Методическая разработка урока: «Правовые основы семьи и брака».
методическая разработка на тему

Варова Ольга Юрьевна

Супружество, рождение детей их воспитание, усыновление детей и попечительство - это отношения, которые возникают в семье  на протяжении многих столетий. В современном обществе остро стоит проблема взаимотношения в семье. Поэтому в данной методической разработке и уделяется внимание этим вопросам.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_uroka.doc205.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образование Тверской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

« Калязинский колледж им. Н.М. Полежаева»

Методическая разработка урока

Учебная дисциплина: Право

Тема: «Правовые основы семьи и брака».

Курс:  1 курс

Разработчик:  преподаватель Варова Ольга Юрьевна

2017 г.

Пояснительная записка

       В данной методической разработке представлена методика проведения занятия по дисциплине «Право». Профессиональное образование на сегодняшний день претерпевает трудные, но необходимые преобразования. Современное образование должно дать выпускнику не только сумму знаний, но и набор компетенций, обеспечивающих готовность к жизни в динамично изменяющихся экономических условиях. Данная  методическая разработка урока изучения нового материала права по теме «Правовые основы семьи и брака» предназначена для преподавателей права, обществознания, классных руководителей. В методической разработке предлагается интересная форма комбинированного урока: изучение нового материала и выполнение практических заданий по решению проблемных ситуационных задач.

Цель написания методической разработки

     Сегодняшнее время требует подготовки всесторонне знающего и эрудированного специалиста, который должен хорошо ориентироваться в вопросах юриспруденции. Именно поэтому на своих занятиях я стараюсь дать студентам более глубокие знания по дисциплине «Право».

    Целью написания  методической разработки «Правовые основы семьи и брака» является раскрытие методологии  проведения комбинированных уроков по формированию профессиональных компетенций юридического вида деятельности в области семейного права. 

Обоснование темы

  Супружество, рождение детей, их воспитание, усыновление, опека и попечительство – это отношения, которые возникают в семье на протяжении многих столетий и имеют важное значение для любого человека. Тема урока «Правовые основы семьи и брака» была выбрана потому, что в современном обществе остро стоит проблема взаимоотношений в семье. Поэтому необходимо заострить внимание на следующих вопросах: семья,  брак,   права и обязанности родителей, ответственность за нарушение родительских прав, права несовершеннолетних детей.

Обоснование форм организации урока

   Урок в форме комбинированного занятия было выбрано для того, чтобы обучающиеся  свои  теоретические знания по теме «Правовые основы семьи и брака» могли использовать при решении проблемных ситуационных задач, составлении проектов документов, заполнении таблиц. Студенты должны усваивать материал не просто репродуктивным методом, получением новой  информации, но и в процессе активной работы с дидактическим материалом, с правовыми документами. В ходе урока развиваются творческие способности обучаемых, самостоятельность, формируются коммуникативные, информационные компетенции. Студенты способны будут решать личные и коллективные проблемы,  научатся  находить и отбирать нужную информацию.

   Постановку проблемы и поиск ее решения обучающиеся осуществляют  в ходе специально организованной работы в группах: юридических фирмах.

Технологическая  карта урока

Этапы учебного занятия

Деятельность преподавателя

Методические приёмы

Деятельность студента

1. Организационный этап

Организационный момент:

- приветствие студентов,

- выявление отсутствующих,

- проверка готовности к учебному занятию,

Упражнение на концентрацию внимания

приветствуют преподавателя;

староста докладывает об отсутствующих студентах;

- выполняют упражнение на концентрацию внимания

2.Актуализация внимания студентов, сообщение темы урока

Перед учащимися ставятся проблемы урока.

Метод эвристической беседы

Учащиеся участвуют в постановке цели занятия.  Учащиеся записывают тему занятия в тетрадь.

3.Повторение материала  

распределение студентов по группам.

Работа с анаграммами.

Работа студентов по группам.

4. Изучение нового материала

 Составление диалога с учащимися.

Преподаватель актуализирует знания студентов по теме занятия, задает вопросы учащимися.

 Для успешного усвоения материала,  предлагается  решить проблемные  ситуации.

Преподаватель приглашает учащихся к выступлению, заслушивает выступление каждой группы

Метод информационного рассказа.

Мозговой штурм.

Метод диалога.

Метод работы с опорным конспектом

Работа в группах с раздаточным материалом, решение проблемных ситуаций.

Дискуссия

Отвечают на поставленные преподавателем вопросы.

Слушают и оценивают выступления товарищей, дополняют ответы.

5.Закрепление изученного материала

Преподаватель приглашает студентов ответить на вопросы викторины

Игровой метод: проведение викторины

Отвечают на поставленные вопросы викторины

6. Рефлексия

Составить синквейн со словом семья.

Составить формулу идеальной семьи

Составляют формулу  идеальной семьи и синквейн со словом семья .

7.Домашнее задание.

Преподаватель сообщает тему домашнего задания

Создать: -идеальный портрет жены;

– идеальный портрет мужа;

 – идеальный портрет ребенка

Домашнее задание на экране. По трем группам.

Записывают домашнее задание

8. Подведение итогов урока

Преподаватель предлагает оценить работу студентов и заполнить  листы. Оценивает работу студентов, комментирует выставленные оценки

Самооценка, взаимооценка

Слушают информацию, заполняют оценочные листы

Структурный план  урока

1. Организационный этап (1 мин)

2. Актуализация внимания студентов, сообщение темы урока (1мин).

3. Повторение материала  (5мин)

4. Объяснение нового материала (25 мин) 

5. Закрепление изученного материала (5 мин).

6. Рефлексия (3 мин).

7. Домашнее задание  (2 мин).

8. Подведение итогов  урока (3 мин). 

План   урока

Тема урока: «Правовые основы семьи и брака».

Цель: формирование профессиональных компетенций по юридическому виду деятельности в области семейного права

Задачи:

1. Воспитательные:

- воспитать ответственность, самостоятельность, творческий подход при осуществлении правоприменительной деятельности;

- вызвать познавательный интерес к дисциплине «Семейное право»;

- прививать любовь к семье и её традициям, выработать положительное отношение к официальному, юридически закреплённому браку.

2. Образовательные:

 – изучить основы семейного права и семейных правоотношений, их основные понятия.

3. Развивающие:

– развить умение правильно работать с информацией и делать выводы, сравнивать, обобщать, анализировать, высказывать свою точку зрения;

-  формировать у студента принципа законности при разбирательстве дел, связанных с семейными правоотношениями

Тип урока: изучение нового материала

Технологии: Проблемные, развивающие, ИКТ

Форма организации деятельности учащихся на уроке: групповая, индивидуальная.

Методы урока: словесный (беседа, объяснение), объяснительно-иллюстративный (работа с презентацией), практический, частично-поисковый.

Оборудование: компьютер, проектор, демонстрационный экран. 

Оснащение  урока: карточки с заданиями, опорный  конспект, Семейный кодекс. Конституция РФ (статьи о защите семьи, материнства и детства), мультимедийная презентация.

Место проведения занятия: учебный кабинет

Время проведения: 45 минут

Межпредметные связи:  История. Информатика. География

Формируемые компетенции:

1. Учебно- познавательные:

  • Умение ставить познавательные задачи, цели;
  • Анализировать;
  • Формулировать выводы;
  • Умение использовать имеющиеся знания по обществознанию в стандартных и нестандартных ситуациях;

2. Компетенции личностного самосовершенствования:

  • Формирование культуры мышления и поведения
  • Освоение различных видов деятельности в рамках саморазвития;

3. Информационные компетенции:

  • Овладение навыками работы с учебным раздаточным материалом;
  • Самостоятельный поиск, извлечение, систематизация, анализ и представление различной информации согласно поставленной задаче.

4. Коммуникативные компетенции:

  • Навыки работы в группе;
  • Уважение иной точки зрения;
  • Умение ценить совместную работу;
  • Умение выступать перед аудиторией;
  • Умение аргументировано доказывать свою точку зрения;
  • Умение корректно вести учебный диалог.

5.Здоровьесберегающие компетенции:

  • Знать и уметь применять правила техники безопасности в учебной ситуации

Ход урока

«Семья приносит полноту жизни, счастье,

но каждая семья … является прежде всего

большим делом, имеющим

государственное значение»

А.С. Макаренко

1. Организационный этап ( 1 мин):

- приветствие студентов,

- выявление отсутствующих,

- проверка готовности к учебному занятию,

- распределение студентов по группам.

2. Актуализация внимания студентов, сообщение темы урока

 (1 мин)

Преподаватель: 

Звучит лирическая музыка. На фоне музыки читаются стихи

Служенье Господу - награда,        

Служенье Родине-  почёт,

Ну, а семью любить  -отрада,

Хоть это часто не берут в расчёт.

Что для тебя семья?  Мученье иль удача,

Иль просто потому, что должно быть?

Семью иметь, иль не иметь  вот главная задача!

А, заимевши, сможешь ли любить?!

А что для вас семья, ребята? (ответы учащихся)

-Ребята как вы думаете, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

Да, сегодня мы будем обсуждать такие понятия, как семья, брак, взаимоотношения  и многое другое. Они относятся к теме, которая становится главной в жизни молодых людей после того, как они оформили свои отношения в ЗАГСе.  Поэтому давайте определим тему нашего с вами разговора: «Правовые основы семьи  и брака».

Мозговой штурм:

1. В чем состоит актуальность данной темы урока?

2. Почему ее следует изучать и знать?

Преподаватель: Да, вы уже достаточно взрослые, знание законов брачно-семейных отношений вам просто необходимо, т.к. принятие этих законов во многом будет определять нравственное здоровье вашей будущей семьи, отношения с супругом и детьми. Вы будете строить свой семейный дом из кирпичиков. И эти кирпичики – правила и законы семейной жизни.

3.Повторение материала  (5 мин):

Сегодня на уроке мы с вами постараемся заложить теоретический фундамент наших будущих семейных отношений. А основой нашего фундамента станут правовые термины, как кирпичики строящегося здания.
В течение всего урока будут работать 2 юридические фирмы (Группа студентов разбивается на две команды по цветам), которые будут выполнять определенные задания.

Давайте вспомним главное правило работы в группе (у детей на столах, у педагога на презентации)

 «Вместе не трудно,
   вместе не тесно,
   вместе легко
   и всегда интересно!»

Итак, команды готовы?

У вас на столе лежат карточки, вам необходимо отгадать как можно больше анаграмм и подобрать к ним правильные определения.


Ребенок —    к о р ё н б е

Семья - это группа лиц, связанная имущественными и неимущественными обязанностями и правами, вытекающими из родства, брака или усыновления.

Семья – м я с ь е

Закон - это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения.

Страна – а р а н с т

Ребенок –это лицо, не достигшим 18 лет.

Закон – к о н з а

Право- это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

Родители – д и л и е т о р

Родители - мать и отец - имеют равные права и несут равные обязанности в отношении детей независимо от того, находятся они в браке или брак расторгнут.

Право – ворап

Страна - территория, имеющая определённые политические (политические страны), климатические (климатические страны и области), культурные (культурные страны и области) или исторические границы (исторические страны и области).

Союз – юзос

Союз- тесное единение, связь двух или нескольких лиц, групп, обществ, классов

Карточка №1.

Отдых – Д Ы Х О Т

Отец - мужчина-родитель по отношению к своим детям.

Досуг – Д У Г О С

Отдых - время, свободное от работы и каких-либо интенсивных занятий

Человек – Л О В Ч Е К Е

Забота - комплекс действий по отношению к какому-либо объекту, нацеленных на его благополучие

Отец – Ц Е Т О

Дружба - личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

Дружба – Ж Б А РУД

Норма - это правило, образец поведения

Норма – М Р А Н О

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на земле, существо общественное, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и речью.

Забота – Б О З А Т А

Досуг - возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Выделяют пять групп Д.: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество.


Карточка№2.

Проверка материала? (учащиеся читают, сравнивают со слайдом?) За каждый правильный ответ один балл

4. Объяснение нового материала (25мин):

Юридические фирмы продолжат работу.

Выстраивание ассоциативного ряда:

- Какие ассоциации у вас возникают с понятием брак?

(В результате беседы идёт выстраивание ассоциативного ряда в виде ромашки: брак - любовный союз мужчины и женщины, брачный контракт, ЗАГС, семья, право, ответственность, семейный долг, рождение и воспитание детей и т.д). Фиксируем на доске

– К какой отрасли права относится данное понятие? (семейному праву)

Преподаватель: А как вы думаете, ребята, какие вопросы мы должны рассмотреть в рамках изучения этой темы? (Перед ребятами на столах предложены вопросы, им нужно выбрать вопросы, относящиеся к заданной теме), Ребята предлагают:

1. Каковы условия и порядок  заключения брака?

2. Виды брака?

- К вам в юридическую фирму поступили письма - запросы. Разработайте алгоритм выхода из проблемной ситуации на основе анализа имеющихся документов.

Группы работают с темой «Условия заключения брака». Я предлагаю вам рассмотреть данные вопросы по группам. Ваша задача познакомиться с ситуациями, найти в тексте документа «Семейного кодекса» пути решения и выдвинуть свои предположения?  Какие статьи могут применяться для решения данных проблем? Необходимо заполнить таблицу.

Для этого вам нужно:

1. Каждому самостоятельно изучить документы, выработать решение ситуации

2. Коллективно обсудить индивидуальные  предположения

3.Вынести общее решение

Предполагаю

Принятое решение

Работа в группах, разбор проблемных ситуаций:

1.Моряков и Петухова решили заключить брак, но впоследствии выяснилось, что Моряков не сможет присутствовать на церемонии бракосочетания, поскольку он – студент морского училища, и в это время он будет находиться в открытом плавании. Чтобы не переносить уже согласованную с работниками ЗАГСА дату, Моряков написал доверенность на имя своего близкого друга Курочкина, в которой уполномочивал его на заключение брака с Петуховой от имени Морякова. Как Вы думаете, будет ли зарегистрирован брак?

2. Дмитриев Сергей, сын священнослужителя, и Марина Семенова решили пожениться. Будучи людьми верующими и прислушиваясь к совету своих родителей, они решили заключить брак с помощью церковного обряда. После этого они отправились в свадебное путешествие. По приезде в один из населённых пунктов молодожены обратились в гостиницу с просьбой предоставить им номер на двоих. Администратор гостиницы, не найдя в паспорте штампа о регистрации брака, поселила их в разные номера, сказав, что в соответствии с внутренними правилами гостиницы вместе могут быть поселены только супруги. Правомерны ли действия администратора гостиницы?

 Ответы: - Для того чтобы создать семью, нужно вступить в брак.

Согласно (СК РФ статьи 11 пункт 1).  Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

В соответствии с законодательством Российской Федерации церковный брак не имеет никакой юридической силы. Но, в исключительных случаях, он может иметь правовые последствия для доказательства существования фактических брачных отношений (гражданский брак). Это касается проблем имущественного и наследственного характера, а также прав детей. Отправной точкой в создания семьи любой священнослужитель будет считать союз, заключенный в ЗАГСе.

5.Закрепление изученного материала (5 мин)

Преподаватель: Сейчас я предлагаю вам ответить на вопросы  сказочной викторины . Помогут нам в этом образцы народной мудрости – сказки. Это прекрасный учебник жизни, где добро побеждает зло. А у сказочных героев, как и у людей, имеются права.  - Отгадайте, о какой сказке идет  речь? Во время игры учащиеся  набирают баллы.

Вопросы викторины:


1.
В какой известной сказке нарушено право героя  вступить в брак и создать свою семью независимо от национальности, расы и религии.

Ответ: «По щучьему велению»
2. В какой сказке известного французского сказочника нарушено право ребёнка на отдых и развлечение.

Ответ: «Золушка».
3.
Какое право нарушил волк из сказки «Волк и семеро козлят»?

 Ответ: право жить и воспитываться в семье.
4.
Какое право главной героини было несколько раз нарушено в сказке «Дюймовочка»?

 Ответ: право на свободу вступления в брак.
 5.Эта девушка имела право на брак, но ее разлучили с женихом. Поскольку она была очень красива, злая женщина нарушила ее право на жизнь и свободу, право на защиту от посягательств. Но настойчивость жениха привела сказку к счастливому концу.

Ответ: Белоснежка, Спящая красавица

6. Рефлексия (3 мин):

Звучит японская музыка, стих на фоне музыки

Семья

Большая и крепкая

Помогает, воспитывает, защищает

Начало всех начал

Любовь

Семья — это крепость, это та стена, за которой можно спрятаться от любых невзгод. И утверждение это интернационально: семья и отчий дом навсегда остается главным жизненным пристанищем и для россиянина, и для европейца, и для японца.   Перед вами, ребята - Синквейн – это пятистрочная стихотворная форма, возникшая в США в начале XX века под влиянием японской поэзии, и подчиняющаяся следующим правилам:

1 строка – одно существительное, выражающее главную тему cинквейна.

2 строка – два прилагательных, выражающих главную мысль.

3 строка – три глагола, описывающие действия в рамках темы.

4 строка – фраза, несущая определенный смысл.

5 строка – заключение в форме существительного (ассоциация с первым словом). Предлагаю и вам составить синквейн со словом семья.

Ребята составляют синквейн, зачитывают примеры.

Молодцы, ребята. Можно сказать, что семья, как зеркало, отражает социальную психологию нации. Каждая нация имеет свою, неизменную в главном, присущую только ей, атмосферу семейных отношений.

 А каков портрет идеальной семьи с вашей точки зрения?

Народная мудрость гласит: «Мы все кузнецы своего счастья».-

 А какой рецепт семейного счастья вы бы могли предложить?

7.Домашнее задание  (2 мин):

Давайте заглянем в будущее - если бы существовала компьютерная программа «Идеальная семья», то, как бы в ней выглядел идеальный портрет жены; идеальный портрет мужа;  идеальный портрет ребенка? Это и будет вашим домашним заданием.

8.Подведение итогов  урока ( 3 мин):

Ребята, что мы с вами сегодня успели сделать на занятии?

(Сегодня мы с вами соотнесли свое представление о том, какой должна быть семья с тем смыслом, который вложен в это понятие нашим государством). Давайте посчитаем баллы. Команде, которая получила  большое количество баллов, вручается лицензия на право ведения юридической деятельности.

К каким выводам пришли?: (совмести начало и конец фразы)?

1.Знание и принятие законов брачно-семейных отношений во многом будет определять нравственное здоровье вашей семьи, отношения с супругом и детьми.  

2.Создание семьи очень ответственное дело, а значит гражданский брак не может считаться государством законным, т.к супруги освобождают себя от ответственности перед семьей.

На фоне лирической музыки

Известный педагог А.С. Макаренко  в знаменитой «Педагогической поэме» сказал: «Семья – очень важное, очень ответственное дело человека. Семья приносит полноту жизни, семья приносит счастье, но каждая семья является, прежде всего, большим делом, имеющим государственное значение».

Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
Какая хорошая Ваша семья!

Спасибо за внимание!

Приложение №1

Опорный конспект

Семейное право - совокупность правовых норм, регулирующих личные и производные от них имущественные отношения, возникающие между людьми из факта брака, кровного родства, усыновления, принятия детей в семью на воспитание. Главным источником семейного права является Семейный кодекс РФ. Длительное совместное проживание мужчины и женщины, при котором брачные отношения не оформлены в государственных органах в соответствии с законодательством, называют фактическим браком. Некоторые семейные пары проживают в так называемом церковном браке, появившемся в результате венчания мужчины и женщины в церкви без регистрации брака на законных основаниях. Ни фактический, ни церковный брак не порождают правовых отношении между супругами. Разнообразные правовые отношения всех членов семьи порождает брак, зарегистрированный на законных основаниях в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГС), т. е. гражданский брак

С юридической точки зрения - семья представляет собой объединение, как правило, совместно проживающих лиц, связанных взаимными правами и обязанностями, возникающими из брака (супруги), кровного родства (родители и дети, братья и сестры, другие близкие родственники), усыновлении или иной формы устройства детей в семью.

Члены семьи — муж и жена, состоящие в браке, родители и дети, усыновители и усыновленные, мачехи и отчимы, падчерицы и пасынки и др. — являются субъектами семейных правоотношений. Вызывающие правоотношения действия членов семьи (например, заключение брака, развод супругов), а также их вещи (например, дача, приватизированная квартира) являются объектами семейных правоотношений. Действия членов семьи могут быть правомерными и неправомерными. (Вспомните, какие действия называются правомерными, а какие — неправомерными.)

ВСТУПЛЕНИЕ В БРАК И РАСТОРЖЕНИЕ БРАКА

Брак является одним из основных понятий семейного права. Он понимается как добровольный, равноправный, направленный на создание семьи союз мужчины и женщины, порождающий для них личные имущественные и неимущественные права и обязанности.

Брак заключается, как известно, с соблюдением определенных правил, установленных законом. Так, при заключении брака обязательно присутствие обоих лиц, вступающих в брак; жених и невеста должны высказать взаимное добровольное согласие на вступление в семейный союз; они должны достичь брачного возраста, который законодательно установлен в 18 лет. (Об уважительных причинах, по которым органы местного самоуправления могут разрешить вступить в брак лицам, не достигшим этого возраста, вы можете прочитать в документе к параграфу.) Закон позволяет субъектам РФ принять решение о снижении брачного возраста. Этим правом, в частности, воспользовались Московская, Владимирская, Рязанская и другие области.

Теперь назовем три обстоятельства, которые препятствуют заключению брака. Во-первых, закон не допускает браки между близкими родственниками — родными братьями и сестрами, матерью и сыном, отцом и дочерью, а также между усыновителями и усыновленными. Невозможно также заключение брака между лицами, если хотя бы одно из них уже состоит в другом зарегистрированном браке.

Закон не препятствует расторжению брака, если фактический распад семьи очевиден. Расторжение брака осуществляется в органах ЗАГС или в судебном порядке. Расторжение брака в судебном порядке происходит в двух случаях: во-первых, при отсутствии согласия одного из супругов на расторжение брака; во-вторых, при взаимном согласии супругов, имеющих общих несовершеннолетних детей.

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ СУПРУГОВ

Права и обязанности супругов возникают со дня государственной регистрации заключения брака. Вступившие в брачный союз, мужчина и женщина становятся обладателями как личных, неимущественных, так и имущественных прав и обязанностей.

Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей. Взаимная помощь проявляется как в материальной, так и в моральной поддержке. На основании закона супруги имеют равные права на общую, совместную собственность, т. е. на то имущество, которое они приобрели сообща. К собственности каждого из супругов закон относит имущество, нажитое им до вступления в брак

ПРАВА И ОБЯЗАННОСТИ ДЕТЕЙ И РОДИТЕЛЕЙ

Эти права и обязанности возникают на основании удостоверенного в законном порядке факта происхождения ребенка от конкретных родителей. Согласно закону, к основным правам ребенка относится, прежде всего, право жить и воспитываться в семье. Ребенком закон признает лицо, не достигшее совершеннолетия (возраста 18 лет).

С десятилетнего возраста ребенок имеет право выражать свое мнение при решении в семье вопросов, затрагивающих его интересы. С четырнадцати лет у него возникает право на изменение имени и фамилии.

К имущественным правам ребенка относится право собственности на полученные им доходы и на имущество, полученное в дар или в порядке наследования либо при обретенное на свои средства. Принцип равенства супругов в браке распространяется и на их права и обязанности в отношении детей. Применение телесных наказаний по отношению к детям является нарушением основных прав человека. Какие-либо правовые обязанности личного характера несовершеннолетнего ребенка закон не предусматривает. Ребенок несет по отношению к родителям и родственникам обязанности морального характера(слушаться, помогать, уважать и др.).

Опека и попечительство устанавливаются согласно закону для воспитания несовершеннолетних детей, оставшихся без родительского попечения (вследствие смерти родителей, их болезни, лишения родительских прав и по другим причинам, а также для защиты личных и имущественных прав и интересов детей).

Закон отдает предпочтение семейному воспитанию таких детей и подробно регламентирует его различные формы: усыновление (удочерение), опека и попечительство, приемная семья. В результате усыновления {удочерения) между ребенком и лицом, принявшим его на воспитание, устанавливаются правовые отношения, существующие между родителями и детьми. Семейный кодекс РФ узаконил еще одну форму воспитания детей — воспитание в приемной семье. Таковой признается семья, взявшая на воспитание хотя бы одного ребенка.

Статья 11. Порядок заключения брака

1. Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.

При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц.

При наличии особых обстоятельств (беременности, рождения ребенка, непосредственной угрозы жизни одной из сторон и других особых обстоятельств) брак может быть заключен в день подачи заявления.

2. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.

3. Отказ органа записи актов гражданского состояния в регистрации брака может быть обжалован в суд лицами, желающими вступить в брак (одним из них).

Статья 12. Условия заключения брака

1. Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступавших в брак, и достижение ими брачного возраста.

2. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 настоящего Кодекса.

Статья 13. Брачный возраст

1. Брачный возраст устанавливается в восемнадцать лет.

2. При наличии уважительных причин органы местного самоуправления по месту жительства лиц, желающих вступить в брак, вправе по просьбе данных лиц разрешить вступить в брак лицам, достигшим возраста шестнадцати лет.

(в ред. Федерального закона от 15.11.1997 N 140-ФЗ)

Порядок и условия, при наличии которых вступление в брак в виде исключения с учетом особых обстоятельств может быть разрешено до достижения возраста шестнадцати лет, могут быть установлены законами субъектов Российской Федерации.

Статья 14. Обстоятельства, препятствующие заключению брака

Не допускается заключение брака между:

лицами, из которых хотя бы одно лицо уже состоит в другом зарегистрированном браке;

близкими родственниками (родственниками по прямой восходящей и нисходящей линии (родителями и детьми, дедушкой, бабушкой и внуками), полнородными и неполнородными (имеющими общих отца или мать) братьями и сестрами);

усыновителями и усыновленными;

лицами, из которых хотя бы одно лицо признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

Статья 31. Равенство супругов в семье

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Статья 31. Равенство супругов в семье

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Статья 31. Равенство супругов в семье

1. Каждый из супругов свободен в выборе рода занятий, профессии, мест пребывания и жительства.

2. Вопросы материнства, отцовства, воспитания, образования детей и другие вопросы жизни семьи решаются супругами совместно исходя из принципа равенства супругов.

3. Супруги обязаны строить свои отношения в семье на основе взаимоуважения и взаимопомощи, содействовать благополучию и укреплению семьи, заботиться о благосостоянии и развитии своих детей.

Статья 34. Совместная собственность супругов

1. Имущество, нажитое супругами во время брака, является их совместной собственностью.

2. К имуществу, нажитому супругами во время брака (общему имуществу супругов),  относятся доходы каждого из супругов от трудовой деятельности, предпринимательской деятельности и результатов интеллектуальной деятельности, полученные ими пенсии, пособия, а также иные денежные выплаты, не имеющие специального целевого назначения (суммы материальной помощи, суммы, выплаченные в возмещение ущерба в связи с утратой трудоспособности вследствие увечья либо иного повреждения здоровья, и другие). Общим имуществом супругов являются также,  приобретенные за счет общих доходов супругов движимые и недвижимые вещи, ценные бумаги, паи, вклады, доли в капитале, внесенные в кредитные учреждения или в иные коммерческие организации, и любое другое нажитое супругами в период брака имущество независимо от того, на имя кого из супругов оно приобретено либо на имя кого или кем из супругов внесены денежные средства.

3. Право на общее имущество супругов принадлежит также супругу, который в период брака осуществлял ведение домашнего хозяйства, уход за детьми или по другим уважительным причинам не имел самостоятельного дохода.

Статья 38. Раздел общего имущества супругов

1. Раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов.

2. Общее имущество супругов может быть разделено между супругами по их соглашению. По желанию супругов их соглашение о разделе общего имущества может быть нотариально удостоверено.

3. В случае спора раздел общего имущества супругов, а также определение долей супругов в этом имуществе производятся в судебном порядке.

При разделе общего имущества супругов суд по требованию супругов определяет, какое имущество подлежит передаче каждому из супругов. В случае, если одному из супругов передается имущество, стоимость которого превышает причитающуюся ему долю, другому супругу может быть присуждена соответствующая денежная или иная компенсация.

4. Суд может признать имущество, нажитое каждым из супругов в период их раздельного проживания при прекращении семейных отношений, собственностью каждого из них.

5. Вещи, приобретенные исключительно для удовлетворения потребностей несовершеннолетних детей (одежда, обувь, школьные и спортивные принадлежности, музыкальные инструменты, детская библиотека и другие), разделу не подлежат и передаются без компенсации тому из супругов, с которым проживают дети.

Вклады, внесенные супругами за счет общего имущества супругов на имя их общих несовершеннолетних детей, считаются принадлежащими этим детям и не учитываются при разделе общего имущества супругов.

6. В случае раздела общего имущества супругов в период брака та часть общего имущества супругов, которая не была разделена, а также имущество, нажитое супругами в период брака в дальнейшем, составляют их совместную собственность.

7. К требованиям супругов о разделе общего имущества супругов, брак которых расторгнут, применяется трехлетний срок исковой давности.

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Статья 54. Право ребенка жить и воспитываться в семье

1. Ребенком признается лицо, не достигшее возраста восемнадцати лет (совершеннолетия).

2. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам.

Ребенок имеет права на воспитание своими родителями, обеспечение его интересов, всестороннее развитие, уважение его человеческого достоинства.

При отсутствии родителей, при лишении их родительских прав и в других случаях утраты родительского попечения право ребенка на воспитание в семье обеспечивается органом опеки и попечительства в порядке, установленном главой 18 настоящего Кодекса.

Статья 55. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками

1. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Расторжение брака родителей, признание его недействительным или раздельное проживание родителей не влияют на права ребенка.

В случае раздельного проживания родителей ребенок имеет право на общение с каждым из них. Ребенок имеет право на общение со своими родителями также в случае их проживания в разных государствах.

2. Ребенок, находящийся в экстремальной ситуации (задержание, арест, заключение под стражу, нахождение в лечебном учреждении и другое), имеет право на общение со своими родителями и другими родственниками в порядке, установленном законом.

Приложение 2.

1.Моряков и Петухова решили заключить брак, но впоследствии выяснилось, что Моряков не сможет присутствовать на церемонии бракосочетания, поскольку он – студент морского училища, и в это время он будет находиться в открытом плавании. Чтобы не переносить уже согласованную с работниками ЗАГСА дату, Моряков написал доверенность на имя своего близкого друга Курочкина, в которой уполномочивал его на заключение брака с Петуховой от имени Морякова.

 Как Вы думаете, будет ли зарегистрирован брак?

2. Дмитриев Сергей, сын священнослужителя, и Марина Семенова решили пожениться. Будучи людьми верующими и прислушиваясь к совету своих родителей, они решили заключить брак с помощью церковного обряда. После этого они отправились в свадебное путешествие. По приезде в один из населённых пунктов молодожены обратились в гостиницу с просьбой предоставить им номер на двоих. Администратор гостиницы, не найдя в паспорте штампа о регистрации брака, поселила их в разные номера, сказав, что в соответствии с внутренними правилами гостиницы вместе могут быть поселены только супруги.

 Правомерны ли действия администратора гостиницы?

 Приложение 3.

                            Лист индивидуальной работы в группах

Предполагаю

Принятое решение

 

Приложение 4. 

Карточка №1.

к о р ё н б е

 это группа лиц, связанная имущественными и неимущественными обязанностями и правами, вытекающими из родства, брака или усыновления.

м я с ь е

это нормативно-правовой акт, который принимается в особом порядке органом законодательной власти или референдумом, обладает высшей юридической силой и регулирует наиболее важные общественные отношения.

а р а н с т

это лицо, не достигшим 18 лет.

к о н з а

это система общеобязательных формально определенных норм, выражающих меру свободы человека, принятых или санкционированных государством и охраняемых им от нарушений.

д и л и е т о р

Родители - мать и отец - имеют равные права и несут равные обязанности в отношении детей независимо от того, находятся они в браке или брак расторгнут.

ворап

Страна - территория, имеющая определённые политические (политические страны), климатические (климатические страны и области), культурные (культурные страны и области) или исторические границы (исторические страны и области).

 юзос

Союз- тесное единение, связь двух или нескольких лиц, групп, обществ, классов

Карточка №2.

дыхто

Отец - мужчина-родитель по отношению к своим детям.

дугос

Отдых - время, свободное от работы и каких-либо интенсивных занятий

ловчеек

Забота - комплекс действий по отношению к какому-либо объекту, нацеленных на его благополучие

цето

Дружба - личные взаимоотношения между людьми, основанные на доверии, искренности, взаимных симпатиях, общих интересах и увлечениях.

жбаруд

Норма - это правило, образец поведения

мрано

Человек - существо, воплощающее высшую ступень развития жизни на земле, существо общественное, способное производить и использовать орудия труда, обладающее сложно организованным мозгом, сознанием и речью.

бозата

Досуг - возможность человека заниматься в свободное время разнообразной деятельностью по своему выбору. Выделяют пять групп Д.: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Правовые основы брака и семьи"

Презентация к  уроку "Правовые основы брака и семьи"...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА «Нормативно-правовые и организационные основы охраны труда»

методическая разработка урока по дисциплине «Охрана труда» для специальности 051001 «Профессиональное обучение»...

Методическая разработка урока-конкурса "Основы внутрифирменного планирования"

Методическая разработка урока содержит методическое обоснование урока, подробный план урока, технологическую карту урока и дидактические материалы к  уроку....

Методическая разработка урока: Правовая охрана программ и данных. Защита информации.

Методическая разработка урока позволяет сформировать представление об информационных этикете и праве; обозначить проблему информационной безопасности....

Методическая разработка урока по обществознанию на тему: «Семья и брак»

Урок по теме: «Семья и брак» представляет собой занятие с применением современных педагогических технологий: мультимедиа, видео - трансляции, что способствует индивидуализации обуче...

Методическая разработка урока по дисциплине «Экономические и организационно-правовые основы производственной деятельности»

Тема урока: Маркетинг. Социальные основы маркетинга. Цель урока: ввести понятие маркетинг; выявить  экономическую сущность и социальные основы маркетинга,  важнейшие условия возник...

Учебно-методическая разработка Открытой олимпиады "Основы правовых знаний"

В данной методической работе описаны технологические аспекты подготовки и проведения Открытой Олимпиады «Основы правовых знаний». В приложениях помещены тестовые задания, оценочные листы, ...