Электронный образовательный ресурс. Методические указания по самостоятельному изучению истории ОД
методическая разработка по теме

Моисеева Ирина Юрьевна

Материалы расчитаны на обучающихся дистанционно.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodich_ukazaniya_po_istorii.doc150.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

Электронный образовательный ресурс

Методические указания по организации самостоятельной работы

 по дисциплине  «История»

Автор: Моисеева И.Ю, к.и.н., преподаватель

Москва 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               История относится к блоку общих и гуманитарных и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения историческим и наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения. Данный курс предполагает не столько повторение истории, сколько углубленное изучение на более высоком, проблемно-теоретическом уровне ранее пройденного материала.

Самостоятельная работа студентов предусматривается учебным планом программы и ей уделяется большое внимание в учебной деятельности студентов. Данный вид деятельности студентов способствует более полному осмыслению знаний об особенностях важнейших событий и проблем российской и мировой истории

     Самостоятельная работа также формирует навыки исследовательской, творческой работы с источниками, личностному осмыслению важнейших категорий человеческого бытия, формированию мировоззрения.

        Выполнение работы по этим заданиям так же способствует лучшему усвоению исторического материала. Большое значение для наиболее полной теоретической и профессиональной подготовки имеет изучение студентами рекомендованной литературы

.             Указания призваны способствовать самостоятельному овладению студентами предметом истории.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать / понимать:

  • основные факты, процессы и явления, характеризующие целостность отечественной и всемирной истории;
  • периодизацию всемирной и отечественной истории;
  • современные версии и трактовки важнейших проблем отечественной и всемирной истории;
  • особенности исторического пути России, ее роль в мировом сообществе;
  • основные исторические термины и даты;
  • как анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • как различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • проводить поиск исторической информации в источниках разного типа;
  • критически анализировать источник исторической информации (характеризовать авторство источника, время, обстоятельства и цели его создания);
  • анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах (текст, карта, таблица, схема, аудиовизуальный ряд);
  • различать в исторической информации факты и мнения, исторические описания и исторические объяснения;
  • структурировать и систематизировать материал,        вычленять его основное содержательное ядро;
  • дать краткую характеристику деятелям прошлого, внесшим весомый вклад в мировую и отечественную историю;
  • устанавливать причинно-следственные связи между явлениями, пространственные и временные рамки изучаемых исторических процессов и явлений;
  • определять историческое значение явлений и событий прошлого;
  • устанавливать связи между явлениями, понятиями, фактами, делать обобщения, выводы;
  • участвовать в дискуссиях по историческим проблемам, формулировать собственную позицию по обсуждаемым вопросам, используя для аргументации исторические сведения;
  • представлять результаты изучения исторического материала в формах конспекта, реферата, рецензии;

Предметом изучения является история России и мира с древнейших времен по настоящее время, рассматриваемая в общем контексте развития мировой цивилизации, системы международных отношений.

В содержании учебной дисциплины по каждому разделу приведены конкретные рекомендации по изучению темы, вопросы для самоконтроля и список использованной литературы

           Уровень исторического развития определяет успешное постижение других дисциплин: естественно-научных, технических, прикладных. Часть тем раскрыта в лекционном материале (9 лекций). В данном методическом пособии представлены только темы на самостоятельное изучение

         Изучение предмета проводится в форме лекций и  самостоятельного изучения материала.

Прежде чем приступить к выполнению домашней контрольной работы, студент должен ознакомиться с методическими указаниями и изучить учебный материал, пользуясь источниками, рекомендуемыми настоящим пособием.

Перечень тем на самостоятельное изучение

Название разделов и тем

1

Тема 9. Россия и мир в период между мировыми войнами в 1918-м - 1920-е гг.

2

Тема 10. Россия и мир в период между мировыми войнами

3

Тема 11. Россия и мир в годы Второй мировой войны

4

Тема 12.Россия и мир в период холодной войны в 1946-1964гг.

5

Тема 13. Россия и мир в период холодной войны в середине 1960-1980-х годов

6

Тема 14. Россия и мир в период холодной войны в 1985-1991гг

7

Тема 15. Россия и мир в конце ХХ века

8

Тема 16. Российская Федерация на рубеже ХХ—ХХI веков


ПРОГРАММА  КУРСА  ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО  ИЗУЧЕНИЯ

Тема 9.  Россия и мир в период между мировыми войнами в 1918-м - 1920-е гг.

План темы:

1. Гражданская война и интервенция: столкновение противоборствующих сил, причины, формы, основные этапы, масштаб, последствия.

2. Переход от военного коммунизма к нэпу. Социально-экономическое развитие страны в 20-е годы.

3. Образование СССР. Особенности советской национальной политики и модели национально-государственного устройства.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Что такое гражданская война, каковы её причины, участники, этапы? Какова роль интервенции в развитии событий Гражданской войны?
  2. Почему гражданская война приобрела столь большие масштабы и охватила всю страну?
  3. Охарактеризуйте цели Белого движения. Было ли оно единым?
  4. Каковы причины перехода к политике военного коммунизма, её сущность и значение?
  5. Каковы особенности гражданской войны на национальных окраинах.
  6. Каковы причины победы красных и поражения белых в гражданской войне?
  7. В чем заключались причины недовольства значительной части населения политикой большевиков после завершения гражданской войны? Каковы причины перехода к НЭПу
  8. Перечислите мероприятия, связанные с НЭПом.
  9. Охарактеризуйте противоречия НЭПа. Могли ли они быть преодолены?
  10. Почему советское руководство отказалось от Нэпа.
  11.  Каковы предпосылки образования СССР?
  12. Какие существовали варианты создания единого государства? В чем их принципиальное различие?
  13. Что представляло собой новое государственное устройство?

Список литературы к теме:

  1. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 кл.учеб.для общеобр. учр. Л.Н. Алексашкина, В.А. Головина М.: Мнемозина, 2013.
  2. Н.В. Загладин Всемирная история. История России и мира  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
  3. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для студ.сред.проф.учеб.зав. Артемов В. В. М.: Издательский центр «Академия», 2015.
  4. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об-разования. — М., 2014.
  5. А.Ф. Киселев, В.П. Попов. История России ХХ – начало ХХ1 века.. – М., 2012
  6. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2014. - 432 с.
  7. http://school-collection.edu.ru
  8. www.gumer.info (Библиотека Гумер)

     9. www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета

Тема 10. Россия и мир в период между мировыми войнами

План темы:

  1. Мировой экономический кризис 1929г. и "великая депрессия".
  2.  Курс на строительство социализма в одной стране. Форсированная индустриализация: предпосылки, источники накопления, метод, темпы.
  3. Политика сплошной коллективизации сельского хозяйства, ее экономические и социальные последствия.
  4. Укрепление политической диктатуры. Культ личности. Массовые репрессии
  5.  Особенности международных отношений в межвоенный период. Лига Наций.
  6. «Культурная революция». Советская культура 20-30-х гг.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы причины мирового экономического кризиса 1929 г., его социальные, экономические и политические последствия?
  2. В чем сущность «нового курса» американского Президента Ф. Рузвельта?
  3. Что такое индустриализация, её цель, источники средств, мероприятия, методы проведения?
  4. Каковы итоги первых советских пятилеток?
  5. Чем была вызвана коллективизация сельского хозяйства? Как она осуществяллась?
  6. Каковы социальные и экономические последствия сплошной коллективизации?
  7. В чем проявлялся культ личности Сталина в 30-е гг?
  8. Почему 1937 г. вошел в историю как «год большого террора»? Какие вам известны громкие политические и судебные процессы  в 30-е гг.?
  9. Каковы были цели советской внешней политки  в 1920-е гг.?
  10. Почему отношения СССР со странами Запада носили сложный характер? В чем это проявлялось? образом Гитлер пришел к власти в Германии?
  11.  Каким образом в Европе зародился фашизм и нацизм?  Каковы особенности итальянского фашизма и германского нацизма?
  12.  Каковы культурные преобразования советской власти? Что такое культурная революция, каковы её итоги?
  13.  Каковы характерные черты советской культуры 1920-х- 1930-х гг.?

Список литературы к теме:

  1. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 кл.учеб.для общеобр. учр. Л.Н. Алексашкина, В.А. Головина М.: Мнемозина, 2013.
  2. Н.В. Загладин Всемирная история. История России и мира  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
  3. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для студ.сред.проф.учеб.зав. Артемов В. В. М.: Издательский центр «Академия», 2015.
  4. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об-разования. — М., 2014.
  5. А.Ф. Киселев, В.П. Попов. История России ХХ – начало ХХ1 века.. – М., 2012
  6. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2014. - 432 с.
  7. http://school-collection.edu.ru
  8. www.gumer.info (Библиотека Гумер)

          9. www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета

Тема 11. Россия и мир в годы Второй мировой войны

План темы:

  1. Советская внешняя политика накануне Второй Мировой войны.
  2.  Предпосылки и этапы Второй мировой войны
  3. СССР во Второй мировой и Великой Отечественной войнах.
  4.  Создание антигитлеровской коалиции. Выработка союзниками глобальных стратегических решений по послевоенному переустройству мира.
  5.  Решающий вклад Советского Союза в разгром фашизма. Причины и цена победы.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие очаги военной опасности возникли в Азии и Европе в 1930-е гг?
  2. В чем заключалась сущность концепции коллективной безопасности, предложенной СССР и каковы её итоги?
  3. В чем сущность Мюнхенского соглашения 1938 г. и каковы его последствия?
  4. В чем сущность советско-германского пакта о ненападении 23 августа 1939 г., секретных протоколов к нему? Каковы последствия их реализации?
  5. За что СССР был исключен из Лиги Наций? Какие территории вошли в состав СССР в 1939 и 1940 г.?
  6. Охарактеризуйте периоды Второй мировой войны. Как происходило покорение Европы?
  7. В чем сущность плана «Барбаросса?»
  8. Оцените готовность Красной Армии к войне
  9. Какова периодизация Великой Отечественной войны?
  10.  В чем причины временных неудач Красной Армии в начальные период войны?
  11.  Какие чрезвычайные органы власти создавались в стране в связи с началом войны? Как происходило превращение страны в единый боевой лагерь?
  12.  Какова роль смоленского сражения в Великой Отечественной войне?
  13.  Охарактеризуйте периодизацию Московского сражения и значение победы советских войск под Москвой?
  14.  В чем была сущность боевых действий  весной – летом 1942 г.?
  15.  Когда произошло сражение под Сталинградом, на Курской дуге и в чем их историческое значение?
  16.  Как создавалась антигитлеровская коалиция в ходе войны?Какова роль поставок по ленд –лизу в СССР в 1942 – 43 гг. ?
  17.  Какие решения были приняты на Тегеранской, Ялтинской и Постдамской конференциях?
  18. Назовите основные победы Красной Армии на фронтах Великой Отечественной войны осенью 1943 и в 1944г.
  19.  что Вам известно о проблеме открытия «второго фронта». Когда он был открыт и какую роль сыграл в войне?
  20.  Охарактеризуйте важнейшие операции Красной Армии в 1945г. Когда и кем был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии?
  21. Когда и почему СССР вступил в войну с Японией? Каковы итоги это операции?
  22. Каковы причины и цена Победы?

Список литературы к теме:

  1. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 кл.учеб.для общеобр. учр. Л.Н. Алексашкина, В.А. Головина М.: Мнемозина, 2013.
  2. Н.В. Загладин Всемирная история. История России и мира  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
  3. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для студ.сред.проф.учеб.зав. Артемов В. В. М.: Издательский центр «Академия», 2015.
  4. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об-разования. — М., 2014.
  5. А.Ф. Киселев, В.П. Попов. История России ХХ – начало ХХ1 века.. – М., 2012
  6. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2014. - 432 с.
  7. http://school-collection.edu.ru
  8. www.gumer.info (Библиотека Гумер)

          9. www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета

Тема 12.Россия и мир в период холодной войны в 1946-1964гг

План темы:

  1. Превращение США в сверхдержаву, осложнение международной обстановки, начало холодной войны, создание НАТО, план Маршала и окончательное разделение Европы.
  2. Создание социалистического лагеря, СЭВ и ОВД. Изменения в теории и практике советской внешней политики.
  3. Крах колониальной системы и усиление конфронтации двух мировых систем.
  4. Восстановление народного хозяйства СССР и ликвидация атомной монополии США. Апогей сталинизма 1946 – 1953 г.
  5. Реформаторские поиски в советском руководстве в первое послесталинское десятилетие. Итоги правления Н.С. Хрущёва.
  6. Изменения во внешней политике в период «Оттепели»
  7. Духовная жизнь в период «Оттепели»

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем причины «холодной войны»? Как она начиналась?
  2. Как происходило формирование социалистических режимов в Восточной Европе? Какова роль в этом процессе ССР?
  3. Оцените особенности послевоенного положения США в мире? В чем сущность «доктрины Трумэна»?
  4. Что такое «план Маршалла»? Почему советское руководство отрицательно отнеслось к его реализации
  5. Какую политику СССР проводил в отношении своих союзников? Какую роль играли ОВД и СЭВ?
  6. Как создавалось НАТО? Какие функции выполняло?
  7. Каковы результаты возникновения двух военно-блоковых систем?
  8. Как произошел крах колониальной системы? Какие государства получили независимость от колониального господства после Второй мировой войны?
  9. Как происходило восстановление народного хозяйства страны после войны? Каковы итоги четвертой пятилетки?
  10.  Что Вам известно о массовых репрессиях конца 1940-х – начала 1950-х гг.
  11.   Почему эпоха правления Н.С. Хрущева получила название «Оттепель»?
  12. Какие реформы в области промышленности и сельского хозяйства, управления, социальной жизни,образования были проведены в период правления Н.С. Хрущева? Каковы их итоги?
  13.  В чем историческое значение решений ХХ съезда КПСС? Как происходило развенчание культа личности Сталина?
  14.  Каковы были итоги внешней политики ССР в период правления Н.С. Хрущева?
  15.  Каковы были особенности развития культуры в период «Оттепели»? Перечислите значимые достижения в области науки, искусства, освоения космоса, спорта.

Список литературы к теме:

  1. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 кл.учеб.для общеобр. учр. Л.Н. Алексашкина, В.А. Головина М.: Мнемозина, 2013.
  2. Н.В. Загладин Всемирная история. История России и мира  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
  3. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для студ.сред.проф.учеб.зав. Артемов В. В. М.: Издательский центр «Академия», 2015.
  4. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об-разования. — М., 2014.
  5. А.Ф. Киселев, В.П. Попов. История России ХХ – начало ХХ1 века.. – М., 2012
  6. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2014. - 432 с.
  7. http://school-collection.edu.ru
  8. www.gumer.info (Библиотека Гумер)

                     9. www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета

Тема 13. Россия и мир в период холодной войны в середине 1960-1980-х годов

План темы:

  1. Смена власти и политического курса в СССР в 1964г. Власть и общество в 1964-1984гг. Консервативные, бюрократические, командно-административные и демократические тенденции.
  2. Предпосылки и пределы экономических реформ 1965г. Противоречивость развития СССР в середине 60-х - 80-х гг.
  3. Международное положение и внешняя политика СССР в середине 60-х - 80-х гг.
  4. Советская культура в середине 60-х – 80-х гг.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие лидеры партии и государства  осуществляли управление  СССР в середине 60-середине 80-х гг.?
  2. Почему этот период получил название эпохи «застоя»?
  3. Какие административные и политические реформы были проведены под руководством Л.И. Брежнева? Что такое «стабилизация кадров», «неосталинизм», «номенклатура», концепция «развитого социализма»?
  4. Каковы особенности Советской Конституции СССР 1977 г.? В чем сущность ст. 6 этой Конституции?
  5. В чем сущность экономических реформ 1965 г.? Каковы их последствия?
  6. Каковы были причины застоя в экономике страны? Носили ли они объективный характер?
  7. Охарактеризуйте основные направления внешней политики в этот период?
  8. В чем сущность событий под названием «Пражская весна» В Чехословакии? Почему СССР решился на подавление «пражской весны?»
  9. В чем сущность «доктрины Л.И. Брежнева» и её влияние на отношениях со странами социалистического лагеря
  10. В чем проявлялась политика разрядки международной напряженности в 1970-е гг.?
  11. Каковы были причины срыва разрядки международной напряженности?
  12. Кто такие диссиденты, основные направления диссидентского движения? Сущность правозащитной деятельности в эпоху «застоя»?
  13. Какие проявления кризисных явлений наблюдались в конце 70-х гг – начале 80-х гг.? Чем они были вызваны? Что такое «теневая экономика»?
  14. Охарактеризуйте политику Ю.В. Андропова и К.У. Черненко.
  15. Перечислите основные достижения отечественной культуры в 1960-е – 1980-е гг.

Список литературы к теме:

  1. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 кл.учеб.для общеобр. учр. Л.Н. Алексашкина, В.А. Головина М.: Мнемозина, 2013.
  2. Н.В. Загладин Всемирная история. История России и мира  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
  3. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для студ.сред.проф.учеб.зав. Артемов В. В. М.: Издательский центр «Академия», 2015.
  4. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об-разования. — М., 2014.
  5. А.Ф. Киселев, В.П. Попов. История России ХХ – начало ХХ1 века.. – М., 2012
  6. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2014. - 432 с.
  7. http://school-collection.edu.ru
  8. www.gumer.info (Библиотека Гумер)

                    9. www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета

Тема 14. Россия и мир в период холодной войны в 1985-1991гг

План темы:

  1. Причины и первые попытки всестороннего реформирования советской системы в 1985г. Цели и основные этапы "перестройки" в экономическом и политическом развитии СССР.
  2. Изменение геополитического положения и внешняя политика СССР в 1985-1991гг. Конец холодной войны и ее последствия
  3. ГКЧП, крах социалистического реформаторства в СССР. Распад КПСС и СССР.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каковы были цели Перестройки, в чем смысл её идей?
  2. Какие экономические реформы проводились в эпоху Перестройки? Каковы их итоги?
  3. Какие политические тенденции наметились в развитии КРПСС в период Перестройки?
  4. В чем была сущность политики «гласности»?
  5. Какие политические реформы были проведены в эпоху перестройки? Чем объясняется углубление экономического и политического кризиса СССР в конце 1980-х гг.? Как проявлялись его симптомы?
  6. В чем состоял смысл идей нового политического мышления? Какую реакции. они вызвали на Западе? Каковы итоги её реализации.
  7. Каковы предпосылки демократических революций в странах Восточной Европы? Какое влияние на восточноевропейские государства оказали процессы перестройки в СССР?
  8. Как происходили преобразования в странах Восточной Европы?
  9. В чем состояли причины обострения межнациональных отношений в СССР? В чем заключались проявления сепаратизма и национализма в 1980-е гг? Что такое «парад суверенитетов»?
  10. Каковы политические последствия создания  и поражения ГКЧП?
  11. Почему попытка августовского переворота привела к срыву планов реорганизации СССР?
  12. Почему попытки М.С. Горбачева сохранить реформированное союзное государство потерпели неудачу?
  13. Какую роль сыграл Б.Н. Ельцин и демократические силы в событиях 1991 г?
  14. Как было образовано СНГ?

Список литературы к теме:

  1. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 кл.учеб.для общеобр. учр. Л.Н. Алексашкина, В.А. Головина М.: Мнемозина, 2013.
  2. Н.В. Загладин Всемирная история. История России и мира  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
  3. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для студ.сред.проф.учеб.зав. Артемов В. В. М.: Издательский центр «Академия», 2015.
  4. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об-разования. — М., 2014.
  5. А.Ф. Киселев, В.П. Попов. История России ХХ – начало ХХ1 века.. – М., 2012
  6. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2014. - 432 с.
  7. http://school-collection.edu.ru
  8. www.gumer.info (Библиотека Гумер)

                     9. www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета

Тема 15. Россия и мир в конце ХХ века

План темы:

  1. Система мировой экономики, международные связи в 90-е годы XX века и место России в них.
  2. Изменения экономического и политического строя в России в 1990-е годы. Либеральная концепция российских реформ, их социальная цена и первые результаты
  3. Конституционный кризис в России 1993г. и демонтаж системы власти Советов. Конституция РФ 1993г.
  4.  Внешняя политика Российской Федерации в 1991-1999гг.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Каким было экономическое положение в Российской Федерации после распада СССР?
  2. Охарактеризуйте реформы правительства Е.Т.Гайдара, В.С. Черномырдина, С. Кириенко, С.М. Примакова, С. Степащина, В. В, Путина в 90-е гг.
  3. Каким было экономическое положение России после выборов 1996 г.? Каковы были последствия дефолта 1998 г.?
  4. В чем заключался конституционный кризис 1993г.? Как он развивался, какие имел последствия?
  5. Охарактеризуйте политическую обстановку в стране в конце ХХ в.
  6. В чем состояли сложности отношений России с другими странами СНГ?
  7. Приведите примеры операций ООН по поддержке мира в различных регионах Земли, в том числе и на пространстве бывшего СССР? Какие задачи решаются с помощью миротворческих операций?.
  8. Каковы основные направления и итоги  внешней политики России в 90-е гг.?
  9. Какую позицию заняла Россия по отношению к расширению НАТО на Восток? Какие государства вступили в НАТО в 90-е гг и начале 2000-х гг.?
  10. Как строились отношения НАТО и России в 90-е гг.?
  11. Что из себя представлял Косовский кризис 1998 г. и какую позицию заняла Россия?

Список литературы к теме:

  1. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 кл.учеб.для общеобр. учр. Л.Н. Алексашкина, В.А. Головина М.: Мнемозина, 2013.
  2. Н.В. Загладин Всемирная история. История России и мира  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
  3. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для студ.сред.проф.учеб.зав. Артемов В. В. М.: Издательский центр «Академия», 2015.
  4. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об-разования. — М., 2014.
  5. А.Ф. Киселев, В.П. Попов. История России ХХ – начало ХХ1 века.. – М., 2012
  6. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2014. - 432 с.
  7. http://school-collection.edu.ru
  8. www.gumer.info (Библиотека Гумер)

          9. www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета

Тема 16. Российская Федерация на рубеже ХХ—ХХI веков

План темы:

  1. Проблемы человечества в начале XXI века и роль России в их решении.
  2. Модернизация общественно-политических отношений в России начала XXI века.
  3.  Социально-экономическое положение Российской Федерации в начале XXI века.
  4. Внешняя политика России в начале XXI века.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Перечислите основные глобальные проблемы современности приведите примеры участия России в решении этих проблем ( международный терроризм, экологические проблемы и др.).
  2. Какие реформы государственного управления (по креплению «вертикали власти») были проведены в начале ХХ1 века?
  3. С какими террористическими угрозами столкнулась Россия в начале ХХ1 века? Какой ответ был дан на этот вызов?
  4. Какое значение для России имело утверждение её государственной символики? Опишите её.
  5. Какие изменения в социально-экономической жизни произошли в начале ХХ1 в.?
  6. Что вам известно о национальных проектах? Каковы итоги их реализации?
  7. Как глобальный кризис 2008 г. повлиял на развитие Российской экономики?
  8. Какие негативные факторы способствовали падению экономики с 2014 г.?
  9. Почему и в чём произошла смена приоритетов российской дипломатии в середине 1990-х гг.?
  10.  В чем и по каким причинам возникли болевые точки взаимоотношений России и стран Запада?
  11.  Какие направления внешней политики стали приоритетными в её реализации?
  12.  Каковы взаимоотношения России со странами СНГ и бывшими советскими республиками?

Список литературы к теме:

  1. Всеобщая история с древнейших времен до конца XIX века. 10 кл.учеб.для общеобр. учр. Л.Н. Алексашкина, В.А. Головина М.: Мнемозина, 2013.
  2. Н.В. Загладин Всемирная история. История России и мира  М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2012.
  3. История Отечества: С древнейших времен до наших дней: учебник для студ.сред.проф.учеб.зав. Артемов В. В. М.: Издательский центр «Академия», 2015.
  4. Артемов В.В., Лубченков Ю.Н. История: учебник для студ. учреждений сред. проф. об-разования. — М., 2014.
  5. А.Ф. Киселев, В.П. Попов. История России ХХ – начало ХХ1 века.. – М., 2012
  6. Россия и мир в XX - нач. XXI вв. Учебник 11 класс. /Под ред. Алексашкиной Л.Н. – М.: Просвещение, 2014. - 432 с.
  7. http://school-collection.edu.ru
  8. www.gumer.info (Библиотека Гумер)
  9. www.hist.msu.ru/ER/Etext/PICT/feudal.htm (Библиотека Исторического факультета


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Электрооборудование. Методические указания по самостоятельному изучению и освоению учебного материала

В данной брошюре предложен материал, который даёт достаточно подробную информацию о видах электрооборудования, применяемого в промышленности. Каждая глава содержит теоретический материал только по одн...

Методические указания к самостоятельному изучению дисциплины «Статистика»

Методические указания  содержат теоретический материал и методики решения задач по следующим темам: "Сводка и группировка статистических данных", "Средние величины и показатели вариации", "Выборо...

Электронный образовательный ресурс Методические материалы для самостоятельного изучения Истории ОГСЭ

Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся дистанционно. Содержит перечень тем, методические указания по каждой теме, перечень вопросов для самопроверки знаний и список литерат...

Электронный образовательный ресурс. Методические материалы для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"

Предназначены для студентов, обучающихся дистанционно. Содержит перечень тем, методические рекомендации по каждой теме, контрольные вопросы и перечень литературы....

Методические указания для самостоятельного изучения дисциплины гидравлические и пневматические системы

Конспект лекций позволяющий студентам самостоятельно изучать дисциплину...

Методические указания по самостоятельному изучению тем

Для самостоятельного изучения материала по дисциплине "Электрооборудование судов" для судовых механиков...

Электронный образовательный ресурс «Методические рекомендации обучающимся для выполнения лабораторных работ» для учебной дисциплины "Электротехника и электроника"

Электронный образовательный ресурс «Методические рекомендации обучающимся для выполнения лабораторных работ» для учебной дисциплины "Электротехника и электроника"...