Гендерные различия в сфере ценностных ориентаций в раннем юношеском возрасте
статья на тему

Дудина Оксана Владимировна

Ранняя юность завершает период полового созревания и является важным этапом психосексуального развития личности. Дифференциация половых признаков (телесных, поведенческих и характерологических) и ролей, а также оценка своего соответствия подразумеваемым (и часто нереалистическим) эталонам маскулинности и фемининности составляет один из основных стержней юношеского сознания и самосознания. Поэтому именно в раннем юношеском возрасте происходит активное экспериментирование с усвоенными ранее моделями поведения мужчины и женщины.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon gendernye_razlichiya_v_yunosheskom_vozraste.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

Дудина О.В. педагог-психолог

Тема:

 Гендерные различия в сфере ценностных ориентаций в раннем юношеском возрасте

Ценности – это общественно значимые для личности, социальной общности, общества в целом материальные, социальные объекты, духовная деятельность человека и ее результаты; социально одобряемые и разделяемые большинством людей представления о том, что такое добро, справедливость, патриотизм, романтическая любовь, дружба и т.п.

В силу этого ценностные ориентации выступают важным фактором, обуславливающим мотивацию действий и поступков личности. Ценностные ориентации – это внутренний компонент самосознания личности, который влияет на мотивы, интересы, установки, потребности личности.

Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую, иерархическую систему. Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов.

 Гендерные различия  в раннем юношеском возрасте

Ранняя юность завершает период полового созревания и является важным этапом психосексуального развития личности. Дифференциация половых признаков (телесных, поведенческих и характерологических) и ролей, а также оценка своего соответствия подразумеваемым (и часто нереалистическим) эталонам маскулинности и фемининности составляет один из основных стержней юношеского сознания и самосознания. Поэтому именно в раннем юношеском возрасте происходит активное экспериментирование с усвоенными ранее моделями поведения мужчины и женщины.

Налицо в этом возрасте выраженная полоролевая дифференциация, т. е. развитость форм мужского и женского поведения у юношей и девушек.

Осознание себя как личности определенного пола происходит в процессе взаимодействия со сверстниками, как своего, так и противоположного пола. Хотя гормональные изменения в период созревания подготавливают ролевое поведение, его специфически мужская или женская формы ни в коем случае не являются простым следствием этих физиологических преобразований. Гораздо важнее влияние воспитания и принятое в данном обществе представление о половой роли мужчины и женщины.

Социальные нормы, определяющие дифференциацию деятельности, статуса, прав и обязанностей мужчин и женщин, называются социальными половыми ролями, а поведение, реализующее эти нормативные ожидания или ориентированное на них, - полоролевым поведением. Автономным аспектом дифференциации половых ролей являются соционормативные представления (чем отличаются или должны отличаться друг от друга мужчины и женщины по своим физическим, социальным и психическим качествам) - социально-психологические стереотипы маскулинности и фемининности. Такие стереотипы существуют как на высших уровнях культуры, в рамках религиозных или философских систем, осмысливающих природу половых различий (половой символизм), так и в повседневном обыденном сознании (стереотипы обыденного сознания).

В нашей стране, как отмечают многие исследователи, с одной стороны, половые роли несколько сдвинуты в сторону феминизации мужчин, с другой - происходит некоторое стирание различий между полами, обусловленное одним видом одежды, равными возможностями в профессиональном образовании и пр. Однако конкретный результат половой идентификации прежде всего зависит от непосредственной социальной ситуации развития. В неполных семьях этот процесс протекает сложнее, чем в гармоничных семьях.

Полоролевое поведение формируется в результате тесного взаимодействия биологических, психологических и психосоциальных факторов. Физическая и гормональная зрелость закладывает его основы, психосоциальные обстоятельства задают образцы и условия сексуального созревания, когнитивное и эмоциональное развитие определяет ритм процесса, обеспечивая механизмы переработки информации. Специфическое для данного пола поведение складывается уже с самого раннего детства, когда важными его моделями служат родители и другие референтные личности.

Юноши и девушки окончательно осознают и начинают сознательно регулировать проявления своей половой роли. Как отмечают Д.П. Аузубель, Д. Кирк (D.P.Ausubel, D.Kirk), для юношеского возраста характерны повышение восприимчивости к социальной обстановке и отношениям между людьми и усиление субъективной значимости полоролевых стереотипов социальных ролей.

Полоролевое поведение в период юности отличается следующими признаками:

  • рост интереса к другому полу;
  • все большее использование форм поведения, прямо или косвенно связанных с половой ролью. Непосредственно связаны с ней различные виды психосексуальной деятельности, а косвенно - вторичные ролевые атрибуты;
  • опережающее устойчивое и более персонифицированное усвоение половой роли девушками. Это связывают, как правило, с более сильным и непрерывным влиянием на них матерей по сравнению с отцовским влиянием на юношей.

На освоение половой роли сильно влияют социальное происхождение и семейное положение. Семья важна как источник родительского примера для подражания и влияния со стороны братьев и сестер. Открытость и согласованность поведения родителей решающим образом сказываются на усвоении детьми половой роли.

Более сложной в современном индустриальном мире считается половая идентификация девушек. Половая идентичность - единство поведения и самосознания индивида, причисляющего себя к определенному полу и ориентирующегося на требования соответствующей половой роли. Представление о природной сущности фемининности покоится на трех кажущихся универсальными предпосылках:

  • биологической зависимости женского организма от осуществления физиологических функций, связанных с продолжением рода (беременность, рождение и выкармливание детей);
  • социальной зависимости женщин от а) их вынужденной связи с детьми в период кормления грудью и б) связанной с этим преимущественной локализации женской деятельности в домашнем хозяйстве;
  • психологической зависимости, возникающей вследствие идентификации девушек с конкретными женщинами, за деятельностью которых они наблюдают.

Определение юности как периода, во время которого дается психосоциальный мораторий, ориентируется прежде всего на типичные (профессионально направленные) мужские биографии: юность рассматривается как время подготовки к квалифицированной работе, которая в дальнейшем позволит создать собственную семью. Специфический женский ход взросления обычно не рассматривается.

Во всех культурах роли мужчины и женщины неодинаковы (что вытекает из особенностей их функции при продолжении рода) и в основном соответствуют сложившимся полоролевым стереотипам. Мужчины, как правило, пользуются большей властью и уважением, их сексуальное поведение считается более активным и менее регламентированным. Важнейший аспект женской роли - привязанность к семье и домашнему хозяйству. Проявления этих особенностей сильно различаются в зависимости от социального слоя и могут подчеркиваться, усиливаться и дополняться общественными взглядами на социальные роли.

Сталкиваясь с традиционными моделями половой стратификации, где мужчинам отводится ведущая, главенствующая роль, а женщины выглядят зависимыми, подчиненными, люди подчас не замечают стоящей за этим более тонкой дифференциации публичной и домашней сфер. В патриархальных обществах публичная сфера, как правило, составляет привилегию мужчин, участие женщин в ней строго ограничивается, что создает впечатление их полного бесправия. Но такое впечатление иной раз ошибочно, поскольку в другой, домашней сфере бытия право принятия решений, столь же монопольно принадлежит женщинам, и мужчины не могут в них вторгаться.

В последние десятилетия центральное значение семьи и домашнего хозяйства в развитых странах для женщины утратило абсолютный характер. Работа ради заработка, по крайней мере в какой-то определенный период, стала считаться естественной составляющей в жизни женщины, в то время как ее семейная фаза сократилась, в том числе и вследствие уменьшения числа детей. Однако, хотя девушки и планируют профессиональную деятельность как обязательный этап своей жизни, их шансы на получение образования и работы ниже, чем у юношей. Кроме того, двойственная ориентация (на профессию и на семью) требует уравновешивания обеих тенденций в повседневной жизни и в планах на будущее. Психологически это ведет к колебаниям между двумя противоположностями, чреватыми внешними и внутренними конфликтами: эмоциональность, готовность помочь, способность к сопереживанию и т.д. сталкиваются со стремлением к успеху, конкуренцией и т.п. Часто девушки недостаточно подготовлены к разрешению этого конфликта.

В современной ситуации половая идентификация части юношей также затруднена из-за дискредитации мужской роли. Большое количество мужчин в нашей стране не способны из-за сложной социальной ситуации материально обеспечить свою семью, что приводит к отрицательной идентификации с половой ролью своих отцов, и юноши вынуждены обращаться к культурным образцам, представленным прежде всего телевидением. Такой процесс ведет к изменению полоролевых стереотипов общества.

Отношения полов являются взаимосвязанными. Пока власть женщин невелика, мужчины меньше боятся женской сексуальности; по мере роста женского влияния их озабоченность возрастает. Именно эмансипация женщин вызывает у современных мужчин, воспитанных в духе традиционной идеологии мужского верховенства (machismo), чувство демаскулинизации.

В исследовании было показано, что юноши и девушки по-разному представляют себе, какими должны быть современные девушка и юноша. Большие различия в оценках наблюдаются по личностным качествам, которые образуют и конкретизируют понятие женственность: доверчивость, заботливость, ласковость, милосердность, нежность, уступчивость. Для юношей в целом характерна тенденция к высокой оценке в девушках традиционно женских качеств. Современные девушки, не акцентируя этих качеств в своем облике, обнаруживают тенденцию к нивелировке полоролевых и общечеловеческих качеств. Юноши выше, чем девушки, оценивают те качества личности, которые традиционно считаются мужскими. Из полоролевых качеств юноши самые высокие баллы дали таким качествам, как воля, смелость, сила характера, самообладание. Девушки выше ценили великодушие, надежность, ответственнность, т.е. именно те качества, которые проявляются прежде всего по отношению к другим людям, в частности, по отношению к девушке. В целом, девушки в большей степени ориентированы на общечеловеческие качества.

Период взрослости представляет собой значительный по времени отрезок жизни человека, с этим связаны многие проблемы исследования данного периода. Взрослость является предметом исследования специальной отрасли возрастной психологии - акмеологии, внутри которой уже существует несколько взглядов на данный период, в том числе и взгляд на взрослость, как возрастное понятие, не связанное с понятием «зрелость».

Внутри периода взрослости выделяются подпериоды: ранняя взрослость, средняя и поздняя взрослость. Границы периодов взрослости не имеют четко очерченных рамок, так например, период ранней взрослости рассматривается: от 21 года до 25 лет - (Bromley D., 1966); 17-25 лет (Birren, 1964); от 20 до 25 лет (Erikson E., 1963); от 20 до 40 лет (Крайг., 2006). Таким образом, существуют заметные расхождения во взглядах на установление границ периодов. А.А. Реан отмечает, что данная ситуация обусловлена тем, что субъективное самоощущение и объективные показатели расцвета сил человека определяются не столько хронологическим возрастом, сколько различными факторами: социоэкономический статус, образовательный уровень, специфика профессиональной деятельности. В связи с этим в современной психологии развития всё в большей степени утверждается точка зрения Г. Крайг, что точно указать границы стадий развития взрослых людей довольно трудно, поскольку главная особенность развития во взрослости - минимальная зависимость его от хронологического возраста, в гораздо большей степени изменения мышления, поведения и личности взрослого человека определяются обстоятельствами жизни человека - его целями, установками, опытом, родом занятий.

Исследование, проведенное Л.А. Головей, показало, что на профессиональное самоопределение, общее перспективное планирование жизни существенное влияние оказывают пол и индивидуально-психологические особенности. Так, у юношей на профессиональное самоопределение влияют факторы дальней перспективы: чем больше определены планы на дальнейшую жизнь, тем выше уровень сформированности профессионального плана и степень уверенности в профессиональном выборе.

У девушек жизненное и профессиональное самоопределение не связаны между собой, для них характерны большая эмоциональность и ситуативность самоопределения, менее целостное мировоззрение. У юношей же профессиональное самоопределение органически входит и формируется в русле общей жизненной перспективы. Ближайшие планы девушек определяются в основном познавательными интересами, уровнем эмоциональной возбудимости. У юношей большое влияние на планирование ближайшей перспективы оказывают интеллектуальные показатели (комбинаторное мышление, общий уровень интеллекта) и уровень самоконтроля.

На перспективное планирование жизни молодежи независимо от пола влияют, в первую очередь, уровень сформированности самоконтроля и характеристики социальной смелости. У юношей в такое планирование активно вовлечены также интеллектуальные показатели.

Профессиональные и жизненные планы имеют большое значение для выбора профессии. Исследование готовности к профессиональному выбору показало, что у 75% юношей отсутствует четкий профессиональный план, и они обнаруживают низкую активность в выборе профессии. Сформированный профессиональный план имеют юноши с более высоким уровнем интеллектуального развития, наиболее успешные в учебе, морально нормативные и добросовестные, в то же время для них характерна более высокая тревожность. Анализ индивидуальных особенностей студентов с адекватным и неадекватным профессиональным выбором показал, что у учащихся с адекватным выбором профессии количество правильных самооценок в 3-4 раза больше. При сравнительном анализе этих групп обнаружены достоверные различия между ними по показателям вербального интеллекта, по уровню конструктивных способностей, по уровню общей самооценки, по эмоциональной зрелости личности и по уровню самоконтроля. Нужно отметить, что дифференциально-психологические характеристики, устанавливающие различия в психической жизни юношей и девушек и типологические различия в силе «Я», не очень велики. В отношении умственных способностей, познавательных возможностей их нет совсем. Большие различия существуют в эмоциональных реакциях и самосознании: девушки более чувствительны к мнениям о них, более ранимы, более откликаемы на критику, насмешки. Девушки более склонны к рефлексии, они более субъективны в своих оценках, чем юноши. В одинаковой степени в это время усваиваются половые роли и вырабатываются соответствующие индивидуальные стили поведения и общения. Юноши более объективно относятся к неприятностям, менее тревожны, реже испытывают страх.

В литературе отмечается большая эмоциональная чувствительность и эмоциональная нестабильность женщин. Изучение этого вопроса Е. П. Ильиным и В. Г. Пинигиным (2001) на школьниках и студентах с помощью самооценок жизненных проявлений эмоций показало, что лица женского пола явно превосходят лиц мужского пола во всех возрастных группах по эмоциональной возбудимости, в меньшей степени - по интенсивности, еще в меньшей степени - по длительности сохранения эмоций и эмоциональной устойчивости11.

Различие в ценностях.

Молодость и сложившийся веками уклад жизни берут свое, поэтому ведущими ценностями как у юношей, так и у девушек остаются "здоровье", "настоящая дружба" и "семейная жизнь" (последняя имеет больший вес у девушек). Кроме того, для юношей ведущей ценностью является "свобода действий и поведения", а для девушек - "уверенность в себе". Любимая работа и приятное времяпрепровождение имеют одинаковую значимость, но значительно уступают вышеназванным ценностям. Настораживает то, что, на последних местах находятся такие ценности, как чувство долга, чистая совесть, развитие своих способностей. Не вселяют оптимизма и данные - у молодых людей в возрасте  17лет, имеющих в основном среднее образование наименее значимыми оказались такие ценности, как развитие себя (познание своих индивидуальных особенностей, постоянное развитие своих способностей и личностных качеств) и креативность (реализация своих творческих возможностей, стремление изменить окружающую действительность).


Выводы


Так в результате исследования мной были получены результаты, которые говорят о том, что основные базовые ценности по гендерным показателям    оказались несформированными у данной категории обследуемых(5-16лет).

Анализ ценностей, наиболее предпочитаемых респондентами двух групп (юношей и девушек), показывает, что можно выделить блок повторяющихся, неизменных ценностей как терминальных, так и инструментальных. Терминальные, это такие как: красота природы и искусства, счастливая семейная жизнь, признание,  развитие. Инструментальные – ответственность, честность, аккуратность, жизнерадостность. Данные ценности можно отнести к нетипичным для этой возрастной выборки, что говорит о несформирован- ности базовых ценностей  у юношей и девушек.

В юношеском возрасте интенсивно формируются системы ценностных ориентаций, которые влияют на становление характера и на последующую самореализацию личности. Сложность изучения компонентов гендерной идентичности личности в раннем юношестве заключается в их непостоянстве, т.е. в любых изменениях в ценностных ориентациях и поступках людей, общества и особенно ярко это выражено в раннем юношеском возрасте. По результатам экспериментально-психологического исследования структуры ценностных ориентаций в раннем юношеском возрасте разного пола можно сделать следующие выводы:

  • В системе терминальных ценностей:

У юношей наиболее высокий ранг значимости имеют конкретные и  абстрактные ценности -  красота природы и искусства, наличие хороших и верных друзей, счастливая семейная жизнь, признание и материально обеспеченная жизнь. Такие ценности, как здоровье, равенство, а также свобода поступков, занимают в их иерархии последние места.

У девушек - характеризуются большей значимостью абстрактные жизненные ценности – красота природы и искусства, творчество, познание; мудрость, свобода, равенство оказались незначимыми ценностями, поставленные ими на последнее место.

  • Групповая иерархия инструментальных ценностей (т. е. ценностей-средств) характеризуется:

У юношей - большей ориентацией на ценности внутренних качеств личности: воспитанность, жизнерадостность, ответственность и аккуратность, при низкой значимости таких ценностей, как непримиримость с недостатками в себе и в других, высокие запросы и образованность.

У девушек - большей ориентацией на такие ценности как: аккуратность, жизнерадостность, честность, воспитанность, ответственность, при низкой значимости таких ценностей как - терпимость, чуткость, независимость, самоконтроль.

При более детальном рассмотрении можно выделить ряд особенностей. Так, для юношей выше значение «красота природы и искусства», «воспитанность», «множество друзей», «ответственность».  Для девушек более значимы такие ценности как  «аккуратность», «красота природы и искусства», «жизнерадостность», «творчество», «признание». Гендерные различия не столь велики, как это принято было считать, т.к. на  гендерную роль  в раннем юношеском возрасте влияет большое количество внешних факторов.

Таким образом, выделенные нами ценностные ориентации практически совпадают с типами ценностных предпочтений, доминирующих в общественном сознании. Данные личностные типы мало различаются между собой ориентацией на ценности адаптации, социализации и индивидуализации.

Из проведенного нами исследования, мы сделали следующий вывод: ценностные ориентации в раннем юношеском возрасте мало различны в зависимости от пола. Для юношей и для девушек - одинаково важными являются ценности социальной успешности и  ценности социального взаимодействия. Наличие именно этих ценностей, их содержание обуславливает и регулирует соответствующее поведение девушек и юношей.

Заключение

В целом, данные исследования свидетельствуют о явных противоречиях в выборе ценностей идеалов и нравственных ориентиров, то есть в моральном сознании современной российской молодёжи. Во многом неоднозначность и противоречия в ценностных ориентациях данной выборки могут быть связаны с проблемами самоопределения российского общества в целом, с отсутствием четко обозначенных в нем и принятых большинством моральных ценностей и ориентаций. С другой стороны, большое влияние оказывает всевозможная пропаганда СМИ (например, стереотипы «модного» полоролевого общения или образцы поведения «звезд»), что в период ранней юности часто служит ориентиром для внешнего, конформного поведения с целью соответствия «своей» группе сверстников, а следовательно, и отражается в поступках молодежи.

В связи с этим, процессы, захватывающие ценности молодых людей, приобретают особую значимость, ведь именно эти люди представляют собой ближайшее будущее общественной жизни страны. Изучение ценностных ориентаций в юношеском возрасте, особенно по полоролевому признаку, когда закладываются основы жизненных принципов личности, становится особенно актуальным в связи с постановкой проблемы нравственного воспитания подрастающей молодёжи в современном российском обществе. Данная проблема приобретает высокую значимость в условиях социально-экономической и духовно-культурной трансформации общества, вызванной ситуацией затяжного переходного перехода, сопровождающегося кардинальной переоценкой политических и экономических ценностей.

Ценностные ориентации, являясь центральным личностным новообразованием, выражают сознательное отношение человека к социальной действительности. Так же определяет широкую мотивацию поведения человека и оказывает существенное влияние на все стороны его действительности. Наличие ценностных ориентаций свидетельствует об определенном этапе формирования личности в раннем юношеском возрасте, появлении таких психологических структур, которые в значительной степени способствуют становлению его мировоззрения.

Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее взглядов на окружающий мир, к другим людям, к себе самому, основу мировоззрения. В современной России наблюдается некоторое падение нравственности молодежи, что означает смену ценностных ориентаций людей под влиянием различных обстоятельств. Можно сказать, что на сегодняшний день в стране сложилась новая морально-нравственная атмосфера, произошла переоценка ценностей, их творческое переосмысление, развернулись споры о преобразованиях во многих сферах человеческой жизни, в том числе и духовно-нравственной, моральной. В этой связи становится понятным особое значение ценностных ориентаций молодежи. Поэтому возникает задача целостной организации образовательного пространства, которая создавала бы условия для наполнения внутреннего мира в юношеском возрасте ценностным содержанием. Особая роль в ее решении принадлежит духовно-нравственному воспитанию, направленному на формирование эмоционально-мотивационной сферы личности.

Мы выяснили, что часто для девушек и юношей в раннем юношеском возрасте важными являются одни и те же ценности.  Таким образом, выдвинутая нами гипотеза о том, что структура ценностных ориентаций современной молодежи в раннем юношеском возрасте  не зависит от половой принадлежности - подтвердилась.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной деятельности.

Актуальность проблемы.  В настоящее время проявляется тенденция увеличения количества детей и подростков с девиантным поведением. Данное обстоятельство определяет важность и необходимо...

Развитие ценностных ориентаций подростков во внеурочной воспитательной деятельности. Статья

Актуальность проблемы.  В настоящее время проявляется тенденция увеличения количества детей и подростков с девиантным поведением. Данное обстоятельство определяет важность и необходимо...

Социализация студентов в условиях колледжа посредством формирования у них ценностных ориентаций в образовательном пространстве общественных дисциплин. Из опыта работы

Опыт работы показывает, что комплекс личностных качеств, необходимых будущему учителю для профессионального выполнения своих обязанностей, не приобретается человеком с рождения, а формирование у студе...

Формирование профессионально-ценностных ориентаций у будущих воспитателей

Обучение по модульной системе в колледже, которая предполагает интеграцию спецдисциплин, даёт возможность студентам понять прежде всего особенности взаимоотношений между воспитателем и детьми. Индивид...

Ценностные ориентиры в юношеском возрасте.

Юность - это определенный этап развития человека....

Формирование ценностных ориентаций современной молодёжи посредством государственной молодёжной политики

Формирование в процессе социализации ценностных ориентаций современной молодёжи, как самой динамичной части общества, является одной из главных проблем, целей и направлений молодёжной политики в любом...

ГЕНДЕРНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ ЮНОШЕСКОГО ВОЗРАСТА

Несмотря на то, что юношеский возраст в возрастной и социальной психологии ХХI столетия изучался достаточно подробно, современные молодежь отличаются от сверстников предыдущих поколений рядом социальн...