Интегрированный урок: русский язык, лит.чтение, окружающий мир "Орфограммы корня"
план-конспект урока на тему

Чечина Татьяна Александровна

Данный урок будет интересным путешествием в мир русской поэзии, знакомство с которой раскроет тайны русского языка, а также красоту окружающего мира осенней природы. К уроку разработана презентация, которая помогает обучающимся начальных классов наглядно представить то, о чём идёт речь на уроке.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 3_klass.orfogrammy_kornya._russkiy_yazyk.doc43.5 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по русскому языку

в 3-б классе (Чечина Т.А.)

Тема: Орфограммы корня. Повторение пройденного с опережением по программному материалу  (непроизносимые согласные).

Цели и задачи:    повторить безударные гласные корня, парные согласные корня, ознакомить учащихся с новыми орфограммами корня типа непроизносимые и мнимые согласные, развивая речь учащихся, прививая эстетический вкус и любовь к родной литературе.

Ход урока.

  1. Работа по развитию речи

На доске картина И. Левитана «Осень».

- Какое время года изображено на картине?

- Какое название вы дали бы этой картине?

- Какой бывает осень?

- Почему осень называют золотой?

            - Поэт А. Майков написал одно из стихотворений о осени:

«Кроет уж лист з.л.той

Влажную землю в л.су…» А. Майков

            - О чем будем говорить на уроке?  О осени…

            - Прежде чем записать эти строки, подумайте почему в словах пропущены буквы? Что такое орфограмма?

             - В какой части слова они находятся? Что такое корень?

             - Какое правило поможет написать слова правильно?

             - Подберем родственные слова. Какое из них является проверочным?

Запишите стихотворение.

II.        Постановка темы урока

- Иногда слова имеют общий корень, но родственными не являются Почему?

Игра «Найди лишнее слово»: - вода, водяной, поводок,

                                                       - сиделка, седенький, сиденье,

                                                       - наводнение, водитель, проводница.

Посмотрите на доску, что обозначают эти значки? ٱ   ٱ 

  • Что общего между безударной гласной и парным согласным?
  • Назовите тему урока!

На доске -   Тема:  Орфограммы корня.  ٱ  ٱ  Δ

- Что обозначает 3 значок нам предстоит узнать на уроке.

  1. Работа по теме урока

1) Работа с безударными гласными в корне слова

- А кто написал эти строки о осени?

  «Унылая пора! Очей очарованье!

    Приятна мне твоя прощальная краса - »

- Какое настроение возникает при чтении стихотворения?

- Какие слова показывают отношение поэта к осени?

- Какие слова вам не понятны?

         Запишите эти строки по памяти, обозначьте орфограммы корня.

А. Майков и А.С. Пушкин – классики русской литературы.

VI  Физминутка

Потрудились – отдохнем

Встанем, глубоко вздохнем.

Руки в стороны, вперед,

Влево, вправо поворот.

Три наклона, прямо встать.

Руки вниз и вверх поднять.

Руки плавно опустили.

Всем улыбки подарили.

 2) Работа с парными согласными в корне слова.

- А теперь вспомним еще одну орфограмму корня.

- Что обозначает синий квадратик?

- Н. Некрасов написал замечательное стихотворение о дарах осени.

- Как вы думаете, о чем оно?

Я прочитаю его, а вы следите. По ходу моего чтения отметьте в тексте орфограмму парного согласного в корне слова.

« Вся овощ огородная созрела.

Дети бегают: кто с репой, кто с морковкою,

Подсолнухи лущат.

А бабы свеклу дергают.

Какая свекла добрая

Ну что сапожки красные

Лежат на бугорке».

                - Какие буквы подчеркнули?

                - Вспомним правило написания парных согласных в корне слова!

               - Что же дарит нам осень?

Отгадав название еще одного овоща, вы прочитаете пословицу,

«Сажай   ре.ьку   ре.ко,

Будет   ре.ька   кре.ка».

3) Игра «Отгадай слова, запиши»:

- Место, где растут овощи  (огород)

- И полезна, и вкусна, детям нравится она (морковь)

- Не бьет, не ругает, а от него плачут  (лук)

- Маленький, горький, луку брат  (чеснок)

- Золото рассылает, всех согревает  (солнце)

Посмотрите на слова, какая орфограмма в них встречается?

  1. Ситуация разрыва

- Какое слово лишнее?  Солнце – Почему?

- Проговорим слово! (сонцэ)

- А как его написали, прочитайте по слогам!

V. Выработка способа действия

- Что нам помогло при написании безударных гласных и парных согласных? (родственные слова)

- Давайте подберем к слову солнце родственные слова слова!

- Кто расскажет правило написания слов с непроизносимыми согласными.

- Эту орфограмму будем обозначать Δ.

  1. Применение выработанного способа действия

Загадка:

- Коль ребенок зло шалит, что у мамы заболит? Сердце

Найдем проверочное слово. Как называют человека с добрым сердцем?

(Сердечный – сердце)

- К нам пришло необычное письмо. Давайте разберемся, о чем оно?

               «Всем извес.но:  как прелес.но

                 Буквы все писать умес.но.

                 Но ужасно и опасно

                 Буквы те писать напрасно.»

- Что значит известно? Прелестно? Уместно?

- Запишите первое предложение.

VII. Закрепление

- Проверим как вы усвоили тему!

- Запишите слова в три столбика, группируя по типу орфорграммы:

Следы                                 клад                          радостный

Озеро                                  дождь                       поздно

Осень                                  шапка                       честный

  1. Итог урока

- Что повторили на уроке?

- Что узнали нового?

- Что понравилось?

- Что было трудным?

Д.з.: с. 48 у. 67                                                          


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова.

Урок русского языка  и культуры речи Тема: Орфографические нормы. Правописание безударных гласных в корне слова. Цели: - обобщить и систематизировать знания по теме «Правописание безуда...

Выступление на методическом объединении на тему: "Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗ"

Формирование навыков диалогической речи на уроках русского языка и чтения у учащихся с ОВЗДиалогическая речь представляет собой яркое проявление коммуникативной функции языка. Ученые-лингвисты называю...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Орфограммы корня"

Данная презентация помогает обучающимся изучить учебный материал в интересной форме, почувствовать красоту осенней природы, погрузиться в мир русской поэзии...

Презентация к уроку русского языка в 3 классе "Орфограммы корня"

Данная презентация помогает обучающимся изучить учебный материал в интересной форме, почувствовать красоту осенней природы, погрузиться в мир русской поэзии...

Конспект интегрированного урока русского языка и литературы на тему: «Культура речи среди студентов и окружающих их лиц»

Культура речи - неотъемлемая часть общей культуры человека. Это литературная речь, построенная по установленным нормам русского языка....

Технологическая карта урока русского языка на тему : "Повторение правописания парных звонких и глухих согласных в корне слова»

Размещаю технологическую карту к уроку русского языка в 3 классе,2 четверти на тему: "повторение правописания парных согласных в корне и на конце слова "по УМК "Школа России"...