Обучение монологу в старших классах
статья

Сукманова Ольга Олеговна

В данной статье описаны действенные способы для обучения старшеклассников монологиченской речи, с учетом из возрастных и психологических особенностей

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_0.doc106.5 КБ

Предварительный просмотр:

ОБУЧЕНИЕ МОНОЛОГУ В СТАРШИХ КЛАССАХ

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ УЧАЩИХСЯ СТАРШИХ КЛАССОВ

Развитие ребёнка представляет собой постоянный переход от одной возрастной ступени к другой, связанный с изменениями личности ребёнка. Каждый возрастной период приносит ребёнку особое личностное новообразование.

В современной психологии принято выделять 9  возрастных периодов человека:

 1) перинатальный период (новорождённость);

 2) младенчество (от рождения до 1 года);

 3) раннее детство (1-3 года);

 4) дошкольный возраст (3-7 лет);

 5) младший школьный возраст (от 7-12 лет);

 6) подростковый возраст (отрочество) (12-15  лет);

 7) юношеский возраст (15-25 лет)

 8) зрелость (от 25-60 лет)

 9) старость (60 лет и старше).

            Проблемами возрастной периодизации особенно интенсивно занимались Л.С.Выгодский и А.Н.Леонтьев.

             По утверждению Л.С.Выгодского, переход от одного возраста к другому происходит революционным путем, поэтому существуют так называемые «кризисы возрастного развития» - переходные периоды от одного возрастного периода к другому. Во внешнем поведении возрастные кризисы проявляются как непослушание, упрямство, негативизм. На время детства, отрочества и юности приходится 5 кризисов возрастного развития: кризис новорождённого (до 1 месяца), кризис 3-х лет, кризис 7 лет, подростковый кризис (11-12 лет) и юношеский кризис.

              А.Н.Леонтьев считает критерием возрастной периодизации ведущую деятельность, развитие которой обуславливает главнейшие изменения в психических процессах и психологических особенностях личности ребёнка на данной стадии развития.

              Таким образом, для каждого возраста существует своя специфическая «социальная ситуация», свои «ведущие психологические функции» (Л. С. Выгодский) и своя ведущая деятельность (А. Н. Леонтьев):

Переходный период от подросткового к раннему юношескому возрасту (9 класс) – это один из самых сложных периодов в жизни ребёнка, это пик «подросткового кризиса». Особенность девятого класса, самого старшего из подростковых, заключается в переходности, в пересечении специфических возрастных черт – подростковых и юношеских.

Поведение девятиклассника часто носит протестующий характер  по отношению к взрослым, проявляющийся  в разных формах (демонстративные действия негативного характера, неподчинение требованиям, стремление избегать нежелательных контактов). Отсюда – конфликты с учителями, нарушение дисциплины без неприятных субъективных переживаний. Хотя отношения с учителем могут складываться по-разному: от противостояния или равнодушия («лишь бы не мешал») до возрастающей потребности в признании с его стороны и даже в доверительном общении.

Основные психические новообразования ранней юности: 

1.Повышенное внимание к своей внешности, склонность находить у себя физические отклонения даже там, где их нет, что может вызывать даже хронические психические нарушения невротического характера.

2.Но общее эмоциональное состояние юношей и девушек в этом возрасте становится более ровным: нет резких аффективных вспышек, как у подростков.

3. Главное психологическое приобретение ранней юности – открытие своего внутреннего мира. Если ребенок раньше был центрирован на внешних стимулах, то теперь он заинтересован своим внутренним миром, у старшеклассников формируется представление о собственной уникальности, неповторимости, исключительности собственного «Я». Их выводы об окружающем  мире кажутся им уникальными, неведомыми никому, отсюда – гремучая смесь самонадеянности и нерешительности, смелости в суждениях и сдержанности в поступках. Старшеклассники жадно впитывают новые идеи, но очень неохотно отказываются от своих собственных.

Центральным новообразованием ранней юности является самоопределение, как профессиональное, так и личностное. Это новая внутренняя позиция, включающая осознание себя как члена общества, принятие своего места в нем. Человек начинает осознавать временную перспективу: если раньше он жил только сегодняшним днем, то теперь у него преобладает устремленность в будущее, он строит жизненный план.

Это новообразование накладывает свой отпечаток и на учебную деятельность старшеклассников – она становится учебно-профильной, реализующей профессиональные и личностные устремления юношей и девушек. Учебная деятельность приобретает черты избирательности, осознанности.

Познавательные процессы и умственные способности юношей и девушек развиты уже достаточно хорошо. Обычно они уже умеют ставить и решать проблемы. Их очень интересуют общие проблемы бытия, они могут часами спорить об отвлеченных предметах. Широта интеллектуальных интересов часто сочетается в ранней юности с разбросанностью и отсутствием системы в занятиях.

  В 11 классе на первый план выступают проблемы профессионального самоопределения: выбор будущей профессии и построение карьеры, кроме этого важным становится все, связанное с подготовкой к выпускным и вступительным экзаменам. Обращенность в будущее вообще главная черта старшеклассника, но для одиннадцатиклассника будущее затмевает все остальные сферы жизни. [3]

В познавательной сфере у старшеклассников также происходят свои изменения. Развитие мышления характеризуется более совершенным уровнем формальных операций, начавших формироваться в подростковом возрасте. У старшеклассников отмечается способность делать общие выводы на основе частных посылок и, напротив, переходить к частным умозаключениям на базе общих посылок, т.е. способность к индукции и дедукции. Важно отметить, что в этом возрасте молодые люди уже умеют оперировать гипотезами.

Развитие внимания характеризуется высокой переключаемостью, распределяемостью, устойчивостью, что позволяет поддерживать достаточно высокий темп работы.

В развитии памяти происходит замедление прироста продуктивности непосредственного запоминания при одновременно увеличивающейся продуктивности опосредованного запоминания.

Таким образом, развитие когнитивных процессов у старшеклассников достигает такого уровня, что они оказываются практически готовыми к выполнению всех видов умственной работы взрослого человека, включая самые сложные.

Старший школьный возраст характеризуется продолжающимся развитием общих и специальных способностей детей на базе основных ведущих видов деятельности: учения, общения и труда. В учении формируются общие интеллектуальные способности, особенно понятийное теоретическое мышление. Это происходит за счет усвоения понятий, совершенствования умения пользоваться ими, рассуждать логически и абстрактно. В общении формируются и развиваются коммуникативные способности учащихся, включающие умение вступать в контакт с незнакомыми людьми, добиваться их расположения и взаимопонимания, достигать поставленных целей. В труде идет активный процесс становления тех практических умений и навыков, которые в будущем могут понадобиться для совершенствования профессиональных способностей [4]

Для того чтобы время и возможности, имеющиеся в подростковом и раннем юношеском возрасте, были эффективно реализованы, необходимо начиная со средник классов школы изменять соотношение учебных и воспитательных, личностно и интеллектуально развивающих человека задач. Если в начальных классах школы львиная доля времени уходила на обучение — и это нормально, то в средних классах школы и далее время, отводимое на учебные и воспитательные мероприятия, должно стать примерно одинаковым.

 Постепенное приближение загруженности детей к занятости взрослых должно происходить за счет увеличения времени, отводимого на личностное развитие. [5]  

По сравнению с предыдущими возрастами, ранняя юность имеет свою ситуацию развития, перед старшеклассниками встают новые жизненные задачи, в решении которых происходит их психосоциальное развитие. Прежде всего — это серьезная задача выбора дальнейшего жизненного пути. В связи с этим меняется и ситуация взаимодействия старшеклассника с социальным окружением. Происходит смена значимых лиц и перестройка взаимоотношений со взрослыми. Возникает особый интерес к общению со взрослыми. С родителями обсуждаются в это время жизненные перспективы, главным образом профессиональные. Однако к доверительному общению со взрослыми старшеклассник прибегает в основном в проблемных ситуациях, а вот общение с друзьями остается интимно-личностным, исповедальным. Он так же, как и в подростковом возрасте, приобщает другого к своему внутреннему миру — к своим чувствам, мыслям, интересам, увлечениям. Содержание такого общения — реальная жизнь, а не жизненные перспективы; передаваемая другу информация достаточно секретна. Общение требует взаимопонимания, внутренней близости, откровенности. Оно поддерживает самоуважение. [6]

Таким образом, нужно учитывать психологические особенности старшеклассников для создания для них комфортной и плодотворной атмосферы во время проведения уроков, уделять больше времени на самостоятельную работу, чтобы они могли самовыражаться.

2.2 МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ МОНОЛОГИЧЕСКОЙ РЕЧИ.

Mонологическое высказывание может быть разного уровня: 1) слово (словоформа), 2) словосочетание, 3) фраза, 4) сверхфразовое единство, 5) текст. На любом из уровней монологическое высказывание выступает в процессе общения в качестве речевой единицы, будь то реплика, утверждение (словосочетание), вопрос (фраза), убеждение (сверхфразовое единство) или доклад, рассказ и т. п. (текст).

Речевая единица любого уровня обладает присущими ей трудностями овладения: для уровня слов и словосочетаний — это морфологические трудности (хотя и разного плана), для уровня фраз — синтаксические, для уровней сверхфразового единства и текста — логико-синтаксические.

Монологическое высказывание на уровне сверхфразового единства можно рассматривать как деятельность (процесс) и как продукт. И в том и в другом случае монологическое высказывание характеризуется разными параметрами. Как деятельность оно всегда целенаправленно, связано с коммуникативным мышлением, с общей деятельностью человека, с личностью говорящего, оно ситуативное, эвристично и проходит в определенном темпе. Как продукт монологическое высказывание всегда информативно, продуктивно, выразительно, структурно, логично, целостно.

Поэтому из всех параметров монологического высказывания вычленим лишь три, которые и отражают его сущность, и составляют главную трудность, требуют особых средств обучения.

1. Относительно непрерывный характер высказывания. Процесс его порождения длится определенное время, не будучи прерванным  кем-либо (чем-либо). Данное качество монологического высказывания определяет, прежде всего, весьма специфическую психологическую настроенность говорящего, а также организацию его высказывания. Главный механизм здесь — это механизм сверхфразового упреждения. Вот почему монологическое высказывание не есть сумма ответов на ряд вопросов.

2. Последовательность, логичность. Это качество проявляется в развитии идеи ключевой фразы в последующих (других). „Развитие идеи" не следует понимать буквально. Имеется в виду ее уточнение, пояснение, обоснование, дополнение, подходы к ней. Поэтому ключевая фраза может находиться в любом месте монологического высказывания. Для обучения очень важно знать, как разворачивается высказывание, какие в этом есть закономерности, какие модели лежат в основе разных видов монологического высказывания.

Существует несколько этапов работы над монологическим высказыванием:

на первом вырабатывается умение высказать одну законченную мысль, одно утверждение по теме на уровне одной фразы. Учитель называет тему, учащиеся по очереди произносят по одной любой фразе (точнее, предложению, ибо это не говорение). Если ученик и произносит два предложения, то они могут представлять собой два самостоятельных высказывания, обязательной связи между ними нет.

Второй этап начинается тогда, когда от учащихся требуется обратить внимание на логическую связь сказанных фраз. Например, высказывание Our class is big. Our class is clean плохо, так как предложения построены по одной модели, а высказывание Our class is big. There are four windows there хорошо. На этом этапе нужно преодолеть полученное противоречие, т. е. отучить учащихся произносить бессодержательный набор предложений и учить высказываться логически.

Третий этап характеризуется новыми логическими задачами и обязательным увеличением объема высказывания. Здесь учащийся должен включать элементы рассуждения аргументации.

На этапе совершенствования навыков следует добиваться высказывания со всеми присущими ему качествами на уровне двух-трех фраз, такое высказывание можно назвать микровысказыванием (микромонологом). На этапе развития умения следует развивать высказывание большего объема и, соответственно, лучшего качества.

Существуют различные виды опор, которые облегчают учащимся задачу составления текста или речевого высказывания. Любая опора — это, по сути дела, способ управления высказыванием, но в зависимости от той или иной опоры характер управления будет разным. Чем же управляют опоры? Либо содержанием высказывания, либо его смыслом. Отсюда и другое деление опор — на содержательные и смысловые. Они учитывают два уровня высказывания: уровень значений (кто? что? где? когда? и т. п.) и уровень смысла (зачем? почему?). Если оба критерия свести воедино, то получим следующую классификацию опор (В. Б. Царькова):

Таблица классификации опор для обучения иностранному языку

СОДЕРЖА

ТЕЛЬНЫЕ

словесные (вербальные)

изобразительные

  • Текст (зрительно)
  • Текст (аудитивно)
  • Микротекст (зрительно)
  • Микротекст (аудитивно)
  • План
  • Логикосинтаксическая схема

  • Кинофильм
  • Диафильм
  • Картина
  • Серия рисунков
  • Фотография

Смысловые

  • Слова как смысловые вехи
  • Лозунг
  • Афоризм, поговорка
  • Подпись

  • Диаграмма, схема, таблица
  • Цифры, даты
  • Символика
  • Плакат
  • Карикатура

А сейчас хочется разобраться, как же, собственно, опоры влияют на развитие монологической речи. Возьмём к рассмотрению Содержательную изобразительную опору – картину.  

 В основе рассказывания по картине лежит опосредованное восприятие окружающей жизни. Картина не только расширяет и углубляет детские представления об общественных и природных явлениях, но и воздействует на эмоции детей, вызывает интерес к рассказыванию, побуждает говорить даже молчаливых и застенчивых.

В формировании умений описывать картины используются специально разработанные серии дидактических картин разных типов.

 Предметные картины – на них изображены один или несколько предметов без какого-либо сюжетного взаимодействия между ними (мебель, одежда, посуда, животные).

Сюжетные картины, где предметы и персонажи находятся в сюжетном взаимодействии друг с другом.

 Серия или набор картин, связанных единым сюжетным содержанием, например, рассказ в картинках.

Используются и репродукции картин мастеров искусства:

 пейзажные картины: А.Саврасов «Грачи прилетели»; И. Левитан «Золотая осень», «Весна. Большая вода» и т.д.;

 натюрморт: К. Петров-Водкин «Черёмуха в стакане», «Стакан и яблоневая ветка»; И. Машков «Рябинка», «Натюрморт с арбузом» и т.д.

Картина может рассматриваться по частям. Вначале - главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Для последующих описаний следует обратить внимание на интерьер, фон, пейзаж. Важно, чтобы ребёнок образными словами выразил своё личное отношение к воспринятому пейзажу, реке, лесу. В связи с этим можно подобрать эпитеты, сравнения.

Следовательно, рассматривание картин подготавливает детей к составлению описаний и рассказов- повествований. [7].

Упражнения и методические приёмы обучения монологической речи делятся на:

  1. Обучение монологической речи на базе текста,
  2.  Обучение монологической речи на ситуативной основе,
  3. Работа с образцом монологической речи.

Обучение монологической речи на базе текста

  1. Определите    тематическую    принадлежность текста.

  2. Скажите, кому адресован текст.

  3. Определите характер текста (описание, повествование, сообщение, репортаж, рассуждение, воспоминание, изложение или монтаж разных структурных типов текста: диалог с читателем и др.).

  4. Определите стиль текста (общественно-политический, научный, научно-популярный, художественный, документальный, разговорный, инструктивный и их варианты)

  5. Просмотрите текст (используйте приемы просмотрового чтения) и определите, чем интересен текст для составления монологического высказывания по изучаемой теме, по определенному плану, с определенной направленностью, ориентацией на определенного собеседника или определенную аудиторию

  6. Прочтите текст и найдите предложение, в котором сформулирована тема.

  7. Ответьте на вопросы к тексту.

  8. Разбейте текст на смысловые части и озаглавьте их.

  9. Расположите пункты плана, данного на доске, в соответствии с логикой изложения материала в тексте.

  10. Сформулируйте главную мысль текста.

  11. Сформулируйте и запишите тему, основные мысли (мысль каждой смысловой части) и главную мысль (основной смысл) данного текста.

  12. Просмотрите текст и назовите слова, которые употребляются для обобщения сказанного или указывают на заключение, выводы.

  13. Выпишите из текста слова, которые указывают на переход от одной законченной мысли к другой.

  14. Найдите в тексте слова и выражения, которые

 указывают на авторское отношение к сообщаемым фактам и событиям.

  15. Просмотрите текст и выберите ключевые слова для передачи его основного содержания.

  16. Выпишите из текста предложения, которые передают основное содержание текста.

  17. Составьте тезисы, передающие основные мысли (основной смысл) текста.

  18. Расположите данные на доске предложения из текста в нужной последовательности и употребите необходимые связующие средства.

  19. Просмотрите план и подберите материал из текста, раскрывающий пункты плана.

  20. Просмотрите   приведенные   утверждения   и подберите   иллюстрирующие   их   предложения   из текста.

  21. Выберите из текста ключевые слова к каждому пункту плана.

  22.  Соотнесите группы слов с пунктами плана.

  23. Подберите к каждому пункту плана предложения с ключевыми словами.

  24. Сформулируйте пункты плана, которые можно было бы еще включить в план.

  25. Скажите, какие важные мысли не отражены в тезисах к тексту.

  26. Скажите, какая информация, необходимая для вашего высказывания, есть в тексте, а какую необходимо найти.

  27. Соотнесите план целевого монологического высказывания с возможностями данного текста.

  28. Отметьте известную вам и новую информацию в тексте.

  29. Просмотрите список предложений и фраз, оформляющих монологическую речь (вводные фразы, средства обращения к адресату, средства связности и т. д.) и подберите подходящие к каждому пункту плана или тезису высказывания.

  30. Разверните данный на доске тезис (пункт плана), найдите для этого соответствующий содержательный и речевой материал в тексте.

  31. Расширьте данное на доске высказывание, используя текст.

  32.  Просмотрите  два  первых  абзаца   текста  и кратко расскажите о ....

  33. Скажите, что вы знаете о ..., используя план, данный на доске.

  34. Расскажите только о том, что подтверждает следующую мысль.

  35.  Составьте план к рассказу о ..., используя материал двух прочитанных текстов. Подумайте, где уместно ввести сведения о ..., чтобы не нарушить  логику изложения.

  36. Расскажите о ..., используя при этом рабочие материалы (наброски будущего высказывания: план, а также слова, словосочетания и целые предложения, отражающие ход развития мысли, служащие для связи как отдельных предложений, так и целых смысловых частей).

  37. Расскажите о поведении персонажа и выразите свое отношение к приводимым в тексте фактам и событиям.

  38. Скажите, как поступил бы персонаж А, если бы персонаж Б поступил следующим образом: ... .

  39.  Составьте рассказ по картинке.   (Картинка связана с темой текста.)

  40. Составьте письменный пересказ текста. Выберите для этого 7—8 предложений, передающих основное содержание текста. Добавьте к ним фразы речевого оформления монологического высказывания.

  41. Составьте сжатый пересказ основного содержания текста своими словами.

  42. Передайте содержание текста. Используйте для этого замены слов и перефразирование.

  43. Истолкуйте выводы, изложенные в тексте, своими словами, приводя доказательства из текста и добавляя свои.

  44. Перескажите изложенную в тексте информацию, добавляя известную вам ранее.    

  45. Составьте избирательный пересказ текста, отражая одну или ряд взаимосвязанных мыслей.

  46. Составьте пословный, портретный пересказ текста, адресуя его определенной группе лиц и оформляя средствами монологической речи.

  47. Составьте план монологического высказывания по определенной теме (проблеме), подберите к нему информацию из текста. Недостающую информацию подберите из дополнительных текстов.

  48. Дополните оформление материала одного и того же текста необходимыми речевыми средствами монологического характера для сообщения его содержания разным лицам с учетом их интереса к подобной информации, осведомленности в данной проблеме, возраста, опыта, характера, профессии.

  49. Подготовьте развернутое монологическое высказывание с использованием текстовых материалов для определенной ситуации общения.

  50. Используя тексты и справочно-информационные материалы, подготовьте целевые тематические (проблемные) сообщения для организации учебно-речевого общения (дискуссии, пресс-конференции, «круглого стола»).

 

 Обучение монологической речи на ситуативной основе

 Уровень  фразы

 1.   Прослушайте  предложение  и  повторите  его  вслух.

 2. Покажите предмет и назовите его.

 3. Прослушайте предложения и дополните их собственным подходящим по смыслу предложением.

 4. Прочтите предложение и продолжите выраженную в нем мысль.

 5. Назовите свои действия.

 6. Назовите действия других.

 7. Рассмотрите картинки и согласитесь со следующими утверждениями или отвергните их.

 8.  Прослушайте утверждения  и отвергните неверные.

 9. Прослушайте утверждения и скажите, прав ли  преподаватель.

 10. Возразите преподавателю.

 11.  Выслушайте  просьбу  товарища,  выполните указанное действие и назовите его.

 12. Выполните просьбы учителя, соблюдая их последовательность; назовите свои действия.

 13.   Расширьте   предложения,   данные   на   карточках.

 14. Опишите картинки.

 15. Скажите, что полученное сообщение не соответствует действительности и объясните почему.

 16. Сравните два утверждения и докажите преимущества одного из них.

 17. Скажите, что вы сделали то же.

 18. Скажите, что вы не согласны с мнением преподавателя.

 19. Приведите контраргументы.

 20. Скажите, что вы хотите что-то сообщить (добавить, выразить свое мнение, возразить, обратить внимание).

 21. Скажите, что вы поддерживаете собеседника.

 22. Скажите, что вы пришли к определенному выводу (заключению).

 23. Скажите, что, по вашему мнению, следует сделать, чтобы ....

 24. Скажите, что собеседнику следует (не следует) делать.

 25. Поблагодарите друзей за внимание (помощь, доброжелательность, гостеприимство).

 26. Обратитесь к разным собеседникам с просьбой.

 27. Скажите, что вы надеетесь, что вас понимают.

 28.   Скажите,   что   вы  разделяете  высказанную  точку зрения.

 29. Спросите, понятно ли вы излагаете свои мысли (позицию, доводы).

 30. Спросите, согласны ли ваши товарищи с вами.

 31. Попросите товарищей учесть, что ....

 32. Попросите проанализировать факты.

 33. Предложите свое решение.

 34. Пригласите собеседника к размышлению (рассуждению, дискуссии).

 35. Сошлитесь на авторитеты (источник, данные).

 36. Сделайте вывод (заключение).

 37. Дайте оценку поступку персонажа (своего товарища).

 38. Ответьте на реакцию собеседников.

 39. Задайте риторический вопрос, соответствующий ситуации.  

 40.Сошлитесь на  собственную  информированность, осведомленность.

 41. Сошлитесь на осведомленность слушателей.

 42.  Перефразируйте  (прокомментируйте,  истолкуйте) свое утверждение.

 43. Обратитесь с вопросом к собеседнику.

 44. Отреагируйте на реплику или жест собеседника.

 45. Скажите, что вы предпочитаете что-либо сделать (в чем-то убеждены, настаиваете на чем-либо).

 Уровень сверхфразового единства

 1. Расскажите о ..., используя данную на доске логико-синтаксическую схему.

 2. Расположите предложения на карточках в логической последовательности.

 3. Добавьте к написанному на доске предложению несколько других, подходящих по смыслу. Выберите их из приведенных на доске.

 4. Расскажите о ..., используя выражения, данные на доске.

 5. По указанным на карточках ключевым словам расскажите о ....

 6. Сократите высказывания, данные на карточках, передайте их содержание в двух-трех фразах.

 7. Составьте ситуацию по цепочке путем добавления   каждым  учащимся   одного   или   нескольких предложений.

 8. Расширьте высказывание, используя картинку.

 9. Расскажите о ..., используя картинку-схему (картинку с неразвернутой ситуацией).

 10.   Опишите   свою   комнату   (комнату   своего друга).

 11.  Составьте ситуацию, используя данную пословицу (поговорку).

 12. Расскажите о ... и докажите правильность своих суждений.

 13. На основе тезиса (утверждения) и ключевых слов составьте высказывание к определенной ситуации общения.

 14. На основе описания ситуации и ключевых слов составьте высказывание.

 15. Докажите правильность следующего утверждения.

 16. Прослушайте рассказ и дайте свою концовку.

 17. Составьте высказывание по определенной теме (проблеме) для последующего использования в  дискуссии.

 18. Составьте небольшое сообщение о каком-либо событии.

 19. Опишите картинку.

 20. Расскажите в повествовательной форме эпизод из вашей жизни в качестве иллюстрации к теме разговора.

 21. Разверните реплики в диалоге до сверхфразового единства (монолога в диалоге).

 22. Приведите ваши аргументы или контраргументы по теме высказывания.

 23. Просмотрите предлагаемые текстовые материалы и дайте развернутый ответ на поставленный вопрос.

 24. Дайте развернутые ответы на поставленные вопросы, используя факты, аргументы.

 25. Составьте высказывание на основе ситуации, тезиса, ключевых слов, коммуникативной задачи с учетом характера предполагаемого собеседника.

 26. Составьте типовые монологические высказывания для ситуаций по теме.

 Уровень текста

 1. В соответствии с планом развернутого монологического высказывания и ситуацией общения постройте в необходимой последовательности сверхфразовые единства.

 2. В соответствии с планом развернутого монологического высказывания и ситуацией общения используйте фрагменты предлагаемого текста, дополните их речевыми средствами, выражающими коммуникативную направленность на предполагаемого собеседника.

 3. В соответствии с планом расположите краткие монологические высказывания в логической содержательной последовательности, заполняя их стыки необходимыми предложениями и средствами текстуальной связности.

 4. Выступите с кратким сообщением о ..., используя логико-синтаксическую схему, данную на доске.

 5. Расскажите о .... используя приведенный на доске план.

 6. Расскажите о ..., используя следующие ключевые слова.

 7. Передайте сюжет кинофильма от имени одного из персонажей.

 8. Кратко изложите содержание кинофильма.

 9. Опишите серию картинок по теме.

 10. Составьте свой вариант рассказа по картинке-схеме. (Используется картинка с неразвернутой ситуацией.)

 11. Представьте себе ситуацию, связанную с приездом в чужой город, и расскажите о ....

 12.   Прокомментируйте   следующие   пословицы.

 13. Составьте небольшие рассказы, используя следующие поговорки.

 14. Разверните данный тезис в связное высказывание. Докажите правильность своей позиции.

 15. Составьте монологическое высказывание по теме с учетом определенной ситуации и характера собеседников.

 16. Разверните диалогические реплики в монологические высказывания.

 17. Подготовьте развернутые монологические высказывания к дискуссии по теме.

 18. Подготовьте развернутые монологические высказывания к пресс-конференции.

 19. Подготовьте развернутые монологические высказывания к деловой игре по теме.

 20. Подготовьте выступление по теме к «круглому столу».

 21. Ответьте на вопросы, заданные вам во время пресс-конференции   (экскурсии),   и  аргументируйте ответы.

 22. Расскажите о городе (о человеке) по плану с учетом ситуации и характера собеседников.

 23. Модифицируйте и адаптируйте в соответствии с конкретными условиями общения текстовой материал для устной темы, дополните его подходящими средствами связности и адресованности собеседнику.

 24. Составьте устное (письменное) сочинение по теме.

 25. Составьте высказывание в форме рассуждения по теме к типовой ситуации общения.

 26. Составьте описание для использования в заданной ситуации общения.

 27. Подготовьте сообщение о событиях к ситуации общения.

Работа с образцом монологической речи

 Работа  с  письменным  образцом монологической  речи

 1. Прочитайте образец монологической речи вслух.

 2.   Отработайте   технику   чтения   текста   вслух.

 3. Прочитайте текст для ответа на заданные вопросы.

 4. Выделите в тексте речевые средства, выражающие обращение к адресату.

 5. Выделите в тексте переходы от одной мысли к другой.

 6. Определите характер монологического высказывания (сообщение, повествование, приглашение, рассуждение).

 7. Выделите в тексте вводные слова, фразы и конструкции.

 8. Выделите в тексте речевые средства, характеризующие авторское отношение к сообщаемому.

9. Выделите в тексте средства модальности и оценки сообщаемого.

 10. Перескажите содержание письма в косвенной речи.

 11. Составьте план содержания монологического высказывания.

 12. Передайте содержание письма от имени автора.

 13. Дополните монологическое высказывание, учитывая содержание образца и выступая в роли его автора.

 14. В соответствии с содержанием монологического высказывания прореагируйте на него в той же форме, принимая на себя роль адресата. Ответьте на все вопросы, поставленные в этом высказывании.

 15. Оформите материал ответного монологического высказывания в соответствии с закономерностями обращенного монолога.

 16. Добавьте инициативные мысли-предложения в это же монологическое высказывание.

 17. Составьте монологическое высказывание по той же теме, адресуя его определенному человеку в определенной ситуации общения.

 18. Составьте инициативное высказывание по определенной теме, адресуя его разным лицам в разных ситуациях и моделируя исходный вариант в соответствии с особенностями адресатов.

 19. Трансформируйте исходный вариант монологического высказывания в соответствии с предлагаемыми обстоятельствами (сменой собеседника, коммуникативной цели, структуры и содержания высказывания, оформляющих его речевых средств).

 Работа  с  устным  (звуковым) образцом монологической  речи (фоно- и видеозаписью)

 1. Прослушайте фонограмму или просмотрите видеофонограмму, определите характер монологического высказывания.

 2. Скажите, кому принадлежит и к кому обращено данное высказывание.

 3. Определите тему и идею высказывания.

 4. В процессе прослушивания установите авторскую цель монологического высказывания.

 5. Определите тип монологического высказывания.

 6. Скажите, какой ситуации соответствует данное монологическое высказывание.

 7. Определите тактику речевого поведения автора высказывания.

 8. Составьте план монологического высказывания.

 9. Ответьте на поставленные вопросы по содержанию высказывания.

 10. Покажите, какими речевыми средствами пользуется автор высказывания для реализации (развертывания) того или иного тезиса.

 11. Отметьте верные или неверные утверждения преподавателя, сопоставляя их с содержанием монологического высказывания.

 12. Определите средства оформления монолога, которые использует оратор.

 13. Перескажите в форме косвенной речи содержание монологического высказывания.

 14. На фоне приглушенного звучания аудиозаписи воспроизведите основные мысли оратора.

 15. Представьте себе, что текст звучит на другом языке, и передайте его содержание, используя перевод.

 16. Перескажите данное монологическое высказывание от имени оратора.

 17. Скажите, что бы вы добавили или изменили в своем высказывании по тому же поводу и в той же ситуации.

 18. Скажите, какое монологическое высказывание вы составили бы в данной ситуации без опоры на проанализированный выше образец монолога.

19.. Составьте монологическое высказывание по теме, плану, тезисам и ключевым словам.

20. Составьте инициативное монологическое высказывание без предварительной подготовки (например, в процессе дискуссии или обстоятельного разговора-диалога)

 21.. Внимательно слушая речевой материал с фонограммы или в видеозаписи, подготовьтесь к участию в воображаемой дискуссии, записывая опорные мысли, тезисы, ключевые слова. Составьте высказывание и покажите его преподавателю и товарищам. [8]


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок музыкальной литературы в старших классах музыкальной студии"Музыка эпохи Барокко"

Тема урока:  Музыка Барокко.Цель:·  сопоставить музыку Барокко с музыкой других стилей разных эпох в соответствии   с сюжетной линией·  стилистическими или жанровыми особеннос...

Конспект занятия по теме «Развитие технических навыков в работе над гаммами в старших классах специальности «Гитара» в ДМШ».

Конспект занятия для работы с учениками старших классов школ искусств по специальности «Классическая гитара»....

Классного час с обучающимися старших классов Тема: «На земле, в небесах и на море»

Выбор профессии -  всегда актуальный вопрос старшеклассников. Данныйклассный час  о героической профессии офицера. Защищать Родину - почетно....

М. Мусоргский "Гопак". Переложение для ансамбля скрипачей. (Старшие классы).

Представлена партитура и скрипичные партии (I, II, III скрипки)...

урок по сольфеджио «Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах».

урок по сольфеджио «Взаимосвязь традиционных видов работы с творчеством на уроках сольфеджио в старших классах»....

Е.Крылатов "Мелодия" Переложение для ансамбля скрипачей. (Средние и старшие классы).

Переложение для ансамбля скрипаей. Средние и старшие классы....