Ценностные ориентации русской женщины Ранннего Нового времени
статья на тему

Анпилогова Екатерина Сергеевна

В статье рассматриваются социальные роли россиянки рубежа XVII - XVIII веков

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sots._roli.doc50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Ценностные ориентации женщины  России раннего Нового времени.

         

В настоящее время все большее развитие получает сравнительно новое направление в отечественной историографии – история повседневности. Изучению конкретного опыта, мыслей, чувств человека посвящают себя все больше исследователей.

В рамках данного направления мы рассмотрим,  как изменялась  женская личность в конце XVII – начале XVIII веков, в чем находила она свое самовыражение. Известно, что набор социальных позиций и социальных ролей чрезвычайно  разнообразен. Человек одновременно может выступать в нескольких социальных ролях. Мы проведем анализ тех социальных ролей, которые исполняла  женщина Московского царства, и роли, предложенные ей  в эпоху Петра I. На основании этого можно сделать выводы о том, какие ценностные ориентации были характерны для женщины, и как они изменялись в Петровскую эпоху.  Оговоримся, что речь будет идти о знатных  женщинах привилегированных сословий, поскольку  изменения, произошедшие при Петре I, касались в первую очередь их и лишь с течением времени распространились на другие слои общества.

На конец XVII века  общественные отношения в Московской Руси носили традиционный патриархальный характер. В патриархальном обществе мужчине предоставлялась внешняя общественная деятельность, женщине – сфера приватная (домашняя внутренняя жизнь)1.

На наш взгляд, среди самых распространенных ролей женщины Московской Руси были следующие: 1) женщина – жена; 2) женщина – мать; 3) женщина  - хозяйка. Рассмотрим подробнее каждую из ролей.

 1) Женщина – жена. Поскольку в основе менталитета древнерусского общества лежал принцип иерархии, то главой семьи был муж, власть которого была неприкосновенна. В первую очередь, муж для жены – господин. «Государю моему» - так обращается супруга в письме к своему мужу2.  Данное обращение подчеркивает уважение и даже трепет перед мужем, а так же отсутствие какой-либо автономии у женщины, положение которой было подчиненным. Жена обязательно должна была знать «как мужу угодити, и дом свои добре строити и во всем ему покарятися»3. На подчиненное положение указывает и то, что сам брак заключался без согласия на то девушки (равно как и мужчины). Посол Рима, Яков Рейтенфельс, посещавший Москву в конце XVII века, прямо указывает на то, что «…подчиненность супругу, кажется по необходимости существует у русских, так как без нее не могло быть любви»4.

 Обычай, когда отец, выдающий замуж вою дочь, передает плетку будущему зятю, выступает в качестве прямого  свидетельства передачи власти над женщиной. Бесправность  женщины узаконивалась возможностью ее наказания, в том числе и телесного. Тому  мы находим достаточно подтверждений. В «Домострое» конкретно указывается как и за какие провинности муж мог наказывать жену: « … и увидит муж что не порядливо у жены и у слуг …аще жена по тому научению и наказанию не живет, и так того творит и сама того не знает и слуг не учит ино достоит мужу свои наказывати … и раны возлогати … плетью постигать по вине смотря…»5. В  литературе того периода мы находим подтверждения жестокого обращения по отношению к женщине. Сюжет «Романа в стихах»  отец случайно узнает о любви между своей дочерью и неким молодым человеком. Весь свой гнев обращает он на супругу:

«…матери моей объявляет,

трость принимает;

мать убивает.

…тростью отец мать мою убивает,

руку переломляет»6.  

          Женская личность не могла в таких условиях перейти  на иной уровень развития, поскольку минимальная потребность – потребность в собственной безопасности, не была удовлетворена. Осознание себя в качестве самостоятельной личности для женщины было проблематичным, поскольку ее желания, интересы не учитывались. Более того, она просто не имела права иметь собственного мнения ни по какому вопросу.  Умение быть покорной мужу – самая главная обязанность жены.

2) Женщина – мать. Согласно христианской  православной традиции данная роль являлась высшим предназначением, даруемым женщине. Стоит заметить, что данная социальная роль, обусловлена, прежде всего, биологическим причинами, в частности, такой функцией женщины как   деторождение. Социальная роль матери, как основная, закреплена за женщиной в русской культуре, поэтому «в средневековых литературных памятниках сущность женского начала осмысливалась через призму … материнства»7. Однако, не смотря на это, авторитет отца в семье был несомненно выше, и   для детей мать являлась  второй  фигурой.  Однако, слова женщины – матери имели над детьми огромное влияние. И наказание в случае непослушания  строгое: «писано бо есть отча клятва иссушит, а матерне искоренит  сын и дщерь»8.        Но и такая чисто женская функция как материнство подвергается глумлению. Так, в «Беседе отца с сыном о женской злобе» отец, используя отрывки священного Писания, распространяется о детородной функции женщины так: «. А сия в Бытии глаголется: "Позна Адам жену свою и роди от нея сына". Не Евва роди, но Адам роди. И во Евангелии глаголет: "Авраам роди Исаака". Слыши, сыне, не Сарра роди, но Авраам»9. А ведь издревле женщина считалась, прежде всего, матерью и никто не мог посягнуть на эту святую функцию женщины. Это является примером того отношения, когда в женщине не хотят видеть достойных качеств и даже  пытаются лишить ее созидательного начала.

3) Женщина – хозяйка. В средневековой семье особо ценились такие житейские блага, как вкусная пища, чистая одежда, домашний уют. В непрестанном  труде, должны проходить дни женщины. Ведь кому, как ни ей, приходилось заниматься домашними делами. В «Домострое» есть специальная глава «Похвала женам», в которой дается прямое указание на то, что в первую очередь женщина должна быть прекрасной хозяйкой: «жена добра… обретще волну и лен сотвори благотребно рукама своими… препоясавше крепко чресла своя утвердит мышца своя на дело…»10.

        Свободного времени у женщины не было, и после того, как все домашние дела были переделаны, женщина садилась за рукоделие: «…муж ли придет, гостья ли обычная придет, всегда бы над рукоделием сидела сама, то ей честь и слава и мужу похвала»11. Шитье, вышивание, прядение давали возможность не только обеспечить семью самым необходимым,        но и выход творческим способностям женщины. На основании описания типичных социальных ролей, можно сделать вывод о том, что главной ценностью  для женщины была  семья. Забота и попечение о муже, детях, хозяйстве стояли на первом месте. Личность супруга беспокоит женщину гораздо больше, чем ее собственная. Личность самой женщины считалась не способной к развитию, однако и само общество не стремилось способствовать этому.

        Преобразования,  проводимые Петром I  в конце XVII – начале XVIII веков затронули все стороны жизни, и государственные интересы  требовали воспитания человека нового времени. Этот человек должен был стать обладателем  целого ряда характеристик: требовалось личность самостоятельная, образованная, умная и деятельная. Вся полнота ответственности за воспитание и развитие ребенка ложилась на плечи матери. Женщина необразованная, с ограниченной сферой интересов, сосредоточенная на личности супруга и домашнем  хозяйстве, не имевшая свободы, а, значит, не самостоятельная, не могла воспитать человека, необходимого отечеству.

Петр  I предпринимает ряд мер, которые ломают традиционный уклад жизни женщины. Происходят изменения в брачном законодательстве. По указу о единонаследии 1714 г. был значительно повышен брачный возраст для женщин с 14  до 17 лет: «…И дабы кадеты обоих полов, каким образом небыли притеснены в молодых летах, того для неволно в брак вступать ранее, мужского пола до двадцати, а женского – до семнадцати лет»12.  Для женщины это было благоприятно, учитывая то, что, вступая в брак в более старшем возрасте, она была лучше подготовлена к нему и физически, и морально. Женщина становится полноценной спутницей мужчины, способной защитить свои права. Также законодательно запрещается насильственно выдавать замуж дочь: ««… а понеже много случается, что и неволею сочетаемые не дерзают во время брака смело спорить, один за стыд, другие за страх … того ради в прилучающихся у знатных персон, и у шляхетства и прочих разночинцев браков… прежде венчаний брачных приводить родителей и их обоих совокупляющихся персон, как отцов, так и матерей… к присяге в том, что одни не неволею сына женят, другие не неволею замуж дочь отдают»13.  Несмотря на то, что во многом данное право было формальным, оно способствовало переходу женщины из полностью подчиненного состояния к самостоятельной личности, имеющей право выбора и умеющей нести ответственность за свою судьбу.  Мужчина нуждается теперь не просто в супруге, которая ведает только хозяйством, а в женщине, способной дать дельный совет в различных сферах жизни. Новая социальная роль, которую осваивает женщина в семье - женщина- друг.

Проследить появление новой социальной роли, роли светской  женщины, можно по участию женщины в разных формах общественного представительства, в частности,  различных формах досуга. В старину на Руси люди жили замкнуто и лишь по праздникам принимали у себя людей своего круга, преимущественно родню. Встреча гостей была раз и навсегда установленной церемонией. Прием происходил раздельно: на мужской половине обедали мужчины, на женской – женщины. Исключение делалось лишь для тех случаев, когда собирались самые близкие родственники. Указом от 26 ноября 1718 года было установлено официальное проведение ассамблей, где были обязаны присутствовать как лица мужского пола, так и женского14. Согласно данному указу развлечения становились общими для мужчин и женщин, что категорически запрещалось прежде. Если раньше мир женщины был ограничен домом и церковью, то появляется возможность развития личности посредством живого общения с другими людьми.  Теперь от женщины требуется умение поддержать беседу, умение держать себя в обществе, умение красиво и элегантно одеваться. Все это требовало образования, знания этикета и определенных манер, которые постепенно постигала  светская женщина.

        Таким образом,  новое время предлагает освоить женщине новые, не известные до этого времени роли: роль женщины-спутницы мужчины, роль женщины-друга, а также  роль женщины, ведущей светский образ жизни. Как показало время, освоение женщиной новых социальных ролей во второй половине XVIII века произошло успешно.  Это время, когда женщина начинает осознавать себя как личность более свободную, раскрепощенную, обладающую правом выбора. Анализ социальных ролей позволяет сделать вывод: несмотря на то, что отношение женщины к основным жизненным ценностям не претерпело существенных изменений (ими остаются семья, домашний очаг), приходит новое понимание роли женщины и в семье, и в обществе.

1 Соловьев С.Н. Избранные труды. Записки. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1983. – 440 с.

2 Забелин И. Е Две грамотки. (Два письма конца XVII столетия, писанные любящими женами к своим дорогим мужьям, находившимся по делам службы в разлуке со своими подругами. –  б. м., б. г.– С. 275.

3 Домострой. / под ред. В. В. Колесова, В. В. Рождественской.– Спб.: Наука, 1994.– Гл.29. – С.105.

4 Рейтенфельс Я. Сказания светлейшему герцогу тосканскому Козьме III о Московии. – М., 1906. – С. 177.

5 Цит. по: Домострой. –  Гл. 38. – С. 122.

6 Цит по: Роман в стихах // Сиповский В. В. Русские повести  XVII–XVIII веков. – Спб, 1905. – С. 46.

7 Кардапальцева В.Н. Женщина и женственность в русской культуре. – Изд-во Урал. гос. гор. ун-та, 2005. – С. 61.

8 Цит. по: Домострой. –  Гл. 18. – С. 97.

9 Беседа отца с сыном о женской злобе. – М., 2000. – С. 14.

10 Домострой. –  Гл. 20. – С. 98.

11 Там же. – Гл.29. – С. 105.

12 Цит. по: Законодательство периода становления абсолютизма. Т.4. / Отв. ред. А. Г. Маньков. - М.: Юрид. лит., 1984. – С. 298.

13 Цит. по: Развитие русского права II половины XVII – XVIII вв. / С.И. Штамм, И.А. Исаев, Н.Н. Ефремова и др. – М.: Наука, 1992. – С. 152 – 153.

14 ПСЗРИ. Т. V. СПб., 1830. №3246. С.598.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной деятельности.

Актуальность проблемы.  В настоящее время проявляется тенденция увеличения количества детей и подростков с девиантным поведением. Данное обстоятельство определяет важность и необходимо...

Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной деятельности. Статья

Актуальность проблемы.  В настоящее время проявляется тенденция увеличения количества детей и подростков с девиантным поведением. Данное обстоятельство определяет важность и необходимо...

Социализация студентов в условиях колледжа посредством формирования у них ценностных ориентаций в образовательном пространстве общественных дисциплин. Из опыта работы

Опыт работы показывает, что комплекс личностных качеств, необходимых будущему учителю для профессионального выполнения своих обязанностей, не приобретается человеком с рождения, а формирование у студе...

Формирование профессионально-ценностных ориентаций у будущих воспитателей

Обучение по модульной системе в колледже, которая предполагает интеграцию спецдисциплин, даёт возможность студентам понять прежде всего особенности взаимоотношений между воспитателем и детьми. Индивид...

Гендерные различия в сфере ценностных ориентаций в раннем юношеском возрасте

Ранняя юность завершает период полового созревания и является важным этапом психосексуального развития личности. Дифференциация половых признаков (телесных, поведенческих и характерологических) и роле...

Формирование ценностных ориентаций современной молодёжи посредством государственной молодёжной политики

Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодёжи, как самой динамичной части общества, является одной из главных проблем, целей и направлений молодёжной политики в любом...

Роль театрально-игровой деятельности в формировании детских ценностных ориентаций

Важнейшими характеристиками личности автор данной статьи считает ценностные ориентации. Процесс воспитания эмоциональной культуры, ее структура и содержание рассматриваются в связи со смежными пр...