ГЕОБОРД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья

Грязнова Зульфия Хабибрахмановна

Формирование представлений о геометрических  фигурах у детей дошкольного возраста лежит  в основе развития познавательных способностей и  играет важную роль в развитии личности. Дети усваивают название геометрических фигур, устанавливают количественные и пространственные отношения, сравнивают предметы по величине и постепенно  овладевают моделирующей деятельностью. Сегодня в различных источниках рассматривается использование геоборда в работе с детьми дошкольного возраста. Возможности геоборда широки, в том числе геоборд помогает ребенку на собственном чувственном опыте понять базовые термины геометрии: точка, фигура,  и многие другие.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл geobord_kak_sredstvo_formirovaniya_predstavleniy_o_forme.docx27.58 КБ

Предварительный просмотр:

ГЕОБОРД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Петелина Елена Владимировна

Научный руководитель Грязнова Зульфия Хабибрахмановна,  ГБПОУ Иркутской области «Ангарский педагогический колледж»

Формирование представлений о геометрических  фигурах у детей дошкольного возраста лежит  в основе развития познавательных способностей и  играет важную роль в развитии личности. Дети усваивают название геометрических фигур, устанавливают количественные и пространственные отношения, сравнивают предметы по величине и постепенно  овладевают моделирующей деятельностью.

Сегодня в различных источниках рассматривается использование геоборда в работе с детьми дошкольного возраста. Возможности геоборда широки, в том числе геоборд помогает ребенку на собственном чувственном опыте понять базовые термины геометрии: точка, фигура,  и многие другие.

Форма - основное зрительно и осязательно воспринимаемое свойство предметов, которое обобщенно отражается в геометрических фигурах (Щербакова Е.И.) [5].

Геометрические фигуры – это эталоны, при помощи которых можно определить форму предметов или их частей (Венгер Л.А.) [1].

Как указывает Л.А. Венгер, система геометрических фигур рассматривается в качестве системы эталонов для обозначения форм конкретных предметов. По данным автора, человек познает форму предмета на основе зрения, осязательно-двигательного восприятия, называния словом. Точное восприятие формы предметов достигается в результате слаженной работы всех человеческих анализаторов. В старшем дошкольном возрасте преобладает визуальное распознавание фигур и их отличительных признаков, словесная характеристика формы предметов и геометрических фигур. Геометрические фигуры становятся эталонами для определения формы окружающих предметов и их частей [1].

А.А. Столяр считает, что в 5-6 лет, на основе сенсорного восприятия формы предметов и геометрических фигур, начинают формироваться системные знания о геометрических фигурах, развиваются начальные приемы и способы «геометрического мышления» [4].

Геоборд - это многофункциональная геометрическая доска с выступающими колышками для конструирования различных изображений при помощи резиночек. (И. В.  Пинисова) [3]. Геоборд известен еще с 50-х годов XX века. Ее прототип под названием «geoboard», что в переводе  с английского означает «геометрическая доска». Изобрел геоборд египетский педагог Калеб Гаттегно. Вариациями геоборда являются также «Геоконт» В. Воскобовича и математический планшет «Геометрик»[2].

Геоборд может использоваться как дидактическое пособие и помогает ребенку на собственном чувственном опыте понять элементарные представления о свойствах геометрических фигур. Уникальность геоборда в его вариативности, так как его можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности, в индивидуальной и подгрупповой работе, так и в самостоятельной деятельности детей.

Игра с геобордом заключается в натягивании на колышки цветных резинок для получения всевозможных силуэтных изображений – букв, цифр, геометрических фигур, сюжетных картинок. Ребенок может повторить готовую схему или придумать свое собственное изображение.

В работе по формированию геометрических представлений с использованием геоборда можно выделить следующие этапы[2].

1.        Познакомить детей с игрой, показать, как пользоваться планшетом, как надевать и снимать резиночки, объяснить правила безопасности.

2.        Показать, что можно сделать (геометрические фигуры и тд). Научить с помощью линий, моделировать геометрические фигуры, передавать простейшие сюжеты - капает дождик, домик у речки, бабочка над цветком и т.д.

3.        Затем добавляются упражнения «оживления фигур» - на поле изображается квадрат или треугольник, а затем с помощью резинок и плоских фигур картина дорисовывается, например, к прямоугольнику добавляются круги, и получается автобус.

4.        Формировать умение ребенка «читать схему» выкладывать рисунки по уже готовым схемам.

5.        Затем дети могут нарисовать резинками свои собственные сказки, истории, перенести их на схему, а затем их рассказать.

По результатам исследования нами были разработаны методические рекомендации «Играем с  геобордом». В содержании представлен теоретический материал, раскрывающий особенности  формирования геометрических представлений детей старшего дошкольного возраста, рекомендации по изготовлению  геоборда, с указанием необходимого материала и пошаговой инструкцией с иллюстрациями, подобрали игры и упражнения с геобордом для детей старшего дошкольного возраста.  В приложении представлен практический материал: схемы для игр и упражнений с геобордом, диагностический инструментарий по выявлению уровня геометрический представлений у детей старшего дошкольного возраста. Также мы разработали и поместили в приложение мастер класс для родителей по изготовлению геоборда, который проводили в рамках родительского клуба.

Таким образом, проведённая исследовательская работа позволяет сделать вывод о эффективности использования геоборда в формировании геометрических представлений у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

  1. Венгер, Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) [Текст] / Л.А. Венгер.  – 4-е изд. - М.: Просвещение, 2009. - 275 с.
  2. Деревянная развивающая игрушка геоборд [Электронный ресурс]:методические рекомендации по использованию. Режим доступа: https://woodlandtoys.ru/uploaded/files/instructions/%D0%BA%20%D0%B3%D0%B5%D0%BE%D0%B1%D0%BE%D1%80%D0%B4%D0%B0%D0%BC.pdf
  3. Пинисова, И. В. Математический планшет или геоборд [Электронный ресурс] / И. В. Пинисова//Социальная сеть работников образования nsportal.ru.  – режим доступа: https://nsportal.ru/detskiy-sad/konstruirovanie-ruchnoy-trud/2017/03/23/matematicheskiy-planshet-ili-geobord
  4. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников: Учеб. Пособие для студентов пед. институтов по спец. № 2110 «Педагогика и психология  (дошк.); Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р.Л Непомнящая и др. [Текст] / Под ред. А. А. Столяра. — М.: Просвещение, 1988. — 303 с. 
  5. Щербакова, Е.И. Теория и методика математического развития [Текст]: учебное пособие / Е.И. Щербакова. – М: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2005 – 392 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выпускная аттестационная дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи».

Дипломная работа на тему:: «Формирование изобразительных умений у детей старшего дошкольного возраста в декоративном рисовании по мотивам дымковской росписи»....

Консультация по развитию речи в старшем дошкольном возрасте на тему: "Моделирование, как средство совершенствования связной речи у детей старшего дошкольного возраста".

Моделирование - одно из наиболее эффективных приемов для совершенствования связной речи детей старшего дошкольного возраста....

"Формирование музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Формирование  музыкального восприятия у детей старшего дошкольного возраста»...

Счетная вычислительная деятельность, направленная на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста(5-6лет)

ВведениеДошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается  фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СодержаниеВведение1. Теоретическое обоснование использования интерактивных занятий в формировании математических представлений детей дошкольного возраста1.1. Формирование математических пред...

Формирование дружеских взаимоотношений у детей старшего дошкольного возраста

Дошкольный возраст – это период активного социального развития, становления личного опыта взаимодействия детей с миром, освоения культурных ценностей. В это время происходит интенсивная ориентир...

ФОРМИРОВАНИЕ ДРУЖЕСКИХ ВЗАИМООТНОШЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Отечественная дошкольная педагогика базируются на теоретических положениях известных психологов и педагогов (П.П.Блонский, Л.С.Выготский, А.В.Запорожец, А.Н.Леонтьев, А.А.Люблинская, А.П.Усова, Д.Б.Эл...