Лекции по роману Л.Н. Толстого "Война и мир".
учебно-методический материал на тему

Шульгина Наталья Борисовна

Лекции по роману Л.Н. Толстого "Война и мир". Материал к зачёту по роману Л.Н. Толстого "Война и мир" содержит ответы на следующие вопросы:

1. Почему роман начинается со сцены в салоне А.П. Шерер?

2. Семья Ростовых.

3. Семья Болконских.

4. Путь исканий Андрея Болконского.

5. Путь исканий Пьера Безухова.

6. Женские образы в романе.

7. "Мысль семейная" в романе.

8. Кого и почему можно назвать любимыми героями Л.Н. Толстого?

9. Что ценил Л.Н. Толстой в характере Наташи Ростовой?

10. Сравнительная характеристика Кутузова и Наполеона.

11. Причины возникновения партизанской войны.

12. Истинный и ложный патриотизм.

13. "Мысль народная" в романе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл l.n.tolstoy._lektsii.docx70.56 КБ

Предварительный просмотр:

Почему роман Л.Н. Толстого  «Война и мир» начинается с эпизода в салоне Анны Павловны Шерер?

         Л.Н. Толстой начинает свой роман с эпизода в  салоне А.П. Шерер для того, чтобы показать высший свет Петербурга.  В доме Шерер собираются самые знатные и богатые люди столицы, они все лично знакомы с государем, то есть занимают самое высокое положение в обществе. Анна Павловна – фрейлина, приближённая императрицы Марии Фёдоровны. Она не замужем. Вся её жизнь посвящена светским интересам, интригам. Как многие старые девы, она занимается устройством чужих судеб.

       Первый гость Анны Павловны, с которым  нас знакомит автор, - князь Василий Курагин,  человек, занимающий высокий государственный пост. Сразу бросается в глаза неискренность Анны Павловны и князя Василия по отношению друг к другу. Они мило улыбаются, произносят вежливые, ничего не значащие слова, но при этом не просто равнодушны, а уже давно

надоели друг другу. Такое общение характерно для всех завсегдатаев этого дома. Главная черта «салонных» людей – лицемерие. Каждый из них «носит маску», под которой не видно настоящего лица.

        Что сводит этих людей вместе? Почему они здесь? У каждого из них свой корыстный интерес. Например, князь Василий, с помощью протекции Анны Павловны хочет определить своего сына Ипполита в дипломаты.  Сама Шерер, считая Пьера человеком не её круга, всё-таки принимает его в своём доме, так как боится упустить выгоду (граф Безухов умирает, и, скорее всего, Пьер получит в наследство его состояние). Анна Михайловна Друбецкая просит князя Василия поспособствовать назначению её сына Бориса адъютантом к Кутузову.

       В этом обществе нет жизни, нет настоящих человеческих чувств. Даже любовь к семье, к близким здесь искажается, принимая уродливые формы. Например, князь Василий, хоть и справедливо, но всё-таки не по-отцовски грубо характеризует своих сыновей: «Оба дураки. Только один - покойный дурак [Ипполит], а другой – беспокойный [Анатоль]». Свою дочь Элен он, может быть, и любит, но его желание выдать её замуж за Пьера (или какого-нибудь другого богатого и знатного человека) уж очень похоже на  стремление продать подороже.  Княгиня Лиза Болконская разговаривает со своим мужем, князем Андреем, словно с посторонним: жеманясь, кокетничая, даже дома  -  по-французски. Кстати, французский язык Л.Н. Толстой в романе использует не случайно. Это яркий художественный приём. Где звучит французская речь - там неискренность, лицемерие. Поэтому любимые герои Толстого, прекрасно владея французским языком, обычно говорят по-русски.

       Автору важно показать, насколько представители высшего света далеки от русской культуры, от народа.

       Но дворянская среда неоднородна. Поэтому уже в салоне А.П. Шерер Л.Н. Толстой знакомит нас с двумя главными  героями романа – князем Андреем Болконским и Пьером Безуховым.

                                Тема: «Семья Ростовых»

                                                      Ростовы

                                граф Илья                      графиня Наталья

                                                             дети

 

                                 Вера         Николай        Наташа          Петя

Также в семье Ростовых воспитывается племянница графа – Соня. Постоянно гостит сын Анны Михайловны Друбецкой (подруги графини Натальи Ростовой) – Борис.

       Ростовы – представители московского поместного дворянства. Они гостеприимные, радушные люди. В их доме всегда шумно, радостно, звучат детские голоса, смех. Граф Илья – предводитель московского дворянства, поэтому ему приходится часто устраивать званые обеды, что требует огромных денег. Мы впервые видим его в день именин жены и дочери. Он одинаково рад всем гостям, весело, искренне смеётся, рассказывая о выходке Пьера. Любит своих детей и не скрывает это. Танцует с Марьей Дмитриевной Ахросимовой народный танец, что, конечно, не характерно для дворянина. Толстой подчёркивает духовную близость Ростовых к русской  культуре (граф даже плохо говорит по-французски). Графиня Наталья – мать 12 детей. Она живёт только интересами семьи. Именно такой, по мнению Л.Н. Толстого, и должна быть настоящая женщина. Автор  противопоставляет  Графиню Ростову Анне Павловне Шерер. Ростовых очень любят слуги («Батюшка-то наш – орёл!»).

       Все дети в семье Ростовых очень  привязаны друг к другу. Наташа и Соня делятся друг с другом своими девичьими секретами. Между Соней и Николаем сильные и глубокие чувства. Наташа по-детски влюблена в Бориса. Когда они, заигравшись, с разбегу оказались в гостиной, вместе с ними ворвалась радость, которая передалась всем.

       Не случайно именины у Ростовых в романе показываются сразу после салона А.П. Шерер. Метод контраста позволяет ещё отчётливее продемонстрировать, что автору  близко,  какую жизнь он считает правильной,  какой должна быть настоящая семья.

   

                              Тема: «Семья Болконских».

                               Князь Николай Андреевич Болконский

                             князь Андрей                        княжна Марья

                         Фамильные черты Болконских:

                         - гордость, честь («Николая Андреевича Болконского сын из милости    служить ни у кого не будет»);                        

                         - независимость;

                         - благородство, аристократизм;

                         - требовательность к себе и другим;

                         - деятельность;

                         - ум, глубокая  работа мысли;

                         - высокая духовность;

                         - сдержанность;

                         - неприятие лжи и притворства;  

                         - мужество;

                         - жизнь “для других ”.

     Николай Андреевич Болконский,  в прошлом екатерининский вельможа, друг Кутузова – государственный человек. Он, служа Екатерине, служил России. Не желая приспосабливаться к новому времени, которое требовало не служить, а прислуживаться, он добровольно заточил себя в имении. Однако и опальный, он не переставал интересоваться политикой. Николай Андреевич неустанно заботится о том, чтобы дети развивали свои способности, умели работать и желали учиться. Воспитанием и обучением детей старый князь занимался сам, не доверяя и не перепоручая этого никому. Он не доверяет никому не только воспитание своих детей, но даже их судьбы. Николай Андреевич, гордящийся умом сына и духовным миром дочери, знает, что в их семье между Марьей и Андреем не только полное взаимопонимание, но и искренняя дружба, основанная на единстве взглядов и мыслей. Взаимоотношения в этой семье строятся не на принципе равенства, но они тоже полны заботы и любви, только скрытой. Болконские все очень сдержанны. Это образец подлинной семьи. Им присущи высокая духовность, истинная красота, гордость, жертвенность и уважение чужих чувств. Болконский любит детей страстно и трепетно, даже строгость и требовательность его идут только от желания добра детям.

Путь исканий Андрея Болконского

       Любимые герои Толстого ищут ответы на вопросы, поставленные временем, они стремятся найти себе достойное место в жизни. К этим героям относится и князь Андрей Болконский. Впервые мы встречаемся с ним в салоне Анны Шерер. Его красивое лицо “с определенными сухими чертами” омрачено выражением скуки и недовольства. Толстой объясняет это тем, что “все бывшие в гостиной не только были знакомы, но уже надоели ему так, что и смотреть на них и слушать их ему было очень скучно”. Князь кажется окружающим холодным и недоступным. В разговоре с Шерер он резко выражает свою неприязнь к образу мысли и к нравственным нормам придворного общества. Андрей говорит: “Эта жизнь не по мне”. Он жаждет деятельности, мечтает совершить подвиг во имя людей. 
       Обладая не только блестящим умом и образованностью, но и сильной волей, Андрей Болконский полностью меняет свою жизнь — поступает на службу в штаб главнокомандующего. Мы видим, что у этого человека уже сформировался четкий взгляд на жизнь. Он знает, к чему стремиться — к “своему Тулону”. Ему нужны слава, власть. Его кумиром стал Наполеон, и князь Андрей во всем желает следовать ему. Подвиг, совершенный Андреем Болконским во время Аустерлицкого сражения, когда он со знаменем в руках вел солдат в бой, был замечен окружающими и даже самим Наполеоном. Но совершив этот героический поступок, Андрей не испытывает счастья. Этот момент в его жизни можно назвать переломным, потому что князь Андрей по-новому оценивает все происходящее. Когда он лежал, тяжело раненный, его взору открылось бесконечное небо. Можно сказать, что он впервые увидел его, а вместе с ним — и ту простую правду жизни, которая заключается в любви человека к дому, семье, к природе. 
       Болконский глубоко разочаровывается в Наполеоне, который показался ему обыкновенным маленьким сорокалетним мужчиной в сером сюртуке. Мысль, что этот человек приносит несчастье другим людям, окончательно “отрезвляет” Андрея Болконского. Он больше не верит, что исход сражения может зависеть от действий одного лица, от планов и диспозиций. После Аустерлица его представление не только о подвиге, но и о смысле жизни полностью меняется. 
       Поэтому он возвращается к семье, но там его ждет новое потрясение — смерть жены Лизы, к которой он в свое время охладел, и теперь хотел загладить свою вину. Андрей пытается жить спокойной жизнью, заботясь о сыне, занимаясь улучшением жизни своих крепостных. Триста человек он сделал вольными хлебопашцами, остальным заменил барщину оброком. Эти гуманные меры говорят нам о передовых взглядах князя. Но преобразования не могут полностью занять его ум и сердце, и Андрей Болконский по-прежнему находится в депрессии. 
       Перемены в тяжелом душевном состоянии Андрея наступают с приездом Пьера, который старается внушить другу веру в существование добра, правды и счастья. В спорах Андрея с Пьером мы замечаем, что князь критически относится к себе. Он понимает, что “жизнь для себя” означает, что “в тридцать один год жизнь кончена”. 
    Настоящий душевный подъем испытывает Андрей Болконский при встрече с Наташей Ростовой. Общение с ней открывает для него новую сторону жизни: любовь, красоту, поэзию. Но ему не суждено быть счастливым с Наташей. Продолжая ощущать, что “просто существовать” он не может, Андрей едет в Петербург. 
       Там он принимает участие в работе комиссии Сперанского. И вновь вечный поиск, размышления о жизни приводят его к выводу о бессмысленности комиссии. Андрей Болконский отказывается от карьеры правительственного чиновника. 
       Разлука оказалась слишком трудным испытанием для Наташи. История с Анатолем Курагиным разрушает возможное счастье с ней Андрея Болконского. Гордый князь не может простить Наташе ее ошибку. А она испытывает угрызения совести, считает, что недостойна такого благородного, идеального человека. Разрыв с Наташей вновь приводит героя к глубокому кризису. 
       Когда Наполеон вступает в пределы России и начинает стремительно продвигаться вперед, Андрей Болконский, возненавидевший войну после Аустерлица, идет в действующую армию, отказавшись от безопасной работы при штабе императора. Князь Андрей становится обыкновенным полковым командиром. Солдаты любят его и называют “наш князь”. Андрей не мечтает больше о славе и подвиге. Он просто защищает свою страну. Теперь мы замечаем в нем ту же, что и у солдат, “скрытую теплоту патриотизма”. 
       Взгляды Андрея Болконского, сформировавшиеся за годы мучительных поисков своего места в жизни, раскрываются в беседе с Пьером перед сражением. Князь Андрей понял, что исход битвы зависит не от гениальности полководцев, а от “духа войска”, его уверенности в победе.

       В момент смертельного ранения Андрей испытывает огромную тягу к жизни. Он задумывается, почему же ему так жаль расставаться с ней. Твердый и холодный характер Андрея Болконского не позволил ему в полной мере испытать простое человеческое счастье. Бородинское сражение можно назвать кульминацией и в жизни князя Андрея. Предсмертные страдания помогли ему постичь смысл христианской любви: “Сострадание, любовь к братьям, к любящим, любовь к ненавидящим нас, любовь к врагам — да, та любовь, которую проповедовал Бог на земле... и которой я не понимал”. 
       Таким образом, Толстой приводит своего героя к гибели во имя жизни других, во имя будущего России, духовно же — он приводит его к постижению вечных нравственных ценностей. В образе Андрея Болконского отразились лучшие черты дворянина-патриота: ум, образованность, честность, совестливость, горячая любовь к Родине.

Путь исканий Пьера Безухова

 Первый раз мы встречаемся с Пьером Безуховым в салоне Анны Павловны Шерер. Появившийся на вечере, где господствуют лицемерие и неестественность, неуклюжий и рассеянный, Пьер разительно отличается от всех присутствующих прежде всего искренно добродушным выражением лица, на котором, как в зеркале, отражаются и нежелание принимать участие в не интересующих его разговорах, и радость при появлении князя Андрея, и восторг при виде красавицы Элен. Практически все в салоне снисходительно, а скорее даже пренебрежительно относятся к этому “медведю”, “не умеющему жить”. Лишь князь Андрей по-настоящему рад встрече с Пьером, которого называет единственным “живым” среди этого общества.

    Не знающий законов высшего света Безухов чуть было не становится жертвой козней князя Василия и сводной сестры, не желающих признания Пьера законным сыном старого графа и всячески старающихся помешать этому. Но Пьер побеждает своей добросердечностью, и граф, умирая, оставляет наследство своему любимому сыну.

    После того как Пьер становится наследником огромнейшего состояния, он не может не бывать в свете. Будучи наивным и недальновидным, он не может противостоять интригам князя Василия, направившего все усилия на то, чтобы выдать свою дочь Элен за богатого Пьера. Нерешительный Безухов, лишь подсознательно чувствуя отрицательную сторону отношений с Элен, не замечает, как все больше и больше запутывается в сети обстоятельств, так или иначе подталкивающих его к женитьбе. В результате, руководствуясь этикетом, его буквально женят на Элен, фактически без его на то согласия. Жизни молодоженов Толстой не описывает, давая нам понять, что это не заслуживает внимания.

    Вскоре в обществе поползли слухи о любовной связи Элен и Долохова, бывшего приятеля Пьера. На вечере, устроенном в честь Багратиона, Пьер был доведен до бешенства уже далеко не двусмысленными намеками на связь Элен на стороне. Он вынужден вызвать Долохова на дуэль, хотя сам не желает этого: “Глупо, глупо: смерть, ложь...” Толстой показывает абсурдность этой дуэли: Безухов не хочет даже защититься рукой от пули, а сам тяжело ранит Долохова, не умея даже стрелять.

    Не желая больше так жить, Пьер решает порвать с Элен. Все эти события накладывают глубокий отпечаток на мировосприятие героя. Он чувствует, что “в голове его свернулся тот главный винт, на котором держалась вся его жизнь”. После разрыва с женщиной, на которой он женился без любви, которая опозорила его, Пьер находится в состоянии острого душевного кризиса. “ Что дурно? Что хорошо?” — вот вопросы, волнующие героя. Именно в этот период поиска ответов на поставленные вопросы он встречает Баздеева — члена братства свободных каменщиков, благодаря чему проникается идеей изменения жизни к лучшему и по-настоящему верит в возможность этого: “Он всею душой желал верить, и верил, и испытывал радостное чувство успокоения, обновления и возвращения к жизни”. Результатом явилось вступление Безухова во франкмасонскую ложу. “Перерождение” Пьер начал с того, что решил провести преобразования в деревне, но ловкий управляющий быстро нашел способ не использовать деньги незадачливого Пьера по назначению. Сам же Пьер, успокоенный видимостью деятельности, вел все тот же разгульный образ жизни.

    Заехав к своему другу князю Андрею в Богучарово, Пьер высказывает ему свои мысли, проникнутые верой в необходимость стремления человека к добродетели, и для Андрея это свидание с Безуховым “было эпохой, с которой началась хотя во внешности и та же самая, но во внутреннем мире его новая жизнь”.

    В 1808 году Пьер становится главой петербургского масонства. Он давал свои деньги на устройство храмин, на свои средства поддерживал дом бедных.

    В 1809 году на торжественном заседании ложи 2-го градуса Пьер произносит речь, которая не была воспринята с энтузиазмом, ему лишь сделали “замечание о его горячности”.

    Обстоятельства, а также “первые правила масона” вынуждают Пьера помириться с женой.

    В конце концов Пьер понимает, что для многих масонство — это не стремление служить великой идее добродетели, а лишь способ завоевать место в обществе, и, разочаровываясь, он отходит от масонства.

    Приехав в Москву и увидев Наташу, Безухов понял, что любит ее. Он помог вывести Анатоля Курагина на чистую воду, тем самым предотвратив распространение в свете слухов о связи Анатоля и Наташи.

    Пьеру захотелось приехать на место предстоящего сражения в Бородино. После сражения по дороге обратно он ест вместе с солдатами “кавардачок”, который казался ему вкуснее всего на свете, и думает, что хотел бы “скинуть с себя все это лишнее, дьявольское” и быть “просто солдатом”. Это момент настоящего духовного единения героя с народом. Он пытается разгадать тайну солдатского характера. Почему солдаты спокойно идут на смерть, не боясь быть убитыми? “Кто не боится ее, тому принадлежит все”. С такими мыслями Безухов возвращается в Москву.

    В то время, когда французы почти достигли квартала, в котором жил Пьер, он находился “в состоянии, близком к сумасшествию”. Пьера давно занимала мысль о предопределенности его судьбы, о его высшем назначении убить Наполеона; в нем жило “чувство потребности жертвы и страдания”.

    Проснувшись однажды, он взял пистолет", кинжал и вышел из дома с намерением совершить наконец то, для чего он родился, а на самом деле только для того, чтобы доказать самому себе, что он “не отрекается” от своего намерения.

    На улице Пьер встретил женщину, умолявшую спасти ее ребенка. Он бросился искать девочку, но, когда нашел ее, золотушную, чувство омерзения уже готово было возобладать над душевной потребностью быть нужным. Но все-таки он берет ее на руки и после долгих попыток отыскать ее родителей отдает девочку армянам. Пьер попадает в плен, вступившись за армянскую женщину.

    Во время казни пленных Пьер испытывает страшное чувство крушения всех жизненных убеждений: ничто не было значимо перед лицом смерти. Он не знал, как жить дальше.

    Но знакомство с Каратаевым помогло ему возродиться. Любовное отношение Каратаева к жизни научило Пьера ценить то малое, что дает ему судьба. После освобождения Пьер долго болел, но был полон радости жизни. Он сдружился с княжной Марьей, у которой встретил Наташу, и давно зажегшееся пламя его любви разгорелось с новой силой.

    В эпилоге мы встречаем Пьера, живущего спокойной, счастливой жизнью: он уже 7 лет муж Наташи и отец четверых детей.

    Споря с Николаем, Пьер отстаивает идеи революционеров — необходимость преобразований. Таким образом, мы видим, что Толстой подводит своего героя к началу пути лишений в борьбе за народное счастье, пути Петра Лобазова, декабриста, который должен был быть изначально героем романа Толстого.

Высшие духовные нравственные ценности, осознание которых ведет героев к гармонии с миром, — вот что утверждает русская классическая литература XIX века. В романе “Война и мир” Л. Н. Толстой на примере Пьера Безухова показывает человека, который ищет истину и делает это не умом, а сердцем. На мой взгляд, писатель не случайно обращается в своем произведении к 1812 году. События этого времени сказались на людях разных сословий, заставили их по-новому осмыслить жизнь, понять, что в ней является самым ценным и дорогим. То есть сама героическая эпоха 1812 года помогает человеку прийти к полному согласию с жизнью, найти ее смысл.

Пьер Безухов — один из самых любимых и дорогих Толстому героев. Писатель показывает его в постоянном движении, в сомнениях и поисках, в непрерывном внутреннем развитии. Толстой прослеживает, как меняется характер Пьера Безухова, формирует мировоззрение передового человека эпохи — декабриста. Но жизненный путь Пьера, полный открытий и разочарований, это не типичный путь декабриста, а только особая, толстовская версия этого пути.

В начале романа перед нами предстает толстый, массивный молодой человек с умным, робким и наблюдательным взглядом. Пьер Безухов эмоционален, мягок, податлив, легко поддается чужому влиянию, он выделяется среди остальных посетителей светского салона своей естественностью, искренностью, простотой.

Сначала Пьер защищает идеи французской революции, восхищается Наполеоном, желает то “произвести республику в России, то самому быть Наполеоном...” Не найдя еще смысла жизни, Пьер мечется, а из-за своей наивности, доверчивости, неумения разбираться в людях совершает ошибки. Мне кажется, что одной из таких ошибок была его женитьба на Элен Курагиной. Этим необдуманным поступком Пьер лишает себя всякой надежды на счастье. Он осознает, что настоящей семьи у него нет. В Пьере растет недовольство самим собой. Он расходится с женой, отдает ей значительную долю своего состояния, после чего стремится найти применение своим силам и способностям в других сферах жизни.

Разорвав с женой, Пьер, по пути в Петербург, дожидаясь на станции в Торжке лошадей, задает себе нелегкие вопросы: “Что дурно? Что хорошо? Что надо любить, что ненавидеть? Для чего жить, и что такое я...” Поиски правды и смысла жизни приводят его к масонам. Он страстно желает “переродить порочный род человеческий”. В учении масонов Пьера привлекают идеи “равенства, братства и любви”, оно дает герою веру в то, что в мире должно быть царство добра и правды, а высшее счастье человека состоит в том, чтобы стремиться к их достижению. Поэтому Пьер Безухов начинает поиски возможностей для воплощения справедливых и гуманных идей в конкретное дело.

Прежде всего он решает облегчить участь крепостных. Он сочувствует им и заботится о том, чтобы наказания были только увещательными, а не телесными, чтобы мужики не были отягощены непосильной работой, а в каждом имении были учреждены больницы, приюты и школы. Ему кажется, что он нашел наконец цель и смысл жизни: “И только теперь, когда я... стараюсь... жить для других, только теперь я понял все счастье жизни”. Этот вывод помогает Пьеру найти настоящий путь в его дальнейших исканиях. Но скоро наступает разочарование и в масонстве, так как республиканские идеи Пьера не разделялись его “братьями”, и к тому же Пьер видит, что и в среде масонов существуют ханжество, лицемерие, карьеризм. Все это приводит Пьера к разрыву с масонами и к тому, что он попадает в жизненный тупик и погружается в состояние безысходной тоски и отчаяния.

“К чему? Зачем? Что такое творится на свете?” — эти вопросы не переставали тревожить Безухова. Эта не прекращающаяся внутренняя работа подготовила его духовное возрождение в дни Отечественной войны 1812 года. Не будучи военным, как Андрей Болконский, желая разделить судьбу страны, выразить свою любовь к отечеству, Пьер принимает участие в Бородинском сражении. Он формирует на свои средства полк, берет его на обеспечение, а сам остается в Москве, чтобы убить Наполеона как главного виновника народных бедствий. И именно здесь мы видим, как раскрывается в полной мере доброта Пьера. Он не может видеть многочисленные человеческие драмы, оставаясь при этом пассивным свидетелем, и поэтому, не думая о собственной безопасности, защищает женщину, заступается за помешанного, спасает из горящего дома ребенка. На его глазах чинят насилие и произвол, казнят людей, обвиненных в поджогах, которых они не совершали. Все эти жуткие и тягостные впечатления еще больше усугубляются обстановкой плена, где происходит крушение веры Пьера в справедливое устройство мира, в человека и Бога.

Но в убогом бараке происходит его встреча с Платоном Каратаевым, которая сблизила героя с простыми людьми. Этот солдат заставляет Пьера опять светло и радостно посмотреть на мир, поверить в добро, любовь, справедливость. В результате общения с Платоном Каратаевым Пьер обретает “то спокойствие и довольство собой, к которым он тщетно стремился прежде”, он “...узнал не умом, а всем существом своим, что человек сотворен для счастья, что счастье в нем самом,

в удовлетворении естественных человеческих потребностей...” Пьер Безухов всегда искал ответ на вопрос: “В чем смысл жизни?” “Он искал этого в филантропии, в масонстве, в рассеянности светской жизни, в вине, в геройском подвиге самопожертвования, в романтической любви к Наташе. Он искал этого путем мысли, и все эти искания и попытки обманули его”. Герой закономерно приходит к идеям декабристов, вступает в тайное общество, чтобы вести борьбу со всем тем, что мешает жить, унижает честь и достоинство человека.

В финале романа мы видим счастливого человека, у которого хорошая семья, верная и преданная жена, который любит и любим. Таким образом, именно Пьер Безухов достигает в “Войне и мире” духовной гармонии с окружающим миром и с самим собой.

Проблемы, поднятые Толстым в романе “Война и мир”, имеют общечеловеческое значение. Его роман, по словам Горького, — “документальное изложение всех исканий, которые предприняла в XIX веке личность сильная, в целях найти себе в истории России место и дело...”

              Женские образы в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

         В романе Л. Н. Толстого “Война и мир” показана жизнь русского общества начала XIX века. Это время активной общественной деятельности самых различных людей. Толстой пытается осмыслить роль женщины в жизни общества, в семье. С этой целью он вводит в  роман  большое количество женских образов, которые можно условно разделить на две большие группы: в первую входят женщины — носительницы народных идеалов, такие как Наташа Ростова, Марья Болконская и другие, а ко второй группе относятся женщины высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина и другие.
        Одним из наиболее ярких женских образов в романе является образ Наташи Ростовой.  Толстой воплотил в образе Наташи самые лучшие черты человеческой личности. Он не хотел изображать ее умной, расчетливой, приспособленной к жизни и при этом совершенно бездушной, какой он сделал другую героиню романа — Элен Курагину. Простота и одухотворенность делают Наташу более привлекательной, чем Элен с ее умом и хорошими светскими манерами. Многие эпизоды романа рассказывают о том, как Наташа вдохновляет людей, делает их лучше, добрее, помогает обрести любовь к жизни, найти правильные решения. Например, когда Николай Ростов, проиграв крупную сумму денег в карты Долохову, возвращается домой раздраженный, не ощущающий радости жизни, он слышит пение Наташи и вдруг понимает, что “все это: и несчастье, и деньги, и Долохов, и злоба, и честь — все вздор, а вот она — настоящее…”.
Но Наташа не только помогает людям в трудных жизненных ситуациях, она еще просто приносит им радость и счастье, дает возможность восхищаться собой, причем делает это бессознательно и бескорыстно, как в эпизоде пляски после охоты, когда она “стала, улыбнулась торжественно, гордо и хитро-весело, первый страх, который охватил было Николая и всех присутствующих, страх, что она не то сделает, прошел, и они уже любовались ею”.
        Так же, как к народу, близка Наташа и к пониманию удивительной красоты природы. При описании ночи в Отрадном автор сопоставляет чувства двух сестер, ближайших подруг, Сони и Наташи. Наташа, душа которой полна светлых поэтических чувств, просит Соню подойти к окну, вглядеться в необыкновенную красоту звездного неба, вдохнуть запахи, которыми полна тихая ночь. Она восклицает: “Ведь этакой прелестной ночи никогда не бывало!” Но Соня не может понять восторженного возбуждения Наташи. В ней нет такого внутреннего огня, который воспел Толстой в Наташе. Соня добра, мила, честна, приветлива, она не совершает ни одного дурного поступка и несет через годы свою любовь к Николаю. Она слишком хороша и правильна, она никогда не делает ошибок, из которых она бы могла извлечь жизненный опыт и получить стимул для дальнейшего развития.
Наташа же совершает ошибки и черпает из них необходимый жизненный опыт. Она встречает князя Андрея, их чувства можно назвать внезапным единением мыслей, они поняли друг друга внезапно, почувствовали что-то объединяющее их.
        Но тем не менее Наташа вдруг влюбляется в Анатоля Курагина, даже хочет бежать с ним. Объяснением этому может служить то, что Наташа -самый обычный человек, со своими слабостями. Ее сердцу присущи простота, открытость, доверчивость, она просто следует за своими чувствами, не умея подчинять их разуму. Но настоящая любовь проснулась в Наташе намного позже. То было радостное и новое чувство, поглотившее Наташу целиком, вернувшее ее к жизни. Немаловажную роль сыграл в этом Пьер Безухов. Его “детская душа” была близка Наташе, и он был единственным, кто вносил радость и свет в дом Ростовых, когда ей было плохо, когда она мучилась угрызениями совести, страдала, ненавидела себя за все случившееся. Она не видела в глазах Пьера упрека или негодования. Он боготворил ее, и она была благодарна ему за то, что он есть на свете. Несмотря на ошибки молодости, несмотря на смерть любимого человека, жизнь Наташи была удивительной. Она смогла испытать любовь и ненависть, создать великолепную семью, найдя в ней столь желанный душевный покой.
         В чем-то похожа на Наташу, но в чем-то и противопоставлена ей княжна Марья Болконская. Главный принцип, которому подчинена вся ее жизнь, — самопожертвование. Это самопожертвование, покорность судьбе сочетаются в ней с жаждой простого человеческого счастья. Покорность всем прихотям своего властного отца, запрет на обсуждение его действий и их мотивов — так понимает свой долг дочери княжна Марья. Но она может проявить твердость характера, если это необходимо, что обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма. Она не только уезжает из родового имения, несмотря на предложение мадемуазель Бурьен, но и запрещает пускать к себе свою компаньонку, когда узнает о ее связях с неприятельским командованием. Но ради спасения другого человека она может пожертвовать своей гордостью; это видно, когда она просит прощения у мадемуазель Бурьен, прощения за себя и за слугу, на которого обрушился гнев ее отца. Тем не менее, возводя свою жертвенность в принцип, отворачиваясь от “живой жизни”, княжна Марья подавляет в себе нечто важное. И все же, именно жертвенная любовь привела ее к семейному счастью: при встрече с Николаем в Воронеже “в первый раз вся эта чистая, духовная, внутренняя работа, которою она жила до сих пор, выступила наружу”. В полной мере проявила себя княжна Марья как личность, когда обстоятельства побудили ее к житейской самостоятельности, что произошло после смерти отца, и главное — когда она стала женой и матерью. О гармоничности, богатстве внутреннего мира Марьи Ростовой говорят и ее дневники, посвященные детям, и ее облагораживающее влияние на мужа.
        Этим двум, во многом похожим, женщинам противопоставлены дамы высшего света, такие как Элен Курагина, Анна Павловна Шерер, Жюли Курагина. Эти женщина во многом похожи между собой. В начале романа автор говорит, что Элен, “когда рассказ производил впечатление, оглядывалась на Анну Павловну и тотчас же принимала то самое выражение, которое было на лице фрейлины”. Характернейшая примета Анны Павловны — статичность слов, жестов, даже мыслей: “Сдержанная улыбка, игравшая постоянно на лице Анны Павловны, хотя и не шла к ее отжившим чертам, выражала, как у избалованных детей, постоянное сознание своего милого недостатка, от которого она не хочет, не может, не находит нужным избавляться”. За этой характеристикой скрывается авторская ирония и неприязнь к персонажу.
Жюли — такая же светская дама, “самая богатая невеста России”, получившая состояние после гибели братьев. Как и Элен, носящая маску благопристойности, Жюли носит маску меланхолии: “Жюли казалась разочарована во всем, говорила всякому, что она не верит ни в дружбу, ни в любовь, ни в какие радости жизни и ожидает успокоения только “там”. Даже Борис, озабоченный поисками богатой невесты, чувствует искусственность, ненатуральность ее поведения.
        Итак, женщины, близкие к естественной жизни, народным идеалам, такие как Наташа Ростова и княжна Марья Болконская, обретают семейное счастье, пройдя определенный путь духовно-нравственных исканий. А женщины, далекие от нравственных идеалов, не могут испытать настоящего счастья из-за своего эгоизма и приверженности пустым идеалам светского общества.

             «Мысль семейная» в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

          Главной мыслью в романе Л. Н. Толстого “Война и мир”, наряду с мыслью народной”, является “мысль семейная”. Писатель считал, что семья -  основа всего общества, и в ней находят отражение те процессы, которые происходят в обществе.
         В романе показаны герои, которые проходят определенный путь идейно-духовного развития, путем проб и ошибок они стараются найти свое место в жизни, осознать свое предназначение. Эти герои показаны на фоне семейных отношений. Так, перед нами предстают семьи Ростовых и Болконских. Толстой изобразил в своем романе все слои общества, показав тем самым, что верхушка нации омертвела духовно, утратив связь с народом. Этот процесс он показывает на примере семьи князя Василия Курагина и его детей, для которых характерно выражение всех негативных качеств, присущих людям высшего света, — предельная эгоистичность, низменность интересов, отсутствие искренних чувств.
          Все герои романа представляют собой яркие индивидуальности, но у членов одной семьи есть некая общая, объединяющая всех черта.
Так, главной чертой семьи Болконских можно назвать стремление следовать законам разума. Никому из них, кроме, пожалуй, княжны Марьи, не свойственно открытое проявление своих чувств. В образе главы семьи, старого князя Николая Андреевича Болконского, воплощены лучшие черты старинного русского дворянства. Он — представитель древней аристократической фамилии, в его характере причудливо сочетаются нравы властного вельможи, перед которым все домашние трепещут, начиная от слуг и кончая собственной дочерью, аристократа, гордящегося своей длинной родословной, черты человека большого ума и простых привычек. Во времена, когда от женщин никто не требовал проявления каких-то особых знаний, он учит свою дочь геометрии и алгебре, мотивируя это так: “А чтобы ты была похожа на наших глупых барынь, я не хочу”. Он занимался образованием своей дочери, чтобы развить в ней главные добродетели, которые, по его мнению, были “деятельность и ум”.
         В его сыне, князе Андрее, также воплощены лучшие черты дворянства, передовой дворянской молодежи. У князя Андрея свой путь к пониманию настоящей жизни. И он пройдет через заблуждения, но его безошибочное нравственное чутье поможет ему избавиться от ложных идеалов. Так,  оказываются развенчанными в его сознании Наполеон и Сперанский, а в его жизнь войдет любовь к Наташе, такой не похожей на всех остальных дам высшего света, главными чертами которых, по его мнению и мнению его отца, являются “эгоизм, тщеславие, ничтожество во всем”. Наташа станет для него олицетворением настоящей жизни, противостоящей фальши света. Ее измена ему равносильна крушению идеала. Так же, как и его отец, князь Андрей нетерпим к простым человеческим слабостям, которые есть у его жены, самой обыкновенной женщины, сестры, ищущей какой-то особой истины у “божьих людей”, и многих других людей, с которыми он сталкивается в жизни.
        Своеобразным исключением в семье Болконских является княжна Марья. Она живет только ради самопожертвования, которое возведено в моральный принцип, определяющий всю ее жизнь. Она готова всю себя отдать другим, подавляя личные желания. Покорность своей судьбе, всем прихотям своего властного отца, который по-своему любит ее, религиозность сочетаются в ней с жаждой простого, человеческого счастья. Ее покорность — результат своеобразно понимаемого чувства долга дочери, не имеющей морального права судить своего отца, как говорит она мадемуазель Бурьен: “Я не позволю себе судить его и не желала бы, чтоб и другие это делали”. Но тем не менее, когда чувство собственного достоинства требует, она может проявить необходимую твердость. Это с особой силой обнаруживается, когда оскорблено ее чувство патриотизма, отличающее всех Болконских. Однако она может пожертвовать своей гордостью, если это необходимо для спасения другого человека. Так, она просит прощения, хотя и ни в чем не виновата, у своей компаньонки за себя и крепостного слугу, на которого обрушился гнев ее отца.
        Другая семья, изображенная в романе, в некотором роде противопоставлена семье Болконских. Это семья Ростовых. Если Болконские стремятся следовать доводам разума, то Ростовы подчиняются голосу чувств. Наташа мало руководствуется требованиями приличий, она непосредственна, в ней много черт ребенка, что высоко ценится автором. Он много раз подчеркивает, что Наташа некрасива, в отличие от Элен Курагиной. Для него важна не внешняя красота человека, а его внутренние качества.
В поведении всех членов этой семьи проявляются высокое благородство чувств, доброта, редкая щедрость, естественность, близость к народу, нравственная чистота и цельность. Поместное дворянство, в отличие от высшей петербургской знати, верно национальным традициям. Недаром Наташа, танцуя у дядюшки после охоты, “умела понять все то, что было и в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке”.
У Толстого большое значение придается родственным связям, единению всей семьи. Хотя род Болконских должен соединиться с родом Ростовых посредством брака князя Андрея и Наташи, ее мать не может с этим смириться, не может принять Андрея в семью, “она желала любить его, как сына, но чувствовала, что он был чужой и страшный для нее человек”. Семьи не могут соединиться посредством Наташи и Андрея, но соединяются посредством брака княжны Марьи с Николаем Ростовым. Этот брак удачен, он спасает Ростовых от разорения.
         В романе показано также семейство Курагиных: князь Василий и трое его детей: бездушная кукла Элен, “покойный дурак” Ипполит и “беспокойный дурак” Анатоль. Князь Василий — расчетливый и холодный интриган и честолюбец, претендующий на наследство Кирилы Безухова, не имея на то прямого права. Со своими детьми он связан лишь кровными узами и общностью интересов: им важно лишь благосостояние и положение в обществе.
        Дочь князя Василия — Элен — типичная светская красавица с безупречными манерами и репутацией. Она поражает всех своей красотой, о которой несколько раз говорится “мраморная”, т. е. холодная красота, лишенная чувства и души, красота статуи. Единственное, что занимает Элен, — это ее салон и светские приемы.
        Сыновья князя Василия, по его мнению, оба “дураки”. Отцу удалось пристроить Ипполита на дипломатическую службу, и его судьба считается устроенной. Буян и повеса Анатоль причиняет всем окружающим много хлопот, и, с целью его успокоить, князь Василий хочет его женить на богатой наследнице княжне Марье. Брак этот не может состояться из-за того, что княжна Марья не хочет расстаться с отцом, и Анатоль с новыми силами предается прежним забавам.
        Таким образом, люди, между которыми есть не только кровное, но и духовное родство, объединяются в семьи. Старинный род Болконских не прерывается со смертью князя Андрея, остается Николенька Болконский, который, вероятно, продолжит традицию нравственных поисков своего отца и деда. Марья Болконская вносит в семью Ростовых высокую духовность. Итак, “мысль семейная”, наряду с “мыслью народной”, является главной в романе Л. Толстого “Война и мир”. Семья у Толстого подвергается исследованию в переломные моменты истории. Показав в романе наиболее полно три семьи, писатель дает понять читателю, что будущее за такими семьями, как семьи Ростовых и Болконских, воплощающих в себе искренность чувств и высокую духовность, наиболее яркие представители которых проходят каждый свой путь сближения с народом.

                    Кого и почему можно назвать любимыми героями Толстого?

           В 1869 году Лев Николаевич Толстой закончил свою шестилетнюю работу над историческим романом-эпопеей "Война и мир». В романе мастерски используются различные нововведения. Это первый исторический роман-эпопея, в котором упомянуто более пятисот героев. Их можно разделить на любимых и нелюбимых автором (положительных и отрицательных). Толстой считал, что самым главным качеством человека является способность к самосовершенствованию и духовному поиску. Положительные герои постоянно самосовершенствуются и меняются, а отрицательные герои стоят на месте в своем духовном развитии. Толстой мастерски рисует портреты своих нелюбимых героев. Они красивы, но красивы застывшей красотой. Они хороши, но бездушны. Автор выделяет в этих людях такие детали, которые в конце концов вызывают раздражение читателя: беломраморные плечи Элен, самодовольное лицо князя Василия.                   Любимые герои автора могут быть некрасивы, но они духовно прекрасны.

         Страница за страницей раскрываются характеры героев и их разнообразии. С самого начала мы видим двух героев, любимых Толстым. Это, конечно же, Андрей Болконский и Пьер Безухов. Два этих образа воплощают идеальные представления автора о человеке. Они не теряют своей яркости и остаются образами реальных, живых людей, переживающих взлеты и падения, ошибки и раскаяние. Интеллектуальная и духовная высота князя Андрея и Пьера особенно видна на фоне других героев романа.

         С самого начала романа мы видим, что князь Андрей жаждет славы. Тщеславное желание заставляло его совершать ошибки. Именно это желание привело его на войну. При первых же звуках боя князь Андрей думает о том, как будет выглядеть его Тулон, который должен был проложить путь к славе. Думал ли князь Андрей о славе, когда схватил знамя и побежал вперед?!..

      Но, когда он упал, раненный, на Аустерлицком поле и увидел высокое небо с плывущими по нему серыми облаками, он понял, ясно осознал всю ничтожность своих притязаний. "Как тихо, спокойно, торжественно...»

        Толстой представляет нам внутреннее состояние героя в этот переломный момент его жизни. Мы видим, что князь Андрей добивается духовного самоутверждения. Стремясь к материальному благополучию, он не почувствовал бы столь разительной перемены внутри себя, не увидел бы бесконечное небо, ставшее для него символом тишины и успокоения, символом вечной истины — жизни.

        Мечтам князя Андрея о славе не суждено было сбыться. Находясь в состоянии полнейшего безразличия, он пытался убедить себя, что жизнь для него уже кончилась. Но Пьер, с его сердечной верой в добро, открыл для друга новую эпоху, с которой началась его новая жизнь во внутреннем мире.

        По пути в рязанские имения своего сына князь Андрей увидел огромный старый дуб с обломанными ветками и болячками, покрытыми ветхой, потрескавшейся корой, который, казалось, не хотел видеть ни весны, ни солнца. И тогда Болконский окончательно решил, что жизнь для него закончена.

       В начале июня, когда князь Андрей возвращался домой, он въехал в ту же рощу и не узнал тот старый дуб. Это было преображенное дерево. Не было уже обломанных веток, болячек, горя и недоверия. Молодые листья пробились сквозь кору. И тогда князь Андрей вспомнил лучшие минуты своей жизни. Светлые чувства проснулись в нем, он захотел, чтобы все узнали и поняли это. Жизнь не кончена в тридцать один год. Здесь мы видим, как Толстой мастерски сравнивает "диалектику души» князя Андрея с преображением дуба. Этот прием Толстого позволяет нам образно представить весь внутренний процесс, протекающий в душе героя.

         Перед смертью князь Андрей размышляет о счастье и о любви. Только перед смертью Болконский приходит к мысли: "Что-то было в этой жизни, чего я не понимал и не понимаю». Лишь в страдании и через страдание он приходит к пониманию настоящей, вечной любви.

         Другой любимый герой Льва Толстого — Петр Кириллович Безухов. В начальном восприятии Пьера практически любой человек, с которым он сталкивался, добр, поэтому его так легко обмануть. За наивностью и простотой Пьера стоят не детская несмышленость, не примитивность, а сердечная вера в добро. Он многое видит и многое понимает, но толкует увиденное по-своему, доброжелательно и бескорыстно. Пьер всегда искренен и естествен. Горькие разочарования в жизни, крушение иллюзий, постигающие его и порождающие жестокие приступы тоски, в конце концов рассеиваются благодаря постоянному поиску правды и добра.

      Пьер не представлял себе, что женитьба на Элен обернется столь неприятными последствиями. Но каждый поступок героя учит его чему-то. Так, после дуэли с Долоховым Пьер начинает ясно понимать, что он не любит и никогда по-настоящему не любил Элен. Но Пьер, несмотря на кажущуюся слабость характера, никогда не искал поверенного для своего горя. Он пытался сам понять свои ошибки и исправить их.

         В надежде помочь людям Пьер стал членом масонской ложи. Он желал исправить себя и заблуждающийся род человеческий.

         Развитию духовного мира героя способствует во многом встреча с Платоном Каратаевым. Сам Пьер не может, как Каратаев, чувствовать себя лишь каплей океана народного бытия. Но ощущение чего-то "непостижимого, круглого, вечного», уничтожающего страх смерти, закрепляется в его сознании навсегда.

        Настоящий человек для Толстого - это человек, который может жить в гармонии со всем миром, как Платон Каратаев. Для автора также важно отношение людей к семье, любви, природе и искусству. Все нелюбимые герои показаны в отрыве от всего этого. Ярким примером может служить семья Курагиных. В этой семье нельзя увидеть какой-либо "поэзии», все ее члены связаны только кровным родством, но не духовным. Положительные герои являются органичной частью окружающего. их мира. Все изменения природы влияют на них, находят отклик в их душах. И всем любимым героям когда-нибудь откроется "вечное небо», как Андрею Болконскому, которое повлияет на их взгляды.

          Характеры героев также раскрываются в их отношении к искусству.

          Вспомним роль музыки в доме Ростовых. Когда Николай Ростов, проиграв в карты крупную сумму денег Долохову, приехал домой и услышал удивительное пение сестры, он понял, что это главное, остальное все изменчиво и ложно.

          Толстой великолепно показал разные пути достижения героями своих истин. Они все шли разными дорогами, но пришли к одному. Их всех объединяет одна общая черта — правдоискательство. Только ощущая себя причастным к общей жизни, человек может выполнять свои личные задачи и жить в гармонии с самим собой и со всем миром.

                         Что ценил Толстой в характере Наташи Ростовой

           Одним из самых ярких и привлекательных образов романа является образ Наташи Ростовой. Подобно легкому весеннему ветерку врывается эта нежная, хрупкая девушка в скучную, чопорную окружающую жизнь, освежает ее, наполняет энергией и заражает всех своим счастьем. «Не в силах более удерживаться, прыгнула и побежала из комнаты так скоро, как только могли нести ее быстрые ножки », — такой видим мы Наташу на первых страницах романа. Такой же она останется и в дальнейшем, выдержав множество испытаний, пройдя через трудности и разочарования. Потому что душевную чистоту и красоту этой девушки не способны затмить никакие превратности судьбы.

«Нет, ты посмотри, что за луна!.. Ах, какая прелесть! Ты поди сюда. Ну, видишь? Так бы вот села на корточки, вот так, подхватила бы себя под коленки — туже, как можно туже, натужиться надо, — и полетела бы. Вот так!»

Это были первые слова, которые услышал из уст Наташи Ростовой Андрей Болконский. И эти слова, а также великая энергия радости и счастья словно перевернули весь его внутренний мир, всю его прошлую жизнь. Наташа, как прекрасная птица, летела по жизни, увлекая за собой не только князя Андрея, ной всех, кто с ней сталкивался. Внутренний мир героини Толстого открывается нам уже через отдельные штрихи к ее портрету. Достаточно обратить внимание на ее глаза: «любопытные», «умоляющие», «сияющие», «несколько насмешливые» или «печально-вопросительные».

         Русская природа — это ее стихия. Вспомним дни, проведенные героиней в Отрадном: скачки на тройках святочной морозной ночью, пляски с ряжеными, игры, пение. В этих сценах отражается вся прелесть натуры Наташи Ростовой, ее тесная связь с народной жизнью. Ее простота и естественность объясняются тем, что она « умела понять все то, что было в Анисье, и в отце Анисьи, и в тетке, и в матери, и во всяком русском человеке».  Боль и страдания солдат, защищавших родину, она переживает как свои собственные. Именно потому она ощущает невероятный прилив душевных сил. Она отдает все подводы раненым, оставляет вещи, потому что просто не представляет себе, что можно поступить иначе в данной ситуации. Что значит теперь все богатство, когда речь идет о спасении русских солдат и офицеров?!

        Героиня Толстого живет не умом, а сердцем. А сердце вообще никогда не обманывает. Потому Наташа Ростова так хорошо понимала людей и всегда могла прийти им на помощь. Она понимает чувства Николеньки, когда он проиграл почти все состояние. В тот вечер Наташа пела только для брата, и он, слушая ее голос, забыл обо всех неприятностях. Она хорошо понимает Денисова, сделавшего ей предложение. Она жалеет его и понимает, что «он не хотел сказать, да уж нечаянно сказал ». В преуспевающем Борисе Друбецком, своем детском женихе, она без труда сумела разглядеть мелкого, тщеславного себялюбца и карьериста. Этот человек никак не мог стать спутником такой чуткой и открытой девушки, как Ростова. Обладая огромной способностью к состраданию, Наташа начинает плакать вместе с Соней, даже не зная причины слез подруги, а «только оттого, что Соня плакала».

        Героиня Толстого отличается удивительной эмоциональностью, открытостью, душевной цельностью. Она способна ни глубокую привязанность и сильные чувства, она чистосердечна и искренна как в радости, так и в страдании.

         Будучи открытым, искренним человеком, Наташа не понимает всей фальшивости окружающего ее общества. Ей кажется, что все одинаково добрые, милые, прекрасные люди, искренне любящие друг друга. Вероятно, это происходит оттого, что сама она всей душой стремится ко всеобщей любви и дружбе. Нежелание видеть отрицательных черт нередко приводит героиню к опрометчивым поступкам. Так, она не сразу смогла разгадать истинную натуру Анатоля Курагина, который лишь использовал, обманывал ее.

         Героиню Толстого характеризует чистая, искренняя любовь к людям. Наташа Ростова и любовь неразделимы. Она искренне любит отца и мать, Николая и Соню…  Но особенно полно ее душевный мир раскрывается в любви к Болконскому. Наташа полюбила князя Андрея с первого взгляда. Когда он пригласил ее на вальс, ее лицо осветилось счастливой, почти детской улыбкой. «Давно я тебя ждала», — как будто сказала эта испуганная и счастливая девочка своей просиявшей из-за готовых пролиться слез улыбкой, поднимая свою руку на плечо князя Андрея». Счастью и радостью переполнялось сердце девушки от сознания, что она может стать женой этого человека. Тяжело переживала Наташа предстоящую разлуку с женихом: «Красная и взволнованная, с сухими глазами, она ходила этот день по дому, занимаясь самыми ничтожными делами, как будто не понимая того, что ожидает ее… «Не уезжайте!» — только проговорила она ему таким голосом, который заставил его задуматься о том, не нужно ли ему действительно остаться, и который он долго помнил».

         Юная Ростова, казалось, не осознавала до конца, что с ней происходит. После отъезда Болконского она чувствует растерянность. Не думая, что делает, девушка просто раскрывалась навстречу чувствам. Иногда эти чувства оказывались ошибочными — как в случае с Анатолем. Только спустя какое-то время настоящая любовь проснулась в душе Наташи, она полностью осознала свои чувства к Андрею. То было радостное и новое чувство, поглотившее Ростову целиком, вернувшее ее к жизни.

          В образе Наташи Ростовой Толстой воплотил все те качества, которые должны, по мнению автора, присутствовать в душе каждого настоящего человека, качества, которые сам он больше всего ценил в людях. Его героиня жизнерадостная, чуткая, естественная, непосредственная девушка. Она отличается одаренностью, способностью видеть и понимать душу другого человека, готовностью прийти на помощь, тонкой интуицией. Она любит людей и всем делает только добро, она стремится жить полной жизнью, наслаждаться каждой прожитой минутой. И каждую минуту излучать тепло и свет. В самом деле, героиня Толстого, благодаря своим неповторимым душевным качествам, богатству своего внутреннего мира, становится ярким лучиком света в скучном и сером светском обществе.

                     Тема: «Кутузов и Наполеон в романе»

  1. Вместе с армией и народом Кутузов защищает свободу и национальную независимость России. Армия оккупантов вдохновляется жаждой грабежа, обогащения, а их командующий – идеей мирового господства, культом своей личности, манией величия. “Это была толпа мародеров, из которых каждый вез или нес с собой кучу вещей, которые ему казались нужны и ценны… Цель каждого из этих людей…состояла в том, чтобы удержать приобретенное” (т.3, ч.3, гл.26.)

2. Сила Кутузова как полководца в его глубокой вере в патриотизм русского народа, в его силу и мужество перед лицом захватчиков, в убежденности, что враг должен и будет изгнан. Ставка Наполеона на самые низменные инстинкты солдат его разноплеменной армии: приобрести имение в России, награбить богатства, вести пьяную, разгульную жизнь.

3. Кутузов показан Толстым не пассивным, а активным, мудрым и опытным полководцем, который своими распоряжениями помогает росту народного сопротивления, укрепляет дух войска. “…Он (Кутузов) все выслушает, все запомнит, все поставит на свое место, ничему полезному не помешает, ничего вредного не позволит…, а главное, - думал князь Андрей, - почему веришь ему, - это то, что он русский…” (т.3, ч.2, гл16.)

4. Кутузов обращается к преследующим врага русским солдатам со словами: “пока они были сильны, мы их не жалели, а теперь и пожалеть можно”.

5. В самые тяжелые дни для России Кутузов с солдатами, с народом. “Последней степенью подлости” называет Толстой бегство императора от геройской армии” (т.4, ч.3, гл.18.)

6. Портрет Кутузова - простота, естественность, правдивость. Портрет Наполеона – фальшь, высокомерие, насмешка.

  1. Отрицание величия Наполеона в романе идет рядом с осуждением войны. Слава от завоеваний, завоевания ради славы, по мнению Толстого, бесчеловечны.

       Именно поэтому Наполеону противопоставляется истинно народный полководец Кутузов.

Вывод: Кутузов и Наполеон – нравственные полюсы романа-эпопеи: автором утверждается величие полководца народной войны и развенчивается командующий армией грабителей, мародеров и убийц.

                        Причины возникновения партизанской войны

     Партизанское движение являлось ярким выражением народного характера Отечественной войны 1812 года. Вспыхнув после вторжения наполеоновских войск в Литву и Белоруссию, оно с каждым днем развивалось, принимало все более активные формы и стало грозной силой. 

    Поначалу партизанское движение было стихийным, представляло собой выступления мелких, разрозненных партизанских отрядов, затем оно захватило целые районы. Стали создаваться крупные отряды, появились тысячи народных героев, выдвинулись талантливые организаторы партизанской борьбы. 



                                           
Крестьянская война

     В начале войны борьба крестьян приобрела характер массового оставления сел и деревень и ухода населения в леса и районы, отдаленные от военных действий. И хотя это была еще пассивная форма борьбы, она создавала серьезные трудности для наполеоновской армии. Французские войска, имея ограниченный запас продовольствия и фуража, быстро стали испытывать острый недостаток их. Это не замедлило сказаться на ухудшении общего состояния армии: стали гибнуть лошади, голодать солдаты, усилилось мародерство. Еще до Вильно погибло более 10 тысяч лошадей. 

    Французские фуражиры, посылаемые в деревни за продовольствием, сталкивались не только с пассивным сопротивлением. Один французский генерал после войны писал в своих мемуарах: "Армия могла питаться лишь тем, что добывали мародеры, организованные в целые отряды; казаки и крестьяне ежедневно убивали много наших людей, которые отваживались отправиться на поиски" В деревнях происходили стычки, в том числе со стрельбой, между французскими солдатами, -5посланными за продовольствием, и крестьянами. Подобные стычки происходили довольно часто. Именно в таких схватках создавались первые крестьянские партизанские отряды, зарождалась более активная форма сопротивления народа - партизанская борьба. 

    Действия крестьянских партизанских отрядов носили как оборонительный, так и наступательный характер. В районе Витебска, Орши, Могилева отряды крестьян - партизан совершали частые дневные и ночные налеты на обозы противника, уничтожали его фуражиров, брали в плен французских солдат. Наполеон вынужден был все чаще и чаще напоминать начальнику штаба Бертье о больших потерях в людях и строго приказывал выделять все большее количество войск для прикрытия фуражиров. 

    Наиболее широкий размах партизанская борьба крестьян приобрела в августе в Смоленской губернии. 

                                Армейские партизанские отряды

     Наряду с образованием крупных крестьянских партизанских отрядов и их деятельностью, большую роль в войне сыграли армейские партизанские отряды. 

     Первый армейский партизанский отряд был создан по инициативе М. Б. Барклая де Толли. 
    Его командиром был генерал Ф. Ф. Винценгероде, который возглавил объединенные Казанский драгунский,11Ставропольский, Калмыцкий и три казачьих полка, которые начали действовать в районе г. Духовщины. 

     Настоящей грозой для французов был отряд Дениса Давыдова. Этот отряд возник по инициативе самого Давыдова, подполковника, командира Ахтырского гусарского полка. Вместе со своими гусарами он отступал в составе армии Багратиона к Бородину. Страстное желание принести еще большую пользу в борьбе с захватчиками побудило Д. Давыдова "просить себе отдельный отряд".

     Осенью 1812 г. партизанские отряды сплошным подвижным кольцом окружили французскую армию. 

Истинный и ложный патриотизм в романе Л. Н. Толстого «Война и мир»

         В процессе реализации своего грандиозного замысла, связанного с созданием романа о декабристе, который возвращается из многолетней сибирской ссылки, Л.Н. Толстой намеренно обращается к историческим событиям памятного всем 1812 года. Это было время, отмеченное особым подъемом патриотизма и национального самосознания.
         Патриотизм – это преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, и он может проявляться или в способности совершать героические поступки, заметные всем, или в повседневной скрытой самоотверженности, часто никому не заметной. Отбросив соображения корысти, эгоистические расчеты, тщеславие, настоящим патриотом становился любой человек, для которого интересы общего дела оказываются главными. В этом заключалась нравственная мера, которой Толстой судил всех своих героев. Обращаясь к историческим событиям недавнего прошлого, Толстой стремится, прежде всего, найти в них этическое содержание, определить их нравственный смысл. Все герои его повествования, главные и случайные, инициативные и невольные участники великого исторического «действа» 1812 года: Берг, старики Ростовы, Наташа, смоленский купец Ферапонтов и московский генерал-губернатор граф Растопчин, Николай, Пьер, князь Андрей, Долохов, Кутузов, – все они, от самых «элементарных» до наиболее интеллектуальных лиц, измерены единой мерой и мера эта - нравственная.
        Патриотизм может быть истинным и может быть ложным. Истинный патриотизм, прежде всего, неразрывно связан с чувством ответственности, которая не перекладывается на чужие плечи. Так, оказавшись перед необходимостью принять роковое решение о сдаче Москвы, Кутузов размышляет о своей возможной вине за неудачный ход военных действий. Он берет тяжесть исторического события на себя не в момент победы и триумфа, когда одной верховной личности так легко присвоить себе плоды тяжкого труда массы. Кутузов делает это в момент гибельный и страшный.
        В этом смысле очень интересно поставлена рядом с Кутузовым фигура московского генерал-губернатора Растопчина. Оставляя Москву, Растопчин почти теми же словами, что и Кутузов выразит свою, прямо противоположную сущность. Он будет думать, что это не он, а другие виноваты в случившемся, что какие-то изменники довели дело до краха. Истинный патриот берет все на себя, псевдопатриот ищет виноватого рядом.
         Непримиримость по отношению к врагу, нежелание идти на какие-либо компромиссы с ним, пока противник полностью не будет повергнут, характеризует истинного патриота. Такое чувство скрыто или явно проявляли многие русские люди: не только солдаты, непосредственно сражавшиеся в армии, или крестьяне, не желавшие продавать французским фуражирам хлеб и сено и развернувшие партизанскую войну против захватчиков, но и княжна Марья, не пожелавшая остаться под властью Наполеона на оккупированной территории, и Ростовы, отдавшие свои подводы под раненых солдат, и та безымянная барыня, которая хотела во что бы то ни стало уехать из Москвы, бросив свое имущество на произвол судьбы, чтобы не оказаться под властью Наполеона. Думать о собственном благополучии, процветании для этих людей было просто невозможно, когда Отечество находилось в смертельной опасности. Смоленский купец Ферапонтов, разбогатевший благодаря протекции Алпатыча, управляющего князя Николая Болконского, был готов раздать и даже сжечь все свое нажитое имущество, чтобы оно только не досталось врагу.
         Однако непримиримость, связанная с прямой самозащитой, не противоречит милосердию, которое необходимо оказывать поверженному противнику, когда в нем проснется человек, молящий о пощаде. Толстой не раз отметит гуманность в конкретном поведении русских людей, свидетельствующую об истинном патриотизме, ничего общего не имеющим с ожесточением и злобой. Так, Толстой противопоставляет Растопчина, умышленно провоцирующего жестокость толпы, которая расправляется с невинным поваром-французом перед сдачей Москвы, и Кутузова, призывающего к милости к побежденному врагу в конце освободительной войны. Также отношение Николая Ростова к испуганному голубоглазому французу, Пети и партизан Денисова к пленному мальчику-барабанщику, отношение самого Денисова к взятым в плен французам в противоположность Долохову, проявляющему бессмысленную жестокость, отказываясь брать пленных, — все это истинный моральный настрой людей, действительно любящих свое отечество не напоказ. Также неприятен князь Андрей Болконский, высказывающий накануне Бородинского сражения Пьеру Безухову мысль о том, что пленных брать незачем. Но его ожесточение можно объяснить пережитой им болью, связанной с утратой отца и разорением родового гнезда.
        Истинный патриотизм часто проявляется в скрытой форме, а не в героическом деянии, заметном всем. Так, Николай Ростов с чувством стыда слушает напыщенный рассказ о подвиге генерала Раевского, который вывел двух своих сыновей во время сражения у Салтановской плотины. Опытному офицеру известно, что подобные рассказы не отражают реальность сражения, но он не перечил, потому что знал, что этот рассказ служит для славы русского оружия. Полк князя Андрея, не участвовавший в активных действиях во время Бородинского сражения, проявил не меньший героизм в том, что просто стоял, не дрогнув, под непрерывным обстрелом артиллерии.
          И, наконец, истинное чувство патриотизма несовместимо с соображениями корысти и карьеризма. Борис Друбецкой накануне Бородинского сражения не был заинтересован в победе русских, которыми командовал Кутузов, так как он служил при штабе Бенигсена, интриговавшем против главнокомандующего. Для продвижения по служебной лестнице он был готов пожертвовать удачным исходом сражения. Однако он ловко манипулирует патриотическими чувствами для того, чтобы оказаться в выгодном положении в глазах начальства. Так, он вовремя делает нужное замечание об ополченцах, которые надели чистые рубахи перед сражением, приготовившись к смерти. Игра в патриотизм свойственна и петербургской аристократии, поспешно нанимавшей учителей русского языка и отказывавшейся ездить во французский театр, чтобы продемонстрировать любовь к Отечеству. Также вызывают недоверие барыни, щипавшие в гостиных корпию, которая не доходила до раненых. Поневоле хочется сравнить их с Тихоном Щербатым, который был одним из самых незаменимых людей в партии Долохова. Он был способен сделать любую «грязную» или опасную работу: разжечь костер во время дождя, ободрать мертвую лошадь, выследить «языка».
          Таким образом, перед лицом смертельной опасности, угрожавшей России, большинство русских людей проявляло чудеса истинного героизма и патриотизма, оставив всякие соображения личной выгоды, корысти, жертвуя своим имуществом и жизнью, они совершали героические деяния, надолго оставшиеся в памяти потомков. Кризисные шестидесятые годы, в которые писался роман «Война и мир», дают возможность по-новому оценить ту сплоченность и единство, которое достигла нация, перед лицом общего врага, единство, принесшее победу всем.

                                       Тема: «Мысль народная».

                                                                            Я старался писать историю народа.

                                                                                                                 Л.Н. Толстой

     ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА 1812 года -  освободительная война России против наполеоновской агрессии.

                                          Основные события 1812 года:

12 июня — переход французской армии через Неман (силы сторон к началу Отечественной войны: французы — ок. 600 тыс. человек; русские — ок. 240 тыс. человек);

4-6 августа — Смоленское сражение, неудачная попытка Наполеона разгромить основные силы русских войск;

8 августа — назначение главнокомандующим М. И. Кутузова;

 

26 августа — Бородинское сражение;

1 сентября — военный совет в Филях, решение Кутузова оставить Москву;

вступление французских войск в Москву;

2-6 сентября — пожар Москвы;

сентябрь—октябрь — Кутузов проводит Тарутинский марш-маневр, вынуждает французов уйти из Москвы и отступать по Старой Смоленской дороге; развертывается партизанская война;

14-16 ноября — сражение при Березине; ноябрь-декабрь — гибель французской армии;

14 декабря — остатки французской армии вышли к Неману (численность составляла 15-20 тыс. человек).

     Главным итогом Отечественной войны 1812 года стала гибель французской армии в России. Кутузов писал в конце кампании: «Неприятель с бедными остатками бежал за границу нашу». Маршал А. Бертье, докладывая Наполеону о катастрофических потерях, вынужден был сделать печальный вывод: «Армии более не существует». Свыше 550 тысяч солдат из стран Западной Европы нашли свою смерть или попали в плен в России.   

                                 

                                        Тема: «Мысль народная».

 Война 1812 г. не случайно получила название Отечественной. Народный характер этой войны ярче всего проявился в партизанском движении, которое сыграло стратегическую роль в победе России. Отвечая на упреки в "войне не по правилам", Кутузов говорил, что таковы чувства народа. В письме к маршалу Бертье, он писал: «Трудно остановить народ, ожесточенный всем, что он видел; народ, который в продолжение стольких лет не знал войны на своей территории; народ, готовый жертвовать собой для Родины...».
    Деятельность, направленная на привлечения народных масс к активному участию в войне, исходила из интересов России, правильно отражала объективные условия войны и учитывала те широкие возможности, которые проявились в национально-освободительной войне.

     В романе Толстой показал качества, свойственные нашему народу: с одной стороны, миролюбие, гуманизм, отходчивость, с другой — силу гнева против тех, кто нарушает его мирную жизнь, и неизгладимую память о своих героях и защитниках.

     Чувство мести русского народа было удовлетворено. Французы теперь стали уже не врагами, а просто жалкими людьми. И если к врагам у русских была ненависть, то к побежденным — милосердие (т.IV, ч.4, гл.6). Толстой показывает, как относятся солдаты к пленным Рамбалю и Морелю (т.IV, ч.4, гл.9). «Тоже люди», - говорит, как и Кутузов, старый солдат. И пленный итальянец сказал Пьеру: «...воевать с таким народом, как вы, преступление. Вы, пострадавшие столько от французов, вы даже злобы не имеете против них» (т.IV, ч.4, гл.13). Законы мира снова торжествуют над войной. Однако это не христианское всепрощение. Герои помнят все, что было. «А и то сказать, кто же их к нам звал? Поделом им... - говорит Кутузов, - Благодарю всех за трудную и верную службу, победа совершенная, и Россия не забудет вас. Вам слава вовеки!» (там же, гл.6).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Изображение Бородинского сражения в романе Толстого "Война и мир"

Презентация к уроку по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"...

План урока "Семья в романе Л.Н. Толстого "Война и мир"

Данный урок разработа преподаватель русского языка и литературы  ГБОУ СО НПО "ПУ №15"  г. Балашова Гудумак Г.В....

«Преступление Раскольникова и «правда» Сони Мармеладовой» в идеологическом романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание»

ПЛАНурока теоретического обученияпо предмету «Литература» Преподаватель: Вознюк О.Л. Место проведения: кабинет литературы № 9 Тема урока: «Преступление Раскольникова и «правда» Со...

ИЗОБРАЖЕНИЕ СВЕТСКОГО ОБЩЕСТВА В РОМАНЕ Л.Н.ТОЛСТОГО «ВОЙНА И МИР»

Материал  предназначен для уроков литературы на первом курсе профессиональных училищ  по роману "Война и мир". В работе представлен материал по теме "Изображение светского общества в романе ...

Урок по роману Л.Н.Толстого "Война и мир"

Учебный материал содержит презентацию и технологическую карту....