МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧЕБНОЙ МИНИ – ФИРМЫ
методическая разработка

Представлен тематический план занятий на "Учебной мини-фирме" и даны краткие описания содержания занятий

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskie_rekomendatsii_200.doc130 КБ

Предварительный просмотр:

Методические рекомендации
по организации работы учебной мини – фирмы

При составлении тематического плана занятий на Учебной фирме следует исходить из специфики образовательного учреждения (специальности); необходимой глубины проработки тех или иных аспектов будущей деятельности выпускника; объема учебных часов, предусмотренных учебным планом для занятий на Учебной фирме.

В помощь преподавателям предложен вариант планирования, рассчитанного  на  200  учебных часов. Этот вариант плана можно брать за основу для использования  в системе среднего профессионального образования (в частности, для специальности 38.02.04. «Коммерция (по отраслям)») или для подготовки бакалавров в высших учебных заведениях (например, по направлениям  «Менеджмент», «Экономика», «Коммерция»).

Настоящее пособие рассчитано на усредненный вариант сценария деловой игры, позволяющий развивать игровую ситуацию как в сторону упрощения (например, для занятий со школьниками), так и в сторону усложнения и разветвления (например, для подготовки бакалавров экономики). Усредненный вариант развития игровой ситуации, рассчитанный на 200 академических часов, является результатом многолетнего поиска оптимального варианта.

Каждый преподаватель, опираясь на предложенный вариант, может самостоятельно формировать игровые ситуации, исходя из задач обучения.

Предлагаем краткие методические рекомендации по отдельным занятиям.

Сегодня в любой профессиональной сфере широко применяется унификация. В связи с этим при организации и проведении занятий целесообразно сделать упор на формирование у учащихся  навыков по заполнению унифицированных форм документов.

В современном бизнесе созданию и поддержанию имиджа организации уделяется большое внимание. Общая деловая культура и, в частности, культура переписки является неотъемлемой частью имиджа организации. Поэтому при планировании занятий предлагается обратить внимание на оформление различного вида писем, что способствует формированию культуры ведения переписки.

Занятие 1. Учреждение Общества с ограниченной ответственностью. При планировании занятия необходимо предусмотреть время для решения организационной задачи – распределение учащихся по мини-группам.

Проведению общего собрания учредителей предшествуют несколько этапов:

− выбор видов деятельности;

− определение состава учредителей;

− выбор организационно-правовой формы создаваемой организации;

− определение места расположения организации;

− составление бизнес-плана и другие.

Обычно эти этапы в достаточной мере рассматриваются на предметах теоретического цикла и остаются за рамками деятельности учебной фирмы.

Разработка учредительных документов может основываться на нормативных документах (например, на положениях Федерального закона РФ «Об обществах с ограниченной ответственностью»). В условиях ограниченности учебного времени для упрощения процесса разработки учредительных документов преподавателем могут быть заранее сформированы шаблоны, позволяющие рассмотреть основные разделы этих документов.

Занятие 2. Открытие расчетного счета в банке.

Формирование уставного капитала организации. По окончании процедуры государственной регистрации налоговый орган выдает организации пакет из восьми документов. Для преподавателя, имитирующего работу сторонних организаций, подготовить полный пакет документов для каждой мини-фирмы весьма затруднительно. Можно ограничиться выдачей Свидетельства о государственной регистрации организации и Свидетельства о постановке организации на учет в налоговом органе, заранее подготовленными преподавателем. Далее можно ознакомить учащихся с образцами остальных документов, объяснить их назначение.

Кроме того, можно выдать сводный имитационный документ, в котором указать сведения, необходимые для осуществления деятельности (присвоенные организации статистические коды; регистрационный номер страхователя в Фонде социального страхования РФ; регистрационный номер и размер страхового тарифа на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний и т.д.).

Рекомендуется подготовить сопроводительное письмо к пакету документов для открытия расчетного счета, хотя этот документ не является обязательным. Составление этого документа позволяет преподавателю дополнительно обратить внимание учащихся на перечень необходимых для открытия счета документов.

Способ внесения средств в уставный капитал можно выбрать исходя из квалификации будущего специалиста.

Занятие 3. Разработка организационной структуры. Важными задачами при проведении этого занятия являются знакомство учащихся с нормативной документацией и формирование у них умения пользоваться ею. Кроме того, на этом занятии формируются навыки составления и оформления организационно-распорядительной документации.

Учащиеся работают с такими документами, как:

  • Тарифно-квалификационный справочник (при выборе должностей в соответствии с функциями работников);
  • Типовые должностные инструкции (при разработке должностных инструкций по каждой должности, включенной в штатное расписание);
  • варианты правил внутреннего распорядка, предложенными преподавателем

Занятие 4. Технология трудоустройства Ведение документации по личному составу. Заключение трудового договора с директором и прием на работу главного бухгалтера осуществляются сразу после государственной регистрации организации. Однако оформление трудовых договоров и формирование личных дел может быть выполнено позже, что называется, «задним числом». Для этого рекомендуется выделить самостоятельное занятие.

Трудоустройство – ключевой момент в трудовой биографии. Во многих образовательных учреждениях НПО Санкт-Петербурга введена отдельная дисциплина «Поиск работы и технология трудоустройства».

При рассмотрении условий трудового договора важно разъяснить учащимся значимость детализации каждого пункта договора. В ситуации реального трудоустройства они должны быть готовы к проявлению инициативы в обсуждении условий трудового договора.

Следует обратить внимание учащихся на необходимость перед подписанием трудового договора внимательно изучить локальные нормативные акты (Должностную инструкцию, Правила внутреннего трудового распорядка, Инструкции по охране труда и др.).

Формирование собственного личного дела может осуществить каждый учащийся. Либо это проделает тот учащийся, который взял на себя исполнение роли работника кадровой службы.

При выполнении этого задания преподаватель может ограничиться перечислением документов, которые работник обязан предоставлять при  трудоустройстве. При усложнении игровой ситуации учащийся не только формирует личное дело, но и оформляет другие кадровые документы: Личную карточку (форма Т-2), Трудовую книжку, Книгу учета движения трудовых книжек и другие.

Занятие 5. Планирование деятельности торговой организации. Планирование само по себе – сложный процесс. Оно требует от специалиста теоретической подготовленности и большого количества достоверной фактической информации. Вместе с тем, деятельность организации без планирования невозможна.

Планирование – одно из самых сложных занятий в процессе обучения на Учебной фирме. Дополнительные сложности создает условность игровой ситуации и определенное количество допущений, связанных, прежде всего, с периодом планирования.

Ввиду ограниченности времени занятия и большого объема теоретического материала, который должен быть актуализирован на этом этапе, большого количества расчетных процедур, которые должны выполнить учащиеся, необходимо сосредоточиться на следующих аспектах: расчет амортизации, расчет издержек,  расчет цены, и собственно планирование.

В пособии имеются теоретические материалы для организации занятий с разной степенью сложности. Но при любом варианте развития игровой ситуации необходимо включить расчет издержек организации и оформление соответствующих документов.

В упрощенном варианте целью данного занятия станет ознакомление учащихся с основными экономическими понятиями: расходы и доходы, цена, прибыль, налоги и др. Учащимся может быть предложено, не производя сложных расчетов, определить  среднерыночную цену выбранного ими товара (просмотр каталогов и прайс-листов). Кроме того, можно отказаться от расчета амортизационных отчислений, предложив учащимся вариант аренды офиса, полностью оснащенного необходимым оборудованием.

В усредненном варианте можно использовать только один из методов расчета амортизации – линейный. Осуществить расчет продажной цены товара рекомендуется, исходя из заданного уровня цены закупки, рассчитанных издержек, предполагаемого уровня прибыли и др. Кроме того, учащиеся могут осуществить обратные расчеты, исходя из заданной (среднерыночной) продажной цены на товар, учитывая перечисленные выше параметры. Расчет планово-экономических показателей может быть осуществлен по готовой схеме (алгоритму).

В усложненном варианте развития игровой ситуации учащиеся могут использовать для планирования объема продаж известную в экономике модель – точку безубыточности; для расчета цены – прямую и обратную калькуляцию цены; для расчета амортизационных отчислений рассмотреть различные способы расчета.

При любом варианте развития ситуации необходимо разъяснить учащимся, что процесс планирования на учебной фирме носит весьма условный характер.

Занятия 6, 7. Осуществление закупок по безналичному расчету. На этих занятиях осуществляется закупка основных средств. В рамках этого занятия удобно рассмотреть различные схемы взаимодействия с контрагентами: заказ; оферта – акцепт; и даже гарантийное письмо. Однако основной упор рекомендуется сделать на договор, как основную форму взаимодействия юридических лиц.

Для упрощения игровой ситуации закупку основных средств можно опустить. В этом случае делается предположение, что взятые в аренду помещения полностью оснащены необходимым оборудованием.

Если основные средства закупаются, далее они вводятся в эксплуатацию (оформляются карточки учета основных средств, рассчитываются амортизационные отчисления и т.д.).

Для усложнения игровой ситуации можно включить получение банковского кредита со всеми сопутствующими расчетами.

Занятие 8. Осуществление закупок по безналичному расчету. Закупка/продажа товаров по безналичному расчету – основной технологический процесс в деятельности коммерсанта. За время обучения на Учебной фирме его необходимо повторить несколько раз.

При закупках/продажах всякий раз возникает вопрос о доставке товара. Для упрощения ситуации можно предположить, что при закупке товара доставка осуществляется поставщиком, а при продаже доставку осуществляет сам покупатель.

Можно использовать другой вариант развития игровой ситуации: рассмотрение различных схем распределения транспортных расходов между поставщиком и покупателем. При этом преподаватель обозначает необходимость заключения договора с транспортной компанией, разъясняя условия распределения рисков между поставщиком, перевозчиком и покупателем, но сам договор на занятиях не рассматривается.

Для усложнения игровой ситуации можно предложить учащимся рассчитать различные варианты покупной цены, зависящие от выбранной схемы транспортировки (включая международные перевозки).

Занятие 9. Учет движения товаров на складе. Договор о полной индивидуальной материальной ответственности заключается с материально ответственными лицами при их трудоустройстве. Однако вполне уместно подробно проработать этот документ непосредственно перед рассмотрением технологических процессов на складе. Особое внимание учащихся преподаватель должен обратить на детализацию условий договора.

На этом занятии можно рассмотреть только учет поступления товаров на склад после совершения первой закупки. В дальнейшем всякий раз при поступлении или выбытии товаров возвращаться к оформлению документации по учету товародвижения.

Можно использовать и другой вариант развития игровой ситуации: рассмотрение технологических процессов на складе провести концентрированно после всех закупок и продаж. В этом случае движение товаров становится более наглядным, а назначение и содержание документов – более понятным.

Параллельно на этом же занятии предлагается развитие ситуации по подготовке фирмы к участию в Ярмарке.

Занятия 10, 11. Рекламная деятельность организации. Эти занятия посвящаются разработке и подготовке различных рекламных материалов. Эти занятия обычно вызывают интерес у учащихся, так как позволяют им реализовать потребность в творчестве и дают возможность применить любимые ими компьютерные технологии. На данных занятиях важно соблюсти баланс между свободой творчества и целями и задачами учебной программы, сконцентрировав внимание учащихся на требованиях к содержанию и оформлению рекламных продуктов.

Для усложнения игровой ситуации можно включить составление сметы расходов на проведение рекламной компании. Кроме того, может рассматриваться возможность осуществления продаж через ИНТЕРНЕТ.

Занятия 12, 13. Осуществление продаж за наличный расчет. Ярмарка может быть проведена в рамках одного образовательного учреждения либо учебные фирмы могут принять участие в городской, региональной или международной ярмарке учебных фирм. С ярмаркой полезно совмещать открытые мероприятия образовательного учреждения (дни открытых дверей, педагогические конференции, семинары по повышению квалификации педагогических работников собственного образовательного учреждения или других образовательных учреждений).

Для проведения Ярмарки учебных мини-фирм необходима предварительная  п о д г о т о в к а:

  1. Разработать план проведения мероприятия.
  2. Разработать критерии оценивания работы учащихся
  3. Подготовить помещение для проведения торгов и оборудовать рабочие места (модули) для фирм-участниц, провести мероприятия по обеспечению техники безопасности при проведении Ярмарки.
  4. Разработать и обеспечить тиражирование документов, необходимых при проведении Ярмарки (бланки регистрации участников торгов, кредитные карты, анкеты посетителей, протоколы жюри и др.).
  5. Оповестить преподавателей, мастеров производственного обучения и учащихся о месте и времени проведения торгов (подготовить объявления, вручить приглашения).
  6. В случае, когда покупателями становятся учащиеся образовательного учреждения, разработать график посещения Ярмарки и обеспечить своевременную, организованную явку учащихся – покупателей (предусмотреть, если это необходимо, корректировку расписания учебных занятий).
  7. Продумать процедуру награждения победителей ярмарки, изыскать средства для приобретения призов, предусмотреть награждение победителей в различных номинациях (лучшая презентация, лучшая рекламная продукция, лучший стендист, самый активный покупатель, самый успешный коммерсант и другое).

При подготовке плана проведения мероприятия рекомендуется определить следующие  п о з и ц и и:

– цель проведения занятия; задачи занятия (образовательные, развивающие, воспитывающие);

– место проведения занятия;

– обеспечение (оборудование, дидактические материалы).

– продолжительность занятия.

Обычно продолжительность торгов варьируется от трех до шести часов. Необходимо также предусмотреть время на демонтаж ярмарочных стендов и обеденный перерыв для учащихся.

По окончании торгов необходимо оприходовать выручку в кассу организации, а затем внести полученные денежные средства на расчетный счет. Однако к этому моменту у учащихся еще не сформированы в достаточной мере реальные навыки по оформлению этих операций.

Кроме того, продолжительное эмоциональное напряжение в процессе торгов вызывает у учащихся усталость. Именно поэтому оприходование выручки лучше перенести на следующее занятие.

Кроме оприходования выручки учащиеся анализируют результаты участия своей мини-фирмы в Ярмарке, а также анализируют деятельность конкурентов. В упрощенной форме отчет об участии фирмы в Ярмарке может содержать следующую информацию:

  • перечень рекламных материалов, подготовленных к Ярмарке;
  • план продаж в денежном и натуральном выражении;
  • количество проданных товаров;
  • количество полученных фирмой заказов;
  • объем полученной выручки;
  • процент выполнения плана продаж;
  • анализ работы стендиста (какие допущены промахи; какой положительный опыт сумел перенять, наблюдая работу других стендистов; выводы и предложения).

Для развития игровой ситуации можно предложить учащимся проанализировать работу конкурента (составить фирменное досье на конкурента). В упрощенной форме проанализировать деятельность конкурентов можно на основе следующих  в о п р о с о в:

  • Какие рекламные материалы разработал конкурент?
  • Какова ценовая стратегия конкурента?
  • Какие средства стимулирования сбыта использовал конкурент?
  • Какие положительные качества можно отметить в работе стендиста-конкурента и какие ошибки он допускал?

Занятия 14-16 Повторные закупки /продажи по безналичному расчету для выполнения заказов, полученных на ярмарке.

 Занятие 17. Осуществление закупок за наличный расчет. На данном занятии рассматривается процедура закупки канцелярских товаров за наличный расчет. Предлагается рассмотреть традиционный вариант такой закупки со снятием наличных денежных средств с расчетного счета организации и выдачей их подотчетному лицу с последующим оформлением им авансового отчета и приложений к нему.

Занятие 18. Осуществление расчетов с персоналом по оплате труда. Начисление и выплата заработной платы могут рассматриваться с любой степенью глубины. Самый простой вариант развития игровой ситуации – показать механизм расчета заработной платы сотрудника. Однако можно рассмотреть процесс полностью: с ведением лицевого счета, оформлением Налоговой карточки по учету доходов и налога на доходы физических лиц (форма 1-НДФЛ), Индивидуальной карточкой учета сумм начисленных выплат и иных вознаграждений, сумм страховых взносов на обязательное пенсионное страхование и др.

Занятие 19. Инвентаризация. Можно осуществлять инвентаризацию любых имеющихся в организациях объектов: основных средств, товарно-материальных ценностей на складе, наличных денежных средств в кассе организации, расчетов организации.

Занятие 20. Расчет налогов. На данном занятии рассчитываются налоги, которыми облагаются организации, исходя из совершенных ими хозяйственных операций. В упрощенном варианте можно, например, рассчитать единый социальный налог и все его составляющие, но не оформлять  уплату этих налогов.

Занятия 21-22. Составление бухгалтерской отчетности. Это обобщающие занятия. Перечень документов бухгалтерской отчетности определяется исходя из выбранного варианта развития игровой ситуации и потребностей образовательной программы.

Составление журнала хозяйственных операций позволяет проверить наличие и правильность оформления первичных бухгалтерских документов,  и реально показывает взаимосвязь этих документов.  

Занятия 23-24. Ведение бухгалтерского учета с использованием автоматизированных систем. Работу современной организации трудно представить без использования автоматизированных систем обработки информации.

Если в рамках учебного плана не предусмотрено специальное изучение какой-либо системы обработки данных, то можно получить через интернет бесплатную демонстрационную версию системы и продемонстрировать учащимся основные возможности подобных систем.

В усредненном варианте очень важным является формирование навыка заполнения готовых шаблонов.

Кроме того, в настоящее время автоматизированные системы бухгалтерского учета достаточно развиты и помогут учащимся выявить ошибки, допущенные ими при составлении бухгалтерской отчетности.

Занятие 25. Заключительное. Может проводиться в любой форме, например, как общее собрание учредителей, или как творческие отчеты групп о проделанной работе.

Итоговый контроль  возможен в форме проведения междисциплинарного зачета или экзамена. В таблице  приведен тематический план (на 200 часов).


Тематический план

Название темы

Количество

часов

1. Организация деятельности  торговой организации

24

2. Документационное обеспечение  работы с персоналом

8

3. Определение стратегий развития организации

4

4. Планирование деятельности торговой организации

10

5. Организация хозяйственных связей

4

6. Осуществление закупок по безналичному расчету

24

7. Рекламная деятельность организации

18

8. Осуществление продаж за наличный расчет

16

9. Учет движения товаров на складе

12

10. Осуществление продаж по безналичному расчету

8

11. Осуществление закупок за наличный расчет

8

12. Осуществление расчетов с персоналом по оплате труда

8

13. Инвентаризация

8

14. Налогообложение организации

8

15. Составление бухгалтерской отчетности

16

16. Ведение бухгалтерского учета с использованием автоматизированных систем

16

17. Завершение деятельности торговой организации

8

ИТОГО

200

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическое сопровождение организации выпуска учебных групп ППКРС

В данной работе отражены правовые, нормативные аспекты организации методического сопровождения учебных групп ППКРС....

Результаты работы учебной страховой фирмы

В материале описывается работа со студентами в учебной страховой фирме "РЕСО-Гарантия" созданной на базе колледжа...

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ "ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ"

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ В ГРУППАХ ПРОДЛЕННОГО ДНЯ...

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИПО ПРОХОЖДЕНИЮ ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ И ЗАОЧНОЙ ФОРМ ОБУЧЕНИЯ ПМ. 03. «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

   Рассмотрено и рекомендовано к изданию на заседании методического Совета колледжа (Протокол №10, от 17 июня 2015г.)     Составитель: Л.А.Елизарова    Методи...

Методические рекомендациипо выполнению практических работ Маркетинг

Методические рекомендациипо выполнению практических работ Маркетинг...

Образовательная технология «Учебная мини-фирма» как средство формирования профессиональной мобильности обучающихся системы СПО

Использование образовательной технологии "Учебная мини-фирма" способствует актуализации полученных обучающимися теоретических знаний, интеграции их в единую систему - пассивное накопление зн...

МР по организации работы с мини-проектами

Методические рекомендации по организации работы с мини-проектами...