Главные вкладки

    СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ
    материал по теме

    Лепихина Светлана Евгеньевна

    Курсовая работа "Совместная трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста как средство формирования ценностного отношения к труду" Специальность: 44.02.01. Дошкольное образование

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл kursovaya_lepihina_s.e._31do.docx98.66 КБ

    Предварительный просмотр:

    Курсовая работа

     ПМ 02 Организация различных видов деятельности и общения детей

    СОВМЕСТНАЯ ТРУДОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ К ТРУДУ

    44.02.01. Дошкольное образование

    Исполнитель:

    Лепихина С.Е.,

    студентка 31 ДО группы

    Оглавление

    ВВЕДЕНИЕ        

    Глава 1. Теоретические основы формирования ценностного отношения к труду и его результатам у детей старшего дошкольного возраста        

    1.1.        Анализ подходов к понятию «ценностное отношение к труду» в психолого-педагогической литературе        

    1.2.        Сущность формирования ценностного отношения к труду        

    1.3.        Методы формирования ценностного отношения к труду        

    Глава 2. Совместная деятельность как условие формирования ценностного отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста        

    2.1. Сущность совместной деятельности        

    2.2. Анализ специфики совместной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста        

    2.3.        Формы совместной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста        

    Глава 3.Опытно поисковая работа по формированию у детей ценностного отношения к труду в процессе совместной деятельности        

    3.1. Программа опытно-поисковой работы по формированию у детей ценностного отношения к труду в процессе совместной деятельности        

    3.2.        Перспективное планирование по формированию у детей ценностного отношения к труду и его результатам в условиях ДОО        

    3.3.        Диагностика сформированности ценностного отношения к труду и его результатам у детей старшего дошкольного возраста        

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ        

    СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

    ПРИЛОЖЕНИЕ

    ВВЕДЕНИЕ

    Рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности.

    Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт – критерии оценки деятельности дошкольных учреждений; концептуальные основы дошкольного образования. При этом в концепции обращается внимание на развитие личностных качеств, необходимых для дальнейшего становления личности: любознательность, инициативность, коммуникативность, творческое воображение, произвольность.

     Однако задача воспитания трудолюбия в концепции не выдвигается. Между тем ряд показателей трудолюбия (осознание цели деятельности и настойчивость в ее достижении; готовность доводить начатое дело до конца; проявление эмоциально-положительного отношения к труду; адекватная оценка результатов деятельности; аккуратность, старательность, бережное отношение к средствам и продуктам труда) наиболее успешно формируются в дошкольном и младшем школьном возрасте (Р.С. Буре, Г.Н. Година, М.В. Крулехт, В.И. Логинова, Т.А. Маркова, В.Г. Нечаева, Д.В. Сергеева и др.). [6]. Несформированность их на данном возрастном этапе становится препятствием в учебно-познавательной деятельности и последующей совместной трудовой деятельности.

    Воспитание у детей дошкольного возраста основ ценностного отношения к труду является одной из главных задач дошкольного учреждения. Трудовому воспитанию, т.е. привлечению детей к самостоятельному посильному труду и наблюдению за трудом взрослых, объяснению его значения в жизни людей, принадлежит важная роль во всестороннем развитии личности ребенка.

    Т. А. Куликова, Г. С. Малунова, Л. И. Сайгушева отмечают, что с середины 90-х годов трудовая проблематика в теории дошкольного образования практически отсутствует. [14].

    Система дошкольного образования перешла на новый этап. Свидетельством тому является появление нового документа.

    В свете современного федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования трудовая деятельность должна проходить в форме совместной деятельности взрослого и ребенка с учетом его желаний и потребностей, включенности воспитателя в деятельность наравне с детьми, добровольного присоединения детей к элементарной трудовой деятельности без психического и дисциплинарного принуждения.

    Но воспитанию ценностного отношения к труду в совместной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста не уделяется должного внимания.

    Исходя из теории и практики, сформулированы следующие противоречия:

    • между требованиями федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования, где трудовая деятельность должна проходить в форме совместной деятельности и недостаточной реализации в педагогической практике;
    • между необходимостью трудового воспитания дошкольников и наличием системного подхода в работе  воспитателей детского сада;
    • между необходимостью формирования ценностного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста и недостаточной организацией совместных видов деятельности дошкольников с воспитателем;
    • между необходимостью трудового воспитания дошкольников и формальным подходом в практике дошкольных образовательных организаций к организации совместной трудовой деятельности.

    Из этих противоречий, можно выделить проблему: какое влияние оказывает совместная трудовая деятельность на формирование ценностного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста.

    На основании проблемы, сформулируем тему исследования: «Совместная трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста, как средство формирования ценностного отношения к труду».

    Объект исследования: процесс формирования ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного возраста.  

    Предмет исследования: совместная трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста как одно из средств формирования ценностного отношения к труду.

    Цель курсовой работы: теоретически обосновать возможности формирования ценностного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста в процессе совместной трудовой деятельности.

    Задачи:

    1. Проанализировать подходы к понятию «ценностное отношение к труду» в психолого-педагогической литературе и выявить сущность ценностного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста.
    2. Охарактеризовать методы, формы и особенности ценностного отношения к труду.
    3. Выявить сущность, проанализировать специфику совместной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста и описать формы влияния совместной трудовой деятельности на формирование ценностного отношения к труду.
    4. Разработать программу опытно-поисковой работы совместной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленную на формирование ценностного отношения к труду.
    5. Подобрать и обосновать диагностический инструментарий,  позволяющий выявить уровень сформированности ценностного отношения к труду в процессе совместной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    На основании выявленной проблемы и обоснования актуальности исследования можно выдвинуть гипотезу: совместная трудовая деятельность будет действенным средством формирования ценностного отношения к труду, если:

    • она будет планироваться, организовываться с учётом ее этапов и специфики;
    • будут учтены особенности детей при подборе содержания, форм, методов и приёмов совместной трудовой деятельности;
    • содержание совместной трудовой деятельности будет соответствовать целевой установке – формированию ценностного отношения к труду, как результата трудового воспитания;
    • воспитателем будет соблюдаться систематичность и последовательность проведения совместной трудовой деятельности.

    Для решения поставленных задач использовались следующие теоретические методы исследования: анализ психолого-педагогической и методической литературы по вопросу совместной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Эмпирическими методами исследования, используемыми в работе, являются: анкетирование, опрос, карта наблюдений.

    Практическая значимость исследования заключается в углублении и расширении теоретических знаний по проблеме «Формирование ценностного отношения к труду через совместную трудовую деятельность детей старшего дошкольного возраста».

    Материалы исследования могут быть использованы воспитателями дошкольных образовательных организаций при организации совместной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста, также студентами, осваивающие специальность «Дошкольное образование».

    Глава 1. Теоретические основы формирования ценностного отношения к труду и его результатам у детей старшего дошкольного возраста

    1. Анализ подходов к понятию «ценностное отношение к труду» в психолого-педагогической литературе

    Историками и социологами доказано, что социальные изменения жизни человека накладывают отпечаток на его отношения к труду, в том числе к трудовому воспитанию детей. В рамках античного мировоззрения хозяйственный труд представлялся уделом рабов, недостойным занятием для свободного гражданина. Христианство изменило негативное отношение к труду. По мнению А.Я. Гуревича, труд с приходом христианства стал пониматься как позитивная ценность, богоугодное дело. С развитием предприятий изменяется содержание труда: появляются новые производства, специальности. Научно-технический процесс также вносит существенные изменения в характер и структуру трудовой деятельности человека. [5].

    По мнению Л. И. Сайгушевой, преобразования в содержании труда: автоматизация, компьютеризация, техническая реконструкция, внедрение передовых технологий – требуют повышения компетентности, культуры труда, развития таких свойств личности, как самостоятельность, инициативность, креативность, что повышает свободу выбора трудовой деятельности. От этого выбора зависит престиж человека в обществе, но это не уменьшает значимости и ценности труда. Следовательно, ребенку дошкольного возраста нужно объяснить ценность и значимость труда взрослых, показать разнообразие профессий, предоставить возможность их обыграть, чтобы получить элементарные представления о них, что будет способствовать развитию уважительного отношения к труду.[14].

    Само отношение к труду, как в обществе, так и у каждого человека, может быть положительным, отрицательным или индифферентным. Однако труд всегда занимал одно из центральных мест в системе человеческих ценностей. Труд, уважение и достаток в народном сознании были взаимосвязанными понятиями, поэтому приобщение ребенка к трудовой жизни в семье начиналось очень рано.

    В крестьянских семьях ребенок при рождении получал «профессиональное напутствие» от повитухи, которая перерезала пуповину ребенка над инструментом, связанным с профессией, которую «пророчили» ему родители. 

    Труду как человеческой деятельности много внимания уделяется в народной педагогике. Много высказываний о труде можно найти в философских произведениях, в трудах классиков литературы. («Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай» - А.П. Чехов; « Ничто так, как труд, не облагораживает человека. Без труда не может человек соблюсти свое человеческое достоинство».- Л.Н. Толстой).[16].

    Важное, значение трудовому воспитанию придавал К.Д. Ушинский, который во многих своих работах определил теоретический и методологический взгляд на труд детей. Он писал: «Воспитание не только должно развивать ум, вооружать знаниями, но и зажечь в человеке жажду серьезного труда, без которого жизнь его не может быть, ни достойной, ни счастливой».

    Н.К. Крупская в своих работах неоднократно подчеркивала необходимость приучения детей с ранних лет к простейшим, доступным им видам труда, замечая, что таким путем они знакомятся со свойствами материалов, учатся приемам работы с различными инструментами. В труде дети проявляют активность, смекалку, настойчивость, стремление достичь результата, у них формируется желание оказывать посильную помощь взрослым.

    Особое значение Н.К. Крупская придавала объединению детей в труде, указывая, что «совместную работу детей надо особенно ценить – это зачатки коллективного труда. В этом коллективном труде развертываются лучше всего силы ребенка». Вместе с тем она призывала педагогов учитывать возможности детей, особенности детского труда, его своеобразие, связь с игрой.[2].

    Великий педагог В.А. Сухомлинский писал, что труд становиться великим воспитателем, когда он входит в духовную жизнь наших воспитанников, дает радость дружбы и товарищества, развивает пытливость и любознательность, рождает волнующую радость преодоление трудностей, открывает все новую и новую красоту в окружающем мире, пробуждает первое гражданское чувство – чувство созидателя материальных благ, без которых невозможна жизнь человека. «Радость труда должна познаваться с детских лет» главную роль в этом играет семья. Первыми формами организации труда ребенка в семье он считает уход за собой, уборку постели, мытье посуды, уход за домашними животными и другую постоянно усложняющуюся домашнюю работу, которая формирует многие личностные качества ребенка: ответственность, волю, уважение к труду других людей, общительность и многие другие.[16].

    Возможности трудового воспитания в детском саду раскрыты в работах С. Буре, Н. Г. Годиной, А. В. Запорожца, В. И. Логиновой, Т. А. Марковой и др.

    Формы, методы трудового воспитания и умения, которые могут вырабатываться у ребенка в процессе выполнения поручений и обязанностей, были прописаны в комплексных программах дошкольного образования: «От рождения до школы», «Радуга», «Детство» и многих других.

    Проблема воспитания трудолюбия дошкольников как основного качества личности еще недостаточно разработана.

    Таким образом, рассматривая дошкольный возраст как базовую ступень формирования личностных качеств, концепция непрерывного образования определяет сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт (ФГОС ДО). 

    В Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования сформулированы основные принципы по мотивации детей к трудовой деятельности.

    • формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
    • объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества;
    • формирования общей культуры личности детей, в том числе ценностей здорового образа жизни, развития их социальных, нравственных, эстетических, интеллектуальных, физических качеств, инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, формирования предпосылок учебной деятельности.

    Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить. Именно поэтому тема воспитания трудолюбия у детей всегда будет оставаться актуальной.

    Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей – ответственность; сотрудничество ребят, взрослых и детей – коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

    1. Сущность формирования ценностного отношения к труду

    Ценностное отношение в психологии понимается как вид культурно-опосредованного отношения человека с действительностью, складывающегося в сфере бессознательного под воздействием работы индивидуального духа на основе интеграции действий оценивания и действий проектирования, в результате которых возникают личностные ценности. Ценностное отношение у человека вырабатывается на основе согласования информации о воспринимаемой действительности и оценивания им и другими субъектами переживаемого.

    Ценностные отношения – это отношения человека к наивысшим (высокого уровня абстракции) ценностям, таким как «человек», «жизнь», «общество», «труд», «познание»…, но это и совокупность общепринятых, выработанных культурой отношений, таких, как «совесть», «свобода», «справедливость», «равенство»…, когда само отношение выступает в качестве ценности. Будем ценностными отношениями называть и отношения к ценностям, и отношения, которые ценностны для жизни.

    Ценностные отношения носят обобщающий характер, и, обладая данной широкой чертой, способны включить в себя всю сумму значимого для человеческой жизни.

    Ценностное отношение к труду материализует всю сумму отношений: к человеку, к жизни, к обществу, к родине. Прямым и окончательным способом наши отношения к человеку, к обществу, родине и жизни как таковой мы проявляем в активной деятельности в роли «человека делающего», либо в роли «человека берущего». Характер труда, качество труда, усилия в труде, мотив труда, место труда в режиме существования – все это скорее, проекция указанных отношений человека к людям, обществу, родине, жизни как таковой и своему «Я», которое решительным порядком выразит себя именно в творчестве, утвердит свою неповторимость и уникальность в созидательной деятельности, чем автономное отношение, независимо формирующееся как некое трудолюбие. Любят не «труд», любят жизнь, людей, общество, близких и далеких, родину и свой дом. Отношение к труду – вторичное образование, имеющее мотивом нечто, лежащее за пределами самого труда, который выступает как средство выражения отношения к какой-либо иной ценности.

    Право на специальное выделение блока трудовых отношений дает необходимость длительного, неуклонного приучения ребенка к физическим и духовным усилиям и основательное обучение его навыкам труда. Неслучайно, педагоги порой, говоря о трудовом воспитании, сводят его к трудовому обучению, ибо вооружение ребенка множеством навыков требует огромного педагогического внимания.

    Исходя из вышеизложенного, под ценностным отношением к труду и его результатам у детей дошкольного возраста мы понимаем позитивное отношение ребенка к своему труду и труду других людей, складывающееся под воздействием взрослого на основе оценивания его действий и подражания им, в результате которых возникают личностные ценности.[1].

    В процессе труда дети приобретают трудовые навыки и умения. Но это не профессиональные навыки, а навыки, помогающие ребенку становиться независимым от взрослого, самостоятельным.

    Труд ребенка носит ситуативный, необязательный характер, от его отсутствия «страдает» лишь формирующийся нравственный облик ребенка, так как в труде развиваются многие жизненно важные качества личности.

    Особенностью детского труда является и то, что, несмотря на наличие в нем всех структурных компонентов деятельности, они пока еще находятся в стадии развития и обязательно предполагают участие и помощь взрослого.

    Для развития способности ставить цель в труде важно осознание цели, умение видеть результат, владение способами действий, навыками. У младших дошкольников все это находится лишь в начальной стадии. На данном этапе важная роль принадлежит взрослому. Он ставит перед детьми цель и помогает ее реализовать. Дети старшего дошкольного возраста в привычных ситуациях ставят цель сами. Они могут делать это наиболее успешно в тех случаях, когда достигают материального результата.

    При формировании целенаправленной трудовой деятельности важно не только, что и как делает ребенок, но и ради чего он трудится.

    В труде дети овладевают разнообразными навыками и умениями, необходимыми в повседневной жизни: в самообслуживании, в хозяйственно-бытовой деятельности. Совершенствование умений и навыков не состоит только в том, что ребенок начинает обходиться без помощи взрослых. У него развивается самостоятельность, умение преодолевать трудности, способность к волевым усилиям. Это доставляет ему радость, вызывает желание овладеть новыми умениями и навыками.

    В процессе труда дети практически познают свойства окружающих вещей, наблюдают за ростом и изменениями растений, рассматривают животных, знакомясь с условиями их обитания. У них развиваются любознательность, познавательные интересы. Труд становится важным средством умственного развития детей.

    В трудовой деятельности осуществляется и эстетическое воспитание. У детей формируется умение выполнять любое дело аккуратно, придавать своим поделкам красивый вид. Они радуются, замечая при поливке растения новый бутон, осматривая аккуратно прибранную комнату, чисто выстиранные кукольные вещи.

    Труд закаливает детей физически, так как многие его виды они выполняют на воздухе. Дети становятся способными к напряжению сил, преодолению трудностей.

    Особое значение трудовая деятельность имеет для формирования нравственных качеств. Выполняя несложные обязанности, связанные с сервировкой стола, помогая готовить все необходимое к занятиям, дети учатся быть полезными и для других. Это формирует у них готовность приходить на помощь тому, кто в ней нуждается, охотно выполнять посильные трудовые поручения, формирует ответственное отношение к порученному делу, старательность и исполнительность.

    Однако содержание воспитания оказалось бы безбрежным, если бы педагог избрал своим вниманием всю беспредельность отношений человека к окружающей действительности. Поэтому необходимо ограничение: очертить лишь ту совокупность отношений, которая исчерпывает значимые для человеческой жизни отношения, ценностные отношения.

    Таким образом, необходимо специальное выделение блока трудовых отношений, что дает длительное, неуклонное приучение ребенка к физическим и духовным усилиям и основательное обучение его навыкам труда.

    1. Методы формирования ценностного отношения к труду

    Понятие метод (от греч. methodos - путь к чему-либо) означает совокупность приемов и операций практического и теоретического освоения действительности. Метод вооружает человека системой принципов, требований, правил, руководствуясь которыми он может достичь намеченной цели. Владение методом означает для человека знание того, каким образом, в какой последовательности совершать те или иные действия для решения тех или иных задач, и умение применять это знание на практике.[19].

    Метод воспитания – способ совместной деятельности воспитателя и воспитанников, который используется для выработки у них социально ценных качеств и свойств ей.

    Основными методами формирования ценностного отношения к труду являются следующие.

    Целевые прогулки, экскурсии, беседы, чтение детской художественной литературы, рассматривание картин и репродукций, просмотр видеофильмов о профессиях взрослых.

    Дидактические игры, моделирующие структуру трудового процесса и расширяющие представление о мире профессий, их взаимосвязях.

    Изобразительная деятельность и сюжетно-ролевые игры, позволяющие детям отражать в рисунке или игре мир взрослых, а также включать реальные трудовые процессы (шитье кукольной одежды, изготовление мебели) в игровой сюжет.

    Рассматривание предметов, инструментов, материалов («Мир ткани», «Мир дерева и металла») как компонентов трудового процесса, экспериментирование с материалами.

    Обсуждение реальных событий из детской жизни, организация жизненных и игровых ситуаций, позволяющих детям накапливать опыт экономически целесообразного поведения.

    Дежурства, коллективный труд, трудовые поручения в условиях дошкольной образовательной организации.

    Организация детских мини-мастерских и студий для продуктивной досуговой деятельности.

    Оптимальные физические нагрузки при включении детей в реальные трудовые связи благоприятны для эмоционально-положительного настроя и способствуют укреплению физического и психического здоровья. Формирование правильных способов обращения с инструментами, бытовой техникой, имеющейся в каждом доме, обеспечивает возможность достижения целей безопасного поведения.

    Экспериментирование, использование литературных произведений, картин и иллюстраций о трудовой деятельности, широкое использование загадок и обсуждений, побуждающих к размышлению, анализу, обеспечивают развитие познавательных интересов, расширение кругозора, развитие связной диалогической и монологической речи в общении со взрослыми и сверстниками. Ориентация самостоятельной трудовой деятельности на создание творческого продукта – развитие художественного творчества.

    В процессе формирования ценностного отношения к труду велика роль воспитателя.

    Он способствует формированию отчетливого понимания детьми роли труда в жизни современного общества и каждого человека на основе осознания детьми на конкретных примерах, какие потребности людей удовлетворяют разные виды труда.

    Воспитатель развивает умение детей соотносить результаты труда и набор трудовых процессов с названием профессии, устанавливать связи между профессиями и сферами трудовой деятельности, где ярко выражен обмен результатами труда. На конкретных примерах помогает ребенку в осознании важности ответственного отношения к работе каждого человека для благополучия жизни всех людей.

    Создает условия для обогащения игровой деятельности, позволяющей детям моделировать отношения между людьми разных профессий, вступать в игре в типичные взрослые ситуации обмена и потребления, удовлетворяющие желание старших дошкольников стать частью этого мира.

    Проектирует образовательные ситуации, требующие от детей умения самостоятельно использовать систему обследовательских действий (погладить, надавить, понюхать, попробовать на вкус) для знакомства с новым предметом, продуктом питания или материалом. Дети сравнивают предметы разных видов (например, сумка, портфель и рюкзак), вычленяя различия и сходства предметов и материалов, из которых они сделаны; составляют описательный рассказ о предмете, полно отражая в речи его особенности, группируют предметы по существенным признакам.

    Проектирует образовательные ситуации, в которых дети осваивают речь-доказательство для обоснования связи между качеством труда, отношением к трудовой деятельности и использованием современной техники и материалов.

    Дети включаются в житейские ситуации, позволяющие им с помощью взрослого всем вместе трудиться и ценить результаты труда, как своего, так и других.

    Таким образом, методы воспитания являются одним из важнейших компонентов воспитательного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи воспитания, достичь усвоения детьми определенного материала.

    Метод воспитания А. С. Макаренко назвал «прикосновением к личности». В сотрудничестве с воспитанниками таких «инструментов» воспитатель может найти много. Практика воспитания использует, прежде  всего общие методы воспитания. Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными воспитатель не может это не учитывать, поэтому он ищет новые пути, максимально соответствующие конкретным условиям взаимодействия, которые позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиться намеченного результата.

    Глава 2. Совместная деятельность как условие формирования ценностного отношение к труду у детей старшего дошкольного возраста

    2.1. Сущность совместной деятельности

    Труд является объектом изучения многих наук: философии, социологии, педагогики, психологии и др. и понимается как: 

    • «целенаправленная деятельность человека, в процессе которой он при помощи орудий труда воздействует на природу и использует ее в целях создания предметов, необходимых для удовлетворения своих потребностей» [Философский энциклопедический словарь];
    • основная форма человеческой жизнедеятельности, условие существования человека;
    • целесообразная, сознательная деятельность человека, направленная на удовлетворение потребностей индивида и общества.

    В различных толкованиях труда можно выделить внутреннюю (личностную) и внешнюю (общественную) его составляющие. И то и другое предполагает как саму деятельность, так и отношение к этой деятельности самого человека или других людей.

    В.Я. Ляудис под совместной деятельностью подразумевает акты обмена действиями, операциями, а также вербальными и невербальными сигналами этих действий и операций между взрослым и ребенком и между самими детьми в процессе формирования деятельности. Эти акты связаны как с содержанием самой деятельности, так и с процедурами взаимодействия между участниками обучения. Акты обмена действиями перестраиваются и изменяются в объективной логике становления внутренних регуляторов усваиваемой деятельности и направлены на построение механизмов самоуправления способами предметной деятельности, личностными позициями и нормами общения и взаимодействия между участниками процесса обучения.

    Существуют дополнительные условия, способствующие превращению группы индивидов в успешного субъекта совместной деятельности. Такими условиями могут являться: специфические особенности самого материала, который используется в «общей» задаче; индивидуальные особенности участников; социально-психологические характеристики группы; разделение функций, ролей, действий и операций.

    Так, В.Я. Ляудис выделяет следующие составляющие совместной деятельности: общие цели, мотивы, действия и результаты.

    Общая цель – центральный компонент ее структуры, понимаемый как идеально представленный результат, к которому стремится общность индивидов. Общая цель может распадаться на более частные и конкретные задачи, поэтапное решение которых приближает участников к цели. Наличие цели требует вполне определенной системы действий по ее достижению. Важно научить детей самостоятельно принимать и осознавать цель, предусматривать пути ее осуществления, то есть вывести взаимодействие на рациональный уровень.

    Общий мотив побуждает общность индивидов к сотрудничеству (т.е. непосредственная побудительная сила). Мотивы в значительно большей степени переживаются, чем осознаются детьми, хотя процесс осознания дошкольником своего поведения идет достаточно интенсивно в конце дошкольного периода детства и выступает в качестве одного из важнейших психических новообразований. Можно сказать, эмоции детей раскрывают их мотивы в стремлении участвовать во взаимодействии со сверстниками, желании или нежелании принять мотивы действий партнеров, переживании успеха или не успеха собственных действий, переживании удач или неудач взаимодействия с партнером, эмоциональной оценке результата, общем эмоциональном фоне взаимодействия, эмоциональном отношении к партнеру. Необходимо отметить, что совместная деятельность создает лучшую мотивацию, чем индивидуальная. Групповая форма «втягивает» в активную работу даже пассивных, слабо мотивированных детей, так как они не могут отказаться выполнять свою часть работы, не подвергнувшись обструкции со стороны товарищей. Кроме того, подсознательно возникает установка на соревнование, желание быть не хуже других. Общая направленность ребенка на взаимодействие со сверстником постепенно перерастает в осознанное стремление вместе с другими работать хорошо и быстро, т.е. наиболее адекватным способом сделать дело, получить нужный всем результат. Возникает стремление осознавать, анализировать способы, формы своего сотрудничества и взаимоотношений со взрослым и товарищами, постоянно совершенствовать эти формы.

    Следующий компонент совместной деятельности – совместные действия, т.е. такие элементы, которые направлены на выполнение текущих (оперативных и достаточно простых) задач. К ним можно отнести операции по осознанию цели совместной деятельности, систему индивидуальных действий, систему действий по согласованию индивидуальных операций, коррекцию действий участниками взаимодействия действия по совмещению мотивов, участвующих в социальном контакте детей, действия сравнения результата с предполагаемым.

    Общий результат, полученный участниками, завершает структуру совместной деятельности. Результатом является – развитие группы, индивидуальное развитие.

    Таким образом, для осуществления сотрудничества необходимо взаимное согласование участников на уровне целей, планирования, регуляции и достижении общего результата деятельности. Это требует распределения выполняемых функций между участниками взаимодействия и предполагает возникновение связей их друг с другом.

    Первоосновы совместной деятельности складываются в период дошкольного детства и, прежде всего, на ступени старшего дошкольного возраста, когда во взаимоотношениях детей начинает активно формироваться коммуникативная и социальная компетентность, а взаимодействие ребенка со сверстниками и взрослыми приобретает особые черты. Общение и стремление к совместным действиям со сверстником становятся одной из важнейших социогенных потребностей ребенка старшего дошкольного возраста. Наиболее важной стороной является равенство субъектов взаимодействия в процессе общения. Процесс общения и совместной деятельности в известном смысле моделирует субъект-субъектный тип социального взаимодействия и что, самое важное, осознается каждым из его участников как взаимодействие "на равных".

    Старший дошкольный возраст связан с достижением ребенком определенного уровня социально-личностного развития, его формирования как члена общества, что является значимым фактором для возможности развития детского сотрудничества. Старший дошкольный возраст - это период, когда ребенок способен к достаточно сложным самостоятельным контактам со взрослыми и сверстниками. В это время продолжается активное формирование социального мышления, чувств и поведения. Старший дошкольный возраст является благоприятным для освоения ребенком социально-ценных моделей взаимодействия со взрослым и сверстниками и для развития совместной деятельности. Это обусловлено, с одной стороны, сохраняющейся у детей высокой восприимчивостью к социальным воздействиям, а с другой – развитием элементов произвольности, самопознания, «внутренних этических инстанций», возникновением иерархии мотивов, развивающейся потребностью к обобщению переживаний, что в целом способствует достижению определенного уровня самостоятельности и активности во взаимоотношениях.

    В совместной деятельности, объединенной дружескими отношениями, перспективами будущих совместных дел и переживаний, у детей формируются чувство психологической защищенности, душевного комфорта, что, в свою очередь, способствует проявлению творческой инициативы и вклада каждого в коллективную жизнь. Такой коллектив вызывает у детей чувство гордости и радости общих достижений, именно о нем часто вспоминают с большой теплотой его бывшие участники. В этом возрасте у детей происходит дальнейшее развитие саморегуляции поведения в соответствии с нормами и правилами. Дети все больше ориентируются на них и на свои этические представления. Поэтому их поведение становится менее зависимым от отношения к людям, и от собственных желаний и интересов.

    Таким образом, можно сделать вывод, что все виды деятельности детей влияют на их взаимоотношения. Чем чаще они участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения. В совместной деятельности проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя, то новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.

    2.2. Анализ специфики совместной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста

    На основе исследований Е. А. Климова В. И. Тютюнник рассмотрел трудовую деятельность детей дошкольного возраста и определил что доступным и посильным для дошкольников видом производительного труда (в условиях общественного воспитания) является дежурство по столовой, по уголку природы, помощь педагогам при подготовке к занятиям. Дети получают представления о способах распределения коллективной работы по типу общего (объединение результатов детского труда в единый) и совместного выполнения трудового процесса, когда предмет труда переходит от одного участника труда к другому для выполнения действий.

    Представления о ручном труде и конструировании, создание поделок из бумаги, ткани, дерева, природного материала и конструкторов, простейшие способы конструирования из «бросового» материала, изготовление игрушек в технике оригами. Экономное расходование материала, бережное обращение с инструментами, поддержание порядка на рабочем месте, в ящиках столов, шкафах и на стеллажах, в коробках, где хранятся бумага, картон, разные виды тканей, природный и «бросовый» материал и инструменты.

    Хозяйственная помощь детей в семье: совместно с взрослыми мыть посуду, самостоятельно стирать вещи небольшого размера, поливать растения, кормить домашних животных, участвовать в совместном с взрослыми приготовлении пищи и уборке квартиры.

    Признаки поведения детей при труде:

    1. ребенок спокойно взаимодействует со взрослым;
    2. обращается с просьбой: «Я хочу...», «Я буду...»;
    3. берет фартук, начинает надевать;
    4. отнимает фартук у другого ребенка; отмечает флажком свою картинку на «Доске дежурных»; плачет, оказавшись лишним;
    5. просит: «Можно, я завтра буду дежурить».

    Признаки поведения взрослого:

    1. лицо обращено к детям в процессе работы;
    2. оказание помощи детям в затруднительных ситуациях;
    3. обучение детей способам действия с приборами;
    4. объяснение необходимости доведения работы до конца;
    5. коррекция ошибок детей;
    6. объяснение детям значения их работы для других, а также общественного значения труда;
    7. эмоциональная поддержка усилий детей на протяжении всего дежурства: детей благодарят за помощь, хвалят за старание, обращают внимание других детей на результат работы дежурных и побуждают их оценить усилия своих товарищей.

    В своих исследованиях В. И. Тютюнник обосновывает важное психологическое новообразование у детей дошкольного возраста – потребность в труде.[18].

    В структуре этого новообразования он выделяет компоненты:

    1. стремление ребенка к самостоятельному осуществлению труда, имеющего значение для других людей;
    2. осознание ребенком позиции других людей по отношению к этому стремлению.

    Различают четыре основных вида детского труда: самообслуживание, хозяйственно-бытовой труд, труд в природе и ручной труд.

    • Самообслуживание (труд, направленный на удовлетворение повседневных личных потребностей);
    • Хозяйственно-бытовой труд (уборка групповой комнаты, участка);
    • Труд в природе (уход за растениями и животными в уголке природы, в цветнике,  в огороде, в саду);
    • Ручной труд (работа с бумагой, тканью, природным материалом, бросовым материалом и др.).

    Приступая к составлению конспекта, следует продумать использование всех видов и форм. (Так как ручной труд применяется со  старшей группы и требует большой подготовки, то его следует планировать во второй половине дня). [17].

    Педагогические требования к труду:

    Организация разнообразного по содержанию труда.

    Формирование практических навыков и умений в единстве со знаниями.

    Осознанность труда, что предполагает раскрытие перед ребенком его цели, результатов, способов достижения.

    Трудовая деятельность систематически усложняется.

    Трудовая деятельность должна быть регулярной.

    Гигиенические требования к труду:

    Труд должен быть посильным.

    Продолжительность труда: старшая – 10-25 минут; подготовительная – 15-30 минут.

    Необходимо обеспечение правильной позы детей в труде и чередование видов труда.

    Орудия труда должны соответствовать гигиеническим требованиям и правилам охраны жизни и здоровья детей.

    Инвентарь должен быть не игрушечным, а настоящим.

    Работать утром или вечером, а не в жаркие часы дня.

    Категорически запрещается давать детям для работы то, что может создать малейшую опасность получения травм или оказывать неблагоприятное влияние на их здоровье или физическое развитие.

    Оборудование для труда детей необходимо для того, чтобы правильно организовать деятельность детей во все сезоны. Предметы для труда должны быть удобны для детей, иметь привлекательный вид, изготовляться из легкого, достаточно прочного материала.

    Все вышеперечисленное позволяет сделать выводы о том, что:

    • труд – это сложный вид деятельности, в полной мере доступный взрослому человеку, потребность в котором начинает закладываться в детстве;
    • вследствие выполнения поручений и обязанностей у ребенка начинает появляться предвосхищение результатов деятельности, что говорит о том, что именно в этом возрасте начинают закладываться основы элементарной трудовой деятельности;
    • своеобразие труда у детей состоит в том, что он тесно связан с игрой и изобразительной деятельностью (изготовлением поделок). Многократное повторение действий взрослого в игровых ситуациях и изготовлении поделок приводят к тому, что у ребенка происходит сознание обязательности достижения результата деятельности;
    • у ребенка недостаточно знаний о труде и предметах труда, и только начинают складываться элементарные трудовые умения, которые он закрепляет в игровой деятельности. Расширение знаний детей о различных профессиях, трудовых действиях, предметах труда могут обогащать игровую деятельность;
    • эмоциональное отношение к трудовой деятельности в период дошкольного возраста ярко выражено, но неустойчиво и в полной мере зависит от отношения к труду взрослого человека;
    • как сама трудовая деятельность, так и ценностное отношение к ней закладываются в совместной деятельности взрослого и ребенка, в которой взрослый служит примером, а трудовые действия ребенка подражательны.

    Более подробно остановимся на имеющихся у дошкольников знаниях о трудовой деятельности. При изучении данного вопроса выделяются мотивационный, личностный, деятельностный и когнитивный компоненты. В контексте проблемы умственного развития дошкольников и формирования у них системных знаний проведены многие исследования по вопросам развития и формирования представлений детей о труде взрослых.

    Такие знания обеспечивают понимание задач общества, места каждого человека в решении этих задач, понимание значения труда в жизни общества и каждого человека. Это обусловливает развитие социальной перцепции, интереса к трудовой деятельности людей, отношения к труду, результатам труда уже в дошкольном возрасте. Знания о труде, отношениях к нему, мотивах, направленности труда, отраженные в образах, начинают регулировать поступки людей, перестраивать их мотивы и отношения к собственному труду, к труду взрослых, предметам, созданным людьми. Отсюда знания о труде взрослых должны занимать одно из ведущих мест в образовательной работе детского сада.

    Показатели компонентов ценностного отношения к труду и его результатам у детей старшего дошкольного возраста

    Мотивационный

    компонент

    Личностный

    компонент

    Деятельностный

    компонент

    Когнитивный

    компонент

    - интересуется трудовой деятельностью взрослых;

    - проявляет интерес к труду и готовность достигать результаты;

    - получает удовольствие от успешного хода работы и достигнутого результата

    - самостоятельность, - инициативность,

    целеустремленность, - уверенность в собственных силах,

    - бережливость

    - выполняет обобщенные трудовые действия в индивидуальном и коллективном труде и игре, имитирующие труд взрослых (планирование труда в соответствии с целью, подготовка рабочего места, соблюдение последовательности

    действий);

    - бережно относится к предметам, орудиям и результатам труда детей и взрослых;

    - самостоятельно переносит знания в новую игровую ситуацию

    - знания различных профессий людей;

    - знания об инструментах и их использовании

    в различных профессиях;

    - знания о результатах трудовой деятельности людей различных профессий

    Исследователями в области трудового воспитания дошкольников было установлено, что от уровня знаний о труде зависит и интерес к труду, и развитие познавательной деятельности, и умение практически выполнять доступные трудовые процессы (повышение уровня знаний сопровождается активизацией интереса к выполнению трудовых процессов).

    При отсутствии продуманного педагогического руководства развитием детей уровень знаний о труде взрослых даже у шестилеток может оставаться не выше, чем на первом уровне, тогда как при научно обоснованном построении педагогической работы трехлетки превосходят первый уровень, четырехлетки достигают второго, пятилетние дети превосходят третий уровень, а шестилетние вплотную приближаются к четвертому.

    Таким образом, доступность знаний о труде взрослых, которые ребенок может самостоятельно получить через разнообразные источники информации (интернет, комиксы, мультфильмы, др.), сама по себе не может сформировать элементарные трудовые умения или ценностное отношение к труду. Для результативной работы в этом направлении необходима целенаправленная деятельность взрослого (педагога). Это предположение подтверждает опыт Л. А. Мишариной. Она проводила эксперимент с разновозрастными группами детей и установила, что дети, в образовательный процесс с которыми включали разнообразные формы и методы по ознакомлению с трудом взрослых, начиная с двухлетнего возраста научились отделять трудовые процессы от нетрудовых, а у трех - и четырехлетних ошибок смешения трудовых и нетрудовых процессов не было совсем.[14].

    Эффект психического развития детей в результате проведенной работы выразился также во многом другом – дети, в частности, стали более дифференцированно воспринимать социальную действительность, возросло умение не терять цель наблюдения, выделять многие тонкости трудового процесса и его вещественного оснащения, изменился характер речи детей (обогатился словарный запас, суждения о труде стали более содержательными и связными).

    В то же время дошкольники, лишенные продуманного и систематического педагогического руководства зачастую не понимали вопроса «Кем работает?», не различали сходные профессии, соотносили профессию только с отдельным конкретным человеком,

    В последнее время можно увидеть детей, которые производят удручающее впечатление из-за неуважительного отношения к выполняющим свои обязанности взрослым: «Ну и что, что натоптала – вам за уборку деньги платят», «Сами уберете, я вам не служанка» и др. Такое отношение показывает не только неуважение к труду другого человека, но и неуважительное отношение к человеку, выполняющему какую-либо работу.

    Многие педагоги и родители отмечают, что современные дети не представляют себе содержание труда людей многих профессий. Представления о трудовой деятельности у них настолько узко, что затрудняет организацию ролевой игры. Они имитируют действия взрослого до старшего дошкольного возраста, не видоизменяя какие-либо действия, например в игре «поликлиника» врач слушает «больного», выписывает рецепт, делает укол.

    Все вышесказанное, подтверждает, что «самоопределение» ребенка дошкольника как потенциального субъекта труда и – в отдаленном будущем – профессионала – это «нежный цветок», требующий систематического, в свою очередь, профессионального «ухода», основанного на высокой психолого-педагогической компетентности и ответственности педагога и родителя.

    Наиболее типичной проблемой, связанной с формированием у детей положительного отношения к труду и его результатам, является негативная позиция взрослых по отношению к стараниям детей, которая выражается в следующих высказываниях: «У меня не хватает терпения смотреть, как они долго возятся!», «Я сама сделаю лучше и быстрее», «Они ничего не хотят». В этих наиболее типичных высказываниях отражена проблема, как в организации элементарной трудовой деятельности детей, так и в мотивации детей к ней.

    Воспитатель детского сада – главная, фигура педагогического процесса, в том числе и формирования ценностного отношения к труду. Владея методикой трудового воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков и необходимых представлений о труде и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

    Какие бы формы ни принимала совместная деятельность взрослых и дошкольников, наибольшее значение в ней имеет отношение воспитателя к объекту деятельности, которое проявляется в его заинтересованном рассказе, эмоциональных реакциях, оценках, объяснениях и правильных действиях. Взрослый своим поведением создает образец, демонстрирует необходимость и значимость всего того, что совершается на глазах у детей.

    Таким образом, участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки, приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения.

    Совместная деятельность оказывает влияние на положительные отношения между детьми в дошкольной группе. Совместная деятельность предполагает самостоятельную организованность детей для выполнения общего действия, определение каждым ребенком своего места в группе работающих. В  труде со сверстниками дети учатся сообща творчески и произвольно управлять своим поведением.

    1. Формы совместной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста

    Особое внимание следует уделять воспитанию навыков организации совместной трудовой деятельности.

    Формами организации трудовой деятельности детей дошкольного возраста исследователями определены: поручения (простые и сложные; эпизодические и длительные; коллективные и индивидуальные); дежурства.

    Схема организации совместной трудовой деятельности подразумевает одну главную цель и результат (например, «приведем в порядок группу»), но эта цель реализуется совместной деятельностью отдельных групп детей, у которых в труде своя цель и свой результат. При этом дети понимают, что их конкретная работа не только вливается в общую цель, но и влияет на общий результат труда всех участников.

    В старшей и подготовительной к школе группах систематически организовывается общая трудовая деятельность, объединяющая всех детей группы.

    «Совместную работу детей надо особенно ценить – это зачатки коллективного труда, - говорит Н.К. Крупская. - В коллективном труде развёртываются лучше всего силы ребёнка».

    Чтобы в коллективном труде могли принять участие все дети одновременно, и воспитатель мог осуществлять руководство их работой, необходимо учесть ряд условий:

    • объединять всех детей можно только после того, как они приобретут необходимый опыт работы в небольшом коллективе;
    • определяя содержание общей работы, воспитатель включает в неё только те виды труда, навыками которых дети владеют достаточно хорошо и стремится к тому, чтобы занять всех детей.

    Общие поручения, объединяющие участников в коллектив, со старшей группы становятся ведущей формой организации труда. Они требуют от детей большей самостоятельности при распределении работы, вызывают необходимость совместных действий.

    Содержание труда детей, объединенных совместной деятельностью, как считает П.Г. Саморукова, должно быть заранее продумано педагогом, с тем, чтобы количество самостоятельных операций не превышало трёх - четырёх.

     В этом возрасте значительную роль играют дежурства. Навыки труда у детей, опыт, приобретенный ими при выполнении поручений, позволяют педагогу придавать дежурству характер систематических обязанностей, ставить детей в условиях, когда должно проявляться чувство ответственности перед сверстниками за качество и своевременность выполнения работы. Труд дежурных принимает характер коллективной деятельности.

    Основное внимание воспитателя во время руководства коллективным трудом направляется на координацию работы звеньев, на помощь отдельным детям и какому - либо звену, например, при возникновении спора.[14].

    Педагог должен заранее определить объём работы и равномерно распределить его между звеньями. Поэтому следует отбирать такое содержание коллективного труда, навыками выполнения которого дети владеют в достаточной мере. Определив примерную последовательность в усложнении форм организации труда в разных возрастных группах, нужно раскрыть некоторые вопросы методического руководства детской деятельностью, имеющий коллективный характер.

    Воспитатель, руководя совместным трудом детей, одновременно решает две основные задачи. Он направляет усилия каждого ребенка на достижение общей цели, обращает внимание на затруднение, на своевременное окончание работы, то есть руководит самим процессом трудовой деятельности. В то же время педагог формирует положительные взаимоотношения между детьми, организует взаимопомощь и так далее.

    Итак, при организации труда необходимо учитывать поставленные задачи и пути их решения для выбора правильной формы организации. Однако, любой труд, при соблюдении всех педагогических требований будет воздействовать на чувства и эмоции детей, необходимые для формирования ценностного отношения к труду.

    Можно сделать вывод, что в процессе трудовой деятельности у детей не только закладываются  необходимые трудовые умения и навыки, но и формируется ценностное отношение к труду.

    В организации коллективного труда детей (общего или совместного) выделяются три последовательных этапа: распределение работы между участниками, процесс выполнения задания, обсуждение результатов трудовой деятельности. Каждый из этих этапов имеет свои задачи, решение которых требует своеобразных методов руководства:

    1. Распределение работы между участниками.

    При организации совместной трудовой деятельности, в которой должны принимать участие несколько человек или вся группа, необходимо распределить работу между участниками, объединенными в звено или несколько звеньев. Этот вопрос неизбежно возникает при организации коллективных поручений, когда небольшая группа детей выполняет общее задание, состоящее из разных дел. Важно научить детей считаться с интересами друг друга, самостоятельно разрешать возникающие недоразумения, проявлять активность в обсуждении того или иного вопроса.

    Постепенно меняется характер воздействия педагога. От прямых указаний, непосредственного разрешения возникающих конфликтов он переходит к иным приёмам руководства: контролирует, напоминает, осуждает с детьми результаты их деятельности.

    1. Выполнение задания.

    Выполняя коллективные поручения, дети должны начинать и заканчивать работу одновременно. Но на практике бывает так, что один ребёнок затрудняется в выполнении задания ввиду недостаточных навыков, второй забыл последовательность операций, работа третьего оказалась более трудоёмкой, а четвёртый отстал, так как часто отвлекался. Задача воспитателя так организовать работу, чтобы дети закончили её в одно время. Педагог предлагает помочь ребёнку, который слабо владеет навыками, то объясняет необходимость этой помощи.

    1. Обсуждение результатов трудовой деятельности.

    По окончании работы воспитатель обсуждает итоги. Его задача в том, чтобы на конкретных примерах показать преимущество коллективного труда. При обсуждении итогов коллективного труда воспитатель отличает такие поступки, как стремление помочь товарищу. Воспитатель побуждает детей к активному обсуждению поступков своих товарищей. Наряду обсуждения положительных примеров необходимо привлекать внимание детей к недостаткам, он указывает на них в мягкой, доброжелательной форме, выражая уверенность в том, что дети поняли свои ошибки. Обсуждение занимает не более 8-10 минут, но оно имеет большое воспитательное значение.

    У детей старшего дошкольного возраста необходимо формировать умение не только принять, но и поставить трудовую задачу, представить результат её выполнения, определить последовательность операций, отобрать необходимые инструменты, самостоятельно вести трудовой процесс (при небольшой помощи воспитателя).

    В старшей группе вводятся дежурства детей в уголке природы. Организуя дежурства, воспитатель проводит занятие, на котором знакомит детей с обязанностями дежурных.

    Компоненты труда

    Первый компонент труда – постановка цели и мотивация трудового процесса. Чтобы детям стала ясна необходимость труда, понятны мотивы деятельности взрослых, воспитателем конструируются разнообразные житейские образовательные ситуации, являющиеся естественной частью педагогического процесса детского сада.

    Второй компонент труда – отбор предметов труда осуществляется на глазах детей: воспитатель предлагает помочь няне собрать со столов грязную посуду, снять с вешалки грязные полотенца и пр. Это даёт возможность сделать малышей активными участниками трудового процесса, помощниками взрослого.

    Третий компонент труда – трудовое оборудование. Осуществляя трудовой процесс, взрослый отбирает необходимое для его осуществления оборудование, показывает его детям, называет, а воспитатель обеспечивает хоровое проговаривание, чтобы названия лучше запомнились детям.

    Четвёртый компонент труда – состав и порядок выполнения взрослым трудовых действий.

    Возрастные возможности детей старшего дошкольного возраста позволяют сделать важные шаги к приобщению к миру взрослых. Данный возраст весьма значим для воспитания ценностного отношения к труду сотрудников детского сада и всех, кто заботится о детях.

    Целесообразно объединять в труде детей, разных по характеру: робких и неуверенных в себе – с общительными; трудолюбивых, старательных, требовательных – с ребятами, не проявляющими особого рвения и интереса к труду.

    Большое значение имеет оценка труда детей. При подведении итогов педагог должен быть объективным, учитывать индивидуальные возможности и особенности каждого воспитанника, оценивать не только результаты, но и отношение детей к труду, умение договариваться, работать дружно, помогать друг другу. Если в работе наблюдались недостатки, о них нужно обязательно сказать. При этом, исходя из конкретных обстоятельств и индивидуальных особенностей ребенка.

    Таким образом, каждый процесс труда должен быть четко спланирован и осуществлен в определенной последовательности, что помогает детям быстрее ориентироваться в поставленных задачах и осмысленно их выполнять. При совместной трудовой деятельности каждый ребенок осознает значимость своего труда, у него появляется чувство ответственности за качество своей работы и работы товарищей.

    Глава 3.Опытно поисковая работа по формированию у детей ценностного отношения к труду в процессе совместной деятельности

    3.1. Программа опытно-поисковой работы по формированию у детей ценностного отношения к труду в процессе совместной деятельности

    Тема опытно-поисковой работы: Формирование ценностного отношения к труду через совместную трудовую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

    Исполнитель опытно-поисковой работы: Лепихина Светлана Евгеньевна, студентка 31 ДО группы, заочного отделения.

    Научный руководитель опытно-поисковой работы: Устьянцева Людмила Даниловна, преподаватель педагогических дисциплин

    Актуальность темы: в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования трудовая деятельность рассматривается многоаспектно: как ценность, как средство приобщения к человеческой культуре, средство социализации и формирования личности.

    Однако, как показывает практика, процесс организации трудовой деятельности в детском саду в основном выстраивается на традиционном подходе: организации и руководстве взрослым трудом детей, что может выражаться в подавлении у ребенка стремления к самостоятельности, насильственном включении детей в трудовой процесс, игнорировании их интересов. Это противоречит современным подходам к образованию дошкольников, отраженным в федеральном государственном стандарте дошкольного образования.

    По этому, с внедрением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования в примерной общеобразовательной программе дошкольного образования «От рождения до школы» Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Трудовая деятельность включена в образовательную область «Социально-коммуникативное развитие».

    Основные цели и задачи:

    • Формирование позитивных установок к различным видам труда и творчества, воспитание положительного отношения к труду, желания трудиться.
    • Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирования умения ответственно относиться к порученному заданию (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
    • Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека.

    Содержание психолого-педагогической работы с детьми старшего дошкольного возраста.

    Общественно-полезный труд

    Продолжать формировать трудовые умения и навыки, воспитывать трудолюбие. Приучать детей старательно, аккуратно выполнять поручения, беречь материалы и предметы, убирать их на место после работы.

    Воспитывать желание участвовать в совместной трудовой деятельности наравне со всеми, стремление быть полезными окружающим, радоваться результатам коллективного труда. Развивать умение самостоятельно объединяться для совместной игры и труда, оказывать друг другу помощь.

    Закреплять умение планировать трудовую деятельность, отбирать необходимые материалы, делать несложные заготовки.

    Продолжать учить детей поддерживать порядок в группе и на участке: протирать и мыть игрушки, строительный материал, вместе с воспитателем ремонтировать книги, игрушки (в т. ч. Книги и игрушки воспитанников младших групп детского сада).

    Продолжать учить самостоятельно наводить порядок на участке детского сада: подметать и очищать дорожки от мусора, зимой – от снега, поливать песок в песочнице; украшать участок к праздникам.

    Приучать детей добросовестно выполнять обязанности дежурных по столовой: полностью сервировать столы и вытирать их после еды, подметать пол. Прививать интерес к учебной деятельности и желание учиться в школе.

    Формировать навыки учебной деятельности (умение внимательно слушать воспитателя, действовать по предложенному им плану, а также самостоятельно планировать свои действия, выполнять поставленную задачу, правильно оценивать результаты своей деятельности).

    Труд в природе

    Закреплять умение самостоятельно и ответственно выполнять обязанности дежурного в уголке природы: поливать комнатные растения, рыхлить почву, мыть кормушки, готовить корм для рыб, птиц, морских свинок и т. п.

    Прививать детям интерес к труду в природе, привлекать их к посильному участию: осенью – к уборке овощей с огорода, сбору семян, выкапыванию луковиц, клубней цветов, перекапыванию грядок, пересаживанию цветущих растений из грунта в уголок природы; зимой – к сгребанию снега к стволам деревьев и кустарникам, выращиванию зеленого корма для птиц и животных (обитателей уголка природы, посадке корнеплодов, выращиванию с помощью воспитателя цветов к праздникам; весной – к перекапыванию земли на огороде и в цветнике, к посеву семян (овощей, цветов, высадке рассады; летом – к участию в рыхлении почвы, прополке и окучивании, поливе грядок и клумб.

    Уважение к труду взрослых

    Расширять представления о труде взрослых, о значении их труда для общества. Воспитывать уважение к людям труда. Продолжать знакомить детей с профессиями, связанными со спецификой родного села.

    Развивать интерес к различным профессиям, в частности к профессиям родителей и месту их работы.

    Не смотря на то, что  в программе внимание уделено проблеме совместной трудовой деятельности старших дошкольников, однако формирование ценностного отношения к труду не рассматривается.

    Идея опытно-поисковой работы заключается в том, что формирование ценностного отношения к труду являются действенным средством через совместную трудовую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

    Замысел заключается в том, что совместная трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста будет действенным средством формирования ценностного отношения к труду посредством соблюдения ряда условий:

    • совместная трудовая деятельность будет планироваться, и организовываться с учётом этапов и специфики;
    • будут учтены возрастные особенности детей при подборе содержания, форм, методов и приёмов совместной трудовой деятельности;
    • содержание совместной трудовой деятельности будет соответствовать целевой установке – формированию ценностного отношения к труду;

    Цель исследования – доказать возможности совместной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста в формировании ценностного отношения к труду.

    Объект опытно-поисковой работы: – процесс воспитания ценностного отношения к труду у детей старшего дошкольного  возраста.

    Предмет опытно-поисковой работы: – совместная трудовая деятельность как средство формирования ценностного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста.

    Задачи:

    1. Разработать программу опытно-поисковой работы совместной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста, направленную на формирование ценностного отношения к труду.
    2. Подобрать и обосновать диагностический инструментарий,  позволяющий выявить уровень сформированности ценностного отношения к труду в процессе совместной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста.
    3. Разработать конструкты совместной трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Гипотеза: формирование ценностного отношения к труду будет действенным средством через совместную трудовую деятельность детей старшего дошкольного возраста, если:

    • совместная трудовая деятельность будет планироваться, и организовываться систематически;
    • будут учтены особенности детей при подборе содержания, форм, методов и приёмов совместной трудовой деятельности;
    • содержание совместной трудовой деятельности будет соответствовать целевой установке – формирование ценностного отношения к труду.

    1. Перспективное планирование по формированию у детей ценностного отношения к труду и его результатам в условиях ДОО

    Образовательный процесс, направленный на воспитание позитивных установок у детей дошкольного возраста к различным видам труда и творчества будет успешен при создании организационных и психолого-педагогических условий  и должен строиться с учетом следующих принципов:

    • принципа поддержки инициативы детей в различных видах деятельности;
    • принципа содействия и сотрудничества детей и взрослых, признания ребёнка полноценным участником образовательных отношений;
    • принципа построения образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка;
    • принципа полноценного проживания ребенком всех этапов детства, обогащения (амплификации) детского развития;
    • принципа формирования познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности;
    • принципа возрастной адекватности дошкольного образования (соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития);
    • принципа развивающего образования (системности и последовательности);
    • принципа новизны (использование новейших информационных технологий);
    • принципа интеграции (взаимопроникновение разделов программы и видов деятельности друг в друга, взаимное совмещение различных задач и образовательных технологий).

    Перспективное планирование должно соответствовать определённым педагогическим требованиям:

    • обеспечение единства целей, задач, содержания, методов и организационных форм воспитательно-образовательного процесса;
    • разумное сочетание различных методов и форм работы;
    • соответствие содержания возрасту и индивидуальным особенностям детей;
    • реальность плана, его систематичность и последовательность;
    • согласованность плана воспитателя с планом работы всего дошкольного учреждения.

    Перспективное планирование составляется для того, чтобы значительно уменьшить долю неопределенности в развитии трудового воспитания и обеспечить преемственность сегодняшних и завтрашних действий, которое  предусматривает:

    • взаимосвязь основных видов деятельности детей;
    • реализацию принципов последовательности и систематичности в решении воспитательных и образовательных задач;
    • систему индивидуальной работы с конкретными детьми – непосредственно после проведенного труда.

    Таким образом, перспективное планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольном учреждении подразумевает разработку системы предстоящей деятельности, процедуру формирования целей и задач деятельности. Кроме этого, перспективное планирование в детском саду представляет собой динамический процесс, который нуждается в постоянной корректировке в связи с конкретными результатами.

    1. Диагностика сформированности ценностного отношения к труду и его результатам у детей старшего дошкольного возраста

    Чтобы наиболее целесообразно наметить основные направления своей педагогической деятельности при организации труда детей, воспитатель должен хорошо представлять себе уровень развития трудовой деятельности каждого ребенка и группы воспитанников в целом.

    Диагностика ценностного отношения к труду и его результатам у детей старшего дошкольного возраста содержит показатели ценностно-мотивационного, личностного, деятельностного и когнитивного компонентов.

    Диагностика может проводиться только с разрешения родителей (законных представителей). Ее результаты могут использоваться только педагогами детского сада в целях повышения качества педагогической работы по сохранению и укреплению здоровья детей раннего возраста и для совместного с родителями (законными представителями) поиска решения проблем развития у детей элементарной трудовой деятельности и формирования ценностного отношения к труду и его результатам.

    Протокол диагностики заполняется воспитателями совместно с педагогом-психологом на основе наблюдения за ребенком, в различных ситуациях в течение дня. Обсуждение сравнительных результатов достижений детей с родителями недопустимо. (Приложения)

    Диагностики

    Методика диагностики

    Цель диагностики

    Диагностические показатели

    Обработка результатов

    Форма проведения

    Наблюдения

    Диагностика трудовой деятельности

    Изучение сформированности умений трудовой деятельности

    Развитие трудовой деятельности. Воспитание ценностного отношения к собственному труду, труду других людей и его результатам. Формирование первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека

    Оценка уровня:

    «высокий» уровень - все компоненты интегративного качества отмечены знаком «+»;

    «средний» уровень  - большинство компонентов отмечены знаком «+»;

    «низкий» уровень - большинство компонентов отмечены знаком

    « - ».

    Индивидуальная

    Наблюдения

    Диагностика сформированности ценностного отношения к труду и его результатам у детей старшего дошкольного возраста

    Выявление сформированности ценностного отношения к труду.

    Проявляет интерес: к трудовой деятельности взрослых; к труду и готов достигать результаты; к элементарной трудовой деятельности  и получает удовольствие от успешного хода работы и достигнутого результата. Проявляет: самостоятельность; инициативность; целеустремленность; уверенность в собственных силах, бережливость. Владеет умениями: планирует трудовые операции в соответствии с целью, подготавливает рабочее  место, соблюдает последовательность  действий; бережно относится к предметам, орудиям  и результатам труда детей и взрослых; самостоятельно переносит знания в новую игровую ситуацию.

    Знает: о различных профессиях людей; об инструментах и их использовании  в различных профессиях; о результатах трудовой деятельности  людей различных профессий.

    0 баллов – показатели не сформированы,

    1 балл – показатели сформированы частично,

    2 балла – показатели сформированы полностью.

    Индивидуальная

    Таким образом, выбранные методы и методики диагностики соответствуют предъявленным  требованиям и позволяют выявить уровень сформированности ценностного отношения к труду и умений трудовой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

    Изученные аспекты по теоретической части выделяют следующие критерии оценки трудовых умений:

    • низкий – Н – ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, но трудовые действия поспешные, некачественные. В коллективном труде предпочитает «труд рядом».  
    • средний – С – ребёнок охотно принимает и включается в трудовую деятельность, проявляет старательность в выполнении трудовых действий. Охотно включается в коллективные формы трудовой деятельности, но выполняет роль помощника.
    • высокий – В – ребёнку нравится трудиться. Все действия выполняет умело, качественно. Выступает в роли организатора в коллективных формах детской трудовой деятельности; доброжелательно распределяет работу, взаимодействует с другими детьми.

    Практической части курсового исследования будут значимы методистам и  педагогам дошкольных образовательных организаций и студентам учебных заведений осваивающим специальность дошкольное образование.

    ЗАКЛЮЧЕНИЕ

    Рассматривая тему «Совместная трудовая деятельность детей старшего дошкольного возраста, как средство формирования ценностного отношения к труду», можно сделать следующие выводы.

    Анализ  подходов различных ученых и педагогов к понятию «ценностное отношение к труду» показал, что в психолого-педагогической литературе  этому вопросу уделено большое внимание. Сейчас в Концепции непрерывного образования, где  рассматривается дошкольный возраст как базовая ступень формирования личностных качеств, определяется сущность нового подхода к дошкольному воспитанию, основанному на принципах вариативного содержания, педагогики развития, познания дошкольником мира через интересующие его виды деятельности. Разработан механизм, регулирующий качество дошкольного воспитания, государственный стандарт (ФГОС ДО).

    Трудовое воспитание является необходимым, важнейшим условием успешной подготовки детей к обучению в школе. Дети, воспитанные с ранних лет в труде, отличаются в школе самостоятельностью, организованностью, активностью, опрятностью, умением себя обслужить.

    Трудолюбие дошкольников органично связано с другими качествами личности. Так, интерес к деятельности взрослых, отношение между детьми и взрослыми, бережное отношение к продуктам труда есть не что иное, как гуманизм; осознанное выполнение своих обязанностей – ответственность; сотрудничество взрослых и детей – коллективизм; умение доводить дело до конца отражает степень сформированности старательности, настойчивости, целеустремленности. Следовательно, трудолюбие является качеством, которое отражает развитие личности в целом.

     В вариативной части программы необходимо специальное выделение блока трудовых отношений, что дает длительное, неуклонное приучение ребенка к физическим и духовным усилиям и основательное обучение его навыкам труда.

    Воспитатель детского сада – главная, фигура педагогического процесса, в том числе и формирования ценностного отношения к труду. Владея методикой трудового воспитания, он организует деятельность детей так, чтобы она была содержательной, эмоционально насыщенной, способствовала формированию практических навыков, необходимых представлений о труде и постепенно «переходила» в самостоятельное поведение детей. Ведущей в этом процессе должна стать совместная деятельность взрослого и ребенка.

    Метод воспитания А. С. Макаренко назвал «прикосновением к личности" В сотрудничестве с воспитанниками «инструментов» воспитания педагог может найти много. Практика воспитания использует, прежде всего, общие методы воспитания. Однако во многих случаях общие методы воспитания могут оказаться малоэффективными. Воспитатель не может это не учитывать. Поэтому он ищет новые пути, максимально соответствующие конкретным условиям взаимодействия, которые позволяют быстрее и с меньшими усилиями добиться намеченного результата.

    Таким образом, методы воспитания ценностного отношения к труду детей старшего дошкольного возраста являются одним из важнейших компонентов воспитательного процесса. Без соответствующих методов деятельности невозможно реализовать цели и задачи воспитания ценностного отношения к труду, достичь усвоения детьми определенного материала.

    При рассмотрении вопроса о совместной деятельности следует вывод, что чем чаще дети старшего дошкольного возраста участвуют в совместной деятельности, тем лучше и прочнее их взаимоотношения. В совместной деятельности проявляется процесс взаимного обогащения, развития его участников. Каждый член коллектива, с одной стороны, привносит в коллектив свой индивидуальный опыт, способности, интересы, с другой стороны, активно впитывает в себя то, новое, что несут другие. В результате происходит расширение внутреннего мира каждого ребенка посредством приобщения к тому, что составляет проявление внутреннего мира других членов коллектива.

    Участвуя в совместной деятельности, ребенок учится уступать желаниям сверстников или убеждать их в своей правоте, прилагать усилия для достижения общего результата. К старшему дошкольному возрасту в совместной деятельности дети уже осваивают следующие формы сотрудничества: чередуют и согласовывают действия; совместно выполняют одну операцию; контролируют действия партнера, исправляют его ошибки; помогают партнеру, выполняют часть его работы; принимают замечания партнера, исправляют свои ошибки, приобретают опыт руководства другими детьми, опыт подчинения.

    Совместная деятельность оказывает влияние на положительные отношения между детьми в дошкольной группе. Она предполагает самостоятельную организованность детей для выполнения общего действия, определение каждым ребенком своего места в группе работающих. В труде со сверстниками дети учатся сообща творчески и произвольно управлять своим поведением.

    Процесс труда должен быть четко спланирован и осуществлен в определенной последовательности, что помогает детям быстрее ориентироваться в поставленных задачах и осмысленно их выполнять. При совместной трудовой деятельности каждый ребенок осознает значимость своего труда, у него появляется чувство ответственности за качество своей работы и работы товарищей.

    Практическая часть работы показала, что систематическая работа по формированию ценностного отношения к труду детей дошкольного возраста ведётся недостаточно, не в полной мере используются трудовые формы работы со старшими дошкольниками.

    В плане развития методики по формированию ценностного отношения к труду  детей 5-7 лет при помощи трудовых форм, переработаны известные методические аспекты и адаптированы для детей старшего дошкольного возраста в конкретных условиях детского учреждения. Трудовые и ценностные знания и навыки в воспитательно-образовательной работе дети получают как на занятиях, так и в процессе комплексного использования разных форм труда (трудовые поручения, дежурства, коллективный труд).

    Всестороннее воспитание детей старшего дошкольного возраста включает в себя и воспитание ценностного отношения к труду. Эффективным средством формирования ценностного отношения к труду является совместная трудовая деятельность, которая обеспечивает возможность переноса ребенком осваиваемых представлений о труде как социальном явлении и приобретаемого в совместной трудовой деятельности жизненного опыта на становление общей картины современного мира, способности выстраивать отношения с людьми, решать жизненные проблемы, делать осознанный нравственный выбор.

     


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

    Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

    ВКР: Художественная литература как средство формирования образной речи детей старшего дошкольного возраста

    Экспериментальное обучение по теме выпускной квалификационной работы "Художественная литература как средство формирования образной речи детей старшего дошколь...

    Счетная вычислительная деятельность, направленная на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста(5-6лет)

    ВведениеДошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается  фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в...

    Ручной труд как средство социализации детей старшего дошкольного возраста.

    Ручной труд как средство социализации детей старшего дошкольного возраста....

    Использование конструирования для формирования эмоционально-положительного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста

    Методическое пособие "Использование конструирования для формирования эмоционально-положительного отношения к природе детей старшего дошкольного возраста" предназначено в помощь обучающимся п...

    Парциальная образовательная программа формирования экологических представлений детей старшего дошкольного возраста «Мы - частичка природы» вторая часть, формируемая участниками образовательных отношений

    В пособии представлены разнообразные материалы по экологическому воспитанию: парциальная программа, экологические праздники, экологические проекты....