Метод проектов на уроках иностранного языка
методическая разработка

Метод проектов на уроках иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл met_doklad_metod_proektov.docx24.57 КБ

Предварительный просмотр:

ГБПОУ МО «Ногинский колледж»

ВЫСТУПЛЕНИЕ НА ЗАСЕДАНИИ ПЦК МАТЕМАТИЧЕСКИХ И ОБЩИХ ЕСТЕСТВЕННОНАУЧНЫХ ДИСЦИПЛИН

 НА ТЕМУ «Метод проектов на уроках иностранного языка»

(протокол № 2 от 20.09.2020 г.)

 

 

 

Выполнил преподаватель

Иностранного языка

Вопросова Л. А.

Ногинск 2020г.

Метод проектов на уроках иностранного языка.

Проект – специально организованный учителем и самостоятельно выполняемый учащимися комплекс действий по решению значимой для учащегося проблемы, завершающихся созданием продукта. Метод проектов был разработан американским педагогом Х.В. Килпатриком в 20-е годы XX века как практическая реализация концепции инструментализма Дж. Дьюи. Основная цель метода проектов – предоставление учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, которые требуют интеграции знаний из различных предметных областей. Учителю в проекте отводится роль координатора, эксперта, дополнительного источника информации.

В отличие от других технологий, практикуемых в школе, проектная методика даёт учителю возможность включить учащихся в реальное общение и увидеть реальные, а не только полученные в ходе игры результаты своего труда.

Карл Фрейд выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимые следующие:

  • Участники проекта подхватывают проектную инициативу от кого-либо из жизни;
  • Участники проекта договариваются друг с другом о форме обучения;
  • Участники проекта развивают проектную инициативу и доводят её до сведения всех;
  • Участники проекта организуют себя на дело;
  • Участники проекта информируют друг друга о ходе работы;
  • Участники проекта вступают в дискуссию

В обучении языку метод проектов стал особенно активно применяться в конце 80-х годов XX века.

Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т. Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшихся активно использовать проектные методы в практике преподавания. Позднее, уже при советской власти, эти идеи стали довольно широко внедряться в школы, но недостаточно продуманно и последовательно, и постановлением ЦК ВКП в 1931 году метод проектов был осуждён.

С тех пор в России больше не предпринималось попыток возродить этот метод в практике обучения.

Проекты, предназначенные для обучения языку, отличительными особенностями, среди которых главными являются следующие:

  • использование языка в ситуациях, максимально приближенных к условиям реального общения;
  • акцент на самостоятельной работе обучающихся (индивидуальной и групповой);
  • выбор темы, вызывающей большой интерес для обучающихся и непосредственно связанной с условиями, в которых выполняется проект;
  • отбор языкового материала, видов заданий и последовательности работы в соответствии с темой и целью проекта;
  • наглядное представление результата.

Таким образом, метод проектов есть целенаправленная, в целом самостоятельная деятельность обучающихся, осуществляемая под гибким руководством преподавателя, направленная на решение исследовательской или социально-значимой прагматической проблемы и на получение конкретного результата в виде материального и/или идеального продукта.

1.2. Типология проектов

В настоящее время существует множество классификаций проектов. По одной из таких классификаций английские специалисты в области методики преподавания языков Т. Блур и М. Сент-Джон различают три вида проектов:

  • Групповой проект, в котором исследование проводится всей группой, а каждый студент изучает определенный аспект выбранной темы.
  • Мини-исследование, состоящее в проведении индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью.
  • Проект на основе работы с литературой, подразумевающий выборочное чтение по интересующей студента теме и подходящий для индивидуальной работы.

Проекты можно классифицировать по нескольким основаниям.

  • По типу продукта, являющегося результатом проектной деятельности, проекты можно разделить на технологические, исследовательские, продуктивные, сетевые, сервисные, комплексные.
  • Проекты, основанные на доминирующей деятельности обучающихся, подразделяются на практико-ориентированные, творческие, ролевые, информационные.
  • По продолжительности проекты бывают: мини-проекты, краткосрочные, недельные, долгосрочные.

Типология проектов в соответствии с их признаками:

Доминирующий в проекте метод: исследовательский, творческий, ролево-игровой, ознакомительно-ориентировочный.

Предметно-содержательная область: монопроект (в рамках одной области знаний) или межпредметный проект.

Характер координации проекта: непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта).

Характер контактов (среди участников одного учебного заведения, группы, подгруппы, города, преподавания региона, страны, разных стран мира).

Количество участников проекта.

В соответствии с первым признаком Е.С. Полат выделяет следующие типы проектов:

Исследовательские. Данный тип требует хорошо продуманную систему проекта, четко сформулированные перед началом выполнения проекта цели, заинтересованность каждого участника проекта, социальную значимость, продуманные методы экспериментальных и опытных работ, методы обработки результатов.

Творческие. Творческие проекты не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и развивается, подчиняясь принятой самими обучающимися схеме. Однако прежде чем начать разработку такого проекта, следует заранее договориться о желаемых, планируемых результатах. Это могут быть сочинения, стенгазеты, видеофильмы и т.д.

Ролево-игровые. В таких проектах также структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Каждый участник выбирает для себя определенную роль, обусловленную характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, герои, имитирующие социальные и деловые отношения, осложняемые придуманными участниками ситуациями. Результаты подобных проектов могут быть обговорены заранее, а могут вырисовываться ближе к концу работы.

Практико-ориентированные. Такой тип отличает четко обозначенная с самого начала цель деятельности участников проекта, которая, в свою очередь, должна быть ориентирована на социальные интересы самих участников. Результатом работы могут быть газета, документ, видеофильм, звукозапись, спектакль, программа действий, проект закона и т.д. Проект подобного рода требует хорошо продуманную структуру, возможно, даже сценарий всей деятельности его участников, определяющий функции каждого, участие каждого в обработке и оформлении иноязычной информации. Во время работы над такими проектами особенно важна хорошая организация обсуждения, корректировки, презентации полученных результатов и возможных способов иностранных применения их на практике.

Согласно второму признаку проекты могут быть:

Монопроекты. Данные проекты лучше проводить по наиболее сложным темам, связанным со страноведческой, социальной тематикой. Они требуют четкой структуризации, лучше с поурочным планированием, с четким обозначением конечных целей и задач, а также знаний, умений, приобретаемых студентами в ходе разработки проекта. Заранее обозначается и форма.

Межпредметные проекты. Такого рода проекты выполняются во внеурочное время. Они могут объединять как несколько предметов, так и решать достаточно сложные проблемы, например, проблемы сохранения окружающей среды, исследования творчества писателей, работающих в одном жанре и т.д. Такие проекты требуют четкой координации работы всех учителей-предметников, хорошо проработанные формы промежуточного контроля и итоговой презентации.

По третьему признаку – характеру координации – проекты могут быть:

С открытой координацией. В таких проектах координатор (преподаватель) непосредственно участвует в работе, организуя и направляя её, а также координируя деятельность всех участников.

Со скрытой координацией. Преподаватель не вмешивается в работу над проектом, но, изучая дневники и отчеты студентов, беседуя с членами группы, он внимательно наблюдает за процессом и может выступить в роли советчика или помощника.

По характеристике контактов проекты бывают:

Внутренние или региональные (в пределах групп одного учебного заведения, колледжей, округов, города).

Международные. Они могут иметь место при обменах. Кроме этого, возможность разрабатывать международные проекты совместно с обучающимися разных стран и континентов представляют преподавателю современные информационные технологии. Такие проекты появились сравнительно недавно и называются телекоммуникационными проектами.

Телекоммуникационные. Познавательная совместная творческая или познавательная игровая деятельность обучающихся, партнеров, находящихся на значительном расстоянии друг от друга, основанная на компьютерной телекоммуникации и имеющая общую цель-исследование какой-либо проблемы при помощи согласованных методов, способов деятельности, направленных на презентации, кот достижение общего результата.

Участие в телекоммуникационном проекте помогает студенту включиться в определенные среды: информационные, социальные, языковые; способствует формированию глобального мышления, осознанию себя гражданином мира, прививает чувство социальной ответственности, расширяет кругозор студента, включает в полилог культур, помогает высказать свое отношение к проблеме, помня о правилах написания письма, доклада, одновременно ознакомиться с точкой зрения людей, живущих в других географических условиях, имеющих другое вероисповедание и национальные традиции, быть может, по-другому взглянуть на свой мир, толерантно отнестись к точке зрения партнера по проекту.

В процессе этой деятельности обучающийся развивает свои интеллектуальные умения, такие черты характера, как целеустремленность, настойчивость, трудолюбие, приобретает определённые учебные навыки, а обученность через овладение знаниями, умениями, навыками обеспечивает социальную и профессиональную адаптацию в обществе, что немаловажно в сегодняшнем постоянно меняющемся мире.

2 Основные требования к использованию метода проектов.

При проведении проектной работы преподавателю необходимо обеспечить заинтересованность студентов в работе над проектом, мотивацию, которая станет незатухающим источником энергии для самостоятельной деятельности и творческой активности.

Для этого существуют заложенные в метод проектов механизмы.

Во-первых, решение проблемы проекта, для практической и общественной пользы. Такое практическое применение имеющихся или полученных в ходе проекта знаний привлекательно для подростков, стремящихся в силу своего возраста к ранней социализации.

Во-вторых, заманчивой является для ребят сама деятельность и самостоятельная активность, так как при этом удается проявить, показать, испытать себя в деле.

В-третьих, «по законам жанра» в работе над проектом обучающиеся принимают активное участие в постановке цели и задач проекта, которые учитель иногда имеет право помочь сформулировать, но в неполной форме. Конкретизируя цель и задачи проекта, вытекающие из её проблемы, обучающиеся, уже приняв проблематику как свою личную, в ещё большей степени приобретают личностную заинтересованность в её решении. Это создаёт мотивацию личного участия в работе.

В-четвертых, грамотный учет возрастных особенностей при подборе темы, проблемы и сюжетной канвы проекта должен обеспечить ещё один вид мотивации. Та проблема, которая волнует одну возрастную группу, не будет интересна для другой; та сюжетная канва, которая заинтересует первокурсников, оставит равнодушными обучающихся III-IV курсов. Таким образом, мотивация обеспечивается доступными, выбранными сообразно с интересами и возможностями возраста темой, сюжетной канвой и проблемой учебного проекта.

И, наконец, нельзя не назвать еще один мотив. Это предусмотренная, подводящая итог проектной работе презентация полученных результатов. Рассказать о проделанной работе, своих достижениях, о том, что узнал нового, что научился делать, как работал весь коллектив, и он лично, необходимо ребенку в любом возрасте.

3 Этапы работы над проектом.

Первый этап – поисковый: предложение темы исследования. Выбор проблемы / проблем проекта.

Первый этап призван заинтересовать каждого студента в выполнении проекта. Он также важен и для самого преподавателя, так как на этом этапе происходит и его собственная презентация в глазах студентов, способность эффективно поддерживать их при разработке проекта, избегать осложнений, решать возникающие проблемы.

Тема проекта может быть предложена и самими обучающимися. В старшем школьном возрасте ученики вполне могут самостоятельно сформулировать проблемы и исследовательские познавательные задачи, что и должно активно поощряться преподавателем и незаметно для обучающихся направляться им. Это позволит преподавателю выявить степень самостоятельности мышления студентов, их умение увидеть проблему; он может определить степень осведомленности студентов в конкретной предметной области, выявить их индивидуальные интересы.

Второй этап – аналитический: Согласование общей линии разработки проекта. Формирование групп. Составление подробного плана работы над проектом. Обсуждение путей сбора информации и осуществление поисковой работы. Обсуждение первых результатов в группе.

Третий этап – практический: оформление работы над проектом. Презентация проекта. Обсуждение презентации и полученных результатов. На этом этапе происходит сбор всего материала, обсуждение итоговой презентации, подготовка к заключительному занятию проводятся обучающимися самостоятельно, но преподаватель, не вмешиваясь, отслеживает работу, беседуя с членами группы, знакомясь с анкетами и записями каждого или группы в целом.

Во время презентации может быть выбрана форма доклада, коллажа, газеты для представления полученных результатов и их комментирование; в любом случае, в качестве основных умений, которые должны продемонстрировать студенты, будут выступать устная речь и письмо.

Четвёртый этап – презентационный. Презентация завершает, подытоживает работу над проектом.

Результат может быть предъявлен в виде моноспектакля, видеосюжета (фильма), слайд-шоу, web-сайта и прочего. Вид и форма продукта определяются при постановке цели и задач проекта.

Формы проведения презентации подбираются с учетом индивидуальных особенностей обучающихся, их личным выбором и предпочтениями. В процессе презентации важно поддержать положительную тональность в оценке результатов, какими бы мизерными они ни казались, инициировать конструктивную и доброжелательную дискуссию па оценке предъявленного.

Пятый этап – контрольный. На этом этапе происходит отчёт, оценка результатов проекта и общего хода над ним, а также планирование тем будущих проектов. Преподаватель на данном этапе слушает отчеты участников проекта, задаёт вопросы, а также записывает наиболее типичные ошибки участников дискуссии для их дальнейшего обсуждения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"

Доклад учителя русского языка и литературы на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"...

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы

Материал предлагается преподавателям русского языка и литературы общеобразовательной школы или учреждений СПО или НПО. Этот метод особенно хорош при выполнении самостоятельных и творческих работ ...

Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы

Статья "Применение метода проектов на уроках русского языка и литературы"предназначена преподавателям русского языка и литературы общеобразовательных учреждений. Метод проектов самый демократичный, та...

Научно - методическая статья "Метод проекта в обучении иностранному языку как средство развития коммуникативной компетенции обучающихся"

Целью данной статьи является определить роль проектной методики на занятиях по иностранному языку в формировании коммуникативной компетенции учащихся. Автором проводится анализ научной литературы по п...

Педагогический опыт "Формирование коммуникативной компетенции учащихся посредством метода проектов на уроках английского языка в рамках системно-деятельностного подхода"

Изменения в Российском образовании и преобразования в обществе требуют от школьного педагога нового подхода к процессу обучения. В современных условиях жизни не достаточно просто владеть набором знани...

Материал для онлайн-семинара: "Метод проектов на уроках иностранного языка"

Каждый предмет имеет свою специфику и соответственно специфику использования тех или иных методов, технологий обучения. Метод проектов в последнее время приобретает все больше сторонников. Однако, как...

Метод проектов при обучении иностранному языку в средней школе

Статья "Метод проектов при обучении иностранному языку в средней школе"...