КОНСПЕКТ УРОКА ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ» ТЕМА: «Восточные славяне в VII—IX вв.»
план-конспект урока на тему

Для студентов 1-х курсов 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_istorii_vostochnye_slavyane.doc133.5 КБ

Предварительный просмотр:

Преподаватель истории ГАПОУ КК ЛСПК: И.Н. Евтенко

Дата:

Группа:

КОНСПЕКТ УРОКА

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ»

ТЕМА: «Восточные славяне в VII—IX вв.»

Цели:

образовательная: рассмотреть восточнославянские племенные союзы, охарактеризовать главные особенности занятий, общественного строя, быта и верований восточных славян; проанализировать общественное устройство славян V-VIII вв.; подвести учащихся к пониманию о наличии предпосылок для образования государства у восточных славян;

развивающая: формировать навыки учебно-исследовательской работы (по средствам анализа  исторических источников); способствовать развитию познавательных интересов обучающихся, критического мышления в процессе восприятия информации; формировать умения находить и интерпретировать нужную информацию, делать выводы и выступать публично;

воспитательная: формировать коммуникативные навыки и умения; способствовать патриотическому воспитанию молодого поколения; содействовать формированию толерантного отношения  к вере народа,  необходимости борьбы за неотъемлемые права человека; развивать интерес к изучению истории у студентов.

Тип урока: комбинированный

Используемые технологии: информационно-коммуникационная, технология сотрудничества, технология критического мышления (анализ источников в процессе освоения нового материала, составление синквейна), технология интерактивного обучения, здоровьесберегающая.

Средства обучения: Интерактивная доска c проектором, ПК, ОИ 1: Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История (для всех специальностей СПО). М.: ОИЦ «Академия», 2012, интерактивная презентация в программе SMART-Notebook «Восточные славяне в VII-IX вв.», раздаточный материал: рабочие листы для работы в группах, интерактивные карты: «Русь в IX-X веках», «Расселение восточных славян» (ЭОР 7: Интерактивные плакаты: История России IX-XVII века), комплект источников (См.  приложение 1).

ХОД УРОКА

I. Организационный момент

Приветствие.

Проверка отсутствующих, проверка готовности рабочих мест

 (Психологический настрой группы на активную работу, организация внимания и внутренней готовности).

II. Постановка темы и определение целей урока

(Мотивация к деятельности по освоению новых знаний.)

Учитель: Здравствуйте, ребята! Тема нашего урока - Восточные славяне в VII—IX вв. (Слайд 1). Студенты записывают тему в тетради.

Сегодня на уроке мы должны разобрать вопрос об особенностях жизнедеятельности восточных славян в VII-IX веках. Раскрывать этот вопрос мы будем подобно настоящим историкам, труд которых заключается в поиске и интерпретации исторических источников, которые часто противоречат друг другу.  Для этого мы разделимся на пять групп. В конце урока каждая группа должна представить отчет о своей работе.

III. Изучение нового материала

Учитель (вводное слово): Первые упоминания о славянах относится к I–II векам н.э. Тацит, Плиний, Птолемей сообщают, что славяне населяли бассейн Вислы. Итак, кратко суть проблемы происхождения славян можно свести к следующему положению:

Славяне являются коренным населением Восточной Европы. Они имеют единый корень и ведут своё происхождение с самых ранних этапов образования индоевропейской общности и являются неотъемлемой ее частью. (Слайд 2) (Студенты записывают пояснение в тетради).

Учитель: Славянский язык относится к индоевропейской языковой системе. Сформировавшись около V-IV тыс. до н.э., эта языковая группа в IV-III тыс. до н.э. переживала время распада, связанного с расселением индоевропейских племён. Расселение это пришлось на время неолита – нового каменного века. Не случайно историки говорят о неолитической революции, то есть о переходе человека от охоты и собирательства к производственному хозяйству – земледелию и скотоводству. Неолитические племена стали более независимы от природы, мобильными. В поисках новых мест обитания они покидали свою прародину и расходились по территории Азии и Европы. В ходе развития из индоевропейцев выделились восточная (индийцы, иранцы, армяне) и древнеевропейская языковые группы. Последняя - послужила основой возникновения западноевропейской (германской, французской, итальянской) и славянской групп.

Наши предки называли себя славянами, также и словенами. От каких же слов пошло название «славяне» и «словены»? (Славяне от слова «слава», означавшее то же, что и хвала, а словены означает «разумеющие слово»)

Учитель: К VII-IX восточная ветвь славянства населяла значительную часть великой Русской равнины, доходя на севере почти до Финского залива, а на юге – до Черного моря. Размещение восточнославянских племён подробно описано летописцем Нестором (Все исторические произведения Древней Руси начинались со слов «В лето…», позже их слали называть летописями.). Причём, расселение племён, данное в Повести Временных Лет подтверждается археологическим материалом.

Организация групповой работы

Учитель: Предположите, какие стороны жизни славян нам нужно открыть?

Обучающиеся: Рассмотреть процесс расселения восточных славян, раскрыть хозяйственную (экономическую), политическую (управление), обычаи и традиции, религию (культурную).

Учитель: Используя источники (интерактивные карты «Расселение восточных славян», «Русь в IX-X веках»; фрагменты текстов «Повести временных лет», арабских источников, византийских источников (Приложение 1)), необходимо составить характеристику развития хозяйства, общественного строя и обычаев восточных славян. После анализа представитель от каждой группы, выступит с обобщением по теме, в котором оценит уровень развития восточных славян.

В течение всего урока учащиеся заполняют таблицы в рабочих листах:

Табл.1. Расселение восточнославянских племен

Название племенного союза

Место расселения

Поляне

Среднее течение Днепра (Киев-центр)

Древляне

В бассейне р. Припять, г. Искоростень

Располагались на северо-западе

Дреговичи

На территории современной Белоруссии

Полочане

Ср. течение Зап. Двины при впадении в р. Полот, гл. город - Полоцк

Ильменские славене (Словене)

Вокруг озера Ильмень. Гл. город Ладога, Новгород.

Северяне

В бассейнах р. Десна, Сейм и Сула. Город Чернигов.

Радимичи

По рекам Сож и Сейм

Кривичи

Верховья Зап. Двины и Днепра, гл. город Смоленск

Вятичи

На северо-востоке, в лесных чащах Верхней Волги

Волыняне (Бужане)

В бассейне р. Южный Буг

Уличи

        Между Днестром и Дунаем

Тиверцы

Табл.2. «Восточные славяне в древности».

Критерии

«Повесть временных лет»

Византийские источники

Арабские источники

1.Хозяйственная жизнь восточных славян

2.Общественный строй (управление)

3. Религия, традиции и обряды

После работы с источниками: презентация работы обучающихся (отвечает представитель от группы, обобщая работу по заданиям, характеризуя какую информацию, обучающиеся нашли в источниках).

     

IV. Подведение итогов урока.

(Обобщение и закрепление новых знаний. Анализ деятельности студентов на учебном занятии, выставление оценок.)

После выступлений представителей групп, учитель подводит к выводу о том, что данные всех источников подтверждают наличие предпосылок образования государства.

(Слайд 3. Предпосылки образования государства у восточных славян)

  1. Предпосылки образования государства у славян:
  2. Наличие крупных племенных союзов
  3. Широкое распространение земледелия
  4. Рост городов и торговли
  5. Наличие князя и дружины
  6. Распад родовой общины

Рефлексия

Учитель предлагает составить синквейн по теме урока.

Правила составления синквейна выносятся на слайд (Слайд 4.):

В первой строке одним словом обозначается тема (именем существительным).

Вторая строка – описание темы двумя словами (прилагательные)

Третья строка – описание действия в рамках этой темы тремя словами (глаголы, причастия)

Четвертая строка – фраза из четырех слов, выражающая отношение к теме (разные части речи)

Пятая строка – одно слово, синоним темы.

Примеры синквейна:

Славяне

Сильные, трудолюбивые

Воюют, сеют, пашут.

Восточные славяне – мои предки.

Русичи.

Славяне

Древние, могучие.

Расселяются, сеют, поклоняются идолам.

Они создали Киевскую Русь.

Предки.

Сообщения групп (озвучивание синквейна).

Оценка учителем работы групп на уроке. 

V. Домашнее задание

(Объяснение требований по выполнению домашнего задания)

Учитель сообщает домашнее задание.

(Слайд 5) Д/З: § 26, составить глоссарий по параграфу, кроссворд по теме урока, выполнить мультимедийные презентации по теме «Верования древних славян» (индивидуальное задание) 

Приложение 1.

Дополнительный материал

Анализ исторических источников о восточных славянах.

СВЕДЕНИЯ О СЛАВЯНАХ ИЗ «ПОВЕСТИ ВРЕМЕННЫХ ЛЕТ»

Расселение славянских племен

<…> Спустя много времени сели славяне по Дунаю, где теперь земли Венгерская и Болгарская. И от тех славян разошлись по земле и назвались своими именами по тому, где кто сел на каком месте.  Одни, придя, сели на реке именем Морава и прозвались моравами, а другие назвались чехами. А это — также славяне: хорваты белые, сербы и хорутане. Волохи напали на славян дунайских, сели среди них и чинили им насилие. Одни же славяне, пойдя, сели на Висле и назвались ляхами (поляками), эти ляхи получили название поляне, другие ляхи — лютичи, другие — мазовшане, иные — поморяне.

Так же и эте славяне пришли и поселились по Днепру, назвались полянами, другие—древлянами, потому что сели в лесах, а другие сели между Припятью и Двиною и назвались дреговичами; иные сели на Двине и назвались полочанами, по речке, именуемой Полота, от нее и назвались полочанами. Те же славяне которые сели около озера Ильменя назвались своим именем – славянами, ипостроили город и назвали его Новгородом. А другие сели по Десне, и по Сейму и по Суле и назвались северянами. И так разошелся славянский народ, а по его имени и грамота назвалась славянской. <…>

Повесть временных лет. // Перевод Д.С. Лихачева– Спб. изд-во «Азбука», 1997 – С.7.

 

Обычаи и религия славян

<…> Все эти племена имели свои обычаи, и законы своих отцов, и предания, и каждое -  свой нрав. Поляне имеют обычай отцов своих кроткий и тихий, стыдливы перед снохами своими и сестрами, матерями и родителями; перед свкровями и деверями великую стыдливость имеют; имеют и брачный обычай: не идет зять за невестой, но приводит ее накануне, а на следующий день приносят за нее – что дают. А древляне жили звериным обычаем, жили по-скотски: убивали друг друга, ели все не чистое, и браков у них не бывало, но умыкали девиц у воды.  А радимичи, вятичи и северяне имели обычай общий: жили в лесу, как и все звери, ели все не чистое и срамословили при отцах и при снохах, и браков у них небывало, но устраивались игрища между селами, и сходились на эти игрища, на пляски и на всякие бесовские песни, и здесь умыкали себе жен по сговору с ними; имели же по две и по три жены. И если кто умирал, то устраивали по нем тризну, а затем делали большую колоду, и возлагали на эту колоду мертвеца, и сжигали, а после собрав кости, вкладывали их в небольшой сосуд и ставили на столбах по дорогам, как делают и теперь еще вятичи. Этого же обычая держались и кривичи, и прочие язычники, не знающие закона Божьего, но сами себе устанавливающие законы. <…>

Повесть временных лет. // Перевод Д.С. Лихачева– Спб.: изд-во «Азбука», 1997 - С.11 - 12.

СВЕДЕНИЯ О СЛАВЯНАХ ИЗ ВИЗАНТИЙСКИХ ИСТОЧНИКОВ VI ВЕКА

Прокопий Кесарийский о славянах и антах, VI в.

(Византийский историк.VI век.)

Эти племена, славяне и анты, не управляются одним человеком, но издревле живут в народоправстве (демократии), и поэтому у них счастье и несчастье в жизни считается делом общим. И во всем остальном у обоих этих варварских племен вся жизнь и законы одинаковы. Они считают, что один только бог, творец молний, является владыкой над всеми, и ему приносят в жертву быков и совершают другие священные обряды. Судьбы они не знают и вообще не признают, что она по отношению к людям имеет какую-либо силу, и когда им вот-вот грозит смерть, охваченным ли болезнью, или на войне попавшим в опасное положение, то они дают обещание, если спасутся, тотчас же принести богу жертву за свою душу; избегнув смерти, они приносят в жертву и то, что обещали, и думают, что спасение ими куплено ценой этой жертвы. Они почитают реки, и нимф, и всякие другие божества, приносят жертвы всем им и при помощи этих жертв производят и гадания. Живут они в жалких хижинах, на большом расстоянии друг от друга, и все они часто меняют места жительства.

Вступая в битву, большинство из них идет на врагов со щитами и дротиками в руках панцирей же они никогда не надевают; иные не носят ни рубашек, ни плащей, а одни только штаны, подтянутые широким поясом и в таком виде идут на сражение с врагами. У тех и у других один язык, достаточно варварский. И по внешнему виду они не отличаются друг от друга. Они очень высокого роста и огромной силы. Цвет кожи и волос очень белый или золотистый. Образ жизни у них, как у массагетов, грубый без всяких удобств, вечно они покрыты грязью, но по существу они не плохие и совсем не злобные, но во всей чистоте сохраняют гуннские нравы. И некогда даже имя у славян и антов было одно и то же. Они живут, занимая большую часть берега Истра, по ту сторону реки.

Маврикий стратег о славянах и антах, конец VI в.

(Византийский полководец)

Племена славян и антов сходны по своему образу жизни, по своим нравам, по своей любви к свободе; их никоим образом нельзя склонить к рабству или подчинению в своей стране. Они многочисленны, выносливы, легко переносят жар, холод, дождь, наготу, недостаток в пище. К прибывающим к ним иноземцам они относятся ласково и, оказывая им знаки своего расположения, (при переходе их) из одного места в другое, охраняют их в случае надобности, так что если бы оказалось, что по нерадению того, кто принимает у себя иноземца, последний потерпел (какой-либо) ущерб, принимавший его раньше начинает войну (против виновного), считая долгом чести отомстить за чужеземца. Находящихся у них в плену они не держат в рабстве, как прочие племена, в течение неограниченного времени, но, ограничивая (срок рабства) определенным временем, предлагают им на выбор: желают ли они за известный выкуп возвратиться восвояси или остаться там (где они находятся) на положении свободных и друзей?

У них большое количество разнообразного скота и плодов земных, лежащих в кучах, в особенности проса и пшеницы.

Скромность их женщин превышает всякую человеческую природу, так что большинство их считают смерть своего мужа своей смертью и добровольно удушают себя, не считая пребывание во вдовстве за жизнь.

Они селятся в лесах, у неудобопроходимых рек, болот и озер, устраивают в своих жилищах много выходов вследствие случающихся с ними, что и естественно, опасностей. Необходимые для них вещи они зарывают в тайниках, ничем лишним открыто не владеют и ведут жизнь бродячую.

Сражаться со своими врагами они любят в местах, поросших густым лесом, в теснинах, на обрывах; с выгодой для себя пользуются (засадами), внезапными атаками, хитростями, и днем и ночью, изобретая много (разнообразных) способов. Опытны они также и в переправе через реки, превосходя в этом отношении всех людей. Мужественно выдерживают они пребывание в воде, так что часто некоторые из числа остающихся дома, будучи застигнутыми внезапным нападением, погружаются в пучину вод. При этом они держат во рту специально изготовленные большие, выдолбленные внутри камыши, доходящие до поверхности воды, а сами, лежа навзничь на дне (реки), дышат с помощью их; и это они могут проделывать в течение многих часов, так что совершенно нельзя догадаться об их (присутствии).

Каждый вооружен двумя небольшими копьями, некоторые имеют также щиты, прочные, но труднопереносимые (с места на место). Они пользуются также деревянными луками и небольшими стрелами, намоченными особым для стрел ядом, сильнодействующим, если раненый не примет раньше противоядия или (не воспользуется) другими вспомогательными средствами, известными опытным врачам, или тотчас не обрежет кругом место ранения, чтобы яд не распространился по остальной части тела.

Не имея над собой главы и враждуя друг с другом, они не признают военного строя, не способны сражаться в правильной битве, показываться на открытых и ровных местах. Если и случится, что они отважились идти на бой, то они вовремя его с криком слегка продвигаются вперед все вместе, и если противники не выдержат их крика и дрогнут, то они сильно наступают; в противном случае обращаются в бегство, не спеша помериться с силами неприятелей в рукопашной схватке. Имея большую помощь в лесах, они направляются в них, так как среди теснин они умеют отлично сражаться.

СВЕДЕНИЯ О СЛАВЯНАХ И РУСИ ДО X в. ИЗ ВОСТОЧНЫХ (АРАБСКИХ) ИСТОЧНИКОВ

I. О купцах-русах (из сочинения арабского географа IX в. Ибн Хордадбеха)

Что же касается до русских купцов - а они вид славян, - то они вывозят бобровый мех, мех черной лисицы и мечи из самых отдаленных (частей) страны славян к Румскому морю, а с них (купцов) десятину взимает царь Рума (Византии).

II. О славянах и русcах (из сочинения арабского географа IX-X в. Ибн Руста)

(1) И между странами печенегов и славян расстояние в 10 дней пути. В самом начале пределов славянских находится город, называемый Ват (Ваит). Путь в эту сторону идет по степям и бездорожным землям через ручьи и дремучие леса. Страна славян - ровная и лесистая, и они в ней живут. И нет у них виноградников и пахотных полей. И есть у них нечто вроде бочонков, сделанных из дерева, в которых находятся улья и мед. И они народ, пасущий свиней, как (мы) овец. Когда умирает у них кто-либо, труп его сжигают. Женщины же, когда случится у них покойник, царапают себе ножом руки и лица. На другой день после сожжения покойника они идут на место, где это происходило, собирают пепел с того места и кладут его на холм. И по прошествии года после смерти покойника берут они бочонков двадцать или больше меда, отправляются на тот холм, где собирается семья покойного, едят там и пьют, а затем расходятся. И все они поклоняются огню. Большая часть их посевов из проса. Во время жатвы они берут ковш с просяными зернами, поднимают к небу и говорят: "Господи, ты который (до сих пор) снабжал нас пищей, снабди и теперь нас ею в изобилии".

Есть у них разного рода лютни, гусли и свирели. Их свирели длиной в два локтя, лютня же восьмиструнная. Их хмельной напиток из меда. При сожжении покойника они предаются шумному веселью, выражая радость по поводу милости, оказанной ему богом. Рабочего скота у них немного, а лошадей нет ни у кого, кроме одного человека. Орудие их состоит из дротиков, щитов и копий, другого оружия они не имеют. Глава их коронуется, они ему повинуются и от слов его не отступают. Местопребывание его находится в середине страны славян. И упомянутый глава, которого они называют "главой глав», и он выше супанеджа, а супанедж является его заместителем (наместником). Царь этот имеет верховых лошадей и не имеет другой пищи, кроме кобыльего молока. Есть у него прекрасные, прочные и драгоценные кольчуги. В городе, в котором он живет, ежемесячно в течение трех дней проводится торг, где покупают и продают.

В их стране холод до того силен, что каждый из них выкапывает себе в земле род погреба, к которому приделывают деревянную остроконечную крышу, наподобие христианской церкви, и на крышу накладывают землю. В такие погреба переселяются со всем семейством и, взяв дров и камней, разжигают огонь и раскаляют камни до высшей степени, их обливают водой, от чего распространяется пар, нагревающий жилье. В таком жилье остаются до весны.

Царь ежегодно объезжает их. И если поймает царь в своей стране вора, то либо приказывает его удушить, либо отдает под надзор одного из правителей на окраинах своих владений.

(2) II. ...Что же касается ар-Русийи, то она находится на острове, окруженном озером. Остров, на котором они (русы) живут, протяженностью в три дня пути, покрыт лесами и болотами, нездоров и сыр от того, что стоит только человеку ступить ногой на землю, как последняя трясется из-за обилия в ней влаги. У них есть царь, называемый хакан русов. Они нападают на славян, подъезжают к ним на кораблях, высаживаются, забирают их в плен, везут в Хазаран и Булкар и там продают. Они не имеют пашен, а питаются лишь тем, что привозят из земли славян. Когда у них рождается сын, то он (рус) дарит новорожденному обнаженный меч, кладет его перед ребенком и говорит: "Я не оставлю тебе в наследство никакого имущества и нет у тебя ничего, кроме того, что приобретешь этим мечом". И нет у них недвижимого имущества, ни деревень, ни пашен. Единственное их занятие - торговля соболями, белками и прочими мехами, которые они продают покупателям. Получают они назначенную цену деньгами и завязывают их в свои пояса. Они соблюдают чистоту своих одежд, их мужчины носят золотые браслеты. С рабами они обращаются хорошо и заботятся об их одежде, потому что торгуют ими. У них много городов, и живут они привольно. Гостям оказывают почет, и с чужеземцами, которые ищут их покровительства, обращаются хорошо, так же как и с теми, кто часто у них бывает, не позволяя никому из своих обижать или притеснять таких людей. Если же кто из них обидит или притеснит чужеземца, то помогают и защищают последнего.

Есть у них знахари, из которых иные повелевают царем, как будто бы они их (русов) начальники. Случается, что они приказывают принести жертву творцу их тем, чем они пожелают: женщинами, мужчинами, скотом. И если знахари приказывают, то не исполнить их приказания никак невозможно. Взяв человека или животное, знахарь накидывает ему на шею петлю, вешает жертву на бревно и ждет, пока она не задохнется, и говорит, что это жертва богу.

Они храбры и мужественны, и если нападают на другой народ, то не отстают, пока не уничтожат его полностью. Побежденных истребляют или обращают в рабство. Они высокого роста, статные и смелые при нападениях. Но на коне смелости не проявляют и все свои набеги, походы совершают на кораблях.

(Русы) носят широкие шаровары, на каждые из которых идет сто локтей материи. Надевая такие шаровары, собирают их в сборку у колен, к которым затем и привязывают.

Все они постоянно носят мечи, так как мало доверяют друг другу, и коварство между ними дело обыкновенное. Если кому из них удается приобрести хоть немного имущества, то родной брат или товарищ его тотчас начнет ему завидовать и пытаться его убить или ограбить.

Когда у них умирает кто-либо из знатных, ему выкапывают могилу в виде большого дома, кладут его туда, и вместе с ним кладут в ту же могилу его одежды и золотые браслеты, которые он носил. Затем опускают туда же множество съестных припасов, сосуды с напитками и чеканную монету. Наконец, в могилу кладут живую любимую жену покойника, после этого отверстие могилы закладывают, и жена умирает в заточении.

III. О трех центрах Руси (из "Китаб ал-масалик ва-л-мамалик" арабского географа Ибн Хаукаля)

И русов три группы. (Первая) группа, ближайшая к Булгару, и царь их в городе, называемом Куйаба и он больше Булгара. И группа самая высшая (главная) из них, называют ее ас-Славийа, и царь их в городе Салау. (Третья) группа их, и царь их сидит в городе Арсе. И достигают люди с торговыми целями Куйабы и района его. Что же касается Арсы, то я не слышал, чтобы кто-либо упоминал о достижении ее чужеземцами, ибо они (ее жители) убивают всех чужеземцев, приходящих к ним. Сами же они спускаются по воде для торговли и не сообщают ничего о делах своих и товарах своих и не позволяют никому следовать за собой и входить в страну свою.

И вывозят из Арсы черных соболей, черных лисиц и олово и некоторое число рабов. Русы - народ, сжигающий своих мертвых <...>

Русы приезжают торговать в Хазар и Рум (Византию). Булгар Великий граничит с русами на севере. Они (русы) велики числом и уже издавна нападают на те части Рума, что граничат с ними, и налагают на них дань.

Преподаватель истории

ГАПОУ КК ЛСПК                                                                              И.Н. Евтенко

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по дисциплине "Коррекционная ритмика"

Коррекционная ритмика как дисциплина в Краснодарском педагогическом колледже изучается при овладении дополнительной квалификацией "Воспитатель  детского образовательного учреждения с правом работ...

Конспект урока по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Учет основных средств"

Конспект урока по дисциплине "Бухгалтерский учет" по теме "Учет основных средств" Рассматривается тема «Организация учета основных средств. Поступление основных средств». Предполагается работа с перв...

Методическая разработка урока по дисциплине «История» Тема: СССР в середине 50-х начале 60-х гг. XX века.

Методическая разработка урока на тему «СССР в середине 50-х начале 60-х гг. XX века» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением инновационных технологий обучения. Использо...

Кластер по дисциплине:История, тема: Первая мировая война.

Кластер включает в себя структурированные элементы данного временного периода (причины, повод, основные события,итоги)....