Методическая разработка открытого занятия на тему "Испытание любовью" (По роману И.С. Тургенева "Отцы и дети")
методическая разработка на тему

Бокарёва Светлана Флюровна

Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплект урока на тему: «Испытание любовью»  (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

В процессе изучения темы главными задачами являются:

& сформировать у студентов аналитическое мышление;

& уметь отстаивать собственную точку зрения;

& способствовать воспитанию речевой культуры;

& способствовать развитию эстетического вкуса;

Урок предполагает научить студентов читать и понимать роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», рассмотреть любовную линию в романе и её место в общей проблематике произведения, ориентироваться в нравственных, философских проблемах романа, выработать навыки самостоятельной оценки изображаемых явлений и литературных героев раскрыть суть отношений героев романа «Отцы и дети».

 На уроке используется разнообразный учебный материал, в том числе рабочий лист-конспект, мультимедийная презентация с иллюстративным материалом (с использованием эпизодов из кинофильма «Отцы и дети», 2008г).рививать интерес к учёбе в целом и к урокам литературы в частности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл turgenev_ispytanie_lyubovyu.docx75.67 КБ
Файл rabochiy_list_uroka.docx88.65 КБ

Предварительный просмотр:

  1. Пояснительная записка.

 Настоящая методическая разработка представляет собой учебно-методический комплект урока на тему: «Испытание любовью»  (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

В процессе изучения темы главными задачами являются:

& сформировать у студентов аналитическое мышление;

& уметь отстаивать собственную точку зрения;

& способствовать воспитанию речевой культуры;

& способствовать развитию эстетического вкуса;

& прививать интерес к учёбе в целом и к урокам литературы в частности.

Использование на занятии элементов семинара позволяет учащимся самостоятельно изучить материал, развить их познавательные способности. Студенты в свою очередь учатся выступать с самостоятельными сообщениями, дискутировать, отстаивать свои суждения.

Урок предполагает научить студентов читать и понимать роман И. С. Тургенева «Отцы и дети», рассмотреть любовную линию в романе и её место в общей проблематике произведения, ориентироваться в нравственных, философских проблемах романа, выработать навыки самостоятельной оценки изображаемых явлений и литературных героев раскрыть суть отношений героев романа «Отцы и дети».

 На уроке используется разнообразный учебный материал, в том числе рабочий лист-конспект, мультимедийная презентация с иллюстративным материалом (с использованием эпизодов из кинофильма «Отцы и дети», 2008г).

  Большой объём дополнительного  материала: работа с текстом, защита проекта «Узнай героя», творческие задания, а также составление синквейна не только систематизируют знания по данному материалу, но и позволяют активизировать мыслительную деятельность студентов, совершенствовать навыки развития речи.

 На уроке используются междисциплинарные связи: разные виды искусства (музыка, кино, живопись), философия, психология, русский язык.

 Представленный материал может найти широкое применение на учебных занятиях по творчеству И. С. Тургенева.

По завершению изучения темы студент должен

знать: любовную линию в романе и её место в общей проблематике;

уметь: отмечать роль принципа «тайной психологии» в изображении внутреннего мира                  героев;

понимать: для каких целей автор испытывает героев любовью к женщине.

               

                    Технологическая карта открытого урока

Учебная дисциплина:  ЛИТЕРАТУРА

Группа:  1Э -1  

Специальность: 38.02.01                                                            Дата:29.10.2014.

Преподаватель: Бокарёва Светлана Флюровна

Тема занятия: «Испытание любовью» (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети»).

Тип занятия: урок беседа с элементами семинара.

Цели занятия:

 Образовательные:  рассмотреть любовную линию в романе и её место в общей проблематике произведения; отметить роль «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев; создать условия для формирования умений анализировать художественный текст; аргументированно доказывать собственное суждение;

Понимание того, с какой целью автор испытывает своих героев любовью.

Развивающие: способствовать совершенствованию навыка умения анализировать, доказывать, сравнивать, формулировать обобщённые выводы; развивать культуру устной монологической речи, выразительное чтение, эмоциональную восприимчивость; развивать творческие способности студентов.

Воспитательные: воспитывать трепетное отношение к любви; формировать представление о значимости любви и семьи в жизни каждого человека; формировать систему нравственных ценностей: ответственность человека за свою судьбу; вызвать у студентов душевный отклик, размышления о романе И. С. Тургенева «Отцы и дети».

 Межпредметные  связи:  разные виды искусства  (музыка, кино, живопись), философия, психология,  этика, русский язык и культура речи.

 Виды самостоятельной работы: умение подбирать материал к сообщениям, анализ эпизодов, подбор цитат, умение строить монологическую речь.

Методы обучения:

  1. Словесный.
  2. Самостоятельная работа учащихся.
  3. Информационно-коммуникативная технология.

Образовательные технологии:

-проблемное обучение;

-информационно-коммуникативные технологии;

-групповые технологии;

Формы работы:

-фронтальная

-групповая

-индивидуальная

Учебно – наглядные пособия и оборудования:

  1. ИКТ:

- мультимедиапроектор;

- мультимедийная презентация с иллюстративным материалом (с использованием эпизодов из кинофильма «Отцы и дети», 2008г).

-аудиозапись: романс «Любовь – волшебная страна…».

      2. Раздаточный материал:

            -рабочий лист-конспект «Испытание любовью»

      3.  Оборудование:

-портреты И. С. Тургенева, П. Виардо

- иллюстрации студентов, цитаты Евгения Базарова, текст романа «Отцы и дети»

Литература:

  1. И. С. Тургенев. Роман «Отцы и дети», М.; 1974г.
  2. «Вершины». Книга о выдающихся  произведениях русской литературы. М.; 1983.
  3. И. А. Фогельсон. Литература учит. Издательство «Просвещение»1989г.

Обеспечение занятия.

1. Кабинет литературы.

2. Методическая разработка урока по данной теме.

3. Фотопортрет И. С. Тургенева. Роман «Отцы и дети»

4. Рабочий лист-конспект «Испытание любовью»

5. Аудиозапись романс «Любовь – волшебная страна»

6. Слайды к уроку, фоторяд, видеоряд.

7. Цитаты из текста.

8. Иллюстрации студентов.

                                     

  4.Структура занятия

Этапы занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность студента

Достижение цели

Время

1.

Организационный момент

Взаимное приветствие;

-Взаимное приветствие,

-доклад дежурного;

-воспитание организованности;

-психологическая подготовка к занятию;

-создание рабочего настроения

1 мин.

2.

Повторение пройденного материала (актуализация знаний)

1.Опрос студентов о Базарове по следующим пунктам:

-Происхождение Базарова; портрет, поведение героя.

-Занятия Базарова, его цели в жизни.

-Отношение Базарова к науке, к искусству, к природе; во имя чего Базаров отрицает?

- Отношение Базарова к Философии, романтике, к женщинам, к любви.

2.Защита проекта «Узнай героя»

3.Проверка домашнего задания.  Эссе «Что я люблю и чего не принимаю в Базарове»

Выступления студентов;

Выявление знаний по пройденной теме предыдущего занятия.

Выявление знаний по тексту романа.

Выявление знаний по пройденной теме предыдущего занятия.

Проверить прочность усвоения знаний по образу Евгения Базарова (его жизненное кредо)

Содействовать развития интереса к чтению художественного произведения.

Проверить прочность усвоения знаний по образу Евгения Базарова (его жизненное кредо). Узнать личное отношение студентов к образу Базарова.

12 мин.

6 мин.

6мин.

3.

Мотивация студентов и целеполагание

Формулировка темы и цели занятия через создание проблемной ситуации и поиск проблемы.

-ориентация в ходе занятия;

-важность изучаемой темы;

-музыкальный эпиграф

-формирование интереса к изучаемой теме;

- понимать важность изучаемой темы

10 мин

4.

Изучение новой темы, работа в группах.

Раскрытие темы по вопросам:

Кто из героев выдержал испытание любовью?

  1. Николай Петрович Кирсанов-Маша, Фенечка.
  2. Павел Петрович Кирсанов-Княгиня Р.
  3. Базаров –Одинцова
  4. Аркадий -Катя

-Работа с текстом;

-конспект рабочего листа;

-составление таблицы, модель любви, выводы;

-страницы из личного дневника Базарова.

-доказать, что Е. Базаров романтическая личность, умеющий любить.

Проследить, как меняется Базаров от нигилиста к романтику.

45 мин.

5.

Закрепление пройденного материала. Рефлексия.

-активизация мыслительной деятельности студентов, посредством написания синквейна, иллюстрации студентов

Выявление знания по усвоению материала.

-показать преимущества коллективной работы

5 мин.

6.

Заключительная часть.

Подведение итогов.

Домашнее задание.

Формирование умения самостоятельного мышления

5 мин.

Тема занятия: Испытание любовью  (по роману  И. С. Тургенева  «Отцы и дети»)

5.Ход урока

1. Организационный момент.

2. Актуализация знаний: - Добрый день, уважаемые студенты! Сегодня  у нас открытое занятие, вы видите у нас гости. Работаем как обычно, не волнуемся. Мы продолжаем работу по роману Ивана Сергеевича Тургенева «Отцы и дети».  

Для начала, давайте вспомним, кто такой Базаров?

(Базаров занимает центральное место в композиции романа, из 28 глав он не появляется только в 2 главах, по образованию медик)

Обратите внимание на слайд, работаем по следующему плану:

  1. Происхождение Базарова; портрет, поведение героя.
  2. Занятия Базарова, его цель в жизни.
  3. Отношение Базарова к науке, к искусству, к природе; во имя чего Базаров отрицает?
  4. Что говорит Базаров о человеке, о его внутреннем мире и о будущем?
  5. Отношение Базарова к романтике, к женщине, к любви.

(- Базаров - выходец  из народа. Об этом он с гордостью говорит: «Мой дед - землю пахал». Когда впервые мы знакомимся с Базаровым, то автор показывает нам,  как его улыбка выдаёт  иронию и спокойствие, самоуверенность и ум видны в его лице. Одежда отличает в нём демократизм и простоту привычек; обнаженные красные руки говорят о трудной судьбе. То, что он не дворянин, а человек другого круга, Кирсановы увидели сразу. Даже причёска им многое сказала. «Волосатый» - разночинцы были ненавистны дворянам.  Его поведение -  крайне вызывающее.

- Базаров увлекается естественными науками. Каждый день его заполнен трудом, новыми поисками. «Базаров вставал очень рано и отправлялся версты за три, не гулять – он прогулок без цели терпеть не мог, - а собирать травы». Он признавался Аркадию, что страсть к труду сделала из него человека. «Только своим трудом можно добиваться цели». Привыкший полагаться только на собственный ум и энергию, Базаров выработал спокойную уверенность в себе. Его совершенно не беспокоит, что думают о нём другие.  Таким образом, философия Базарова заключается в полном отрицании всех устоев общества, всех верований, идеалов и норм человеческой жизни.

Базаров – нигилист.  Нигилизм – это отрицание общепризнанных ценностей. Нигилисты отрицают общественный строй, т.е. самодержавие, религию.

Цель в жизни Базарова -  в полном отрицании всех устоев общества, всех верований, идеалов и норм человеческой жизни.он отрицает всё то, чему поклонялись Братья Кирсановы, определяет их чувства ка «романтизм, чепуха, гниль, художество». Он верит только в опыт, экспериментальную науку.

- Базаров не принимает образ жизни Павла Петровича Кирсанова – «Шёл по проторённой дороге – пошёл по стопам своего отца. А Базаров говорит: «Всякий человек сам  себя воспитывать должен»

- В споре с Павлом Петровичем Кирсановым он утверждает, что от аристократов нет никакой пользы, их основное занятие – ничегонеделание («сидят, сложа руки»).  Они заботятся только о себе, о своем внешнем виде, живут за чужой счет.

Отношение к искусству. Базарову совершенно чужд мир прекрасного, который он называет «романтизмом, чепухой, гилью, художеством»:

-«Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта…»

-«Рафаэль гроша медного не стоит…»

-«Я гляжу в небо только тогда, когда хочу чихнуть…»

-«Я нахожу, что говорить красиво – неприлично…»

-«… Третьего дня я смотрю, он Пушкина читает…  .  Растолкуй ему, пожалуйста, что это никуда не годится. Ведь он не мальчик: пора бросить эту ерунду. И охота ему же быть романтиком в нынешнее время! Дай ему что–нибудь дельное почитать…»

-Помилуй! В сорок четыре года человек, отец семейства, в …м уезде – играет на виолончели!»

Отношения между мужчиной и женщиной он сводит к простой физиологии:  « И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй – ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?».

             Проверка домашнего задания. На дом вам было задано задание написать эссе: «Что я люблю и чего не принимаю в Базарове»

 (Студенты читают свои эссе») В конце урока сдадите свои эссе.

Спасибо, молодцы.

  1. Сегодня мы проследим, как меняются герои под влиянием чего – то очень важного для нас. Чтобы понять, давайте обратимся к музыкальному фрагменту. (Звучит романс «Любовь – волшебная страна»)

О чём же пойдёт речь на уроке? Конечно же, о любви. Кто- то  ищет её, как героиня Островского, стремится познать настоящую, искреннюю, кто-то бежит от неё, считая величайшей бедой для себя. Но в любом случае она оказывает на человека огромное влияние, помогает понять, оценить, изменить себя. Это самое большое счастье, которое может быть в жизни человека.   (Звучат ответы)

 Тема сегодняшнего урока «Испытание любовью».  В рабочем листе  запишите, пожалуйста,  дату  урока. ( в дальнейшем лист вклеите в тетрадь)

 Эпиграф к уроку:

«Тайны человеческой жизни велики, а любовь-самая недоступная из этих тайн». И. С. Тургенев.

 В любом романе И. С. Тургенева герои проходят испытание любовью. Именно любовь является одним из основных моментов раскрытия характера героя и  не случайно. Это чувство было хорошо знакомо писателю. Любовь к Полине Виардо он пронёс через всю жизнь. Ему не удалось создать семьи с этой женщиной, но Тургенев был благодарен судьбе за то, что ему была дарована страстная, не объяснимая разумом любовь. И он достойно пронёс это чувство, потому что считал, что любовь есть благо, даже, если она не взаимна. Любовь даётся далеко не всем. Это божий дар. И пройти это испытание может далеко не каждый.

 

 По вечерам любимым занятием И. С. Тургенева  и семьи Полины Виардо была игра в портреты. Студентка,  Абдуллина Настя, предлагает вам сыграть в аналогичную игру на знание персонажей романа. О ком идёт речь? Обратите внимание на таблицы  в рабочем листе, по ходу викторины фиксируем героев.

  1. «…  Барин,  лет сорока  с небольшим, в запылённом пальто, клетчатых панталонах…   Мы видим его в мае 1859 года, уже совсем седого, пухленького  и немного сгорбленного, он ждёт своего  сына, получившего, как некогда сам, звание кандидата?»  

( Николай Петрович Кирсанов)

  1. «Человек среднего роста, одетый в тёмный английский сьют, модный низенький галстук и лаковые полусапожки…  На вид ему было лет 45: его коротко остриженные волосы отливали тёмным блеском, как новое серебро»? (Павел Петрович Кирсанов).
  2. Человек высокого роста, в длинном балахоне с кистями…обнажённая красная рука… ленивый, но мужественный голос, лицо длинное, но худое, с широким лбом, волосы длинные»? (Евгений Васильевич Базаров).
  3. «… Молодой человек, лет 23, ехал в коляске рядом с отцом, думал про себя об отце и чувство снисходительной нежности к доброму и мягкому отцу, смешанное с ощущением какого-то тайного превосходства наполнило его душу…» (Аркадий)

Дальше следуют женские образы,  и вам предстоит дополнить пару в рабочих листах:

  1. «…Аркадий оглянулся и увидел женщину высокого роста, в чёрном платье, остановившуюся в дверях залы.  Она  его поразила достоинством своей осанки»? (Помещица Анна Сергеевна Одинцова).
  2. «… Это была взбалмошная, подвижная, энергичная женщина. Взгляд её беспечный до удали и задумчивый до уныния. Её поведение представляло  собой  ряд несообразностей…  Она то смеялась, то рыдала, то внезапно уезжала, то возвращалась…» (Княгиня Р).
  3. «…Это была молодая женщина лет 23, вся беленькая и мягкая, с тёмными волосами и глазами, с красными, детско-пухлявыми губками и нежными ручками. На ней было опрятное ситцевое платье, голубая новая косынка легко лежала на её круглых плечах?» (Фенечка)
  4. «… Девушка лет 18, черноволосая и смуглая, с несколько круглым, но приятным лицом, с небольшими тёмными глазами. Она держала в руках корзину, наполненную цветами?» (Катя, сестра Одинцовой).
  5.  «…Супруги жили хорошо и тихо: они почти никогда не расставались, читали вместе, играли в четыре руки на фортепиано, пели дуэты; она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством» (Маша, покойная жена Кирсанова). Спасибо, молодцы. Отлично справились с заданием.

Герои

Героини

Любовь

Николай Петрович Кирсанов

Маша

Любовь-блаженство

Фенечка

Земная любовь, любовь-жизнь.

Павел Петрович Кирсанов

Княгиня Р.

Любовь – наваждение, которая сломала жизнь.

Евгений Базаров

Одинцова Анна Сергеевна

Любовь страсть, роковая любовь, которая разворачивает героя к миру, делает его человечнее

Аркадий

Катя

Любовь тихая, семейная, без бурь и потрясений.

Итак, в романе «Отцы и дети» четыре любовных сюжета, четыре взгляда на эту проблему. Все ли любовные истории в романе оказываются счастливыми? Все ли герои прошли испытание любовью?  Цель занятия: Сегодня мы на уроке рассмотрим любовные линии в романе, отметим роль принципа «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев. Обратим внимание на то, чему учит нас И.С. Тургенев, писатель 19 века нас, читателей века 21?

 Из содержания урока мы должны сделать вывод: умаляется или  поднимается в наших глазах личность Базарова после испытания любовью?

 Работу мы сегодня проведём в группах: каждая группа будет представлять истории любви героев. Смогли ли они пройти испытание любовью.

 1 группа. Что вы можете сказать о любовной истории Николая Петровича Кирсанова и Маши?

(  Николай  Петрович женился  в 1835 году на дочери чиновника  Преполовенского,  Маше. Она была миловидна и развита. Их брак был счастливым блаженством, они жили счастливо, играли в четыре руки на фортепьяно. У них родился сын Аркадий. Супруги жили очень хорошо и тихо.  Они почти никогда не расставались, читали вместе, пели дуэты, она сажала цветы и наблюдала за птичьим двором, он изредка ездил на охоту и занимался хозяйством. Десять лет прошло, как сон. В 1847 году жена Кирсанова скончалась. Он поседел в несколько недель, едва вынес этот удар. В честь неё было названо имение – «Марьино»).

Попытаемся дать  определение этой любви. Любовь – блаженство.

Как дальше сложилась судьба Николай Петровича? Что мы узнаем о Фенечке?

(8 глава:  Через 9 лет в жизни Николая Петровича случилось чувство. С Фенечкой они  уже три года вместе.  У них есть полугодовалый сын Митя. Николай Петрович познакомился с Фенечкой следующим образом. Однажды, года три тому назад, ему пришлось ночевать на постоялом дворе в отдаленном уездном городе. Его приятно поразила чистота отведенной ему комнаты, свежесть постельного белья. «Уж не немка ли здесь хозяйка? » — пришло ему на мысль; но хозяйкой оказалась русская, женщина лет пятидесяти, опрятно одетая, с благообразным умным лицом и степенною речью. Он разговорился с ней за чаем; очень она ему понравилась. Николай Петрович в то время только что переселился в новую свою усадьбу и, не желая держать при себе крепостных людей, искал наемных; он предложил ей поступить к нему в дом в качестве экономки; она согласилась. Муж у ней давно умер, оставив ей одну только дочь, Фенечку. Недели через две Арина Савишна (так звали новую экономку) прибыла вместе с дочерью в Марьино. Выбор Николая Петровича оказался удачным, Арина завела порядок в доме. О Фенечке, которой тогда минул уже семнадцатый год, она жила тихонько, скромненько, и только по воскресеньям Николай Петрович замечал в приходской церкви, где-нибудь в сторонке, тонкий профиль ее беленького лица. Так прошло более года. 
В одно утро Арина явилась к нему в кабинет и, по обыкновению, низко поклонившись, спросила его, не может ли он помочь ее дочке, которой искра из печки попала в глаз. Николай Петрович, как все домоседы, занимался лечением и даже выписал гомеопатическую аптечку. Он тотчас велел Арине привести больную. Узнав, что барин ее зовет, Фенечка очень перетрусилась, однако пошла за матерью. Николай Петрович подвел ее к окну и взял ее обеими руками за голову. Рассмотрев хорошенько ее покрасневший и воспаленный глаз, он прописал ей примочку, которую тут же сам составил, и, разорвав на части свой платок, показал ей, как надо примачивать. Фенечка выслушала его и хотела выйти. «Поцелуй же ручку у барина, глупенькая» , — сказала ей Арина. Николай Петрович не дал ей своей руки и, сконфузившись, сам поцеловал ее в наклоненную голову, в пробор. Фенечкин глаз скоро выздоровел, но впечатление, произведенное ею на Николая Петровича, прошло не скоро. Ему все мерещилось это чистое, нежное, боязливо приподнятое лицо; он чувствовал под ладонями рук своих эти мягкие волосы, видел эти невинные, слегка раскрытые губы, из-за которых влажно блистали на солнце жемчужные зубки. Он начал с большим вниманием глядеть на нее в церкви, старался заговаривать с нею. Сначала она его дичилась и однажды, перед вечером, встретив его на узкой тропинке, проложенной пешеходами через ржаное поле, зашла в высокую, густую рожь, поросшую полынью и васильками, чтобы только не попасться ему на глаза. Он увидал ее головку сквозь золотую сетку колосьев, откуда она высматривала, как зверок, и ласково крикнул ей: 
— Здравствуй, Фенечка! Я не кусаюсь. 
— Здравствуйте, — прошептала она, не выходя из своей засады. 
Понемногу она стала привыкать к нему, но все еще робела в его присутствии, как вдруг ее мать Арина умерла от холеры. Куда было деваться Фенечке? Она наследовала от своей матери любовь к порядку, рассудительность и степенность; но она была так молода, так одинока; Николай Петрович был сам такой добрый и скромный… .

Что долгое время мешало Николаю Петровичу сделать предложение Фенечке? (Боязнь мнения брата, сына и общества.  Именно Павел Петрович говорит своему брату в конце романа, чтобы он женился).

 Что,  на ваш взгляд,  значит любовь Николая Петровича  для Фенечки? Чем является эта любовь для Николая  Петровича?

(В отношениях с Фенечкой Николай Петрович робок, добр, как и в жизни. Для него важнее всего семья, сын. Его любовь, как свеча, пламя которой горит ровно и спокойно.  Для Фенечки – это любовь-преданность.  Человек не может быть один. Они дали жизнь Мите, их сыну).

Вывод: Какое определение любви мы дадим этим отношениям?

(Земная любовь, любовь – жизнь)

Герои

Героини

Их любовь

Николай Петрович Кирсанов

Маша

Любовь-блаженство

Фенечка

Земная любовь, любовь-жизнь.

2  группа. Павел Петрович Кирсанов и княгиня Р. Расскажите их любовную историю.

 История любви П. П. Кирсанова к княгине Р. ,несомненно, интересна сама по себе, но также она проливает свет на характер героя.

 Анализ VII главы романа.

Это вставная новелла

– Какова композиция сюжета?

 Павел Петрович  до 14 лет воспитывался дома, окруженный дешёвыми гувернерами, затем поступил на военную службу, вышел офицером. Нравился всем женщинам, они сходили от него с ума. Ни одного вечера он не проводил дома. В 28 лет  он был уже капитаном, блестящая карьера ждала его. Как вдруг всё изменилось…. Павел Петрович   на балу, знакомится  с княгиней Р.

 Он в неё страстно влюбился, привязался к ней, но она быстро к нему охладела. Он чуть не сошёл с ума. Романтический портрет героини подчеркивает главное в ее характере – таинственность. Объяснение романтического двоемирия княгини весьма банально: она глубоко несчастная женщина, ее блеск и беспечность всего лишь маска, истинное лицо обнаруживается лишь ночью, когда княгиня остается наедине с собой.

Павел Петрович, покоренный тайной княгини Р., так и не смог разгадать ее загадки.

 Кирсанов волочился везде и всюду за княгиней. Время словно остановилось для него, оно не заполнено ничем значительным, а жизнь однообразна.

 Он терзался и ревновал, не давал ей покоя, «таскался»  за ней повсюду, ей надоело его преследование, и она уехала за границу. Он вышел в отставку, и отправился вслед за княгиней.  4 года гонялся за ней, стыдясь самого себя. Одно время они сошлись, но ненадолго… Огонь вспыхнул в последний раз, и угас навсегда.  Он вернулся в Россию, попытался зажить старой жизнью, но уже не мог попасть в прежнюю колею. Он состарился, поседел. 10 лет прошло, таким образом,  бесцветно и быстро.  Позже он узнаёт, что княгиня Р. скончалась.

Как повлияла на Павла Петровича любовь к княгине Р? Кто является прототипом княгини Р? Как изменился Павел Петрович после смерти княгини Р?

 (Любовь  была не  взаимной. Он произносит: «Подумайте, что может быть ужасней, как любить и не быть любимым…» Он достойно пронёс свой крест. Любовь к княгине Р. это есть крест Павла Петровича, не зря она рисует крест на сфинксе)

 Самому Тургеневу было знакомо это чувство неразделённой любви. Можно предположить, что в уста Павла Петровича он вкладывает собственные мысли по этому вопросу.

 Почему он не смог жить прежней жизнью?  Принесла ли любовь счастье Павлу Петровичу? Как  вы думаете, счастлив ли Павел Петрович? (Счастлив, т.к. человек, испытавший любовь, не может быть несчастным. Уже сам факт, что тебе довелось испытать это чувство-уже счастье. Любовь облагораживает душу человека, делает человека чище, добрее. Как заботлив Павел Петрович по отношению к брату, к его семье!

 (Безответная  любовь к княгине Р.  «сломала» Павла  Петровича.  Он всё поставил на карту любви: свою карьеру, молодость, цели, надежды, работу.  Его любовь была трагична.. Нельзя забывать о своих стремлениях и планах) .

Разрушительная или созидательная любовь здесь? (Любовь страсть губительна по своей природе, она имеет разрушительную силу.)

Вывод: это любовь –  страсть, наваждение, безответная любовь,  которая сломала жизнь.

Герои

Героини

Их любовь

Николай Петрович Кирсанов

Маша

Любовь-блаженство

Фенечка

Земная любовь, любовь-жизнь.

Павел Петрович Кирсанов

Княгиня Р.

Любовь –  страсть, наваждение, которая сломала жизнь.

3 группа. Базаров и Одинцова. 

Как относился Базаров к любви до встречи с Одинцовой?

Докажите цитатами:

 «Человек, который поставил всю свою жизнь на карту женской любви…этакой человек не мужчина, не самец…»

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения. Ты проштудируй – ка анатомию глаза: откуда там взяться загадочному взгляду?»

«Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца»

 «Свободно мыслят между женщинами только уроды…»

«Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе” Этим человеком внезапно для него оказывается женщина…

 У Базарова упрощённый взгляд на любовь. Эти рассуждения окажутся просто теорией. Он окажется неподвластным перед природной стихией, которая зовётся ЛЮБОВЬ. Что это за встреча? Кто эта женщина? Любил ли Базаров кого-нибудь до встречи с Одинцовой?

Видеоряд- ( На балу у губернатора)

   На балу у губернатора Аркадий и Базаров встречают помещицу Одинцову. «Какой-то ласковой и мягкой силой веяло от её лица… движения её были особенно плавны, спокойствием веяло от неё…

Одинцова заинтересовала Базарова. «Что это за фигура? На остальных баб не похожа?...  У неё такие плечи, каких я не видывал давно. Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа…  Чувствует мой нос что-то неладное»…

 Кто же такая Одинцова?

 ( Ей 28 лет, она молодая красивая  женщина, богатая вдова. Отцом Одинцовой был известный карточный шулер, проигравшийся в карты, спившийся в деревне и оставившего двум своим дочерям крохи бывшего состояния (мать умерла раньше) В 20 лет Анна Сергеевна должна была вести самостоятельно жизнь и отвечать за воспитание младшей сестры Кати- 12 лет. Замуж вышла не по любви, а по расчёту за богатого человека 46 лет. После его смерти, через 6 лет, сделалась видной помещицей. Проживают в имении Никольское. К моменту знакомства с Базаровым, образ её жизни и мыслей сводился к тому, чтобы была обеспеченность как основа независимости, холодность и незнание любви, отсутствие интересных людей и друзей вокруг. Её ум был пытлив  и  равнодушен в одно и то же время.  Ей жилось легко, хотя она и скучала подчас, изредка волновалась.

Бывало, выйдя из благовонной ванны, вся тёплая и разнеженная, она замечтается о ничтожности жизни, об её горе, труде и зле… Душа её наполнится внезапно смелостию, закипит благородным стремлением; но сквозной ветер подует из полузакрытого окна, и Анна Сергеевна вся сожмётся, и жалуется и только одно ей нужно в это мгновение: чтобы не дул этот гадкий ветер. Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не зная, чего именно).

 Как ведёт  себя Базаров, впервые увидев Одинцову на балу и в гостинице?

 Докажите цитатами (гл. 14-15).

«… что это за фигура? … На остальных баб не похожа?» (цинизм)

«В тихом омуте… ты знаешь! – подхватил Базаров.- Ты говоришь, она холодна. В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?» (цинизм)

«… У  неё такие плечи, каких я не видывал» (цинизм)

« Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа… Чувствует мой нос что-то неладное» (любопытство)

Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился… между тем, Одинцова оставалась совершенно спокойною… вот тебе раз! Бабы испугался-подумал он,  и, развалясь в кресле не хуже Ситникова,  заговорил преувеличенно и развязно, а Одинцова не спускала с него своих ясных глаз» (конфуз, испуг, преувеличенная развязность).

« Он говорил против обыкновения довольно много и явно старался занять собеседницу, что опять удивило Аркадия» (стремление понравиться)

«Ломание Базарова в первые минуты посещения, неприятно подействовало на неё, как дурной запах, но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение, и это ей польстило…»  (смущение)

« Базаров не стал говорить о своих взглядах и убеждениях, а говорил о гомеопатии, медицине»  (стремление понравиться)

«… После того, как Одинцова пригласила Базарова и Аркадия к себе в имение Никольское… Базаров только поклонился и Аркадию в последний раз пришлось удивиться -  он заметил, что приятель его покраснел» (мучительное чувство)

Уважаемые студенты, перед вами слова, показывающие эволюцию Базарова, эти слова нужно распределить в той последовательности, в которой происходят изменения в герое.   (Отводится время)

Проверяем:

(цинизм - любопытство- конфуз- испуг- преувеличенная развязность –стремление понравится- смущение(покраснение)- интерес-мучительное чувство).

 Итак, Базаров ВЛЮБЛЁН!!! Самым незваным и нежданным гостем любовь явилась к Евгению Базарову. Умный, рассудительный, живущий головой, а не сердцем, он не оставлял в своей жизни места для чувств, поскольку считал их чепухой, выдумкой, неспособностью следовать своим убеждениям. Именно поэтому любовь его застала врасплох.

Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю своё мнение о себе». Таким человеком оказывается женщина. Перед ним пасуют все герои, кроме Одинцовой.

 Чем покорила Одинцова Базарова? (ум, красота сочетались одновременно в ней)

Как относится Одинцова к Базарову?

 (Базаров ей понравился отсутствием кокетства и  резкостью суждений. Она видела в нём что-то новое, с чем ей не случалось встретиться, а она была любопытна.

Как все женщины, которым не удалось полюбить, она хотела чего-то, сама не знаю, что именно.

…Странный человек этот лекарь, улыбнулась, закинула руки за голову, пробежала глазами страницы французского романа -и заснула вся чистая и холодная, в чистом душистом белье. 15 однообразных дней провели Базаров и Аркадий в имении Одинцовой. Базаров поразил воображение Одинцовой, он занимал её, она много думала о нём.  В его отсутствии   она не скучала, не ждала его, но его появление тотчас её оживляло…  Он нравился ей отсутствием кокетства и пошлости, резкостью суждений и силой.

Любопытство перешло в заинтересованность, заинтересованность в – увлечение, которое могло бы вырасти в любовь, но…ЖИЛОСЬ ЕЙ ЛЕГКО, А «СКВОЗНЯЧКОВ», т.е. жизненных испытаний она боялась.

 Она как будто хотела его испытать и себя изведать… Интерес к чему –то новому в её чувствах и боязнь этого нового в основе её отношений к Базарову.  Она не пошла в любовь! Испугалась, потому что основа её жизни - спокойствие,  вторжение Базарова в её жизнь означало бы конец этому  спокойствию!)

Как ведет себя Базаров, опираясь на текст, докажите, что Базаров испытывает? (гл.17.)  Каким предстаёт Базаров в общении с Одинцовой?

  1. …Чувство, которое его мучило и бесило, и от которого он тотчас отказался бы с презрительным хохотом и цинической бранью… (Если б смог)
  2. … Одинцова ему нравилась, кровь его загоралась, как только он вспоминал о ней;  что-то другое в него вселилось, чего он никак не допускал…
  3.  В разговоре с Анной Сергеевной он ещё раз больше прежнего высказывал своё равнодушное презрение ко всему романтическому; а оставшись наедине, он с негодованием сознавал в себе романтика. Тогда он отправлялся в лес и ходил по нему большими шагами, ломая ветки,  и бранил вполголоса её и себя.

Что является кульминацией в отношениях Одинцова-Базаров? (Кульминацией в развитии отношений двух героев является сцена признания).

Видеоряд (Фрагмент объяснения).

Беседа по вопросам:

Как ведёт себя в этой сцене Одинцова? Чего пугается Анна Сергеевна?

Обращаем внимание на приём «тайная психология» (писатель никогда не изображал прямо чувства и мысли своих героев, но давал возможность читателю угадывать их по внешним проявлениям.)

В каких сценах мы видим этот приём?  Стр.241.(зеркало-окно)

 Почему она не принимает любовь Базарова?

(Анна Сергеевна была любопытна в отношениях с Базаровым: ей хотелось и себя изведать, и его испытать.  Она привыкла руководствоваться рассудком.  В  итоге Одинцова испугалась.

Основа её жизни – спокойствие:  «Нет, Бог знает, куда бы это повело, этим нельзя шутить, спокойствие лучше всего на свете».  Она предпочла комфорт. В эпилоге:  уходит в свой уютный мирок, позже вступает в брак по убеждению. Они живут в большом ладу друг с другом и доживутся, пожалуй,  до счастья…пожалуй, до любви).

А как относится И. С. Тургенев к Одинцовой?

( Он её осуждает за её душевную холодность, Толстой позже спокойствие назовёт «душевной подлостью»)

 А вы бы могли бы полюбить Базарова? Смогли бы связать свою жизнь с таким человеком? Действительно ли комфорт лучше всего на свете? Умеем ли мы  любить?   (Ответы)

Укрупняется или умаляется, на ваш взгляд,  фигура Базарова на фоне Одинцовой в истории взаимоотношений? Кем выходит из этих отношений Базаров – нигилистом или романтиком?

(Цель жизни Одинцовой-материальная обеспеченность, комфорт и спокойствие.  Ей просто хотелось увидеть у своих ног человека интересного, умного, не похожего на других. В политическом отношении Базаров был человеком, не верившим в те основы жизни, которые казались ей привычными. По социальному положению Базаров-бедняк, будущий лекарь, а в лучшем случае – ученый. Никогда бы Она за ним не пошла, т.к. для неё превыше всего комфорт. Базаров из этих отношений выходит романтиком.  Он изменился, стал терпимее, по-другому уже смотрит на те вещи, которые ему казались раньше иначе).

Куда отправляется Базаров, чтобы успокоить своё сердце? (Он бежит к природе, для него природа оказалась не мастерской, а храмом.)

Что происходит с Базаровым?  

Представьте себе ситуацию: после рокового объяснения Базаров не в силах сдерживать переполняющие его чувства и берётся за перо, чтобы доверить их бумаге. Что мы могли бы прочитать в его дневнике, которое он написал Анне Сергеевне?

Страницы из дневника Базарова

«Сегодня я вёл себя как мальчишка! Поддался внезапному порыву сильных чувств и сам не заметил, как наплёл такую чушь!.. Как я мог?! Нет, не понимаю…   Но ведя я правда её люблю… Ведь говорил всем, что чувство-это вздор, романтика. А сам и оказался романтиком. Видел бы всё это Аркадий… Он и так, что-то подозревает. Вот бы посмеялся надо мной. Нет, не будет этого! Положение моё здесь глупое. Не вижу другого выхода, как уехать немедленно отсюда…  

Да и родители, наверное, давно заждались. Завтра же скажу о своём решении Анне Сергеевне. Уеду…».

Вспомним их последнюю встречу, Одинцова у постели  умирающего Базарова. Как вы думаете, почему Одинцова пришла к умирающему Базарову?

(Одинцова пришла к умирающему Базарову от тифа, точно так же, как царственные особы посещают из высочайшего великодушия холерные бараки и госпитали. Она подарила ему приличествующий ситуации и поведению царских особ ритуально-беспристрастный поцелуй. И что особенно горько, Базаров всё правильно понял: «Это по-царски…»)

Что нового мы узнали о Базарове как о личности?  С какой стороны вам открылся Евгений Базаров? Прошёл ли испытание Базаров любовью?

(Базарову  тяжело в этом конфликте. Он по положению побеждённый, но насколько сильным выглядит Базаров в этой истории. Он отрицал романтику, но она в нём же и проявилась…и украсила его. Сильнее и глубже сердцем выглядит он в этой истории, чем Одинцова.  Базаров способен на великое чувство – любовь. В душе Базарова случился переворот. Он понял, что может любить, а, следовательно, вся его система принципов была разрушена. Перед нами уже другой Базаров).

Какой Базаров для вас ближе и интереснее? ( Ответы)

Вывод: В любовной истории Базаров и Одинцова, раскрываются лучшие черты Базарова: способность любить, уважать женщину, сохранять чувство собственного достоинства в трудной ситуации, сдержанности, скромности, честности, прямоте, пробудило его интерес к отдельному человеку, любовь не только открывает многое в Базарове, она одновременно ставит его лицом к лицу с миром и открывает для него этот мир:  «Может вы правы; может, точно, всякий человек-загадка».

Выдержал ли Базаров – нигилист испытание любовью?

(нет, он перестал существовать).

Любовь уничтожила Базарова-нигилиста, перед нами другой Базаров – романтик. В наших глазах он вырос. В конце романа он интереснее, ближе читателю и человечнее, чем в начале романа. ЛЮБОВЬ-ЭТО ВСЕГДА БЛАГО.

Вывод: любовь страсть, роковая любовь, которая разворачивает героя к миру, делает его человечнее.

Вся система его взглядов, отрицания, философии была разрушена с ног на голову. И сделала это любовь.

Герои

Героини

Их любовь

Николай Петрович Кирсанов

Маша

Любовь-блаженство

Фенечка

Земная любовь, любовь-жизнь ведёт к продолжению рода человеческого

Павел Петрович Кирсанов

Княгиня Р.

Любовь – наваждение, которая сломала жизнь. Надо достойно пронести это чувство, даже если оно не взаимно.

Евгений Базаров

Одинцова Анна Сергеевна

Любовь страсть, роковая любовь, которая разворачивает героя к миру, делает его человечнее

 4 группа: Аркадий и Катя (гл.15,16,25,28).

Как вы могли бы охарактеризовать чувство, которое возникает между двумя этими героями?

Чувства, каких героев романа сродни этой любви? Изменился ли он под воздействием любви?

С Катей Аркадию был как дома; он обращался с ней снисходительно, не мешал  ей высказывать впечатления…. Сам не замечая или не сознавая, что эти пустяки его занимали. Аркадию было хорошо с Катей. Катя обожала природу, и Аркадий её любил, хотя в этом не смел признаться. Ему было с ней хорошо. Аркадий меняется, «возвращается» к себе истинному под влиянием Кати. Нигилизм для него наносное. Он любит музыку, природу, романтик в душе. Все лучшие стороны его раскрываются от отношения с Катей. Счастье для Кати- уважать себя и покоряться своему супругу. Аркадий благодарен Кате за те перемены, которые с ним произошли: он уже не тот заносчивый мальчишка, каким он приехал в имение Никольское. « Катерина Сергеевна, - проговорил он дрожащим голосом и стиснув руки, -я люблю вас навек и безвозвратно, и никого не люблю, кроме вас. Посмотрите на меня, скажите мне одно слово…Я люблю… я люблю вас… поверьте же мне! Катя взглянула на Аркадия важным и светлым взглядом и, после долгого раздумья, едва улыбнувшись, промолвила:

-Да, - повторила Катя, и в этот раз он её понял. Он едва стоял на ногах и только твердил: Катя, Катя»- а она как-то невинно заплакала, сама тихо смеясь своим слезам. Кто не видал таких слёз в глазах любимого существа, тот еще не испытал, до какой степени, замирая весь от благодарности и стыда, может быть счастлив на земле человек» Под воздействием любви он отдалился от Базарова и примкнул к лагерю «отцов»

Базаров говорит Аркадию: Женись, мой друг, у тебя родятся самые счастливые дети! Аркадий с Катей живут в имении Марьино, у них родился сын Коля. Их обожает Фенечка

Вывод: это любовь тихая, семейная, без бурь и потрясений. Эта любовь сродни любви отца Аркадия.

Герои

Героини

Их любовь

Николай Петрович Кирсанов

Маша

Любовь-блаженство

Фенечка

Земная любовь, любовь-жизнь, ведёт к продолжению рода человеческого.

Павел Петрович Кирсанов

Княгиня Р.

Любовь – наваждение, которая сломала жизнь. Надо достойно пронести это чувство, даже если оно не взаимно.

Евгений Базаров

Одинцова Анна Сергеевна

Любовь страсть, роковая любовь, которая разворачивает героя к миру, делает его человечнее

Аркадий

Катя

Любовь тихая, семейная, без бурь и потрясений.

Как вы думаете, о какой любви мечтал автор? 

(Он поклонялся перед семьей, И.С. Тургеневу не суждено было иметь своей семьи, и для него идеалом семьи была модель Аркадий-Катя).

Итак, в романе несколько женских образов, скажите, пожалуйста, с какой целью Тургенев вводит женские образы в роман «Отцы и дети»? (для того, чтобы испытать героя и раскрыть его характер.)

Вывод по уроку:

 Итак, ребята, сегодня на уроке мы рассмотрели с вами любовные отношения основных героев романа «Отцы и дети». В любом тургеневском романе герои проведены через любовь к женщине, через самое личное из всех человеческих чувств. Тургенев это делал не только для полноты и многогранности образа, в его романах любовь является одним из основных моментов раскрытия характера личности.

Рефлексия.  Мы сегодня говорили о любви в жизни героев романа «Отцы и дети». О том, кто из героев выдержал испытание любовью. Наши группы давали содержательные ответы были активны, находчивы. Ребята, сегодня мы  говорили с вами о разной любви. А если бы вам предложили изваять памятник любви, каким бы он был?

(Студенты показывают и комментируют свои эскизы).

Синквейн 4 варианта: 4 любовные истории

1 вариант: Николай Петрович, Маша и Фенечка

2 вариант: Павел Петрович и Княгиня Р.

3 вариант: Базаров и Одинцова

4 вариант: Аркадий и Катя

  Синквейн (от фр. cinquains, англ. cinquain) – это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк.

Синквейн – это не простое стихотворение, а стихотворение, написанное по следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом).

Составлять cинквейн очень просто и интересно. И к тому же, работа над созданием синквейна развивает образное мышление.

Любовь.

Сказочная, фантастическая.

Приходит, окрыляет, убегает.

Удержать ее умеют единицы.

Мечта.

В заключении я бы хотела  пожелать Вам всем испытать это прекрасное чувство и помнить, что любовь-это всегда «благо». Сумейте достойно пронести через всю жизнь это чувство. Не впадайте в отчаяние, если любовь не будет взаимной. Никогда не опускайте руки. Закончить урок  мне бы хотелось словами Ивана Сергеевича Тургенева:

«ЛЮБОВЬ… СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ И СТРАХА СМЕРТИ, ТОЛЬКО ЕЮ, ТОЛЬКО ЛЮБОВЬЮ ДЕРЖИТСЯ И ДВИЖЕТСЯ ЖИЗНЬ».

   Пусть этот афоризм Тургенева станет для вас путеводной звездой! Цените те чувства, которые приходят к вам, не бегите от них, ибо они дарят нам самые счастливые неповторимые моменты, которые потом так дороги нам.

Оценки за урок.

Домашнее задание:

  1. Главы  20-28

Ответить на вопросы:

  1. Каким предстаёт Базаров во втором круге странствий
  2. Почему уверенный Базаров пришёл к духовному кризису?
  3. Почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя?
  4. Подумайте, почему умирает Базаров?
  5. Анализ последнего абзаца романа «Картина тихого сельского кладбища».
  1. Прочитать статьи Д. И Писарева «Базаров» и М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени».

         

         Благодарю за работу. УРОК ОКОНЧЕН. ДО СВИДАНИЯ!

                                             



Предварительный просмотр:

Проект-викторина «Узнай героя».                  

Герои

Героини

              Любовь

 

                    План урока.

1.История любви Николая Петровича Кирсанова и:   а) Маша;

                                 б) Фенечка.

2. История любви Павла Петровича Кирсанова и  княгини Р.

3. Евгений Базаров и  Анна Сергеевна Одинцова.

4. Аркадий и Катя.

Как относился Базаров к любви до встречи с Одинцовой? Докажите цитатами из текста:___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что мы узнаём об  Одинцовой ? ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как ведёт себя  Базаров, впервые увидев Одинцову на балу и в гостинице? Докажите цитатами из текста? Гл14-15.

____________________________________________________________

Распределите слова в той последовательности, согласно которой происходит эволюция Базарова? Гл.14-15.(стремление понравиться - мучительное чувство—интерес-цинизм-любопытство-конфуз-преувеличенная развязность-испуг-смущение).______________________________________________________

________________________________________________________________

Как относится Одинцова к Базарову? (гл.17)_________________________

________________________________________________________________

Каким предстаёт Базаров в общении с Одинцовой?____________________

________________________________________________________________

Почему Одинцова не принимает любовь Базарова?____________________

________________________________________________________________

Кем выходит Базаров из этих отношений: нигилистом или романтиком?____

_________________________________________________________________

Вывод по уроку:___________________________________________________________

_________________________________________________________________

Состаьте синквейн по теме «Испытание любовью»

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

____________________________________

Домашнее задание: дочитать гл.20-28

  1. Каким предстаёт Базаров во втором круге странствий
  2. Почему уверенный Базаров пришёл к духовному кризису?
  3. Почему Тургенев заканчивает роман сценой смерти героя?
  4. Подумайте, почему умирает Базаров?
  5. Анализ последнего абзаца романа «Отцы и дети» (картина тихого сельского кладбища).

Прочитать статьи Д. И Писарева «Базаров» и М.А. Антоновича «Асмодей нашего времени».

Шпаргалка-подсказка. (Базаров о любви и о женщине)

«Человек, который поставил всю свою жизнь на карту женской любви…этакой человек не мужчина, не самец…»

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи знаем, какие это отношения. Ты проштудируй – ка анатомию глаза: откуда там взяться загадочному взгляду?»

«Лучше камни бить на мостовой, чем позволить женщине завладеть хотя бы кончиком пальца»

 «Свободно мыслят между женщинами только уроды…»

«Когда я встречу человека, который не спасовал бы передо мной, тогда я изменю свое мнение о самом себе”.

Эволюция Базарова гл.14-15

«… что это за фигура? … На остальных баб не похожа?»

«В тихом омуте… ты знаешь! – подхватил Базаров.- Ты говоришь, она холодна. В этом-то самый вкус и есть. Ведь ты любишь мороженое?»

«… У  ней такие плечи, каких я не видывал»

« Посмотрим, к какому разряду млекопитающих принадлежит сия особа… Чувствует мой нос что-то неладное»

Аркадий представил ей Базарова и с тайным удивлением заметил, что он как будто сконфузился… между тем, Одинцова оставалась совершенно спокойною… вот тебе раз! Бабы испугался-подумал он,  и, развалясь в кресле не хуже Ситникова,  заговорил преувеличенно и развязно, а Одинцова не спускала с него своих ясных глаз»

« Он говорил против обыкновения довольно много и явно старался занять собеседницу, что опять удивило Аркадия»

«Ломание Базарова в первые минуты посещения, неприятно подействовало на неё, как дурной запах, но она тотчас же поняла, что он чувствовал смущение, и это ей польстило…»  

« Базаров не стал говорить о своих взглядах и убеждениях, а говорил о гомеопатии, медицине»  

«… После того, как Одинцова пригласила Базарова и Аркадия к себе в имение Никольское… Базаров только поклонился и Аркадию в последний раз пришлось удивиться -  он заметил, что приятель его покраснел».

«Может Вы правы; может, точно, всякий человек-загадка»

Дата_____________                    

                               Рабочий лист урока

на тему: «Испытание любовью» (По роману И. С. Тургенева «Отцы и дети»).

 Цели занятия:

  • рассмотреть любовную линию в романе и её место в общей проблематике произведения; отметить роль «тайной психологии» в изображении внутреннего мира героев;

Суп-пюре "Пармантье" - Памятка Орёл, 2012 Кулинарные пристрастия "великих"              «Тайны человеческой жизни велики,

                                           а любовь-самая недоступная из этих тайн».

                                                                                              И. С. Тургенев.

СЛОВАРЬ ПО ТЕМЕ  

Нигилизм - это (от лат, nihil- «ничто»)  отрицание общепринятых ценностей: идеалов, моральных норм, культуры, форм общественной жизни.

Циник, циничный, цинизм - наглое, бесстыдное поведение и отношение к чему-нибудь, проникнутое пренебрежением к нормам общественной морали, нравственности.

Конфуз - состояние смущения, неловкости; неловкое и смешное положение.

Кульминация - наивысшая точка развития сюжета

Романтик - человек, проникнутый романтикой, высокими эмоциями.

Тайная психология-внутренне состояние героев раскрывается благодаря внешним проявлениям психики.

  1. Актуализация знаний. Кто такой Базаров?

  1. Происхождение Базарова; портрет;  поведение героя.
  2. Занятия Базарова, его цель в жизни.
  3. Отношение Базарова к науке, к искусству; во имя чего Базаров отрицает?
  4. Что говорит Базаров о его внутреннем мире и  о будущем?
  5. Отношение Базарова к  романтике, к женщине, к любви?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическая разработка открытого занятия по английскому языку "Ткани" в 402 группе

Данная учебно-методическая разработка открытого занятия "Ткани" предназначена для преподавателей английского языка для студентов 4го курса специальности "Технология швейного производства" в СПО...

Методическая разработка открытого занятия по дисциплине" Немецкий язык" по теме: «Das Auto. Konstruktionsteile»

Средствами иностранного языка мы не только приобщаем студентов к мировой культуре, к общечеловеческим ценностям и культуре своего народа, но и погружаем в будущую специальность, обучаем п...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ «Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы комплексного числа к тригонометрической форме, показательной форме и обратно»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯпо предмету: Элементы высшей математики (ЕН 01) по теме:«Тригонометрическая и показательная формы комплексного числа. Переход от алгебраической формы...

Методические рекомендации для преподавателей по составлению методической разработки открытого занятия

В предложенном материале  приводится примернst  рекомкендации по структурированию и написанию методических разработок учебных  занятий. Материал можент быть полезен преопдавателям СПО и...

Методическая разработка практического занятия по теме "Использование скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей. Антропометрия и методика ее проведения в различные возрастные периоды. Оценка физического развития детей"

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по теме "Использования скрининг-тестов при массовых медицинских обследованиях детей. Антропометрия и методика ее ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ ПО СОВРЕМЕННОЙ ХОРЕОГРАФИИ НА ТЕМУ: «БЛИЖЕ К ЗВЁЗДАМ !» (для детей 10-14 лет)

Из собственного опыта, проводя параллельно с современным танцем занятия по классическому танцу, ритмике и гимнастике с дошкольниками и школьниками, мы поняли, что и в современном танце должна быть стр...