Презентация "Как работают части речи в тексте"
презентация к уроку на тему

Презентация по литературе "Как работают части речи в тексте"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kak_rabotayut_chasti_rechi_v_tekste.pptx2.58 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Как работают части речи в тексте преподаватель русского языка и литературы ГБОУ СПО ЛНР « Ровеньковский горный Колледж» Пирус М.И.

Слайд 2

Вифлеем храм Рождества Христова

Слайд 3

«Сикстинская мадонна»-шедевр Рафаэля Мать трепетно и нежно держит сына на руках, прижимая голое тельце ближе к себе, как бы стараясь защитить его от всех бед , которые несёт нам жизнь. На картине женщина изображена стоящей на небесах, ведь это она родила на свет Спасителя, она принесла Благословение на земли грешных. Божественное дитя , принесённое в жертву для того, чтобы показать , что рождены все одинаково , что люди , что сыновья что сыновья Господни , но , только преследуя праведные цели , можно найти своё место среди белых облако облаков. белыхоблаков .

Слайд 4

Афанасий Фет (1820-1892) Принимая жизнь как суровое трудовое поприще, Фет отводил поэзии особую роль. Назначение поэзии состоит в том, чтобы « дать жизни вздох», смягчить человеку тяжкое бремя земного бытия.

Слайд 5

Афанасий Фет. Ночь тиха По тверди зыбкой Звёзды южные дрожат. Очи матери с улыбкой В ясли тихие глядят. Ни ушей, ни взоров лишних, Вот пропели петухи- И за ангелами в вышних Славят Бога пастухи. Ясли тихо светят взору, Озарён Марии лик. Звёздный хор к иному хору Слухом трепетным приник . И над Ним горит высоко Та звезда далёких стран; ------------------------------------------------- С ней несут цари востока смирна - смолка , пахучая древесная , Злато, смирну и ливан . ливан – ладан , смолка, ясли – решётка с с жёлобом для закладки сена скоту.

Слайд 6

сравните высокая лексика общеупотребительная очи взор вышних озарён лик высокий стиль Почему автор использует высокую лексику? -Определите, к каким частям речи относятся эти слова? глаза взгляд высших освещён лицо стилистически нейтральные -Что изменится , если вместо высокой лексики употребить обычную ?

Слайд 7

Чью песню слышит автор ? *Назовите глаголы . В какой форме они употреблены (время, вид) ?Какую роль они играют? Формы настоящего времени говорят о том, что всё происходит на наших глазах. *Какие два хора различает автор? Какие части речи служат определениями к слову хор? звёздный хор (эпитет) иной хор *Почему местоимение Ним написано с большой буквы?

Слайд 8

Иван Шмелёв Иван Шмелёв (1873-1950)- представитель русского Зарубежья. Европейскую известность принесли ему произведе - ния «Лето Господне»(1933- 1948), «Богомолье»(1931- 1948), сборник «Родное». Родился в Москве, в семье подрядчика, воспитывался в почитании старины, национальных святынь.

Слайд 9

Рождество … Чудится в этом слове крепкий, морозный воздух , льдистая чистота и снежность . Самое слово это видится мне голубоватым . Даже в церковной песне - Христос рождается - славите! Христос с небес - срящите !- слышится хруст морозный. (Иван Шмелёв, «Лето Господне») срящите ( церков .) - встречайте ----------------------------------------------- срящите – встречайте ( церковн .)

Слайд 10

Имя существительное «Категория существительного имеет огромное значение для нашей мысли. Без неё невозможны были бы никакое знание, никакая наука . Нельзя было бы , например, говорить ни о свете, ни о теплоте, ни об электричестве, ни о жизни, ни о государстве, ни о самом языке; ведь ничего этого отдельно не существует»,- писал замечательный лингвист А . М . Пешковский . Имя существительное – самая представительная (по количеству слов) часть речи, это самая частотная часть речи. Назовите существительные , употреблённые в тексте «Рождество» . Можно ли их считать ключевыми для понимания чувств автора? Какие имена существительные передают слуховые, зрительные ощущения , его эмоциональное состояние ?

Слайд 11

Владимир Набоков (1899-1977) Творчество Владимира Набокова принадлежит и русской, и англо- язычной литературам, поскольку в равной степени он виртуозно владел обоими языками. Жил в эмиграции с 1919 года. Кроме писательского труда , он занимался и исследо - вательской работой: заведовал отделом лепидоптерии (чешуекрылых, то есть своих любимых бабочек).

Слайд 12

В.Набоков. Рождество Мой календарь полуопалый пунцовой цифрою зацвёл. На стёкла пальмы и опалы мороз ко мороз колдующий навёл. Перистым вы Перистым вылился узором , лучистой выгнулся дугой , И мандаринами и бором в гостиной пахнет голубой . 1921, Берлин --------------------------------------------- опал- ценный камень , благородный или молочный опал , млечной белизны , с огнистым, радужным отливом. бор - красный или хвойный лес ; строевой или еловый лес. пунцовый – цвет , тёмно –багряный.

Слайд 13

морозные узоры *Какие части речи позволяют поэту «нарисовать» морозные узоры на стёклах? * существительные : в Т. п. …………..,в И.п……………. *прилагательные: …….. *глаголы : ………….. Олицетворение -троп , состоящий в перенесении свойств человека на неодушевлённые предметы. *Выпишите авторский неологизм(новое слово, созданное поэтом). Какая это часть речи? *Какая часть речи делает картину динамичной (подвижной)?

Слайд 14

Солнце Рождества Синеватый рассвет белеет . Снежное кружево деревьев легко, как воздух. Плавает гул церковный, и в этом морозном гуле шаром всплывает солнце. Пламенное оно, густое, больше обыкновенного: солнце на Рождество. Всплывает огнём за садом. Сад – в глубоком снегу – светлеет , голубеет . Вот побежало по верхушкам; иней зарозовел , розово зачернелись галочки; проснулись ; брызнуло розоватой пылью , позлатились верхушки берёз , и огненно-золотые пятна золотые пятна пали на белый снег. Вот оно , утро Праздника, - Рождество. ( И.Шмелёв , « Лето Господне »)

Слайд 15

Глагол –необыкновенная часть речи . Она обладает огромным потенциалом для выражения бесчисленных действий, ,, сопровожс сопровождающих человека и многообразные аспекты его деятельности , различные явления природы. По частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных). Кроме содержательной насыщенности глагола , он обладает ещё и высокой эстетической ценностью , на что специально обращали внимание многие писатели. Найдите глаголы цвета и звучания в тексте Ивана Шмелёва и определите их роль. Какие глаголы называют действия солнца ?

Слайд 16

Проверьте самостоятельную работу Цветовые глаголы Глаголы звучания, действия солнца белеет (рассвет) светлеет(сад) голубеет(сад) зарозовел(иней) ( розово ) зачернелись(галочки) -.-.-.-.-.- позлатились(верхушки деревьев) плавает(гул церковный) всплывает(солнце) всплывает(огнём) побежало, брызнуло (розоватой пылью)

Слайд 17

Имя прилагательное Нас всюду сопровождают вопросы какой ? какая ? какое ? Отвечая на эти вопросы , мы называем признаки , которыми обладает предмет : Человек какой ? Добрый, хороший , чуткий, внимательный… Все эти слова , которые «прилагаются» к именам существительным для обозначения различных признаков, и получили название прилагательных. По количеству употребляемых слов прилагательные занимают 3 –е место (после существительных и глаголов) . * Найдите цветовые прилагательные в тексте ? Какой цвет преобладает? Почему?

Слайд 18

сверьте свои выводы цветовые прилагательные синеватый (рассвет) снежное (кружево ) пламенное ( солнце) розоватой ( пылью) огненно - золотые ( пятна) белый (снег) Вывод : преобладают качественные прилагательные, передающие цвет пробуждающегося солнца. церковный (относ.) морозный (гул) обыкновенный (солнце) глубокий (снег) Вывод : в тексте лишь одно относительное прилагательное (отношение к празднику) , качественные прилагательные создают образ морозного праздничного утра . прилагательные , обозначающие другие признаки

Слайд 19

Тропы 1.сравнение а . снежное кружево легко , как воздух 2.метафора б. шаром всплывает солнце 3.эпитет в. брызнуло розоватой пылью г . огненно – золотые пятна д . плавает гул церковный Определите соответствия между названными тропами и примерами из текста.

Слайд 20

Борис Пастернак (1890-1960) Навсегда связав свою жизнь с литературой, Б. Пастернак оставил в ней блистатель - ный след : один из крупней- ших лириков ХХ в., он известен и как прозаик, и как переводчик Гёте, Шекспира. Лауреат Нобелевской премии 1958 года.

Слайд 21

Борис Пастернак . Рождественская звезда А рядом, неведомая перед тем, Застенчивей плошки В оконце сторожки Мерцала звезда по пути в Вифлеем. Она пламенела , как стог, в стороне От неба и Бога, Как отблеск поджога, Как хутор в огне и пожар на гумне. Она возвышалась горящей скирдой Соломы и сена Средь целой вселенной, Встревоженной этою новой звездой. плошка – светильник в черепяной Растущее зарево рдело над ней посуде ; гумно- место, где хранят И значило что-то, хлеб и где его молотят, И три звездочёта застенчивый – несмелый , робкий Спешили на зов небывалых огней. --------------------------------------------------т

Слайд 22

Образ рождественской звезды Как меняется свет звезды , которая была « застенчивей плошки » ? Выпишите глаголы , создающие образ нарастающего света неведомой звезды. Определите роль причастий. * Какой приём использует автор? мерцала – слабо светилась колеблющимся светом ; пламенела – горела , пылала , выкидывая пламя ( Даль В.) ; возвышалась- достигла большего по сравнению с чем-то ; рдела – ярко алела ( Даль В.); значило – стало значимым . Градация- это такое расположение слов, при котором каждое последующее содержит усиливающееся значение , благодаря чему нарастает общее впечатление, производимое группой слов. - Какова роль неопределённого местоимения что-то ?

Слайд 23

Звёздный звон , певучий – плывёт, не молкнет; звон-чудо, звон-виденье, славит Бога в вышних– Рождество. Идёшь и думаешь: сейчас услышу ласковый напев- молитву, простой, особенный какой-то , детский, тёплый…- и почему-то видится кроватка, звёзды. Рождество Твоё , Христе Боже наш, Воссия мирови Свет Разума… И почему-то кажется, что давний-давний тот напев священный … был всегда. И будет. (Иван Шмелёв, «Лето Господне»)

Слайд 24

Спасибо за внимание

Слайд 25

Святки Шумят весёлые Святки – от самого Рождества Христова до праздника Крещения Господня- играми да плясками , да песнями на светлорусском просторе потешаются, вещими гаданиями честному люду православному тайные веления судеб открывают. Что ни день на Святках- то свои поверья , что ни час – новый сказ , корнями живучими приросший к сердцу народному. И словно воскресает на эти дни , сбрасывает с тысячелетних плеч саван векового забвения старина стародавняя. (А. Коринфский, «Народная Русь»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание не с разными частями речи

Открытый урок по русскому языку Тема урока: Правописание  не с разными частями речи...

Местоимение как часть речи 6 класс

Урок с примененим семи модулей обучения....

Тема "Служебные части речи"

презентация к уроку по теме "Служебные части речи " 7класс...

Методическая разработка. Конспект урока. Союз как служебная часть речи. Правописание союзов и их употребление в простом и сложном предложении

Технологии:  личностно-ориентированное технология ( разноуровневое обучение ), технология перспективно - опережающего обучения, технология обучения в сотрудничестве.Тип урока: урок закрепления зн...

Урок "Имя числительное как часть речи в 6 классе"

Урок на тему "Имя числительное как часть речи в 6 классе"....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА конспект урока русского языка на тему: «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»

Данная методическая разработка представляет собой конспект урока русского языка   для студентов первого курса.Урок - «Знаменательные части речи и их роль в построении текста»явля...

Пример презентации речи и текста выступления по ней по МДК 04.02 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ СЛУЖБЫ БРОНИРОВАНИЯ И ПРОДАЖ

Пример презентации и речи выступления по ней по МДК 04.02 ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК В СФЕРЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ СЛУЖБЫ БРОНИРОВАНИЯ И ПРОДАЖ...