Материал для онлайн-семинара: "Метод проектов на уроках иностранного языка"
материал на тему

Каждый предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Однако, как это часто бывает, такая популярность не радует. И вот почему. Идет смешение или даже подмена понятий. Принятое понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия, пр. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации: сметы, материалов, условий эксплуатации. В последние годы проектом стали называть практически любое мероприятие, создание любого объекта, даже без целостной и детальной проработки. Нет необходимости оспаривать подобное толкование общепринятого термина. Думается, поэтому некоторые  мероприятия часто стали называть модным словом проект. Иногда это оправдано, если речь идет действительно о  проекте, в других случаях под проектом понимают обычную работу по теме, групповую работу, просто мероприятие, поэтому следует различать широкое толкование проекта как понятия и метода проектов.

Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.  Чтобы добиться такого результата, необходимо  научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_prek.doc139 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования  и науки  Ульяновской области

Областное государственное бюджетное профессиональное  образовательное учреждение

«Ульяновский медицинский колледж»

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ.

МЕТОД ПРОЕКТОВ  НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Разработал: Сибгатулова С.В.

Преподаватель английского и немецкого языков,

высшей квалификационной категории

                                                   Ульяновск

                                                        2016 г.

СОДЕРЖАНИЕ.

 

ГЛАВА 1.  ВВЕДЕНИЕ.                                                                     З

ГЛАВА 2.

ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МЕТОД ПРОЕКТОВ.            4

ГЛАВА 3 

МЕТОД ПРЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО            

ЯЗЫКА.                                                                                            5-7

ГЛАВА 4. ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.                                             8-12                                           

ГЛАВА 5.КООРДИНАЦИЯ ПРОЕКТОВ И

ОРГАНИЗАЦИЯ    ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ.                              13-14                                                              

ГЛАВА 6. МЕЖДУНАРОДНЫЕ   ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ.                      15-17

ГЛАВА 7. РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ

ПРОЕКТА.                                                                                      18-20

ГЛАВА 8. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.МЕТОД ПРОЕКТОВ-АКТУАЛЬНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.                          21

ПРИЛОЖЕНИЕ.                                                                               23

                                                          ГЛАВА 1.

ВВЕДЕНИЕ.

Каждый предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Однако, как это часто бывает, такая популярность не радует. И вот почему. Идет смешение или даже подмена понятий. Принятое понятие проекта предполагает разработку замысла, идеи, детального плана того или иного практического продукта, изделия, пр. При этом имеется в виду разработка не только главной идеи, но и условий ее реализации: сметы, материалов, условий эксплуатации. В последние годы проектом стали называть практически любое мероприятие, создание любого объекта, даже без целостной и детальной проработки. Нет необходимости оспаривать подобное толкование общепринятого термина. Думается, поэтому некоторые  мероприятия часто стали называть модным словом проект. Иногда это оправдано, если речь идет действительно о  проекте, в других случаях под проектом понимают обычную работу по теме, групповую работу, просто мероприятие, поэтому следует различать широкое толкование проекта как понятия и метода проектов.

Метод – это дидактическая категория. Это совокупность приемов, операций овладения определенной областью практического или теоретического знания, той или иной деятельности. Это путь познания, способ организации процесса познания. Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, технологию, которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Дидакты, педагоги обратились к этому методу, чтобы решать свои дидактические задачи. В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия «проект», его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.  Чтобы добиться такого результата, необходимо  научить обучающихся самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, уметь прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения. 

                                                    ГЛАВА 2

ИСТОРИЧЕСКИЙ ВЗГЛЯД НА МЕТОД ПРОЕКТОВ.

Метод проектов возник еще в начале века, когда умы педагогов, философов были направлены на то, чтобы найти способы, пути развития активного самостоятельного мышления ребенка, чтобы научить его не просто запоминать  и воспроизводить знания, которые дает им образовательное учреждение , а уметь применять эти знания на практике. Именно поэтому американские педагоги Дж. Дьюи, Килпатрик, др. обратились к активной познавательной и творческой совместной деятельности детей при решении одной общей проблемы. Решение такой проблемы требовало знаний из различных областей. Именно поэтому первоначально этот метод назывался проблемным. Проблема, как правило, была чисто прагматичная. Ее решение позволяло реально увидеть результаты. Рудольф Штайнер, известный австрийский педагог также считал необходимым учить детей применять получаемые ими знания в решении практических задач. Все, что ребенок познает теоретически, он должен уметь применять практически для решения проблем, касающихся его жизни. Он должен знать, где и как он сможет применить свои знания на практике, если не сейчас, то в будущем. Проблемному методу много внимания уделялось и в отечественной дидактике (М.И.Махмутов, И.Я.Лернер). Однако, у нас проблемный метод не связывался с методом проектов. А главное, как это часто бывает в дидактике, он не был технологически проработан. Если метод - это совокупность операций и действий при выполнении какого-то вида деятельности, то технология (имеется в виду педагогические технологии) - это четкая проработка этих операций и действий, определенная логика их выполнения. Если метод технологически не проработан, он редко находит широкое, а главное. корректное применение на практике. Педагогические технологии вовсе не предполагают жесткой алгоритмизации действий. Они не исключают творческого подхода, развития и совершенствования применяемых технологий, но при условии корректного следования логике и принципам, заложенным в том или ином методе. Метод проектов предполагает по сути своей использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, ориентированных четко на реальный практический результат, значимый для обучающегося, с одной стороны, а с другой, разработку проблемы целостно, учитывая различные факторы и условия ее решения и реализации результатов.

Метод проектов нашел широкое применение во многих странах мира, главным образом, потому, что он  позволяет органично интегрировать знания обучающихся из разных областей вокруг решения одной проблемы, дает возможность применить полученные знания на практике, генерируя при этом новые идеи. 

                                                 ГЛАВА 3 

МЕТОД ПРЕКТОВ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА.

Обратимся к иностранному языку, его специфике. Зачем нужен метод проектов в преподавании иностранных языков и как он может быть использован с учетом специфики предмета? Какие проблемы можно решать доступными обучающимся языковыми средствами?

Прежде всего,  подчеркнем мысль о том, что  мы обучаем способам речевой деятельности. Поэтому мы говорим о коммуникативной компетенции как одной из основных целей обучения иностранному языку. Коммуникативная компетенция может быть сформирована лишь на основе лингвистической компетенции определенного уровня.

-   Что бы сформировать у студента необходимые умения и практический опыт в том или ином виде речевой деятельности, сформировать лингвистическую компетенцию на уровне, определенном программой и стандартом, необходима активная устная практика для каждого обучающегося группы.

-   Что бы сформировать у студентов коммуникативную компетенцию вне языкового окружения, недостаточно насытить урок условно-коммуникативными или коммуникативными упражнениями, позволяющими решать коммуникативные задачи. Важно предоставить им возможность мыслить, решать какие-то проблемы, которые порождают мысли, рассуждать над возможными путями решения этих проблем с тем, чтобы обучающиеся акцентировали внимание на содержании своего высказывания, чтобы в центре внимания была мысль, а язык выступал в своей прямой функции - формирования и формулирования этих мыслей.

-   Что бы студенты воспринимали язык как средство межкультурного взаимодействия, необходимо не только знакомить их со страноведческой тематикой, что, разумеется, важно, но и  искать способы  включения их в активный диалог культур, чтобы они на практике могли познавать особенности функционирования языка в новой для них культуре.

Основная идея подобного подхода к обучению иностранным языкам заключается в том, чтобы перенести акцент со всякого рода упражнений на активную мыслительную деятельность студентов, требующую для своего оформления владения определенными языковыми средствами. Вот почему следует  обратиться к методу проектов на этапе творческого применения языкового материала. Только метод проектов может позволить решить эту дидактическую задачу и соответственно превратить уроки иностранного языка в дискуссионный, исследовательский клуб, в котором решаются действительно интересные, практически значимые и доступные для студентов проблемы с учетом особенностей культуры страны и по возможности на основе межкультурного взаимодействия. На таких уроках всегда должен присутствовать предмет обсуждения.

В основе проекта лежит какая-то проблема. Чтобы ее решить, обучающимся требуется не только знание языка, но и владение большим объемом разнообразных предметных знаний, необходимых и достаточных для решения данной проблемы. Кроме того, студенты должны владеть определенными интеллектуальными, творческими, коммуникативными  умениями. К первым можно отнести умение работать с информацией, с  текстом (выделять главную мысль, вести поиск нужной информации в иноязычном тексте),  анализировать информацию, делать обобщения, выводы, умение работать с разнообразным справочным материалом. Формирование многих из указанных умений является целью обучения различным видам речевой деятельности. К творческим умениям психологи относят, прежде всего, умение генерировать идеи, для чего требуются знания в разных областях, умение находить не одно, а много вариантов решения проблемы, умение прогнозировать последствия того или иного решения. К коммуникативным умениям  стоит отнести, прежде всего, умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль. Таким образом, для грамотного использования метода проектов требуется значительная подготовительная работа, которая осуществляется, разумеется, в целостной системе обучения в образовательном учреждении, не только в обучении иностранному языку. Такая работа должна вестись постоянно, систематически и параллельно с работой над проектом. Наш предмет вносит свою существенную лепту в общее развитие ребенка. Как легко заметить, метод проектов - суть составляющая развивающего, личностно-ориентированного характера обучения. Он может достаточно широко использоваться на любой ступени обучения, при любой модели обучения. Все дело в выбираемой для исследования и разработки проблемы, требующей определенных языковых средств для решения.  

Основные требования к использованию метода проектов

  - Наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы / задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.  

  - Практическая, теоретическая значимость предполагаемых результатов  (например, совместный выпуск газеты,  альманаха с репортажами с места событий;  программа туристического маршрута, план обустройства дома, парка, участка ,ЛПУ. планировка и обустройство квартиры, пр.);

- Самостоятельная (индивидуальная,  парная,  групповая) деятельность студентов на уроке или во внеурочное время.

-  Структурирование содержательной части проекта (с  указанием поэтапных результатов и распределением ролей).

- Использование исследовательских методов:  определение проблемы, вытекающих из нее задач исследования, выдвижение гипотезы их решения, обсуждение методов исследования, оформление конечных результатов,  анализ  полученных  данных,  подведение итогов, корректировка,  выводы (использование в ходе совместного исследования  метода "мозговой атаки",  "круглого стола",

творческих отчетов, защиты проекта, пр.).

Отсюда могут быть определены и этапы разработки и проведения проекта (его структуры):

-   Презентация ситуаций, позволяющих выявить одну или несколько проблем по обсуждаемой тематике.

-  Выдвижение гипотез решения выявленной проблемы (мозговой штурм), обсуждение и обоснование каждой из гипотез.

-    Обсуждение методов проверки принятых гипотез в малых группах ( в каждой группе по гипотезе), обсуждения возможных источников информации для проверки выдвинутой гипотезы. Обсуждение оформления результатов.

-   Работа в группах над поиском фактов, аргументов, подтверждающих или опровергающих гипотезу.

-    Защита проектов (гипотез решения проблемы) каждой из групп с оппонированием со стороны всех присутствующих.

-      Выдвижение новых проблем.

 

Выбор тематики  проектов  в разных ситуациях может быть различным. В курсе иностранного языка метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме, с учетом практической значимости для обучающегося . Главное - сформулировать проблему, над которой студенты будут работать в рамках  тематики  программы.

                                                        ГЛАВА 4

ТИПОЛОГИЯ ПРОЕКТОВ.

Типология проектов.

 Рассмотрим общедидактическую типологию проектов, используемую при работе над любой проблемой познавательного плана, где иностранный язык действительно выступает в качестве средства общения между партнерами. Прежде всего, определимся с типологическими признаками:

- Доминирующий  в  проекте  метод или вид деятельности:  исследовательский, творческий, ролево-игровой, практико-ориентированный, пр.

  - Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.

  - Характер  координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий),  скрытый (неявный,  имитирующий участника проекта).

  - Характер контактов  (среди  участников   одного  образовательного учреждения, группы города, региона, страны, разных стран мира).

  - Количество участников проекта.

 - Продолжительность  проекта.

     В соответствии  с первым признаком можно наметить следующие типы проектов:

     - исследовательские

Такие проекты требуют хорошо продуманной  структуры, обозначенных целей, обоснования актуальности  предмета исследования  для всех участников, обозначения источников информации, продуманных методов, результатов. Они полностью подчинены логике пусть небольшого, но исследования и имеют структуру, приближенную или полностью совпадающую с подлинным научным исследованием (аргументация  актуальности принятой для исследования темы, определение проблемы исследования, его предмета и объекта, обозначение задач исследования, определение методов исследования, источников информации, выдвижение гипотез решения обозначенной проблемы, определение путей ее решения, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем на дальнейший ход исследования). Все сказанное, разумеется, должно полностью соответствовать уровню языковой подготовки студентов определенного этапа обучения, рассчитано на доступные им языковые средства.

     - творческие

Следует оговориться, что любой проект требует творческого подхода и в этом смысле любой проект можно назвать творческим. При определении типа проекта выделяется доминирующий аспект. Творческие проекты предполагают соответствующее оформление результатов. Такие проекты,  как правило,  не имеют детально проработанной структуры совместной деятельности участников. Она только намечается и далее развивается, подчиняясь жанру конечного результата, принятой группой логике совместной деятельности,  интересам участников проекта.  В данном случае  следует договориться о планируемых результатах и форме их представления (совместной газете,  сочинении, видеофильме, драматизации диалогов, ролевой игре, пр.). Это могут быть проблемы, связанные с содержанием какого-то произведения, статьи, фильма, жизненной ситуации. Это может быть фантастика. Оформление результатов проекта требует четко продуманной структуры в виде сценария видеофильма, драматизации, программы праздника, плана сочинения, статьи, репортажа,  дизайна и рубрик газеты, альманаха, альбома, пр.

     - ролево-игровые

В таких проектах структура также только намечается и  остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта, особенностью решаемой проблемы.  Это  могут быть литературные персонажи или выдуманные герои, имитирующие социальные или деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты таких проектов могут намечаться в начале проекта, а могут вырисовываться лишь к его концу. Степень творчества здесь очень высокая, но доминирующим видом деятельности все-таки является  ролево-игровая, приключенческая;

     - информационные проекты

Этот тип  проектов  изначально  направлен на сбор информации о каком-то объекте, явлении  ознакомление участников проекта с этой информацией,  ее анализ и обобщение фактов,  предназначенных для широкой аудитории.  Такие  проекты  так же,  как  и  исследовательские, требуют  хорошо  продуманной структуры,  возможности систематической коррекции по ходу работы над проектом.  Структура такого проекта может быть обозначена следующим образом:

Цель проекта, предмет информационного  поиска, источники информации (средства  СМИ,  базы данных,  в том числе электронные, интервью, анкетирование, в том числе и зарубежных партнеров, проведение "мозговой атаки", пр.), способы обработки информации (анализ, обобщение, сопоставление с известными фактами,  аргументированные  выводы), результат информационного поиска (статья, аннотация, реферат, доклад, видео, пр.),  презентация (публикация,  в том числе  в сети, обсуждение в телеконференции, пр.).

Такие проекты часто интегрируются в исследовательские проекты и становятся их органичной частью, модулем.

     - практико-ориентированные

Эти проекты  отличает  четко  обозначенный с самого начала результат деятельности участников проекта. Причем этот результат обязательно ориентирован на социальные интересы  самих  участников ( документ, созданный на основе полученных результатов исследования - программа действий, рекомендации, направленные на ликвидацию выявленных несоответствий в природе, обществе.

        Такой проект  требует хорошо продуманной структуры,  даже сценария всей деятельности его участников с определением функций каждого из них, четкие результаты совместной деятельности и участие каждого в оформлении конечного продукта.  Здесь особенно важна хорошая организация координационной работы в плане поэтапных обсуждений,  корректировки совместных и индивидуальных усилий,  в  организации презентации  полученных  результатов  и  возможных способов их внедрения  в  практику,  организация  систематической  внешней оценки проекта.

    По второму  признаку - предметно-содержательной области - можно выделить 

-монопроекты

Как правило, такие проекты проводятся по одному предмету. При этом выбираются  наиболее сложные разделы или темы программы, например, в курсе иностранного языка - темы, связанные со страноведческой тематикой, социальной проблематикой и профессией. Разумеется, работа над монопроектами предусматривает подчас применение знаний  из других областей для решения той или иной проблемы. Но сама проблема лежит в русле собственно филологического, лингвистического, культурологического знания, т.д. Подобный проект также требует тщательной структуризации по урокам, с четким обозначением не только целей и задач проекта, но и тех знаний, умений, которые обучающиеся предположительно должны в результате приобрести. Заранее планируется  логика работы на каждом уроке по группам ( роли в группах распределяются самими студентами), определяется форма презентации, которую выбирают участники проекта самостоятельно. Часто работа над такими проектами имеет свое продолжение в виде индивидуальных или групповых проектов во внеурочное время (например, в рамках научного общества студентов);

- межпредметный проект

Межпредметные проекты, как правило, выполняются во внеурочное время. Это могут быть небольшие проекты, затрагивающие два-три предмета, а могут быть достаточно объемные, продолжительные, планирующие решить ту или иную достаточно сложную проблему, значимую для всех участников проекта. Такие проекты требуют очень квалифицированной координации со стороны специалистов, слаженной работы многих творческих групп, имеющих четко определенные исследовательские задания, хорошо проработанные формы промежуточных и итоговых презентаций.

По характеру координации проекты могут быть :

     - с открытой,  явной координацией

В таких  проектах  координатор  проекта  участвует в проекте в собственной своей функции,  ненавязчиво направляя  работу  его участников, организуя, в случае необходимости, отдельные этапы проекта, деятельность отдельных его участников (например, если нужно  договориться  о встрече в каком-то официальном учреждении,  провести анкетирование,  интервью специалистов,  собрать репрезентативные данные, пр.);

     - со  скрытой координацией ( это относится, главным образом,  к телекоммуникационным проектам )

В таких  проектах координатор не обнаруживает себя ни в сетях, ни в деятельности групп участников в своей функции.  Он выступает как полноправный участник проекта (один из...).  Примером таких проектов могут служить известные телекоммуникационные проекты, организованные и проведенные в Великобритании (Кембриджский университет, Б. Робинсон), в которых в одном случае профессиональный детский писатель  выступал как  участник проекта,  стараясь "научить" своих "коллег" грамотно и литературно излагать свои мысли по различным  поводам. В  конце этого проекта был издан интереснейший сборник детских рассказов по типу арабских сказок

     Что касается  характера контактов,  то проекты могут быть:

     - внутри колледжные  или региональными (т.е.  в пределах одной  страны);

Это проекты, организуемые либо внутри одного образовательного учреждения , на уроках по одному предмету или междисциплинарные, либо между образовательными учреждениями , группами  внутри региона, одной страны (это относится также только к телекоммуникационным проектам).

     - международными (участники проекта являются представителями разных стран)

По количеству участников проектов, можно выделить проекты:

      - личностные  (  между двумя партнерами)

      - парные (между парами участников);

      - групповые (между группами  участников).

В последнем случае очень важно правильно, с методической точки зрения,  организовать эту  групповую  деятельность  участников проекта  (как  в  группе своих обучающихся,  так и в объединенной группе участников проекта различных  образовательных учреждений,  стран, т.д.).  Роль педагога - координатора в этом случае особенно велика.

И наконец, по продолжительности проведения проекты могут быть:

    -  краткосрочными (для решения небольшой проблемы или части более крупной проблемы).

 Такие небольшие проекты могут быть разработаны на нескольких уроках (3-6) по программе одного предмета или междисциплинарные;

   - средней продолжительности (один - два месяца);

   -  долгосрочные (до года).

        Как правило, краткосрочные проекты  проводятся на уроках по отдельному предмету, иногда с привлечением знаний из другого предмета. Что касается проектов средней и значительной продолжительности, то такие проекты обычные или телекоммуникационные, внутренние или международные  являются междисциплинарными и содержат достаточно крупную проблему или несколько взаимосвязанных проблем и тогда они могут представлять собой целостную программу(совокупность проектов). Такие проекты, как правило, проводятся во внеурочное время, хотя отслеживаться могут и на уроках.

        Разумеется, в реальной практике чаще всего приходится иметь дело со смешанными типами проектов, в которых имеются признаки исследовательских проектов и творческих, например, одновременно, практико-ориентированные и исследовательские. Каждый тип проекта  имеет тот или иной вид координации, сроки исполнения, этапность, количество участников. Поэтому, разрабатывая тот или иной проект, надо иметь в виду признаки и характерные особенности каждого из них.

ГЛАВА 5

КООРДИНАЦИЯ ПРОЕКТОВ И ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕШНЕЙ ОЦЕНКИ.

Отдельно следует   сказать  о координации проектов и  организации внешней оценки,  поскольку хорошо известно, что лучшая импровизация -  хорошо подготовленная. Поэтому, если преподаватель решил использовать при изучении какого-то раздела, вопроса программы метод проектов, он должен все тщательнейшим образом продумать, разработать, просчитать. Если предполагается, что обучающиеся по предлагаемой им ситуации должны сформулировать проблему, преподаватель сам должен спрогнозировать несколько таких возможных проблем, которые могут попасть в поле зрения студентов, либо к которым преподаватель будет их вести наводящими вопросами, ситуациями, пр. Преподаватель должен четко прописать учебные задачи для обучающихся (что предполагается в ходе проектной деятельности сформировать у студентов), подобрать необходимый материал (печатный, звуковой, видео, пр., в том числе и из электронных источников), который он предложит студентам или к которому он порекомендует обратиться, например, в сетях, на компакт-дисках. Надо продумать, какую помощь можно оказать обучающимся, не предлагая готовых решений. Другими словами, желательно спланировать всю серию уроков, на которых предполагается использовать метод проектов. Кроме того, важно иметь в виду необходимость отслеживания  эффективности деятельности каждого студента на всех этапах работы над проектом. С этой целью используют возможности само и взаимоконтроля. На уроки защиты проектов можно пригласить других преподавателей иностранного языка, которые могут выступить в качестве экспертов. Характер внешней оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты ( его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах. Поэтому необходимо отслеживать такую деятельность поэтапно, оценивая ее шаг за шагом. При этом и здесь, как и при обучении в сотрудничестве оценка необязательно должна выражаться в виде отметок. Это могут быть самые разнообразные формы поощрения вплоть до самого обычного: "Все правильно. Продолжайте." или " Надо бы остановиться и подумать. Что-то не клеится. Обсудите." В проектах игровых, предусматривающих соревновательный характер, может использоваться балльная система (от 12 до 100 баллов). В творческих проектах часто бывает невозможно оценить промежуточные результаты. Но отслеживать работу все равно необходимо, чтобы вовремя придти на помощь, если такая помощь потребуется ( но не в виде готового решения, а в виде совета). Другими словами, внешняя оценка проекта (как промежуточная, так и итоговая) необходима, но она принимает различные формы в зависимости от множества факторов. Преподаватель или доверенные внешние независимые эксперты (преподаватели,  студенты из параллельных групп, не участвующие в проекте) проводят постоянный мониторинг совместной деятельности, но не навязчиво, а тактично в случае необходимости, приходя на помощь студентам.

ГЛАВА 6

МЕЖДУНАРОДНЫЕ ТЕЛЕКОММУНИКАЦИОННЫЕ ПРОЕКТЫ.

В практике обучения иностранным языкам, наибольший интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. 

Под учебным телекоммуникационным проектом понимается совместная учебно-познавательная, творческая деятельность обучающихся-партнеров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности.

 Специфика таких международных проектов заключается в том, что они в большинстве своем межпредметны в том смысле, что какую бы проблему мы не взяли, все обсуждение будет вестись на английском языке. Именно поэтому мы говорим о создании языковой среды и создании условий для формирования потребности в использовании иностранного языка как средства реального общения в процессе межкультурного взаимодействия.

Именно такие проекты позволяют решить наиболее сложную и вместе с тем самую существенную для методики задачу - создание языковой среды и на ее основе создание потребности в использовании иностранного языка на практике. Глобальная сеть Интернет создает условия для получения любой необходимой обучающимся  и преподавателям информации, находящейся в любой точке земного шара. Любой пользователь, подключенный к сети Интернет, имеет возможность подобрать список литературы по библиотечному каталогу Библиотеки Конгресса США, получить на своем экране нужный материал, провести поиск статьи, репортажа, других источников нужной информации из самых разнообразных журналов на английском языке. Эта информация, естественно, аутентична и, работая с такой информацией, можно получить необходимые данные по проблеме, над которой в данный момент работает группа студентов в рамках проекта. Причем  это может быть совместная работа российских участников проекта и их зарубежных партнеров из одной или нескольких стран. Студенты входят в открытый мир, где можно общаться с партнерами из разных стран, выходить на российские и зарубежные сервера научных, информационных, учебных центров.  Участники проекта могут распределить роли между собой и собирать информацию по всему свету, время от времени обмениваясь мыслями, естественно, на английском языке, вступая в дискуссию по определенным вопросам, устраивая  "мозговые атаки",пр. Излишне говорить о том, что прежде, чем советовать ребятам обратиться к той или иной базе данных в Интернет, преподаватель сам должен быть осведомлен о содержании этой информации, и ее языковых средствах. Обмен информацией осуществляется по электронной почте, но время от времени можно устраивать обсуждения в телеконференции в режиме реального времени (on-line), если участники проекта договариваются о времени проведения такой конференции. Можно запросить мнение по какому-то вопросу  у большого числа пользователей в разных странах  в режиме IRC (Chat technologies). Надо сказать, что диалог культур здесь происходит самым непосредственным образом с первых же обменов представительскими письмами. Обучающиеся каждый раз знакомятся не только с информацией, значимой для решения их общей проблемы, но и с особенностями культуры своих партнеров. Рассказывают ли партнеры о своем образовательном учреждении , праздниках, традициях, обсуждают ли они роль женщины в демократическом обществе или процедуру выборов в свои парламенты, выборов президентов или премьер министра, они обязательно затрагивают проблемы особенностей своей культуры, своей страны. Например, участвуя в проекте "Государственное устройство и правовые институты " студенты из России, США и Великобритании, возможно, и других стран с разных точек зрения будут обсуждать проблему гаранта демократии. Возможно, они не придут к консенсусу, но стремление обменяться взглядами на данную проблему, аргументировать свою точку зрения будет более, чем полезно и познавательно для всех участников проекта. Стимул досконально понять все, что пишут им студенты из разных стран, донести свои мысли до партнеров очень высок для наших студентов. Все свои письма они готовят в своих малых группах на уроках или во внеурочное время, обсуждая, в свою очередь, всю добываемую ими информацию. Каждый студент при этом имеет собственное задание и вносит свою лепту в общее дело. Подвести группу не решится никто. Но, если что-то не получается, то всегда есть, кому помочь и в самой группе и, конечно, преподаватель не остается в стороне. Международные проекты проводятся по общей схеме, описанной выше, в зависимости от типа проекта. Тематика и содержание телекоммуникационных проектов должны быть такими, чтобы их выполнение совершенно естественно требовало привлечения свойств компьютерных телекоммуникаций. Далеко не любые проекты могут соответствовать характеру телекоммуникационных международных проектов. Важно, чтобы выдвигаемая для такого проекта проблема была одинаково интересна и значима для всех участников проекта. Не менее важно, чтобы российские участники проекта были достаточно подготовлены в языковом отношении к участию в этом проекте.  При обсуждении на уроках информации по любому проекту преподаватель, естественно, должен подсказывать нужную лексику. Все обыгрывается на уроке, в процессе работы над проектом, если его проблема соответствует изучаемой теме. Если этого не происходит, если, например, студентов привлекают к участию в международном проекте по проблеме, касающейся других областей знания, то такие проекты содержательно могут выполняться на уроках по другим учебным предметам, а оформляться в языковом отношении во внеурочное время и не всем классом, а отдельными группами обучающихся или даже отдельными студентами. В любом случае все международные проекты "работают" на  овладение иностранным языком, на знакомство с культурой страны изучаемого языка. Конечно, желательно, чтобы обучающиеся, приступая к международному проекту, особенно по темам курса иностранного языка, были в какой-то мере знакомы с особенностями этой культуры, чтобы не обидеть нечаянно своих партнеров и самим адекватно воспринимать сообщения зарубежных партнеров.

ГЛАВА 7.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПО СОСТАВЛЕНИЮ ПРОЕКТА.

 Начальный этап работы над проектом – введение и обсуждение темы предлагается на обычном уроке, параллельно дается базовая лексика, грамматика.

 Практическая работа над проектом начинается на стадии актуализации изученного материала, и становится гармоничной частью единого процесса обучения.

 Одной из главных особенностей проектной деятельности, на наш взгляд, является ориентация на достижение конкретной практической цели – наглядное представление результата  в виде защиты проектов.

Предварительная работа

 Подготовка к работе над проектом предполагает большую предварительную работу т.к. это совершенно новый вид деятельности для обучающихся..

 Предварительная работа включает в себя несколько ступеней.

Обсуждение проекта, что включает в себя обсуждение предложенной темы, определение того, что мы хотим представить в проекте.

Разработка плана проектной работы.

Распределение обязанностей и пунктов проектной работы между участниками проекта.

 Студентам со слабой         подготовкой  рекомендовано участие  в выполнении технической части проекта – фотографировании, подборе фотоматериалов, наборе материала на компьютере.

 Студентам со среднем уровнем  предлагаются наиболее легкие участки проекта.

 Сильные студенты должны выполнять исследовательскую часть проекта, включающую в себя проведение опроса, обработку полученных результатов, оформление выводов, построение диаграмм, схем, графиков.

Определение временных рамок для выполнения каждой части работы.

 Основные этапы работы должны  быть распределены сразу же. Необходимо определить время на написание слов для сопровождения слайдов, проведение опросов и оформления результатов опросов  на создание презентации на компьютере и на подготовку выступления.

    Выполнение проекта

 Процесс выполнения проекта.

Самый трудоемкий и продолжительный по времени этап работы над проектом – это сбор информации – обращение к уже имеющимся знаниям, работа с различными источниками информации, поиск новых знаний, формирование собственного мнения и взгляда на предмет исследования.

 Следует отметить, что не все студенты сразу и легко включаются в работу над проектом. Нельзя предлагать задание, которое тот или иной студент не может выполнить. Задания должны соответствовать индивидуальному уровню, на котором находится каждый участник проекта. Необходимо помочь каждому определиться с конкретной темой, посоветовать, на что обратить внимание и как представить свои результаты.

 Именно здесь происходит основная работа преподавателей английского языка со своими студентами, обсуждаются промежуточные результаты, корректируются ошибки в употреблении языковых единиц. У обучающихся исчезает страх перед английским языком, они лучше усваивают его логическую систему. Работа подобного рода дает множество возможностей применить пройденные грамматические явления и структуры. Несомненно, отработанные в такой ситуации грамматические единицы английского языка надежнее закрепляются в памяти студента.

Сбор видео и фото-материалов;

 Составление письменных монологических высказываний для сопровождения фотоматериалов;

 Проведение мини-опросов.

 Построение простейших диаграмм по результатам опросов.

 Оформление кратких выводов.

 Оформление презентации в Power Point.

Данный этап работы преподаватель проводит вместе с обучающимися, используя собранный и обработанный студентами материал, принимая во внимание их мнение и демонстрируя широкие возможности информационных технологий.

Портфолио проекта

Вся работа над проектом (планы, отчеты, рабочие материалы и тд.) должны быть собраны и оформлены в проектную папку.

Задача папки – показать ход работы над проектом.

Состав проектной папки:

  1. Паспорт проекта.
  2. Все рабочие материалы (опросники, анкеты, результаты исследований).
  3. Продукт проекта.
  4. Презентация
  5. Список литературы.
  6. Фотоматериалы.

Проект – это шесть «П».

  1. Проблема
  2. Проектирование (планирование)
  3. Поиск информации
  4. Продукт
  5. Презентация
  6. Портфолио

                                                       Защита проектов

Данный этап проводится в виде нестандартного урока.

Задачи урока:

Образовательные.

а) формирование умения употреблять ранее изученные лексические единицы в речи студентов.
б) формирование грамматического практического опыта.

в) формирование практического опыта  проведения и оформления простейших исследований

 Развивающие.
а) развитие практического опыта  диалогической речи
в) развитие умения осуществлять монологические высказывания
г) развитие  индивидуальных творческих и артистических способностей обучающихся.
д) развитие интерактивных и коммуникативных способностей
е) развитие практического опыта аудирования.

 Воспитательные.

а) формирование социального практического опыта.
б) формирование  умения  объективно оценивать происходящее
в) воспитание уважения к своей профессии.

г) формирование практического опыта самоконтроля и умения объективно оценивать свои возможности

Применяемые технологии:

а) коммуникативно-ориентированное обучение
б) развитие познавательных интересов
в) личностно-ориентированное обучение
г) учебно-познавательная игра
д) информационные технологии

Оформление: 

- компьютер и проектор

Ход урока:

- Презентация проекта – демонстрация совместно подготовленных слайдов с устным сопровождением.

- Обсуждение проекта, ответы на вопросы участников урока.

- Подведение итогов.

ГЛАВА 8

ЗАКЛЮЧЕНИЕ. МЕТОД ПРОЕКТОВ-АКТУАЛЬНОСТЬ И РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ.

 Мы считаем, что метод проектов является одним из наиболее эффективных, гибких и универсальных методов обучения. Данная технология призвана активизировать процесс обучения, сделать его более продуктивным, а также формировать и далее развивать мотивацию обучения, давая простор для творческой и созидательной деятельности.

 Исходя из опыта работы, метод проектов может с успехом применяться как на уроках английского языка, так и во внеаудиторной работе с обучающимися . Особенно популярен и востребован данный метод на среднем и начальном этапах обучения

 На старшем этапе обучения проектная деятельность студентов приобретает характер научно-исследовательской работы с определением целей и задач, выдвижением гипотезы исследования.

 Участие в проектах повышает уровень практического владения английским языком и компьютером, а главное формирует навыки самостоятельной деятельности, инициативность. В процессе проектной работы ответственность возлагается на самого обучающегося как индивида.

 Самое важное то, что студент, а не преподаватель, определяет, что будет содержать проект, в какой форме и как пройдет его презентация.

 Проект – это возможность обучающихся выразить собственные идеи в интересной  и творчески продуманной форме.

                                                           

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

 - Часовникова О.Б., Гибина Ю.И., Лисица А.Б., Гусельникова Е.В. “Использование новых информационных технологий обучения в школе”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.

-Гусельникова Е.В. “Как работает школьный Интернет-класс”, Москва, РАО, 2000

-Коптюг Н.М. “Интернет-проект как дополнительный источник мотивации учащихся”. Иностранные языки в школе, 2003, № 3.

-Сборник “На урок в Интернет”, материалы Всероссийского конкурса “Дистанционный учитель года”, Москва, РАО, 2000.

-Подопригорова Л.А. “Использование интернета в обучении иностранным языкам”. ИЯШ, 2003, № 5.

-Душеина Т.В. “Проектная методика на уроках иностранного языка”. ИЯШ, 2003, № 5.

-Павленко И.Н. “Использование проектной методики в обучении детей старшего дошкольного возраста”. ИЯШ, 2003, № 5.

-Галиулина Т.Н. “Обучение иностранному языку с помощью новых информационных технологий”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.

-Кочетурова Н.А. “Метод проектов в обучении иностранному языку”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.

-Чернобай С.Б. “Организация международных проектов по электронной почте: Проблемы и преимущества”. Материалы Региональной Научно-практической конференции “Английский язык в системе “Школа – Вуз”, Новосибирск, 20 июня 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планирование урока иностранного языка как компонент профессиональной компетентности учителя иностранного языка

В данной стастье говорится о том, каак правильно планировать урок иностранного языка...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КРАЕВЕДЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА

Сегодня при обострении проблемы национальной идентичности формирование такого качества личности учащегося, как патриотизм, выражающегося в любви к малой родине, гордости за Отечество, приоритетно. Изу...

Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"

Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...

«Использование игрового материала на уроках иностранного языка»

В данной статье предложены лексические, грамматические и ролевые игры на занятиях английского языка.Предложенные игры можно использовать при изучении разных тем. Игры для тем "Путешествие", ...

Методическая разработка интегрированного урока по иностранному языку(немецкому) на тему "Использование художественного произведения Э.М. Ремарк на уроке иностранного языка (немецкого) как средство повышения урока"

Методическая разработка  представляет собой материал, проведенного интегрированного урока по немецкому языку-литературе, по произведению Э.М. Ремарк "На Западном фронте без перемен".Чте...

ОБУЧЕНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЛЕКСИКЕ НА УРОКАХ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ЭНЕРГОЭФФЕКТИВНОСТЬ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

В данной статье авторы акцентируют внимание на то, что для всех обучающихся профессиональных образовательных организаций английский язык специальности – это серьезный фундамент для будущей произ...

Метод проектов на уроках иностранного языка

Метод проектов на уроках иностранного языка...