Образовательная технология «Учебная мини-фирма» как средство формирования профессиональной мобильности обучающихся системы СПО
статья

Использование образовательной технологии "Учебная мини-фирма" способствует актуализации полученных обучающимися теоретических знаний, интеграции их в единую систему - пассивное накопление знаний заменяется их активным использованием и развитием в процессе практической деятельности, в эффективном их преобразовании в профессиональные умения. Но самым важным результатом реализации этой технологии я считаю формирование у обучающихся профессионально значимых личностных качеств, необходимых для успешной адаптации в профессии. Глубокое погружение учащегося в ситуацию, приближенную к реальной, дает ему неоценимый жизненный опыт и повышает уровень его социальной адаптации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_dlya_ns-portala.doc64 КБ

Предварительный просмотр:

Ямпольская Ольга Петровна

Методист СПб ГБПОУ «Автодорожный колледж»

Образовательная технология «Учебная мини-фирма»
как средство формирования профессиональной мобильности
обучающихся системы СПО

Исследования социологов свидетельствуют, что происходящие социальные перемены имеют устойчивые тенденции и присущи всему мировому сообществу. Хочу выделить среди них наиболее существенные, относящиеся к теме моего сообщения:

  • расширение спектра видов деятельности человека;
  • быстрое устаревание багажа знаний и сокращение сроков их пригодности для профессиональной деятельности;
  • изменение требований к социальной и профессиональной мобильности личности;

Необходимость наращивания социальной и профессиональной мобильности личности подразумевает развитие таких способностей, как

  • готовность к неоднократной смене своей деятельности, к переходу от уже освоенной деятельности к более сложной или к совершенно новой,
  • готовность к смене экономических и социальных ролей;
  • умение работать в команде;
  • способность к быстрой адаптации, в т.ч. профессиональной.

Профессиональная адаптация характерна для начального этапа профессиональной деятельности человека, основа которого закладывается в процессе профессионального образования.

Современный рынок труда предъявляет все более жесткие требования к выпускникам профессиональной школы. Эти требования касаются и профессиональной подготовки, и общего уровня образованности, и личностных качеств, которые являются универсальными для многих профессий и специальностей. К ним можно отнести коммуникабельность, дисциплинированность, самостоятельность, ответственность, способность к обучению. Развитие именно этих навыков общего характера обеспечивают необходимую мобильность.

Подготовить специалиста, обладающего перечисленными качествами традиционным способом невозможно. Сегодня недостаточно передать знания, сформировать умения и навыки. Необходимо создать условия для развития обучающегося, для непрерывного процесса становления и обогащения его социально значимых качеств, его индивидуальности.

Одной из педагогических технологий, позволяющих подготавливать для современного рынка труда конкурентоспособных специалистов, является «Учебная фирма».

Образовательная технология «Учебная фирма» получила широкое распространение более чем в 40 странах мира. Использование данной технологии убедительно доказало, что она способствует успешной социальной адаптации выпускников.

Сегодня эта образовательная технология получила распространение преимущественно в образовательных учреждениях системы СПО и ВУЗах, однако, с успехом используется и в старшей школе в рамках предпрофильной подготовки.

В классическом виде Учебная фирма представляет собой виртуальную модель организации, которая имитирует деятельность реального предприятия с образовательными целями.

Однако, надо сказать, что это весьма затратная технология, реализация которой требует немалых материальных, временных и других ресурсов (специально оснащенное помещение, компьютеры, разнообразная оргтехника, не говоря уже о высококвалифицированном преподавательском составе).

В Торговом лицее Санкт-Петербурга была разработана и внедрена уникальная программа обучения на Учебной фирме для обучающихся по специальности «Коммерсант в торговле».

Программа рассчитана на 200 академических часов. Это 25 занятий по 8 академических часов каждое.

Реализуется в рамках учебной практики с делением учебной группы на 2 подгруппы.

Подгруппа делится на малые группы из 2-3 человек, каждая из которых создает свою небольшую фирму, осуществляющую торгово-закупочную деятельность.

Деньги и товары - виртуальные, деятельность, которую осуществляют учащиеся, и документы, которые они создают - реальные.

В каждой малой группе существует жесткое разделение функций и полномочий. Тем не менее на начальном этапе в качестве основной задачи мы выделяем формирование навыков групповой работы, создание единой команды. Общность цели, общая оценка, понимание того, что от качества работы каждого зависит успех всего небольшого коллектива, позволяют развивать навыки сотрудничества и взаимодействия.

Кратко опишу рабочий день на Учебной фирме.

Занятие начинается с небольшой установочной лекций, которая длится от 20 до 40 минут. Объявляется тема занятия, озвучиваются цели, формулируются задачи занятия.

Далее следует короткая теоретическая часть (в краткой, конспективной форме излагается теория, необходимая для выполнения текущего задания). Либо проводится мини-семинар, когда совместными усилиями обучающиеся с помощью преподавателя определяют порядок выполнения задания. Таким образом, происходит актуализация знаний, полученных в процессе теоретического изучения экономических дисциплин.

Затем идет самостоятельная работа в малых группах. Преподаватель в это время может проводить индивидуальную работу с учащимися:

•        с теми, кто отсутствовал на предыдущем занятии или не сумел выполнить задание до конца.

•        с теми учащимися, которые затрудняются в выполнении текущего задания.

Появляется возможность дополнительно проконсультировать слабых обучающихся. Однако преподаватель не всегда имеет возможность отработать задание с каждым учащимся вследствие нехватки времени. Это вынуждает учащегося прибегать к самообразованию. У него есть возможность самостоятельно выполнить задание, воспользовавшись библиотекой методических материалов, либо прибегнуть к консультации товарища. Таким образом находит практическую реализацию личностно-ориентированное обучение.

В заключении мне хотелось бы отметить результаты внедрения образовательной технологии Учебная мини-фирма. Использование данной технологии способствует актуализации полученных обучающимися теоретических знаний, интеграции их в единую систему - пассивное накопление знаний заменяется их активным использованием и развитием в процессе практической деятельности, в эффективном их преобразовании в профессиональные умения. Но самым важным результатом реализации этой технологии я считаю формирование у обучающихся профессионально значимых личностных качеств, необходимых для успешной адаптации в профессии. Глубокое погружение учащегося в ситуацию, приближенную к реальной, дает ему неоценимый жизненный опыт и повышает уровень его социальной адаптации.

Пожалуй, самой большой сложностью при внедрении описанной образовательной технологии является подготовка преподавательского состава. Поскольку деятельность учащихся на Учебной фирме практически идентична реальной деятельности менеджеров среднего звена в коммерческой фирме, становится понятным, насколько разносторонней должна быть подготовка преподавателя-консультанта.

Вопросы, возникающие у обучающегося к преподавателю охватывают широкий спектр специальных дисциплин: предпринимательство, экономика предприятия, учет и отчетность, маркетинг, коммерция, налогообложение, делопроизводство, бухгалтерский учет, правовые аспекты деятельности и др. Если учесть, что нормативная база предпринимательской деятельности меняется постоянно, это становится источником дополнительных трудностей для консультанта, работающего на Учебной фирме.

И, тем не менее, образовательная технология «Учебная мини-фирма» применима и может значительно повысить эффективность образовательного процесса для любой специальности, требующей актуализации экономических и правовых знаний в ракурсе профессиональной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная среда как средство формирования профессиональных компетенций

В Байкальском базовом медицинском колледже  существуют материально-технические возможности для организации современной учебной деятельности и развития студентов. Проведение научно-практичес...

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ ПОДХОД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.

Методическая разработка интегрированного учебного занятияпо технологии ювелирных изделий и основам изобразительного искусства: графике.Ажурные узоры филиграни...

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Статья посвящена значению и роли здоровьесберегающих технологий учебного процесса как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни подрастающего поколения...

"Современные информационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций у студентов медицинского колледжа".

Дпанный методический материал может быть полезен для выступлений на заседаниях цикловой методической комиссии, Школы педагогичесого мастерства или Методического совета....

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧЕБНОЙ МИНИ – ФИРМЫ

Представлен тематический план занятий на "Учебной мини-фирме" и даны краткие описания содержания занятий...

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования профессиональных компетенций студентов на занятиях по математике, инженерной графике.

Компьютер в образовательном учреждении перестал быть только предметом изучения, он стал средством изучения. Основная задача применения компьютерных технологий обучения – повышение эффективности ...

Доклад "Учебная практика как средство формирования профессиональных компетенций будущего специалиста"

Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с основными профессио...