Главные вкладки

    Консультация на тему:
    Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

    Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл doklad_modelirovanie.docx21.36 КБ

    Предварительный просмотр:

    Консультация по развитию речи старших дошкольников на тему: «Моделирование, как средство совешенствования связной речи в старшем дошкольном возрасте».

    Борзова Виктория Вениаминовна

    Консультация по развитию речи старших дошкольников на тему: «Моделирование, как средство совершенствования связной речи в старшем дошкольном возрасте».

    Речь – величайшее богатство, данное человеку.  Говорить – это значит владеть определённым запасом слов, активно пользоваться ими, уметь строить высказывание, формулировать свою мысль, понимать речь окружающих.  

    В старшем дошкольном возрасте речь детей интенсивно развивается. Она служит им источником знаний об окружающем мире, средством общения с окружающими. В связи с этим большое значение приобретает умение детей пользоваться связной речью.                                                                                                  

    Задача педагога – познакомить дошкольников с простыми приёмами запоминания, научить их фантазировать, придумывать и пересказывать, составлять рассказ, соблюдая структуру и используя разнообразные способы связи между предложениями.

    Одно из успешных и эффективных средств развития связной речи – моделирование. По сути своей оно представляет собой применение знаковой символики при заучивании стихотворений, работу со схемами-планами при пересказывании текстов, использование схем для описания предметов и явлений, сочинение сказок и создание к ним иллюстраций на основе графической знаковой символики.

    Целесообразность использования метода моделирования при формировании связной речи очевидна, так как мыслительная деятельность в дошкольном возрасте находится ещё в стадии становления и преобладающим видом мышления является наглядно-образное.

    Учёными выделяются два основных фактора, которые помогают процессу развития связной речи у детей. Первый, по мнению С.Л.Рубинштейна, Л.В.Эльконина - это наглядность. Второй, по мнению Л.С.Выгодского, - создание внутреннего плана высказывания.

    В качестве основного показателя связности речи выделяют умение детей структурно выстраивать текст и использовать различные способы связей между фразами и частями высказываний, умение видеть структуру текста, его основные части, их взаимосвязь.

    Приём наглядного моделирования в старшем дошкольном возрасте используется в работе над всеми видами связного монологического высказывания:

    - пересказ;

    - составление рассказов по картине и серии картин;

    - описательный рассказ;

    - творческий рассказ;

    Метод наглядного моделирования способствует:

    — усвоению принципа замещения (умения обозначать персонажей и атрибуты художественного произведения заместителями), передачи события при помощи заместителей;

    — овладению умением выделять значимые для развития сюжета фрагменты картины, определять взаимосвязь между ними и объединять их в один сюжет;

    — формированию умения создавать особый замысел и разворачивать его в полный рассказ с различными деталями и событиями;

    —  обучению составлять рассказы-описания по картине.

    Работа с графическими схемами и наглядными моделями проводилась ещё со средней группы: при обыгрывании художественных произведений, при пересказе текстов детям предлагались схематические изображения основных событий и персонажей.

    В старшей группе работа по использованию графических схем и моделей ведётся по этапам:

    1.Ознакомление с моделями:

    - наглядно-предметная модель;

    - предметно-схематическая;

    - схематическая;

    2. Умение осознавать художественный образ;

    3.Формирование представлений о структуре текста (обучение «чтению   моделей»);

    4. Самостоятельное        составление рассказов с опорой на модель.

    В ходе использования приёма наглядного моделирования дети знакомятся с графическим способом представления информации - моделью.

    В качестве моделей используются:

    - геометрические фигуры;

    - силуэты, контуры предметов;

    - условные обозначения действий;

    Наглядная модель высказывания выступает в роли плана, обеспечивающего связность и последовательность рассказов ребёнка.

    Работа по развитию навыка пересказа строится таким образом:

    1. обучение детей умению выделять основные персонажи и обозначать их графическими заместителями.
    2. формирование умения передавать события при помощи схем – заместителей.
    3. развитие умения передавать последовательность эпизодов, правильно располагая схемы - заместители.

    Составление рассказов по картине и серии картин требует от детей: умение выделять основные действующие объекты, проследить их взаимосвязь, додумать причины возникновения событий, умение объединить фрагменты в единый сюжет. В качестве модельных схем можно использовать картинки - фрагменты, силуэтные изображения значимых объектов картины.

    Предварительное составление схем описания оказывает большую помощь в развитии умений составлять описательные рассказы о предметах.

    Основу описательного рассказа составляют конкретные знания ребёнка о предмете. Элементами модели рассказа являются качественные и внешние характеристики объекта:

    • величина
    • цвет
    • форма
    • детали
    • материал
    • как используются
    • чем нравится и т.д.

    При составлении описательного рассказа детям предлагаются карточки с фрагментами картинки по которым они составляют предложения. Затем выставляется большая картинка, дети находят на ней свои фрагменты. Предваряя появление картинно-графического плана, проводится беседа по содержанию картины, по ходу беседы выставляются опорные карточки-символы и фрагменты картины. Таким образом, составляя свой рассказ, дети комбинируют в рассказе свои знания и изображенные на картине действия.

    Наиболее сложным для детей являются творческие рассказы. Но и здесь наглядные модели оказывают незаменимую помощь.

    Ребенку предлагают модель рассказа, а он должен элементы модели наделить своими качествами, составить связное высказывание. Последовательность работы по обучению творческому рассказыванию такая:

    1. ребенку дается персонаж и предлагается придумать ситуацию, которая могла бы с ним произойти.
    2. конкретные персонажи заменяются силуэтными изображениями, что позволяет ребенку проявить творчество в продумывании их характера, внешнего вида.
    3. ребенку просто задается тема рассказа.
    4. ребенок сам выбирает тему и героев своего рассказа.

    Использование наглядных схем при пересказе и составлении описательных рассказов заметно облегчает дошкольникам овладение связной речью. Наличие зрительного плана делает рассказы четкими, связными и последовательными. Наглядно-пространственные модели помогают ребёнку определять главные структурные компоненты сказки при пересказах. Таким образом, усвоение дошкольниками различных форм символизации и приемов наглядного моделирования помогают ребенку выражать свою объективную позицию по отношению к действительности, служат основанием для последующего развития познавательных и творческих способностей. 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выпускная аттестационная дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи».

    Дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи»....

    Статья "Совершенствование походки у детей старшего дошкольного возраста"

    В статье рассматриваются вопросы формирования походки и осанки дошкольников, факторы развития неправильной осанки, формирование правильной осанки и профилактика ее нарушений....

    ВКР: Сказка как средство формирования связной речи у детей шестого года жизни

    В ВКР по теме: "Сказка как средство формирования связной речи у детей шестого года жизни" студентка Новак Вера Александровна, изучив теоретические исследования по ...

    ВКР: Игрушка как средство развития связной речи у детей среднего дошкольного возраста

    По итогам проделанной опытно - экспериментальной работы по речевому развитию детей 5 г. жизни студентка четвёртого курса Григорьева В. Н.  делает вывод о том ...

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста. Методика проведения бесед о музыкальном произведении".

    ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА "Методы, формы и средства развития музыкального восприятия  у детей старшего дошкольного возраста. Методика  проведения бесед о музыкальном произведении"...

    Квалификационная работа Тема: Совершенствование мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста в процессе обучения технике оригами

    *Актуальность данной работы обусловлена тем, что на современном этапе развития отечественной педагогики роль «оригами» в развитии мелкой моторики рук мало исследована, что и побудило к выб...