Ценностные ориентиры в юношеском возрасте.
статья на тему

Васильева Екатерина Леонидовна

Юность - это определенный этап развития человека.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_5.docx20.66 КБ

Предварительный просмотр:

Ценностные ориентиры в юношеском возрасте.

Юность - это определенный этап развития человека, лежащий между детством и взрослостью, данный переход начинается в отроческом (подростковом) и должен завершиться в юношеском возрасте. Переход от зависимого детства к ответственной взрослости предполагает, с одной стороны, завершение физического, полового созревания, а с другой - достижение социальной зрелости. Именно в этом возрасте происходит закрепление основных жизненных ценностей. Проблема ценностей и ценностных ориентации является предметом изучения ряда наук о человеке и обществе, в частности, философии, социологии, психологии, педагогики. «Понятие ценности скорее, чем любое другое, должно занять центральное место... способное объединить интересы разных наук, касающихся человеческого поведения». Сходного мнения придерживались и социологи и антропологи. Ученые рассматривали ценности как критерии, которые используются людьми для выбора и обоснования своих действий, а также для оценки других людей, себя и событий. Таким образом, ценности представляют собой в большей степени критерии оценки, чем качества, присущие самим объектам.

Исследования ценностей могут проводиться на двух уровнях анализа:

- на уровне личности (индивидуальных различий);

- на уровне культуры (различий в социальной культуре).

Исследованиями мотивационной сферы и ценностных ориентаций детей, подростков и юношей посвящены работы Л.И. Божович, Т.В. Драгуновой, Л.С. Славиной, Д.А. Леонтьева и др.

Ценностные ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую, иерархическую систему. Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов.

 Изучая работы Л.И. Божович, Т.В. Драгуновой я пришла к выводу, что основную роль в формировании ценностных ориентиров играет:

  • КУЛЬТУРНЫЙ ОПЫТ.  Как пишут Баякас и Зевина: "Культура задает систему ценностных представлений, регулирующих индивидуальное и социальное поведение человека, служит базой для постановки и осуществления познавательных, практических и личностных задач. Культура переводит человека в другой способ бытия, способ, который лежит вне отдельного человека и является более осмысленным и упорядоченным.
  • МОРАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ.  По словам Г. С. Абрамовой: "Кроме норм морали, знаний о моральных качествах и идеале в истории морального сознания возникает необходимость в гибком и универсальном руководстве для человека. Ими стали моральные принципы. В этих принципах дается только общее основание для осуществления норм поведения и критерий для выбора правил в самых разных условиях" .
  • ЛИЧНЫЙ ОПЫТ. Этот фактор является самым значимым по степени влияния на формирование системы ценностей у человека. Так, например, ценностные ориентации взрослого отличаются гораздо большей устойчивостью по сравнению с системой ценностей ребенка, т. е. личный опыт "закрепляет" отдельные ценности, имеющие для конкретного человека определенную значимость.
  • АТМОСФЕРА ВНУТРИСЕМЕЙНЫХ ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИХ ОТНОШЕНИЙ.  Фактор отношений между детьми и родителями имеет длительный характер, поэтому является одним из важнейших по степени влияния на ребенка, и в частности - на его жизненные ценности. При этом семейные условия складываются из социального положения, рода занятий, достатка, уровня образования родителей. Они в значительной мере предопределяют жизненный путь ребенка. Несмотря на то, что внутрисемейные детско-родительские отношения являются лишь одной из составных частей человеческой жизни, их следует особенно подчеркнуть, т. к. именно сферу семейной жизни ребенок впервые начинает понимать отношения человека с миром вокруг.

Опираясь на «Опросник терминальных ценностей» И. Г. Сенина и методику Ш. Шварца. Я провела ряд тестов с первыми и вторыми курсами учебного учреждения, сравнила детей из разных семей и выявила доминирующие системы ценностей у детей юношеского возраста.

  1. Доминирующими терминальными ценностями среди юношей и девушек 16-17 лет являются:
  1. - здоровье,
  2. - наличие друзей,
  3. - счастливая семейная жизнь.
  1. Доминирующими инструментальными ценностями среди юношей и девушек являются:
  1. - образованность,
  2. - честность,
  3. - жизнерадостность.

В целом, среди терминальных ценностей чаще выделяют  ЦЕННОСТИ ЛИЧНОЙ ЖИЗНИ, а среди инструментальных - ЭТИЧЕСКИЕ и ЦЕННОСТИ ДЕЛА. Но жизненные планы юношей и девушек, как по содержанию, так и по степени их зрелости, социального реализма и охватываемой временной перспективе, весьма различны. Поэтому любая работа психолога и педагога с юношеской категорией должна быть направлена, с одной стороны, на разрешение конкретной проблемы, а с другой стороны - на упрочение (или коррекцию) жизненных ценностей и мировоззренческой позиции.

Литература:

  1. Кирилова Н.А. Ценностные ориентации в структуре интегральной индивидуальности старших школьников / Н.А. Кирилова // Вопр. психологии. – 2000. – №4. – С.29–37.
  2. Леонтьев Д.А. От социальных ценностей к личностным / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1996. – № 4. – С. 35 – 43.
  3. Леонтьев, Д.А. От социальных ценностей к личностным / Д.А. Леонтьев // Вестник МГУ. Серия 14. Психология. – 1996. – № 4. – С. 35 – 43.
  4. Никандров В. В. Вербально-коммуникативные методы в психологии/В. В. Никандров. – СПб.: Речь, 2002. – 120 с.
  5. Обухова Л. Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2001. – 442 с.
  6. Попов В.А., Кондратьева О.Ю. Изменение мотивационно-ценностных ориентаций учащейся молодежи / В.А. Попов, О.Ю. Кондратьева // Социол. исслед. – 1999 – №6. – С.96–99.
  7. Психология. Словарь / под общ. ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Политиздат, 1990. – 494 с.
  8. Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С.Л. Рубинштейн. – СПб.: Питер Ком, 1999. – 720 с.
  9. Скриптунова Е.А. О предпочтениях городской молодежи: (Заметки об исследовании) /Е.А. Скриптунова // Социол. исслед. – 2002. – №1. – С.105–11.
  10. Стойлик А.Ю. Особенности ценностных ориентаций современных старшеклассников. [Электронный ресурс] / А.Ю. Стойлик // – Режим доступа: URL: //http://www.humanities.edu.ru/db/msg/46143 – сайт «Социально-гуманитарное и политологическое образование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Ценностные ориентиры студентов на получение профессионального об-разования, их отношение к выбранной профессии и карьере»

План:1. Введение.2. Социальная значимость профессии.3. Результаты опроса студентов....

Ценностные ориентиры студентов на получение профессионального об-разования, их отношение к выбранной профессии и карьере»

План:1. Введение.2. Социальная значимость профессии.3. Результаты опроса студентов....

презентация "Особенности юношеского возраста"

материал об особенностях юношеского возраста  может использоваться на ШПМ, педагогическом Совете...

Гендерные различия в сфере ценностных ориентаций в раннем юношеском возрасте

Ранняя юность завершает период полового созревания и является важным этапом психосексуального развития личности. Дифференциация половых признаков (телесных, поведенческих и характерологических) и роле...

Механизмы психологической защиты у сирот в юношеском возрасте.

Проблема психологических защит у сирот в юношеском возрасте на сегодня является одной из наиболее обсуждаемых. Защитные процессы  у сирот сугубо индивидуальны, многообразны. Начиная с раннего дет...

Комплект КОМ ПМ 01, МДК 01.01- Период младшего, среднего и старшего школьного возраста (подростковый, пубертатный) Период юношеского возраста-2019 г

Тестовые задания представлены в следующей стандартизированной форме: закрытой. Тестовые задания направлены на выявление знания общих, принципиальных положений темы. Задание сопровождается инструкцией ...

Формирование ценностных ориентиров на уроках естественного цикла в начальной школе посредством проектной деятельности.

        Воспитывающий потенциал любого урока может быть очень высоким, если воспитание происходит благодаря комплексным воздействиям: - стиля образовательного общения, - дид...