Философия Нового времени
презентация к уроку по теме

Калинкина Марина Васильевна

Особенности философии Нового времени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prezentatsiya_po_novomu_vremeni.pptx1.9 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Основы философии Философия Нового времени

Слайд 2

Философия Нового времени Поиски метода: рационализм и эмпиризм. 2. Развитие эмпиризма и рационализма в философии Нового времени.

Слайд 3

Новое время – период с XVII по XIX вв. Началом этого периода считается английская буржуазная революция, с которой происходит становление индустриального общества. Эпоха заводов, фабрик, урбанизации, могущественной техники породила и современную науку. С точки зрения мировоззрения, Новое время продолжило идеи эпохи Возрождения, но центральной проблемой философии был уже не человек, а человеческий разум, его возможности.

Слайд 4

Для философии Нового времени принципиальное значение играет спор между двумя направлениями в гносеологии : Эмпиризм - направление в теории познания, которое признает чувственный опыт как единственный источник знаний; Рационализм – направление в теории познания, которое выдвигает на первый план логическое основание науки, признает разум источником познания и критерием его истинности. Prezentacii.com

Слайд 5

Фрэнсис Бэкон – английский философ, родоначальник эмпиризма и основатель опытной науки Нового времени Основные работы : «О достоинстве и приумножении наук» (глубокое преобразование массива накопленных знаний, рациональная его организация и упорядочивание) «Новый Органон» (разработка методов получения нового знания) «Новая Атлантида» (социальная утопия, оптимальное устройство общества, неизведанный остров, высокие технологии)

Слайд 6

Фрэнсис Бэкон Был сторонником доктрины «двойственной истины», суть которой заключается в том, что философия должна зависеть только от разума человека, хотя он может прибегать и к помощи веры, когда разум оказывается бессильным в достижении истины. Философу принадлежит заслуга разработки индуктивного метода познания. Он включает в себя: • наблюдение фактов; • их систематизацию и классификацию; • отсечение ненужных фактов; • разложение явления на составные части и проверку фактов на опыте; • обобщение.

Слайд 7

Фрэнсис Бэкон Ценил свой метод исследования за то, что он позволил классифицировать факты, на которые опирается наука. Люди, считал он, не должны уподобляться паукам, которые ткут нить из самих себя; муравьям, которые просто собирают; они должны быть подобно пчелам, которые и собирают, и упорядочивают. Критикуя рационализм, Ф. Бэкон предостерегал человечество от пяти «идолов», т. е. дурных привычек ума, которые порождают ошибки. Это «идолы рода», т. е. ориентации, свойственные человеческому роду. «Идолы пещеры» – личные суеверия, присущие отдельному исследователю. «Идолы рынка» – использование в языке дурных слов, влияющих на наш ум. «Идолы театра» – те, что связаны с общепринятыми системами мышления, напр. религиозные.

Слайд 8

«Мы столько можем, сколько знаем. Знание - сила» «Природу побеждают только повинуясь ее законам» «Атеизм - это тонкий слой льда, по которому один человек может пройти, а целый народ ухнет в бездну» «Возможность украсть создает вора» «Истину надо искать не в удачливости какого-либо времени, которая непостоянна, а в свете опыта природы, который вечен»

Слайд 9

Томас Гоббс – ученик и продолжатель философской традиции Ф. Бэкона р ешительно отвергал теологическую схоластическую философию ; целью философии видел достижение практических результатов деятельности человека , способствовании научно-техническому прогрессу ; считал важнейшей философской проблемой вопросы общества и государства ; разработал теорию государства ; первым выдвинул идею , согласно которой в основе возникновения государства лежал общественный ( совместный ) договор .

Слайд 10

Томас Гоббс Основные произведения: «Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского» (одна из первых попыток ответа на вопрос: как возникло общество? Как оно развивается? Каково место человека в обществе?) Философская трилогия «Основы философии» : «О теле» (1655) ; «О человеке» (1658); «О гражданине» (1642);

Слайд 11

Основными философскими положениями Гоббса можно считать следующие: 1. Онтологические. Мир – это единая материальная субстанция, и никакой другой не существует. Материя вечна, состоит из отдельных тел, которые возникают и исчезают. Любое тело обладает протяженностью и формой, имеет длину, высоту и ширину. Мир состоит из материальных фигур, фигуры – на плоскости создаются из линий, а линии представляют собой сумму материальных точек. 2. Гносеологические. Он признает познаваемость мира и считает, что источником знаний человека является объективная действительность. В основе познания находятся «идеи» – конкретные представления, возникающие на основе чувственного опыта. Познание, начинаясь с ощущений, завершается в разуме. 3. В учении о человеке как гражданине Гоббс рассматривает отношение человека к обществу. Основное внимание он уделяет государству. Государство – «искусственное тело», возникшее на основе общественного договора с целью прекратить войну всех против всех.

Слайд 12

«Мы находим в природе человека три основных причины войны: во-первых, соперничество; во-вторых, недоверие; в третьих, жажда славы» «Нельзя отрицать, что естественным состоянием людей до образования общества была война, и не только война, но война всех против всех» «Только настоящее имеет бытие в природе, прошедшее имеет бытие лишь в памяти, а будущее не имеет никакого бытия»

Слайд 13

Джон Локк – представитель английского эмпиризма Мир материалистичен ; в основе познания лежит только опыт (« нет ничего в мыслях человека , чего до этого не было в чувствах »); Сознание – пустое помещение , которое в течение жизни наполняется опытом (в этой связи является всемирно известным высказывание Локка о сознании ка к о « чистой доске », на которой записывается опыт , -Tabula rasa); цель философии – помочь человеку добиться успеха в своей деятельности ; идеал человека – спокойный , законопослушный , добропорядочный джентельмен , который повышает уровень своего образования и добивается хороших результатов в своей профессии ; идеал государства – государство , построенное на основе разделения властей на законодательную , исполнительную (в том числе судебную ) и федеративную ( внешнеполитическую ). Локк стал первым , кто выдвинул эту идею .

Слайд 14

Рене Декарт Скептически относился к возможности построения новой науки на основе опыта. Чувственный опыт не способен дать достоверное знание, ибо мы часто сталкиваемся с иллюзиями и галлюцинациями, а мир, воспринимаемый нами с помощью чувств, может оказаться сном обосновал ведущую роль разума в познании ; стал автором теории дуализма , чем попытался примирить материалистическое и идеалистическое направление в философии ; выдвинул теорию о научном методе познания и о « врожденных идея » .

Слайд 15

Рене Декарт Основные работы: «Мир или трактат о свете» (написан на основе идей Галилея, не опубликован при жизни) «Рассуждение о методе» (1637) «Размышления о первой философии» (1641) «Первоначала философии» (1644) Самая знаменитая его работа «Размышления о первой философии» сразу была вызовом всей общепризнанной тогда философии как науки. Она обошла всю Европу и вызвала ряд возражений, на которые Декарт написал пространные ответы.

Слайд 16

«Я еще в школе усвоил, что нельзя выдумать ничего столь оригинального и маловероятного, что не было бы уже высказано кем-либо из философов» «Разум - это зажигательное стекло, которое, воспламеняя, само остается холодным» «Все науки настолько связаны между собою, что легче изучать их все сразу, нежели какую-либо одну из них в отдельности от всех прочих» «Мало иметь хороший ум, главное - хорошо его применять»

Слайд 17

Бенедикт Спиноза не существует различия между высшей субстанцией – Богом – и сотворенными им другими субстанциями ; существует только одна единая субстанция , которая заключает в себе окружающий мир ( природу ) и Бога ; природа и Бог едины ; внешней причиной существования модусов является единая субстанция ( Природа-Бог ); они зависят от нее , подвержены изменениям , движутся во времени и пространстве .

Слайд 18

Готфрид Лейбниц В понимании Лейбница мир представал живым и одушевленным . В каждом веществе философ видел бесконечное множество живых существ — монад. Это вполне совпадает с современным представлением о том, что окружающий мир на­полнен невидимыми глазу микроорганизмами. Монадология Лейбница явилась своеобразным философским обобщением, предшествующим научному открытию микроскопа. Научные открытия требовали новых воззрений на природу, и ответом на эту потребность явилась монадология Лейбница.

Слайд 19

Домашнее задание Почему Новое время философия начала сближаться с наукой? Какие причины содействовали этому сближению? Как это отразилось на содержании философии? Приведите примеры, которые свидетельствуют о том, что многие философы Нового времени были одновременно и учеными.

Слайд 20

Домашнее задание Объясните, что такое познание «путем паука», «путем муравья», «путем пчелы»? (Ф.Бэкон). Приведите примеры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Древняя Русь и переход к новому времени (методическое пособие)

Данное методическое пособие предназначено для студентов колледжа при подготовке к урокам , зачетам и экзаменам, а также для абитуриентов вузов.Опорный конспект по истории Древней Руси состоит из 14 те...

"Профессии нового времени"

Выбор профессии – важное и ответственное дело.  С  целью формирования теоретических представлений и понятий, связанных с миром профессий, вниманию воспитанниц были представлены новые професс...

Методическая разработка по теме "Отличительные черты стиля Барокко" к разделу "Художественная культура Нового времени" по дисциплине ОДБ.09.Мировая художественная культура

Данный урок – это защита мультимедийных проектов в форме поисковых групп. В процессе игры  ребята расширят знания об искусстве 17-18 века,  о стиле барокко как явлении культуры XV...

Ценностные ориентации русской женщины Ранннего Нового времени

В статье рассматриваются социальные роли россиянки рубежа XVII - XVIII веков...

Контрольный тест. Мир в начале Нового времени (7 кл.)

Промежуточный контроль по Всеобщей истории в 7 кл....