РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ
статья

Васькина Наталья Викторовна

В статье рассматривается вохможности применения такой формы работы как разработка дидактических мнтерактивных игр для детей дошкольного возраста при организации учебного процесса по дисциплине "Информатика и ИКТ в профессиональной деятельнсоти" на специальности "Дошкольное образование". Делается вывод о том,что испольхзование данной формы самостоятельной работы студентов способствует формированию у них профессиональных компетенций.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx28.44 КБ

Предварительный просмотр:

УДК 377.5

Васькина Н.В.,

преподаватель ФГБОУ ВО «ХГУ им. Н.Ф. Катанова»,

колледжа педагогического образования, информатики и права,

г. Абакан, Российская Федерация

РАЗРАБОТКА ИНТЕРАКТИВНЫХ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР ДЛЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

Сегодня достаточно трудно представить деятельность воспитателя без применения интерактивных технологий. Они позволяют осуществлять образовательный процесс в условиях постоянного активного взаимодействия. Воспитатель и ребенок являются равноправными его субъектами. Я считаю, что интерактивная организация образовательного процесса для дошкольных образовательных учреждений – это наиболее оптимальная модель.

Интерактивные технологии предполагают наличие определенных средств их реализации, например мультимедийных. Применение мультимедийных технологий обогащают образовательный процесс, делает его более эффективным, позволяет вовлечь в процесс восприятия информации практически все чувственные компоненты ребенка. Отсюда и повышение мотивации и эффективности образовательного процесса. 

Поэтому, при изучении курса «Информационные технологии в профессиональной деятельности» при подготовке будущих воспитателей следует уделять больше внимания применению мультимедийных средств при организации образовательного процесса в детском саду. Следует отметить, что более эффективно решать вопросы применения мультимедийных технологий может именно воспитатель-разработчик, а не воспитатель-пользователь. Он может сам создать необходимые мультимедийные продукты, использование которых будет направлено на решение тех или иных образовательных задач. Тем более, что для этого не требуется обладать навыками программирования. Т. е. одной из основных задач организации обучения по данному курсу является формирование умений разработки интерактивных мультимедийных средств  и использования их при организации различных видов деятельности детей дошкольного возраста. 

Для решения этой задачи не достаточно научить студента разрабатывать  программное обеспечение с использованием конкретных пакетов прикладных программ и Интернет-технологий. Студент должен видеть необходимость  разработки этих средств, возможности их использования, при решении определенных образовательных задач. Реализацию данной задачи можно обеспечить, только используя различные формы организации аудиторной и самостоятельной работы студентов. Наиболее эффективной формой организации самостоятельной работы студентов при этом следует отметить разработку интерактивной компьютерной игры, направленной на решение конкретной дидактической задачи, и рекомендация по ее применению.

Организацию данной работы следует проводить в несколько этапов. При этом необходимо четко определить временные границы выполнения каждого этапа и на каждом этапе осуществлять контроль. При выполнении задания студент должен иметь возможность получить консультацию преподавателя. Для выполнения работы на каждом этапе должны быть разработаны соответствующие методические рекомендации. Рассмотрим основные этапы разработки интерактивной игры студентами и краткие рекомендации по их реализации.

Этап 1. На этом этапе студенту предлагается определить возрастную группу и дидактическую цель игры (выбор осуществляется из представленного списка). Для этого студенту необходимо пройти по конкретной ссылке и внести свою фамилию в соответствующую ячейку напротив выбранной цели. При этом все студенты могут выбрать каждую тему игры только один раз, что обеспечивает разнообразие разработок, представленных студентами одной группы, и исключает возможность копирования работ. После выбора основной дидактической цели студентам предлагается разработать краткую структуру игры по следующему плану: 1) дидактическая цель; 2) возрастная группа; 3) название; 4) дидактические задачи; 5) игровые задачи; 6) правила игры; 7) игровые действия; 8) ход игры. Результаты работы студент должен оформить в текстовом документе, все документы с отчетами по каждому этапу ему следует отформатировать по определенным правилам и прикрепить на свою страничку (созданную ими ранее) в сети работников образования www.nsportal.ru. В методических рекомендациях по выполнению первого этапа следует привести примеры его оформления и описать примеры дидактических игр для детей дошкольного возраста.

Этап 2. На данном этапе студент должен представить игру в виде совокупности окон, с которыми придется работать ребенку (схематически). Каждое окно ему необходимо либо описать, либо изобразить графически (рисунки можно сделать от руки и отсканировать). Также требуется сделать описание к каждому окну, что должен делать в нем ребенок, какие будут результаты при выполнении им той или оной операции. Следует описать или изобразить переходы между окнами. Кроме того, студенту необходимо выбрать цветовую гамму для интерфейса игры и обосновать свой выбор. В методических рекомендациях должны быть указаны требования к оформлению в текстовом документе результатов выполнения работы на данном этапе и представлены примеры оформления.

Этап 3. На данном этапе студенту необходимо собрать в одну папку необходимые для реализации игры графические изображения. Для этого им рекомендуется  нарисовать их от руки и отсканируйте или нарисовать их в любом из графических редакторов, найти нужные изображения в Интернете и  обработать  при необходимости с помощью программы Photoshop и т.д. После этого студент должен выбрать средства реализации своей игры. Это могут быть программы презентаций (MS Power Point или др.), макросы к ним и т.д. и реализовать игру. В методических рекомендациях к данному этапу работы должны быть представлены алгоритмы обработки изображений, советы и рекомендации по реализации некоторых, наиболее часто встречаемых, функций компьютерных дидактических игр (анимация, выполнение определенных команд по щелчку, возможность перемещения изображений мышью и др.).

Этап 4. На этом этапе студенту предлагается продумать содержание анимированной заставки. Это может быть небольшое приветствие от героев игры или может быть предыстория игры (что происходило накануне, почему приходится что-то исправлять или выбирать в ходе игры, почему возникла необходимость выполнять данные игровые действия и т.д.). Далее необходимо выбрать  программные средства, с помощью которых заставка будет реализована. При этом можно использовать анимацию MS Power Point. Можно создать аудиофайл, озвучивающий сюжет и вставить на слайд, чтобы он запускался одновременно с анимацией на слайде. Можно использовать специальные программы для создания анимации, например, UnFREEz (советы по работе с ней должны быть описаны в методических рекомендациях к этому этапу работы). Можно создать видеофайл, нарезав и склеив готовые видеофайлы (мультфильмы, фильмы, видеоролики и т.д.). Для этого можно использовать программы по работе с видео (Киностудия Windows Movie Maker,  Movavi Video Editor, Sony Vegas Pro и др.). Далее заставку следует создать, при необходимости вставить ее в саму игру или сделать ссылку для перехода от заставки к игре.

Этап 5. На данном этапе студенту предлагается написать инструкцию по работе с компьютерной интерактивной игрой, в которой следует подробно описать правила игры и особенности использования ее при работе с детьми воспитателями. Описание предлагается выполнить по следующему плану: 1) название игры; 2) фамилия имя отчество (группа) разработчика; 3) дидактическая цель; 4) возрастная группа; 5) правила игры; 6) возможности использования игры при организации образовательного или воспитательного процесса. В пункте 6 следует подробно описать процесс использования игры воспитателем и варианты использования (в компьютерном классе или с использованием интерактивной доски и т.д.) Результаты работы студенту необходимо представить в текстовом документе, который следует прикрепить на своей страничке в сети работников образования. В методических рекомендациях к данному этапу необходимо описать требования к оформлению текстового документа, а также следует привести примеры оформления работы на данном этапе.

Этап 6. В конце работы студент должен представить свою разработку и  публично защитить ее. Защиту работ можно провести на одном из занятий. Я проводила в рамках работы научно-практической студенческой конференции, проводимой в колледже. Подготовьте выступление рекомендуется по следующему плану: 1) цели игры и целевая аудитория; 2) выбор  цветовой гаммы для реализации интерфейса; 3) выбор программных средств для реализации игры и анимированной заставки; 4) методы сбора графического материала; 5) демонстрация игры; 6) особенности использования разработки воспитателями.

Следует отметить, что при формировании профессиональной компетентности будущего воспитателя большую роль играет формирование у него правильного отношения к применению в своей деятельности интерактивных мультимедийных технологий (наиболее эффективным средством для этого, как уже отмечалось выше, является организация самостоятельной работы студентов в форме разработки интерактивной дидактической игры для детей дошкольного возраста). При использовании мультимедийных технологий через интерактивность, структуризацию, визуализацию информации происходит усиление мотивации ребенка, активизируется познавательная деятельность. Отсюда следует необходимость того, чтобы воспитатель обладал навыками воспитателя-разработчика: критично относился к выбору мультимедийных средств и мог компенсировать недостаток нужных средств для реализации собственных образовательных задач. 

@ Васькина Н.В, 2018


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания.

Системно-деятельностный подход в формировании профессиональных компетенций будущего специалиста сферы обслуживания....

Формирование профессиональных компетенций будущих специалистов общественного питания с помощью активных формых и методов обучения

Будущие специалисты общественного питания должны закрепить и углубить знания, полученные в процессе обучения, должны владеть теоретическими знаниями и профессиональными компетенциями....

СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ

Курсовая работа "Совместная трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство формирования ценностного отношения к труду" Специальность: 44.02.01. Дошкольное образование...

РАБОТА В СОЦИАЛЬНОЙ СЕТИ РАБОТНИКОВ ОБРАЗОВАНИЯ, КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ БУДУЩИХ ВОСПИТАТЕЛЕЙ

В статье рассматривается основные направления использования социальных сетей работников образования при организации профессиональной деятельности воспитателя. Делается вывод о необходимости не только ...

Доклад "Учебная практика как средство формирования профессиональных компетенций будущего специалиста"

Практическая подготовка студентов является неотъемлемой частью их профессиональной подготовки и обеспечивается путем участия студентов в осуществлении деятельности в соответствии с основными профессио...