РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
статья
В статье рассматриваются особенности изучения вопросов профессиональной этики в рамках курса "Основы философии". Особое внимание уделено постановке прерд студентами колледжа вопроса о соотношении личной и профессиональной этики и их подчиненности общим этическим нормам.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.05 КБ |
Предварительный просмотр:
РАССМОТРЕНИЕ ВОПРОСОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ЭТИКИ В ХОДЕ ИЗУЧЕНИЯ КУРСА «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ» В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.
Значительное место в изучении курса «Основы философии» в колледжах должно занимать знакомство студентов с содержанием аксиологических философских дисциплин, прежде всего этикой и эстетикой. Во многом именно эти дисциплины формируют личностный стержень мировоззрения учащихся колледжей. В частности, изучение этики в колледжах должно быть тесно связано с профессиональным профилем, той специализацией, которую получают студенты.
При изучении этики как учения о морали и нравственности следует уделить особое внимание профессиональной этике в той отрасли деятельности, которой студенты скорее всего посвятят свою жизнь – для ГБПОУ г. Москвы «МИПК имени Ивана Фёдорова» это специальности издательско- полиграфической сферы, анимация, реклама, дизайн, фото, монтаж и пр. Учащиеся должны понимать, что правила этики действуют во всей сфере деятельности человека и в личной его жизни в кругу семьи, во время общения с родными, друзьями, незнакомыми случайно встреченными людьми на улице, но также они применяются и в профессиональной деятельности при общении с коллегами, заказчиками и клиентами. Желательно, чтобы студенты поразмышляли над проблемой соотношения личной и профессиональной этики.
Студентам колледжа необходимо знать, что такое профессиональная этика как разновидность этики в целом. Когда говорят о профессиональной этике, имеют в виду систему моральных норм, которой должны руководствоваться представители той или иной профессии (специалисты) в своей профессиональной деятельности. Стоит обратить внимание студентов, что профессиональная этика представителей различных специальностей может существенно отличаться. Например, этика государственного служащего, военного или коммерсанта далеко не идентичны. Представления о должном, приличном, приемлемом и неприемлемом у представителей различных специальностей могут быть очень разными. Однако есть в любой и личной и профессиональной этике общее - ориентированность на благо, на то, чтобы быть полезным и служить идеалам добра, реализуя свой человеческий потенциал.
Стоит обратить внимание студентов колледжа на то, что очень часто нормы профессиональной и личной этики могут не совпадать и даже противоречить между собой. Так, система норм и правил, которой руководствуются сотрудники предприятия, может быть основана на принципах корпоративизма, т.е. внутренней сплоченности и приоритете выгоды компании (фирмы) даже в ущерб благу клиентов, общества или своей страны в целом. Допустим, ради выгоды фирмы продается недоброкачественный товар. Стоит ли сотрудникам магазина сообщать покупателям о том, что товар не является качественным и содержит изъяны? Позволено ли ради получения прибыли обманывать налоговые органы? и другие подобные проблемы должны быть поставлены перед студентами. Над ними они могут поразмышлять в ходе выступления, дискуссии или в подготовленной ими эссеистической или реферативной работе и предложить свое аргументированное решение вопроса.
Студентам стоит предложить дилемму: что следует предпочесть профессионалу в случае явственного конфликта между требованиями руководства или желанием получить большую прибыль, с одной стороны, и стремлением не нанести ущерб рядовому клиенту, которого вы может быть, больше и не увидите больше. Студенты могут попробовать оценить данную ситуацию с позиций применения к ней гипотетического и категорического императивов этики Канта, вспомнив, чем эти виды императивов между собой отличаются.
Стоит обратить внимание студентов на то, что важность профессиональной этики и степень ответственности за её нарушение возрастает в случае, если нарушение этических норм, а иногда и просто техники безопасности или простая беспечность могут оказать пагубное влияние на жизни людей. Это относится, например, к деятельности врача, учителя, сотрудника правоохранительных органов и пр, но в несколько меньшей мере и к работникам издательско-полиграфической сферы или смежных с ней специальностей. Можно предложить студентам самостоятельно подобрать и представить в зачитанном докладе случаи, когда работник по их специальности может нарушить этические нормы, и какие его проступок может иметь негативные последствия для жизни и здоровья людей, для негативного развития нравственного климата в обществе.
Также следует предложить студентам подумать над вопросом о том, как совмещаются этичность и профессионализм. Можно ли считать профессионализм, идеальное или близкое к этому знание своей специальности одной из составных частей общей этической порядочности человека? Подразумевается, что этически порядочный человек не будет предлагать свои услуги в качестве работника, не будучи совершенно уверен в своей профессиональной состоятельности. В противном случае, когда, например, поступает на работу в поликлинику на должность врача человек, не имеющий медицинского образования и просто купивший диплом, он уже изначально не может считаться порядочным, поскольку действует не честным путем и является самозванцем в той области деятельности, которую осуществляет.
Таким образом, студенты должны усвоить, что профессионализм в сфере своей деятельности является одним из факторов, свидетельствующим об этичности данного человека, хотя бы в сфере именно профессиональной этики. Однако никто не даст гарантии, что добросовестно исполняющий свои профессиональные обязанности человек обязательно окажется порядочным в общем этическом плане. Он может быть хорошим наборщиком или дизайнером, но в семейной жизни и личном общении допускать непорядочные, неэтичные действия. Над всем этим кругом проблем студентам и следует предоставить возможность размышлять, используя усвоенные ими знания по философии, а также уже имеющийся у них опыт знакомства с выбранной ими специальностью.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по курсу "Основы философии"
Рабочая программа "Основы философии" и КТП для специальности "Химическая технология органических веществ"максимальная учебная нагрузка - 55 часовобязательная аудиторная - 51 час...
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/11/picture-617160-1439293262.jpg)
Активизация познавательной деятельности студентов в процессе изучения дисциплины «Основы философии»
Эфективность различных форм проведения занятий при изучении дисциплины "Основы философии"...
![](/sites/default/files/pictures/2014/02/19/picture-408035-1392822328.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.
Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессио...
![](/sites/default/files/pictures/2017/06/27/picture-933821-1498594930.jpg)
Электронный образовательный ресурс. Методические материалы для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"
Предназначены для студентов, обучающихся дистанционно. Содержит перечень тем, методические рекомендации по каждой теме, контрольные вопросы и перечень литературы....
![](/sites/default/files/pictures/2018/01/22/picture-229941-1516640403.jpg)
Методы активизации познавательной деятельности студентов при изучении дисциплины «Основы философии»
Из опыта работы преподавателя дисциплины "Основы философии"...
![](/sites/default/files/pictures/2022/06/27/picture-1413427-1656342064.jpg)
Методические указания по курсу «Основы философии» (для студентов специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» среднего профессионального образования
Методические указания содержат краткую характеристику учебной дисциплины «Основы философии», тематику лекционных и семинарских занятий, тестовых заданий, темы реферативных работ, список ре...