РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Менеджмент Для специальности 38.02.04 Коммерция (по отраслям)
рабочая программа на тему

Хакимова Зумурут Курбановна

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент Для специальности

8.02.04 Коммерция (по отраслям)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pkm-2016_menedzhment.docx58.45 КБ

Предварительный просмотр:

БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ

«ЛАНГЕПАССКИЙ ПОЛИТЕХНИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

ФИЛИАЛ В ГОРОДЕ ПОКАЧИ

Утверждена приказом директора БУ                                                                                              

«Лангепасский политехнический колледж»

Филиал в г.Покачи

№ 63-о от 05.09.2016г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент

Для специальности

38.02.04 Коммерция (по отраслям)

Покачи

2016

Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности38.02. Коммерция (по отраслям). Разработана в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях  профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180) ипримерной программы учебной дисциплины «Иностранный язык» предназначенной для изучения в учреждениях   среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена и одобренной ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10.04.2008 г и утвержденной департаментом государственной политики и нормативно правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России.

Организация-разработчик:

БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи

Разработчики:

Гасанова Г.А., преподаватель.

Рекомендована методическим советом БУ «Лангепасский политехнический колледж» Филиал в г.Покачи

Протокол № 1 от 01. 09. 2016г.

Рассмотрена                          «Согласовано»

ПЦК  мастеров п/о и преподавателей                                 Заместитель директора по УПР

 общепрофессионального и        ___________ А.С.Ваделов

профессионального циклов                

Протокол № 10 от 11.06.2016г.        


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯРЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

  10

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Менеджмент

Область примененияпрограммы

  1. Рабочая программа учебной дисциплины «Менеджмент» является частью программы подготовки специалистов среднего звена по специальности  Коммерция.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в программах дополнительного профессионального образования.

  1. Место учебной дисциплины в структуре подготовки специалистов среднего звена: входит в профессиональный цикл и относится к общепрофессиональным дисциплинам.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

  • применять в профессиональной деятельности методы, средства и приемы менеджмента;
  • делового и управленческого общения;
  • планировать и организовывать работу подразделения;
  • формировать организационные структуры управления;
  • учитывать особенности менеджмента в профессиональной деятельности;

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

  • сущность и характерные черты современного менеджмента;
  • внешнюю и внутреннюю среду организации;
  • цикл менеджмента;
  • процесс и методику принятия и реализации управленческих решений;
  • функции менеджмента: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта;
  • систему методов управления;
  • стили управления, коммуникации, деловое и управленческое общение;
  • особенности менеджмента в области профессиональной деятельности;

результате освоения учебной дисциплины обучающийся будет обладать общими ипрофессиональными компетенциями:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 8. Вести здоровый образ жизни, применять спортивно-оздоровительные методы и средства для коррекции физического развития и телосложения.

ОК 9. Пользоваться иностранным языком как средством делового общения.

ОК 10. Логически верно, аргументированно и ясно излагать устную и письменную речь.

ПК 1.7. Применять в коммерческой деятельности методы, средства и приемы менеджмента, делового и управленческого общения.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 84 ч, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 56 ч.;

самостоятельной работы обучающегося 28 ч.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Количество часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

84

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

56

в том числе:

практические занятия

7

контрольные работы

2

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

28

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета

           2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Менеджмент»

Наименование разделов и тем

п.п. № урока

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Самостоятельная работа

Уровень освоения

1

2

3

4

5

Раздел 1. Менеджмент

Основной модуль

Содержание учебного материала:      

6

3

Темя 1.Менеджмент: сущность и характерные черты.

1

Понятие и сущность менеджмента.

1

2

2

Эволюция управленческой мысли.

1

2

3

Зарубежный опыт менеджмента.

1

2

4

Менеджмент в России.

1

2

5-6

Практические занятия. Проведение сравнительного анализа моделей менеджмента

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка проекта в виде презентации по теме «Менеджмент».

Подготовить доклад: «Основы менеджмента».

6

3

Тема 2.

Организация работы предприятия

7-8

Внешняя, внутренняя среда организации.

2

2

9-10

Организация работы предприятия.

2

2

11-12

П/З. Построение и анализ организационной структуры управления.

2

3

Самостоятельная работа обучающихся Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы.  Подготовка к практи-ческим занятиям с использованием методических рекомендаций преподавателя.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить доклады: «Портреты величайших менеджеров (Ф.У. Тейлор, А. Файоль, Г. Форд)». Подготовить доклад «Школы менеджмента»,«Анализ системы мотивации конкретной органи-зации», «Анализ кейса».

Написать реферат «Социальная ответственность и этика менедж-та»

Тема 3.

Процессы управления. Цикл менеджмента.

Содержание учебного материала:

7

3

13-14

Содержание процесса управления.

2

2

15-16

Функции управления и цикл менеджмента.

2

2

17

П/З. Разбор ситуаций и принятие эффективных решений управления.

1

2

18

Изучение 4- типов темперамента, составление анкеты по определению характера.

1

2

19

Изучение основных понятий руководства. Разбор производственных ситуаций

1

2

Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практи--ческим занятиям с использованием методических рекомендаций пре-подавателя.

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить доклады «Барьер общения и пути их устранения», «Управление конфликтами», «Управление стрессами».

Написать реферат «Правила делового общения ».

Темя 4.

Стратегические и тактические планы в системе менеджмента.

Содержание учебного материала:

6

3

20-21

Стратегическое планирование. Миссия, цели предприятия.

2

2

22-23

Анализ сильных и слабых сторон.

2

2

24-25

Тактическое и текущее планирование.

2

2

Самостоятельная работа:

Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы.

Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий)

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка проекта в виде презентации по теме «Миссия предприятия».Подготовить доклад: «Реализация текущих планов».

Темя 5.

Мотивация, потребности и делегирование.

Содержание учебного материала:

4

2

26-27

Мотивация, потребности.

2

2

28-29

Делегирование.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка проекта в виде презентации по теме «Мотивация».

Подготовить доклад: «Потребности».Составление и анализ способов мотивации.

Содержание учебного материала:

4

2

Темя 6.

Система методов управления

30-31

Методы управления. Группы методов.

2

2

32-33

Управление и типы характеров.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка проекта в виде презентации по теме «Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические, социологические измерения».

Содержание учебного материала:

6

3

Темя 7.Коммуникативность.

34-35

Информация в менеджменте и ее виды.

2

3

36-37

Коммуникация. Транзакционный анализ.

2

2

38-39

Использование приемов аттракции.

2

2

Самостоятельная работа обучающихся: Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя. Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить доклад «Преграды в коммуникациях»

Содержание учебного материала:

9

5

Темя 8.

Деловое общение. Принятие решений

40-41

Деловое общение. Правила ведения бесед и совещаний.

42-43

Типы собеседников. Техника телефонных переговоров.

2

1

44-45

Методы и уровни принятия решений.

2

3

46-47

П/З.Деловые переговоры. Деловая беседа по телефону.

2

2

48

Составление планов проведения совещаний.

1

2

Самостоятельная работа: Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий, составленным преподавателем)

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовка проекта в виде презентации по теме «Система методов: моделирование, экспериментирование, экономико-математические, социологические измерения».

Содержание учебного материала:

8

4

Темя 9.Контроль. Управление конфликтами и стрессами. Руководство.

49-50

Контроль, его понятие. Технология и правила контроля.

2

2

51-52

Конфликты, стрессы.

2

2

53-54

Власть и партнерство.

2

2

55-56

Дифференцированный зачет.

2

3

Самостоятельная работа: Составление конспектов занятий, учебной и специальной литературы. Подготовка к практическим работам с использованием методических рекомендаций преподавателя.

 Систематическая проработка конспектов занятий, учебной и специальной технической литературы .

Тематика внеаудиторной самостоятельной работы

Подготовить реферат по теме «Виды контроля».

Подготовить доклад: «Документация по контролю».

                                                                                                  Всего:

56

28

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины осуществляется в  учебном кабинете «Экономика и бухгалтерский учёт»

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя;

-рабочие места, оборудованные персональными компьютерами по числу обучающихся;

-программное обеспечение (1С: Бухгалтерия 8.3, MSOffice, КонсультантПлюс, учебное пособие в электронной оболочке Moodle, слайд-фильмы, локальная компьютерная сеть, Интернет);

-учебно-методическое обеспечение (учебное пособие, методические указания для студентов, раздаточные материалы);

- классная доска.

Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением;

- средства мультимедиа (проектор, экран).

3.2. Информационное обеспечение обучения

Основные источники:

  1. Л. И. Дорофеева Менеджмент. – М.: Эксмо, 2007
  2. Драчева Е.Л. Менеджмент: Учеб. - М.: Академия, 2007
  3. Николаева Т.И.   Менеджмент в торговле: Уч. пособие. - М.: КНОРУС, 2006.
  4. Семенов А.К. Основы менеджмента. - 3-е изд. - М.: "Дашков и К", 2006.
  5. Сухов В.Д. Основы менеджмента. - М.: Академия, 2003.

Интернет-ресурсы:

Сайты http://www.edu.ru/db/portal/spe/progs/656700_pf.07.htm

http://www.edu.ru/db/portal/spe/progs/655800_pf.12.02..

http://www.edu.ru/db/portal/spe/progs/655700_pf.14.02

Дополнительные источники:

  1. Друкер Питер Ф. Задачи менеджмента в ХХI веке.: Пер. с англ.: Учеб.пособие.- М.: Издательский дом «Вильямс», 2000.
  2.  Масленникова Н.П. Управление развитием организации. Монография / М.: Центр экономики и маркетинга, 2002.  
  3. Подвойский Г.Л. Управление – это наука. - М.: Республика, 1992.
  4.  Тейлор Ф.У. Менеджмент./ Пер. с англ. – М.: «Контроллинг», 1992.
  5. Файоль Анри. Общее и промышленное управление/ Пер. с франц. «Контроллинг», 1992.
  6. Эмерсон Г. Двенадцать принципов производительности. / Пер. с англ.- М.: Экономика, 1972. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента: Пер. с англ.- М.: «Дело», 1995
  7. Виханский О.С., Наумов А.И. Менеджмент: Учебник, 3-е изд. – М.: Гардарика, 1998.

   


4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контрольи оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателемв процессе проведения практических занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий.

Промежуточная аттестация проводится в форме дифференцированного зачета

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методыконтроля и оценки результатов обучения

1

2

Умения:

использовать на практике методы планирования и организации работы подразделения

экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях,

внеаудиторная самостоятельная работа

анализировать организационные структуры управления

экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях,

внеаудиторная самостоятельная работа

проводить работу по мотивации трудовой деятельности персонала

экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях,

внеаудиторная самостоятельная работа

применять в профессиональной деятельности приемы делового и управленческого общения

экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях,

внеаудиторная самостоятельная работа

применять эффективные решения, используя систему методов управления

экспертное наблюдение и оценка на практических занятиях,

внеаудиторная самостоятельная работа.

Знания:

сущность и характерные черты современного менеджмента, историю его развития

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

методы планирования и организации работы подразделения

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

принципы построения организационной структуры управления

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

основы формирования мотивационной политики организации

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

особенности менеджмента в области профессиональной деятельности

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

внешнюю и внутреннюю среду организации

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

цикл менеджмента

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

процесс принятия и реализации управленческих решений

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

функции менеджмента в рыночной экономике: организацию, планирование, мотивацию и контроль деятельности экономического субъекта

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

систему методов управления

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

методику принятия решений

контрольная работа, внеаудиторная самостоятельная работа

Оценка индивидуальных образовательных достижений по результатам текущего контроля производится в соответствии с универсальной шкалой (таблица).

Процент результативности (правильных ответов)

Качественная оценка индивидуальных образовательных достижений

балл (отметка)

вербальный аналог

90 ÷ 100

5

отлично

80 ÷ 89

4

хорошо

70 ÷ 79

3

удовлетворительно

менее 70

2

не удовлетворительно

На этапе промежуточной аттестации по медиане качественных оценок индивидуальных образовательных достижений экзаменационной комиссией определяется интегральная оценка освоенных обучающимися профессиональных и общих компетенций как результатов освоения учебной дисциплины.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ МЕНЕДЖМЕНТ ПО ОТРАСЛЯМ

Рабочая программа учебной дисциплины Менеджмент (по отраслям) для коммерческого иотделения...

Рабочая программа ОП.13 Управленческая психология, специальность 38.02.04, Коммерция (по отраслям)

Сформировать у студентов прочные теоретические знания и практические навыки решения разнообразных психологических проблем, постоянно возникающих в процессе управленческой деятельности....

Рабочая программа производственной (преддипломной) практики для специальности 38.02.04. Коммерция (по отраслям) базовой подготовки

Предложенная программа даёт возможность преподавателю-руководителю практики от учебного заведения сориентировать будущих выпускников в материалах, связанных с написанием выпускной квалификационной раб...

Рабочая программа учебной дисциплины "Менеджмент" для специальности 38.02.03 "Операционная деятельность в логистике"

Рабочая программа учебной дисциплины разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ специальность «Коммерция»

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее  –  ФГОС) по специальности среднего профессионального образов...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ специальность "Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)", 2020г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...