Технологическая карта открытого урока по дисциплине "Основы уголовного права и уголовного процесса"
материал на тему

Атаева Диана Руслановна

07.02.2018 г. обучающиеся техникума - группа 31 Ю вместе с преподавателем Атаевой Д.Р. посетили приют для бездомных животных в рамках благотворительной акции «Бездомных нет». Ребята показали на своем примере, что брошенным животным необходимо помогать. Сотрудники приюта встретили ребят с большой радостью, рассказав о всех тонкостях волонтерской работы. В завершении мероприятия, волонтеры приюта для животных поблагодарили обучающихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_lektsii_up_no_31_avtosohranennyy.docx44.56 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого урока по дисциплине «Основы уголовного права и уголовного процесса». Занятие № 33

Тема занятия

Предварительное расследование.

Тип занятия

Практическое занятие

Форма обучения

Фронтальная, индивидуальная, групповая

Дидактическая задача

Закрепить знания и умения в отношении общей характеристики предварительного расследования, системы предварительного расследования и дознания. Разграничить следственные действия. Освоить общие правила производства следственных действий.

Цели

  1. Образовательные (формирование познавательных и логических УДД):

- провести актуализацию знаний по темам «Порядок приема, регистрации и проверки сообщений о преступлениях», «Досудебное производство», «Возбуждение уголовного дела», «Поводы и основания для возбуждения уголовного дела», «Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела»:

- выбрать навыки применения полученных знаний на практике.

2. Развивающая (формирование регулятивных УДД):

- Развивать умение анализировать, оперировать полученными знаниями и навыками, выделять главное, обобщать;

- развитие юридически грамотной речи, умение пользоваться юридической терминологией.

3. Воспитательная (формирование коммуникативных и личностных УДД):

- создать условия для развития познавательного интереса к предмету и уверенности в своих силах, формирование положительного мотива учения;

-  учиться планированию учебного сотрудничества с преподавателем и одногруппниками.

Ожидаемые результаты обучения

  1. Предметные

- умение ориентироваться в УПК, уметь применять соответствующие статьи УПК

2. Метапредметные

- умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять цели деятельности,  самостоятельно осуществлять и контролировать и корректировать деятельность, использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; выбирать успешные стратегии в различных ситуациях;

- умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, эффективно разрешать конфликты;

3. Личностные

- сформированность представлений о юриспруденции как о универсальном языке науки, изучающей свойства государства и права; совокупность правовых знаний; практическую деятельность юристов и систему их подготовки

Средства обучения

  1. Компьютер
  2. Мультимедийный проектор
  3. Экран
  4. Электронный учебник Уголовный процесс. Под редакцией О. И. Андреевой
  5. УПК
  6. Раздаточный справочный материал
  7. Презентация по теме «Предварительное расследование»
  8. Индивидуальные карточки заданий

Место проведения

Учебный кабинет

Продолжительность

90 минут

Этап занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

Материально-техническое и информационное обеспечение

Время

  1. Организационный момент

Приветственное слово преподавателя. Определяет готовность обучающихся

Готовность к занятию, подготовка к опросу

5 минут

  1. Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний.

Преподаватель раздает индивидуальные письменные задания 4 обучающимся. Преподаватель проводит опрос по домашнему заданию. Координирует деятельность обучающихся.

Блиц –опрос

  1. Основания для возбуждения уголовного дела

  1. Решения, принимаемые в стадии возбуждения уголовного дела

  1. Меры пресечения.

  1. Что такое задержание и его виды

  1. Классификация доказательств

  1. Что такое следственные действия

  1. Виды предварительного расследования

  1. Что означает расследование в форме дознания

 

  1. Виды следственных действий

Двое обучающихся, дают ответ по домашнему заданию № 1, 3, остальные обучающиеся проверяют свое решение в тетрадях.

Четверо обучающихся выполняют индивидуальные задания

 Устно отвечают на вопросы повторяют теорию

1. Поводами для возбуждения уголовного дела служат:

а) заявление о преступлении;

б) явка с повинной;

в) сообщение о совершенном или готовящемся преступлении, полученное из иных источников;

г) постановление прокурора о направлении соответствующих материалов в орган предварительного расследования для решения вопроса об уголовном преследовании.

2. По результатам рассмотрения сообщения о преступлении орган дознания, дознаватель, следователь или прокуpop согласно ст. 145 УПК принимают одно из следующих решений: а) о возбуждении УД; б) об отказе в возбуждении УД; 3) о передаче сообщения по подследственности или подсудности.

3. К мерам пресечения действующий уголовно-процессуальный закон (ст. 98 УПК РФ) относит: а) подписку о невыезде и надлежащем поведении; б) личное поручительство; в) наблюдение командования воинской части; г)

присмотр за несовершеннолетним обвиняемым или подозреваемым; д) залог; е) домашний арест; ж) заключение под стражу.

4.Задержание — кратковременное лишение свободы лица, подозреваемого в совершении преступления или административного правонарушения

5. В соответствии со ст. 74 Уголовно-процессуального кодекса РФ основными видами доказательств являются:

- показания подозреваемого, обвиняемого;

- показания потерпевшегосвидетеля;

- заключение и показания эксперта;

- заключение и показания специалиста;

- вещественные доказательства;

- протоколы следственных и судебных действий;

- иные документы.

6. Следственные действия — предусмотренные и строго регламентированные уголовно-процессуальным законом, обеспеченные силой государственного принуждения действия уполномоченных лиц, направленные на собирание и проверку доказательств по уголовному делу.

7. Предварительное расследование осуществляется в форме предварительного

следствия или дознания.

8.В УПК РФ дознание определено как форма предварительного расследования, осуществляемая дознавателем (следователем) и органом дознания, по уголовному делу, по которому производство предварительного следствия необязательно.

9.

  1. допрос (подозреваемого, обвиняемого, свидетеля, потерпевшего, эксперта, специалиста, понятого)
  2. очная ставка
  3. обыск
  4. выемка
  5. осмотр
  6. освидетельствование
  7. контроль и запись переговоров
  8. получение информации о соединениях между абонентами и (или) абонентскими устройствами
  9. опознание
  10. следственный эксперимент
  11. проверка показаний на месте
  12. наложение ареста на почтово-телеграфную корреспонденцию
  13. Судебная экспертиза

Слайд с Задачами 1,2.

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Слайд 6

Слайд 7

Слайд 8

Слайд 9

Слайд 10

Слайд 11

  1. минут
  1. Тема урока, постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Преподаватель помогает сформулировать студентам цели и задачи занятия.

Преподаватель предлагает усвоения полученных ранее знаний по теме «Предварительное расследование», необходимо обыграть следственное действие «Предъявление для опознания» ст. 193 УПК РФ.

Обучающиеся формулируют тему, цели и задачи на данный урок.

  1. минут
  1. Усвоение знаний в игровой форме

Преподаватель организует студентов для проведение следственного действия «Предъявление для опознания».

Из числа студентов выбирается следователь, помощник следователя, статисты, потерпевший и понятые.

Опознающие предварительно допрашиваются об обстоятельствах, при которых они видели предъявленные для опознания лицо или предмет, а также о приметах и особенностях, по которым они могут его опознать

Студент - следователь организует проведение следственного мероприятия, предлагает студенту - обвиняемому и двум студентам -статистам занять места для познания. Перед началом опознания, Студент – следователь задает вопросы студенту – потерпевшему об обстоятельствам при которых он видел предъявленное для опознания лицо. Начинает заполнять протокол опознания. Параллельно помощником следователя проводится видео фиксация «Предъявления для опознания».

Опознающий указывает на одно из предъявленных ему лиц и ему предлагается объяснить, по каким приметам или особенностям он опознал данные лицо. По окончании опознания студентом -  следователем составляется протокол в соответствии со статьями 166 и 167 УПК РФ.

20

минут

  1. Физминутка

Разминание рук, шеи и возвращение к занятию

Выполнение упражнений

Слайд 12

5 минут

  1. Первичное закрепление в знакомой ситуации.

Решение с ошибкой задача №2.

Преподаватель делит обучающихся на команды и раздает задачи, поясняя

Пользуясь УПК решите

Задача №2

  1. В рамках возбужденного уголовного дела (п. «в» ч. 2 ст. 158 УК РФ) Кошкин был задержан по подозрению в совершении преступления.
    Вопросы
    1. Определите процессуальный статус Кошкина.
    2. Укажите, с какого момента и кем в отношении Кошкина будет осуществляться уголовное преследование.
    3. С какого момента Кошкин вправе пользоваться услугами защитника?

Задача №1

  1. 15 апреля было возбуждено уголовное дело по обвинению Винокурова в совершении тяжких преступлений. В связи с заболеванием обвиняемого туберкулезом производство по делу 26 мая было приостановлено. 
    В связи с необходимостью проведения следственных действий 3 июня производство по делу было возобновлено, а 6 июня – вновь приостановлено. 
    Как исчислять срок предварительного расследования по данному делу? Как происходит приостановление и возобновление производства по уголовному делу? 

  1. Задача № 7

 Следователь установил, что обвиняемый Шитиков неоднократно шантажировал Яковлева, требуя от него передачи имущества и права на имущество. 
Яковлев был признан потерпевшим, и следователь попросил его сделать на постановлении о признании его потерпевшим отметку о том, что он не желает знакомиться с 
материалами дела по окончании предварительного следствия. 
Через 2 недели Яковлев обратился к следователю с просьбой ознакомить его с материалами дела по окончании предварительного следствия. 
Следователь ответил отказом, мотивируя тем, что от ознакомления с материалами он отказался в момент признания его потерпевшим. 
Проанализируйте 
права и обязанности следователя и потерпевшего в рассматриваемой ситуации. Сделайте вывод о правомерности и обоснованности их действий. 

Задача № 8

  1. Для проведения судебно-медицинской экспертизы у потерпевшего Рочева необходимо было взять кровь в качестве образца. Рочев отказался от сдачи крови, объяснив, что он член религиозной организации Свидетели Иеговы и дача крови для него большой грех. 
    Как должен поступить следователь? 

Задача № 9

  1. Следственной бригадой расследуется уголовное дело в отношении Вальца и его сообщников, обвиняемых в совершении целого ряда преступлений: бандитизме, умышленных убийствах, незаконном ношении, хранении и приобретении оружия и т.д. 
    В качестве 
    меры пресечения всем был избран арест, срок его Генеральным прокурором РФ продлен до максимума, который истекает 24 августа. 
    Материалы оконченного расследованием уголовного дела представлены для ознакомления всем обвиняемым и их защитникам 20 июля. Уголовное дело является многоэпизодным, многотомным, с ним должны знакомиться большое количество лиц. Поэтому выполнить требование ст. 217 УПК РФ в отношении всех обвиняемых и их защитников до истечения предельного срока содержания под стражей не представляется возможным. Изменение ареста на другие, менее строгие меры пресечения, учитывая тяжесть содеянного, приведет к полному развалу уголовного дела. 
    Какое решение может быть принято в данном случае и как процессуально должно быть оформлено? 

Обучающиеся решают задачи в командах с последующей проверкой правильности выполнения

Свидетель 
а) С момента заведение дела, осуществляется стороной обвинения в целях изобличения подозреваемого в совершении преступления.
б). Защитник допускается к участию в деле с момента предъявления обвинения, а в случае задержания лица, подозреваемого в совершении преступления, или применения к нему меры пресечения в виде заключения под стражу до предъявления обвинения - с момента задержания или применения этой меры пресечения. В новом УПК подозреваемые и обвиняемые могут пользоваться помощью защитника до третьего допроса ст.46 п.4,ст.47п.4.
В соответствии со ч.2 ст.48 Конституции РФ “Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента выхода на свободу”.

2. В связи с совершением тяжкого преступления предварительное следствие является обязательным. 
Начало производства предварительного расследования начинается с момента возбуждения уголовного дела, о чем следователь выносит постановление (ст. 156 УПК РФ). Срок предварительного следствия составляет 2 месяца со дня возбуждения уголовного дела и до дня его направления прокурору с обвинительным заключением либо до дня вынесения постановления о прекращении производства по уголовному делу (ч. 1, 2 ст. 162 УПК РФ). 

3.Действия следователя являются незаконными, т.к. законодатель четко прописал в статьей 215 УПК РФ право обвиняемого, потерпевшего и их представителей на ознакомление с материалами уголовного дела по окончании предварительного следствия. 
Уголовно-процессуальным законодательством РФ не предусмотрено проставление отметок об отказе знакомиться с материалами уголовного дела на каких-либо процессуальных бланках, за исключением протокола об ознакомлении с материалами либо об отказе от такого права (ст. 218). 
Порядок ознакомления потерпевшего и его представителей с материалами уголовного дела заключается в следующем. Потерпевший подает ходатайство следователю об ознакомлении его с уголовным делом, которое следователь обязан удовлетворить (ст. 216). 
Далее следователь предъявляет потерпевшему подшитые и пронумерованные 
материалы уголовного дела. Для ознакомления предъявляются такжевещественные доказательства и по просьбе фотографии, материалы аудио- и (или) видеозаписи, киносъемки и иные приложения к протоколам следственных действий. В случае невозможности предъявления вещественных доказательств следователь выносит об этом постановление (ч. 1 ст. 217). 
Потерпевший вправе повторно обращаться к любому из томов уголовного дела, а также выписывать любые сведения и в любом объеме, снимать копии с документов, в том числе с помощью технических средств. Ограничения во времени ознакомления с материалами не предусмотрены законом. После ознакомления с материалами уголовного дела следователь выясняет, какие имеются ходатайства или иные заявления. 
По окончании ознакомления с материалами уголовного дела потерпевшего следователь составляет протокол в соответствии со статьями 166 и 167 УПК РФ. В протоколе указываются даты начала и окончания ознакомления с материалами уголовного дела, заявленные ходатайства и иные заявления (ст. 218). 

4. В соответствии со статьей 202 УПК РФ следователю предоставлено право получать образцы почерка или иные образцы для сравнительного исследования у подозреваемого, обвиняемого, у свидетеля или потерпевшего в случаях, когда возникла необходимость проверить, оставлены ли ими следы в определенном месте или на вещественных доказательствах. 
В отношении подозреваемого и обвиняемого законодатель в исключительных случаях предусмотрел возможность принудительного взятия сравнительных образцов для проведения экспертизы, а вот в отношении свидетеля и потерпевшего, получение образцов возможно только с учетом ч. 4 ст. 195 УПК РФ. 
Так, в части 4 статьи 195 установлено, что 
судебная экспертиза в отношении свидетеля и потерпевшего производится только с их согласия или согласия их законных представителей, которые даются указанными лицами в письменном виде. Исключение составляют только случаи, предусмотренные п. 2, 4, 5 ст. 196 УПК, а именно, когда необходимо установить характер и степень вреда, причиненного здоровью (п. 2); психическое или физическое состояние потерпевшего, когда возникает сомнение в его способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела, и давать показания (п. 4); возраст потерпевшего, когда это имеет значение для уголовного дела, а документы, подтверждающие его возраст, отсутствуют или вызывают сомнение (п. 5). 
Только в этих, исключительных случаях, следователь может принудительно направить потерпевшего Рочева на судебно-медицинскую экспертизу. 

5. Общий срок содержания под стражей, установленный УПК составляет 2 месяца – статья 109. 
При отсутствии оснований для изменения или отмены меры пресечения этот срок может быть продлен судьей районного суда на срок до 6 месяцев. 
Продление срока в отношении лиц, обвиняемых в совершении тяжких и особо тяжких преступлений, может быть осуществлено в случаях особой сложности уголовного дела и при наличии оснований для избрания этой меры пресечения судьей того же суда по ходатайству следователя, внесенному с согласия руководителя соответствующего следственного органа по субъекту Российской Федерации, с согласия прокурора субъекта Российской Федерации до 12 месяцев. 
Срок содержания под стражей свыше 12 месяцев может быть продлен лишь в исключительных случаях в отношении лиц, обвиняемых в совершении особо тяжких преступлений, судьей суда, по ходатайству следователя, внесенному с согласия в соответствии с подследственностью Председателя Следственного комитета при прокуратуре Российской Федерации либо руководителя следственного органа соответствующего федерального органа исполнительной власти до 18 месяцев. 
Дальнейшее продление срока не допускается. Обвиняемый, содержащийся под стражей, подлежит немедленному освобождению. 
Материалы на ознакомление обвиняемому предоставляются за 30 дней до истечения срока содержания под стражей. В случае, если после окончания предварительного следствия 30 суток для ознакомления с материалами уголовного дела им оказалось недостаточно, следователь с согласия руководителя следственного органа по субъекту Российской Федерации или приравненного к нему руководителя иного следственного органа вправе не позднее чем за 7 суток до истечения предельного срока содержания под стражей возбудить ходатайство о продлении этого срока перед судом. 
В соответствии с ч. 8 ст. 109 УПК РФ следователь представляет судье ходатайство о продлении срока содержания под стражей обвиняемых, в связи с ознакомлением обвиняемых с материалами уголовного дела до момента окончания ознакомления и направления прокурором уголовного дела в суд, но ходатайство должно быть подано не позднее, чем за 7 суток до истечения срока содержания под стражей. 
Судья не позднее чем через 5 суток со дня получения ходатайства принимает решение: 
1) о продлении срока содержания под стражей до момента окончания ознакомления обвиняемого и его защитника с материалами уголовного дела и направления прокурором уголовного дела в суд; 
2) об отказе в удовлетворении ходатайства следователя и освобождении обвиняемого из-под стражи. 

Слайд 13

Слайд 14

Слайд 15

Слайд 16

Слайд 17

15

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Комментирует домашнее задание

  1. Конспект лекции стр. 212-223
  2. Конспектирование, построить схему: «Виды следственных действий»          
  3. Задача № 4

Записывают домашнее задание

Слайд 18

5

  1. Рефлексия (подведение итогов занятия)

Оценивание

  1. Определение результатов занятия
  2. Подведем итог. Какова была цель урока? Как вы считаете достигнута ли она? Посмотрите на доску и одним предложением выбирая начало фразы продолжите предложение которое вам больше всего подходит:

Я чувствовал …

Я научился …

У меня получилось….

Я смог…

Я попробую…

Меня удивило, что…

Мне захотелось…

  1. А закончить урок я хотела бы словами немецкого поэта, государственного деятеля, мыслителя, философа  Гетте «У того, кто решит изучить все законы, не останется времени их нарушать»

Отвечают на поставленный вопрос

5


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта открытого урока по историина тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Технологическая карта открытого урока по историина на тему «Россия при Иване Грозном» (образовательная технология «Адаптационная система обучения»)

Меняется общество, в котором мы живем, меняются приоритеты. На первое место выступают задачи по формированию личности, способной к дальнейшему самообразованию. Изучение литературы и передо...

Рабочая программа учебной дисциплины «Основы уголовного права и уголовного процесса»

Программа дополнительной учебной нительной учебной дисциплины Основы уголовного права и уголовного процесса является частью основной профессиональной образовательной программы СПО (ППССЗ) в соответств...

Календарно-тематический план по дисциплине "Основы уголовного права и уголовного процесса" на 2016-2017 учебный год

Календарно-тематический план по дисциплине "Основы уголовного права и уголовного процесса" на 2016-2017 учебный год...

Перечень вопросов к дифференцированному зачету по дисциплине «Основы уголовного права и уголовного процесса» для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения

Перечень вопросов к дифференцированному зачетупо дисциплине «Основы уголовного права и уголовного процесса»для специальности 40.02.01 Право и организация социального обеспечения...

Технологическая карта открытого урока по дисциплине "Гражданский процесс"

Проведение практического занятия с помощью деловой игры,для выявления уровня усвоения пройденного курса граждансукого процесса...