Здоровьесберегающие технологии в моей практике
методическая разработка на тему

Тухбатуллина Альбина Фагимовна

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения. 

Особое напряжение вызывает длительное статическое напряжение, связанное с сохранением определенной позы при работе в классе. Длительное напряжение мышц спины при сидении и рук при письме негативно сказываются на осанке и общем состоянии организма. Чрезмерные нагрузки также могут влиять на самооценку ребенка, мотивацию к учебе и дальнейшие успехи. Возникает необходимость построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детей.

     Здоровьесберегающее образование направлено на цель — создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья учащихся.

     Опирается на принципы — научности, креативности, личностно-деятельностный, системности.

     Достигается через средства — здоровьесберегающее обучение; активизацию физического развития; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; пропаганду здорового образа жизни.

     Приводит к результатам — меньше становится пропусков по болезни; ребята меньше устают; у них возникает потребность в здоровом образе жизни.

     Здоровьесберегающее обучение  направлено на цель — обеспечение психического здоровья учащихся.

     Опирается на принципы — природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности .

     Достигается через средства — учёт особенностей аудитории; создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, сохраняющих интерес детей к учебному материалу; создание условий для самовыражения; инициация разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

    Приводит к результатам — предотвращает усталость и утомляемость; усиливает мотивацию к учебной деятельности.

   Зависит от ресурсов — личный пример педагога; использования специальных педагогических технологий, эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.

   Для реализации здоорвьясберегающего урока предлагаются педагогические методы и приёмы обучения:

1. Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится!  Я справлюсь! Мне всё по силам!" б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе" .

2.  Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз,дыхательной гимнастики, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости, а значит сохранение, укрепления и развития своего здоровья.

Ребята осваивают и используют эти способы снятия напряжения и усталость.

3. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети научились обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственною позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.

4. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер;

5. Опрос только тех учащихся, которые желают отвечать. Отметку ставить ученику только тогда, когда он хочет и действительно знает.

Эти методы помогают ребёнку понять и осознать, что у него, как у любого человека, всегда есть право выбора.

6. Идти от реальных индивидуальных способностей ребёнка;

7. Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя.

8. Включение в уроки заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.

9. Личный пример учителя. Благодаря позитивному примеру учителя дети овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятие иной точки зрения, умением слышать и слушать, умением понять и принять другого человека, овладевают способами формирования правильной осанки и т.д.

10. Организация саморефлексии. Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делают на уроке, что им помогает, и что смогут использовать в своей жизни за пределами класса и школы.

Педагогическое общение -  как здоровьесберегающая технология

    С учителя начинается все. Он – начало всех начал. Сила действия урока целиком зависит от учителя, его обаяния, выразительности поведения, оригинальности личности, основой которой всегда является высокоразвитая органика, т. е. от умения общаться.

  Важным и наиболее сложным звеном в деятельности учителя является достижение эмоционального контакта. Естественно, что речь идет о положительных эмоциях, которые, будучи самоценностью, выполняют в учебно-воспитательном процессе побуждающую функцию.

     Что такое общение?

    Общение – это не только и, не столько природный дар, сколько технология.

    Приемы здоровьесберегающего общения

    Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дарит.

     О, улыбка! Беглая, щедрая, ангельская, лисья, лучистая, доверчивая, милая, усталая, глупая, ослепительная, широкая, любезная…

    Улыбка «открывает» нас, делает доброжелательнее, доверительнее.

   На уроках я использую  различные игры, упражнения для формирования и поддержания правильной осанки.

   Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами.

   Верьте в доброжелательность Вселенной и верьте в доброго человека.

   Проявляйте желание понимать другого человека – это порождает сотрудничество.

   Хочется отметить, что заряд положительной энергии и положительных эмоций несет тот человек, который обладает хорошим самочувствием и здоровьем. Поэтому каждому учителю необходимо сохранять и поддерживать собственное здоровье на надлежащем уровне.

     Так для формирования и поддержания правильной осанки существует ряд упражнений. Вот некоторые из них.

Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки. Приседания, хлопки в ладоши над головой. Вращение головой вправо и влево. Ходьба на месте, высоко поднимая ноги.

  Для профилактики нарушения осанки у обучающихся, рекомендуются следующие упражнения.

   Исходное положение – сидя на стуле, ноги вместе. На счет раз – выполнить захват ножек стула ногами изнутри; на счет два – вернуться в исходное положение; на счет три – захват ножек стула снаружи; на счет четыре – вернуться в исходное положение. Упражнение выполнить 8 – 10 раз.

    Исходное положение – стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок и обратно.

Простейшее упражнение для глаз:

1. вертикальные движения глаз вверх-вниз

2. горизонтальные движения вправо-влево

3. вращение глазами по часовой стрелке и против

4. закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее

5. на доске до начала урока начертить какую-либо кривую и предложить «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Упражнения на релаксацию:

       Ученики  поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По команде снимают напряжение в спине, шее, плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем ученики выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Упражнения для пальцев рук:

Выговаривая частушку, сгибая каждый палец.

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папа,

Этот пальчик-мама,

А этот пальчик-ребенок

Его зовут-Малышонок.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zdorovesberegayushchie_tehnologii_na_moih_urokah.docx17.25 КБ

Предварительный просмотр:

     Тема: «Здоровьесберегающие технологии в моей практике».

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию заболеваний способствует большое психоэмоциональное напряжение, связанное с условиями жизни и обучения. 

Особое напряжение вызывает длительное статическое напряжение, связанное с сохранением определенной позы при работе в классе. Длительное напряжение мышц спины при сидении и рук при письме негативно сказываются на осанке и общем состоянии организма. Чрезмерные нагрузки также могут влиять на самооценку ребенка, мотивацию к учебе и дальнейшие успехи. Возникает необходимость построить работу так, чтобы на уроках создать условия для сохранения здоровья детей.

     Здоровьесберегающее образование направлено на цель — создание условий для укрепления и развития как психического, так и физического здоровья учащихся.

     Опирается на принципы — научности, креативности, личностно-деятельностный, системности.

     Достигается через средства — здоровьесберегающее обучение; активизацию физического развития; соблюдение санитарно-гигиенических правил и норм; пропаганду здорового образа жизни.

     Приводит к результатам — меньше становится пропусков по болезни; ребята меньше устают; у них возникает потребность в здоровом образе жизни.

     Здоровьесберегающее обучение  направлено на цель — обеспечение психического здоровья учащихся.

     Опирается на принципы — природосообразности, преемственности, вариативности, прагматичности .

     Достигается через средства — учёт особенностей аудитории; создание благоприятного психологического фона на уроке; использование приёмов, сохраняющих интерес детей к учебному материалу; создание условий для самовыражения; инициация разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

    Приводит к результатам — предотвращает усталость и утомляемость; усиливает мотивацию к учебной деятельности.

   Зависит от ресурсов — личный пример педагога; использования специальных педагогических технологий, эффективных средств самооценки деятельности педагога на уроке.

   Для реализации здоорвьясберегающего урока предлагаются педагогические методы и приёмы обучения:

1. Комфортное начало и окончание урока, что обеспечивает положительный эмоциональный настрой учащихся. Этот метод помогает детям освоить следующие способы самооздоровления: а) использование положительных установок на успех в деятельности "У меня всё получится!  Я справлюсь! Мне всё по силам!" б) умение настроить себя на положительную волну "Улыбнись самому себе" .

2.  Проведение на уроке разнообразных валеологических пауз,дыхательной гимнастики, направленных на поддержание у учащихся высокого уровня работоспособности и повышения стрессоустойчивости, а значит сохранение, укрепления и развития своего здоровья.

Ребята осваивают и используют эти способы снятия напряжения и усталость.

3. Объяснение нового материала с опорой на субъективный опыт учащихся, как это предлагается в технологии личностно-ориентированного обучения. В результате использования этого метода дети научились обращаться к своему личному опыту, предъявлять свою собственною позицию, искать и находить свои оригинальные способы деятельности.

4. Упорядочение системы домашних заданий, их дозировка, выбор, творческий характер;

5. Опрос только тех учащихся, которые желают отвечать. Отметку ставить ученику только тогда, когда он хочет и действительно знает.

Эти методы помогают ребёнку понять и осознать, что у него, как у любого человека, всегда есть право выбора.

6. Идти от реальных индивидуальных способностей ребёнка;

7. Каждый здоровьесберегающий урок должен обязательно включать работу с телом, с душой и разумом детей и учителя.

8. Включение в уроки заданий, связанных с изучением своего собственного здоровья.

9. Личный пример учителя. Благодаря позитивному примеру учителя дети овладевают способами делового и личностного общения, сотрудничества, принятие иной точки зрения, умением слышать и слушать, умением понять и принять другого человека, овладевают способами формирования правильной осанки и т.д.

10. Организация саморефлексии. Умело проведённая рефлексия даёт возможность понять: насколько дети осознают, что и как они делают на уроке, что им помогает, и что смогут использовать в своей жизни за пределами класса и школы.

Педагогическое общение -  как здоровьесберегающая технология

    С учителя начинается все. Он – начало всех начал. Сила действия урока целиком зависит от учителя, его обаяния, выразительности поведения, оригинальности личности, основой которой всегда является высокоразвитая органика, т. е. от умения общаться.

  Важным и наиболее сложным звеном в деятельности учителя является достижение эмоционального контакта. Естественно, что речь идет о положительных эмоциях, которые, будучи самоценностью, выполняют в учебно-воспитательном процессе побуждающую функцию.

     Что такое общение?

    Общение – это не только и, не столько природный дар, сколько технология.

    Приемы здоровьесберегающего общения

    Улыбайтесь! Улыбка обогащает тех, кто ее получает, и не обедняет тех, кто ее дарит.

     О, улыбка! Беглая, щедрая, ангельская, лисья, лучистая, доверчивая, милая, усталая, глупая, ослепительная, широкая, любезная…

    Улыбка «открывает» нас, делает доброжелательнее, доверительнее.

   На уроках я использую  различные игры, упражнения для формирования и поддержания правильной осанки.

   Будьте сердечными в своем одобрении и щедры на похвалы, и люди будут дорожить вашими словами.

   Верьте в доброжелательность Вселенной и верьте в доброго человека.

   Проявляйте желание понимать другого человека – это порождает сотрудничество.

   Хочется отметить, что заряд положительной энергии и положительных эмоций несет тот человек, который обладает хорошим самочувствием и здоровьем. Поэтому каждому учителю необходимо сохранять и поддерживать собственное здоровье на надлежащем уровне.

     Так для формирования и поддержания правильной осанки существует ряд упражнений. Вот некоторые из них.

Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки. Приседания, хлопки в ладоши над головой. Вращение головой вправо и влево. Ходьба на месте, высоко поднимая ноги.

  Для профилактики нарушения осанки у обучающихся, рекомендуются следующие упражнения.

   Исходное положение – сидя на стуле, ноги вместе. На счет раз – выполнить захват ножек стула ногами изнутри; на счет два – вернуться в исходное положение; на счет три – захват ножек стула снаружи; на счет четыре – вернуться в исходное положение. Упражнение выполнить 8 – 10 раз.

    Исходное положение – стоя, стопы параллельны на ширине ступни, руки на поясе. Выполнить перекат с пятки на носок и обратно.

Простейшее упражнение для глаз:

1. вертикальные движения глаз вверх-вниз

2. горизонтальные движения вправо-влево

3. вращение глазами по часовой стрелке и против

4. закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги как можно отчетливее

5. на доске до начала урока начертить какую-либо кривую и предложить «нарисовать» эти фигуры несколько раз в одном, а затем в другом направлении.

Упражнения на релаксацию:

       Ученики  поднимают руки в стороны и слегка наклоняются вперед. По команде снимают напряжение в спине, шее, плечах. Корпус, голова и руки падают вниз, колени слегка подгибаются. Затем ученики выпрямляются, последовательно разгибаясь в тазобедренном, поясничном и плечевом поясе, и принимают исходное положение. Упражнение повторяется.

Упражнения для пальцев рук:

Выговаривая частушку, сгибая каждый палец.

Этот пальчик-дедушка,

Этот пальчик-бабушка,

Этот пальчик-папа,

Этот пальчик-мама,

А этот пальчик-ребенок

Его зовут-Малышонок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Здоровьесберегающие технологии как часть современных образовательных технологий

Здоровьесберегающие технологии - Методический доклад...

реферат «Здоровьесберегающие технологии в моей практике»

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направл...

Статья "Образовательные технологии.Основы Дальтон-технологии как личностно-ориентированной. Реализация технологии в моей практике."

В этой статье сформулированы основные положения Дальтон-технологии, показаны примеры использования её элементов на уроках русского языка и литературы...

Здоровьесберегающие технологии в практике работы мастера производственного обучения

Здоровьесберегающая образовательная технология представляется как функциональная система организационных способов управления учебно-познавательной и практической деятельностью обучающихся, научно и ин...

Современные педагогические технологии в реальной практике учителей. Технология критического мышления в моей практике

Критичность ума – это умение человека объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы....

реферат на тему :«Здоровьесберегающие технологии в моей практике»

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленнос...