ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
статья на тему

Комиссарова Юлиана Юрьевна

Статья посвящена значению и роли здоровьесберегающих технологий учебного процесса как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни подрастающего поколения. Выделяются основные принципы, составляющие функциональную основу здоровьесберегающих технологий (с аннотацией на английском языке).

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл komissarova_yu.yu_._2.docx25.22 КБ

Предварительный просмотр:

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ УЧЕБНОГО ПРОЦЕССА КАК ЭФФЕКТИВНОЕ СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Комиссарова Ю.Ю.

Санкт-Петербургское государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение "Колледж Петербургской моды",

Санкт-Петербург

Аннотация: статья посвящена значению и роли здоровьесберегающих технологий  учебного процесса как фундаментальному условию формирования культуры здоровья и ценностей здорового образа жизни подрастающего поколения. Выделяются основные принципы, составляющие функциональную основу здоровьесберегающих технологий. Здоровьесбережение в школьной практике должно реализовываться комплексно, т.е. коррекции любого компонента индивидуального здоровья должна предшествовать диагностика состояния организма в целом.  Ставится цель выявления и комплексного использования методов для диагностики и коррекции функционального состояния школьников, способствующих реализации потенциала личности. Внедрение такой здоровьсберегающей деятельности должно быть поэтапным с наибольшей концентрацией своего потенциала на обучающихся школ, ведь именно они в обозримом будущем будут представлять результат деятельности новой образовательной парадигмы, реализуемой сегодня. В этом контексте стоит обратиться к основным направлениям, подлежащим осуществлению в рамках здоровьсберегающего образования. Исследования проводились на учащихся средней школы (ученики 5-го класса). В результате были выявлены и опробованы эффективные методы для диагностики и коррекции функционального состояния школьников. В статье приведено краткое описание некоторых из них.

Ключевые слова: здоровьесберегающие технологии, здоровье, культура здоровья,  диагностика, коррекция, функциональное состояние.

ZDOROVESBEREGAJUSHCHIE TECHNOLOGIES THE EDUCATIONAL PROCESS AS EFFECTIVE REMEDY CREATING A HEALTHY LIFESTYLE OF LEARNER

Komissarova Y.Y.
St. Petersburg State budget vocational educational institution "College of Petersburg fashion", St. Petersburg

Abstract:     article    focuses    on     the     role    and     purpose     of

zdorovesberegajushchich technologies educational process as a fundamental condition of the formation of health culture and values of a healthy lifestyle of the younger generation. Highlighted the main principles constituting the basis for a functional zdorovesberegajushchich technologies. Zdorovesberezheniya in school practice should be implemented comprehensively, ie correction of any component of individual health must precede the diagnosis of the state of the organism as a whole. The aim is to identify and complex use of methods for the diagnosis and correction of the functional state of students, contributing to the potential of the individual. Implementation of such zdorovsberegayuschey activities should be phased with the greatest concentration of its capacity at the training school, because they in the foreseeable future will represent the result of the new educational paradigm being implemented today. In this context, it should refer to the main areas to be implemented in the framework of zdorovsberegayuschego education. The studies were conducted on secondary  school students (students grade 5). As a result, they have been identified and tested effective methods for the diagnosis and correction of the functional state of students. The article gives a brief description of some of them.

Keywords: zdorovesberegajushchie technologies, health, health culture, diagnostics, correction, functional state.

        В последние годы много внимания уделяется здоровьесберегающим технологиям, реализуемым в рамках учебного процесса. В этой связи следует отметить, что технология (в любой сфере) — это деятельность, в максимальной мере отражающая объективные законы данной предметной области, построенная в соответствии с логикой развития этой сферы и потому обеспечивающая наибольшее для данных условий соответствие результата деятельности предварительно поставленным целям [1; 6; 10; 14].

Руководствуясь этим методологическим принципом, здоровьесберегающие технологии, в широком контексте можно определить как педагогическую деятельность, которая по-новому выстраивает отношения между учащимся и образовательной системой, переводя учебно-воспитательную деятельность в рамки человекообразующего и жизнеобеспечивающего процесса, направленного на сохранение и приумножение здоровья всех субъектов образовательного процесса. В узком смысле под здоровьесберегающими технологиями следует понимать систему мер, направленных на оптимизацию учебного процесса с целью коррекции негативных тенденций, связанных с повышенными умственными нагрузками, сильным психоэмоциональным напряжением, недостатком двигательной активности [3; 5; 8].

Исходя из сказанного, можно выделить следующие принципы, составляющие функциональную основу здоровьесберегающих технологий:

1. Формирующий — базирующийся на основе биологических и социальных закономерностей становления личности. Как известно в основе формирования личности лежат наследственные качества, во многом предопределяющие индивидуальные физические и психические свойства. Дополняют формирующее воздействие на личность социальные факторы: обстановка в семье, классном коллективе, различные установки на сбережение и умножение здоровья, как базисная основа функционирования личности в обществе, учебной деятельности, природной среде.

2.  Информативно-коммуникативный  —  обеспечивающий трансляцию опыта ведения здорового образа жизни, преемственность традиций и ценностных ориентации, формирующих бережное отношение к индивидуальному здоровью, ценности каждой человеческой жизни.

3. Диагностический  —  заключающийся в мониторинге развития учащихся на основе прогностического контроля, что позволяет соизмерять усилия и направленность действий педагога в соответствии с природными возможностями обучаемого, обеспечивает инструментально выверенный анализ предпосылок и факторов перспективного развития педагогического процесса, с учетом индивидуальных особенностей обучаемых.

4. Адаптивный  — направленный на формирование у учащихся заинтересованности в здоровом образе жизни, оптимизации состояния собственного организма, в целях повышения устойчивости к различного рода стрессогенным факторам природной и социальной среды; обеспечивающий адаптацию обучаемых к социально-значимой деятельности.

5. Рефлексивный — заключающийся в переосмыслении предшествующего личностного опыта, связанного с сохранением и приумножением здоровья, что позволяет соизмерить реально достигнутые результаты с перспективами.

6. Интегративный  — объединяющий различные научные концепции и методики воспитания, а так же народный опыт, в единую систему ценностей, направленных на сохранения здоровья подрастающего поколения [2; 4; 7; 9; 14].

На основе вышеизложенных принципов, можно выделить следующие типы здоровьесберегающих технологий:

1) здоровьеформирующие  —  профилактические прививки, обеспечение двигательной активности, витаминизация, организация здорового питания;

2) оздоровительные  — физическая подготовка, физиотерапия, аромотерапия, закаливание, фитотерапия, арттерапия, массаж и т. д.;

3) обучения здоровью  — включение соответствующих тем в  предметы общеобразовательного цикла;

4) воспитания культуры здоровья  —  факультативные занятия по развитию личности учащихся, внеклассные и внешкольные мероприятия, фестивали, конкурсы и т.д. [11; 12; 13].

Как отмечает профессор Л. Г. Буйнов: «здоровьсбережение есть неотъемлемая часть школьной образовательной практики, следовательно, оно должно реализоваться комплексно, т. е. использованию методик и технологий, направленных на коррекцию того или иного компонента индивидуального здоровья, должна предшествовать диагностика функционального состояния организма» [1]. Данная цитата находит свое подтверждение в трудах Л. А. Сорокиной, где автор подчеркивает, что «диагностика и коррекция функционального состояния субъектов образовательного процесса на сегодняшний день остается как одним из самых актуальных, так одним из самых труднореализуемых направлений» [9]. Проведя анализ трудов Л. А. Сорокиной можно констатировать, что автор предлагает проводить диагностику и коррекцию функционального  состояния школьников на основе комплексного использования методов, что, на мой взгляд, в условиях современной школы является актуальным.

Так, функциональное состояние, к примеру, пятиклассников,  рекомендовано диагностировать с использованием 4 основных показателей: антропометрия, нейродинамика, функциональное состояние сердечнососудистой системы и оценка питания. Исследование проводится с использованием комплекса адаптированных методик самими учащимися под контролем педагога, что облегчает трудоемкость процесса,  а также позволяет формировать ценностное отношение к своему здоровью по средствам специфического психоэмоционального восприятия школьником процесса снятия показателей и их обработки. Полученные результаты позволяют школьнику установить свой тип здоровья по средствам использования балльно-рейтинговой системы: дисгармоничный низкий, компенсированный низкий, гармоничный, компенсированный высокий или дисгармоничный высокий. При самостоятельной диагностике определенного типа здоровья у школьника формируется устойчивая мотивация на ведения здорового образа жизни, а также целевые установки сохранения существующей на момент исследования гармонии [9].

Коррекцию функционального состояния  также предлагается проводить комплексно, с использованием трех групп методов.

Первая группа методов: психоэмоциональные методы коррекции функционального состояния — это система психологических и педагогических воздействий, целью которых является эмоциональный настрой школьника на учебную деятельность, предупреждение и преодоление негативного отношения к учебе, обусловленного внутренней спецификой психоэмоционального состояния учащегося. Наиболее эффективными в образовательном процессе являются: арттерапия, музыкотерапия, аутогенная тренировка, ролевая игра, психогимнастика [10].

Вторая группа методов: дидактические методы коррекции функционального состояния — это педагогическое воздействие на школьника средствами обучения, активизирующими его познавательную деятельность с целью побуждения ученика к энергичному, целенаправленному учению. Наиболее эффективными в образовательном процессе являются: рассказ, иллюстрация, просмотр фильмов, сравнительный анализ, моделирование, изложение, мозговой штурм, исследование, лабораторная работа, экскурсия, эксперимент [10].

Третья группа методов: психофизиологические методы коррекции функционального состояния — это система психологических и физиологических воздействий, целью которых является коррекция функционального состояния организма школьника. Наиболее эффективными в образовательном процессе являются:  самомассаж области головы и шеи, дыхательные упражнения, релаксационно-лечебные упражнения, сочетания методов [8].

Диагностика и коррекция функционального состояния школьников является основой здоровьсберегающего образования, так как реализация физиологических потребностей первостепенна для любого живого организма в соответствие с пирамидой потребностей А. Маслоу. Подход к здоровьесбережению как к эффективному средству реализации ФГОС ООО 2-го поколения основан на тесной взаимосвязи заложенных в стандарте планируемых результатов обучения, как с методиками подачи учебного материала, так и с методами, позволяющими сделать этот процесс более эффективным и безопасным. В совокупности позиционируемые методики будут способствовать формированию ценностей здоровьсбережения, целевых установок сохранения и приумножения соматического и психического здоровья, ценностно-смысловых ориентиров культуры здоровья.

Список литературы:

1. Буйнов, Л. Г. Сохранение здоровья школьников как педагогическая проблема [Текст]: / Л. Г. Буйнов, Л. П. Макарова, М. В. Пазыркина // Современные проблемы науки и образования № 4, Пенза, 2012 — стр.242.

2. Буйнов, Л. Г. Статокинетическая устойчивость и подходы к ее фармакологической коррекции [Текст]: / Л. Г. Буйнов // Обзоры по клинической фармакологии и лекарственной терапии, Санкт-Петербург, 2002 год, том 1, № 2, стр. 27–50.

3. Буйнов, Л. Г. Управление интеллектуальной собственностью в ВУЗе [Текст] Universum: Вестник Герценовского университета. 2011. № 4. с. 16–17.

4. Буйнов, Л. Г. Особенности гендерных условий профилактики наркомании старшеклассников / Л. И. Сыромятникова Л. И., И. Н. Шпет, Л. Г. Буйнов // Молодой ученый. 2013. № 11. с. 660–662.

5. Матусевич, М. С. Методические основы построения программ снижения риска наркотизации в молодежной среде на уровне муниципального образования / М. С. Матусевич, А. П. Новожилова // Молодой ученый. 2012. № 8. с. 360–364.

6. Сорокина, Л. А. Активизация познавательной деятельности обучающихся как средство формирования метапредметных результатов при изучении курса естествознание [Текст] / Л. А. Сорокина // Молодой ученый. 2013. № 12. с. 522–524.

7. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» (5 класс) [Текст]: / Л. А. Сорокина // История и педагогика естествознания. 2013. № 1. с. 29–30.

8. Сорокина, Л. А. Комплексное использование методов активизации познавательной деятельности при изучении курса естествознание в 5 классе. Учебно-методическое пособие [Текст]: / Л. А. Сорокина // Издательство «РГПУ им. А. И. Герцена», СПб, 2012–85 с.

9. Сорокина, Л. А. Методы активизации познавательной деятельности при изучении курса «естествознание» как средство формирования планируемых результатов обучения [Текст]: / Л. А. Сорокина // Известия Самарского научного центра Российской академии наук. 2011. Т. 13. № 2–6. с. 1344–1347.

10. Сорокина, Л. А. Психоэмоциональные, дидактические и психофизиологические методы активизации познавательной деятельности школьников в методике преподавания курса «Естествознание» (5 класс) // История и педагогика естествознания. 2013. № 2. с. 29–32.

11. Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2435617 23.03.2010

12. Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение/ Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. и др. RUS 2437689 04.06.2010

13. Сорокина, Л. А. Способ повышения умственной работоспособности человека патент на изобретение / Л. Г. Буйнов, Сорокина Л. А. RUS 2453346 27.04.2010

14. Сыромятникова, Л. И. Реализация здоровьеформирующих образовательных технологий в области педагогического образования [Текст] / А. А. Борисов, Л. И. Сыромятникова, Л. П. Борисова // Молодой ученый. 2012. № 6. с. 375–377.

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Оздоровительные интегрированные занятия. (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с...

Проблемы формирования здорового образа жизни у детей, подростков и молодежи.

-Здоровье-Здоровый образ жизни-Меры по развитию и популяризации в России здорового образа жизни.-Решаема ли эта проблема по средствам Олимпийских игр в Сочи....

Роль физических упражнений в формировании здорового образа жизни в процессе занятий со студентами

Каждый современный человек немало наслышан о пользе движения, о том, что без двигательной активности трудно сохранить здоровье. Вспоминаются мудрые изречения мыслителей древности: “Умеренно и последов...

Туризм как средство воспитания здорового образа жизни обучающихся

Муниципальное бюджетное образовательное учреждениедополнительного образования детей«Станция детского и юношеского туризма и экскурсий»(МБОУ ДОД «СДЮТЭ»)...

«Формирование здорового образа жизни у детей с ограниченными умственными способностями посредством реализации программы дополнительного образования “Азбука здоровья”»

Основными задачами по формированию здорового образа жизни являются охрана и укрепление здоровья воспитанника, формирование представления о себе, строении своего тела; обучение знаниям, умениям, навыка...

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни

Сохранение и укрепление здоровья, формирование здорового образа жизни...