Философские проблемы техники в курсе «Основы философии»
методическая разработка на тему

Пурто Елена Евгеньевна

Материал представляет собой разработку-конспект того, что, по моему мнению, следует знать студентам колледжей о философии техники. Что такое техника и технологии, в чём положительное и отрицательное значение техники в жизни человека и пр.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл filosofiya_tehniki.docx18.96 КБ

Предварительный просмотр:

Философские проблемы техники в курсе «Основы философии»

Одной из тем при изучении курса «Основы философии» является рассмотрение философских вопросов, связанных с техникой и технологиями. Следует обратить внимание студентов колледжа, что современную эпоху часто называют эпохой техники, поскольку техника играет в жизни общества огромную созидательную роль. Без техники и её применения почти во всех областях жизни невозможно представить жизнь индустриального и постиндустриального общества. Естественно, необходимо сосредоточиться на выяснении роли техники по профильной специальности учащихся (в моем случае – в издательском деле и полиграфии).

Слово «техника» происходит из греческого языка. Понятием «техне» в период античности называли любую практическую ремесленную деятельность, иногда и художественную деятельность.  Сейчас под техникой понимается совокупность средств человеческой деятельности, создаваемых для осуществления процессов производства и обслуживания материальных потребностей общества. Понятием «техника» обозначаются различные орудия: станки, механизмы, используемые человеком в своей деятельности. Несколько другое значение имеет понятие «технологии». Это совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, осуществляемых в процессе производства продукции; Также технологией называется научная дисциплина, изучающая физические, химические, механические и другие закономерности, действующие в технологических процессах. Технологией называют, кроме того, сами операции добычи, обработки, транспортировки, хранения, контроля, являющиеся частью общего производственного процесса. Техника является по своей сути материальной, а технологии сами по себе невещественны и заключаются скорее в навыках применения техники ради достижения поставленных задач. Следует предоставить студентам возможность самостоятельно перечислить технологии в издательско-полиграфическом деле.

Техника сопровождает всё существование человека как надбиологического существа и является, по мнению многих исследователей базовой основой культуры вообще. История техники начинается с момента изготовления первого орудия труда и продолжается по настоящее время. Здесь важна отсылка к занятию по философии человека. Обладание техникой трактуется как одно из отличительных свойств человека.

 С помощью техники человек начал изменять окружающую природу, приспосабливая среду под свои нужды. Техника в виде орудий труда стала опосредующим звеном между человеком и миром. Посредством этого звена человек передаёт окружающему миру свои импульсы, преобразующие мир. Причём техника находится в процессе постоянного совершенствования, развития от простых форм к всё более сложным. Прогресс техники определяет и прогресс в развитии общества. Не случайно археологи делят этапы развития человечества на ранних стадиях по материалу, из которого изготавливалась техника (каменный, бронзовый, железный века).

Основной задачей техники является облегчение и повышение эффективности труда человека, расширение его возможностей, освобождение (частичное или полное) человека от работы в условиях, опасных для здоровья. Техника издавна рассматривалась как продолжение человеческого тела, как его искусственные органы. Средства техники применяются при создании материальных и культурных ценностей, в частности для получения, передачи и преобразования энергии, при исследовании природы и общества, сбора, хранения, обработки и передачи информации, управления производственными процессами, создания материалов с заранее заданными свойствами; передвижения и связи, бытового и культурного обслуживания; обеспечения обороноспособности.

Современная техника характеризуется высокими темпами ее модернизации и автоматизации, унификацией, стандартизацией, интенсивным развитием энергетики, радиоэлектроники, химической технологии, широким использованием автоматики, компьютерных технологий и др. Достижения современной техники базируются на фундаментальных научных открытиях и исследованиях.

Техника изменила все области жизни человека. Она освобождает человека от монотонной, грязной или опасной работы. Именно применение техники позволяет человеку всё большее время уделять отдыху, способствуя бурному росту индустрии досуга. Техника приучает человека к комфорту и уюту, Нам уже невозможно представить жизнь без телевизора, компьютера, горячего водоснабжения – но всё это проявления техники.

Развитие техники тесно связано с наукой. Причём можно говорить как о влиянии науки на технику, так и об обратном воздействии. Научные открытия позволяют продвинуться к многим изобретениям, особенно велика роль науки в подготовке технических открытий в современный период НТР (научно-технической революции). Например, без открытий в физике не было бы лазерных технологий и созданных на их основе приборов. Однако и техника оказывает существенное влияние на науку. Большое количество научных открытий было свершено посредством изобретённых приборов, представляющих собой технические приспособления. Остаётся сказать, что роль техники и в ещё большей степени роль технологий будет в постиндустриальном обществе возрастать.

Отношение к технике в различные исторические периоды было неоднозначным. Обладатели технических знаний в древности рассматривались как маги и мудрецы. Считалось, что техническими навыками владеют боги и передают его лишь избранным, которым они благоволят. Одновременно техническая деятельность как причастная физическому труду считалась низменной и недостойной настоящего мыслителя. Такое отношение к технике господствовало в период античности. Техника считалась уделом рабов и ремесленников, то есть людей, далёких от умственной деятельности. Более положительная оценка технического труда проявлялась в средние века пока в период Возрождения и в новое время техника не была полностью реабилитирована и занятие ею не считается чем-то недостойным. В современном обществе профессия инженера и смежные с ней специальности признаются одними из самых престижных и высокооплачиваемых.

Техника и её воздействие на общество остаётся одной из больших мировоззренческих вопросов в современной философии. Отдельные направления философии восторгаются техникой, считая, что она решит все стоящие перед обществом проблемы. Прежде всего, эту точку зрения защищают позитивисты и прагматисты. Но однако, многие экзистенциалисты и персоналисты, представляющие противоположный мировоззренческий полюс, полагают, что господство техники в современном обществе ведёт к потере духовной составляющей человеческого существования, а также к тому, что сам человек уподобляется бездушным техническим приспособлениям. Следствием этого является технизация и дегуманизация современного общества. Также именно чрезмерным развитием техники объясняется обострение стоящих перед обществом экологических проблем. Здесь может быть переброшен смысловой мостик к следующей теме – «Философия и глобальные проблемы современности.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по курсу "Основы философии"

Рабочая программа "Основы философии" и КТП для специальности "Химическая технология органических веществ"максимальная учебная нагрузка - 55 часовобязательная аудиторная - 51 час...

Календарно-тематический план по курсу "Основы философии"

КТП по курсу "Основы философии" для специальности "Химическая технология органических веществ"максимальная нагрузка - 55 часоваудиторная нагрузка - 51 час...

Проблемные задания в курсе «Основы философии» на примерах отдельных тем.

Цель данной работы – показать, как формируется логическое мышление студентов в процессе решения проблемных заданий. В качестве примеров будут предложены проблемные задания по ряду тем....

Лекция «Этические проблемы, связанные с развитием науки и техники» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»

Лекция «Этические проблемы, связанные с развитием науки и техники» для дисциплины «Основы философии» для специальности «Гостиничное дело»...

РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

В статье рассматриваются особенности изучения вопросов профессиональной этики в рамках курса "Основы философии". Особое внимание уделено постановке прерд студентами колледжа вопроса о соотно...

Методические указания по курсу «Основы философии» (для студентов специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования

Методические указания содержат краткую характеристику учебной дисциплины «Основы философии», тематику лекционных и семинарских занятий, тестовых заданий, темы реферативных работ, список ре...

Конспект лекций по дисциплине ОГСЭ.01 Основы философии. Раздел 3 Человек - как главная философская проблема

Данное учебно-методическое пособие представляет собой курс лекций по дисциплине ОГСЭ,01 Основы философии по основным темам Раздела 3 Человек - как главная философская проблема. Содержание лекционного ...