (в нашем случае – в условиях ГПД) позволяет развивать познавательную активность младших школьников в различных образовательных областях.

Основная цель организации групп продленного дня – максимальное развитие личности каждого ребенка; воспитание сознательного, здорового члена общества, инициативного и думающего, формирование детского интеллекта; целенаправленное развитие у ребенка познавательных психических процессов: внимания, воображения, восприятия, памяти, мышления; раскрытие творческого потенциала каждого ребенка.

Список литературы

1. Единый квалификационный справочник должностей руководителей, специалистов и служащих. 2010.

2. Должностные инструкции воспитателя группы продленного дня (Профстандарт). Интернет-источник https://ohrana-tryda.com/node/1632

3. Инструкция по охране труда для школы. Интернет-источник https://ohrana-tryda.com/node/38

4. Багдасарова В.Е., Власова И.В. Организация младших школьников в группе продленного дня методом проектов на досуге. Статья. Международная конференция 24–25 апреля 2015 г. по дополнительному образованию. Дворец учащейся молодежи. СПб.

5. Гайдина Л.И., Кочергина А.В. Мастерская учителя. Группа продленного дня. – М.: Вако, 2007.

6. Кульневич С.В., Лакоценина Т.П. Воспитательная работа в начальной школе. – Волгоград: Учитель, 2002. – 163 с.

7. Кучма В.Р., Сердюковская Г.Н., Демин А.К. Руководство по гигиене и охране здоровья школьников. – М., 2000.

8. Методические рекомендации по работе в группе продленного дня. Интернет-источник https://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2016/12/20/metodicheskie-rekomendatsii-po-rabote-v-grupp

9. Осипова М.П., Бутрим Г.А., Мельничук И.А. Работа с родителями: пособие для учителей начальных классов общеобразовательных учреждений. – Мн.: Экоперспектива, 2013.

10. Осипова М.П., Козлович С.И., Панасевич З.М. Воспитание: пособие. – Мн.: Книжный Дом; Экоперспектива, 2012.

11. Планирование воспитательной роботы в классе: методическое пособие / под ред. Е.Н. Степанова. – М., 2000.

12. Положение о группе продленного дня в организации общего образования. 2019.

13. Попова И.Н., Исаева С.А., Ромашкова Е.И. Организация и содержание работы в группе продленного дня: начальная школа. – М.: Айрис Пресс, 2011.

14. Ромашкова Е.И. Игровые модели интеллектуального досуга в семье

и школе. – М., 2002.

15. Система воспитательной работы в группах продленного дня / авт.-сост. В.В. Гордиева. – Волгоград: Учитель, 2007. – 145 с.

16. Смирнов Н.К. Здоровьесберегающие образовательные технологии в современной школе. – М., 2002.

17. Степанова О.А. Профилактика школьных трудностей у детей: методическое пособие. – М.: ТЦ «Сфера», 2003.

18. Творческие игры и развивающие упражнения для группы продленного дня. 1–4 кл. / авт.-сост. Л.В. Мищенкова. – Волгоград: Учитель, 2010. –135 с.

19. Формирование ЗОЖ у младших школьников. Вып. 2: классные часы, тематические мероприятия, игры / авт.-сост. М.А. Павлова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 143 с.

20. Чупаха И.В., Пужаева Е.З., Соколова И.Ю. Здоровье сберегающие технологии. – М., 2003.

21. Школа полного дня: целый день идет игра: игровые технологии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ"

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ...

Методические рекомендации по организации работ по профилактике аутоагрессивного поведения обучающихся

Принципы профилактике аутоагрессивного поведения:·         принцип уникальности личности, состоящий в признании индивидуальности каждого человека;·...

Методические рекомендации по организации работы предметных цикловых комиссий в колледже

Одним из основных звеньев средних профессиональных учебных заведений, которое организует и осуществляет методическую работу по обучению и воспитанию студентов, являются цикловые комиссии (ЦК).Содержан...

Календарно-тематический план работы воспитателя группы продленного дня

На основе программы воспитателя группы продленного дня составляется тематический план на четверть. В плане прописывается воспитательское занятие, практикумы, прогулки на свежем воздухе с подвижными иг...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотрудниками дошкольной образовательной организации Специальность: 44.02.01 Д

Методические рекомендации включают вопросы и практические задания по каждой теме МДК.04.01 Теоретические и методические основы взаимодействия воспитателя с родителями (лицами, их заменяющими) и сотруд...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧЕБНОЙ МИНИ – ФИРМЫ

Представлен тематический план занятий на "Учебной мини-фирме" и даны краткие описания содержания занятий...

Методические рекомендации по организации работы методических объединений

Методические рекомендации адресованы  руководителям структурных подразделений, руководителям методических объединений педагогических работников, методистам. Они адаптированы к деятельности опреде...