Сопоставительный анализ повести И.С. Тургенева «Первая любовь» и рассказа Ф.М. Достоевского «Маленький герой».
методическая разработка на тему

Вихлянцева Светлана Юрьевна

Вниманию предлагается методические рекомендации (как вариант) проведения занятий по изучению повести И.С.Тургенева "Первая любовь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turgenev_i.s.docx39.74 КБ

Предварительный просмотр:

Пояснительная записка.

     Иван Сергеевич Тургенев – один из интереснейших писателей ХIХ века. Высокие идеи в его произведениях сочетались с совершенством художественной формы и глубокой поэтичностью. Непревзойденный мастер слова оставил произведения, которые передаются из поколения в поколение как замечательные образцы реалистического искусства. В его романах, повестях, рассказах, проникнутых гуманными и благородными чувствами, перед читателями оживают картины прошлой жизни нашего народа, картины русской природы, русская душа. Герои Тургенева оказывали и продолжают оказывать глубокое воздействие на формирование культуры человеческих чувств в самом широком смысле этого слова. Не случайно писателя признавали воспитателем эстетических и нравственных эмоций не только в России, но и на западе. Перед ним преклонялись такие знаменитые французские писатели, как Г. Флобер, Э. Золя, А. Доде, Г. Мопассан.

     Произведения И.С. Тургенева, отобранные современными программами по литературе для старших классов, дают возможность привлечь внимание учащихся к  волнующим их нравственным проблемам, расширить их жизненные впечатления, способствовать формированию их художественного вкуса, поэтому, основная задача учителя литературы – заронить в души учеников живой интерес к творчеству Тургенева. Повести «Ася» и «Первая любовь» во многом отвечают личностным потребностям читателей – подростков, вступающих в период взросления с наступления ранней юности (повести изучаются в 8 и 9 классах).

     Учёт специфики жанра тургеневской повести – исповеди является одним из необходимых условий проникновения учащихся в идейно – художественную структуру произведения, осмысления авторской позиции, понимания своеобразия поэтики.

     Прежде, чем учащиеся перейдут к анализу романов Тургенева в 10 классе, они познакомятся с более ранними его произведениями – повестями 50-х годов. В них школьники обнаружат те же темы, те же мысли и чувства, тот же тип людей, что и в романах. И чтобы при изучении более поздних произведений учащиеся смогли глубже понять, осмыслить романы, следует уделить особое внимание повестям, их разбору и комментариям. Так, среди тем повести «Ася» и романа «Рудин» основной является тема настоящей любви, любви – несчастья, всепоглощающего чувства, испытать которое дано только настоящим, духовно богатым людям. Уверовав в героя, «тургеневская девушка» благоговеет перед ним… учится, любит. Эти же чувства испытывали и Наталья Ласунская, и Ася.[1]

 Мы можем говорить о повторяющейся, кульминационной для понимания героя ситуации – герой в прозе Тургенева часто проверяется любовью. Очень важно, что повести «Ася» и «Первая любовь» введены в школьную программу, так как эти произведения близки читателю – подростку тем, что школьники в этом возрасте испытывают чувства, схожие с теми, о которых говориться в повестях.

                               Задачи методической разработки:

  1. разработать и обосновать систему уроков по изучению повестей И.С. Тургенева в 8 и 9 классах;
  2. познакомить школьников со спецификой тургеневской повести – исповеди, что обогатит учащихся в теоретико-литературном плане, пробудить внимание учащихся к приёмам раскрытия писателем характеров героев, картин природы, к особенностям поэтики произведения;
  3. вызвать интерес современных читателей – подростков к нравственно – философским вопросам, поставленным в повестях Тургенева, к образу «тургеневской девушки». С этой целью разработать виды самостоятельных работ, проблемные вопросы, которые побудили бы у учащихся мысли, чувства, воображение, желание высказать и обосновать собственные суждения о героях и их поступках;
  4. при работе над повестью «Первая любовь» провести сопоставительный анализ этого произведения с рассказом Ф.М. Достоевского «Маленький герой», которые посвящены одной теме – формированию нравственного облика и жизненных позиций личности подростка.

Особенности изучения повести И.С. Тургенева «Первая любовь» в 9 классе.

     В этой разработке речь пойдёт об основных темах уроков по повести И.С. Тургенева «Первая любовь», будет предложен вариант урока сравнительно – сопоставительного анализа этой повести и рассказа Ф.М. Достоевского «Маленький герой».

§ 1. Основные темы  и вопросы, которые следует осветить при изучении повести И.С. Тургенева «Первая любовь».

Так как эта повесть изучается после повести «Ася» и учащиеся уже знакомы с некоторыми особенностями прозы И. С. Тургенева, то мы , в первую очередь, обращаемся к темам и вопросам, которые вызвали особый интерес школьников. К ним относятся тема любви и страсти, становления личности, современного звучания произведений Тургенева, сравнительно – сопоставительный анализ повести и рассказа Ф.М. Достоевского «Маленький герой».

     Повесть «Первая любовь» глубоко автобиографична. Об этом говорит и сам Тургенев: «Это единственная вещь, – говорил он, - которая мне самому до сих пор доставляет удовольствие, потому что это сама жизнь, это не сочинено… «Первая любовь» - это пережито».[2] Автобиографический характер «Первой любви» подтверждают и воспоминания Н.А. Островской, которой писатель говорил: «В «Первой любви» я изобразил своего отца… Отец мой был красавец… Он был очень хорош – настоящей русской красотой. Он обыкновенно держал себя холодно, неприступно, но стоило ему захотеть понравиться, - и в его лице, в его манерах появлялось что-то неотразимо очаровательное». На вопрос Н.А Островской, кто являлся прототипом молодого героя? – Тургенев ответил: «Этот мальчик – ваш покорный слуга.

  • Как?! И вы так влюблены были?
  • Был.
  • И с ножом бегали?
  • И с ножом бегал».[3]

     Учителю необходимо в своем вступительном слове перед анализом повести осветить этот вопрос: рассказать о том, как менялись главные действующие лица (первоначально это были дядя – брат отца, жена его, тетка героя и мальчик тринадцати или пятнадцати лет, сирота), но уже в черновом варианте начинают появляться слова «матушка» и «отец». Тургенев сохранил это родство в окончательном варианте, что придало большую остроту столкновению, происходившему теперь между сыном и отцом. Другой вопрос, над которым много размышлял Тургенев, - возраст героя. Автор постепенно пришел к убеждению, что главное действующее лицо повести не может быть мальчиком тринадцати или пятнадцати лет. Шестнадцатилетний возраст Володи (в окончательном тексте повести) делает более убедительным психологический рисунок его сложных переживаний.

     Тема любовь и страсть в повести «Первая любовь» вызвала наибольший интерес учащихся. Прежде всего, выясняем, какая из сцен произведения оказала на них самое сильное впечатление и почему. Среди многих сцен школьники называют и кульминационную сцену повести – удар отца героя хлыстом по руке Зинаиды. Эта сцена читается в классе. После прочтения, учитель предлагает следующий вопрос: как вы считаете, какое чувство здесь показано? Этот вопрос вызывает дискуссию, в процессе которой учащиеся пытаются раскрыть различия между первой любовью, которую испытывает Вольдемар, и страстью, которая владеет Зинаидой. Чтобы учащимся получше разобраться в чувствах героев, их отношениях, следует рассмотреть образы главных действующих лиц. В результате анализа образов Владимира Петровича и Зинаиды, учащиеся приходят к следующим выводам:

  • Владимир Петрович испытывает чувство высокой, всепоглощающей любви, самого светлого и возвышенного чувства на свете;
  • Зинаида Засекина тоже испытывает сильное чувство, но оно отличается от чувства юноши. Страсть сжигает её, это чувство не радостное, а трагичное; и, мучаясь сама, она вольно или невольно мучает окружающих людей, увлеченных ею.

     Следует отметить, что огромную роль в формировании её характера играет окружающая среда, то общество, в котором она вращается.

     Важно отразить и точку зрения и самого Тургенева, который говорил о том, что страсть всегда губительна для человека. Это слишком сильное чувство, которое подчиняет себе человека, тому, в ком бушует страсть, нет спасения. У страсти – разрушительное начало, а у любви – созидательное.

     В разговоре о героях, об их сути учащиеся приходят к выводу, что ни одного участника этой повести мы не можем назвать отрицательным. В связи с этим говорим о том, каков же конфликт в этом произведении, так как видимого конфликта между положительными и отрицательными героями нет. В повести «Первая любовь» основной конфликт – противостояние первого светлого чувства и жестокой жизни. Мы говорим, что Зинаида не целиком виновата в том, что с ней случилось, так как окружение отложило на неё негативный отпечаток. Основная беда в том, что она при всём своём стремлении «вверх», при всём своём желании вырваться из окружающей среды, ничего не в состоянии сделать, и единственный выход для неё – это смерть.

      Как и при анализе повести «Ася», на уроках, посвященных повести «Первая любовь», следует обратить внимание на прием «тайного психологизма» Тургенева. Учащиеся вспоминают уже известный им материал, подбирают интересные примеры (в частности обращают внимание на тот эпизод, в котором Зинаида говорит о том, кого она любит). Можно предложить следующие вопросы: как читатель догадывается, что Зинаида влюблена? Как мы узнаем, кого любит героиня? Почему из всего своего окружения она выбирает именно отца героя?

     Следует вспомнить с учащимися и функции пейзажа в тургеневских повестях. Нам могут быть полезны такие вопросы: зачем введены в канву сюжета картины природы? Почему в своих произведениях И.С. Тургенев уделяет огромное внимание пейзажу?

     Как и при изучении повести «Ася», одной из микротем является роль искусства в повести «Первая любовь». Учащиеся, вспоминая уроки в 8 классе, говорят о том, что искусство в произведениях Тургенева является своеобразным индикатором героев. Человек, по мысли автора, не способный любить, не способен понимать и восхищаться искусством; а человек, который любит, может постичь чувства другого человека, выраженные в произведениях искусства. Недаром Владимир Петрович после того, как услышал выдуманный Зинаидой сон, молвил: «… « Она полюбила, - невольно шептали мои губы. – Но кого?»»[4] Герой под влиянием услышанного приоткрыл завесу над тайной души Зинаиды.

     В поэзии герой находит чувства, сходные со своими собственными: те же мысли, которые его терзают, и поэтому лирика становится ближе и понятнее ему: « - «Что не любить оно не может», - повторила Зинаида. - Вот чем поэзия хороша: она говорит нам то, чего нет и что не только лучше того, что есть, но даже больше похоже на правду… Что не любить оно не может – и хотело бы, да не может! – Она опять умокла и вдруг встрепенулась и встала…».[5] В тексте присутствует и разговор о «Гамлете», что является важной деталью, ибо читатель в отличие от Владимира Петровича, уже четко видит, кого любит Зинаида и понимает почему.

     Важно в беседе с учащимися обратиться к финалу повести и выяснить его смысл. Предлагаются следующие вопросы: почему у повести именно такой конец? Мог ли он быть другим? В чем причины такого финала?

     Говоря об особенностях повестей Тургенева в целом и повести «Первая любовь» в частности, нужно вспомнить и об исповедальном характере произведения. Учащиеся достаточно быстро раскрывают особенности повести-исповеди, отвечая на опорные вопросы: зачем автор использует прием «рассказа в рассказе»? Почему Владимир Петрович не сразу рассказывает историю о своей первой любви, а просит времени, что бы написать её и только потом преподнести на суд слушателей? Почему И.С. Тургеневу очень важно, что записки героя – это его своеобразная исповедь? Разрабатывая эту тему на уроках, мы приходим к следующим выводам: прием «рассказа в рассказе» для автора очень важен, так как человек повествует о своей юности, от которой отделён большим промежутком времени, поэтому появляется чувство ностальгии по приятным, давно ушедшим временам. С тех пор герой лучше в себе разобрался, многое понял и смотрит на эту историю уже иными глазами, автор хочет довести до читателя историю первой любви, рассказанную через большой временной промежуток, пережитую в памяти много раз.

     Эта повесть носит исповедальный характер, и это важно для И.С. Тургенева: человек на исповеди или в своём дневнике (записи Владимира Петровича мы можем считать таковыми) никогда не покривит душой, отразит свои истинные мысли и чувства. Когда человек пишет дневник, он наедине сам с собой, а самого себя обмануть невозможно. В дневнике анализируют собственные мысли, поступки со всей полнотой и строгостью суждения. Тургенев использует этот приём для того, чтобы показать читателю, что все слова, мысли, чувства, идут от самого сердца героя, они не надуманы, именно этими мыслями и чувствами жил герой, и чем больше мы знаем их, тем глубже и легче поймём героя, проникнемся к нему какими-либо ответными чувствами.

     После обсуждения особенностей тургеневских повестей, сути изображаемых в них героев и конфликтов мы ставим перед учащимися следующий вопрос: интересна ли эта повесть сейчас по прошествии почти ста пятидесяти лет с момента её написания? Этот вопрос вызвал массу разнообразных и противоречивых суждений. Так, школьники считают, что:

  • Это произведение современно и очень интересно, оно вне времени, так как в «Первой любви» говориться о чувствах, над которыми время не властно: о возвышенной любви, когда любящий готов пожертвовать всем, даже собственной жизнью, ради любимого; о страсти – сильнейшем, всепоглощающем чувстве, которое губит человека; о ревности, без которой нет и не может быть любви; о самой жизни, в которой многое меняется, но основные законы остаются незыблемыми;
  • Повесть очень интересная, захватывающая, вызывающая у читателя сильные эмоции, но о современности звучания этого произведения говорить нельзя. У нас другое время, другие отношения, и, мне кажется, что подобная история не могла бы произойти сейчас; а если бы такое и случилось, то у неё наверняка был бы хороший конец. Сейчас люди смотрят на многие вещи по-иному, и когда двое любят друг друга, особенно так сильно, как показано в повести, между ними не должно стоять никаких преград. В наше время их счастье возможно.

     После этой дискуссии учитель, во многом соглашаясь с учениками, подводя итоги урока, ведет разговор о том, к каким выводам приходят учащиеся, прочитав произведение, выясняет, как они поняли идею повести. На вопрос, о чём эта повесть, мы получили такие ответы: эта повесть о первой настоящей любви, о страданиях молодых людей, подчас невыносимо тяжёлой жизни, о силе души, которая помогает преодолеть все тяготы жизни. Любовь – это страшная сила, которая может возвысить человека до небес или опустить в ад. Но надо всегда помнить, что выбор делает сам человек.

     Ещё одной важной темой, освещённой  на уроках, была тема становление личности героя. Учащиеся проследили, как влюблённый мальчик постепенно под влиянием своего чувства, переживаний становится мужчиной. Как крах первой любви, открытие силы чувств отца и Зинаиды пополняют его жизненный опыт, показывают ему  саму жизнь, недаром он говорит: « Вот это любовь, - говорил я себе снова и снова, сидя ночью перед  своим письменным столом, на котором уже начали появляться тетради и книги, - это страсть!… Как, кажется, не возмутиться, как снести удар от какой бы то ни было!… от самой милой руки! А, видно, можно, если любишь… А я-то… я-то воображал…»[6] 

     На этих уроках мы пришли к выводу, что эта повесть, конечно же, носит  основные черты творчества Тургенева 50-х годов, но и обладает своей собственной, непохожей на другие произведения самобытностью.

               

§ 2. Сопоставительный анализ повести И.С. Тургенева «Первая любовь» и рассказа Ф.М. Достоевского «Маленький герой».

     Учащиеся проявили особый интерес к уроку «Первая любовь» И.С. Тургенева и «Маленький герой» Ф.М. Достоевского, целью которого был сравнительно – сопоставительный анализ этих произведений, поэтому мы считаем целесообразным остановиться на этом уроке подробнее.

     В начале этого урока мы знакомим учеников с историей создания рассказа «Маленький герой». Мы говорим о том, что в 50-е годы ХIХ века тема становления личности становится одной из ведущих тем литературы того времени. Живые и непосредственные впечатления оказывали влияние на формирование нравственного облика, жизненной позиции, на мировоззрение человека. Этой теме отдали дань такие писатели как Л.Н. Толстой, И.С. Тургенев, Ф.М. Достоевский. Особенно интересен рассказ Ф.М. Достоевского «Маленький герой», который был написан в 1849 году в Петропавловской крепости. Опубликован он был в 1857 году, почти одновременно с выходом в свет в 1860 году повести «Первая любовь». Учитель может привести слова самого Ф.М Достоевского о своем рассказе, и после этого перейти непосредственно к сопоставительному анализу этих произведений.

     На уроке были предложены следующие вопросы, положившие начало беседе: Что общего, чем схожи между собой повесть И.С. Тургенева «Первая любовь» и рассказ Ф.М. Достоевского «Маленький герой»? Какое произведение произвело на вас наиболее сильное впечатление? Мы получили очень интересные ответы:

  • Оба этих произведения рассказывают о первой, неразделённой любви.    Главными героями этих произведений являются мальчики (Вольдемару было 16 лет, а маленькому герою – 12). И в одном, и в другом произведении герои сильно страдают от чувства любви, наблюдают за любимыми, делают свои выводы о происходящем, совершают поступки;
  •  И в том, и в другом произведении сильнейшее чувство остаётся безответным, но герой Достоевского стремится сделать всё, чтобы любимый человек был счастлив, в то время, как Владимир Петрович выступает лишь сторонним наблюдателем;
  •  Оба этих произведения находят громадный отзыв в душе читателя, не оставляют его равнодушным, учат сопереживанию.

     Вот несколько слов учащихся о том, какое произведение произвело на них наиболее сильное впечатление:

  • «Первая любовь», так как здесь говориться о любви, мучениях, страданиях и редких моментах радости героев, ни один из которых не был по-настоящему счастлив, а в «Маленьком герое» в центре внимания стоит только любовь героя. Тургенев ведёт с читателем диалог, в котором с каждой новой мыслью интересно, что же будет дальше, и кода ты дочитал повесть до конца, испытываешь глубочайшее чувство сострадания, задаёшь себе вопрос: почему всё случилось именно так? А когда читаешь «Маленького героя», ты твердо знаешь, чем всё кончится;
  • «Маленький герой» - это, по сути, светлое произведение. Оно берёт за душу тем, как описывает герой дам, себя, свои поступки, события. Когда читаешь – восхищаешься маленьким героем этого рассказа; в его действиях и поступках много детского, но уже есть много и взрослых черт. Мне кажется, что когда он вырастет, он  будет настоящим человеком. Этот герой покоряет буквально с первых страниц повести. В отличие от  Владимира Петровича, который старше его,  мы видим более разумный, реальный подход к жизни. Перед нами действительно герой. Наверное, в первую очередь, он думает не о себе, а о другом человеке. И всё-таки это жизнеутверждающее и любвиутверждающее произведение.

     По ответам учащихся мы видим, что они интуитивно, основываясь только на первых впечатлениях от прочитанных произведений уже наметили основные различия в миропонимании авторов, их точек зрения, настроения их произведений. Основываясь на этом, учитель, чтобы подвести учащихся к обоснованным точкам зрения на основные конфликты этих произведений, на их идею, переходит к анализу заглавия рассказа «Маленький герой». На вопрос о том, почему Ф.М. Достоевский называет рассказ именно так, мы получили достаточно точный ответ: название – одна из самых важных частей произведения. Обычно в заглавие автор выносит основную идею. Когда мы прочитали слово «герой» в названии и начинаем знакомство с рассказом, на память приходят образы средневековых рыцарей, которые служили своей даме сердца. Перед нами и предстаёт такой герой, человек, способный на поступок, который совершает ничего не прося в замен, просто радуясь счастью любимого человека, тем, что именно он сделал героиню счастливой. Ещё мне кажется, что уже в самом названии автор даёт нам свою очень высокую оценку герою, это именно «герой» во всей полноте значения этого слова.

     Опираясь на разговор о заглавии, учитель переходит к теме: как проявляется героизм в рассказе Ф.М. Достоевского. Здесь школьники говорили следующее:

  • Он назван героем потому, что в состоянии совершить поступок кому-то во благо, причём не только детский по сути (не побояться сесть на лошадь, на которую опасались сесть опытные наездники, после чего его и «посвятили» в рыцари), но и взрослый поступок – спасти честь любимой женщины, и не только это, ещё он подарил ей несколько счастливых моментов. Герой всей душой мог откликнуться на боль и радость другого человека;
  • Его в шутку называли «рыцарем», но на всём протяжении рассказа он по-рыцарски стремится исполнить все мельчайшие желания своей дамы;
  • Он сквозь своё горе и грусть (она начинается с того момента, когда герой случайно стал свидетелем тайного свидания: «…но помню, что было мне от чего-то ужасно грустно…») пытается делать доброе, хорошее, пытается услужить. Он способен всей полнотой своей души радоваться счастью другого человека: «… я догадался, что счастье было в этом письме и что развеяна, как дым, вся тоска её. Мучительно-сладкое чувство присосалось к моему сердцу, тяжело было мне притворяться… Но вся душа моя как-то глухо и сладко томилась, будто прозрением чего-то, будто каким-то предчувствием. Что-то робко и радостно отгадывалось испуганным сердцем моим, слегка трепетавшим от ожидания… И вдруг грудь моя заколебалась, заныла, словно от чего-то пронзившего её, и слёзы, сладкие слёзы, брызнули из глаз моих. Я закрыл руками лицо и, весь трепеща, как былинка, невозбранно отдался первому сознанию и откровению сердца, первому, ещё нелепому прозрению природы моей… Первое детство моё кончилось с этим мгновением…»[7];
  • Маленький герой – очень светлый образ, он в первую очередь вызывает чувство радости и сочувствия по отношению к себе. Он умеет ценить красоту природы, красоту человеческого лица – очень показателен момент, когда герой описывает лицо «его красавицы», в тот момент, когда маленького героя сняли с лошади – но ещё не совсем осознаёт то чувство, которое его посетило;
  • В его любви нет эгоизма, в ней только подлинное рыцарство, готовность к подвигу. Он, в отличие от Владимира Петровича, более деятельная натура, он не мечтает о том, как будет спасать свою даму сердца, а просто и скромно делает. Он способен совершить поступок.

     Как мы видим, учащиеся совершенно точно увидели основные черты героизма этого мальчика. Говоря о рыцарстве маленького героя, школьники сравнивали этот персонаж с Вольдемаром. У учеников получилось очень хорошее и точное сопоставление этих героев. Исходя из их ответов, мы пришли к выводу, что суть персонажей школьники определили верно. Приведем несколько их ответов:

  • Владимир Петрович стремится сделать Зинаиду счастливой, пытается утешить её, но не в состоянии ей помочь (разве только в своих мечтах), он немного эгоистичнее маленького героя;
  • Вольдемар более способен мечтать и размышлять, нежели действовать и поэтому не может способствовать счастью любимого человека. Его рыцарство скорее в том, что он может выполнять только глупые и опасные поручения – прихоти героини и мечтать о том, как он станет  её героем.

     После разговора об образах главных героев, суть которого сводится к сопоставлению персонажей,  их поступков, их рыцарства, мы говорим об их внутреннем мире, о том, чьи наблюдения глубже, с чем это связано, как характеризует это героев. Учащиеся пришли к единому мнению: наблюдения маленького героя более глубоки. Он умеет анализировать, делать выводы. Он ещё не настолько ослеплён любовью; герой не думает только о себе и в состоянии глубже понять другого человека. Он умеет всматриваться и видит, умеет вслушиваться и слышит. Всё происходящее дано глазами героя, и без его блестящих характеристик, без выводов мы не смогли бы проникнуть в мир произведения. И только потому, что он способен всё замечать, слышать, анализировать, способен и совершать героические поступки. Владимир Петрович по перепаду настроения, по поведению и речам скорее чувствует, что Зинаида влюблена. Но он не может догадаться, в кого она влюблена. Читатель всё давно понял, а для Вольдемара было неожиданностью открытие того, что героиня любит его отца. Может быть эта слепота, эгоизм и заставляют ещё больше мучаться Засекину. Он не может ей  помочь потому, что не знает, что ему делать.

     Для того чтобы глубже понять идею этих произведений, учитель после сопоставления образов героев обращается к важному для понимания сути произведений в целом – к кульминации. Мы говорим о том, как проявляются душевное состояние героя в наивысший момент развития действия. Интересно отметить, что школьники верно отметили основные отличия образов героев, их чувств, конфликтов произведений:

  • Кульминация «Маленького героя» - тот момент, когда мальчик отдаёт письмо, героиня читает, а герой испытывает радость и счастье от того, что сумел сделать счастливым любимого человека;
  • Кульминация «Первой любви» - сцена удара хлыстом по руке Зинаиды, когда герою становится ясно, кого и как сильно она любит. Он видит удар, видит реакцию на него. Но герой был не в состоянии понять того, что произошло, почему она, мучавшая тех, кто был ей увлечён, так перенесла этот удар, не мог понять, почему её, эту богиню, бьют. Вольдемар, несомненно, понял, что такое настоящая любовь и все свои мысли, чувства, стремления уже воспринимал через эту призму: «… и моя любовь, со всеми своими волнениями и страданиями, показалась мне самому чем-то таким маленьким, и детским, и мизерным перед тем другим, неизвестным чем-то, о котором я едва мог догадываться и которое меня пугало, как незнакомое, красивое, но грозное лицо, которое напрасно силишься разглядеть в полумраке».[8] Оба героя в кульминационных моментах плачут, но в одном случае это слёзы радости, а в другом – слёзы грусти по тому, что прошло мимо героя, о том чувстве, которого он видел лишь небольшой кусочек. Мы видим разные по сути проявления силы любви: всё стерплю ради любимого или всё сделаю для счастья любимого.

     Соглашаясь во всём со своими учениками, учитель, чтобы завершить эту тему, может сказать о том, что эти произведения близки по темам, но у них совершенно разные идеи, авторы используют отличные друг от друга методы и приёмы раскрытия образов героев, конфликтов и так далее. При сопоставительном анализе повести И.С. Тургенева «Первая любовь» и рассказа Ф.М. Достоевского мы видим, что существует несколько верных ответов на один вопрос, и подводим учащихся к тому, что из одной и той же ситуации можно выйти и победителем, и побеждённым, и только сам человек, совершая свои маленькие героические поступки, способен сделать счастливым и себя, и окружающих, любимых людей.

     Повесть И.С. Тургенева «Первая любовь» очень интересна учащимся (когда их попросили назвать повести, с которыми, как они считают, надо обязательно познакомиться, одной из первых в списке стояла именно эта повесть). Наша задача – сделать уроки по этой теме познавательными, интересными, заронить в души школьников интерес к творчеству И.С. Тургенева, к нашей классической литературе. При проведении уроков, схема которых предложена выше, мы реализовали поставленные нами задачи; и считаем своей удачей то, что школьники заинтересовались великим русским писателем, его творчеством, о чём мы можем судить, исходя из устных ответов, бесед, самостоятельных работ. Повесть «Первая любовь» - благодатный материал для преподавания в 9 классе.


[1] Фридлянд В. Повести Тургенева 50-х годов // И.С. Тургенев собр. соч. В 10 тт., т. 6. – М., 1962., С 256.

[2] И.С. Тургенев в воспоминаниях современников. – М., 1983.

[3] Там же.

[4] Тургенев И.С. Первая любовь.// И.С. Тургенев. Собр. соч. в 12  тт., т. 6. – М.,  1955.

[5] Там же.

[6] Тургенев И.С. Первая любовь.// И.С. Тургенев. Собр. соч. в 12 тт., т. 6. – М.,1955.

[7] Достоевский Ф.М. Маленький герой.// Ф.М. Достоевский. Собр. соч. в 10 тт., т. 2. – М., 1956.

[8] Тургенев И.С. Первая любовь.// И.С. Тургенев. Собр. соч. в 12 тт., т. 6. – М., 1955.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методический доклад по теме "Преподавание сольфеджио в ДМШ. Сольфеджио, или любовь с первых нот"

Предмет сольфеджио в ДМШ является одним из сложных предметов. Многие учащиеся откровенно не любят этот предмет. В докладе представлены интересные методические приемы и находки из личного опыта, позвол...

АВТОРСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА НА ОСНОВЕ КЕЙС-МЕТОДА ПО ТЕМЕ: «НОВЫЙ ГЕРОЙ НОВОЙ ЭПОХИ» (по рассказу М. Зощенко «Аристократка»)

Аннотация к уроку по теме: «Новый герой новой эпохи».(По рассказу М. Зощенко «Аристократка»)Уроки построены в рамках авторской технологии «Перспектива» Т. А. Прищепа. Технология создана на основ...

План-конспект открытого урока по литературе (анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч")

Данный материал можно использовать на уроках литературы в 10 классе....

НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ СОПОСТАВИТЕЛЬНОГО АНАЛИЗА ЗАИМСТВОВАННЫХ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

Это   статья  написана в соавторстве со студентами 3 курса  и посвящена анализу психологических терминов, заимствованных в русский язык с их анг...

Презентация "Тема маленького человека в рассказе А.П. Чехова "Смерть чиновника"

Презентация помогает учащимся сконцентрироваться на идее и композиции рассказа.1слайд         Тема «маленького человека"                ...

Методическая разработка открытого занятия на тему "Испытание любовью" (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")

Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплект урока на тему: «Испытание любовью»  (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).В процессе ...

Студенческий практико-ориентированный проект "Анализ преимуществ естественного вскармливания детей первого года жизни"

Наиболее сбалансированным, самым оптимальным продуктом для питания детей первого года жизни является женское молоко, которое рассматривается как золотой стандарт питани ребенка первого года жизни, выр...