Главные вкладки

    Статья на тему:
    Роль театрально-игровой деятельности в формировании детских ценностных ориентаций

    Эпова Светлана

    Важнейшими характеристиками личности автор данной статьи считает ценностные ориентации. Процесс воспитания эмоциональной культуры, ее структура и содержание рассматриваются в связи со смежными проблемами: развитие культуры восприятия, сенсорной культуры, эстетической культуры, развитие креативности, творческой одаренности.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл epova_2.docx19.63 КБ

    Предварительный просмотр:

    МАУ ДО ДДТ «Маленький принц»

    Эпова С.А.

    педагог дополнительного образования

    Роль театрально-игровой деятельности в формировании детских ценностных ориентаций

    Важнейшими характеристиками личности являются её ценности ориентации. Именно они раскрывают его отношения и особенности взаимодействия с окружением, детерминируют и регулируют поведение человека.

    Именно игра, театр формируют базовые ценности личности, дают те глубокие переживания, которые затем позволяют ребёнку чувствовать, открывать новые горизонты, эмоционально

    Использование театрально — игровой деятельности позволяет развивать чувства, глубокие переживания и открытия ребенка, приобщают его к духовным ценностям, формирует базовые ценности личности. Значение и специфика театральной деятельности заключается в одномоментности сопереживания, познавательности, эмоциональности, коммуникативности, живом воздействии художественного образа на личность. Театрализованная деятельность — это один из самых демократичных и доступных видов искусства для детей, он позволяет решить многие актуальные проблемы современной педагогики и психологии, связанные с: – художественным образованием и воспитанием детей; – формированием эстетического вкуса; – нравственным воспитанием; – развитием коммуникативных качеств личности (вербальное и невербальное общение); – воспитанием силы воли, развитием памяти, воображения, инициативности, фантазии, речи (диалога и монолога); – созданием положительного эмоционального настроя, снятием напряженности, решением конфликтных ситуаций через игру.

      Театр — один из самых ярких, демократичных, красочных и доступных восприятию ребенка сфер искусства.

    Дети, получившие художественно-эстетическое воспитание, оказываются более развитыми, эмоциональными, чем их сверстники. Театрально-игровая деятельность объединяет детей, дает понятие о чувстве партнерства, взаимовыручке, снимает скованность, способствует инициативе, ускоряет процесс овладения навыками публичного выступления, помогает поверить в себя. Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, которые касаются формирования личности, выразительности вещания, интеллектуального и художественного восприятия.  

    Одни из первых культурно выработанных средств самовыражения, которыми овладевает ребенок, относятся к сфере чувств. Творческие способности и эстетические эмоции интенсивно развиваются в период от трех до пяти лет и проявляются в стремлении ребенка к духовному осмыслению окружающего мира. Процесс воспитания эмоциональной культуры, ее структура и содержание рассматриваются в связи со смежными проблемами: развитие культуры восприятия, сенсорной культуры, эстетической культуры, развитие креативности, творческой одаренности.

        Эмоциональная культура — один из критериев общей культуры человека. Эмоции имеют такую же значимость в развитии личности, как интеллект, мышление, речь и другие категории. Исходя из данного определения, можем предположить, что эмоциональная культура приобретается индивидом путем обучения, воспитания, а также непосредственно через личный опыт. Культура — это, прежде всего, «высокий уровень чего-нибудь, высокое развитие». Спад уровня эмоциональной воспитанности естественным образом влияет на воспитание подрастающего поколения. Дети, как губка, впитывают негативные проявления поведения родителей, старших детей, соседей, педагогов. Поэтому сейчас, как никогда ранее, назрел вопрос о целенаправленном включении в процесс обучения и воспитания работы по формированию эмоциональной культуры. Эмоциональная культура является частью общей культуры, основополагающее свойство личности, характеризующее направленность личности к эмоционально-творческой деятельности, имеющее способность воспринимать, выражать, понимать и регулировать эмоции. Обладая собственным богатым эмоциональным миром, человек может «включить» воображение и поставить себя на место другого, не дать отрицательным эмоциям «взять верх» над разумом, суметь сдерживать гнев, ярость или, наоборот, проявить любовь, страсть, нежность адекватно ситуации. Анализ особенностей становления и развития личности младшего школьного возраста позволил выделить следующие условия развития эмоциональной культуры ребенка:

    1. Одним из условий может служить создание эмоциональной развивающей среды в учебно-воспитательном процессе, включая предметно-пространственное окружение, систему развивающих отношений, активность самого ребенка, позволяет не только обогатить и существенно углубить эмоционально-чувственный мир ребенка, но и развивать качества, необходимые для жизни в обществе, его творческую деятельность. Для стимуляции эмоционально-творческой деятельности, для того, чтобы заинтересовать, вызвать эстетическую реакцию на театрализованную деятельность и глубокое восприятие персонажа используются игры-импровизации, пантомима, имитационные упражнения, этюды с куклами, психогимнастика, релаксация, сказки-шумелки.

     2. Интеграция разных видов искусства, так как театр объединяет в себе живопись, архитектуру, музыку, художественно-речевую деятельность.

    3. Накопление эмоционального опыта детей, накопление представлений об окружающем мире.

    4. Развитие вербальных и невербальных средств, т.е сценическая речь, искусство декламации, комплексное применение мимики, жестов, взгляда, для выражения переживаний и ощущений. В процессе театрально-игровой деятельности и учителю и детям необходимо развивать эмоциональную чуткость, отзывчивость, подвижность, артистизм, эмоциональную гибкость, которая определяется как гармоничное сочетание эмоциональной экспрессивности (отзывчивости), так и эмоциональную устойчивость. Под эмоциональной экспрессивностью понимается выразительность в движениях, жестах, походке, мимике, речи. Мимика педагога должна быть подвижной, разнообразной и динамичной. Дети любят людей с доброжелательным выражением лица, высоким уровнем внешней эмоциональности. Экспрессивно выраженная доброжелательность, искренняя и открытая улыбка располагают к диалогу, способствуют установлению контакта с ребенком. Эмоциональная гибкость — это способность правильно понимать, искренне принимать переживания детей, проявлять к ним участие, эмпатичные качества личности.

    Эмоционально чувственные дети более эффективно включаются в процесс социализации, успешны в общении и взаимодействии со сверстниками и взрослыми. Эмоциональная «глухота» педагога, отсутствие яркой эмоциональности, выраженной в речи, мимике, пантомимике, вызывают душевную черствость, неудовлетворенность детей общением, минимальную эмоциональную восприимчивость к сюжету, событиям, персонажам. Еще Ш. Амонашвили писал, что положительное, комфортное общение воспитателя с детьми возможно при достаточно грамотном умении педагога выразить свои чувства, раскрыть свой внутренний мир. «Читайте с душевным трепетом, тихо… радуйтесь и плачьте вместе с детьми…». Только максимальная эмоциональная включенность взрослых, открытость в выражении чувств и эмоций, активное осуществление эмоционального контакта взрослого и ребенка, обеспечение атмосферы доверия и партнерства, поможет нам приоткрыть таинственный занавес детской души и непосредственной искренности ребенка.

     Котырло В.К. писал, что в процессе общения ребенка со взрослыми и сверстниками, при его участии в коллективных формах деятельности, у него формируется эмоциональная составляющая направленности на других людей, такие социальные ценные качества личности, как чуткость, внимательность, усердность. При этом имеет значение эмоциональное содержание общения ребенка с окружающими. Возникают не просто отдельные умения понимать другого, выявлять симпатию, сочувствие, быть товарищеским, но и целостное эмоциональное образование — направленность переживаний ребенка на эмоциональные проявления взрослого и ровесника, которая служит целям проникновения в его внутренний мир, который выступает как средство интимной связи с ними.

    Рекомендуемые способы и приемы воспитания эмоциональной культуры школьников в условиях театрально-игровой деятельности: – организация представлений с использованием различных видов театра, – психологические упражнения, – личностно ориентированное общение, – упражнения-эмпатии, – сюжетно-ролевые игры, – игры-тренинги, – упражнения-этюды, – релаксационные упражнения, – игры-имитации, – психогимнастика, – элементы групповой дискуссии, – приемы саморегуляции, – партнерская деятельность с музыкальным руководителем, психологом, – общение со сверстниками. Итак, театр может стать эффективным и мощным эмоционально окрашенным средством развития гармоничного и творческого потенциала ребенка, если грамотно создать условия руководства и оптимальное театрально образовательное пространство, которое будет содействовать развитию эмоциональной восприимчивости и культуры детей школьного возраста.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Внеурочная деятельность в СП "Детская музыкальная школа" как фактор личностного роста обучающихся

    1. Введение.2. Цель музыкального образования.3. Проблемы   для обучающихся музыкальной школы в период обучения.4. Цель и задачи внеурочной деятельности.5.Методы привлечения детей к внеурочной дея...

    Формирование профессионально-ценностных ориентаций у будущих воспитателей

    Обучение по модульной системе в колледже, которая предполагает интеграцию спецдисциплин, даёт возможность студентам понять прежде всего особенности взаимоотношений между воспитателем и детьми. Индивид...

    Роль мастера производственного обучения в формировании портфолио студента лицея

    Эффективным способом мотивации студентов к личностно–ориентированному образованию является создание с начальных курсов профессионального портфолио, как совокупность учебных достижений, которое позволи...

    Роль музея образовательной организации в формировании патриотизма у школьников.

    В статье рассматривается опыт воспитательной работы музея образовательной организации в формировании патриотизма у  обучающихся....

    2015 Дистанционный межрегиональный форум «Реализация программ подготовки специалистов среднего звена: опыт, проблемы, решения, перспективы», г. Иркутск, Роль воспитательной работы куратора в формировании всесторонне развитой личности.

    Статья содержит опыт реализации программ подготовки специалистов среднего медицинского звена через организацию воспитательной работы куратора студенческой группы....

    Роль учебно-исследовательской деятельности в формировании профессиональных компетенций будущих специалистов

    В настоящее время большое внимание в образовательном процессе   уделяется гармоничному развитию личности обучающегося. Одна из составляющих этого процесса развития – приобщение  к...