Современная молодёжная речь: норма или антинорма?
план-конспект занятия на тему

Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах, поэтому изучение речевого поведения современности, осмысление того, как личность владеет языком, как и насколько эффективно пользуется этим богатством, - очень важная и актуальная задача.

Речевая культура – это культура сознательного и грамотного пользования неисчерпаемой сокровищницей языка, культура корректного и эффективного речевого  поведения.

   Свободное владение литературным языком, умение строить тексты разной функциональной принадлежности, умение общаться в наши дни становятся неотъемлемыми составляющими любой профессиональной  деятельности.
    Культура речи и степень владения родным языком порой оказываются решающими факторами профессионального роста: от того как говорит человек, могут зависеть результаты его труда.

С самого первого занятия я говорю студентам, что успех их работы, их благосостояние будет зависеть от их умения общаться с клиентами. Ведь каждый из них захочет, чтобы клиент пришел к нему еще не раз. Значит нужно уметь заинтересовать. А не всегда ты сразу являешься отличным парикмахером или портным.

Поэтому уметь вовремя подобрать и сказать нужное слово – это огромное мастерство и ему нужно учиться.

Но, к сожалению, наши студенты больше учатся не русскому литературному языку, а социально-ограниченной лексике: жаргонной, арготической, обсценной.

   Эти вопросы часто поднимаются на педагогических чтениях, на научно-практических конференциях, на беседах, уроках.     Имеет ли право на существование такая лексика? Является ли она нормой или антинормой?

И.С.Тургенев, восхищаясь красотой русского языка, призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Говоря о меткости русского языка, Н.В.Гоголь подчёркивал: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из – под самого сердца, кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Конечно, с этими высказываниями нельзя не согласиться, но в условиях современного мира мы наблюдаем зачастую совершенно обратное: «классический», правильный русский язык уходит из повседневности, заменяется упрощенной, порой жаргонной лексикой. Возникает закономерный вопрос: почему сегодня молодёжь, имея такой богатый язык, предпочитает новую форму общения, пренебрегая нормами современного русского языка, употребляя сленг и ненормативную лексику.

Часто в речи наших студентов мы слышим обсценную лексику . Обсценный переводится как непристойный, распутный, безнравственный – сигмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойные, отвратительные, вульгарные) бранные выражения. Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является мат. Для чего же люди прибегают к использованию мата?

Функции употребления нецензурной лексики:

·                  Повышение эмоциональности речи;

·                  Разрядка психологического напряжения;

·                  Оскорбление, унижение адресата речи;

·                  Демонстрация раскованности, независимости говорящего;

·                  Демонстрация принадлежности говорящего к «своим»

 

 

  Жаргонная лексика – это слова и словосочетания, свойственные социальным  диалектам, т.е. группам лиц, объединенным общей профессиональной или антиобщественной деятельностью(«бабки» – деньги, «лимон» – миллион, «западать» – любить, «металл» – тяжелый рок).

Особую разновидность жаргонизмов составляют арготизмы – слова, употребляемые членами преступных группировок, деклассированными элементами, к которыми относятся бродяги, бомжи, беспризорники, нищие («маргалы» – глаза, «жмурик» – покойник, «баланда» – похлебка).

Жаргонизмы, арготизмы – нежелательный компонент при речевом общении. Законодательно запретить их невозможно, но можно и должно ставить задачу его ограничения в речи. Но это не так просто, так как он существовал еще в стародавние времена, когда «литературная» речь только начинала формироваться. И именно из него вскоре появился жаргонизированный сленг.

Даже в далекие времена «поставщиком» жаргона была молодежь. Во все времена молодым важно было иметь свой язык, непонятный для непосвященных.

Сленгизмы постоянно находятся у молодежи  в использовании. Живут, развиваются вместе с молодежью и обретают сходные с ней черты.

Каковы же основные причины употребления молодежного сленга?

Считается, что молодежь использует слова сленга, как ответ на всё происходящее вокруг неё, она бунтует, придумывая самые изощренные формы.

При помощи сленга она стремится выделиться, показать себя, как индивидуальность, личность, имеющую на её взгляд, правильные моральные, ценностные устои, стремится доказать важность своих увлечений, интересов.

 Несколько лет назад большой популярностью пользовалось создание молодежью каких-либо группировок, субкультур (хиппи, эмо, репперы, рокеры). И это течение оставило очень много сленговых слов.

Сленговые слова – это некоторая игра, в которой создаются самые шокирующие, необычные формы, которые имеют свой характер  («динамить» – обманывать, «лузер» – неудачник, «косяк» – ошибка).

Сленг обеспечивает  простоту общения для молодёжи и  придаёт ощущение замкнутости от мира взрослых, шифровки от посторонних.

 Может быть, так оно и есть, а может быть, наоборот.

Чтобы постараться ответить на вопрос: является ли молодёжная речь нормой или анти нормой, было проведено анкетирование. В нём приняли участие 85 студентов.

В результате анкетирования было выяснено, что все 100% знают про сленгизмы, но многие затруднились дать определение этого термина.

Сленг употребляют в своей речи 99% опрошенных молодых людей. Наиболее популярными сленгизмами являются: «капец», «клёво», «прикольно». Также в моду входят новые сленговые единицы, которые образуются путём сокращения слов и заимствования из других языков  ( «спс» – спасибо, «лол» – смешно, «инет» – интернет, «топ» – фаворит, лучший).

Для 60 % опрошенных  сленг является средством интересного смешного общения, а 40% используют сленг в неофициальной обстановке для непринуждённого общения.

Положительным моментом является тот факт, что ни один из опрошенных не является членом молодёжной группировки или субкультуры.

Все анкетируемые ответили, что употребляют только те сленгизмы, значение которых хорошо знают.

70 человек (82% от общего числа опрошенных) отметили, что используют сленг всегда, при любых обстоятельствах. 15 человек (18 %)  говорят, что применяют сленг довольно редко.

20 человек (24 % опрошенных) считают, что сленгизмы не портят речь, а наоборот, дополняют его новыми и интересными формами слов, делают его забавным. Остальные 65 человек (76 % опрошенных) утверждают, что сленг портит речь, делает её скудной, грубой и некрасивой в любом стиле речи.

Из анкетирования стало ясно, что сленговое слово появляется в большинстве случаев из-за того, что нормальные слова, или соответствующие им, неудобны при частом использовании, особенно в неформальной обстановке. Поэтому, чтобы создать более весёлую, молодёжную, непринуждённую атмосферу, молодые люди используют интересные слова.

Отсюда исходит вывод, что таковой сленг сам по себе не мешает богатству русского языка, но при смешении с литературным языком он действительно является лишним.

Поэтому естественно отсюда вынесен первый пункт правил этикета употребления сленга: он не должен употребляться в литературной речи, так как создан только для разговорного стиля и в беседе между равными собеседниками, если это не мешает окружающим.

Правило второе: употребление сленга должно быть умеренным, предложения не должны быть им перегружены.

Правило третье: не применять в речи сленгизмы, значение которых неизвестно.

Во многом это игра (раньше было нельзя, а теперь можно). Плохо это или хорошо – сказать трудно. Сам по себе язык не может быть плохим или хорошим – в глобальном смысле. Но факт жаргонизации есть - и требует изучения.

Я не думаю, что сленг - это что-то вредное. Сленг был, есть и будет в нашей лексике. Думаю, что неправомерно судить о надобности сленга языку. Сленг – это неотъемлемая часть нашей жизни.

В заключение следует сказать, что в настоящее время происходят слишком быстрые изменения в языке, связанные с конфликтами между разными поколениями. Если принять во внимание важность заботы о языке, то вполне возможно улучшить положение дел с культурой речи. Для этого необходимо:

-                 пропагандировать бережное отношение к языку;

-                 разъяснять лицам, чьи выступления попадают в центр общественного внимания, необходимость бережного отношения к родному языку;

-                 разъяснять руководителям средств массовой информации необходимость качественной редакторской работы над стилем публикуемых текстов;

-                 организовывать консультативные службы русского языка;

-                 пропагандировать классическую литературу;

-                 воспитывать у подрастающего поколения любовь к родному языку;

-                 формировать умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Но а лучшим образцом для подражания любому студенту должна быть речь педагога, знающего и соблюдающего правила речевого этикета.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл shcheglova_sgkstd_statya_2.docx23.61 КБ

Предварительный просмотр:

Современная молодёжная речь: норма или антинорма?

Язык является мощным средством регуляции деятельности людей в различных сферах, поэтому изучение речевого поведения современности, осмысление того, как личность владеет языком, как и насколько эффективно пользуется этим богатством, - очень важная и актуальная задача.

Речевая культура – это культура сознательного и грамотного пользования неисчерпаемой сокровищницей языка, культура корректного и эффективного речевого  поведения.

   Свободное владение литературным языком, умение строить тексты разной функциональной принадлежности, умение общаться в наши дни становятся неотъемлемыми составляющими любой профессиональной  деятельности.
   Культура речи и степень владения родным языком порой оказываются решающими факторами профессионального роста: от того как говорит человек, могут зависеть результаты его труда.

С самого первого занятия я говорю студентам, что успех их работы, их благосостояние будет зависеть от их умения общаться с клиентами. Ведь каждый из них захочет, чтобы клиент пришел к нему еще не раз. Значит нужно уметь заинтересовать. А не всегда ты сразу являешься отличным парикмахером или портным.

Поэтому уметь вовремя подобрать и сказать нужное слово – это огромное мастерство и ему нужно учиться.

Но, к сожалению, наши студенты больше учатся не русскому литературному языку, а социально-ограниченной лексике: жаргонной, арготической, обсценной.

   Эти вопросы часто поднимаются на педагогических чтениях, на научно-практических конференциях, на беседах, уроках.     Имеет ли право на существование такая лексика? Является ли она нормой или антинормой?

И.С.Тургенев, восхищаясь красотой русского языка, призывал: «Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками».

Говоря о меткости русского языка, Н.В.Гоголь подчёркивал: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырывалось бы из – под самого сердца, кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово».

Конечно, с этими высказываниями нельзя не согласиться, но в условиях современного мира мы наблюдаем зачастую совершенно обратное: «классический», правильный русский язык уходит из повседневности, заменяется упрощенной, порой жаргонной лексикой. Возникает закономерный вопрос: почему сегодня молодёжь, имея такой богатый язык, предпочитает новую форму общения, пренебрегая нормами современного русского языка, употребляя сленг и ненормативную лексику.

Часто в речи наших студентов мы слышим обсценную лексику . Обсценный переводится как непристойный, распутный, безнравственный – сигмент бранной лексики различных языков, включающий грубейшие (похабные, непристойные, отвратительные, вульгарные) бранные выражения. Одной из разновидностей обсценной лексики в русском языке является мат. Для чего же люди прибегают к использованию мата?

Функции употребления нецензурной лексики:

  • Повышение эмоциональности речи;
  • Разрядка психологического напряжения;
  • Оскорбление, унижение адресата речи;
  • Демонстрация раскованности, независимости говорящего;
  • Демонстрация принадлежности говорящего к «своим»

  Жаргонная лексика – это слова и словосочетания, свойственные социальным  диалектам, т.е. группам лиц, объединенным общей профессиональной или антиобщественной деятельностью(«бабки» – деньги, «лимон» – миллион, «западать» – любить, «металл» – тяжелый рок).

Особую разновидность жаргонизмов составляют арготизмы – слова, употребляемые членами преступных группировок, деклассированными элементами, к которыми относятся бродяги, бомжи, беспризорники, нищие («маргалы» – глаза, «жмурик» – покойник, «баланда» – похлебка).

Жаргонизмы, арготизмы – нежелательный компонент при речевом общении. Законодательно запретить их невозможно, но можно и должно ставить задачу его ограничения в речи. Но это не так просто, так как он существовал еще в стародавние времена, когда «литературная» речь только начинала формироваться. И именно из него вскоре появился жаргонизированный сленг.

Даже в далекие времена «поставщиком» жаргона была молодежь. Во все времена молодым важно было иметь свой язык, непонятный для непосвященных.

Сленгизмы постоянно находятся у молодежи  в использовании. Живут, развиваются вместе с молодежью и обретают сходные с ней черты.

Каковы же основные причины употребления молодежного сленга?

Считается, что молодежь использует слова сленга, как ответ на всё происходящее вокруг неё, она бунтует, придумывая самые изощренные формы.

При помощи сленга она стремится выделиться, показать себя, как индивидуальность, личность, имеющую на её взгляд, правильные моральные, ценностные устои, стремится доказать важность своих увлечений, интересов.

 Несколько лет назад большой популярностью пользовалось создание молодежью каких-либо группировок, субкультур (хиппи, эмо, репперы, рокеры). И это течение оставило очень много сленговых слов.

Сленговые слова – это некоторая игра, в которой создаются самые шокирующие, необычные формы, которые имеют свой характер  («динамить» – обманывать, «лузер» – неудачник, «косяк» – ошибка).

Сленг обеспечивает  простоту общения для молодёжи и  придаёт ощущение замкнутости от мира взрослых, шифровки от посторонних.

 Может быть, так оно и есть, а может быть, наоборот.

Чтобы постараться ответить на вопрос: является ли молодёжная речь нормой или анти нормой, было проведено анкетирование. В нём приняли участие 85 студентов.

В результате анкетирования было выяснено, что все 100% знают про сленгизмы, но многие затруднились дать определение этого термина.

Сленг употребляют в своей речи 99% опрошенных молодых людей. Наиболее популярными сленгизмами являются: «капец», «клёво», «прикольно». Также в моду входят новые сленговые единицы, которые образуются путём сокращения слов и заимствования из других языков  ( «спс» – спасибо, «лол» – смешно, «инет» – интернет, «топ» – фаворит, лучший).

Для 60 % опрошенных  сленг является средством интересного смешного общения, а 40% используют сленг в неофициальной обстановке для непринуждённого общения.

Положительным моментом является тот факт, что ни один из опрошенных не является членом молодёжной группировки или субкультуры.

Все анкетируемые ответили, что употребляют только те сленгизмы, значение которых хорошо знают.

70 человек (82% от общего числа опрошенных) отметили, что используют сленг всегда, при любых обстоятельствах. 15 человек (18 %)  говорят, что применяют сленг довольно редко.

20 человек (24 % опрошенных) считают, что сленгизмы не портят речь, а наоборот, дополняют его новыми и интересными формами слов, делают его забавным. Остальные 65 человек (76 % опрошенных) утверждают, что сленг портит речь, делает её скудной, грубой и некрасивой в любом стиле речи.

Из анкетирования стало ясно, что сленговое слово появляется в большинстве случаев из-за того, что нормальные слова, или соответствующие им, неудобны при частом использовании, особенно в неформальной обстановке. Поэтому, чтобы создать более весёлую, молодёжную, непринуждённую атмосферу, молодые люди используют интересные слова.

Отсюда исходит вывод, что таковой сленг сам по себе не мешает богатству русского языка, но при смешении с литературным языком он действительно является лишним.

Поэтому естественно отсюда вынесен первый пункт правил этикета употребления сленга: он не должен употребляться в литературной речи, так как создан только для разговорного стиля и в беседе между равными собеседниками, если это не мешает окружающим.

Правило второе: употребление сленга должно быть умеренным, предложения не должны быть им перегружены.

Правило третье: не применять в речи сленгизмы, значение которых неизвестно.

Во многом это игра (раньше было нельзя, а теперь можно). Плохо это или хорошо – сказать трудно. Сам по себе язык не может быть плохим или хорошим – в глобальном смысле. Но факт жаргонизации есть - и требует изучения.

Я не думаю, что сленг - это что-то вредное. Сленг был, есть и будет в нашей лексике. Думаю, что неправомерно судить о надобности сленга языку. Сленг – это неотъемлемая часть нашей жизни.

В заключение следует сказать, что в настоящее время происходят слишком быстрые изменения в языке, связанные с конфликтами между разными поколениями. Если принять во внимание важность заботы о языке, то вполне возможно улучшить положение дел с культурой речи. Для этого необходимо:

  • пропагандировать бережное отношение к языку;
  • разъяснять лицам, чьи выступления попадают в центр общественного внимания, необходимость бережного отношения к родному языку;
  • разъяснять руководителям средств массовой информации необходимость качественной редакторской работы над стилем публикуемых текстов;
  • организовывать консультативные службы русского языка;
  • пропагандировать классическую литературу;
  • воспитывать у подрастающего поколения любовь к родному языку;
  • формировать умение работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

Но а лучшим образцом для подражания любому студенту должна быть речь педагога, знающего и соблюдающего правила речевого этикета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.

Урок русского языка  и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...

Культура речи и языковая норма

Я предлагаю обратиться к нормам языка и проверить самих себя....

Культура речи. Языковая норма

Культура речи. Языковая норма Урок подготовила: Иутинская Галина Ивановна ЦЕЛИ:Закрепить понятие языковая норма.Умение различать грамматические ошибки, навыки владения орфоэпическими и...

Формирование ценностных ориентаций современной молодёжи посредством государственной молодёжной политики

Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодёжи, как самой динамичной части общества, является одной из главных проблем, целей и направлений молодёжной политики в любом...

Фашизм и национальный экстремизм в современной молодёжной среде

Современное российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм....

Методическая разработка занятия по дисциплине "Русский язык и культура речи" на тему "Орфоэпические нормы "

осмыслить важность соблюдения орфоэпических норм в устных и письменных высказываниях;разграничить произносительную и акцентологическую нормы речи;      отработать навыки произ...