Методическая разработка открытого урока по русскому языку «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов».
методическая разработка по теме

  Слово - удивительный дар, которым обладает только человек. Оно имеет способность обобщать и в то же время обозначать индивидуальное, неповторимое. «Слово дано человеку не для самоудовлетворения, - писал В. Г.Короленко, - а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает,— другим людям»

Предлагается разработка открытого урока по русскому языку «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов». Предназначена для студентов СПО 1 года обучения.

Цели урока: систематизировать знания обучающихся о лексике русского языка; развивать познавательные интересы и навыки работы обучающихся путем формирования умений работать в коллективе и команде; воспитывать интерес и любовь к русскому языку. 

Данный материал поможет  потренироваться в выполнении различных видов заданий, сформировать знания в области языка.

В конце урока предлагается провести викторину, которая  поможет выявить уровень   знаний обучающихся  по  теме урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkr._urok_po_rus._yazyku.doc94.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ  ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ  ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ВОРОНЕЖСКОЕ ОБЛАСТНОЕ УЧИЛИЩЕ КУЛЬТУРЫ ИМЕНИ  А. С. СУВОРИНА»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

ОТКРЫТОГО УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

СПЕЦИАЛЬНОСТЬ:  51.02.01  НАРОДНОЕ ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ТВОРЧЕСТВО

                                                                               

                                                                                 Составитель: преподаватель

                                                                                   русского языка и литературы

                                                                                   Мягкова Н. А.

Конспект урока

Тема открытого урока: «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов».

Продолжительность: 45 минут.

Тип урока: урок обобщения, систематизации и закрепления знаний

Вид урока: практический

Цели урока:

  • систематизировать знания обучающихся о лексике русского языка;
  • развивать познавательные интересы и навыки работы обучающихся путем формирования умений работать в коллективе и команде;
  • воспитывать интерес и любовь к русскому языку.

Методы: словесный, наглядно-иллюстративный.

Оборудование  урока: интерактивная доска, компьютер, проектор, экран,  программа просмотра презентаций (Microsoft Office Power Point).

Ход урока

                                                                                                   

I. Организационный момент.

Приветствие обучающихся, проверка отсутствующих на уроке

ІІ.  Мотивация учебной деятельности.

Сообщение преподавателем темы и целей урока.

Преподаватель:

- Сегодня наш урок посвящен теме «Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов». (Слайд 1)

Он поможет вам не только обобщить и систематизировать свои знания по теме, но и потренироваться в выполнении различных видов заданий, сформировать знания в области языка.

 Синонимы, антонимы, омонимы, паронимы. Если внимательно посмотреть, то у всех этих слов одинаковая вторая часть: onyma  - имя; это слова, значение которых мы узнаём по первой части. (Слайд 2)

Оформите ваши тетради. Запишите тему урока и эпиграф: «Едва не ярче всего богатство русского языка обнаруживается в его лексике, в его словарном составе»       (Виноградов   В. В.). (Слайд 3)

Основной значимой единицей языка является слово. Совокупность всех слов языка составляет его лексику. Слова в языке служат для обозначения предметов, признаков предметов, действий, действий признаков, количества. То, что обозначает отдельное самостоятельное слово, является его лексическим значением.

Начнем с синонимов. 

- Что такое синонимы? 

Обучающиеся:

 - Синонимы – слова, близкие по смыслу, различаются оттенками значений, помогают разнообразить нашу речь. (Слайд 4)

Задание 1. Работа со Словарем синонимов.

Преподаватель:

- Обратимся к «Словарю синонимов русского языка» (З. Е. Александрова). Запишите  в тетрадях синонимы к слову «лексика».  

Обучающийся:

 - Лексика - словарный состав, словарь, лексический запас.

Преподаватель:

- Хочется отметить, что использовать синонимы в речи необходимо, чтобы она не пестрила повторами, но делать это надо грамотно. Такая речь слушается легче и приятнее. Однако чрезмерное или неверное употребление синонимов нередко приводит к нелепым ситуациям, как, например, в рассказе Льва Давидовича Лайнера  «Сотрудник института Синонимов».

Задание 2. Чтение рассказа Л. Лайнера «Сотрудник института Синонимов» по ролям.

Действующие лица: Рассказчик, Михайлов, Сидорчук.

Рассказчик:  В кабинет начальника (назовём его по старинке) ЖЭКа вошёл мужчина средних лет.

Михайлов:  Моя фамилия Михайлов.

Сидорчук: А моя  - Сидорчук.

Михайлов:  Я работаю научным сотрудником в институте Синонимов. Синонимы – это слова, близкие по смыслу, значению…

Сидорчук: Ну и что?     

Михайлов:  Сейчас я изложу сущность, существо, содержание дела… Не надо меня торопить, погонять, понукать, подхлёстывать,  подстёгивать…                                                                                                                                       

Сидорчук: Товарищ Михайлов, я всё-таки хотел бы… 

Михайлов: Хотеть,  делать, желать, стремиться  - это ещё не значит сделать, совершить,  произвести, сотворить…

Сидорчук: Но что я должен сотворить? Что?

Михайлов: Не надо на меня орать, кричать,  гаркать! Сейчас я всё объясню,  изъясню, растолкую. Я прошу вас дать, вручить, предоставить мне справку, что я действительно, в самом деле, взаправду проживаю на улице Моторной, 10.

Сидорчук: Наконец-то вы сказали,  в чём дело. Только… вот такой справки я выдать не могу. Их выдаёт паспортистка Марья Ивановна Кукушкина.

Михайлов:  Но вы ведь тоже не ноль, не мелочь,  не пешка,  не пустое место, не пятая спица в колеснице...

Сидорчук: Но есть же субординация

 Рассказчик: …Начал было Сидорчук, но  увидев, что Михайлов собирается выдать очередной залп синонимов, выбежал из кабинета.

Сидорчук: Вот возьмите, - сказал он,  вновь войдя в кабинет.- Только, пожалуйста,  уходите,  выйдите,  ретируйтесь,  скройтесь,  исчезните…

 Рассказчик: Выйдя из кабинета со справкой, Михайлов прочитал объявление на двери:   « В связи с болезнью паспортистки справки временно не выдаются», Михайлов улыбнулся и вполголоса пробормотал:

 Михайлов:  Кто бы мог подумать, что  мои знания синонимов могут в быту пригодиться, сгодиться, найти себе применение. 

 Рассказчик: А в это время начальник ЖЭКа, сидя у себя в кабинете,  тоже улыбался…

 Сидорчук: А печать-то я ему не поставил. Так что придётся ему всё-таки к Кукушкиной прийти, зайти, подскочить, пришлёпать, притопать…

 Преподаватель:

- Помогло   ли Михайлову знание синонимов  получить необходимую справку?

Обучающийся:

- Да, но без печати, недействительную справку. Слишком напористо, нарушая этические нормы,  употребляя слова грубой эмоциональной  окраски (орать,  гаркать; не ноль, не мелочь,  не пешка,  не пустое место, не пятая спица в колеснице...), вёл себя этот проситель,  что недопустимо   в общественных учреждениях.

Задание 3. Работа со Словарем иностранных слов.

Преподаватель:

- В рассказе вам встретилось слово «субординация». Его  лексическое  значение укажет нам  «Словарь иностранных слов»,  под редакцией кандидата филологических наук Татьяны  Юрьевны Уша. Запишите в тетрадях.

Обучающийся:

 - Субординация [суб…+ ordination] – система служебного подчинения старшим, основанная на правилах служебной дисциплины.

Преподаватель:

- Что вы знаете об  антонимах?

Обучающийся:

 - Антонимы – это слова, различные по звучанию и написанию, имеющие противоположные лексические значения. Например, зима - лето. (Слайд 5)

Противопоставлять можно по цвету (черный - белый), по температуре (холодный - горячий) и по другим признакам.

Преподаватель:

 - Не каждое слово может иметь антоним, например: лампа, стадион. Если же слово

многозначное, то оно может иметь несколько антонимов:

  1. легкий – тяжелый (чемодан);
  2. легкий – трудный (текст для перевода);
  3. легкий – сильный (мороз).

(Слайд 6)

Преподаватель:

 - Антонимы используются как яркое выразительное средство для противопоставления явлений, для создания контраста. Прочтите предложения и назовите в них антонимы:

1) Ласточка день начинает, а соловей кончает. (Посл.)

2) Радость ползет улиткой, у горя бешенный бег. (В. Маяковский)

3) Черный вечер. Белый снег. Ветер, ветер! На ногах не стоит человек. (А. Блок)

Преподаватель:

- Антонимы образуются также с помощью приставок без- и не-: звёздная (ночь) – беззвёздная, громкий – негромкий.

   Антонимы лежат в основе такого художественного приёма, как антитеза. На антитезе строятся пословицы, поговорки, афоризмы. Например: Легко подружиться – тяжело  разлучиться. (Слайд 7)

Задание 4. Творческая работа.

-  Восстановите пословицы и поговорки, подчеркните антонимы. Запись сделайте в тетрадях.

(Слайд 8)

  1. Умел ошибиться, …
  2. Ученье свет, ...
  3. Говорит бело, …
  4. Маленькое дело
  5. Кто много говорит, …
  6. Недруг поддакивает, …
  7. Злой не верит, …
  8. Добрая слава лежит, …

3. а делает черно.

4. лучше большого безделья.

5. тот мало делает.

1. умей и поправиться.

2. а  неученье  тьма.

7. что есть добрые люди.

8. а худая бежит.

6. а  друг  спорит.

Преподаватель:

- О каком типе языковых единиц, упомянутых в теме урока, говорится в шуточном стихотворении Якова Козловского «Вы откуда, молодцы?»:

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас пишут,

Одинаково нас слышат.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки,

Смысл запрятан в серединке,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу  - далеки.

(Слайд 9)

Обучающиеся:

 - Омонимы.

Омонимы — слова, совпадающие одновременно по звучанию и по написанию, но различные по значению. Например, ключ¹ (скрипичный)- ключ²(родник).

(Слайд 10)

5. Проверка домашнего задания.

- Давайте посмотрим, как вы выполнили домашнее задание. Как разъясняются омонимы в

Толковом  словаре С. И. Ожегова, Н.Ю.Шведовой?

- Над омонимом сверху стоит цифра. Омонимы записываются столько раз, сколько таких омонимов есть в русском языке.

С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка. 

Обучающиеся:

Клуб ¹

Шарообразная летучая дымчатая масса. Клубы дыма. Клубы пыли.

Клуб ²

1. Общественная организация, объединяющая людей на основе общности, сходства, близости интересов занятий. Спортивный клуб. Шахматный клуб. Клуб книголюбов.

2. Культурно-просветительное учреждение, в котором собираются люди для отдыха, развлечений; здание, помещение такого учреждения.

Заводской клуб. Танцы, дискотека в клубе. Кружок самодеятельности при клубе. 


3. Учреждение или общественная организация (обычно международная), занимающаяся финансовой или коммерческой деятельностью.

 Европейский клуб. Инвестиционный клуб.  (Слайд 11)

Лук ¹  - огородное или дикорастущее растение сем. лилейных с острым вкусом луковицы и съедобными трубчатыми листьями. Репчатый лук. Зеленый лук.

Лук ² - ручное оружие для метания стрел в виде пружинящей дуги, стянутой тетивой. Тугой лук.  Стрельба из лука (вид спорта). 

Балка ¹ - часть сооружения, машины, станка - опорный брус. Железобетонная, металлическая, деревянная балка

Балка ² - лощина, ложбина, овраг, иногда

большой протяженности. 

Преподаватель:

-  Откройте учебники на с. 25 упр. 37. Выполним его выборочно письменно. Возьмем         слова-омонимы: брак, свет.

Брак¹  - семейные супружеские отношение; напр., вступить в брак.

Брак² - не соответствующие стандартам какие-либо предметы; напр., стекло с браком.

Свет¹  - лучистая энергия, напр., лучистый свет.

Свет² - Земля, Вселенная, напр., путешествовать по свету.

Преподаватель:

- Иногда мы путаем слова, похожие по звучанию, но совершенно различные по смыслу. Это приводит к ошибкам в их употреблении. Такие слова называются   паронимами.

Паронимы - слова, схожие по звучанию, близкие по произношению, но имеющие разное лексическое значение.

Например, паронимы передний – передовой.

Передний – находящийся впереди: передняя прихожая, передние ноги (у животного)

Передовой  - движущийся впереди: передовой отряд, передовая техника.

Паронимы адресат – адресант.

Адресат – тот, кому адресовано письмо, телеграмма, почтовое отправление.

Адресант – тот, кто отправил письмо, телеграмму и т.д.        

 (Слайд 12)

Задание 6.

Преподаватель:

- Сгруппируйте парами паронимы. Письменно в тетрадях. (Слайд 13)

1.  Доверительный

2. Лирический  

3. Наследие

4. Нестерпимый

5. Командированный

6. Удачный

7. Главный

 8. Будний

 9. Дымный

10. Гарантийный

11. Абонемент

12. Воспоминание

а) Гарантированный

б) Нетерпимый

в) Доверчивый

г) Удачливый

д) Лиричный

е) Напоминание

ж) Абонент

з)  Будничный

и) Дымовой

к)  Наследство

л)  Заглавный

м) Командировочный

Ответы:

1-в

 2-д

 3-к

 4-б

 5-м

 6-г

 7-л

 8-з

 9-и

 10-а

11-ж

12-е

Задание 7. Викторина.

Преподаватель: 

- Сейчас проведем мини-викторину, которая  выявит уровень ваших  знаний по сегодняшней теме. За каждый правильный ответ – жетон, который  поможет поднять рейтинговый балл.

Вопросы викторины

  1. Как называется раздел науки о языке, который изучает слово с точки зрения его смыслового значения?   (Лексика).
  2. Как называются слова одной части речи, обозначающие одно и то же, но с разными оттенками значений. Например, большой, огромный, исполинский?  (Синонимы.)
  3. Какой тип языковых единиц представлен в следующей паре слов? Очки¹ (оптический прибор)  - очки² (результат соревнования).  (Омонимы)
  4. Как называются по отношению друг к другу слова: слабый – сильный? (Антонимы.)
  5. Как называются слова, схожие по звучанию, близкие по произношению, но имеющие разное лексическое значение? (Паронимы)
  6. Подберите синоним к слову «победа» и омоним к слову, обозначающему «сорт клубники». (Виктория)
  7. Как называется словарный запас одного человека. (Лексикон)

ІII. Итог урока.

Преподаватель:

 - Наш урок подошел к логическому завершению. Мы продолжим разговор на следующем занятии. Вам надо повторить 4 определения (синонимы, антонимы, омонимы, паронимы), но работа будет усложнена.

   Слово - удивительный дар, которым обладает только человек. Оно имеет способность обобщать и в то же время обозначать индивидуальное, неповторимое.

«Слово дано человеку не для самоудовлетворения, - писал В. Г.Короленко, - а для воплощения и передачи той мысли, того чувства, той доли истины и вдохновения, которым он обладает,— другим людям». (Слайд 14) 

Надо хорошо знать русский язык, умело пользоваться его богатствами в устной и письменной  речи, беречь его.

«Русский язык чрезвычайно богат, гибок и живописен для выражения простых, естественных понятий». (Белинский В. Г.) (Слайд 15) 

Я желаю, чтобы ваш интерес к родному языку никогда не угасал. Спасибо всем за подготовку и внимание.

Выставление оценок.

Список использованной литературы:

  1. Александрова, З. Е. Словарь синонимов русского языка / Под ред. Л. А Чешко.- М.: Русский язык. -600 с.
  2. Ахманова, О. С. Словарь омонимов русского языка.- М.: Русский язык. – 448 с.
  3. Баранов, Т. М. Русский язык: справочные материалы / Т. М. Баранов, Т. А. Костяева,  А. В. Прудникова; под ред. Н. М. Шанского. – М.: Просвещение, 1993.- С. 20
  4. Богданова, Г. А. Уроки русского языка: Книга для учителя.- М.: Просвещение, 2001. –С. 26
  5.  Власенков, А. И. Русский язык: Грамматика. Текст. Стили речи: учеб. пособие для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений / А. И. Власенков, Л. М. Рыбченкова. - 13-е изд.- М.: Просвещение, 2007. – С. 20 - 50                                                                                                                  
  6. Загоровская, О. В. Русский язык: пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену. Часть 1./ О. В. Загоровская, О. В. Григоренко – Воронеж: Научная книга, 2006 . – С. 61- 72
  7. Загоровская, О. В. Русский язык: пособие-практикум для подготовки к единому государственному экзамену. Часть 3./ О. В. Загоровская, О. В. Григоренко – Воронеж: Научная книга, 2006 . – С. 61- 67
  8. Львов, М. Р. Школьный словарь антонимов русского языка.- М.: Просвещение.- 240 с.
  9. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка/ С. И. Ожегов, Н. Ю. Шведова.- М, 2006. – 944 с.
  10. Словарь иностранных слов.- СПб.: ООО «Виктория плюс», 2007.- 816 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО УРОКА ПО ИНОСТРАННОМУ ЯЗЫКУ "APPEARANCE AND CHARACTER"

Данная методическая разработка предназначена для проведения открытого урока в группе 1 курса по специальности 13.02.03 «Электрические станции, сети и системы» и  состоит из двух частей.  В п...

Презентация "Изобразительные возможности синонимов, антонимов, омонимов, паронимов"

Данная презентация предназначена для урока русского языка при изучении "Лексики", как одного из разделов языкознания, для студентов СПО 1 года обучения.Тема урока: "Изобразительные возможности синоним...

Методическая разработка открытого урока по английскому языку. Тема: "Празднование Рождества и Нового года в Великобритании и англо- говорящих странах"

Данный урок дает возможность обучающимся познакомиться с особенностями празднования Рождества и Нового года в Великобритании и других англо- говорящих странах. Он также развивает компетенции языковой ...

Методическая разработка открытого урока «Лексика русского языка. Профессионализмы и терминологическая лексика»

Методическая разработка представляет собой конспект открытого урока русского языка. Часть материала подобрана именно для студентов по профессии 43.01.09 "Повар, кондитер"/специальности 19.02...

Методическая разработка бинарного урока (математика+русский язык)

Аннотация: к бинарному уроку на тему: «Число есть слово неизреченное…» 1курсучетом подготовки группы урок построен по плану, в котором упражнения представлены несколькими типами:1.и...