Главные вкладки

    Рабочая программа на тему:
    Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» для специальностей среднего профессионального образования социально-экономического профиля.

    Любавина Тамара Ивановна

    Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (СПО).

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 1._rabochaya_programma_osnovy_filosofii.docx60.09 КБ

    Предварительный просмотр:

    ПРАВИТЕЛЬСТВО САНКТ- ПЕТЕРБУРГА КОМИТЕТ ПО ОБРАЗОВАНИЮ

    САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ  БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

    «ОХТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

    СПБ ГБ ПОУ «ОХТИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

                     

                                                 

    Рассмотрено и согласовано:                          Утверждаю:

    на заседании                                                    Председатель Педагогического Совета

    методической комиссии                                 СПб ГБ ПОУ «Охтинский колледж»,                                        

    гуманитарных дисциплин                              Директор Г.Н. Красновская

    Протокол № ___  от  ________ 2015              ____________________________

    Председатель МК

    _______________ Т.И. Любавина                 «______» _________________ 2015

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

    учебной дисциплины «Основы философии»

    для специальностей

    среднего профессионального образования

    социально-экономического профиля

                                                     

      Разработчик:

      Т. И. Любавина,

      преподаватель общественных дисциплин

    Санкт- Петербург

    2015

         Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии»  разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС)

    по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (СПО).

         «Основы философии» является базовой дисциплиной общеобразовательного цикла профессиональных образовательных программ по специальностям СПО социально – экономического профиля на базе основного образования:

    43.01.02 – Парикмахерское искусство

    СОДЕРЖАНИЕ:

    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ…………3-4

    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ………………. 5-10

    3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

        УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ……………………………………………………..11-12

    4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ  

        РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ  ДИСЦИПЛИНЫ………………………13-14

    1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

    1.1. Область применения программы:

         Рабочая программа учебной дисциплины «Основы философии» является частью основной профессиональной образовательной программы и предназначена для реализации ФГОС среднего (полного) общего образования основных профессиональных образовательных программ СПО по специальности социально-экономического профиля:

    43.01.02 – Парикмахерское искусство

    1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

      Учебная дисциплина входит в цикл общеобразовательных профильных дисциплин.

    1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения  

           дисциплины:

          В результате изучения обязательной части учебной дисциплины  

          обучающийся должен уметь:

    ● ориентироваться в наиболее общих философских проблемах  бытия,  

        познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования    

        культуры гражданина и будущего специалиста.

           В результате изучения обязательной части учебной дисциплины обучающийся должен знать/ понимать:

    ● основные категории и понятия философии;

    ● роль философии в жизни человека и общества;

    ● основы философского учения о бытии;

    ● сущность процесса познания;

    ● основы научной, философской и религиозной картины мира;

    ● условия формирования личности, свободы и ответственности за сохранение  

       жизни, культуры, окружающей  среды;

    ● социальные и этические проблемы, связанные с развитием и использованием    

       достижений науки, техники и технологий.

     

    1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

           максимальная учебная нагрузка обучающегося -  96 часов, в том числе:

           - обязательная аудиторная учебная нагрузка - 64 часа;

           - практические занятия 21 час;

           - внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося - 32 часа.

    1.5. Формирование вариативной части.

          Согласно ФГОС на вариативную часть отводится 16 часов, которые распределены с целью формирования дополнительных знаний и умений.

         

    В результате изучения вариативной части учебного цикла обучающийся  

          должен уметь:

    определять значение философии как отрасли духовной культуры

        для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

    ● определять соотношение для  жизни человека свободы и ответственности,      

        материальных и духовных ценностей;

    ● сформулировать представление об истине и смысле жизни;

    ● решать мировоззренческие проблемы, опираясь на знания пост классической  

       европейской философии и русской философии.

    В результате изучения вариативной части учебного цикла обучающийся  

          должен знать/ понимать:

    специфику философского мировоззрения в его отношении

       к мифологическому, религиозному, научному, обыденному мировоззрению;

    ● современные концепции общественного развития;

    ● проблему человека в философии, философские теории личности;

    ● проблемы жизни, смерти, бессмертия, эвтаназии в духовном опыте человека.

    2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

    2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

    Вид учебной работы

    Объем часов

    Максимальная учебная нагрузка (всего)

    96

    Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

    64

    в том числе:

          лабораторные занятия

          практические занятия

    21

          контрольные работы    

    7

          курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

    Внеаудиторная самостоятельная работа обучающегося

    32

    Промежуточная аттестация в форме

    дифференцированного зачета

    2



    2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Основы философии»

    Наименование разделов и тем

    Содержание учебного материала, практические занятия, внеаудиторные самостоятельные работы обучающихся

    Объем часов

    Уровень освоения

    1

    2

    3

    4

    96

    Раздел I. Предмет философии

    и ее история.

    30

    1

    Тема 1. Основные понятия и предмет философии.

    Содержание учебного материала:

    Становление философии из мифологии. Предмет и определение философии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

    Практическое занятие №1. Философия как мировоззрение.

    Самостоятельная работа №1. Подготовка эссе «Почему философия актуальна во все времена?».

    4

    1

    4

    1

    2

    Тема 2. Философия Древнего  мира и средневековая философия.

    Тема 3. Философия

    Возрождения и Нового

    времени.

    Содержание учебного материала:

    Предпосылки философии в Древнем мире (Китай  и  Индия).

    Становление философии в Древней Греции. Философские  школы. Сократ. Платон. Аристотель. Философия Древнего  Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика.

    Практическое занятие №2-3. Философия Древнего и Китая и Древней Индии: сравнительный аспект.

    Практическое занятие №4-5. Основные отличия философии Древнего Рима от средневековой европейской философии.

    Самостоятельная работа №2. Работа с текстами: Диоген  Лаэртский   «О  жизни, учениях и изречениях знаменитых  философов»;   творческое задание  «Философские школы и учение о первоначалах».    

    Контрольная работа. Особенности античной философии.

    Содержание учебного материала:

    Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

    Немецкая классическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

    Практическое занятие №6. Особенности философии эпохи Возрождения и Нового времени.

    Практическое занятие №7. Основные понятия немецкой классической философии (работа с философским словарем).

    Практическое занятие №8. Материалистическая и идеалистическая диалектика.

    Самостоятельная работа №3. Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв.: «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений»

    Контрольная работа.        Особенности философии Возрождения и Нового времени.

    10

    2

    2

    4

    1

    8

    1

    1

    1

    4

    1

    1

    2

    2

    2

    1

    2

    2

    2

    2

    Тема 4. Современная философия.

    Содержание учебного материала:

    Основные направления философии XX века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. Философия бессознательного. Особенности русской философии. Русская идея.

    Практическое занятие №9. Основные направления философии 

    ХХ века.

    Практическое занятие №10. Философия экзистенциализма и психоанализа  (работа с философским словарем).

    Практическое занятие №11. Поиск смысла жизни в экзистенциализме.

    Самостоятельная работа №4. Работа с текстами:

     Э. Фромм «Душа человека»; В.С. Соловьев «Русская идея».

    Контрольная работа. Особенности и характерные черты неопозитивизма, прагматизма и экзистенциализма.

    8

    1

    1

    1

    4

    1

    1

    2

    2

    2

    2

    Раздел II. Структура и основные направления

    философии.

    32

    1

    Тема 5. Методы философии и

    ее внутреннее строение.

    Содержание учебного материала:

    Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени,

    ХХ века. Основные картины мира: философская (античность), религиозная (средневековье), научная (Новое время и ХХ век).

    Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный. Строение философии, ее основные направления.

    Практическое занятие №12. Этапы философии.

    Практическое занятие №13. Методы философии.

    Самостоятельная работа №5. Проектное задание:

    эссе «Философская система нашего времени: основные черты».

    Контрольная работа. Методы философии, ее внутреннее строение.

    6

    1

    1

    4

    1

    1

    2

    2

    2

    Тема 6. Учение о бытии и

    теория познания.

    Содержание учебного материала:

    Онтология учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность.

    Гносеология учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины.

    Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания. 

    Практическое занятие №14. Составление сравнительной таблицы отличий философской, научной и религиозной истин

    (работа с философским словарем).

    Практическое занятие №15. Диалектическое и метафизическое объяснение развития.

    Самостоятельная работа №6. Выполнение индивидуального творческого задания «Современная философская картина мира».

    Контрольная работа.        Учение о бытии и теория познания.

    6

    1

    1

    4

    1

    1

    2

    2

    2

    Тема 7. Этика и социальная

    философия.

    Содержание учебного материала:

    Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Религиозная этика.

    Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. Этические проблемы, связанные с развитием и использованием

    достижений науки, техники и технологий. Влияние природы на общество. Социальная   структура общества. Типы общества.

    Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное  развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные  проблемы современности.

    Практическое занятие №16-17. Философия о глобальных   проблемах современности.

    Практическое занятие №18. Философия о человеке, его культуре, свободе и ответственности.

    Самостоятельная работа №7. Работа с тестами Сенека  «Нравственные письма к Луцилию».

    Подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации».

    Контрольная работа.        Этика и социальная философия.

    10

    2

    1

    4

    1

    1

    2

    2

    2

    Тема 8. Место философии

    в духовной культуре

    и ее значение.

    Содержание учебного материала:

    Философия как рациональная отрасль духовной  культуры.  

    Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки

    и идеологии. Структура философского творчества.

    Типы философствования. Философия   и   мировоззрение. Философия   и смысл жизни. Проблемы жизни, смерти, бессмертия, эвтаназии в духовном опыте человека. Философия как учение о целостной личности. Проблема человека в философии, философские теории личности.

    Роль философии в современном мире. Будущее философии.

    Практическое занятие №19. Сравнение философии с другими отраслями культуры.

    Практическое занятие №20. Сопоставление личности философа и его философской системы.

    Практическое занятие №21. Место и роль философии в духовной жизни общества.

    Самостоятельная работа №8. Подготовка эссе «Философия и смысл жизни».

    Контрольная работа. Содержание основных разделов философии.  

    10

    1

    1

    1

    4

    1

    1

    2

    2

    2

    2

    Дифференцированный зачет.

       

    2

    2



    3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ.

    3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению.

    Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

    Оборудование учебного кабинета:

    − посадочные места по количеству обучающихся,

    − место преподавателя,

    − комплект учебно-наглядных пособий,

    − комплект учебно-методической документации, в том числе

       на электронном носителе.

    Технические средства обучения: компьютер с лицензионным программным обеспечением, мультимедийная установка, класс ноутбуков.

    3.2. Информационное обеспечение обучения.

    Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

    Основные источники:

    1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студентов средних

        профессиональных учебных заведений. -  М., Издательский центр «Академия»,    

        2013 (с  хрестоматией).

    2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М., ФОРУМ:  ИНФРА ,2013.    

        (Профессиональное  образование).

    3. Канке В.А. Основы философии: Учебное пособие для студентов средних  

        профессиональных учебных заведений. - М.: Университетская  книга; Логос.

    Дополнительные источники:

    1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие  мыслители; история и основные  

        направления философии в кратком изложении. - Ростов н/Д: Феникс, 2012.

    2. Балашов В.Е. Занимательная философия. - М.: Издательско-торговая корпорация  

       «Дашков и Ко», 2012.

    3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П. , Жаров Л.В. Основы философии:

        учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2012.

    4. Краткий философский словарь /под ред. А.П. Алексеева. - М.: РГ - Пресс. 2012.  

    5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие/ пер. с англ. В.И. Кузнецова. -  

        М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2012 .

    6. Алексеев П.В. Хрестоматия по философии: Учебное пособие  - М., 1997.

    7. Кузнецов В.Г. Философия: Учение о бытии, познании и ценностях

        человеческого существования.  - М.: ИНФРА - М, 2001.

    Дополнительные оригинальные тексты:

    1. Диоген Лаэртский. О  жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. –

        М.: Мысль. 1986.

    2. Древнеиндийская философия / сост. В.В. Бродов. - М.: Мысль. 1972.

    3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.

    4. Лосский Н.О. История русской философии. - М.: Советский писатель. 1991.

    5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977.

    6. Фромм Э. Душа человека. - М.: Республика. 1992.

       

    Интернет- ресурсы:

    www.alleg.ru /edu /philos.htm

    Wikipedia/org / wiki / Философия

    www.diplom-inet/ru /resursfilos  

    http://www.mon.gov.ru  – официальный сайт Министерства образования и науки РФ

    http://www.school.edu.ru  – российский общеобразовательный Портал

    http://www.ndce.ru  – портал учебного книгоиздания

    http://www.vestnik.edu.ru – журнал Вестник образования»

    http://www.school-collection.edu.ru  – единая коллекция цифровых образовательных  

                                                                   ресурсов

    http://www.prosv.ru  – сайт издательства «Просвещение»

    http://www.prosv.-ipk.ru  – институт повышения квалификации Издательства  

                                                 «Просвещение»

    http://vvvvw.som.fio.ru  – сайт Федерации Интернет-образования,

                                               сетевое объединение методистов

    http://www.it-n.ru  – российская версия международного проекта Сеть творческих

                                      учителей

    http://www.standart.edu.ru  – государственные образовательные стандарты второго

                                                    поколения

    4. Контроль и оценка результатов освоения

    рабочей программы учебной дисциплины

         Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, контрольных работ,

    а также выполнения обучающимися внеаудиторных самостоятельных работ, исследований.

    Результаты  обучения

    (освоенные умения, усвоенные  знания)

    Формы  и  методы  контроля  и оценки результатов  обучения

    Освоенные умения:

     ориентироваться в наиболее общих

    философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы

    и смысла жизни как основе формирования культуры

    гражданина и будущего специалиста;

    определять значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

     сформулировать представление об истине и смысле жизни;

    решать мировоззренческие проблемы, опираясь на знания пост классической европейской философии и русской философии.

    Формы  контроля  обучения:

    − практические занятия по работе  

    с оригинальными текстами;

    − выполнение заданий проектного  характера;

    − контрольное тестирование по  соответствующим  темам;

    − внеаудиторные самостоятельные индивидуальные задания с оценкой;

    − опрос по индивидуальным заданиям.

    Усвоенные знания:

     основные категории и понятия

    философии;

     роль философии в жизни человека и

    общества;

     основы философского учения о бытии;

     сущность процесса познания;

     основы научной, философской и

    религиозной картин мира;

     об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

     о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий;

     специфику философского мировоззрения в его отношении

    к мифологическому, религиозному, научному, обыденному

    мировоззрению;

     современные концепции общественного развития;

     проблему человека в философии, философские теории личности;

     проблемы жизни, смерти, бессмертия, эвтаназии в духовном опыте человека.

    Контрольное тестирование.

    Защита практических работ.

    Дифференцированный зачет.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа учебной дисциплины "Основы экономики" по специальности среднего профессионального образования 13.02.02 Теплоснабжение и теплотехническое оборудование

    Программа учебной дисциплины «Основы экономики» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом по специальн...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Техническая механика» для специальности среднего профессионального образования 08.02.08 «Монтаж и эксплуатация оборудования газоснабжения»

    Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика» разработана на основе ФГОС СПО по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования газоснабжения, и примерной программы учебной дис...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Техническая механика» для специальности среднего профессионального образования 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств и вентиляции»

    Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика» разработана на основе ФГОС СПО по специальности 08.02.07 «Монтаж и эксплуатация внутренних сантехнических устройств, кондиционирования возду...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Техническая механика» для специальности среднего профессионального образования 08.02.03 «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций»

    Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика» разработана на основе ФГОС СПО по специальности 08.02.03 «Производство неметаллических строительных изделий и конструкций», и примерной прог...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ТЕХНИЧЕСКАЯ МЕХАНИКА для специальности среднего профессионального образования 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений»

    Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика» разработана на основе ФГОС СПО по специальности 08.02.01 «Строительство и эксплуатация зданий и сооружений» (базовая подготовка) и примерной...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «Техническая механика» для специальности среднего профессионального образования 07.02.01 «Архитектура»

    Рабочая программа учебной дисциплины «Техническая механика» разработана на основе ФГОС СПО по специальности 07.02.01 Архитектура,  и примерной программы учебной дисциплины, рекомендованной Экспер...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ЭЛЕКТРОТЕХНИКИ для профессии среднего профессионального образования (СПО) 08.01.07 Мастер общестроительных работ

    СОДЕРЖАНИЕ. 31. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ЭЛЕКТРОТЕХНИКА». 41.1 Область применения рабочей программы.. 41.2 Место дисциплины в структуре основной профессиональной образ...