Семья – ячейка общества
план-конспект урока на тему

Степанова Татьяна Викторовна

Семья – ячейка общества  . Урок обществознания в 6 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Урок обществознания 6 класс93.5 КБ

Предварительный просмотр:

Данный урок разработан  по новым ФГОС. В ходе  урока  реализуются  различные УУД.

Урок  «открытия нового знания»

Цель урока: коллективное решение главных вопросов связанных с понятием  семья, какие бывают семьи  на основе системно-деятельностного  подхода, выяснение  причин создания семьи; совершенствование умения обучающихся анализировать и обобщать информацию, полученную из разных источников: Семейного кодекса РФ, Конституции РФ, Конвенции прав ребенка, отрывка из книги В. Белова «Лад», репродукции картины  А.А. Пластова «Мама». Применение полученных знаний  в жизни.

Задачи урока. В результате изучения темы ученики должны уметь:

давать определение понятию «семья»;

характеризовать различные виды семьи

проводить сравнительный анализ между  семейным укладом  прошлого и современными семьями  

называть причины создания  семьи

объяснять взаимоотношения семьи  и государства

Семья – ячейка общества  урок  № 8

Обществознание.  6 класс Учебник для общеобразовательных учреждений

Под  редакцией   Л.Н. Боголюбова, Л. Ф. Ивановой  Москва  «Просвещение», 2011.

 Цель урока: коллективное решение главных вопросов связанных с понятием  семья, какие бывают семьи  на основе системно-деятельностного  подхода, выяснение  причин создания семьи; совершенствование умения обучающихся анализировать и обобщать информацию, полученную из разных источников: Семейного кодекса РФ, Конституции РФ, Конвенции прав ребенка, отрывка из книги В. Белова «Лад», репродукции картины  А.А. Пластова «Мама». Применение полученных знаний  в жизни.

Задачи урока. В результате изучения темы ученики должны уметь:

  • давать определение понятию «семья»;
  • характеризовать различные виды семьи
  • проводить сравнительный анализ между  семейным укладом  прошлого и современными семьями  
  • называть причины создания  семьи
  • объяснять взаимоотношения семьи  и государства
  1. Урок  «открытия нового знания»
  2. Работа с учебником,  с документами (индивидуальная  и коллективная).
  3. Мультимедийный проектор для показа презентации

Ключевые положения темы

  1. Что такое семья. Как она возникает?  Какие бывают семьи?
  2. Какими правами обладают несовершеннолетние дети? Каковы обязанности родителей?  
  3. Семья в прошлом и в настоящее время. Семья и государство.
  4. Основы семейного благополучия («кирпичики» семьи)

Таблица 1.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

УУД

1.

Организационный

Приветствие учеников, проверка отсутствующих

Настраиваются на работу

1-2 мин.

2.

Объявление темы урока

1.Учитель читает  стихотворение Л.Сусловой «Дом»

Почему автор стихотворения говорит, что «дом заставленный добром, - еще не дом»? А что нужно для дома?

Давайте попробуем назвать то, что наиболее нам ценно, то чем мы больше всего дорожим.

2. Давайте на магнитную доску каждый из вас прикрепит свое семейное фото.

Посмотрите, что в итоге мы получили?

Нетрудно догадаться о теме сегодняшнего урока. Давайте попытаемся ее сформулировать.

Но прежде  обратимся к толковому словарю С.И. Ожегова (напечатано  на раздатке объяснение слова  ячейка)

Дети должны были принести семейные фото.

1. Дети обычно называют родителей, братьев, сестер, бабушек, дедушек.

И подходят к  ключевому слову – СЕМЬЯ.

2. Дети читают  раздатку: ячейка – составляющая часть…, самая мелкая единица в составе какого-нибудь объединения.

Дети сами формулируют тему урока и записывают в тетрадь:

«Что такое семья?»

«Семья – часть общества»

«Семья – ячейка общества»

4 – 5 мин.

Познавательные УУД

1. Уметь найти (услышать) подтекстовую информацию Анализировать  Владеть  смысловым чтением, выделять главное

Уметь работать с информацией, анализировать, обобщать

3.

Актуализация

Постановка проблемы: «Нужна ли человеку семья?» «Что семья дает человеку? Для чего люди создают семьи?»

Что является основой крепкой семьи?

Учитель предлагает объяснить  смысл пословицы

«Любовь да совет – там и горя нет»

Учитель записывает на доске версии детей:

     - семья нужна        - не все нуждаются в семье

- хотят жить вместе

- иметь и воспитывать детей

- помощь, поддержка

- общее хозяйство

- любовь

Знакомятся с содержанием ЭОР, выдвигают свои  версии.

- Человеку нужна семья!

- Не все люди создают семьи, значит,  не всем она нужна.

- Когда мужчина и женщина любят друг друга и хотят жить вместе, они создают семью.

- Когда хотят иметь и воспитывать вместе детей.

- Когда хотят помогать, поддерживать друг друга, вести общее хозяйство.

- Основа семьи – любовь между папой и мамой, между детьми и родителями, между  братьями и сестрами…

5-6 мин.

Регулятивные УУД  1.Определять цель – проблему.

2. Выдвигать версии.

3. Планировать деятельность.

4. Работать по плану.

4.

Изучение нового материала

1.Что такое семья?

2. Как она возникает?

3. Какие бывают семьи?

Что такое поколение?

Демонстрирует: часть модуля

ЭОР «Семья и брак. История возникновения семьи»  (часть лекции: шаг 1 – 5);

Слайды 1 – 3 из презентации «Моя семья»

Задает вопросы учащимся, корректирует при необходимости ответы

Можно ли назвать семьей, в которой муж и жена воспитывают приемных детей?

Дает задание детям  вспомнить и прочитать на странице 71, что такое поколение.

Отвечают на поставленные вопросы: 

1.Семья – это объединение родственников, мужа, жены, детей.

2.Семья возникает, когда мужчина и женщина женятся.

3.Семьи  бывают большими и маленькими. В больших семьях вместе с папами, мамами, детьми, живут дедушки и бабушки – люди старшего поколения, они   помогают вести домашнее хозяйство, воспитывать детей.

4. Иногда из детских домов взрослые люди на воспитание берут детей, для которых они становятся папами и мамами. Это тоже семья.

4 – 5 мин.

Познавательные УДД

1.Находить в лекции модуля необходимую информацию для решения учебных и жизненных задач

2.Работа с понятием.

Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную, подтекстовую, концептуальную информацию.

5.

Изучение нового материала

4. Как вы понимаете статью Конституции о том, что семья находится под защитой государства?

5.Вы живете  в семье, какие у вас есть права?

Учитель  предлагает детям  раздатки со статьями из Конституции РФ, Семейного кодекса РФ.

Конституция РФ – ст. 38 (п.1 – 2)

Семейный кодекс РФ – ст. 54, 56, 60 и несколько статей из Конвенции о правах ребенка.

Демонстрирует  слайды 4 – 6 с кадрами из мультфильмов «Морозко», «Сказка о мертвой  царевне и семи богатырях»,  «Золушка»

Какие права детей были нарушены в данных ситуациях?

Сравните увиденное и услышанное с картиной  А.А. Пластова «Мама». Что является центральной фигурой,  и какие краски использует художник?

Какие чувства у вас возникают, когда вы рассматриваете эту картину?

Отвечают на вопросы:

1. Право на жизнь.

2.Право воспитываться в семье, право на заботу.

3. Право на имущество.

4. Право на защиту от жестокости, пренебрежительного и несправедливого обращения.

5. На картине  А.А. Пластова  мы видим маму с двумя детьми.

Мама бережно и с любовью укладывает малыша, а девочка постарше с любопытством и осторожностью   разглядывает новорожденного.

Все три фигуры написаны светлыми красками, на переднем плане.

Эта картина у нас вызывает чувства любви и заботы.

6-7 мин.

Познавательные УУД

Работа с текстом

Владеть смысловым чтением

Использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач.

Личностные УУД

Уметь оценивать ситуации и  поступки

Оценивать поступки на основе общечеловеческих ценностей.

Уметь аргументировать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии.

6.

Изучение нового материала.

Семья в наше время и  в прошлом, что-нибудь  изменилось?

Чему на ваш взгляд следовало бы поучиться и взять из семейного уклада прошлого?

Учитель рассказывает отрывок из книги писателя В.Белова «Лад».

Что было основой семьи в прошлом?

Учитель  предлагает бумажные «кирпичики», на которых дети должны написать то благодаря чему в их понимании строятся и держатся семьи.

Учитель показывает после работы детей слайд №7 в презентации.

Отвечают на вопросы.

Доброта, терпимость и взаимное прощение обид. Всё  это было принято в тех семьях, и хорошо бы было это перенять. А ругань, зависть и корысть считались грехом.

Ключевое слово – нравственный авторитет, которым пользовались главы семей-большухи.

Дети записывают свои слова и по очереди прикрепляют их к доске, в конечном итоге  будут собраны основополагающие «кирпичики»  семьи.

Возможные варианты ответов на «кирпичиках»:

любовь, взаимопомощь, привязанность, уважение, понимание, забота и т.д.

Сравнивают с презентацией

5-6 мин.

Личностные УУД

1.Аргументированно оценивать  нравственные ценности

2.Самоопределяться  в жизненных ценностях.

Познавательные УУД

1.Знать основные нравственные  понятия, ценностные установки, принимать их роли как решающие регуляторы  жизни, уметь применять их в жизни.

7

Закрепление

Учитель предлагает детям поделиться на 2 группы и составить синквейн со словом СЕМЬЯ  с целью закрепления изученного на уроке материала, корректирует ответы учащихся. Напоминает правила составления синквейна.

Выполняют задание и записывают свои слова на доске. Дети подбегают к доске, записывают свои слова, в ходе чего осуществляется динамическая пауза.

4-5 мин.

Коммуникатив-ные

УУД

Организовывать работу в группах

Уметь взаимодейство-вать в ходе выполнения групповой работы, вести диалог.

Следовать морально-этическим и психологическим правилам общения.

Делать выводы

8.

Рефлексия

Учитель возвращает обучающихся к проблемному вопросу

Предлагает детям поработать со словарем на странице 223 (семья – это..) и выделить  ключевые слова.

Обучающиеся выполняют задание и делают вывод

Семья – это социальная группа  (по браку, по крови, в результате усыновления)

Члены семьи связаны любовью, заботой, взаимной помощью, общим бытом.

Семья находится под защитой государства.

Права детей в семье защищает государство.

Семья нужна каждому человеку!

В детских домах дети мечтают о том, чтобы жить в семье, иметь маму и папу.

Семья помогает ребенку развиваться как личность.

4 – 6 мин.

Познавательные УУД

Уметь работать со словарем, находить и выделять главное

Регулятивные

УУД

Развитие саморегуляции

Личностные УУД

Ценностно-смысловая ориентация.

Логические УУД

Строить логически обоснованные рассуждения

Построение логической цепи рассуждений.

9

Подведение итогов урока, выставление отметок, домашнее задание

Учитель вместе с детьми выделяет самых активных и дающих правильные ответы на уроке. Дети имеют право высказаться по этому поводу, провести самооценку  своей  работы.

Домашнее задание

1.Прочитать параграф  на стр. 7 и выполнить задания на странице 75. Подобрать пословицы и поговорки по данной теме, вспомнить литературные произведения, относящиеся к данной теме.

2.Подготовить мини-проект (презентацию) «Моя семья» или «Наши семейные традиции»

3.Составить генеалогическое древо своей семьи.

Выставляют отметки в дневники, записывают домашнее задание

2-3 мин.

Личностные УУД

Нравственно-этическое оценивание

Развитие самооценки

Регулятивные

УУД

Формировать действия оценивания

Планируемые результаты

У учащихся сформировано понятие семьи. Выработаны ценностные отношения к семье. Заложены основы социальной культуры.

Личностная значимость изучаемого для школьника.

Понимание необходимости ценностного отношения к семье. Знакомство с правами ребёнка в семье на основе Семейного кодекса РФ, Конвенции о правах ребенка.

ПЕРЕЧЕНЬ ИСПОЛЬЗУЕМЫХ НА ДАННОМ УРОКЕ  ЭОР

Название ресурса

Тип, вид ресурса

Форма предъявления информации

Гиперссылка на ресурс, обеспечивающий доступ а ЭОР

1

Семья и брак. История возникновения семьи.

информационный

Часть лекции и иллюстрации

http://fcior.edu.ru/card/23233/semya-i-brak-istoriya-vozniknoveniya-semi-i.html

2

Презентация

информационный

Иллюстрации, текст

http://fcior.edu.ru/card/23233/semya-i-brak-istoriya-vozniknoveniya-semi-i.html

http://audioskazki.net/

http://audioskazki.net/

http://site-tgtk.narod.ru/

Раздатки:

Ячейка – составляющая часть…, самая мелкая единица в составе какого-нибудь объединения.

Конституция РФ

Статья 38

  1. Материнство и детство, семья находятся под защитой государства.
  2. Забота о детях, их воспитание – равное право и обязанность родителей.

Семейный  кодекс РФ

Статья 54  Право ребенка жить и воспитываться в семье

Пункт 2. .Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье.

Статья 58. Право ребенка на защиту

            Пункт 2. Ребенок имеет право на защиту от злоупотреблений со стороны родителей (лиц их заменяющих)  

Статья 60. Имущественные права ребенка

            Пункт 3. Ребенок имеет право собственности … на имущество, полученное им в дар в порядке наследования…

Конвенция о правах ребенка

            Дети имеют право на безопасное существование без ущерба для здоровья…

            Дети не должны использоваться в качестве дешевой рабочей силы…

            Дети имеют право на защиту от жестокости, пренебрежительного и несправедливого обращения.

ДОМ

А  дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже с люстрой над столом – еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

И даже с чайника баском – еще не дом.

Когда вечерняя сгустится темнота,

Так эта истина понятна и проста –

Что от ладоней до окна наполнен дом

Твоим теплом, твоим теплом.

Все вещи тихо растворила темнота,

И стала комната бездонна и пуста

И среди этой мирозданной пустоты

Весь мир мой – ты, и дом мой – ты…

А  дом, заставленный добром, - еще не дом.

И даже с люстрой над столом – еще не дом.

И на окне с живым цветком – еще не дом.

И даже с чайника баском – еще не дом.

                                                                                Л. Суслова


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Роль семьи в воспитании личности, полезной для близких и общества"

Классный час "Роль семьи в воспитании личности, полезной для близких и общества", в котором учащиеся рассуждают о том, что такое семья для каждого из них и от чего завист счастье в семье....

Здоровье детей – главная ценность семьи, общества, государства, человечества

Здоровье школьников – одно из важных условий благополучия школы, ее успешности на рынке образования. С учетом тех направлений, по которым развивается российская школа, мы с уверенностью можем сказать:...

Конспект классного часа «Семья как основа общества»

Конспект классного часа «Семья как основа общества»Все начинается с человека, с его воспитания, его внутреннего мира, и начинается в семье. Сегодня кризис семьи достиг вершины. Ребенку для полно...

Доп.материал по теме "Семья в современном обществе"

Преставлены дополнительные материалы для групповой работы учащихся по теме "Семья в современном обществе" (Учебный предмет "Обществоведение")...

Доп.материал по теме "Семья в современном обществе"

Пословицы и поговорки о семье и семейных отношениях...

« Права и ответственность несовершеннолетних детей в семье и обществе»

Цель мероприятия  -   повышение уровня правовой культуры обучающихся, создание условий для формирования их правового сознания.Задачи:1.     Вооружение обучающихся це...

Программа воспитательной работы «Семья – кристалл общества»

Программа воспитательной работы Участник конкурса " Классный, Классный руководитель 2013г. Г. Пенза Преподавателя Саратовского техникума железнодорожного транспорта филиала СамГУПС, классного рук...