Счетная вычислительная деятельность, направленная на формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста(5-6лет)
методическая разработка на тему

Волкова Юлия Александровна

Введение

Дошкольный возраст – это начало длинной дороги в мир познания, в мир чудес. Ведь именно в этом возрасте закладывается  фундамент для дальнейшего развития и обучения. Огромную роль в умственном воспитании ребенка  играет математическое развитие, ведь в математику ребенок входит уже с самого раннего возраста.

Исследованиями многих ученых (Я.А.Коменский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский, Ф.Фребель, М. Монтесори, Л.В. Глаголева, Е.И. Тихеева, Ф.И. Блехер, А.М. Леушина и др.) доказано, что счетная деятельность имеет сложную психофизиологическую и психологическую структуру, обеспечивающуюся совместной работой различных анализаторных систем (оптической, пространственной, соматопространственной, речедвигательной и др.), представляющих собой функциональную систему, являющуюся основой формирования и реализации функции счета. Формирование и развитие функций счета тесно связано с речью, которая, включаясь в его структуру, выступает, с одной стороны, как средство выражения этой сложной системы знания, а с другой - как организатор деятельности счета[10].

В настоящее время в связи с введением новых стандартов начального общего образования существенно изменились требования к математической подготовке детей к обучению в школе. Современные педагогические исследования (А.В. Белошистая, Л.В. Воронина, В.А. Козлова, Л.Г. Петерсон и др.) выявили очевидные недостатки традиционно осуществляемой в детском саду работы по ФЭМП, что актуализирует пересмотр целевых и содержательных аспектов образовательного процесса, поиск новых форм и способов взаимодействия педагога с детьми.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования занимательных игр, задач, развлечений. При этом роль несложного занимательного математического материала определяется с учетом возрастных возможностей детей и задач всестороннего развития и воспитания. В процессе игры, происходит совершенствование познавательных психических процессов (восприятия, мышления, памяти, речи, внимания, воображения), формируются приемы и способы умственной деятельности (анализ, синтез, обобщение, классификация и др.), начинают формироваться математические способности детей

Данная тема является на сегодняшний день очень актуальной, так как реализация Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования предполагает комплексный и интегрированный подход, обеспечивающий развитие воспитанников во всех заявленных взаимодополняющих направлениях развития и образования детей: социально-коммуникативное; познавательное; речевое; художественно-эстетическое; физическое. А так же формирование количественных представлений у детей дошкольного возраста требует большой настойчивости, четкой системы и последовательности.

Преждевременное обучение счетной деятельности неизбежно приводит к тому, что представление о числе и счете приобретает формальный характер. Поэтому обучение счету начинается не сразу. Ему предшествует подготовительная работа: многочисленные и разнообразные упражнения с множествами предметов, в которых дети, применяя приемы приложения и наложения, сравнивают совокупности, устанавливают отношения «больше», «меньше», «равно», не пользуясь при этом числом и счетом.

Объект исследования: процесс формирования элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста

Предмет исследования: развитие у дошкольников представлений о счете и вычислениях.

Цель исследования: систематизация и обобщение  педагогической теории и методики   по развитию у дошкольников представлений о счетной вычислительной деятельности.

Для достижения поставленной цели следует решить ряд задач:

- изучить характеристику счетной вычислительной деятельности и  историю их возникновения и развития;

- рассмотреть формирование счетной деятельности  у детей дошкольного возраста в психолого-педагогической литературе;

-рассмотреть этапы формирования счетной и вычислительно деятельности у детей дошкольного возраста;

- рассмотреть формы взаимодействия воспитателя и ребенка;

- проанализировать примерные и парциальную программы ФЭМП;

- составить календарно-тематическое планирование в старшей группе

по пособию И.А. Помораевой, В.А. Позинойна на весь учебный год;

- разработать системы дидактических игр и заданий для развития счетной вычислительной деятельности;

 

Скачать:

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование элементарных математических представлений у детей младшего дошкольного возраста.

Эта презентация поможет вам в работе с детьми младшего дошкольного возроста  в формировании элементарных матиматических представлений. В ней вы можите найти педагогические советы, которые облегча...

Конспект интегрированного занятия по формированию элементарных математических представлений детей младшего дошкольного возраста (по мотивам русской народной сказки «Волк и семеро козлят»)

Конспект  интегрированного занятия по формированию элементарных математических  представлений  детей младшего дошкольного возраста  (по мотивам русской народной сказки «Волк ...

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА ИНТЕРАКТИВНОЕ ЗАНЯТИЕ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

СодержаниеВведение1. Теоретическое обоснование использования интерактивных занятий в формировании математических представлений детей дошкольного возраста1.1. Формирование математических пред...

ГЕОБОРД КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ГЕОМЕТРИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Формирование представлений о геометрических  фигурах у детей дошкольного возраста лежит  в основе развития познавательных способностей и  играет важную роль в развитии личности. Дети ус...