Формирование профессионально-ценностных ориентаций у будущих воспитателей
статья на тему

Обучение по модульной системе в колледже, которая предполагает интеграцию спецдисциплин, даёт возможность студентам понять прежде всего особенности взаимоотношений между воспитателем и детьми. Индивидуальный стиль педагогической деятельности воспитателя, богатство его собственной индивидуальности, положительные эффекты личностного влияния,преломляемого детским восприятием должны и изучаться, и учитываться. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл lunyova_t.docx24.7 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                            Лунёва Т.В.

                                                                        ГБПОУ Некрасовский колледж № 1

                                                                                     Санкт – Петербург

Формирование профессионально – ценностных ориентаций у будущих воспитателей.

Вручив  дипломы студентам об окончании педагогического колледжа, мы надеемся на то, что наши выпускники завтра будут работать в детских садах. Но, как показывает практика, диплом не является гарантией того, что выпускники, даже обладая необходимыми знаниями и умениями, жаждут работать -  и работают -  в системе образования.

Современные исследователи ( З.А.Абасов, Т.И.Будаева, А.И.Мруг, Л.Я.Рубина и др. отмечают, что за последние 15 лет в профессионально – ценностных ориентациях студентов произошли серьёзные изменения. Это определяется разными факторами, в том числе тем, что большинство абитуриентов при выборе места обучения ориентируются не  столько на профессию, т.е. отдалённый фактор, сколько на ближайшую перспективу: конкурс при поступлении, финансовые возможности семьи и др.

В связи с этим всё больше исследователей заявляют о проблеме депрофессионализации, которая особенно актуальна  для обучающихся в педагогических вузах и колледжах, что отмечается и в Федеральной целевой программе развития образования на 2011 – 2015 годы: « В отдельных субъектах Российской Федерации после первых трёх лет педагогической деятельности только шестая часть молодых педагогов остаётся работать в системе образования».

Обучение по модульной системе в колледже, которая предполагает интеграцию спецдисциплин, даёт возможность студентам понять прежде всего особенности взаимоотношений между воспитателем и детьми. Что значит – личность воспитателя. Индивидуальный стиль педагогической деятельности воспитателя, богатство его собственной индивидуальности, положительные эффекты личностного влияния, преломляемого детским восприятием, должны и изучаться, и учитываться. Влияние воспитателя на дошкольников в детском саду осуществляется в рамках ООП ( основной общеобразовательной программы ). Обращает на себя внимание тот факт: в деятельности воспитателя значительное место занимает неформальное, нерегламентированное общение с детьми.

Общение дошкольников с воспитателем в повседневной жизни отличается определённой близостью, предполагает открытость для выражения чувств и эмоций, свободу в выборе предмета общения. Для детей в этом общении на передний план могут выступить те качества воспитателя, которые они особенно ценят в родителях и близких людях: доброта, справедливость, жизнерадостность, общительность. Это обстоятельство чрезвычайно важно для ребёнка. Однако, зачастую, у воспитателя отсутствует психолого - педагогическая информация о себе, о своих индивидуально – личностных качествах. Для него, также остаётся неясным, что конкретно видят в нём дети, каким его себе представляют, на какие комплексы его личностных особенностей они ориентируются.  Воспитателю необходимо понимание того, как его « я», его личностные качества становятся достоянием детей, как  - применительно к специфике детского возраста – они интерпретируются, какое значение приобретают для воспитанников. Знания эти, адекватность представления о себе его реальным проявлениям в педагогической деятельности, могут стать причиной успеха или неуспеха педагогического труда.

Находясь на педагогической практике, студенты замечают как дети , придя утром в детский сад, охотно идут к одному воспитателю и испытывают дискомфорт от встречи с другим педагогом. Они понимают, что задача воспитателя – воспитывать детей. Но как воспитывать, что он даёт воспитатель  детям, каково его влияние на личность ребёнка, остаётся порой тайной. Сосредоточенный на обучающей стороне педагогического процесса, воспитатель упускает главное: только личность может воспитывать личность. Наблюдения и высказывания наших студентов показывают, как необходима согласованность воздействий воспитателей одной и той же группы на детей, умение воспитателей видеть себя глазами детей.

Наш профессиональный модуль называется: « Организация занятий по основным общеобразовательным программам». В него входят отдельные вопросы дошкольной педагогики, методики развития речи детей, методики математического развития детей, методики экологического воспитания детей дошкольного возраста и детская литература.

В ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования ( Приказ Минобрнауки России от 23.11.09.) задачи речевого воспитания выделены в самостоятельную образовательную область  «Коммуникация». Определено, что речевое воспитание, обучение родной речи – важная сторона развития ребёнка, имеющая специфические задачи, связанные с освоением языка ( произносительной стороны, словаря, грамматики ) и форм речи ( диалог, монолог).

Цель коммуникативного развития – овладение конструктивными способами налаживания взаимодействия, свободного диалогического общения со взрослыми и детьми .Само название образовательной области подчёркивает, что основной функцией речи является коммуникативная, назначение речи – средство общения, установление диалогических, партнёрских отношений, взаимодействие, обмен мыслями, чувствами, деятельностью. Это современный взгляд на проблему речевого воспитания, отражающий достижения онто - , психолингвистики, психологии речи, лингводидактики. Федеральные требования к структуре образовательной программы обозначают игру как ведущую деятельность и основную организационную форму образовательного процесса. Эта форма непосредственно образовательной деятельности исключает применение каких – либо элементов школьного урока. ФГТ приводят в качестве одного из интегральных показателей усвоения программы – умение налаживать конструктивное взаимодействие с партнёром, свободно общаться со взрослыми и детьми, вести диалог. Разработанный нами профессиональный модуль по разделу « Коммуникация», поможет студентам лучше познакомиться с современными подходами к речевому воспитанию детей, эффективно строить педагогический процесс в соответствии с ФГТ к структуре общеобразовательной программы, вести мониторинг усвоения программы и, в конечном итоге, воспитывать коммуникативную личность ребёнка – общительного, эмоционального, компетентного, свободного, самостоятельного, инициативного, творческого, способного к саморазвитию.

Готовясь к педагогической практике, студентам необходимо составить конспект непосредственной образовательной деятельности с детьми так, чтобы в него были включены разнообразные образовательные области:  «Здоровье», « Безопасность», « Социализация». « Труд», « Познание»,  «Коммуникация», « Чтение художественной литературы», « Художественное творчество»,  «Музыка».  

( Образец интеграции непосредственной образовательной деятельности с детьми ).

Лексическая тема: « Овощи». ( В основе работы – русская народная сказка « «Репка»).

  1. Загадки и отгадки ( Загадывает загадки воспитатель, отгадывают – дети).

- Кто ребята, не знаком с белозубым…( чесноком ).

- Рядом с ним его подружка – с белым корешком – ( петрушка)

- Не пугайтесь, если вдруг слёзы лить заставит  ( лук )

- Ярче солнечного диска краснощёкая ( редиска )

- Разве в огороде пусто, если там растёт ( капуста )

- Под кустом копнёшь немножко – выглянет на свет ( картошка)

- Вот на грядке круглый бок, только он не колобок. Врос он в землю крепко.    Что же это? ( репка ).

- Ребята, о чём были загадки? ( Об овощах).

- О каком овоще мы знаем сказку? ( О репке ).

- Как вы думаете, почему репка выросла такая большая  - пребольшая? ( За ней хорошо ухаживали, поливали, пололи, рыхлили землю, убирали вредных улиток, удобряли).

- Как вы думаете, а что ещё у деда  могло вырасти на огороде большое – пребольшое? ( Морковка, редиска, чеснок, лук, картошка…)

2. Речевое упражнение. Упражнение в словообразовании с помощью суффиксов:

- Не репка, а ( репища )

- Не морковка, а ( морковища )

- Не лук, а ( лучище)

- Не чеснок, а ( чесночище )

- Не картошка, а ( картошища).

3. Область – « Познание». Экология.

- Ребята, а вы знаете, почему эти овощи называют корнеплодами?. Корнеплодами называют овощи, плоды которых находятся в земле.. Плод – толстый корень этих овощей идёт в пищу человеку или на корм скоту. Репка – самое древнее огородное растение: его разводили ещё в Древней Греции, Древнем Риме. А на Руси  -  это был самый главный овощ. Ни одного стола не обходилось без репы, пока не появился картофель в ХУ111 веке.

4. Беседа. « Волшебные семечки».

_ Ребята, как начинается сказка « Репка» ?  ( « Посадил дед репку») Взял вот такую репку –( показ муляжа или картинки) и посадил? ( Ответы детей) Дед взял маленькое семечко – вот такое ( показ ) и посадил в землю. А из семечка выросла большая – пребольшая репка. Дети рассматривают семена, делятся впечатлениями о форме, размере, цвете семян.

Физминутка.

Звучит спокойная музыка, дети вместе с воспитателем имитируют полив, прополку, удаление сорняков.

5. Дидактическая игра. « Да. Нет.»

 Воспитатель рассказывает сказку, а дети должны услышать ошибки и сосчитать сколько их будет.

- Посадила бабка репку. Выросла репка большая – пребольшая. Стал дед репку из земли тащить – тянет – потянет и вытянул репку.( 4 ошибки ).

6. Игра малой подвижности: « Кто быстрее?».

Детям раздаются карточки с персонажами сказки, под звуки музыки дети выполняют танцевальные движения. При остановке музыки дети должны построиться в соответствии с последовательностью персонажей сказки. Побеждает тот, кто быстрее выполнит задание. 

7. Дидактическая игра: « Подумай и ответь».

Материал: муляжи -  репка, картофель, груша, гриб.  

- Что общего у репы и картофеля ? ( Это овощи, они по форме круглые, растут на огороде).  

- Чем отличается от них груша ? ( Груша – фрукт ).

- Что общего у репы, картофеля и груши ? ( Они съедобные, полезные, за ними ухаживает человек).

- Чем отличается от них гриб ? ( Растёт в лесу и за ним никто не ухаживает ).

- Что общего у репы, картофеля, груши и гриба ? ( Они съедобные ).

- Чем репа, картофель, груша и гриб отличаются от игрушек ? ( Игрушки нельзя есть, ими можно только играть).  

Обучение грамоте.

Дидактическая игра « Найди место звука в слове».

Воспитатель называет персонажей сказки « Репка» и просит детей назвать заданный звук, определить его место в слове.

- Персонаж сказки, который начинается со звука {м} – мышка

- Персонажи сказки, у которых звук {ч}стоит в середине слова – Жучка, внучка

- Персонаж сказки, который начинается со звука { д} – дедка.

 - Какой звук слышится в окончании слов: бабка, дедка, внучка, Жучка, репка.  – { а }. Дайте ему характеристику – гласный звук.

Дидактическая игра. Угадайте по губам.

Воспитатель называет героев ( шёпотом ), дети отгадывают, следя за артикуляцией педагога.

Математика.

Дидактическая игра « Сказка в геометрических формах».

Дидактическая игра « Кто за кем?

( Кто перед кем? Кто за кем? Кто между кем?) – Расставляются фигурки сказки « Репка» и комментируются.

                           

 

 

                                         

                                       .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ К ПОЛУЧАЕМОЙ ПРОФЕССИИ

Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторам...

СОВРЕМЕННЫЕ ПОДХОДЫ К ОРГАНИЗАЦИИ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Статья посвящена проблеме подготовки студентов педагогической специальности к осуществлению исследовательской деятельности в будущей профессии. Представлен опыт по развитию исследовательской деятельно...

Формирование ИКТ - компетентности будущего воспитателя детей дошкольного возраста в период производственной практики

В статье раскрывается опыт работы подготовки студентов в области ИКТ – компетенций в ходе учебной и производственной практики ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам...

ВЛИЯНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ МОТИВАЦИИ СТУДЕНТОВ НА ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЦЕННОСНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ К ПОЛУЧАЕМОЙ ПРОФЕССИИ

Сейчас исследователям уже не приходится сомневаться в том, что успеваемость учащихся зависит в основном от развития учебной мотивации, а не только от природных способностей. Между этими двумя факторам...

РАБОТА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

В статье рассматривается основные направления использования социальных сетей работников образования при организации профессиональной деятельности воспитателя. Делается вывод о необходимости не только ...

РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

В статье рассматривается вохможности применения такой формы работы как разработка дидактических мнтерактивных игр для детей дошкольного возраста при организации учебного процесса по дисциплине "И...

Квазипрофессиональная деятельность при освоении междисциплинарного курса Теория и методика музыкального воспитания с практикумом и ее роль в подготовке будущего воспитателя

В данной работе систематизирован и представлен опыт использования различных форм квазипрофессиональной деятельности студентов специальности 44.02.01 Дошкольное образование по междисциплинарному курсу ...