Фашизм и национальный экстремизм в современной молодёжной среде
классный час на тему

Современное российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм.

     Экстремистское поведение молодежи — одна из наиболее актуальных социально-политических проблем. Сегодня в мире и у нас в стране протестные движения неформальных молодёжных объединений, радикальных религиозных и националистических организаций нередко сопровождаются совершением тяжких преступлений, направленных, прежде всего на устрашение общества, отдельных слоёв населения и этнических групп.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon fashizm_i_natsionalizm.doc97 КБ

Предварительный просмотр:

Разработка тематического классного часа по теме:

«Фашизм и национальный экстремизм в современной молодёжной  среде»

       

Группа ТП–10

Классный руководитель: Зеленина Е. А.

     

     Современное российское общество оказалось перед лицом вызова со стороны идеологии и практики экстремизма, составными элементами которого выступают нетерпимость, ксенофобия, национализм и фашизм.

     Экстремистское поведение молодежи — одна из наиболее актуальных социально-политических проблем. Сегодня в мире и у нас в стране протестные движения неформальных молодёжных объединений, радикальных религиозных и националистических организаций нередко сопровождаются совершением тяжких преступлений, направленных, прежде всего на устрашение общества, отдельных слоёв населения и этнических групп.

Молодёжный национальный экстремизм и фашизм: сущность, понятие, характерные черты

     Фашизм - это идеология и практика, утверждающие превосходство и исключительность определенной нации или расы  и направленные на разжигание национальной нетерпимости, дискриминацию, применение насилия и терроризма, установления культа вождя.[1]

     Экстремизм (от лат. еxtremus – крайний) означает приверженность к крайним взглядам и мерам. Экстремизм, как правило, в своей основе имеет определенную идеологию. Признаки экстремизма содержат только такие идеологии, которые основаны на утверждении исключительности, превосходства либо неполноценности человека на почве социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии, а также идеи политической, идеологической, расовой, национальной или религиозной ненависти или вражды в отношении какой-либо социальной группы.[2]

     Механизмы проявления фашизма и экстремизма в молодежной среде те же, что и во взрослой, но имеет место и своя специфика. Во-первых, присутствует фактор инфантилизма, который многократно усиливается юношеским максимализмом. Во-вторых, речь идет о группе с «отложенными» установками и активностью, что особенно характерно для нашей страны. Дело в том, что современные молодые экстремисты или те, кто проявляет в своем сознании и поведении экстремистские стереотипы, родились и интенсивно социализировались в период длительно существовавшей в России кризисной ситуации. А по достижении дееспособного возраста они стали проявлять то, что ими было усвоено в те трудные годы. Этим во многом объясняется рост экстремистских «вспышек»: положение в стране улучшается, а экстремистская активность «вдруг» начинает усиливаться. В-третьих, объективный дефицит жизненного опыта позволяет навязывать некоторой части молодежи экстремистские сценарии со стороны отдельных политических сил, общественных движений, а также личностей, авторитетных для молодежного сообщества.[3]

     Развитие молодежного экстремизма – это свидетельство недостаточной социальной адаптации молодежи, развития асоциальных установок ее сознания, вызывающих противоправные образцы ее поведения.[4] 

     Основными чертами современного молодёжного экстремизма являются:

     - возрастающая организованность, сплочённость группировок, формирование в них идеологических, аналитических и боевых структур;

- усиление мер конспирации;

- применение для распространения своей идеологии и координации действий новейших информационных и коммуникационных технологий;

- активное укрепление межрегиональных и международных связей организаций экстремистской направленности;

- распространение  экстремизма  на националистической почве в молодёжной  среде;

- резкая активизация противоправной деятельности группировок, стремление совершать тяжкие, вызывающие большой общественный резонанс преступления (убийства иностранных студентов, мигрантов) и дерзкие, демонстративные административные правонарушения;

- переход от хулиганских действий к осуществлению террористических актов.[5]

     Индикаторы экстремистской идеологии или субкультур экстремистских сообществ.

     Индикаторами возможного присутствия в тексте экстремистской идеологии (ИЭИ) выступают:

1. Специфическая символика (свастика, символы фашистской Германии), изображение фашистского приветствия (приветствие римских легионеров) и т.п.

2. Специфические наименования, термины, обозначения и словосочетания, имеющие отношение к какой-либо экстремисткой идеологии: «фашист», «нацист», «Хайль Гитлер!», «скинхед», «скин-хэд», «НБП» и т.п.

3. Специфические уничижительные или ругательные наименования и определения представителей какой-либо национальности (или группы национальностей): «черножопый», «жид», «жидовня», «черномазый», «чурка», «хач», «азер», «айзик»», «китаез», «унтерменш» и т.п.

4. Специфический сленг или лексикон, распространенный в среде экстремистских формирований: «русофоб», «ZOG», «общечеловеки», «шафки» (именно через «ф») и т.п.

5. Специфические нумерологические символы, обозначающие словосочетания «Хайль Гитлер!» (88!) и «Адольф Гитлер!» (18!), «Четырнадцать слов» (14). Часто встречается сочетание 14\88!.

6. Специфические имена и клички известных или авторитетных лиц в конкретных радикальных движениях. Например: «Иванов-Сухаревский», «Лимонов», «Талакин», «Тесак» и т.п.

7. Использование специфических кличек при написании интернет-материалов: «White warrior», «Фюрер», «Геринг» и т.п.

8. Именные наименования существующих экстремистских группировок: «Сварожичи», «Русский кулак», «Green bombers» и т.д.[6] 

     Условия и факторы проявления фашизма и национального экстремизма в молодёжной среде:

     Экономические условия – экономический кризис, падение жизненного уровня, рост безработицы.

     Социальные условия – усиливающееся социальное расслоение, отсутствие безопасности.

     Политические условия – кризис власти, потеря доверия в силу закона.

     Для современных молодых россиян наиболее существенными социальными факторами, прямо или косвенно провоцирующими экстремистские настроения (чаще находящиеся в «спящем» состоянии), являются:

а) глубинные факторы: узкие рамки социального развития и личностного самоопределения индивида (до 50%); воздействие агрессивной среды развития (до 30%); неблагоприятная семейная среда (до 25%); правовая незащищенность молодежи (до 90%); отсутствие возможностей вертикальной социальной мобильности (до 25%); идеологическая и общественно-политическая «забытость» молодежи (до 80%); возрастающие трудности в получении качественного и доступного образования и трудоустройства (до 50%).

б) непосредственные факторы: проблемы досуга в подростковом возрасте (острая нехватка доступных сред развития – секции, школы, кружки (до 90%)); отсутствие возможности трудоустройства (до 70%); интенсивное социальное расслоение (до 50%); изменение этнической среды (до 35%); воздействие экстремистских сил (до 20%); доминирование в системах воспитания конфликтных моделей взаимодействия (до 50%).[7]


Молодёжные объединения национально - экстремистской направленности в современной России

     Скинхеды - от английского skinhead (бритоголовые). Радикальное молодёжное движение, сформировавшееся в конце 60-х гг. XX века в Англии как общность представителей рабочей молодёжи, выступающих за запрет использования дешевой рабочей силы из стран третьего мира.[8]

Скинхеды (или скины) собирательное название представителей молодёжного движения, не объединённого в рамках какой-либо организации, а разрозненного на множество независимых друг от друга группировок. 1969 год стал пиком популярности этой субкультуры. В настоящее время имеется несколько групп молодёжи, которые называют себя «скинхедами»:

- Традиционные скины (Skinheads) следуют образу первых скинхедов - преданность субкультуре, память о рабочих корнях, антирасизм и аполитичность.

- НС-скинхеды – движение, придерживающееся национал-социалистической идеологии, крайние националисты и расисты, ратуют за идею превосходства белой расы.  Кроме частичного повторения внешнего вида, не имеют ничего общего с традиционными скинхедами. Противники НС-скинхедов называют их «бонхедами» (boneheads — «костяные головы», «болваны») для того, чтобы не путать со скинхедами и др.

- Шарп  (Skinheads Against Racial Prejudices) - «Скинхеды против расовых предрассудков». Появились как противоположность НС-скинхедам, но остались аполитичными.

- Раш (Red & Anarchist Skinheads) - «Красные» и анархо-скинхеды, унаследовавшие от «родного» рабочего класса идеи социализма, коммунизма и анархизма.[9] 

     Считается, что в России первые скинхеды появились в самом начале 1990-х гг., однако, переломным в их истории стал 1994 г. По словам признанного эксперта по движению скинхедов А. Тарасова, побудительными мотивами для этого стали расстрел парламента осенью 1993 г. и начало войны в Чечне, создавшие культ насилия, густо сдобренный патриотической риторикой и направленный против «кавказцев». Более глубокими причинами он считает экономический кризис, распад прежней системы образования и отказ властей от какой-либо работы с молодежью.[10] 

     К этому следует добавить утрату привлекательных для молодежи общественных идеалов, не нашедших в постсоветской России адекватной замены. Зато место советской социальности заступила этничность, очерчивающая группу «своих», где молодежь рассчитывала найти защиту и опору. Такая установка позволяла также с легкостью находить «врага», который оказывался человеком «чужой крови».[11] 

     Как правило, первое поколение скинхедов состояло из молодежи из депрессивных районов и с городских окраин с неразвитой инфраструктурой. Но со временем среди скинхедов стали встречаться не только дети из бедных неблагополучных семей и учащиеся ПТУ, но и студенты вузов.[12] 

     Сегодня большая часть российских "бритоголовых" не имеет полной информации о движении, к которому себя причисляет,  они восприняли лишь внешний облик западных скинхедов, предпочитая стиль "милитари" в одежде: камуфляж, военные ботинки, специфические шарфы и короткие куртки «бомберы». Идеология западных «коллег» российскими «бритоголовыми» не перенимается.  Ещё одной характерной особенностью движения скинхедов в России является сращивание некоторых группировок с уголовно-преступной средой. Это происходит потому, что часть лидеров группировок имеет уголовное прошлое и придерживается "воровских" традиций.[13] 

     Кроме того, большую опасность представляют футбольные фанаты, опасность которых обусловлена их полной отчаянностью и безумством. Организации футбольных фанатов не имеют четкой структуры, а состоят, в основном, из небольших группировок, руководители которых постоянно меняются.

     До недавнего времени самой крупной радикальной отечественной национал-патриотической организацией было «Русское национальное единство». Официальной  датой  создания Русского национального единства  (РНЕ)  считается  20  октября 1991г.  Инициатором создания стал Александр Баркашев, бывший член Центрального  совета  общества «Память». Стратегические цели РНЕ – создание Союза  славянских  государств  и наведение «русского порядка». Просуществовав 10 лет РНЕ раскололось. Самый крупный осколок – группа Лалочкина, в период с 2003 по 2007 насчитывала около 20 – 30 человек. В последнее время занимается активной вербовкой руководящего состава учебных учреждений с целью создания образовательных кружков националистической направленности.[14] 

      Приведём  ещё несколько примеров национально – экстремистских организаций:[15] 

     Национал Державная Партия России ( НДПР)  – создана в 2001г., лидеры – Станислав Терехов, Александр Севастьянов, Борис Миронов. Идеологией является ультраправый национализм. Провозглашает превосходство русских над представителями других национальностей

     «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ). Основано в 2005  году. Численность до 50 человек. Лидеры: Кузнецов, Кузьмин, Кирилов, Пихтелев. Осуществляет информационное давление на участников судебных дел по преступлениям ксенофобского характера. Поддерживает контакты с организациями националистического толка.

     Славянский союз – основная организация находится в Москве, насчитывает не более 20 -25 человек, в возрасте 20-22 лет. Проповедует национал – социалистическую идеологию, своего печатного органа не имеет. Руководителем является Гавриченко В. Г., изгнанный из РНЕ. Организация выпускает листовки, а также занимается разрисовкой стен и заборов нацистской символикой, принимает участие в националистических акциях, активно сотрудничает со скинхедами, вербуя их  в свои ряды.

     Славянская община – активно начала действовать с 2001г., руководитель Н.Е Попов, имеет регистрацию в качестве общественного объединения. Выступает организатором массовых националистических акций (митингов, шествий). Имеет спонсорское финансирование, сотрудничает со многими националистическими организациями 

     Благотворительный фонд Славянское братство взаимопомощи (СБВ) – действует с 1999г., лидер Р. Л. Перин, численность – до 40 человек. Печатный орган – газета «Славянская община». В настоящее время поддерживает контакты с организациями националистического толка НДПР, ДПНИ.

Профилактика асоциальных явлений этнического характера в молодёжной среде

     Национальный экстремизм и фашизм были и пока остаются опаснейшей социальной патологией, свойственной современной российской молодежи. Совершенно очевидно, что молодой экстремист, не отказавшийся от своих радикальных убеждений, не изменивший характер своей общественной жизнедеятельности, будет и в дальнейшем, но уже с мультипликативным эффектом генерировать социальную напряженность, сеять злобу и вражду между людьми, провоцировать конфликты, ломать человеческие судьбы. Отсюда острейшая необходимость проведения многоуровневой и разноплановой работы с молодежью по профилактике экстремизма и фашизма и полному вытеснению экстремистского поведения из жизненных практик молодежного сообщества. Этого можно добиться вовлечением молодежи в социально значимую и социально полезную деятельность, в реализацию государственной молодежной политики путем стимулирования экономической и образовательной активности молодых, а также за счет организации более системной, жесткой и действенной работы правоохранительных органов по отношению к экстремистам, не способным соблюдать базовые права личности, демонстрирующим пренебрежение к общественной морали, совершающим преступные деяния.[16] 

     Это позволит существенно уменьшить уровень экстремистской активности, снизить степень популярности экстремистских идей в молодежной среде, создать общественный климат неприятия радикальных действий в любой сфере жизнедеятельности социума и тем самым со временем сначала исключить групповые формы его проявления, а затем и резко сократить число молодых граждан, являющихся носителями экстремистских установок.

Основные направления профилактики молодёжного экстремизма[17] 

     Антиэкстремистские профилактические мероприятия делятся на два типа:

     Первичная профилактика – работа по предотвращению притока (рекрутирования) новых членов экстремистских формирований. Иммунизация подростков в отношении экстремизма. Привитие антифашистских воззрений.

     Вторичная профилактика – профилактическая работа с участниками экстремистских формирований.

      В качестве основных направлений работы по профилактике молодёжного экстремизма можно выделить:

- Создание иммунитета к экстремизму с помощью контрпропагандистских мероприятий (опорочивание экстремистской идеологии, конкретных движений и т.п.). Очень эффективно в данном случае осмеяние, которое наиболее болезненно воспринимается подростками, ориентированными на приоритет силы.

- Акцентирование внимания на преподавании истории Великой отечественной войны. Привитие антифашистских воззрений.

- Воспитание толерантности – терпимости.

- Акцентирование внимания на развенчании псевдоисторических ревизионистских мифов, на которых базируются неофашистские концепции мистического национализма. Пресечение государственного финансирования организаций, пропагандирующих указанные мифы.

- Прямое или опосредованное оказание помощи неформальным группировкам – антагонистам неофашистских формирований для пропагандистского противостояния экстремистам.

- Включённая работа в среде неофашистских формирований для срыва экстремистских акций, развала и ослабления организации, создания двоевластия, альтернативных течений, пацифистских ответвлений экстремистской идеологии и т. п. Особенно следует остановиться на размывании идеологии, способствовании проявлению новых идеологических течений, враждебных основному, абсурдных мировоззрений.

- Вытеснение в экстремистском формировании агрессивного лидера с заменой на менее агрессивного.

- Разработка комплекса мероприятий по борьбе с НМО – донорами – источниками рекрутирования подростков в экстремистские формирования. Отслеживание случаев попыток бюджетного финансирования подобных организаций, для их последующего пресечения.

- Создание конкурентов для экстремистских организаций в деле эксплуатации «патриотического воспитания молодёжи» и т. п.

- Проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, в том числе в форме воспитательного сопровождения.

     Самым простым и доступным в профилактической работе являются беседы. К профилактическим беседам относят:

  1. Мотивирующие беседы, направленные на изменение ценностных ориентаций и коррекцию поведения.
  2. Беседы контрпропагандистской направленности.

     Полезным бывает также проведение работы с родителями, которые после подобных мероприятий не захотели бы видеть своих детей в рядах экстремистов. Воспитательная продуктивность резко возрастает при совместной работе специализированными подразделениями правоохранительных органов. С данной категорией подростков наиболее результативными методами работы оказываются различные формы негативной мотивации (запугивания), которые осуществляются работниками правоохранительных органов.

     Наконец, чрезвычайно важной является индивидуальная работа с подростком. Речь идёт об индивидуальных формах пропаганды, ориентированных на конкретного подростка по следующим направлениям:

- Формирование индивидуальной программы контрпропаганды в отношении фашистской идеологии, в зависимости от ценностных ориентаций, этики и морали подростка.

-  Формирование индивидуальной программы контрпропаганды в плане дискредитации лидеров экстремистских движений.

- Формирование индивидуальной программы, ориентированной на родителей подростка.

- Система замещения ксенофобии на иную агрессивную мировоззренческую позицию, предполагающую легальные формы протеста и отказ от насилия на улицах.

Законодательство Российской Федерации и экстремизм[18]

В Стратегии государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства России от 18 декабря 2006 г. № 1760-р, говорится, что именно молодые люди должны быть готовы к противостоянию политическим манипуляциям и экстремистским призывам. В условиях глобализации и вынужденного притока мигрантов молодёжь призвана выступить проводником идеологии толерантности, развития российской культуры и укрепления межпоколенческих и межнациональных отношений.

В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 25.07.2002 г. № 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности» противодействие (т.е. пресечение и профилактика) экстремистской деятельности основывается на следующих принципах:

1)    признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, а равно законных интересов организаций;

2) законность;

3) гласность;
4) приоритет обеспечения безопасности Российской Федерации;

5) приоритет мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности;

6) сотрудничество государства с общественными и религиозными объединениями,

иными организациями, гражданами в противодействии экстремистской деятельности;

7) неотвратимость наказания за осуществление экстремистской деятельности.

Эти основные принципы являются определяющими при выборе средств и методов реагирования на факты и обстоятельства, имеющие признаки экстремизма.

      Понятие «экстремизм»  определено и упоминается в  нормативных правовых актах, в числе которых:

  1. Конституция Российской Федерации. 

(Экстремизм во всех своих проявлениях в разной степени, но всегда посягает именно на то, что закрепляет Конституция РФ: основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, порядок и принципы государственного устройства и местного самоуправления);

 2.    Уголовный кодекс Российской Федерации;

 3.    Федеральный закон от 05 июля 2002 года № 112-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О противодействии экстремистской деятельности»;

  4.    Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»;

 5.    Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»;

 6.    Постановление Правительства Российской Федерации от 18.01.2003 г. № 27 (в редакции от 08.12.2008) «Об утверждении Положения о порядке определения перечня организаций и физических лиц, в отношении которых имеются сведения об их участии в экстремистской деятельности, и доведения этого перечня до сведения организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом».

Заключение

         Изучив тему «Фашизм и национальный экстремизм в современной молодёжной среде» пришли к следующим выводам:

     - Механизмы проявления фашизма и экстремизма в молодежной среде те же, что и во взрослой, но имеет место и своя специфика: присутствует фактор инфантилизма, который многократно усиливается юношеским максимализмом; речь идет о группе с «отложенными» установками и активностью, что особенно характерно для нашей страны; объективный дефицит жизненного опыта позволяет навязывать некоторой части молодежи экстремистские сценарии со стороны отдельных политических сил, общественных движений, а также личностей, авторитетных для молодежного сообщества.

     - Наиболее существенными факторами, прямо или косвенно провоцирующими экстремистские настроения  являются:

а) глубинные факторы: узкие рамки социального развития и личностного самоопределения индивида; воздействие агрессивной среды развития; правовая незащищенность молодежи и т.д.

б) непосредственные факторы: проблемы досуга в подростковом возрасте; отсутствие возможности трудоустройства; изменение этнической среды и т.д.

     - Основными чертами современного молодёжного экстремизма являются: возрастающая организованность, сплочённость группировок, формирование в них идеологических, аналитических и боевых структур; усиление мер конспирации; применение новейших информационных и коммуникационных технологий; активное укрепление межрегиональных и международных связей организаций экстремистской направленности; стремление совершать тяжкие, вызывающие большой общественный резонанс преступления  и дерзкие, демонстративные административные правонарушения; переход от хулиганских действий к осуществлению террористических актов.

     - Существуют следующие молодёжные объединения национально экстремистской направленности: скинхеды, футбольные фанаты, «Русское национальное единство» (РНЕ), Национал Державная Партия России (НДПР), «Движение против нелегальной иммиграции» (ДПНИ), «Славянский союз», «Славянская община», Благотворительный фонд Славянское братство взаимопомощи (СБВ) и др.

     - Антиэкстремистские профилактические мероприятия делятся на  первичную профилактику - работа по предотвращению притока (рекрутирования) новых членов экстремистских формирований. Иммунизация подростков в отношении экстремизма. Привитие антифашистских воззрений. И вторичную  – профилактическая работа с участниками экстремистских формирований.

     - Существуют следующие нормативно – правовые документы содержащие оценку экстремизму и меру ответственности за преступления на его почве: ФЗ « О противодействии экстремистской деятельности» от 26.07.2002 (ред. 08.07.2006); Конституция РФ (12. 12. 1993) ст. 16, 13-15, 17,19, 29; Уголовный кодекс РФ (24. 05. 1996);  Федеральный закон от 24 июля 2007 года № 211-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия экстремизму»; Указ Президента Российской Федерации от 23 марта 1995 года № 310 (в редакции от 03.11.2004) «О мерах по обеспечению согласованных действий органов государственной власти в борьбе с проявлениями фашизма и иных форм политического экстремизма в Российской Федерации»и др.


[4] Стенограмма парламентских слушаний "Состояние и проблемы законодательного обеспечения противодействия экстремизму в молодежной среде" 25 октября 2006 года.  http://www.council.gov.ru/files/parliament_attend/54.doc

[5] Ксенофобия в молодёжной среде: доклад по результатам мониторинга/ [А. Козлов и др.] -  М.: Московская Хельсинская группа , 2009. – 114 с. С11-14.)

[6] Е. А. Евдокимова: Экстремизм в молодёжной среде. С-Пб.: Изд. АНО « ЦРМП «Media Express», 2009. – 32с. С 6-7

[7] Е. А. Евдокимова: Экстремизм в молодёжной среде. С-Пб.: Изд. АНО « ЦРМП «Media Express», 2009. – 32с. С 6-7

[8] Свободная энциклопедии http: Wikipedia.ru

[9]Неформальные  молодёжные объединения  http://kfs.mosreg.ru/userdata/89101.doc

[10] Тарасов А. Бритоголовые. Новая фашистская субкультура в России // Дружба народов, 2000, № 2. С. 136-139

[11] Сикевич З.В. Русские: «образ» народа. СПб.: Изд-во СПБ университета, 1996. С. 119-120.

[12] Беликов С.Бритоголовая культура.//Литературная Россия, №4, 26.01.01. С.12

[13] Информационно-методическое пособие «Неформальные молодежные объединения», подготовленное Департаментом охраны общественного порядка Министерства внутренних дел Российской Федерации (М., «Комментарий», 2005) С. 29

[14] Архипов  А. Распад Русского Единства. - URL:http://www.strana.ru[10.10.2002]

[15] Перечисленные далее организации взяты из брощюры Е. А. Евдокимовой: Экстремизм в молодёжной среде. С-Пб.: Изд. АНО « ЦРМП «Media Express», 2009. – 32с. С. 16 – 20

[16] Касьяненко М. Профилактика асоциальных проявлений этнического характера в молодежной среде.  http://www.moitezis.ru/blog/view/403/

[17] Е. А. Евдокимова: Экстремизм в молодёжной среде. С-Пб.: Изд. АНО « ЦРМП «Media Express», 2009. – 32с. С. 24-28.

[18] Все приведённые ниже законодательные документы взяты с сайта Консультант+


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Современные направления последипломного обучения средних медицинских работников на этапах реализации национального приоритетного проекта "Здоровье"

Современные направления последипломного обучения средних медицинских работников на этапах реализации национального приоритетного проекта "Здоровье"...

Тема: «Экстремизм в современном интернет пространстве»

Экстремизм (от лат. extremus — крайний) — приверженность крайним взглядам, методам действий....

Современный национальный воспитательный идеал

Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении ...

Проект "Фашизм-это культ ненависти против народов планеты"

Проект "Фашизм-это культ ненависти против народов планеты"...

Решающий вклад советского народа в достижении Победы над фашизмом

Решающий вклад советского народа в достижении Победы над фашизмом...

«9 НОЯБРЯ – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПРОТИВ ФАШИЗМА, РАСИЗМА И АНТИСЕМИТИЗМА»

laquo;9 НОЯБРЯ – МЕЖДУНАРОДНЫЙ ДЕНЬ ПРОТИВ ФАШИЗМА, РАСИЗМА И АНТИСЕМИТИЗМА»...