Урок на тему: « Чтоб не забылась та война…»
материал на тему

Бормотина Татьяна Анатольевна

Урок, посвящённый основным битвам и героям Великой Отечественной войны.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_istorii.docx17.99 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ «Рославльский многопрофильный колледж»

Урок на тему: « Чтоб не забылась та война…»

                         Подготовила: преподаватель истории

                                    Бормотина Т.А.

                             

                                            Рославль 2014 г.

Задачи урока: закрепить основные битвы Великой Отечественной войны; систематизировать полученную информацию.

Материал и оборудование: стенд с фотографиями защитников Отечества: Николая Гастелло, Зои Космодемьянской,  генерала И.В. Панфилова; показ презентации «Чтоб не забылась та война…».

Личностные задачи: патриотическое воспитание обучающихся на примере подвига героев Великой Отечественной войны.

Межпредметные связи: чтение историко – художественных произведений (стихотворений, посвященных Великой Отечественной войне).

               Вступительное слово преподавателя.

Звучит песня из кинофильма «Офицеры» - «О героях былых времен…».

Преподаватель:

                            «Война – жесточе нету слова.

                              Война – печальней нету слова.

                              Война – святее нету слова».

Солдат Отечества, воин России… Во все времена отношение к нему и его ратной профессии было окружено ореолом патриотизма и славы.

      В Смоленском сражении, которое длилось два месяца родилась советская гвардия. Смоленск – город – крепость, город – ключ на западных рубежах России. Он как щитом всегда прикрывал собою Москву и принимал на себя первые удары вражеских армий. Заслуженно и с особой гордостью старинный русский город на Днепре носит «Золотую Звезду» города – героя.

25 сентября 1943 года Смоленск был освобожден от немецко – фашистских захватчиков.

Обучающийся:  «Я видел груды битого стекла,

                               Я видел горы каменных развалин…

                               Здесь городская улица была,

  Преподаватель:И нет ее: здесь немцы побывали».                    

26 июня 1941 года, на пятый день войны, капитан Николай Гастелло крылатым телом своего самолета, как кинжалом, ударил в центр вражеской колонны.

                              « И если б ты несколько жизней имел,

 Обучающийся:     За Родину отдал бы смело,

                                 И громом неслыханным взрыв прогремел,

                                 И вечною славой Гастелло».

Преподаватель:

Когда в 1941 году враг приближался к Москве, на улицах города появились плакаты со словами: «Ребята, не Москва ль за нами?» Отчаянно сражались бойцы и командиры 316 - стрелковой дивизии под командованием генерала И.В. Панфилова. Легендой прозвучал подвиг 28 братьев, которых сроднила смерть у разъезда Дубосеково на подмосковном шоссе. Горстка храбрецов вступила в бой против 50 немецких танков.

Обучающийся:      «Нас двадцать восемь. И Москва за нами,

                                   Поля, снега… Россия велика!

                                   Но отступать нельзя перед врагами.

                                   Ни на вершок. И ни на полвершка.

                                   Их жизнь вонзилась в улицы Берлина

                                   Стрелой Волоколамского шоссе».    (Д. Холендро).

Преподаватель:

Нечеловеческие испытания выпали на долю жителей Ленинграда. Но город на Неве жил. Ленинградцы боролись с фашистами, со смертью, с голодом и холодом. Немало слов сказано об их мужестве и героизме.

Обучающийся:       «…И листовки летели с неба

                                    На пороги замерзших квартир:

                                   «Будет хлеб. Вы хотите хлеба?..»

                                   «Будет мир. Вам не снится мир?»

                                     Дети, плача, хлеб просили,

                                     Нет страшнее пытки такой.

                                     Ленинградцы ворот не открыли

                                     И не вышли к стене городской».

Преподаватель:

Бессмертен подвиг Александра Матросова, заслонившего собой амбразуру вражеского дзота, чтобы преградить дорогу смерти и обезопасить идущих в бой товарищей. Ему было всего 19 лет.

Обучающийся:         «Что такое подвиг?

                                       Прощанье или встреча?

                                       Что такое подвиг?

                                       Секунда или вечность?»      (М. Румянцева).

Преподаватель:

В августе 1941 года Гитлер ставит главной целью не захват Москвы, а захват Крыма, Донецкого бассейна, Кавказа. К городам – героям за их героическую оборону в Великой Отечественной войне принадлежит также Севастополь.

Обучающийся:          «Грохочут и рвутся снаряды вокруг,

                                        За нами – холодное море.

                                        Все туже сжимается вражеский круг.

                                        Дымится в развалинах город…

                                        Прощай, Севастополь, наш город – боец!

                                        Прощайте, родные ребята!

                                        Патронам в обоймах приходит конец.

                                        Одна лишь осталась граната…  

                                                         («Песня севастопольцев»).

Преподаватель:

Бессмертен образ Зои Космодемьянской, которую страна впервые увидела на белом снегу газетной страницы . Вся страна пытливо вглядывалась в это красивое лицо русской девушки. Один из немецких солдат, присутствовавший на казни Зои Космодемьянской, попал в плен. Там он вспоминал: «Маленькая героиня вашего народа осталась тверда. Она не знала, что такое предательство. Она посинела от мороза, раны ее кровоточили, но она не сказала ничего».

   Обучающийся:           «Шла она неслышно

                                           От школьного порога,

                                           Уходила девочка

                                           В бессмертную дорогу».    (М.Румянцева).

Преподаватель:

Сталинградское сражение называют величайшим. Иногда – не сражением, а битвой. И не битвой даже, а побоищем. Двести дней и двести ночей!.. О них вспоминают бойцы, съезжавшиеся отовсюду к берегам матушки – Волги на празднование Дня Победы.

Обучающийся:                …Война. И враг под Сталинградом.

                                           И нету писем от отца.

                                          А я стою себе с солдатом

                                          У заснеженного крыльца.

                                          Какой он был? Он был веселый.

                                          В последний год перед войной

                                          Он только – только кончил школу

                                          И только встретился со мной.

                                          Он был веселый, темно – русый,

                                          Над чубом – красная звезда.

                                          Он в бой пошел под Старой Руссой

                                          И не вернется никогда…     (М.Агашина).

Преподаватель:

Свято верили в победу и приближали этот день и герои – молодогвардейцы. В июле 1942 года немецкие войска захватили город Краснодон, а в феврале 1943 года он был уже освобожден. Самому старшему молодогвардейцу было 19 лет, а главному организатору и вдохновителю – Олегу Кошевому – всего 16.

Обучающийся:               «Стойте же, герои, величаво,

                                            Вас благословляет вся страна,

                                            В золотую книгу вечной славы

                                            Мир запишет ваши имена.       (М.Дудин).

Преподаватель:

На Курской дуге в июле – августе 1943 года шли упорные бои в воздухе и на земле. Здесь совершил свой бессмертный подвиг гвардии старший лейтенант Горовец, подвиг, равного которому нет в истории войны. Но фашисты сбили самолет советского летчика. На месте гибели А.К.Горовца скульптором Нерода был сооружен памятник в поселке Прохоровка.

Обучающийся:                «И голос праздничный орудий

                                              В сердцах взволнованных людей

                                              Был отголоском наших буден,

                                              Был громом наших батарей.

                                              И каждый дом и переулок,

                                              И каждым камнем вся Москва

                                               Распознавала в этом гуле

                                               Орел и Белгород – слова.     (А.Твардовский).

Преподаватель:

Догорали бои в Берлине. Еще на улицах и на площади перед Рейхстагом и на самом Рейхстаге продолжались схватки с фашистами, но на крыше уже уверенно развивалось Знамя Победы. Его установил М. Егоров с Рудни.

Обучающийся:                    «Победа!

                                                 Проносится весть по стране,

                                                 Конец испытаньям и бедам,

                                                 Конец долголетней войне.

                                                 Разрушено логово зверя,

                                                 Войны очаги сметены.

                                                 И с вестью в открытые двери

                                                 Врывается солнце весны.      (И.Василевский).

Показ презентации (подготовил обучающийся гр.№16 Черкасов С.

«Великая отечественная война 1941 – 1945 гг».

Обучающийся:                     «Задохнулись канонады,

                                                   В мире – тишина…

                                                   На большой земле однажды

                                                   Кончилась война.

                                                   Будем жить, встречать рассветы,

                                                   Верить и любить…

                                                   Только не забыть бы это!

                                                    Лишь бы не забыть!

                                                    Как всходило солнце в гари

                                                    И кружилась мгла.

                                                    А в реке  - меж берегами

                                                    Кровь – вода текла.

                                                    Были черными березы

                                                    Долгими года.

                                                    Были выплаканы слезы

                                                    Вдовьи навсегда.

                                                    Вот опять пронзает лето

                                                    Солнечная нить…

                                                    Только не забыть бы это!

                                                    Лишь бы не забыть!

                                                    Эта память – верьте, люди, -

                                                    Всей Земле нужна.

                                                    Если мы войну забудем,

                                                    Вновь придет война!       (О.Фельцман).

В конце урока выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План урока "Семья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Данный урок разработа преподаватель русского языка и литературы  ГБОУ СО НПО "ПУ №15"  г. Балашова Гудумак Г.В....

методическая разработка урока по теме: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»

методическая разработка урока по теме: «Мысль семейная» в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»...

Методическая разработка урока "Идеологическая составляющая победы в Великой Отечественной войне».презентация к уроку

Интегрированный урок обществознания и истории . Разработан в 2015 году. Ориентирован на решение задач духовно-нравственного воспитания молодёжии. формирования базовых национальных ценностей....

Методическая разработка классного часа на тему «НИКТО НЕ ЗАБЫТ – НИЧТО НЕ ЗАБЫТО». посвященного памятной дате России — Дню неизвестного солдата

Классный час на тему "Никто не забыт - ничто незабыто" приуроченный ко Дню неизвестного солдата подходит для проведения классных часов как в отдельной небольшой группе учащихся, так и для об...

Презентация к интегрированному уроку по теме "Гражданская война в истории и литературе"

Данную презентацию можно использоывать при проведении интегрированного урока по теме "Гражданская война в истории и литературе".В ней содержится план  и цели урока, высказывания великих...

Урок-викторина "Культура в годы Великой Отечественной войны"

Материал можно использовать на уроках литературы, истории, МХК и на классных часах по данной теме....