методическая разработка рабочей тетради по ОГСЭ 01. Основы философии
методическая разработка на тему

рабочая тетрадь предназначена для самостоятельной работы студентов при изучении курса ОГСЭ 01 "Основы философии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл m.razrabotka_tetrad_pl_filosofii.docx84.99 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОСКОГО КРАЯ

Краевое государственное автономное

Профессиональное образовательное учреждение

«Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре

(Межрегиональный Центр Компетенций)»

        

                         

                              Методическая разработка

    по дисциплине  ОГСЭ 01.

  «Основы Философии»

Рассмотрено на заседании ПЦК

«ЕНД и ОГСЭ»

  Протокол №_ от «__» ______ 20__г.

                                        Председатель ПЦК ___________

                                     Преподаватель: И.М. Смолина

2016


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ХАБАРОСКОГО КРАЯ

Краевое государственное автономное

Профессиональное образовательное учреждение

«Губернаторский авиастроительный колледж г. Комсомольска-на-Амуре

(Межрегиональный Центр Компетенций)»

        

Рабочая тетрадь

для самостоятельной работы

студентов

по дисциплине

«Основы философии»

                                                   Выполнил:

                                          Студент: ____________________

                                         Группа: ____________________

                                                           

                                                   Проверил:

                                      Преподаватель: Смолина И.М.

                                     Подпись: __________________

       

                                                                             2016\17 гг.

Содержание

1. Цели и задачи учебной дисциплины .......................................................................................................3

2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям, умениям студента………………….…3

Тема: Предмет философии…………............................................................................................................ 5

Тема: Структура философского знания ………………………...................................................................9

Тема: Философия Древнего Востока……………………………………………………………………....12

Тема: Античная философия ……………………………………………………………………………......17

Тема: Философия средневековья………………………………………………………..………….…….. 23

Тема: Философия Возрождения…………....………………………………………………..……………. 28

Тема: Философия Нового времени……………………………………………………………..……….…32

Тема: Современная философия ……………………………………………………………….…….….….37

Тема: Русская философия……………………………………......................................................................44

3. Список  литературы....................................................................................................................................49

1. Цель и задачи дисциплины

Современная система образования ставит задачу формирования специалиста высокого уровня и зрелой личности, способной решать сложные профессиональные и социальные проблемы. Философия, наряду с другими гуманитарными дисциплинами, способствует успешному выполнению социальной миссии системы образования. Цель преподавания дисциплины «Философия» заключается в подготовке студентов к пониманию и осмыслению особенностей и проблем окружающего мира и осознанию места человека в нем.

Изучение дисциплины способствует формированию высокообразованного и эрудированного специалиста, с широким культурным кругозором, умеющего аргументировать свои взгляды, развивает навыки свободного творческого критического мышления. Овладение этими навыками способствует успешному осуществлению профессиональной деятельности и помогает студенту в решении жизненных и профессиональных задач.

Задачи изучения дисциплины:

  • освоить содержание классических и современных философских систем;
  • раскрыть закономерности историко-философского процесса;
  • понять связь философии с духовной культурой, социальной практикой, житейской повседневностью;
  • приобрести практические навыки философского анализа и философской дискуссии;
  • способствовать формированию целостного и логически последовательного мировоззрения.

2. Место дисциплины в учебном процессе и требования к знаниям, умениям и навыкам студента.

               В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста.

              В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

  • основные категории и понятия философии;
  • роль философии в жизни человека и общества;
  • основы философского учения о бытии;
  • сущность процесса познания;
  • основы научной, философской и религиозной картин мира;
  • об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
  • о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Перечень формируемых компетенций:

Общие компетенции (ОК)

OK I. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

3. Принципы выполнения и оценивания самостоятельных работ.

   Студенты, пропустившие изучение определенных разделов, выполняют самостоятельные работы по этим темам. Все остальные учащиеся выполняют только те самостоятельные, которые предусмотрены календарно-тематическим планом изучения учебного предмета.

ТЕМА:  ПРЕДМЕТ ФИЛОСОФИИ.

Теоретический материал:

1. Понятие мировоззрения, его структура и виды.

Мировоззрение – это целостный взгляд на мир и место человека в нём. Три основные формы мировоззрения: мифология, религия, философия.

Мифология – форма общественного сознания, мировоззрение древнего общества, совмещающее в себе фантастическое и реалистическое восприятие окружающей действительности.

Мифы дают ответы на следующие основные вопросы:

  • происхождение Вселенной, Земли и человека;
  • объяснение природных явлений;
  • жизнь, судьба, смерть человека; деятельность человека и его достижения;
  • вопросы чести, долга, этики и нравственности.

Основные черты мифа:

  • антропоморфизация природы;
  • вера в существование многочисленных богов и духов, в возможность их взаимодействия с человеком;
  • отсутствие абстрактных размышлений (рефлексии);
  • практическая направленность мифа на решение жизненных задач (хозяйство, защита от стихии и т.д.).  

Религия – форма мировоззрения, характеризующаяся удвоением мира на земной, естественный – и потусторонний, сверхъестественный. Религия основана на вере в наличие сверхъестественных сил, влияющих на жизнь человека и окружающий мир. Для религиозного мировоззрения характерно чувственное, образно-эмоциональное, а не рациональное восприятие окружающей действительности.

Основные функции религии:

  • мировоззренческая;
  • консолидирующая (объединяет общество вокруг идей);
  • культурная (способствует распространению определенной культуры, влияет на культуру);
  • нравственно-воспитательная (культивирует в обществе идеалы любви к ближнему, сострадания, честности, терпимости, порядочности, долга).

Философия – это высший теоретический систематизированный уровень мировоззрения.

Три стадии эволюции философского мировоззрения: космоцентризм, теоцентризм, антропоцентризм.

Космоцентризм  философское мировоззрение, объясняющее окружающий мир, явления природы через могущество, всесильность, бесконечность внешних сил  Космоса. Распространено в Древней Индии, Китае и других странах Востока, а также в Древней Греции.

Теоцентризм  философское мировоззрение, объясняющее всё сущее через господство необъяснимой, сверхъестественной силы – Бога. Распространено в средневековой Европе.

Антропоцентризм  философское мировоззрение, согласно которому человека является центром мира. Распространено в Европе эпохи Возрождения, Нового и Новейшего времени.

2. Предмет философии и его изменение в ходе исторического развития.

Центральная проблема философии – соотношение мышления и бытия.

Предмет философии – бытие, познание, человек, общество. Он исторически изменялся в связи с материальным и духовным развитием общества и самой философии.

Зарождение философии исторически совпало с возникновением зачатков научного знания. Философия – исторически первая форма теоретического знания. Она отвечала на вопросы, уже поставленные мифологией и религией. Но способ решения этих вопросов у неё иной; она опирается на теоретический анализ и согласовывается с практикой. В античности философия охватывала всё знание. Философы стремились, главным образом, понять происхождение природных явлений, рассматривая мир как единое целое.

В эпоху Возрождения и особенно в XVII – XVIII вв. от философии начинают обособляться специальные науки, каждая из которых выделяет свою собственную предметную область. Механика, физика, позже химия, биология, юриспруденция, политическая экономия становятся самостоятельными отраслями научного познания. Это прогрессирующее разделение труда в сфере научного познания качественно изменяет роль и место философии в системе знания, ее взаимоотношения с частными науками. Философия перестаёт заниматься решением специальных проблем механики, физики, астрономии, химии, биологии, права и т.д. и формирует собственное проблемное поле. Теперь философия исследует предельно общие характеристики человека и мира. Философия отличается от частных наук ещё и тем, что она выражает ценностное отношение человека к миру. Философия – это знание не только о мире, но и об отношении человека к миру.

Философские проблемы, связанные с коренными вопросами человеческого бытия, носят инвариантный и вечный характер. «Вечные» философские проблемы постоянно воспроизводятся на основе новых достижений реального познания и преобразований в общественной жизни человека.

3. Специфика философского знания состоит в том, что оно:

  1. имеет сложную структуру, включая онтологию, гносеологию, логику и т. д.;
  2. носит предельно общий, теоретический характер;
  3. содержит базовые, основополагающие идеи и понятия, которые лежат в основе частных наук;
  4. во многом субъективно, т.е. несет в себе отпечаток личности и мировоззрения конкретных философов;
  5. является сочетанием объективного знания и ценностей, нравственных идеалов своего времени, испытывает на себе влияние эпохи;
  6. изучает не только предмет познания, но и механизм самого познания;
  7. испытывает на себе сильное влияние доктрин, вырабатываемых прежними философами;
  8. опирается на категории (предельно общие понятия);
  9. исследует принципиально неразрешимые, «вечные» проблемы: происхождение бытия, соотношение материи и сознания, происхождение жизни, бессмертие души, смысл жизни.

4. Методы философии 

Метод – это способ осуществления исследования. Основные методы философии: диалектика, метафизика, догматизм, эклектика, софистика, герменевтика.

Диалектика  метод философского исследования, при котором мир рассматривается с позиций системности, внутренней противоречивости, изменчивости, развития.

Метафизика  метод, противоположный диалектике, при котором объекты рассматриваются: обособленно, статично, однозначно.

Догматизм  исследование мира через призму раз и навсегда принятых убеждений, недоказуемых, «данных свыше» и носящих абсолютный характер.

Эклектика  метод, основанный на произвольном соединении разрозненных, не имеющих единой основы фактов, понятий, концепций, в результате чего достигаются поверхностные, но кажущиеся достоверными выводы.

Софистика  метод, основанный на выведении нового суждения из ложных, но искусно поданных как истинные, суждений. Софистика имеет целью не получение истины, а победу в споре, и используется как приём ораторского искусства.

Герменевтика – метод правильного прочтения и истолкования текстов.

Материализм метод, при котором материя трактуется как первичная субстанция, а сознание как функция материи.

Идеализм - означает признание духовного первоначала мира, а материи  как производной от идеи, ее воплощением.

Эмпиризм – метод и направление в теории познания, согласно которому в основе познавательного процесса лежит опыт, получаемый в результате чувственного восприятия мира.

Рационализм  метод и направление в гносеологии, согласно которому истина может быть достигнута только с помощью разума без влияния чувственного опыта.

Задание:

  1. Заполните таблицу:

           Понятие:

                     Определение:

1. Мировоззрение

2. Мифология

3. Религия

4. Философия

5. Космоцентризм

6. Теоцентризм

7. Антропоцентризм

8. Метафизика

9. Рационализм

10. Эмпиризм

11.Идеализм

12. Материализм

13. Герменевтика

14. Софистика

15. Эклектика

16. Догматизм

17. Диалектика

18. Метод

  1. Ответьте на вопросы теста:

                                                                          Тест

1.Философия представляет собой:

а) мировоззрение, основу которого составляют фантазии, легенды, вымыслы

б) набор разнообразных знаний, обслуживающих повседневную жизнь людей

в) систему взглядов на мир в целом и положение человека в нем

г) сложившуюся картину мира, принятую специалистами в области частных наук

2. Слово «философия» в переводе с древнегреческого языка означает?

а) стремление к красоте

б) любовь к мудрости

в) учение об обществе

г) стремление к счастью

3. Что означает философский термин «интерпретация»?

а) преобразование

б) истолкование

в) развитие

г) изображение

4. Мифологией называется:

а) мировоззрение древнего общества

б) реалистическое восприятие действительности

в) религиозное сознание

г) систематизированное знание о мире

5. Как называется философский принцип, утверждающий человека как высшую ценность?

а) гуманизм

б) интернационализм

в) релятивизм

г) субъективизм

6. Ответы на философские вопросы ищут в:

а) религиозных верованиях

б) мифологических представлениях

в) научных исследованиях

г) доводах и заключениях разума

3. Дайте определения следующим базовым понятиям:

  1. Знание -
  2. Ценность -
  3. Наука -

ТЕМА:  СТРУКТУРА ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ

                                             Теоретический материал

1. Структура философского знания:

Онтология (ontos – бытие, logos – учение) – учение о бытии или о первоначалах всего сущего.

Гносеология (gnosis – знание, logos – учение) – теория познания, раздел философии, в котором изучаются проблемы природы познания и его возможностей, отношения знания к реальности, исследуются всеобщие предпосылки познания, выявляются условия его достоверности и истинности.

Аксиология  теория ценностей, философское учение о природе ценностей, их месте в реальности, о структуре ценностного мира, т.е. о связи различных ценностей между собой, и с социальными, культурными факторами, структурой личности.

Ценности указывают на значение явлений действительности для человека и общества. Всё в мире может оцениваться в категориях добра и зла, истины и лжи, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого.

Философская антропология (antropos  человек, logos  учение) – учение о человеке, целостное представление человека о себе самом, поиск им своей сущности, своего места в мире.

Этика – философская наука, объектом изучения которой является мораль, как форма общественного сознания, как одна из сторон жизнедеятельности человека.

Этика изучает генезис, сущность, специфику морали; раскрывает ее роль в жизни общества, выявляет механизмы нравственного регулирования человеческой жизнедеятельности, критерии нравственного прогресса. Рассматривает структуру нравственного сознания общества и личности, анализирует содержание таких категорий, как добро и зло, справедливость, долг, честь, совесть, свобода и ответственность, счастье, смысл жизни. Этика – это практическая философия, она разъясняет, как человек может стать добродетельным и счастливым.

Эстетика – учение о прекрасном, о его проявлениях и формах в природе и в искусстве. Эстетика вырабатывает критерии эстетической оценки и программы художественной деятельности.

Логика – учение о разуме, о мышлении, о правильных, последовательных, упорядоченных рассуждениях, о формальных условиях истинности знания, о понятиях, суждениях и умозаключениях, о методах аргументации и доказательства.

Социальная философия – учение о сущности, строении общества в целом, о наиболее общих законах его существования и развития, о человеке как социальном существе, осуществляющем себя в общении с другими. Основная задача социального знания – анализ общественных процессов и выявление в них закономерных, с необходимостью повторяющихся явлений с целью прогнозирования будущего.

Философия истории – учение о смысле, законах, этапах всемирной истории, о судьбе человечества как единого целого; исследование историчности человеческого бытия.

Философия науки – учение об особенностях, сущности, значении научного знания, о его основаниях и предпосылках, принципах и методах, формах и целях; о месте науки в обществе и её влиянии на жизнь человека.

Философия религии – учение о сущности религии, её происхождении и формах, о Боге, о священном, о значении религии для человека и общества.

Философия языка – раздел философии, изучающий зависимость познавательного процесса от языка.

Философия культуры – раздел философии, исследующий специфику становления культуры, ее сущность и значение, особенности и закономерности функционирования культуры.

Философия права – учение о наиболее общих теоретико-мировоззренческих основах правоведения и государствоведения.

История философии изучает изменение философских идей в процессе исторического развития общества и познания.

2. Функции философии в культурной жизни общества.

  1. Мировоззренческая: философия способствует формированию у личности целостной картины мира, представлений об его устройстве, месте человека в нем, принципов взаимодействия с окружающим миром
  2. Методологическая: философия вырабатывает основные методы познания.
  3. Гносеологическая: философия формирует истинное знание об окружающей действительности.
  4. Критическая: философия подвергает сомнению факты и существующее знание, вскрывает их внутреннюю противоречивость; благодаря этому расширяются границы познания, разрушаются догмы, достигается новое знание.
  5. Аксиологическая: в философии формулируются критерии оценки явлений с точки зрения их важности и значимости для человека, общества и культуры.
  6. Воспитательно-гуманитарная: философия формирует гуманистические ценности и идеалы, способствующие укреплению морали, помогает человеку обрести смысл жизни.
  7. Прогностическая: на основании знаний о реальном положении вещей и базовых закономерностей развития природы и общества философия может выявлять возможные тенденции развития мира. Ключевые идеи философов порой намного опережают свое время. Это оказывается особенно нужным в ситуации методологического и мировоззренческого кризиса наук.
  8. Синтетическая: философия устанавливает взаимосвязи между сферами духовного творчества человека.

 

3. Основные направления философии выделяются по способу решения вопроса о соотношении мышления и бытия. Эта проблема рассматривается в двух аспектах: онтологическом (вопрос о природе первоначала мира) и гносеологическом (вопрос о познаваемости мира).

В онтологическом плане можно выделить следующие направления философии:

  1. Идеализм – философское направление, признающее первичным сознание (идею, дух). Две формы идеализма: 

– Объективный идеализм: первооснова мира – объективное, внеличностное сознание (абсолютный дух, мировой разум).

– Субъективный идеализм: первооснова мира – сознание человека; отрицание какой-либо реальности вне его сознания.

2. Материализм  направление в философии, признающее материю первоначалом мира.

3. Дуализм – философское направление, признающее существование двух независимых субстанций  материальной и духовной.

На гносеологическом уровне можно выделить следующие философские направления: 

1. Гносеологический оптимизм: мир может быть познан, а возможности познания – не ограничены.

2. Агностицизм – направление в философии, считающее, что мир не познаваем и познавательные возможности человеческого разума ограничены.

Задание:

1.Заполните таблицу:

         Понятие:

                                                 Определение:

1. Онтология

2. Гносеология

3. Аксиология

4. Антропология

5. Этика

6. Эстетика

7. Логика

8. Социальная философия

9. Философия истории

10. Философия науки

11. Философия религии

12. Идеализм

13. Материализм

14. Гносеологический оптимизм

15. Агностицизм

  1. Ответьте на вопросы теста:

Тест:

1. Какие из перечисленных категорий являются этическими?

а) добро

б) заблуждение

в) долг

г) душа

2. Укажите соответствие между элементами групп:

1) аксиология

2) логика

3) футурология

4) гносеология

5) онтология

а) учение о бытии

б) учение о познании

в) учение о будущем

г) учение о ценностях

д) учение о мышлении

3. Выберите правильное определение понятия «эстетика»:

а) учение о ценностях, свойственных определенной культуре

б) учение о канонах прекрасного

в) учение о категориях культуры

г) учение об искусстве

4. Нравственный принцип, заключающийся в готовности жертвовать для блага других личными интересами, в бескорыстном служении людям:

а) морализм

б) гуманизм

в) альтруизм

г) коллективизм

5. Какие из перечисленных функций выполняет философия?

а) мифологические

б) методологические

в) мировоззренческие                

г) метафизические.

            ТЕМА:  ФИЛОСОФИЯ ДРЕВНЕГО ВОСТОКА

Теоретический материал

1. Философия древней Индии.

Веды (дословно – «знания») – религиозно-философские трактаты, создававшиеся после XVв. до н.э. Включали в себя:

  • самхиты – «священное писание», религиозные гимны;
  • брахманы – описание ритуалов, совершаемых брахманами (жрецами) при отправлении религиозных культов;
  • араньяки – книги лесных отшельников;
  • упанишады – философские комментарии к Ведам.

Даршаны – традиционные философские школы, развивавшие ведическое учение: йога, веданта, вайшешика, ньяя, миманса, санкхья.

Учения, оппозиционные Ведам, нетрадиционные: буддизм, джайнизм, чарвана-лакаята.

Онтология индийской философии опирается на закон Риты – космической эволюции, цикличности, порядка и взаимосвязанности. Бытие и небытие – это выдох и вдох Брахмы-Космоса. Любое событие, поступок человека, явление природы влияют на жизнь Космоса. Цель эволюции – достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.

Гносеология исследовала процессы, происходящие в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений. Три вида сознания: 

  • пракрити – материальное сознание;
  • пуруша – чистое сознание, первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди;
  • майя – сознание сновидения, мираж.

Антропология. Атман – внутреннее начало, выражение сущности человека, в противоположность внешнему и случайному. Атман одновременно и духовен, и материален, хотя духовное начало в нем преобладает.

Брахман – причина всего сущего, он находится везде, в любом явлении мира. Цель познания – полное осознание единства Атмана и Брахмана. Атман, как индивидуальное начало в человеке, является частью мира, неразрывно с ним связан.

Конечное назначение человека заключается в преодолении кажущегося различия многого и единого, т.е. в освобождении от пут майи и возвращении в первоначальное единство (Атман должен раствориться в Брахмане).

Манас – душа человека, возникающая в процессе жизни. Он постоянно изменяется, совершенствуется или деградирует в зависимости от поступков человека.

Реинкарнация – переселение души в другое тело после смерти предыдущего. 

Сансара – цепь перевоплощений души в соответствии с кармической деятельностью.

Карма – цепь причин и следствий, формирующаяся в процессе жизни человека. Цель кармы – провести человека через испытания для того, чтобы его душа совершенствовалась.

Мокша – высшее нравственное совершенство, после достижения которого эволюция души прекращается. Мокша – высшая цель души в земной жизни. Души, достигшие мокши, освобождаются от цепи бесконечных воплощений и становятся Махатмами – Великими Душами.

Принцип ахимсы – непричинение вреда всему живому. 

Буддизм – религиозно-философское учение, возникло в VIв. до н.э. Основоположник – Сиддхардха Гаутама (563 - 483 гг. до н.э.), получивший имя Будда, т.е. «Просветлённый». 

Идея «среднего пути» жизни между двумя крайними – «путем удовольствия» (развлечений, праздности, лени, физического и морального разложения) и «путем аскетизма» (умерщвления плоти, лишений, страданий). «Средний путь» – путь знания, мудрости, разумного ограничения, созерцания, просветления, самосовершенствования, конечной целью которого является нирвана.

Четыре благородные истины буддизма:

  • земная жизнь полна страданий;
  • страдания имеют причины – жажду наживы, славы, удовольствия, жизни и т. д.;
  • от страданий можно избавиться;
  • существует путь освобождения от страданий – отказ от земных желаний, просветление, нирвана.

Восьмеричный путь – путь духовного совершенствования:

  • правильное видение – понимание основ буддизма и своего пути в жизни;
  • правильная мысль: жизнь человека зависит от его мыслей, при изменении мыслей (с неправильных на правильные, благородные) меняется жизнь;
  • правильная речь: воздержание от лжи, клеветы, злословия и праздной болтовни;
  • правильное действие – действие, свободное от зависти, ненависти, эгоизма;
  • правильная жизнь – соблюдение буддистских заповедей в каждом поступке;
  • правильное умение – усердие и трудолюбие;
  • правильное мышление – контроль над мыслями, т.к. мысли равносильны поступкам и влияют на карму;
  • правильное сосредоточение – медитация, устанавливающая связь с космосом.

Основные направления буддизма:

  1. Махаяна исходит из возможности спасения для всех людей через активную проповедническую деятельность и участие в общественной и государственной жизни.
  2. Хинаяна: спасение достижимо только через уход от мира, монашество.

2. Философия Древнего Китая.

Основатель даосизма  Лао Цзы (кон.VI-нач.V вв. до н.э.).  

Основные понятия: Дао и Дэ.

Два значения Дао: это универсальный мировой закон, обеспечивающий существование мира; и субстанция, от которой произошел весь мир, первоначало мира.

Дэ – благодать, исходящая свыше; энергия, благодаря которой первоначало Дао преобразовалось в окружающий мир.

Всё в мире взаимосвязано.

Материя, из которой состоит мир, едина; существует кругооборот материи в природе («всё происходит из земли и уходит в землю»).

Мировой порядок, законы природы, ход истории не зависят от воли человека, следовательно, главный принцип жизни человека – покой и недеяние.

Путь к счастью, познанию истины лежит через освобождение от желаний и страстей.

Основоположник конфуцианства Конфуций (Кун-Фу-Цзы, 551-479 гг. до н.э.). рассматривал человека прежде всего как члена общества.

Центральное понятие – «цзюнь цзы» (благородный муж).

Пять добродетелей благородного мужа:

  • вэнь – знание, мудрость, стремление к знаниям;
  • жэнь – гуманность, человеколюбие, милосердие;
  • и – чувство долга, справедливость;
  • ли –знание и соблюдение древних ритуалов;
  • сяо – сыновняя почтительность, уважение к старшим по возрасту и статусу;

Золотое правило морали: не делай другим того, чего не желаешь себе.

Принцип мягкого управление обществом. Пример подобного управления – власть отца над сыновьями, а главное условие – отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным – как отца к сыновьям.

Обязанности правителя: 

  • управлять на основе добродетели;
  • обладать необходимыми знаниями;
  • верно служить стране, быть патриотом;
  • обладать большими амбициями, ставить высокие цели;
  • быть благородным и справедливым;
  • делать только добро государству и окружающим;
  • предпочитать убеждение и личный пример принуждению;
  • заботиться о благосостоянии подчиненных и страны в целом.

Подданные должны:

  • быть лояльным по отношению к правителю;
  • проявлять старание в работе;
  • постоянно учиться и самосовершенствоваться.

Основоположники легизма  Шан Ян (390-338 гг. до н.э.) и Хань Фэй (288-233 гг. до н.э.). Управление обществом должно опираться на справедливые законы.

Основные постулаты легизма:

Человек обладает изначально злой природой.

Движущая сила поступков – личные интересы. Интересы отдельных индивидов, социальных групп противоположны.

Государственное вмешательство в общественные отношения позволяет избегать произвола и всеобщей вражды.  

Государство (в лице армии, чиновников) должно поощрять законопослушных граждан и жестоко карать провинившихся.

Основной стимул правомерного поведения большинства людей – страх перед наказанием.

Основной критерий разграничения правомерного и неправомерного поведения и применения наказания – законы.

Законы одинаковы для всех, и наказание должно применяться и к простолюдинам, и к высшим чиновникам (независимо от звания), если они нарушили законы.

Государственный аппарат должен формироваться из профессионалов.

Задание:

1.Заполните таблицу:

                  Понятие:

                                    Определение:

1. Веды

2. закон Риты

3. Атман

4. Манас

5. Реинкарнация

6. Сансара

7. Карма

8. Мокша

9. Дао

10. Дэ

11. Цзюнь цзы

12. Вэнь

13. Жэнь

14. И

15. Ли

16. Сяо

2.Ответьте на вопросы теста:

Тест.

1. Даосизм возник в

а) II вв. до н.э.

б) VI вв. до н.э.

в) VIII вв. до н.э.

2. В философии Востока, по сравнению с западной философией, больше внимания уделяется:

а) научно-техническому прогрессу

б) познанию внешнего мира

в) духовному миру человека

г) модернизации общества

3. В буддизме разрабатывается понятие …

а) познание

б) история

в) рок

г) нирвана

4. Основоположник буддизма

а) Лао-цзы

б) Махавира

в) Макхали Госал

г) Сиддхартха Гаутама Шакьямуни

5. В восьмеричный путь спасения в буддизме НЕ входит

а) речь

б) поведение

в) воспитание

г) мышление

6. Принцип «Ли» – основа социальной организации в конфуцианстве, – означает…

а) установленный порядок вещей, правило

б) постоянную модернизацию

в) объединение всех сословий, интеграцию

г) единство нации

7. Основные направления буддизма:

а) суннизм

б) махаяна

в) шиваизм

г) вишнуизм

д) хинаяна

е) шиизм

8. Родиной буддизма является:

а) Япония

б) Китай

в) Индия

9. Йога является:

а) философской даршаной

б) направлением в буддизме

в) учением о конце мира

г) совокупностью физических упражнений

10. «Жизнь есть страдание», - утверждается в…

а) джайнизме

б) буддизме

в) конфуцианстве

г) даосизме

11. Какое из перечисленных учений возникло в Древнем Китае?

а) брахманизм

б) джайнизм

в) даосизм

г) ламаизм

12. Принцип недеяния в даосизме обозначает…

а) невмешательство в естественный ход вещей

б) пассивное состояние

в) отказ от политической деятельности

г) отказ от мирской жизни

13. Термином «Дао» в конфуцианстве и даосизме обозначает:

а) действие

б) судьба

в) путь

г) предназначение

  1. Объясните выражения:

«Нет преграды, равной преграде невежества.»

                                                                           Восточная мудрость.

«Лучше враждовать с умным, чем дружить с дураком.»

                                                Восточная мудрость

«Помни: только эта жизнь имеет цену!»

                                Восточная мудрость

СПИСОК  ЛИТЕРАТУРЫ

1. Алексеев П.В., Панин А.В. Философия. М.: Логос. 2013.

2. Бессонов Б.Н. Философия. М. 2014.

3. Канке В.А. Основы философии. М.:Логос.2012.

4. Марков Б.В. Философия СПб. 2013.

5.Спиркин А.Г. Философия. М.: Высшая школа. 2013.

Дополнительная литература

1. Аршинов В.И. Синергетика как феномен постнеклассической науки. М., 1999.

2. Берус В.В. Категории и принципы философского осмысления мира. М., 2004.

3. Вернан Ж. Происхождение древнегреческой мысли. М., 1998.

4. Горюнов В.П. Философия общества. СПб., 2005.

5. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 2001.

6. Каган М.И. О ходе истории. М., 2004.

7. Канке В.А. Формы времени. М., 2002.

8. Куайн У. Слово и объект. М., 2000.

9. Патнэм Х. Разум, истина и история. М., 2007.

10. Поппер К. Открытое общество и его враги. М., 2008.

11. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии. М., 2002.

12. Смирнов М.Ю. Мифология и религия в российском сознании. СПб., 2000.

13. Сорокин П.А. Человек, цивилизация, общество. М., 2002.

14. Степин В.С. Философия науки. М., 2006.

15. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 2005.

16. Фрейд З. Психоанализ. Религия. Культура. М., 2009.

17. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М. 2003.

18. Хесле В. Философия и экология. М. 2004.

19. Хюбнер К. Истина мифа. М., 2008.