Методическая разработка по предмету «Основы философии»
проект по теме

Ветлина Вера Николаевна

Методическая разработка по предмету "основы философии"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_razrabotka_po_predm_osn_filosofii_12.doc199 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 34»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПО ПРЕДМЕТУ «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

ТЕМА: 

“СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ БИОМЕДИЦИНСКОЙ ЭТИКИ”

Введение.

   Методическая разработка рассчитана на преподавателей основ философских знаний и преподавателей клинических дисциплин при рассмотрении этических и деонтологических вопросов.

   В настоящее время требования к подготовке специалистов в разных областях науки и техники высоки и разносторонни. Особенно это касается будущих медицинских работников, предметом деятельности которых является человек.

   Конференция посвящена актуальным проблемам биомедицинской этики. В подготовленных докладах сочетаются актуальные вопросы биоэтики, морали, клонирования, эвтаназии и философии, рассматриваются в интеграции с философской интерпретацией сложные и волнующие вопросы о жизни и смерти, а также связанные с ними морально-этические проблемы современной медицины: трансплантация, эвтаназия и клонирование. Для раскрытия имеющих социально-политический, биолого-медицинский и морально-юридический аспекты проблем эвтаназии использованы материалы периодической печати, видеофильмы: «Таинство смерти», «Тело человека», материалы проведенных студентами социологических исследований, показавших, что подавляющее большинство респондентов не имеет однозначно сформировавшегося мнения по обсуждаемым проблемам.

   В подготовке и проведении конференции приняли участие студенты II курса, которые выполнили кропотливую работу по поиску и анализу большого количества материала, что, несомненно, послужит развитию их творческой мысли, формированию нравственных качеств, профессиональной компетенции и навыков самостоятельной работы.

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 34»

РЕЦЕНЗИЯ

НА МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«Современные проблемы биомедицинской этики»

 Методическая разработка рассчитана на преподавателей основ философских знаний и преподавателей при рассмотрении этических и деонтологических вопросов.

   В настоящее время требования к подготовке специалистов в разных областях науки и техники высоки и разносторонни. Особенно это касается будущих медицинских работников, предметом деятельности которых является человек.

   Конференция посвящена актуальным проблемам биомедицинской этике. В организованной и проведенной под руководством Ветлиной В.Н. конференции удачно сочетались актуальные вопросы биоэтики, морали, клонирования, эвтаназии и философии. В разработке поднимались очень сложные и волнующие вопросы о жизни и смерти, а также связанные с ними морально-этические проблемы современной медицины: трансплантация, эвтаназия, клонирование. Разработка насыщена философским материалом. Для раскрытия сложных (имеющую социально-политический, биолого-медицинский и морально-юридические аспекты) проблем эвтаназии использованы материалы периодической печати, технические средства (видеофильмы: «Таинство смерти»; «Тело человека»).

   На конференцию была приглашена Трянина Алия Абдуловна (ветеран-медик), которая рассказала студентам о своем отношении к проблемам клонирования и эвтаназии.

   Студентами были проведены социологические исследования, которые показали, что обобщенные результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что подавляющее большинство респондентов не имеют однозначно сформировавшегося мнения по обсуждаемым проблемам.

   В подготовке и проведении конференции приняли участие студенты II курса, которые выполнили кропотливую работу по поиску и анализу большого количества материала, что, несомненно, послужит развитию их творческой мысли, формированию нравственных качеств, профессиональной компетенции и навыков самостоятельной работы.

   

.                                                        

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ № 34»

РЕЦЕНЗИЯ

НА МЕТОДИЧЕСКУЮ РАЗРАБОТКУ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ КОНФЕРЕНЦИИ

«Современные проблемы биомедицинской этики»

.

 

  Современный специалист должен иметь представление о биологическом, социальном, телесном и духовном началах в человеке, знать нравственные нормы, регулирующие отношения между людьми в обществе.

   Организованная и проведенная Ветлиной В.Н., конференция показала ее как высокообразованного специалиста, понимающего все проблемы обучения и неразрывно связанного с ним воспитания.

   Конференция, проводимая студентами, продемонстрировала целесообразность и результативность работы преподавания, направленной на стимулирование самостоятельной учебной деятельности студентов.

   В работе конференции четко прослеживались причинно – следственные и межпредметные связи.

   Студентами были подготовлены под руководством преподавателя и рассмотрены вопросы: причины повышенного внимания к современной биоэтике, взгляды античных мыслителей на проблемы морали, различные аспекты профессиональной этики, биомедицинской этики, клонирования и деонтологии, перспективы развития биоэтики в XXI веке.

   Необходимо отметить заинтересованность всех участников конференции, хорошую организацию ее работы, ответную связь выступающих с аудиторией.

   Конференция представляет интерес как форма нестандартного занятия, свидетельствующего о высоком профессиональном мастерстве преподавателя Ветлиной В.Н., высшая квалификационная категория, которая достойна подтверждения.  

МОТИВАЦИЯ – ИНИЦИИРОВАТЬ ИНТЕРЕС К ПРОФЕССИИ.

Цели: на современном этапе развития земной цивилизации, в эпоху агрессивного вторжения новейших технологий в различные области человеческой деятельности вопросы гуманизации жизни общества приобретают особую актуальность.

Цель конференции: в рамках интеграционных предметных связей сформировать:

Знание студентами философских аспектов бытия.

Умение :

правильно оценивать

  • профессиональные и нравственные аспекты негативных последствий использования достижений фундаментальных и прикладных наук;
  • правомерность вмешательства человека в естественное развитие экосистемы без угрозы уничтожения биосферы и ноосферы;
  • подготовить и систематизировать материал по научной теме;
  • выступить перед аудиторией с научным докладом.

Убеждение в приоритетности прав и достоинств личности при реализации перспективных направлений биомедицины.

Место проведения: конференц-зал  ГБПОУ ТК №34

Участники: студенты II курса

Вид мероприятия: конференция как форма нетрадиционного занятия по философии, интегрированного с биоэтикой.

Оснащение.

1. Стенды:

  • Флоренс Найтингейл
  • О вреде аборта
  • Концепция хосписа
  • Основные принципы медицинской этики

2. Видеофильмы:

  • «Таинство смерти»
  • «Тело человека»

3. Блок для социологического опроса.

4. Выставка рефератов по теме.

5. Выставка специальной литературы.

СХЕМА ИНТЕГРАЦИОННЫХ СВЯЗЕЙ МЕРОПРИЯТИЯ.

       

ФИЛОСОФИЯ                                                                                      МЕДИЦИНА

«Проблемы морали»                                                                             «Медицинская этика»

                           

ТРАНСПЛАНТАЦИЯ

                                                                             

                                                                                                                                        КЛОНИРОВАНИЕ

ПЕДАГОГИКА

«Воспитание личности»

                                                                                                                             ХОСПИСЫ

                                         

КОНФЕРЕНЦИЯ

 

ПСИХОЛОГИЯ

«Профессиональное общение                                                                                     ЭВТАНАЗИЯ

 

                                                                             

ПЛАН

1. В чём же причина повышенного внимания к современной биоэтике?

2. Античные мыслители о проблемах морали.

3. Профессиональная этика.

4. Биомедицинская этика.

5. Как развивалась медицинская этика в России?

6. Биоэтика и деонтология.

7. Трансплантация: научные и этические проблемы.

8. Клонирование.

9. Почему же бьют тревогу журналисты?

10. Эвтаназия. Исторический прорыв.

11. Может ли смерть быть «хорошей»?

12. Хоспис.

13. О перспективах развития биоэтики в XXI веке.

ПРОГРАММА (ХРОНОКАРТА)

СОДЕРЖАНИЕ

ДОКЛАДЧИК

РЕГЛАМЕНТ

1. Вступительное слово.

Ветлина В.Н.

3 мин.

2. Выступление – тематика.

2.1 Причины повышенного внимания к современной биоэтики.

2.2 Античные мыслители о проблемах морали.

2.3 Профессиональная этика.

2.4 Биомедицинская этика.

2.5 Развитие медицинской этики в России.

2.6 Выступление ветерана-медика о развитии медицинской этики в России.

2.7 Биоэтика и деонтология.

2.8 Трансплантация: научные и этические проблемы.

2.9 Сообщение о работе в области трансплантации.

2.10 Клонирование.

2.11 Почему же бьют тревогу журналисты?

2.12 Эвтаназия. Исторический прорыв.

2.13 Может ли смерть быть «хорошей»?

2.14 Фильм «Таинство смерти».

2.15 Хоспис.

2.16 Донорство.

2.17 Анализ социологического опроса.

2.18 О перспективах развития биоэтики в XXI веке.

Бабаева Мария

Исаева Юлия

Лотарева Мария

Казимирова Варвара

Епифанцев Владислав

Трянина Алия Абдуловна

Ярыгина Марина

Калиновская Алла

Закрасина Мария Михайловна

Левченко Дарья

Антонов Антон

Гуськова Анастасия

Халяпина Елена

Печенкина Ольга

Матвеева Юлия Владимировна м/с 14 отд. МДГКБ.

Покровская Светлана Александровна м/с 14 отд. МДГКБ.

Циркова Полина

Грачева Мария

6 мин.

6 мин.

4 мин.

5 мин.

3 мин.

3 мин.

7 мин.

6 мин.

5 мин.

10 мин.

2 мин.

11 мин.

11 мин.

8 мин.

10 мин.

3 мин.

8 мин.

3. Заключение

Ветлина В.Н.

5 мин.

   Прежде всего, следует отметить бурное развитие фундаментальных медико-биологических наук.

   Возникли новые главы генетики. Широкое развитие получила клеточная биология, возникла новая молекулярная иммунология, расшифрованы механизмы клеточной кооперации, структура и функции медиаторов иммунология, расшифрованы механизмы клеточной кооперации, структура и функции медиаторов иммунной  системы.

   Отличительной чертой современной теоретической науки является ее активное, нередко агрессивное внедрение в клиническую медицину.

   Сделаны решительные шаги на пути использования тотипотентных (эмбриональных) клеток для выращивания дифференцированных тканей и, вероятно, даже отдельных органов для целей трансплантации. Начато клиническое применение полипотентных (костно-мозговых) клеток для лечения болезней крови, особенно с использованием стволовых клеток, полученных из пуповинной крови новорожденных.

   Одна из отличительных особенностей многих новых технологий – неопределенность последствий их применения, или явная опасность внедрения в практику. Наиболее угрожающим с социальной точки зрения, является основанное на современной генетике развитие евгеники – искусственного выращивания людей с заданными или желательными свойствами.

   Не менее сложным по своим морально-этическим, социальным и экономическим последствиям представляется реальность продления жизни людей до 150 лет в XXI веке, как это предсказывают современные футурологи. Предпосылками успешного решения проблемы долголетия служат не только новые возможности профилактики и лечения большинства болезней сложности этой проблемы, связанной с социальными и экономическими проблемами, следует заметить, что сегодня в стране не обеспечено в полной мере одно из коренных требований конвенции о представлении «равной доступности медицинской помощи надлежащего качества».

   Лекарственная терапия, лежащая в основе лечения большинства заболеваний, требует особого внимания современного общества. Особую опасность представляют препараты, прямо направленные на супрессию или стимулирование генетических механизмов. Беспокойство вызывают огромные финансовые возможности фармацевтических компаний, которые умело используют рекламу, а также дешевый испытательный полигон в виде населения бедных стран. Большой вред населению приносят расплодившиеся в последние годы знахари, парапсихологи, шарлатаны и просто недобросовестные врачи, применяющие сомнительные, вредные или бесполезные препараты или методы лечения. Учитывая накопленный собственный опыт, а также опыт других стран, представляется целесообразным решить ряд организационных вопросов. Безусловно, необходимо создавать комитеты по биоэтике во всех регионах страны, а также во всех крупных больницах и научно-исследовательских институтах. Необходимо также организовать постоянно действующий семинар или школу по биоэтике для повышения квалификации преподавателей вузов и руководителей комитетов по биоэтике.

   Стремиться создавать все условия для решения множества проблем, касающихся биомедицинской этики:

  • врачебная тайна
  • медицинские ошибки
  • врачебная деятельность и медицинские эксперименты
  • биоэтика и евгеника
  • этические основы испытания лекарственных средств
  • медико-этические особенности работы семейного врача
  • медико-этические проблемы умирания, реанимации и смерти
  • и др.

   Человек уникальное творение вселенной. Он необъясним, загадочен. Ни современная наука, ни философия, ни религия, не могут в полной мере выявить тайну человека.

   Первыми законами, скреплявшими человеческое общество, были законы морали.

   Философия морали исследует вопросы:

  • откуда берутся моральные правила и законы, на чем они держатся?
  • что заставляет людей следовать этим законам?
  • есть ли у человека иммунитет против насилия?
  • есть прогресс в морали?

   Слово «мораль» - от латинского слова «mos (mores)», означающего обычаи, нравы, поведение. В древнегреческом имеется аналогичное слово «этос» - обычай, темперамент, характер, образ мыслей. Русское слово «нравственность» образовано от слова «нрав», означающего совокупность душевных качеств человека. В настоящее время слова «мораль» и «нравственность», в основном употребляются как синонимы. Слово «этика» впервые встречается в IV-м веке до н.э. у древнегреческого философа Аристотеля, и означает оно философскую науку о морали. Этика как наука, прежде всего, исследует вопрос о природе и сущности морали. Аристотель ввел в употребление и существительное этика как обозначение класса добродетелей, присущих совершенному человеку. Одновременно он называл этикой ту область знаний, которая эти человеческие добродетели изучали. Аристотель говорил, что целью этики являются не знания, а поступки. Человек изучает этику, чтобы стать добродетельным.

   Чаще всего, мораль определяют как особую форму общественного сознания, особый способ регуляции поведения людей в обществе. Понятия морали (добро, зло, долг, ответственность) – это особое знание, которое следует отличать от знания о вещах.

   Мораль – это нормативное сознание. Что это значит? Понятия добра и зла – это нормы и оценки (образцы) поведения людей, а не дискурсивное описание пространственных связей и отношений (сердце состоит из 4-х камер) или временных связей (цикл Кребса). Добро – это нравственно-позитивное, нравственно-подобающее в нашем поведении, а зло – нравственно-негативное, нравственно-неподобающее. Мораль – это знание о нормах, определяющих мотивацию нашего разумного поведения, которое всегда должно стремиться к добру и избегать зла.

   Моральное сознание – это не просто знание о неких социальных нормах поведения человека в обществе, но это знание нравственных ценностей.  

   В философском понятии «ценность» есть очень важный для исследования сущности морали смысле – «социальная установка». Нравственные ценности – это высшие социальные ценности, так как они обеспечивают высшую устойчивость и солидарность человеческому сообществу. Добро – это высшее благо. Смысл нравственных ценностей в том, что через них человек осознает свою общественную природу, свое предназначение в мире, т.е.

                                             как быть,

                                             как стать,

                                             как оставаться везде и всегда человеком.

   Итак, именно сам человек должен сделать свой «моральный выбор», т.о. определить, что в рассматриваемой им жизненной ситуации будет добром, а что – злом, и далее должен иметь достаточно «доброй воли», чтобы совершить нравственный поступок.

   Да, моральный выбор – это самопринуждение личности, но одновременно это и есть свобода человека. Такая свобода, с одной стороны, «оплачивается» ответственностью личности за все свои решения и поступки, а с другой – «вознаграждается» сознанием и чувством подлинного человеческого достоинства.

   Ограниченность морали выражается в том, что в ней всегда есть две стороны: закон и творчество. Нравственный человек должен соблюдать закон, но истинное понимание и исполнение закона всегда должно быть не механическим, а творческим. Творчество, творческое отношение ко всей жизни есть не право, а обязанность человека. Творческое напряжение есть нравственный императив.

   Хранителями и защитниками здоровья человека в обществе являются врачи – представители одной из древнейших профессий. Врачебная профессия, появившись в ответ на определенные общественные потребности, как бы вступила с обществом в определенные договорные отношения.

   Это накладывало на профессию врача отпечаток благородства, доброты, милосердия, гуманизма, бескорыстия.

   Со своей стороны общество постепенно сформировало и свои требования к врачевателям: сохранение тайны характера и лечения болезни, полнота взаимного доверия и незлоупотребление этим доверием, требование помощи на самом лучшем уровне и другие.

   История медицинской этики уходит далеко в прошлое и прослеживается от древнего шаманизма до воззрений и заповедей Илехотепа (египетский врач и жрец, 3000 лет до н.э.),   первого медицинского кодекса Хаммурапи (Вавилон, 2500 лет до н.э.), в древней Греции -  Асклепия, Гиппократа с его знаменитой врачебной клятвой (500 лет до н.э.), на арабском Востоке – Авиценны (980-1037 гг.) и далее через этические кодексы и факультетские обещания врачей Европы и России, а также США в XIX вв., вплоть до современной Нюрнбергской (1947 г.), Женевской, Хельсинской (1964 г.), Сиднейской и других медико-этических деклараций, а также неофициальных правил, традиций и обычаев, которые определяют положение врачей в обществе, их отношение к больным и взаимоотношения между собой.

   Профессиональная этика – это прикладная нормативная этика. Статус профессиональной этики в медицине совсем иной, чем, например, в журналистике или даже в юриспруденции. Только в медицине профессиональная этика является наукой, причем она стала наукой в последние 30 лет, получив при этом и другое название – «БИОЭТИКА». Содержание профессиональной этики составляет определение, обоснование миссии (целей) профессиональной группы, системы нравственных ценностей данной профессии, моральных качеств, необходимых ее представителям. Общепризнанно, что профессиональная этика особенно важна в медицине. Медико-этический принцип «НЕ НАВРЕДИ», сегодня очень актуален. Этическая некомпетентность медицинской сестры неизбежно становится и профессиональной некомпетентностью. Особая тема – злоупотребление профессиональными знаниями, профессиональным положением медиков. Именно профессиональная этика должна быть одной из гарантий предупреждения таких злоупотреблений.

   И все-таки, когда мы, оценивая чьи-то профессиональные действия, говорим «Это неэтично» такая форма выражения является не просто привычной, но и достаточно корректной. Потому, что даже по своему происхождению профессиональные морально-этические нормы «рукотворны» (клятва Гиппократа, клятва Флоренс Найтингейл), так же, как и теоретические построения этической науки (этика И.Канта, этика А.Швейцера).

   Основные принципы профессиональной этики работников среднего медицинского звена излагаются в форме этического кодекса медицинской сестры.    

   Перед Богом и в присутствии данного собрания я даю торжественное обещание:

  • Прожить жизнь мою благородно и быть преданной моей профессии.
  • Я буду воздерживаться от действий, могущих принести какой-либо вред или зло, и не буду брать или сознательно давать какие бы то ни было вредные лекарства.
  • Я приложу все свои силы к поддержанию и повышению престижа моей профессии и не буду разглашать никакие личные или семейные проблемы, доверенные мне в ходе выполнения моих обязанностей.
  • Я буду преданно помогать врачу в его работе и посвящу себя благополучию людей, за которыми мне доверено ухаживать.

   Термин «биоэтика» был введен американским биологом В.Р. Поттером в начале 1970-х годов и первоначально означал «соединение биологического знания и человеческих ценностей».

   В настоящее время над этим понятием подразумевается дисциплина, определяющая меру ответственности тех, кто принимает решение о выборе метода лечения и о применении научных знаний на практике.

   При определении биоэтической дисциплины – речь не идет о морали или об академическом знании, предназначенном для распространения или применения. Сфера биоэтики намного шире поля действия медицинской этики и касается человеческих отношений между врачом (сестрой) и пациентом.

   Помимо честности, строгой научности, стремления к истине – (слагаемых хорошей научной подготовки) – биоэтика предлагает наличие целого ряда человеческих качеств, таким как чувство солидарности, сострадания и даже любви, без которых невозможна ни одна биоэтическая оценка.

   Биоэтика – это, в определенном смысле, Новая этика в медицине, причем теперь она постоянно открыта изменениям, дополнениям, уточнениям.

   Основные принципы биомедицинской этики:

  1. принцип гуманности, уважения, человеческого достоинства личности;
  2. принцип благодеяния;
  3. принцип непричинения вреда;
  4. принцип справедливости.

   Медицинская этика «идет впереди» права. Она как бы интуитивно, исходя из понятий добра и зла, определяет пределы допустимого, разумного, ставит все новые вопросы и проблемы.

   Биомедицинская этика, основанная на деонтологии и известных положениях клятвы Гиппократа, имеет вместе с тем принципиальные и глубокие от них отличия. Главным являются новые достижения биологии и медицины, глубокое их исследование и определение степени опасности в настоящем и будущем при их приложении к человеку и обществу в целом. Конечной же целью биоэтики является разработка мер морального, а чаще законодательного свойства, которые оградили бы каждого конкретного человека и человечество от нежелательных или губительных последствий внедрения в медицинскую практику новых и, к сожалению, не всегда до конца выверенных медико-биологических достижений.

   Современная биоэтика основывается на уважении к жизни и достоинству каждого человека, интересы которого в любых случаях должны быть выше интересов науки и общества.

   Особое значение биоэтика приобрела в связи с успехами современной генетики, внедрением искусственного оплодотворения, лекарственным «взрывом», наводнением внешней среды ксенобиотиками, разработкой новых способов регуляции деторождения, прогрессом трансплантологии, развитием вакцинно-профилактики инфекционных и вирусных заболеваний человека.

   Следует особо подчеркнуть междисциплинарный характер проблем биоэтики, то обстоятельство, что в их изучении перекрещиваются интересы медицины, биологии, философии и юридических наук.

   В Российской академии медицинских наук и в Российской медицинской ассоциации созданы комитеты по медицинской этике. Комитеты возглавляют академик РАМН Михаил Давыдов и академик РАМН Н.Н.Володин.

   Быстрый прогресс в медицине, биологии и обществе будет ставить новые и бесконечно меняющиеся проблемы биомедицинской этики (биоэтические проблемы в области онкологии, пересадки клеток головного мозга, эвтаназии и др.).

   Формирование основных принципов медицинской этики в России относится к XIX веку, особому периоду расцвета культуры, науки и искусства в России. В начале XX века профессором Московского университета М.Мудровым была переведена на русский язык Клятва Гиппократа «Факультетское обещание русских врачей». Огромное значение имели морально-этические принципы, которые проповедовала еженедельная газета «Врач». Главный тюремный врач Москвы Ф. Гааз, чей девиз был «Спешите делать добро», постоянно выступал в защиту узников, всеми силами пытаясь улучшить их тяжкую участь. Спустя годы А. Чехов отправился в долгое путешествие на Сахалин и так же, как и Ф. Гааз, «милость к падшим призывал». В самом начале следующего века В. Вересаев в талантливой книге «Записки врача» (1902) привлек внимание русского общества к ряду острых этических проблем, в том числе и к проблемам обучения врачей. По призыву народовольцев российские врачи охотно шли в народ, уезжая на работу в глухие русские провинции. Земские врачи не только лечили, но и несли в народ просвещение и культуру.

   Второй этап относится к периоду советской власти. Следует отметить два крупных достижения этого времени: создание стройной сети лечебно-профилактических учреждений в стране и декларирование абсолютно гуманного, по сути, идеального принципа, согласно которому медицинская помощь должна быть бесплатной, доступной и квалифицированной.

   В 1944 г. выдающийся онколог-хирург Н. Петров написал великолепную книгу «Вопросы хирургической деонтологии», выдержавшую впоследствии пять изданий. Вот как он пишет об информированном согласии, являющемся сегодня альфой и омегой биоэтики: «…Информация больного о его болезни должна быть приспособлена к его пониманию, но ее можно и нужно изложить в доступной и понятной форме как для высокообразованного больного, как для больного, не знающего медицину, так и для больного врача».

   Характерная черта медицинской этики советского периода – безусловный приоритет интересов государства над интересами отдельного человека. Отсюда положение о том, что врачебная тайна – это всего лишь «буржуазный предрассудок», о чем писал нарком здравоохранения Н. Семашко.

   Деонтология как учение о юридических профессиональных и моральных обязанностях и правилах поведения медицинского работника по отношению к больному существует со времен Гиппократа (около 460-380 гг. до н.э.) развивается вместе с медицинской наукой и постоянно усиливает свое влияние на стратегические пути этого прогресса.

   Однако биология и медицина начала XXI достигли уровня, который не укладывается в рамках отношений врач-больной. Результаты исследований в генетике, иммунологии, медицинской инженерии и психологии вышли за узко профессиональные границы: сегодня эти исследования определяют уже не только судьбу отдельного человека, но и будущее человечества. Поэтому в последние годы для описания и анализа всего многообразия воздействий биологических наук на жизнь общества все чаще используют более широкий, чем деонтология, термин «биоэтика». Проблемы биоэтики привлекли внимание ученых-юристов, философов, деятелей церкви и государства, журналистов. Стержнем в этих вопросах остается главная и основополагающая заповедь Гиппократа: «Главное – не навреди».

   Наибольший интерес представляет деонтологическая теория немецкого философа Иммануила Канта (вторая половина 18-го века, 1724-1804 гг.). Канту принадлежит заслуга в более строгом обосновании сферы морали как таковой. Мораль представляет собой не только форму общественного сознания, идеологии, но и форму индивидуального поведения личности. Кант сказал мудрые слова: две вещи наполняют душу всегда новым и все более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и продолжительнее мы размышляем о них, - это звездное небо надо мной и моральный закон во мне. Мораль представляет собой совокупность норм, принципов и правил поведения, установленных в данном обществе и отражающих потребности людей. Эти нормы и правила поведения, общения, требования и оценки. Специфика морали состоит в том, что она отражает отношение людей в категориях добра и зла, справедливого и несправедливого, честного и бесчестного. Помимо выше сказанного – это долг, совесть, достоинство, честность, мужество, преданность, честь и т.д.

   Моральная мотивация наших поступков – это и не внешняя целесообразность (например, выгоде, пользе), и не склонность нашего индивидуального характера, но нечто более высокое в природе человека – автономное и свободное следование сознанию долга. Кант дает чеканную формулу нравственного закона, который он назвал «категорический императив»: поступай так, чтобы максима твоего поступка могла быть принципом всеобщего законодательства, т.е. человек должен действовать так, чтобы его поступки были образцом для всех.

   Категорический императив, предложенный человечеству немецким философом Иммануилом Кантом, подразумевает способ разрешения вопроса для людей, оказавшихся перед нравственным выбором. Выбирая, каким образом поступить, мы представляли бы свой образ действий в качестве всеобщего закона.

   Этическим мерилом для любого действия может служить вопрос: приемлем ли всем образ действий в качестве общего правила, относящегося, в том числе и к вам самим? Если мы не желаем, чтобы кто-то подобным образом обращался с нами, то, вероятно, не стоит вести себя так по отношению к другим.

   В этом самопринуждении личность находит подменную свободу и обретает подменное человеческое достоинство (как осознание в своем лице достоинства всего человечества). Очевидно, что важнейший принцип современной биомедицинской этики – уважения моральной автономии пациента – восходит именно к кантовским представлениям о нравственной свободе, ответственности и достоинстве личности. Исключительно важную роль в современной биомедицинской этике имеет следующее этическое требование Канта: никогда нельзя относится к человеку просто как к средству, но следует относиться как к цели самой по себе (в особенности оно важно в плане этического контроля биомедицинских исследований на людях).

   Происходящие перемены, связанные с новыми медицинскими технологиями, расширяют возможности медицины в благородном деле для борьбы с человеческими недугами и болезнями.

   По статическим данным, в настоящее время лишь в экономически развитых странах не менее 150 тыс. человек нуждаются в пересадке донорских органов и тканей. Мировая же потребность во много раз больше.

   В США трансплантация почки стоит около 90 тыс. долларов, не считая последующих ежегодных расходов в 7 тыс. долларов на лекарства, которые необходимо принимать постоянно на протяжении всей жизни, чтобы предотвратить отторжение пересаженного органа. В России сегодня коммерческая операция пересадки почки обойдется больному не менее чем в 809 тыс. рублей, опять же не считая расходов на крайне дорогие импортные лекарства. Поэтому большинство трансплантаций почки в нашей стране осуществляется при финансовой поддержке органов здравоохранения, которые, как известно, весьма ограничены в бюджетных средствах. Поэтому количество пересадок почки в последние годы у нас заметно сократилось.

   На заборе вокруг Института трансплантологии и искусственных органов МЗ РФ постоянно появляются объявления, авторы которых предлагают на продажу собственные органы. Очевидно, эти люди, оказавшиеся в тяжелейшей жизненной ситуации, не знают, что согласно российскому законодательству, в качестве живого донора может выступать только родственник реципиента и что купля-продажа органов категорически запрещена.

   Почти четверти миллиона человек, страдающих тяжелыми заболеваниями, современная трансплантология подарила возможность жизни, но она же породила ряд непростых моральных, юридических, философских и социальных проблем. Самая, пожалуй, острая сегодня в аллотрансплантации проблема – нехватка донорского материала. Во многом именно поэтому на пересадку таких внутренних органов, как почка, сердце, печень, врачи идут лишь в тех случаях, когда традиционное медикаментозное или хирургическое лечение полностью исчерпало себя и больной обречен на скорую смерть. Одним из перспективных направлений сегодня считают использование для пересадки человеку органов и тканей животных – ксенотрансплантацию. В настоящее время Комитет по биоэтике Совета Европы начал работу над дополнительным протоколом к Конвенции по правам человека и биомедицине, который будет касаться проблем ксенотрансплантации.

   Открытие стволовых клеток эмбриона, которые могут помочь в лечении таких болезней, как паркинсонизм, болезнь Альцгеймера, при разрывах спинного мозга, и даже восстановить кроветворение при опустошении костного мозга, например, вследствие лечения противолейкемическими препаратами.

   Многие ученые поднимают этическую сторону данной проблемы, т.е. разрешить исследование эмбриональных стволовых клеток, если это не будет сопровождаться разрушением самого эмбриона и, позволить самим женщинам соглашаться на донорство эмбриона.

   Дело в том, что на ранних стадиях развития эмбриона стволовые клетки обладают свойствами поли- и тотипотентности, т.е. могут развиваться в разные виды клеток. Это делает их потенциальным источником получения тканей и органов для пересадки.

   Таким образом, открывая новые направления в обеспечении блага для человека, они вместе с тем, при их непродуманном применении, могут нести и немалые опасности. Многие документы международных организаций в области биоэтики как раз и принимаются с целью предотвратить (или, по крайней мере, ослабить) возможные негативные последствия использования новых медицинских технологий, защищать права и достоинство человека, оказывающегося в роли пациента или испытуемого.

   В 1998 г. Россия вошла в состав Совета Европы и это обязывает ее привести национальное законодательство в соответствии с международным.

   Согласно действующему в нашей стране законодательству, международные договоры и соглашения, в которых участвует Россия, имеют приоритет перед внутрироссийскими законами. Это значит, что при отсутствии в нашем законодательстве соответствующих норм международные нормы имеют на территории России прямое действие.

   Причины, усиливающие во всем мире внимание к проблемам биоэтики:

- превращение медицины и здравоохранения в одну из приоритетных сфер общественной жизни, т.к. растущая озабоченность людей состоянием здоровья (как собственного, так и окружающих, прежде всего детей) и усиливающееся недовольство общества положением дел в здравоохранении, в конечном счете, влияют на политику государства.

   Неоднозначна и роль клонирования. Очевидно, это лишь ступенька на пути к чему-то большому, важному для сохранения человека как биологического вида. Если согласиться с тем, что наш вид достиг пика развития и предела эволюции (а именно об этом говорят многие специалисты), то придется признать и тот факт, что стремительно падает возможность приспособления этого вида к меняющимся условиям. Значит, нужно знать механизмы быстрой адаптации, которые когда-то придется применять. Один из путей применения этих механизмов – создание себе подобных в лабораторных или производственных условиях, иначе говоря – клонирование. Если клонирование – это воссоздание особи с «заданными параметрами», то перед нами – вполне реальная перспектива изменить лицо медицины будущего. Зная свойства генов и характер выполняемой ими работы, можно изымать «плохие» гены и улучшать «средние», можно значительно продлевать жизнь, можно создать мир, где взамен утраченной руки человек тут же получит точно такую же, собственную, а дети будут рождаться здоровыми. Сторонники клонирования утверждают, что если клонирование подвергнется запрету, если любое вмешательство в геном человека будет караться как преступление, это лишит человечество возможности решить проблемы сохранения человека как биологического вида. Илья Алабуев (доктор биологических наук, профессор) утверждает, что генетика – не предмет для опасений, она не отбирает жизнь, она пытается помочь сделать нашу жизнь лучше, дать надежду тем, кто ее утратил.

   Академик А. Спирин сказал, что непонимание важности биологической науки сулит нам не только отставание от передовых стран, но и столкновение лицом к лицу с людьми, которые уже сейчас готовы использовать наработки генетики для создания нового типа оружия. «Что такое биологическое оружие сегодня?  Это – уже не просто сибирская язва, холера, чума, это – созданные человеком генетически измененные микроорганизмы и вирусы, против которых бессильны любые антибиотики; трансгенные растения и животные, в которые встроены гены веществ, вредных и даже смертельно опасных для человеческого организма. Самый современный вид биологического оружия – гены, несущие информацию о патогенных белках, способные встраиваться в клетки человеческого организма – это оружие массового поражения. Поэтому нужно не бояться новых технологий, а дать им шанс окрепнуть и принести всем нам пользу. У данной проблемы есть и другая сторона – этическая. Современная биоэтика основывается на уважении к жизни и достоинству каждого человека, интересы которого в любых случаях должны быть выше интересов науки и общества. Неизвестны конечные результаты подобных исследований: каковы степени угрозы для жизни и самого существования человечества, насколько эти исследования будут работать на мирные цели и цели здравоохранения и евгеники, науки о совершенствовании человека.

   Все споры и страхи, связанные с клонированием, появились после удачного эксперимента Йена Вилмута, которому удалось клонировать безвестную шотландскую овечку по кличке Долли.

   Почему же именно клонирование Долли вызвало такой шум? Потому что, после овцы на очереди и сам венец природы – человек.

   Как вообще происходит процесс клонирования? С растениями человек проделывал эту операцию не менее четырех тысячелетий. И ни у кого это не вызвало ни малейшего протеста. Клонирование растений называется в сельском хозяйстве разведением отводками, глазками, почками, черенками. Если вы пробовали прививать свои яблони или груши, плотно прибинтовывая черенок одной ветки к другой, так вы занимались еще и селекцией, или гибридизацией, иначе – улучшением свойств дерева. Но растения устроены гораздо проще животных. У животных размножение происходит половым путем, т.е., чтобы получить кролика, нужно иметь женскую и мужскую хромосомы, яйцеклетку и сперматозоид.

   Чтобы создать малютку Долли, Йен Вилмут взял эмбриональную яйцеклетку овцы одной породы и донорское ядро клетки молочной железы другой взрослой (шестилетней) овцы.

   Долли была первой. Через четыре месяца после ее рождения появилось на свет еще пять овечек из выращенных искусственно половых клеток.

   В июне 2000 года специалистам удалось получить успешные клоны овечек с изменением ДНК. Шотландские ученые смогли осуществить клонирование, при котором генетический материал клона был «подправлен» в лучшую сторону. Так появилась на свет не о дочь, не то сестра, не то дублер Долли – овечка Поли, несущая в себе человеческий ген.

  Овечка Долли была усыплена экспериментаторами в связи с заболеванием легких.

   В научно-исследовательском центре появились на свет пятеро здоровых поросят. Считается, что клонировать свиней труднее, чем овечек или коров, потому что нужно иметь несколько здоровых эмбрионов (свиньи не рождают по одному поросенку). Но клонирование свиньи – очень важный факт для науки, ведь внутренние органы этого животного очень подходят для трансплантации людям. Нужно только генетически замаскировать «свиной подарок», чтобы организм человека его не отторгал. Работы в этом направлении уже ведутся: ученые изучают ген, который отвечает за непринятие чужеродных тканей иммунной системой человека.

   Сегодня существует несколько методик клонирования. Основные – близнецовое деление и пересадка клеточного ядра.

   Появились отрывочные сведения и о третьем методе, основанном на принципе замещения генетического кода. Теперь воспроизводства клонов животных можно добиться с помощью простой инъекции. Новый метод проще и доступнее.

   Когда в 1997 г. мир облетела весть об удачной попытке клонирования овечки Долли, в разных странах были срочно проведены опросы населения. Американцы – восемьдесят девять процентов! – высказывались тогда на запрещение клонирования. Россия тоже не осталась в стороне. Институт социологического анализа провел общероссийский опрос, в котором участвовали более полутора тысяч респондентов. Им задавали такой вопрос: «Как вам, может быть, известно, шотландским ученым удалось создать живую овцу Долли, которая стала точной копией другой овцы. Не исключено, что в близком будущем ученые смогут создавать и точные копии отдельных людей. С каким из следующих мнений по этому поводу вы бы согласились?». Было предложено девять вариантов ответа:

- это недопустимо, потому что каждый человек – это божье творение (29%);

- это недопустимо, потому что может привести к намеренному созданию людей «высшего» и «низшего» сорта (14%);

- это недопустимо, потому что может привести в дальнейшем к ослаблению семейных уз и привязанностей, распаду общественных отношений (5%);

- это допустимо только для медицинских целей, например, в случае бесплодия (18%);

- это допустимо, поскольку появится возможность увеличить количество умственно и физически одаренных людей (4%);

- это допустимо, если у каждого будет возможность иметь свою «копию» (1%);

- против, поскольку неуютно знать, что где-то рядом живет твоя «копия» (3,5%);

- другие аргументы «против»/«против» без аргументации (4%);

- другие аргументы «за»/«за» без аргументации (0,5%);

- затрудняюсь ответить (19%).

   Так что и наши граждане большинством голосов (55,5%) выступили против клонирования, и только 24% россиян считают, что клонирование может быть разрешено, но при определенных условиях.

   Скорее всего, это чисто психологические причины. Когда впервые были проведены успешные эксперименты по искусственному оплодотворению, сколько копии было сломано журналистами и политиками! Писали, что «пробирочные» дети окажутся нежизнеспособными, что их появление на свет противоречит естественному развитию природы, что ребенок, рожденный от «чужого» семени, будет восприниматься одним из родителей как чужой, как приемыш. Но ничего подобного не случилось. А многие бездетные пары получили надежду иметь детей. Сегодня искусственное оплодотворение стало вполне обычной медицинской услугой.

   Опыт клонирования людей сможет появиться только в результате клонирования именно людей. И рано или поздно это произойдет. Некоторые страны запретили клонирование, но все же работы по клонированию людей уже ведутся. И может случиться, что первыми результат получат те так называемые ученые, которые мечтают создать клонов Гитлера.

   В последнее время прошедшая информация о рождении клонированных детей в научном мире воспринимается неоднозначно, т.к. сегодня еще не запрограммировано рождение здорового ребенка. Многие врачи против клонирования.

Эвтаназия – это относительно безболезненное умерщвление врачом безнадежно больного пациента с согласия его собственного и его близких.

Существует классификация эвтаназии. Активная эвтаназия: действия прямонаправленные на смерть сильно страдающего безнадежного больного. Пассивная эвтаназия: отказ врача от действий, продлевающих жизнь такого больного. Если врач намеренно сокращает жизнь больного, эвтаназия прямая. Если же действия врача, направленные к другой цели, могут ускорить смерть пациента, непрямая эвтаназия. Эвтаназия, осуществляемая по просьбе безнадежного больного пациента, называется добровольной. Эвтаназию, примененная к пациенту, находящемуся без сознания и не имеющего никаких шансов на выживание, называют принудительной.

   Из стадии дискуссий вопрос об эвтаназии, добровольном уходе из жизни безнадежных больных перешел в практическую плоскость. Это не означает, что споры окончены. По драматическому стечению обстоятельств в один и тот же день в Лондоне и Страсбурге были приняты противоположные решения о праве человека распоряжаться собственной жизнью.

   Верховный суд Великобритании признал право 43-летней парализованной больной добровольно уйти из жизни. «Мисс Би», имени которой нельзя называть по действующим в стране юридическим нормам, потребовала отключить аппарат искусственного дыхания, к которому она была подключена на протяжении года, что являлось составной частью лечебного процесса.

   Бывшая сотрудница из учреждений социальной помощи «Мисс Би» стала первой в Великобритании, кто добился в суде такого решения. Год назад из-за разрыва артерий в области шеи она была полностью парализована, однако при этом сохраняла ясное сознание.

   Европейский суд по правам человека в Страсбурге счел «справедливым» запрет на оказание помощи при добровольном самоубийстве, поскольку это чревато «злоупотреблениями».

   Речь идет о судьбе 43-летней англичанки Дианы Прети (кстати, ровесницы «Мисс Би»). Пораженная тяжелейшим заболеванием центральной нервной системы эта женщина не может дышать и двигаться без специальной аппаратуры и помощи посторонних. Она давно хочет «уйти из жизни с достоинством», но самостоятельно не в состоянии отключить дыхательный аппарат, а Палата лордов Великобритании, высшая юридическая инстанция страны, отвергла просьбу Дианы разрешить ее мужу Брайну оказать ей помощь в этом. Самоубийство как таковое разрешено британскими законами, но они карают за помощь в его осуществлении тюремным заключением сроком на 14 лет. Поэтому госпожа прети и обратилась в страсбургский суд с жалобой о попрании прав ее и мужа. Директор кабинета европейского суда Родерик сказал: «Мы не вправе разрешать или запрещать эвтаназию как таковую, если юрисдикция страны ее разрешает, как это происходит, например, в Нидерландах. Наш суд стоит на страже соблюдения Европейской конвенции прав человека, а не диктует юридическую процедуру и законы странам-членам СЕ». В данном случае суд счел, что Палата лордов никак не нарушила эту конвенцию.

   Официально эвтаназия пока разрешена только в Нидерландах, которая стала первой страной в мире, где принят и уже вступил в действие соответствующий закон.  В настоящее время Австралия вошла в число стран, где узаконена эвтаназия. Хотя, по мнению независимой группы экспертов Комиссии по правам человека ООН, такой закон приведет к «банализации» добровольной смерти, превратит эвтаназию в обычное явление. И все же пример голландцев оказался заразительным. В Бельгии уже ставится вопрос о разрешении частичной эвтаназии.

   Во Франции мнения разделились: противники эвтаназии сравнивают ее с нацистскими теориями отбора, когда старые и больные люди, ставшие обузой для общества, умерщвляются, а ее сторонники расценивают возможность добровольно уйти из жизни как гуманный акт, проявление сострадания к безнадежно больным.

   Хотя в большинстве европейских стран эвтаназия остается под запретом, отступления от правил все заметнее.

   В Швейцарии, например, где «активная эвтаназия» также вне закона, к «пассивной» относятся вполне терпимо. В Испании с 1995 года она уже не преследуется в уголовном праве, когда больной страдает неизлечимой болезнью и настоятельно обращается с просьбой уйти из жизни. Примерно так же обстоят дела и в Дании. Зато в Италии, Швеции, Норвегии и Греции любая эвтаназия запрещена, а в германии она приравнивается к убийству.

   Многие врачи научились обходить закон. Австралийским медикам разрешено давать смертельно больным лекарства, снимающие боль. При этом если препараты случайно приведут к смерти пациента, доктора не обвиняют. Проведенный сотрудниками университета Ньюкасла в прошлом году опрос среди врачей показал, что треть из них, по меньшей мере, раз вводила чрезмерную дозу болеутоляющих, которая снимала страдания, но одновременно приводила к смерти пациентов.

   Страсти по эвтаназии разгораются, этот вопрос обсуждается с медиками, философами, представителями различных религиозных конфессий. Врачи сошлись во мнении, что «человек создан для жизни и должен прожить свою жизнь до конца», а их долг – помочь ему в этом. Юристы опасаются, что разрешение на эвтаназию «юридически легализуют смерть». Но проблема остается и требует решения.

   В настоящее время Россия не заняла еще четкой позиции в вопросе о законности эвтаназии, поэтому до введения соответствующего законодательства решение этого вопроса в каждом конкретном случае – в компетенции и на совести врача, с другой стороны врачи всего мира приносят клятву Гиппократа, в которой есть такие слова: «Я не дам никому просимого у меня смертельного средства и не покажу пути для подобного замысла». В противовес ей Френсис Бекон (1561 – 1626 гг.) писал: «Если бы врачи хотели быть верными своему долгу и чувству гуманности, они должны были бы увеличить свои познания в медицине и в то же время приложить все старания к тому, чтобы облегчить уход из жизни тому, в ком еще не угасло дыхание».

   Необходимо также помнить о воздействии эвтаназии на сформировавшиеся деонтологические нормы. Во-первых, врач единолично превращается вначале в судью, а затем и в палача. Как результат – цена человеческой жизни в его глазах падает, он черствеет. Во-вторых, похожие действия практика эвтаназии оказывает на души непосредственно наблюдающих сестер, санитаров, студентов. В-третьих, свидетелями оказываются другие больные и их близкие, что неизбежно отражается на мнении населения о больнице и ее персонале.

   Итак, как бы ни решал врач конкретные вопросы жизни и смерти человека, он обязан исходить из соображений разума, законности и гуманизма.

   Сейчас в России законодательством запрещены все формы эвтаназии. В ст. 45 Основ Законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан «Запрещение эвтаназии» сказано: «Медицинскому персоналу запрещается осуществление эвтаназии – осуществления просьбы больного об ускорении его смерти какими-либо действиями или средствами, в том числе прекращением искусственных мер по поддержанию жизни. Лицо, которое сознательно побуждает больного к эвтаназии и (или) осуществляет ее, несет уголовную ответственность в соответствии с законодательством РФ».

   Этот вопрос заключен в самом греческом слове «эвтаназия», имеющем двойной смысл: eu – хорошо и thanatos – смерть. Понятие вроде бы взаимоисключающие. Но вспомните девушку из популярной в довоенные годы песни. Провожая любимого «на позиции», она напутствовала его так: «Я желаю всей душой, если смерти – то мгновенной, если раны – небольшой». Жестоко, но мудро…

   Новое тысячелетие началось не только с природных катаклизмов, но и с разрушения некоторых устоявшихся представлений о природе человеческого бытия. Две тысячи лет основным правом землян было право на жизнь. И в друг впервые за всю историю существования «Хомо сапиенс» европейские суды все чаще стали рассматривать право человека на добровольный уход из жизни, на легкую смерть путем смертельной инъекции. Парадокс заключается в том, что последнюю точку в этом драматическом акте должен поставить врач, в силу своей профессии призванный бороться со смертью.

   Известный детский хирург Станислав Яковлевич Долецкий говорил: «Эвтаназия, безболезненная смерть, - это милосердие, это благо». И когда ему возражали, что эвтаназия – это клятвопреступление, он отвечал: «Вы видели когда-нибудь страшные мучения и боли, которые приходится терпеть множеству больных раком, инсультникам, парализованным? Вы видели когда-нибудь муки родителей, вынужденных не месяцами, годами, десятилетиями ухаживать за детьми, у которых атрофировалась ЦНС, за детьми – дебилами? Вы видели когда-нибудь мучения семей, в которых кто-то из родственников полностью парализован? Вы видели, вы чувствовали боль матерей, у которых родился ребенок – урод, причем урод с неизлечимой патологией. Если да, вы поймете меня!

   Мы взяли интервью у заведующего отделением реанимации и анестезиологии клинической больницы №85 кандидата медицинских наук Анатолия Викторовича Потемкина.

- А вы смогли бы совершить эвтаназию по просьбе безнадежного больного?

Я задавал себе этот вопрос и должен признаться, что сейчас к этому не готов. Моя психология сформирована в другом направлении. Как человек, который попадал в экстремальные ситуации, я смог бы убить бандита, защищая близких. Но если меня об этом попросит пациент в клинике, находящийся в сознании, то тут я не готов.

- Как определяется момент, когда человек перешел за черту жизни?

Как правило, констатируется смерть мозга.

- Ее обозначает прямая линия на энцефалограмме?

Не только. Биопотенциалы мозга могут резко снизиться и в результате наркоза. Его смерть определяется и отсутствием мозгового кровотока, что сейчас выявляют с помощью ультразвука, или точнее – ангиографией. Но вся сложность в том, что даже неврологическая бригада, диагностирующая смерть мозга, не берет на себя ответственность отключить «сердце – легкие». Это тяжелое решение приходится принимать нам.

   И все-таки многие врачи придерживаются твердого мнения, что больных нужно лечить. В медицинской этике существует священное табу – жизнь бесценна, и значит, говорить о цене жизни безнравственно.

   Церковь выступает против эвтаназии, считает этот акт убийством со стороны врачей и самоубийством со стороны больных. Таких людей в церкви не отпевают. Хотя в самое последнее время обозначились некоторые подвижки в этом вопросе. В конце XX века выступая на конференции в Ватикане, Иоанн Павел II, занимавший непримиримую позицию по эвтаназии, высказался не столь жестко. Хотя он не произносил самого «запретного» слова, но призвал врачей не прибегать к чрезвычайным мерам для продления жизни смертельно больным. Папа напомнил о человеческой бренности, которая разрушает иллюзию медицинского всесилия. 82-летний понтифик, сам испытывающий все больше проблем со здоровьем, заметил, что врачи обязаны заботиться не только о физическом, но и о духовном состоянии людей, оказавшихся на пороге смерти. Позиция русской православной церкви остается непоколебимой. В ее социальной доктрине даже аборт приравнен к убийству, а контрацепция – к аборту…

   Да, церковь в этих вопросах непримирима. Самоубийц в старину даже хоронили на специальном кладбище.

   Проблема эвтаназии не столько медицинская, сколько нравственная, психологическая, социальная и решать ее надо коллегиально. Надо выяснить у самого больного, все ли он попробовал, чтобы избавиться от страданий в этой жизни.

   Итак, как бы ни решал врач конкретные вопросы жизни и смерти человека, он обязан исходить из соображений разума, законности и гуманизма. Врач призван служить здоровью каждого человека и всего народа. Дело врача – облегчать страдания и спасать от смерти больных. Подавляющее большинство врачей и юристов считает, что эвтаназия – это клятвопреступление и уголовный беспредел и считают ее совершенно недопустимой, даже если она предпринимается исключительно «из сострадания», по настойчивому требованию больного, которому в любом случае предстанет в скором времени умереть.

   В памяти человечества навечно остались противоречащие всем этическим медицинским нормам и традициям преступные и бесчеловечные «эксперименты» нацистских врачей над военнопленными и заключенными лагерей смерти во время второй мировой войны, где предложили называть эвтаназией уничтожение так называемых «неполноценных» людей: умерщвляли новорожденных, людей с «неправильным развитием», душевнобольных, больных туберкулезом, злокачественными новообразованиями, инвалидов, стариков и так называемую «низшую расу»; была создана специальная индустрия умерщвления в виде газовых камер, душегубок, крематориев. Эти преступления получили жестокую законодательную оценку в ходе Нюрнбергского процесса над врачами-преступниками и в вынесенных международными трибуналом приговорах и привели к принятию в 1947 г. так называемого Нюрнбергского кодекса медицинской этики. В 10 пунктах этого кодекса были сформулированы важнейшие условия проведения экспериментальных исследований на человеке (добровольное согласие испытуемых, предварительные эксперименты на животных, высокая квалификация исследователя, максимальная защита от риска и др.).

   Где гарантия того, что эвтаназия не переродится в геноцид?

   Вопрос о том, нужна эвтаназия или нет, остается открытым. Ответ на этот вопрос будет лишь тогда, когда наука полностью познает человека и ответит на вопросы «Что такое жизнь?» и «Что такое смерть?». Сегодня это дополняется еще одной гранью – родилась биомедицинская этика (или биоэтика).

   Негативное отношение к эвтаназии отражается в паллиативной медицине, в деятельности хосписов, оказывающих помощь неизлечимо больным и умирающим людям. Современные принципы работы хосписов, создававшихся для облегчения страданий в основном раковых больных на поздних стадиях развития болезни, берут свое начало еще в раннехристианской эре. Первое употребление слова хоспис в применении к уходу за умирающими появилось в XIX веке. Основательница современного хосписного движения Сисилия Сандерс, начавшая свою милосердную деятельность в 1948 г. в Лондоне. Доктор Сесилия Сандерс, тогда недавно аттестованный социальный работник и бывшая медсестра, встретила на своем первом обходе в хосписе св. Луки пациента лет сорока, летчика по имени Давид Тасма, который приехал из Польши. У него был неоперабельный рак. После нескольких месяцев он был переведен в другую больницу, где доктор Сандерс навещала его еще два месяца до его смерти. Они много беседовали о том, что могло бы помочь ему прожить остаток жизни достойно, о том, кА, освободив умирающего от боли, дать ему возможность примириться с собой и найти смысл своей жизни и смерти. Эти беседы и положили начало философии современного хосписного движения.

   После смерти Давида Тасмы, Сесилия Сандерс пришла к убеждению, что необходимо создавать хосписы нового типа, обеспечивающие пациентам свободу, позволяющую найти собственный путь к смыслу. В основу философии хосписа были положены открытость разнообразному опыту, научная тщательность и забота о личности.

   Принципы паллиативной медицины, поддерживаемые Всемирной Организацией Здравоохранения, заключаются в следующем.

ПАЛЛИАТИВНАЯ МЕДИЦИНА:

  • Утверждает жизнь и рассматривает смерть как нормальный процесс;
  • Не ускоряет и не замедляет смерть;
  • Обеспечивает облегчение боли и других беспокоящих симптомов;
  • Объединяет психологические и духовные аспекты ухода за больным;
  • Предлагает систему поддержки, чтобы помочь больным жить активной жизнью до конца;
  • Предлагает систему поддержки, чтобы помочь семьям справиться с трудностями во время болезни родственника, а также после его смерти.

   С начала 1980-х годов идеи хосписного движения начинают распространяться по всему миру.

   В России первый хоспис появился в 1990 году в Санкт-Петербурге по нициативе Виктора Зорза – английского журналиста и активного участника хосписного движения. Его директором стал Андрей Владимирович Гнездилов. Через некоторое время в Москве создается Российско-Британская Ассоциация хосписов для оказания профессиональной поддержки российским хосписам.

   В 1992 году в Москве организуется небольшая группа добровольцев и медицинских работников, помогающая неизлечимо больным на дому. В 1997 году при финансовой и административной поддержке правительства Москвы, в центре города, на улице Доватора открывается новое здание для Первого Московского хосписа.

   Идеи хосписного движения продолжают распространяться по всей России. Всего в России сейчас существует около 20 хосписов, в том числе и в Казани, в Ульяновске, в Ярославле и других городах.

   Постановлением Правительства Москвы от 20 октября 1992 г. №877 в Москве открылся Первый Московский хоспис.

   Первый Московский хоспис обслуживает население Центрального административного округа г. Москвы.

   Врачи и персонал хосписа также оказывают бесплатные консультации жителям других районов Москвы. Осуществляется помощь в домашних у3словиях и в стационаре.

   В состав выездной службы входят врачи, медсестры, социальные работники, добровольцы, психологи, юристы. Число пациентов в среднем 50 – 60 в день.

   В стационар на 27 мест помещаются пациенты, требующие постоянного наблюдения, здесь они получают медицинскую помощь, имеют возможность общения и занятий по интересам.

   На базе хосписа создан советский добровольческий институт, в котором работает 45 добровольцев. Они оказывают безвозмездную помощь пациентам и персоналу хосписа: это работа с пациентами, парикмахерские услуги, чтение литературы, арттерапия, поиск благотворителей, помощь по хозяйству.

   На базе НИИ Детской онкологии и гематологии создан первый Московский хоспис для детей, деятельность которого основана на принципах:

  • Если ребенка нельзя вылечить, это не значит, что для него ничего нельзя сделать. Мы не отдаляем и не ускоряем смерть ребенка, но в наших силах улучшить качество его жизни. Больной и его родные – единое целое.
  • Детский хоспис на дому – бесплатная помощь для пациентов и их семей.
  • Объем помощи и ее качество не зависят от социального статуса, мировоззрения и национальности пациентов и их семей. Работа с семьей продолжается и после утраты.

   В нашей стране в 90-е годы принят целый ряд законов РФ, направленных на защиту основных прав наших граждан в области здравоохранения. Было бы глубочайшим заблуждением сводить все проблемы взаимоотношения врача, пациента и общества к ряду законов, административному и уголовному праву. Как заметил наш замечательный философ И.Ильин: «Право не должно быть оторвано от духовной жизни общества, оно должно опираться на нормы морали и справедливости».

   Задача XXI века – вернуть нравственное начало в медицину.

   Прежде всего хотелось бы увидеть нашу истерзанную многострадальную Родину возродившейся, могучей, а ее народ – здоровым, умножившимся, бодрым духом. Хочется, чтобы в нашу жизнь, и в частности в медицину, вернулось нравственное начало, на каждом шагу попираемое. Очень хочется увидеть в действии мудрый, взвешенный закон о биомедицинской этике.

   В клинической медицине хотелось бы увидеть осознание факта взаимопроникновения трех человеческих ипостасей тела, души и духа и отсюда понимание, что лишь на пути исцеления всех этих трех сущностей можно добиться истинного терапевтического успеха.

   И главное верить в торжество СВЕТА, ДОБРА и ЛЮБВИ.  

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ОПРОС СТУДЕНТОВ, ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ

   Вопросы биоэтики волнуют не только ученых, непосредственно ими занимающихся, но и широкую общественность, в том числе и студентов, изучающих медицинские специальности, и практикующих врачей. Мы провели социологический опрос среди студентов III курсов нашего училища и преподавателей с целью выяснить их позицию по некоторым проблемам биомедицинской этики.

БЫЛИ ПРЕДЛОЖЕНЫ СЛЕДУЮЩИЕ ВОПРОСЫ:

1. ВАШЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРАКТИЧЕСКИМ ОПЫТАМ ПО КЛОНИРОВАНИЮ:

  • Считаете ли вы, что оно представляет опасность для человека, общества, человечества?
  • Это недопустимо, потому что каждый человек – это Божье творение;
  • Это недопустимо, потому что может привести к намеренному созданию людей «высшего» и «низшего» сорта;
  • Это допустимо только для медицинских целей, например в случае бесплодия;
  • Это допустимо, поскольку появится возможность улучшения человека (физически и умственно);
  • Другие аргументы:

против –

за –

  • Затрудняюсь ответить.

2. КАКУЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ ВЫ РАЗДЕЛЯЕТЕ?

  • Эвтаназия – гуманное средство помощи безнадежно больным;
  • Эвтаназия – неэтический акт деятельности медицинского работника;
  • Эвтаназия – преступное действие.

3. СЧИТАЕТЕ ЛИ ВОЗМОЖНЫМ ПРИМЕНЕНИЕ НОВЫХ МЕДИКО-БИОЛОГИЧЕСКИХ ДОСТИИЖЕНИЙ, НЕ ПОДТВЕРЖДЕННЫХ КЛИНИЧЕСКОЙ ПРАКТИКОЙ ДЛЯ ЛЕЧЕНИЯ БЕЗНАДЕЖНЫХ БОЛЬНЫХ?

4. МОГЛИ БЫ ВЫ САМИ ОСУЩЕСТВИТЬ ЭВТАНАЗИЮ?

 

   

Обобщенные результаты опроса позволяют сделать вывод о том, что подавляющее большинство респондентов не имеет однозначно сформировавшегося мнения по обсуждаемым проблемам.

   Признавая важность развития областей медицины, направленных на оздоровление человека (в частности, клонирование отдельных органов, совершенствование трансплантологии), участники анкетирования негативно или с осторожностью относятся к эвтаназии и практической организации работы в области трансплантации, учитывая нравственное несовершенство и юридическую необеспеченность современного общества.

   Средства массовой информации, публикующие материалы аналогичной тематики делают акцент прежде всего на этических аспектах, отмечая элитарность подобного рода медицинских услуг, правовую и нравственную проблематичность донорства.

   Безусловным представляется только один путь – исключение избирательности в оказании медицинской помощи всем нуждающимся и снижение уровня неизлечимых болезней.

   Философия помогает человеку определить ценностную систему, найти смысл жизни, решить проблему свободы выбора.

ВОПРОСЫ:

«Что есть человек?»; «На что человек может надеяться, в этом мире?» «Как мир относиться к человеку»?

всегда актуальны, когда бы и кто бы их ни выдвинул.

   Философия – учение о жизни. Поэтому жить надо самому – никто за тебя жить не будет, самому выбирать свой жизненный путь.

   Жизнь каждый день ставит перед нами серьезные вопросы, значит, нужно каждый день философствовать.

                                       

                                           ЖИЗНЬ – возможность,

                                                                                    используйте ее.

                                            ЖИЗНЬ – красота, 

                                                                            восхищайтесь ею.

                                            ЖИЗНЬ – блаженство,

                                                                                  вкусите ее.

                                            ЖИЗНЬ – мечта,

                                                                        осуществите ее.

                                            ЖИЗНЬ – вызов,

                                                                        примите его.

                                            ЖИЗНЬ – долг,

                                                                     исполните его.

                                            ЖИЗНЬ – игра,

                                                                     сыграйте в нее.

                                            ЖИЗНЬ – богатство,

                                                                               дорожите им.

                                            ЖИЗНЬ – любовь,

                                                                           наслаждайтесь ею.

                                            ЖИЗНЬ – тайна,

                                                                        познайте ее.

                                            ЖИЗНЬ – шанс,

                                                                        воспользуйтесь им.

                                            ЖИЗНЬ – горе, 

                                                                      превозмогите его.

                                            ЖИЗНЬ – борьба,

                                                                          выдержите ее.

                                            ЖИЗНЬ – приключение,

                                                                                     решитесь на него.

                                            ЖИЗНЬ – трагедия,

                                                                             преодолейте ее.

                                            ЖИЗНЬ – счастье,

                                                                           сотворите его.

                                            ЖИЗНЬ – слишком прекрасна,

                                                                                                не губите ее.

                                            ЖИЗНЬ – это жизнь,

                                                                               боритесь за нее.

МАТЬ ТЕРЕЗА

   Эти слова написаны на стенах каждого из приютов для старых, больных и бездомных людей, для которых мать ТЕРЕЗА – символ милосердия в наш немилосердный век.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

   Работа нашей конференции завершается. Поблагодарим наших студентов и гостей за участие в конференции. Опыт проведения конференции по философии представляется нам интересным, заслуживающим внимания и перспективным для дальнейшей работы в этом направлении.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая тетрадь по предмету «Основы философии» для студентов СПО

Цель данного пособия – помочь студентам в изучении и понимании философского материала при самостоятельной работе на уроке и дома...

Рабочая тетрадь по предмету «Основы философии» для студентов СПО

Цель данного пособия – помочь студентам в изучении и понимании философского материала при самостоятельной работе на уроке и дома...

Рабочая тетрадь по предмету «Основы философии» для студентов СПО

Цель данного пособия – помочь студентам в изучении и понимании философского материала при самостоятельной работе на уроке и дома...

Связь предмета «Основы дирижирования» с предметом «Общее фортепиано»

Перед тем, как приступить к изучению хорового произведения с хором, дирижер должно сам хорошо выучить это музыкальное произведение.Он должен отлично представить себе все состояния, которые он пройдет,...

Задачи для проведения дифференцированного зачёта по предмету «Фармацевтическое товароведение» совместно с предметом «Основы общей психологии»

Задачи для проведения дифференцированного зачёта  по предмету «Фармацевтическое товароведение» совместно с предметом «Основы общей психологии»...

Программа промежуточной аттестации по предмету Основы философии

Программа промежуточной аттестации по предмету Основы философии...