Формирование ИКТ - компетентности будущего воспитателя детей дошкольного возраста в период производственной практики
статья на тему

Черножукова Наталья Филипповна

В статье раскрывается опыт работы подготовки студентов в области ИКТ – компетенций в ходе учебной и производственной практики ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Н.Ф.Черножукова,

преподаватель

ГПОУ «Воркутинский педагогический колледж»

Формирование ИКТ - компетентности будущего воспитателя детей дошкольного возраста в период производственной практики

Повышение роли информации в современном мире, стало одной из движущих сил всей производственной и общественной жизни. В информационном обществе уровень интеллектуального развития его членов становится главным стратегическим ресурсом, и это значительно повышает статус образования, и предъявляют новые требования к уровню его качества. [4,С.48] Информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение и признается как важнейший национальный приоритет. Поэтому без информационных технологий уже невозможно представить современную систему образования.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий (далее ИКТ) в дошкольное образование - важный этап в модернизации образования в целом. Информатизация среды в дошкольном образовании позволяет повысить качество организации образовательного процесса в детском саду.

Для успешной реализации образовательной программы дошкольного учреждения в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования в каждом детском саду необходимо активно внедрять информационно-коммуникационные технологии.

 Использование ИКТ в образовательном пространстве детского сада позволяет изменить методы представления информации для детей в доступной и привлекательной форме, помогает сделать совместную образовательную деятельность увлекательной и интересной, благодаря возможности демонстрации явлений и объектов в динамике, стимулирует непроизвольное внимание у детей и способствует познавательной активности. Практика доказала, что знания, приобретенные при одновременном использовании аудио - и видеоинформации, сохраняются значительно дольше.

Следовательно, информатизация системы дошкольного образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. В профессиональном стандарте педагога четко указано, что педагог должен «владеть ИКТ-компетентностями, необходимыми и достаточными для планирования, реализации и оценки образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста». [3]

В Воркутинском педагогическом коллеже большое внимание уделяется подготовке студентов в области ИКТ – компетенций. Информационная компетенция студента - будущего педагога (воспитателя детей дошкольного возраста) определяет его возможности и умения и владения основными методами, способами и средствами получения, хранения, переработки информации, навыками работы с компьютером, умением использовать информационно-коммуникационные технологии в своей профессиональной педагогической деятельности.

Сформированный уровень развития компьютерной компетенции студентов, в рамках учебной дисциплины «Информатика и информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в профессиональной деятельности», позволяют им использовать навыки работы с компьютером в освоении всех профессиональных модулей программы подготовки специалистов среднего звена специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Задача преподавателей профессиональных модулей научить обучающегося использовать ИКТ не только как средство поиска информации в глобальной сети Интернета для выполнения самостоятельной внеаудиторной работы, но и как средство планирования и реализации образовательной работы с детьми раннего и дошкольного возраста на учебной и производственной практике в дошкольной образовательной организации.

Интернет ресурсы сейчас доступны всем, но из всего многообразия информации обучающийся должен научиться грамотно выбирать материал для профессиональной деятельности. Здесь очень важно формировать у студентов критичное отношение к найденной информации, развивать умение определять достоверность, научность, методичность материала, учитывать педагогические и дидактические требования к подбору медиасредств.

В ходе учебной и производственной практики ПМ 03 «Организация занятий по основным общеобразовательным программам дошкольного образования» студенты, совершенствуя навыки работы в операционной системе Windows, текстового редактора MS Word разрабатывают:

- планы совместной образовательной деятельности воспитателя и дошкольников в режиме дня;

- технологические карты и конспекты непосредственно-образовательной деятельности (далее НОД).

 При подготовке к пробному занятию студенты учатся использовать не только готовые лицензионные мультимедийные продукты, но и создают собственные презентации, совершенствуя навыки работы в программе MS PowerPoint. Организуя деятельность студентов очень важно создать условия для избежания часто встречающихся ошибок, таких как:

- неправильное определение дидактической роли и места медиаресурсов на занятиях с дошкольниками;

- нарушение санитарных норм и правил использования мультимедиа;

- перенасыщение анимацией, слайдами, рисунками;

- несоответствие материалов возрасту детей;

- использование излишней текстовой информации, которая не несет информационной значимости для дошкольников;

При подготовке к проведению НОД осуществляет поэтапная работа.

1 этап – подготовительный. На базе дошкольной образовательной организации проводится первичная консультация у воспитателя-наставника, где определяется тема НОД, планируемый результат, содержание программного материала. Совместно обсуждаются условия создания проблемных и игровых ситуаций, возможность и целесообразность использования ИКТ, определяется выбор рациональных методов и приемов.

2 этап – организация самостоятельной внеаудиторной деятельности студента по разработке конспекта НОД и создания слайдовой презентации.

В ходе выполнения самостоятельной работы каждый студент нашего колледжа имеет возможность поработать за персональным компьютером в лаборатории информатики и информационно-коммуникационных технологий, при необходимости получить квалифицированную практическую помощь преподавателя информатики. Разрабатывая мультимедийные презентации для разных форм организованной образовательной деятельности дошкольников, обучающиеся практикуются в использовании анимации, звукового сопровождения, теги, гиперссылок и прочих средств.

Все это позволяет практиканту проявить творчество в разработке мультимедийных презентаций, использовать сюрпризное появление разных анимационных персонажей, которые в последующем могут стать постоянными участниками и помощниками в создании проблемных игровых ситуаций. Широкие возможности ИКТ помогают представить на экране познавательную информацию в образном виде, понятном дошкольникам. Применение видеофрагментов, мультипликаций, анимированных физминуток, использование звукового сопровождения и других вспомогательных материалов позволяет сделать образовательную деятельность дошкольников живой и интересной.

3 этап - проверка и корректировка. На этом этапе руководитель практики педагогического колледжа и воспитатель наставник дошкольной образовательной организации проверяют готовые конспекты НОД и материалы мультимедийных презентаций. При необходимости корректируют, вносят дополнения, вместе со студентом моделируют деятельность проведения НОД, обсуждают риски возможных нестандартных ситуаций при использовании мультимедийной презентации.

4 этап - самостоятельное проведение НОД.

Практика показывает, что хорошо продуманный конспект НОД со сменой видов детской деятельности и тщательно подготовленная презентация с соблюдением санитарно-гигиенических норм, обеспечивает грамотную работу с мультимедийным оборудованием. Возможности ИКТ создают условия для рационального использования времени НОД, увеличивают темп работы, вносят элемент новизны, делают сюжет НОД увлекательным, и позволяют практиканту заинтересовать дошкольников содержанием совместной образовательной деятельности. Такая работа позволяет вывести на новый уровень обучающегося, способствует развитию у него творческого потенциала и интереса к будущей профессии.

5этап-анализ и рефлексия. На этом этапе происходит осмысление собственной деятельности студента, определение уровня достижений и успехов, трудностей и неудач в организации образовательной деятельности дошкольников, в ходе реализации определяются дальнейшие пути в освоении профессии.

Таким образом, применение информационных технологий на производственной практике является залогом реального повышения качества подготовки современного специалиста. Умение эффективно решать профессиональные задачи с использованием ИКТ, несомненно, повышает конкурентоспособность выпускника, повышает его потребность в саморазвитии.

Литература

Внимание, откроется в новом окне.

1.Карабанова О.А., Алиева Э.Ф., Радионова О.Р., Рабинович П.Д., Марич Е.М. Организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования. Методические рекомендации для педагогических работников дошкольных образовательных организаций и родителей детей дошкольного возраста [Текст]./ О.А. Карабанова, Э.Ф. Алиева, О.Р. Радионова, П.Д. Рабинович, Е.М. Марич. – М.: Федеральный инсти-тут развития образования, 2014. – 96 с.

2.Комарова, Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании [Текст].- М. :Издательство Мозаика-Синтез  2013, 128 с.

3.Профессиональный стандарт педагога (педагогическая деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем общем образовании) (воспитатель, учитель) утв. приказом Минтруда России от 18.10.2013 [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://xn--80abucjiibhv9a.xn

4.Роберт, И. В. Информационные и коммуникационные технологии в образовании [Текст].: Учебно-методическое пособие /Панюкова С.В., Кузнецов А.А., Кравцова А.Ю. –М.: Издательство:"Дрофа", серия:"Высшее педагогическое образование"- 320 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста. Оздоровительные интегрированные занятия. (из опыта работы).

В настоящее время одной из приоритетных задач, стоящих перед педагогами, является сохранение здоровья детей в процессе воспитания и обучения. Формирование здорового образа жизни должно начинаться с...

Формирование ориентировки в пространстве у детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью

Анализ наблюдений показывает, что схема собственного тела с трудом усваивается детьми с интеллектуальной недостаточностью (умственной отсталостью) в старшем дошкольном возрасте. Ориентировка на себе ф...

Контрольно-оценочные средства по МДК.05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

Контрольно-оценочные средства   по  МДК.05.01  Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста разработаны на основе Федеральных госуд...

Статья "Педагогическая практика Воспитателя детей дошкольного возраста" (организация педагогической практики студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование)

Статья "Педагогическая практика Воспитателя детей дошкольного возраста" про организацию педагогической практики студентов по специальности 44.02.01 Дошкольное образование...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Молодые профессионалы: воспитатель детей дошкольного возраста"

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Молодые профессионалы: воспитатель детей дошкольного возраста"...

Рабочая тетрадь МДК 05.01 Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста для студентов специальности "Дошкольное образование"

Рабочая тетрадь предназначена для организации аудиторной и самостоятельной практической работы студентов по темам МДК 05.01. «Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя д...

Презентация по МДК 05.01. Теоретические и прикладные аспекты методической работы воспитателя детей дошкольного возраста

Материал презентации содержит основные требования техническому, санитарно-гигиеническому и учебно-методическому обеспечению предметно-развивающей среды в дошкольно образовательных учреждениях. Приведе...