Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной деятельности. Статья
статья по теме

Мишина Татьяна Николаевна

 

Актуальность проблемы.

 

 В настоящее время проявляется тенденция увеличения количества детей и подростков с девиантным поведением. Данное обстоятельство определяет важность и необходимость поиска возможностей управления воспитательным процессом детей и подростков с девиациями в поведении. Среди факторов, оказывающих влияние на предупреждение и преодоление противоправного поведения детей и подростков, воспитательной деятельности  во внеурочное время отводится приоритетное место.        Исследователи подчеркивают, что активная воспитательная деятельность открывает реальные возможности и перспективы для решения задач нравственного, социально-культурного и эстетического воспитания.

Условия взросления современного поколения быстро меняются, а общественно культурные «образцы» носят неустойчивый и не всегда позитивный с точки зрения развития характер. Именно в детско-юношеском возрасте человек открыт социальным влияниям, активно и в короткие сроки меняется, это ведет к тому, что подростковый возраст представляет собой группу повышенного социального риска. В этот период в человеке закладывается система ценностных ориентаций. Они являются нравственным и культурным стержнем личности, им принадлежит особая роль в деятельности и в формировании личности, они влияют на действия и поступки, обуславливая их мотивацию, обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях. Проблемы современного общества обернулись существенной деформацией самых глубинных нравственных оснований духовного мира человека.

Кардинальные изменения в политической, экономической и духовной сферах повлекли за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Более всего это проявилось в сознании современной молодежи, подростков. Сложившаяся ситуация резко повышает практическую и научную значимость любых факторов, влияющих на формирование нравственного мира личности подростка, его ценностно-ориентационную направленность.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc83.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области


Государственное бюджетное образовательное учреждение

среднего профессионального образования

«Кинельский государственный техникум»

Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной деятельности.

Статья

                                                                               Подготовила

                                                                        Мишина Татьяна Николаевна,

                                                                      воспитатель ГБОУ СПО КГТ

                                                                             

г.Кинель, 2012

Актуальность проблемы.

 В настоящее время проявляется тенденция увеличения количества детей и подростков с девиантным поведением. Данное обстоятельство определяет важность и необходимость поиска возможностей управления воспитательным процессом детей и подростков с девиациями в поведении. Среди факторов, оказывающих влияние на предупреждение и преодоление противоправного поведения детей и подростков, воспитательной деятельности  во внеурочное время отводится приоритетное место.        Исследователи подчеркивают, что активная воспитательная деятельность открывает реальные возможности и перспективы для решения задач нравственного, социально-культурного и эстетического воспитания.

Условия взросления современного поколения быстро меняются, а общественно культурные «образцы» носят неустойчивый и не всегда позитивный с точки зрения развития характер. Именно в детско-юношеском возрасте человек открыт социальным влияниям, активно и в короткие сроки меняется, это ведет к тому, что подростковый возраст представляет собой группу повышенного социального риска. В этот период в человеке закладывается система ценностных ориентаций. Они являются нравственным и культурным стержнем личности, им принадлежит особая роль в деятельности и в формировании личности, они влияют на действия и поступки, обуславливая их мотивацию, обнаруживаются в целях, идеалах, убеждениях. Проблемы современного общества обернулись существенной деформацией самых глубинных нравственных оснований духовного мира человека.

Кардинальные изменения в политической, экономической и духовной сферах повлекли за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. Более всего это проявилось в сознании современной молодежи, подростков. Сложившаяся ситуация резко повышает практическую и научную значимость любых факторов, влияющих на формирование нравственного мира личности подростка, его ценностно-ориентационную направленность.

1.Теоретические подходы к определению понятия

«ценностные ориентации личности»

Педагогическая аксиология - сравнительно молодая наука. В сфере ее интересов находятся такие понятия как ценность, ценностное сознание, ценностные ориентации. Педагогическая аксиология изучает взаимовлияние ценностей и личности: присвоение и создание ценностей, их формирование в процессе педагогического процесса.

Впервые термин «ценностные ориентации» появился в социологии, в работах американских исследователей У. Томаса и Ф. Знамецкого как аналог философского понятия ценности, сегодня им активно пользуются педагоги, философы, психологи. Понятие "ценность" широко используется в современных общественных науках (философии, психологии, социологии), где оно обычно трактуется как субъективное отражение в сознании индивида некоторых специфических свойств  предметов и явлений окружающей действительности (Отнесение того или иного объекта окружающей действительности к ценности выражается в его способности удовлетворять потребности, интересы и цели человека).

Ценностные ориентации - это отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров. Понятие ценностных ориентаций было введено в послевоенной социальной психологии как аналог философского понятия ценностей, однако четкое концептуальное разграничение между этими понятиями отсутствует.

Ценностные ориентации формируются в определенных социально-психологических условиях, конкретных ситуациях, которые детерминируют поведение человека, задают ему определенный "горизонт видения", и являются важнейшей характеристикой его личности, поскольку определяют его отношения и особенности взаимодействия с окружающими людьми, детерминируют и регулируют поведение человека.

Осознавая собственно ценностные ориентации, человек имеет свое место в мире, размышляет над смыслом и целью жизнедеятельности. В современной науке понятие "ценностных ориентаций" соотнесено, с одной стороны, с ценностными стандартами группы, класса, нации, социальной системы, с другой стороны с мотивационными ориентациями личности.

Общечеловеческие ценности, свобода, совесть, счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни. Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетания взаимоотношений и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры.

Условно когда мы говорим ценности, мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и вознесения на гребень современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой считает еду, вещи, деньги условиями существования, а ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, природу, познание.

Понятие "ценность" его психологической трактовке эквивалентно некоторому комплексу психологических явлений, которые, хотя и терминологически, обозначаются разными понятиями, но семантически однопорядковы: Н.Ф. Добрынин называет их "значимостью"; А.И. Божович "жизненной позицией"; А.Н. Леонтьев "значением" и "личностным смыслом"; В.Н. Мясищев "психологическими отношениями".

Ценность внутренне освещает всю жизнь человека, наполняет ее простотой и гармонией, что ведет к подлинной свободе - свободе от колебаний и страхов, свободе творческих возможностей. Ценности не являются неизменными, раз и навсегда упорядоченными, их перестройка вполне возможна и даже жизненно необходима.

В подростковом возрасте в процессе общения с окружающими, человек постоянно попадает в ситуации, требующие от него принятия того или иного решения. Принятие решения означает выбор из возможных вариантов. Возникает необходимость рассмотреть и оценить возможные альтернативы - главным образом в сфере определения своих ценностных ориентаций, своих жизненных позиций, в выборе какую ценность предпочесть в данный момент.

Существует множество различных взглядов на классификацию ценностей.

Э. Олдемейером определяются четыре направления, в которых функционируют ценности:

- ценности в области межличностных отношений;

- ценности в области отношения "человек-природа";

- ценности, направленные на собственное "я";

-ценности, направленные на высшие смысловые инстанции и смысловые содержания.

2.Особенности подросткового возраста как периода формирования системы ценностных ориентаций.

Важнейший фактор развития личности подростка - его собственная большая социальная активность, направленная на усвоение определенных образцов и ценностей, на построение удовлетворяющих отношений с взрослыми и сверстниками, и, наконец, на себя.

Сравнивая себя с взрослым, подросток приходит к выводу, что между ним и взрослым никакой особой разницы нет. Он начинает требовать от окружающих, чтобы его больше не считали маленьким, он осознает, что также обладает правами. Центральное новообразование этого возраста - возникновение представления о себе как не о ребенке; подросток начинает чувствовать себя взрослым, стремится быть и считаться взрослым, он отвергает свою принадлежность к миру детей, но у него еще нет ощущения подлинной, полноценной взрослости, но зато есть огромная потребность в признании его взрослости окружающими.

Процесс формирования новообразований растянут во времени и может происходить неравномерно, из-за чего в подростке одновременно существуют и детское и взрослое. В его социальной ситуации развития наличествуют 2 тенденции:

1) тормозящая развитие взрослости (занятость учебой, отсутствие других постоянных и социально значимых обязанностей, материальная зависимость и родительская опека и т.п.);

2) овзросляющая (акселерация, некоторая самостоятельность, субъективное ощущение взрослости и т.п.). Это создает огромное разнообразие индивидуальных вариантов развития в подростковом возрасте.

Открывается подростковый возраст кризисом, по которому часто весь период именуют критическим, переломным. Кризис связан с многочисленными качественными сдвигами в развитии, часто носящими характер коренной ломки прежних особенностей, интересов и отношений ребенка. Эти сдвиги происходят в сравнительно короткий срок, что производит впечатление неожиданного скачка, срыва. Перемены в психическом развитии нередко сопровождаются появлением у самого подростка значительных субъективных трудностей разного порядка и трудностям в его воспитании и общении с ним. В это время подросток не поддается дисциплинарным воздействиям взрослых, становится непослушным, дерзким, упрямым, грубым. Для него типичны демонстративные протестные реакции, негативизм, строптивость. Он становится скрытным, замкнутым, недоверчивым.

В развитии идеи, что подростковый возраст есть период поиска ребенком своего места в обществе, проникновение в общественную жизнь взрослых, особая роль принадлежит К.Левину. Он первым определил  проблему подростка в контекст социальной психологии: подросток, вышедший из мира детей и не дошедший до мира взрослых, оказывается между социальными группами, неприкаянным, что порождает особую подростковую субкультуру.

Анализируя вопрос, всегда ли подростковый возраст является периодом бури и натиска, Э.Шпрангер описал 3 типа развития отрочества.

Первый тип характеризуется резким, бурным, кризисным течением, когда отрочество переживается как второе рождение, в итоге которого возникает новое Я.

 Второй тип развития - плавный, медленный, постепенный рост, когда подросток приобщается к взрослой жизни без глубоких и серьезных сдвигов в собственной личности. Третий тип представляет собой такой процесс развития, когда подросток сам активно и сознательно формирует и воспитывает себя, преодолевая усилием воли внутренние тревоги и кризисы. Он характерен для людей с высоким уровнем самоконтроля и самодисциплины.

Главные новообразования возраста, по Э.Шпрангеру, - открытие Я, возникновение рефлексии, осознание своей индивидуальности. Он попытался понять одно из самых глубоких переживаний в жизни человека - любовь и ее проявления в подростковом и юношеском возрасте. Ему принадлежит психологическое описание двух сторон любви - эротики и сексуальности, которые в качестве переживаний глубоко различаются друг от друга, поскольку, по Э.Шпрангеру, принадлежат к разным слоям психики.

Э.Штерн рассматривал подростковый возраст как один из этапов формирования личности. Центральной проблемой психологии, по его мнению, является проблема формирования личности, а для него важно то, какая ценность переживается человеком как наивысшая, определяющая жизнь. В зависимости от переживания высших ценностей личность формируется по-разному.

Им описано 6 типов ценностей и, соответственно, типов личности:

1) теоретический тип - личность, все стремления которой направлены на объективное познание действительности;

2) эстетический тип - личность, для которой объективное познание чуждо; она стремится постигнуть единичный случай и исчерпать его без остатка со всеми его индивидуальными особенностями;

3) экономический тип - жизнью такого человека управляет идея пользы, стремление с наименьшей затратой силы достигнуть наибольшего результата;

4) социальный тип - смысл жизни составляет любовь, общение и жизнь для других людей;

5) политический тип - для такой личности характерно стремление к власти, господству, и влиянию;

6) религиозный тип - такая личность соотносит всякое единичное явление с общим смыслом жизни и мира.

Переходный возраст по Э.Штерну, характеризуется не только особой направленностью мыслей и чувств, стремлений и идеалов, но и особым образом действий. Он описывает его как промежуточный между детской игрой и серьезной ответственной деятельностью взрослого и называет серьезной игрой. Примерами таких игр могут служить игры любовного характера (кокетство, флирт, петтинг, мечтательное поклонение), выбор профессии и подготовка к ней, занятия спортом и участие в юношеских организациях. В серьезных играх подросток учится умерять свои цели, закалять свои силы, устанавливать отношение к различным видам интересов, которые в нем бродят и в которых он должен разобраться.

В подростковом возрасте, когда ребенок активно стремится к общению с сверстниками и взрослыми, ищет свое место в социальной действительности, общественно-полезная деятельность становится той зоной ближайшего развития, которая включает подростков в качественно новые отношения с обществом.

В начале подросткового периода особенно вероятно возникновение противоречий, вызванных негибким поведением родителей и чудовищными притязаниями подростка на свою взрослость. Конфликты, возникающие в это время, могут стать хроническими, если взрослые не изменят своего отношения к ребенку. Любопытно, что исследования образа подростков в родительском сознании часто содержит представления о собственном отрочестве и окрашено романтически. Конфликтные отношения благоприятствуют развитию приспособительных форм поведения и эмансипации подростка. Появляются отчужденность, убеждение в несправедливости взрослых, которые питаются представлениями о том, что взрослый его не понимает и понять не может. На этой основе может возникнуть уже сознательное непринятие требований, оценок, взглядов взрослого, и он вообще может утратить возможность влиять на подростка.

Чем больше подросток неудовлетворен отношениями с взрослыми, тем интенсивнее его общение со сверстниками и тем сильнее их влияние на него. Причина этого - принципиально разное положение подростка в системах общения с взрослыми и сверстниками.

В подростковом периоде происходит становление различных по степени близости отношений: есть просто товарищи, близкие знакомые, друзья, друг. Общение с ними выходит в это время за пределы школы и выделяется в самостоятельную важную сферу жизни. Общение со сверстниками представляет для подростка большую ценность, иногда отодвигающую на второй план учение и общение с родными. Обычно первыми такое отдаление детей замечают матери.

Смена деятельности, развитие общения перестраивают и познавательную, интеллектуальную сферу подростка. В первую очередь исследователи отмечают уменьшение поглощенности подростка учением.

3.Воспитательная деятельность как фактор становления ценностных ориентаций обучающихся.

Педагогическая деятельность представляет собой особый вид социальной деятельности, направленной на передачу от старших поколений младшим накопленных человечеством культуры и опыта, создание условий для их личностного развития и подготовку к выполнению определённых социальных ролей в обществе.

Эту деятельность осуществляют не только педагоги, но и родители, общественные организации, в определённой мере - средства массовой информации и т.д. Однако, в первом случае эта деятельность - профессиональная, а во втором - общепедагогическая, которую вольно или невольно осуществляет каждый человек. Педагогическая деятельность как профессиональная имеет место в специально организованных обществом образовательных учреждениях. Понятие «воспитательная деятельность» будет рассматриваться как тождественное понятию «педагогическая деятельность» с акцентом на воспитательную работы.

Сущность воспитательной деятельности раскрывается через единство её характеристик: объекта, структуры, цели, мотивов, действий (операций), результата.

В качестве основных объектов воспитательной деятельности выделяют воспитательную среду, деятельность воспитанников, воспитательный коллектив и индивидуальные особенности воспитанников. Реализация цели воспитательной деятельности связана с решением таких социально-педагогических задач, как формирование воспитательной среды, организация деятельности воспитанников, создание воспитательного коллектива, развитие индивидуальности личности.

Основной функциональной единицей воспитательной деятельности является воспитательное действие как единство целей и содержания.

Организаторская деятельность предполагает выполнение системы действий, направленных на включение учащихся в различные виды деятельности, создание коллектива и организацию совместной деятельности.

Коммуникативная деятельность направлена на установление педагогически целесообразных отношений педагога с воспитанниками, коллегами, представителями общественности, родителями.

Эффективность педагогического процесса обусловлена наличием постоянной обратной связи. Она позволяет учителю своевременно получать информацию о соответствии полученных результатов планировавшимся задачам. В силу этого в структуре воспитательной деятельности необходимо выделить и рефлексивный компонент.

Все компоненты воспитательной деятельности проявляются в работе педагога любой специальности, в том числе и воспитателя, а, следовательно, эти компоненты присущи и воспитательной деятельности. Их осуществление предполагает владение педагогом специальными умениями.

Диагностика и планирование воспитательной работы

Планирование воспитательной работы является основным этапом в деятельности преподавателя(воспитателя). Чтобы четко и последовательно претворять в жизнь идеи мы на первой недели педагогической практики осуществляли деятельность по разработке плана воспитательной работы, направленного на развитие ценностной сферы личности обучающихся . Прежде чем стало возможным создание плана требовалась работа по уточнению самого понятия планирования, его функций в педагогическом процессе.

К основным функциям планирования относятся:

-направляющая, связанная с определением в процессе планирования сферы,

-цели и содержания педагогической деятельности, ее предмета, конкретных направлений и видов;

-прогнозирующая, заключающаяся в том, что в ходе разработки плана формируется педагогический замысел, проектируется будущее состояние педагогической системы, прогнозируются результаты ее функционирования и развития;

-координирующая (организаторская), позволяющая педагогам с помощью обоснованных и рациональных действий при планировании получить ясный ответ на вопросы: кто, когда и где должен делать;

-контрольная, предоставляющая педагогическому коллективу или отдельному педагогу возможность с помощью составленного плана контролировать и корректировать траекторию своего пути к достижению намеченной цели;

-репродуктивная (воспроизводящая), предполагающая то, что через промежуток времени по плану можно восстановить содержание и объем выполненной работы.

Под планированием воспитательной работы во внеурочной деятельности мы понимаем процесс совместной работы  воспитателя (преподавателя), детей и взрослых по определению целей, содержания и способов организации воспитательного процесса и жизнедеятельности в сообществе. Основу этой деятельности составляет моделирование, ведь план воспитательной работы - это не что иное, как модель одного из фрагментов будущего состояния воспитательного процесса. Чтобы успешно осуществить планирование, необходимо соблюдать следующие принципы педагогического моделирования: системности, конкретности, оптимальности, диалога, индивидуальности, научности, непрерывности.

Заключение

Ценности - это духовные и материальные феномены, имеющие личностный смысл, являющиеся мотивом деятельности. Ценности являются целью и основой воспитания. Жизненные ценности в настоящее время складываются в основном стихийно. Под влиянием самых различных факторов.

Ценностные ориентации представляют собой целостное, структурно сложное, личностное образование, характеризующееся определенными закономерностями взаимодействия всех его психологических компонентов. При этом каждый из компонентов может иметь самостоятельное значение в процессе формирования ценностных ориентаций. Как устойчивое самостоятельное структурное психологическое образование ценностные ориентации могут формироваться лишь на довольно позднем этапе возрастного развития - в переходный период от старшего подросткового к юношескому возрасту. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе начала формирования личности школьника, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

Ценностные ориентации определяют особенности и характер отношений личности с окружающей действительностью и, тем самым, в определенной мере детерминируют ее поведение (Б.С.Круглов, В.А.Ядов и другие). Не смотря на различные подходы к пониманию природы ценностных ориентаций, все исследователи признают, что особенности строения и содержания ценностных ориентаций личности обуславливают ее направленность и определяют позицию человека по отношению к тем или иным явлениям действительности.

Наличие определенной системы ценностей личности представляется необходимым психологическим условием для формирования такого важного личностного новообразования, как возникновение зрелых жизненных планов, личного и профессионального самоопределения обучающихся.

Список использованной литературы

1.Алексеев В.Г. Ценностные ориентации личности и проблема их формирования. [Текст]/ В.Г.  Алексеев, М.: АСТ-Пресс книга, 2005.

2.Артюхова Ю.В. Ценности и воспитание. [Текст]/ Ю.В.  Артюхова, Педагогика 1999г. - №4 с. 117-121.

3.Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. [Текст]/ В.Г.   Асеев, Москва, Мысль 2006.

4. Лещинский В. И.  Педагогическая технология личностной ориентации. [Текст]/ В. И.  Лещинский, Воронеж: изд-во им. Е.А. Болховитинова, 2003.

5.Васина Е.А. Ценностные ориентации личности в юношеском возрасте. [Текст]/ Е.А. Васина, Автореф. канд. дис. СПб.: 2003.

6.Волков Е.С. Зависимость ценностных ориентаций студентов от смены видов деятельности. [Текст] Е.С. Волков,  М.: 2006.

7.Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старшеклассников. [Текст] / Н.А.  Кирилова, Вопросы психологии 2004 №6

8.Кон И.С. В поисках себя: личность и ее самосознание. [Текст] /  М.: Прогресс, 1984.

9.Кон И.С. Психология ранней юности. [Текст] / М., Просвещение 1989.

10.Цукерман Г.А. Психология саморазвития: задача для подростков и их педагогов. [Текст] /  М.; Рига, 1995.

11.Ремшмидт X. Подростковый и юношеский возраст. Проблемы становления личности. [Текст] /  М.: Мир, 1994.

12.Формирование личности в переходный период от подросткового к юношескому возрасту.  [Текст] / Под ред. И.В. Дубровиной. М., 1987.

13.Воликова М., Шустров А. Любимый герой у старшеклассников. [Текст] /  Воспитание школьников 2007. №3 (май-июнь).

14.http://www.bestreferat.ru/referat-78342.html

15. http://www.bibliofond.ru/view.aspx?id=466985

16. http://www.ido.rudn.ru/psychology/age_psychology/9.html