Статья "Образовательные технологии.Основы Дальтон-технологии как личностно-ориентированной. Реализация технологии в моей практике."
статья по теме

Рябкова Людмила Александровна

В этой статье сформулированы основные положения Дальтон-технологии, показаны примеры использования её элементов на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл na_sayt_fevral.docx20.01 КБ

Предварительный просмотр:

Основа Дальтон – технологии как личностно-ориентированной. Применение ее на уроках русского языка и литературы.

1.Введение. Актуальность личностно - ориентированной технологии.

Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей школьной образовательной системы личность ребенка, обеспечение комфортных, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализации ее природных потенциалов. Личность ребенка в этой технологии не только субъект, но и субъект приоритетный; она является целью образовательной системы, а не средством достижения какой-либо отвлеченной цели (что имеет место в авторитарных и дидактоцентрических технологиях). Такие технологии называют еще антропоцентрическими.

В центре внимания личностно-ориентированных технологий уникальная целостная личность, которая стремится к максимальной реализации своих возможностей (самоактуализации), открыта для восприятия нового опыта, способна на осознанный и ответственный выбор в разнообразных жизненных ситуациях. Именно достижение личностью таких качеств провозглашается главной целью воспитания в отличие от формализованной передачи воспитаннику знаний и социальных норм в традиционной технологии.

Своеобразие парадигмы целей личностно - ориентированных технологий заключается в ориентации на свойства личности, ее формирование, ее .развитие не по чьему-то заказу, а в соответствии с природными способностями.

2.Основы Дальтон технологии как личностно- ориентированной технологии.

В Дальтон - технологии заложены большие возможности для реалиализации личностно ориентированного обучения. Дальтон - это город в США, где впервые была создана эта школа. «Дальтон - план - это сочетание кабинетного обучения с образовательным процессом, основанным на трех принципах: свобода, самостоятельность, сотрудничество. Все эти принципы объединяются ведущим принципом - принципом гуманизма.» 1

Свобода - это право выбора учеником темы, источника знаний, темпа, форм и способов работы. Естественно, что сам учебный предмет определяется учебным планом. Свобода сочетается с ответственностью.

Самостоятельность- это выбор учеником уровня самостоятельно-познавательной деятельности, ответственности за этот выбор.

Сотрудничество- это выбор формы учебно-познавательной деятельности. Ученик имеет право обращаться за помощью, но помощь учителя состоит главным образом в том, чтобы указать, где и как искать ответ на вопрос.

«Можно сформулировать основные задачи Дальтон - технологии: -во-первых, обеспечить индивидуализированное развитие ученика, -во-вторых, развивать его социальный опыт за счет овладения  навыками сотрудничества,  ответственности   и   самостоятельности   в  учебно-познавательной деятельности.»2

Ученик работает над заданием не только дома, но и в системе учебных занятий. Таких форм выделяется четыре: классный урок, коллективный урок, лабораторное занятие, конференция.

Учебная практика в нашей стране не требует большой ломки, главное в другом: все перечисленные формы занятий предполагают, прежде всего, участие каждого обучающегося в активной познавательной деятельности.

В опыте некоторых московских школ выстраивается система занятий в форме Дальтон - часа, Дальтон - дня, Дальтон - недели.

Дальтон- час может проводиться один раз в неделю. Учащиеся получают заранее учебные задания, где указывается срок их выполнения. Во время Дальтон - часа все необходимые для работы кабинеты открыты, работает библиотека, организуется рабочее место. Мебель в классной комнате может быть переставлена. Дальтон- час - это час серьезной самостоятельной работы в условиях свободы выбора места, темы, партнера, источников знания и т. п.

3.Реализация технологии в моей практике.

Элементы Дальтон - технологии я давно использую в своей практике. Три принципа: свобода, самостоятельность, сотрудничество -являются основными в моей деятельности.

Например, па уроках русского языка это выполняется в следующих видах работ:

1.Выбор из упражнения слова с орфограммами. Студент выбирает, с какими орфограммами ему работать, следовательно, какие орфограммы он не выбрал, те ему следует повторить. Работа проходит самостоятельно, а затем -проверяется.

2.Работа с текстом по теме: «Стили речи». Подбираются примеры, анализируются тексты, а затем делаются самостоятельные выводы о стилях речи.

На уроках литературы.

1.Выбор темы сочинения. Предлагается несколько тем сочинений на определенную тему. Если не устраивают предложенные темы, можно взять свою. Это дает возможность подумать, научиться формулировать темы и не ограничивать свободу выбора студента. Само написание сочинения проходит, как Дальтон-лаборатория. Во время аудиторной работы студенты могут сотрудничать с преподавателем, задавать вопросы, пользоваться текстами, словарями. Могут встать и подойти к нужному для работы источнику. После проверки проходит анализ сочинений и работа над ошибками.

2.Выбор произведений для обсуждения на определенную тему, например, современная литература, военная тематика. Форма работы - семинар .

3.Подготовка докладов, рефератов.

4.Изучение творчества поэтов Х!Х века, второй половины. В соответствии с программой предлагаю прочитать стихотворения Фета, Тютчева, Некрасова, Толстого А.К., выучить наизусть два из них. Выбор- за ними. Самостоятельно перелистывают сборники стихов, консультируются. Контролируется выполнение этого задания на определенном уроке. Отчитываются все. Результат такой работы намного выше, нежели бы я дала задание выучить определенное стихотворение, так как при самом выборе уже шире, при чтении стихотворений наизусть в аудитории еще расширяются знания.Часто бывало, что уже после прочтения студент решает выучить еще одно стихотворение, которое услышал на занятии. Кстати, количество прочитанных стихотворений не ограничивается.

5.Анализ стихотворений. Студенты выбирают стихотворения, работают по схеме, во время работы сотрудничают с преподавателем.

6.Изучение темы «Сказки Салтыкова-Щедрина». Предлагается прочитать три сказки на выбор студентов, затем дается круг вопросов и последний этап работы - проверка усвоенных знаний и понимания текстов произведений.

7.Изучение темы «Авторская песня». При изучении данной темы все принципы Дальтон- технологии составляют основу подготовки и анализа материала. Здесь простор и для свободы, и для сотрудничества, и для самостоятельности.

       Выполняя названные виды работ, студенты развиваются индивидуально, развивается их социальный опыт за счет овладения навыками сотрудничества, ответственности и самостоятельности в учебно-познавательной деятельности.

  1. Завуч. Научно-практический журнал,2001/1.-С. 42.
  2. Там же. -С. 43.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровая технология как средство реализации личностно-ориентированного подхода в группах СПО (Среднего профессионального образования) и в 10 классе.

Цель: подведение итогов работы по теме : «Творчество Н.В.Гоголя». Задачи: Обучающие: 1) ознакомление с особенностями личности писателя;2) формирование умения анализировать эпическое произве...

Личностно-ориентированный подход к обучающимся на уроках физической культуры и во внеурочной деятельности и методы его реализации.

Физическая культура – часть общей культуры общества, одна из сфер социальной деятельности, направленная на укрепление здоровья, развитие физических способностей человека и использование их в соответст...

реферат «Здоровьесберегающие технологии в моей практике»

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направл...

Дипломная работа " Урок литературного чтения как форма реализации личностно ориентированного обучения младших школьников"

ОГЛАВЛЕНИЕВведение…………………………………………………………………….3Глава 1. Теоретические основы личностно ориентированного обучения  младших школьников……………………………………………………………..91.2 Сущность и структура личност...

Здоровьесберегающие технологии в моей практике

Рост числа заболеваний среди школьников за последние годы набирает темпы. Специальные исследования показали, что наряду с экологическими, социальными и наследственными факторами формированию заболеван...

Реализация принципов личностно-ориентированного обучения

С активизацией процесса демократизации общества усилилась потребность в самостоятельной, ответственной за свои поступки личности, способной принимать осознанные решения в ситуации выбора. От ориентаци...

реферат на тему :«Здоровьесберегающие технологии в моей практике»

Здоровый образ жизни объединяет все, что способствует выполнению человеком профессиональных, общественных, семейных и бытовых функций в оптимальных для здоровья условиях и определяет направленнос...