Лекции по курсу "Психология делового общения"
план-конспект занятия по теме

В данный блок включены 5 лекций, посвященных следующим темам:

1. Конфликт- неэффективное общение;

2. Невербальные средства коммуникации;

3. Основные типы коммуникабельностй

4. Стресс (1 часть)

5. СТресс (2 часть)

Также представлены презентации, которые помогут облегчить ведение лекций.

Блок будет интересен преподавателям психологии, этики делового общения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕМА V. «КОНФЛИКТ – НЕЭФФЕКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ».

Цели и задачи:

1.Познакомить студентов с понятиями «ограничение» и с видами ограничения, поговорить о барьерах, мешающих эффективному общению.  

2.Дать представление о конфликте, его стадиях, путях и способах его разрешения.

3.Закрепление полученных знаний на практике.

Ход занятия.

Этапы занятия

Содержание этапа

Вопросы к аудитории,

упражнения

Примерные ответы

Время

Примечание

I. Орг. момент

Здравствуйте, уважаемые студенты! Очень рада вас видеть!

1 мин

На доске написаны опорные понятия темы: агрессия, конфликт, конфликтная ситуация, отклоняющееся поведение, ценностные ориентации личности.

II.Постановка целей и задач.

Сегодня мы поговорим с вами о том, чего каждый из нас как нормальный человек пытается избежать. Но это ему не всегда удается сделать в силу различных обстоятельств: либо тема очень важна, либо человек, затеивающий это, грубо говоря, уже надоел настолько, что ну вот никак нельзя с ним по-другому. То есть поговорим о конфликтах. Что это такое, как они появляются, чем бывают спровоцированы? На эти, а также некоторые другие, но не менее интересные вопросы мы и попытаемся с вами сегодня ответить. Итак, начинаем.

3-3,5 мин.

Обращается внимание студентов на те понятия, которые записаны на доске.

III.Объяснение нового материала.

Иногда желаемое общение между партнерами почему-то не складывается. Причинами могут быть как внешние ограничения, так и более глубокие, внутренние противоречия.

Подобные ограничения контакта, как отмечал психолог Парыгин, создают «психологические барьеры между людьми», которые заменяют подлинное общение «стереотипами», «стандартными поведенческими реакциями». Именно они выступают препятствиями, мешающими нормальному взаимодействию, пониманию людьми друг друга.

Неумение преодолевать  многочисленные повседневные трудности ведут, как правило, не только к ухудшению отношений между людьми, но и к снижению активности, подрыву физического и психического здоровья.

 Барьер отвращения и брезгливости довольно часто встречается в повседневной жизни. Неприятные запахи, потные руки, привычка близко придвигаться к собеседнику – все это может вызвать непроизвольное непреодолимое ощущение брезгливости у партнера по общению. Чтобы избежать этого, нужно больше уделять внимания своим манерам и гигиене.

С барьером общения, возникающим на почве страдания или горя, сталкивался почти каждый. Страдание очень сильно приковывает к себе мысли человека, поэтому трудно рассчитывать на его внимание к другим людям.

Барьер страха – один из самых трудноопределимых в межличностном общении. У некоторых людей вследствие трудных жизненных обстоятельств страх возникает очень легко. Причины страха могут быть различными. И от того, насколько правильно вы разгадали их, зависит, удастся ли вам преодолеть барьер страха, которым отгородился от вас партнер по общению.

Барьер стыда или вины – это барьер, возникающий от неловкости за себя или за другого. Стыд чаще всего охватывает человека в случае критики или неумеренной похвалы. Нередко стыд или вина перед собеседником приводят к прерыванию отношений с ним. Есть люди, которые страдают излишней стыдливостью или почти не поддающиеся стыду. И слишком низкий, и слишком высокий пороги возникновения чувства вины нарушают психологические контакты с людьми.

Барьер презрения может вызывать какая-то черта характера, иногда это результат предрассудков, расовых или национальных. Преодолеть его трудно, для некоторых практически невозможно.

Барьер восприятия нередко возникает при непонятной нечеткой формулировке мыслей в беседе, при предвзятом отношении к собеседнику. Тон речи не менее важен, чем ее смысл. Малоэмоциональная речь с трудом пробивается к душе и сердцу.

Добрович выделил три типа ограничений, проявляющихся в контакте и способных вызвать неудовольствие сторон.

Конвенциональные ограничения проявляются, когда в группе людей существует «конвенция», т.е. традиция, обычай вести себя так, а не иначе. Т.е. младшие должны слушаться старших, старшие – помогать и учить младших; жених должен ухаживать за своей невестой, невеста – не оказывать знаки внимания другим мужчинам; друзья – не предавать и не обманывать друг друга и т.д.  

С ситуативными ограничениями мы сталкиваемся, когда полноценное общение строго ограничено рамками ситуации. Мы постоянно включены в ситуации, в которых участие личностей как партнеров контакта лишь «портит» дело. Как пример – передача эстафеты у бегунов, смена-сдача караула, чайная церемония у японцев и т.д. Именно поэтому в городском транспорте не принято задавать вопросы личного характера незнакомцу («Вы, должно быть, сегодня плохо спали?») или сообщать что-либо из своей личной сферы («Знаете, я разочаровался в жизни»). Здесь уместны безличные обращения типа: «Позвольте? – Нет проблем!», «Разрешите? - Пожалуйста» и т.п. Ситуация заставляет партнеров перейти к «безличному общению», общению масок.

Эмоциональные ограничения определяются создавшейся атмосферой общения. Если собеседники испытывают подлинную радость и любовь, встречая друг друга, то они будут скрывать свои тревоги и опасения, чтобы не омрачить счастливых минут общения. В случае, когда партнеры общения эмоционально холодны или враждебны друг другу, они, стремясь предотвратить конфликт, пользуются в контакте исключительно масками. И вряд ли каждый из них доставит радость общения другому.

Есть также насильственное ограничение. О насильственных ограничениях мы говорим, когда один из партнеров, возможно, готов к межличностному общению, но другой по тем или иным причинам пресекает эти попытки, используя соответствующие вербальные и невербальные средства и вынуждая сделать то же самое своего собеседника.

Ни один конфликт не исчезает в никуда и не берется из ниоткуда. Если считать, что за любым поступком есть определенная цель, то за конфликтом всегда стоит несовместимости этих целей.  Конечно, нельзя представить себе, что общение всегда и при всех обстоятельствах происходит гладко, в некоторых ситуациях обнаруживается несогласие, антагонизм позиции, что иногда превращается во взаимную враждебность – возникает межличностный конфликт.

Конфликт означает столкновение, и в основе любого конфликта лежит ситуация, в которой сталкиваются противоположно направленные цели, интересы, позиции, мнения, взгляды партнеров по общению.  

В зависимости от количества участников конфликт может быть:

-межличностным;

-групповым;

-личностно-групповым.

Возникновение конфликта возможно по различным причинам и в разных обстоятельствах. Иногда ситуация подготавливается и развивается исподволь, и не сразу узнается людьми. Возможно, что обида одной из сторон неизвестна другой.

Для того, чтобы конфликт был осознан, необходим инцидент, т.е. ситуация, при которой одна из сторон начинает действовать, ущемляя интересы другой.

Причинами конфликтов могут быть:

-предметно-деловые разногласия;

-расхождения личностных интересов.

Конфликты второго рода характеризуются нагнетанием высокой эмоциональной напряженности. Но нередко обе эти причины причудливо переплетаются и трудно определить, какая была на первом месте. Люди воспринимают справедливость как баланс – распределение вознаграждений пропорционально индивидуальным усилиям. Если у меня с вами имеются те или иные отношения (работодатель – работник; учитель – ученик, родитель – ребенок и др.), то они сбалансированы, когда наши доходы пропорциональны нашим вкладам. Но говоря о несправедливости, мы одновременно уличаем кого-то в нечестности, подразумевая его отрицательные личностные характеристики.

Наверняка вы замечали, что иногда даже незнакомые люди способны вызвать симпатию или, наоборот, неприязнь. Соответственно будет строиться и общение с ними. В данном случае причиной конфликтов будет «несовместимость характеров». Иногда этой фразой объясняется и драка в школе, и решение расторгнуть брак, взаимная неприязнь соседей и сослуживцев.

Популярной причиной, вызывающей у человека нервозность и конфликтность, является отсутствие желание трудиться, потеря интереса к работе. Занимаясь любимым делом, человек не чувствует усталости: мальчишки готовы с утра до ночи играть в футбол, но попробуйте их заставить убирать в квартире или делать уроки. Дело в том, что степень утомляемости при одних и тех же затратах энергии зависит от эмоционального отношения к работе. Негативное отношение к ней вызывают у человека отрицательные эмоции, напряжение, вспышки агрессии, он не может расслабиться, забыть пережитые неприятности. В результате нервозность скапливается, и мы сталкиваемся с грубостью, нежеланием сотрудничества и прочее.  

Отсюда следует вывод: за любыми поступками, конфликтами всегда кроются определенные причины (потребности, желания, цели). Понять их – значит понять человека. Прежде, чем добиваться какой-либо цели, взвесьте свои возможности, средства и, главное, последствия предстоящих действий.

 Причиной возникновения конфликтов являются также непреодолимые смысловые барьеры в общении, препятствующие налаживанию взаимодействия. Каждый из нас был свидетелем многочисленных сцен в учебном заведении или дома, когда участники общения как бы не понимали друг друга, говорили на разных языках.

Учитель может сказать обидное слово старшекласснице, накрасившей ресницы, а для той – это последний шанс привлечь к себе внимание парня, в которого она давно уже тайно влюблена. Мать запрещает сыну курить, а он считает, что с сигаретой он выглядит самым взрослым среди дворовых ребят. В результате такого непонимания – конфликт.

Смысловой барьер может возникнуть и по отношению к конкретному человеку, независимо от того, какие требования он предъявляет. Распространенный пример – учитель, несколько раз подорвавший свой авторитет у ребят, не только перестанет пользоваться их уважением, но и шлейфом потянет это отношение к себе на следующие года. Поэтому если мы обостряем свои отношения с одним человеком, то мы должны предвидеть, что за ним стоит какая-то группа, которая может принять его точку зрения, войти в конфликт на его стороне. Ну, а так как и у нас есть сочувствующие люди, то межличностный конфликт нередко перерастает в межгрупповой.

Смысловой барьер по отношению к конкретному человеку формируется обычно в результате таких его действий, когда он исходит только из своих желаний и побуждений и совершенно не учитывает подлинные мотивы поведения партнера по общению или даже приписывает ему мотивы, которых у того в действительности нет.

Чтобы не допустить появления смыслового барьера при возникновении конфликтной ситуации, необходимо выяснить, как партнеры по общению понимают причины своих действий. При этом важно соблюдать доброжелательность, необходим дружеский тон в разговоре двух равноправных людей, заинтересованных в том, чтобы совместно найти причины конфликта и попытаться устранить их.   Вспомните свое отношение к табличке «По газонам не ходить!». Первый вариант заключается в том, чтобы расставить таблички и зорко следить, чтобы никто не ходил по траве. Второй вариант, говорят, использовал в сквере своего исследовательского института создатель ракет Королев. Он просил не прокладывать и не укреплять дорожки до тех пор, пока люди сами не протоптали тропинки по кратчайшим направлениям от корпуса к корпусу. Асфальтировались затем именно эти дорожки.

 Иногда конфликтность, вспыльчивость, обидчивость человека вызваны не дефектами воспитания, а болезнью – неврозом. Причина ее  - сильный эмоциональный стресс, психотравмирующая ситуация, из которой не удается найти выход. Практически у всех бывают кратковременные невротические состояния. У больных неврозами конфликты возникают чаще, протекают острее и труднее разрешаются.

Как же вести себя в конфликте?

1.Осознание конфликтной ситуации является началом следующего этапа разворачивания конфликта. Когда противоречия выплескиваются наружу, становятся осознанными всеми участниками и противоположная сторона отвечает контрдействиями, конфликт становится реальностью.

Китайская поговорка гласит: «Чтобы сделать хлопок, нужны две ладони». Это справедливо и по отношению к конфликту.

Например, муж с утра раздражен и кричит на свою жену. Она решает, даже если сама этого не осознает, какую реакцию выбрать и ответить на поведение мужа. Варианты:

«Извини, ты, конечно, прав»

«Сам дурак»

«Я догадывалась, что в семейной жизни следовало этого ожидать»

«Дорогой, звонил Виктор Иванович и просил, чтобы ты перезвонил ему»

Любой из этих ответов может повлиять на реакцию мужа, а поскольку ответы разные, они могут привести к различным последствиям, но опять же не всегда дальнейшая реакция мужа полностью зависит от ответа жены.

2.Участники конфликта начинают задумываться о том, к чему могут привести конфликтные действия, каковы будут последствия, можно ли что-то предпринять.

В этот период полезной будет драматизация конфликта под руководством опытного психолога, что позволит выделить и проявить возможные варианты протекания конфликта. В драматизации можно выделить три этапа.

На первом этапе человек, недовольный сложившейся ситуацией, в присутствии оппонента исполняет его роль, отдав собственную роль кому-либо другому. Если он протестует против такого распределения ролей, то ему предлагается сыграть свою роль, но не с самим недовольным, а с другим актером.

На втором этапе «виновник» конфликта (не стоит забывать о том, что в конфликте виноваты оба участника, а приписывание вины кому-либо одному весьма условно) сам играет роль «ущемленного», воспроизводя смысл и тон ответа в диалоге с актером, который ранее изображал его самого.  

3.Психолог предлагает участникам конфликта изобразить то, как следовало бы противоположной стороне общаться и действовать в ситуации разногласия. Начать можно с игры роли своего оппонента, а потом уж своей.

Результатом подобной драматизации обычно выступает не столько разрешение разногласий, сколько коррекция взаимных притязаний сторон. Во время драматизации необходимо помнить о четырех основных принципах драматизации:

-отказ от рассказа в угоду показа;

-перевод выражения агрессивности на заменяющее лицо («актера»);

-обмен ролями партнеров по разногласию;

-активное привлечение аудитории, причем не только для игрового воспроизведения конфликта, но и для совместного поиска адекватных форм взаимодействия в конфликтной ситуации.

Естественно, что в ходе конфликта участники могут выбирать различные стратегии поведения:

1.Сотрудничество – направлено на поиск решения, удовлетворяющее обе стороны;

2.Компромисс – урегулирование разногласий через взаимные уступки;

3.Избегание, заключающееся в стремлении выйти из конфликтной ситуации, не решая ее, не уступая своего, но и не настаивая на своем;

4.Приспособление – тенденция сглаживать противоречия, поступаясь своими интересами.

Конфликт не может развиваться бесконечно. 4.Разрешение конфликта является его последней стадией. 

Оно возможно как за счет изменения объективной конфликтной ситуации, так и за счет преобразования ее видения в сознании оппонентов. Конфликт может быть раз0решен частично, при этом исключаются конфликтные действия, но побуждение к конфликту остается, и полностью, когда конфликт устраняется на уровне внешнего поведения и на уровне внутренних побуждений.  

Есть еще один чрезвычайно важный момент в стратегии эффективного разрешения конфликта – это использование богатого языка движений тела, широкого спектра всех средств и способов невербального общения: лицевой экспрессии, пантомимики прикосновений, пространства, времени. Они могут и должны использоваться на всех этапах трудного или конфликтного общения, но место и формы их использования на каждом из этапов, конечно, будут различными, более или менее адекватными или совсем неэффективными и даже просто неуместными. Поэтому будьте внимательны!

 

Как вы это понимаете?  

Приведите свои примеры подобного непонимания между людьми.

Как вы считаете, что будут означать подобные ответы? Каков контекст?

В межличностном конфликте задействованы  несколько участников, каждый из которых отстаивает свою точку зрения, выступая против остальных.

Если не совпадают интересы групп, то это – групповой конфликт.

Если же группа идет против мнения одного человека или наоборот – то тогда говорят о личностно-групповом конфликте.

Студенты приводят примеры.

Задабривание, умиротворение.

Ответное обвинение.

Просчет в планах.

Отвлечение внимания.

25-30 мин.

Барьеры (как и

ограничения позже) записываются студентами в конспекты.

Этапы конфликта, равно как и поведение в конфликте, конспектируется студентами по ходу объяснения.

IV. Практическая часть, закрепление.

А теперь немного попрактикуемся.

Упражнение «НАХАЛ».

Каждый из нас попадал в ситуацию, когда все стоят в очереди и вдруг впереди кто-то «влезает». Ситуация очень жизненная, а ведь частенько и слов не находится, чтобы выразить свое возмущение и негодование. Да и не всяким словом легко можно отбить охоту на будущее такому нахалу. А тем не менее, как же быть? Ведь не мириться же с тем, что такие случаи должны быть неизбежны.

Предлагается разбиться на пары и разобрать такую ситуацию. Один участник – «нахал» - заходит справа, другой должен отреагировать экспромтом, да так, чтобы было не повадно.

Затем участники меняются ролями. Теперь нахал заходит слева, а правые игроки каждой пары должны отреагировать. В заключение проводится конкурс на лучший ответ в данной ситуации. Оценивается самый находчивый игрок этого соревнования.

Упражнение «НАШИ НЕДОСТАТКИ».

Ведущий: У каждого из нас, наверное, есть черты характера, привычки, которые мешают нам в жизни, которые мы хотели бы изменить.

Сейчас один из участников выйдет из комнаты на некоторое время, а все остальные должны будут сформулировать 5-7 причин, по которым данного человека можно (или нужно) «отвергнуть». Например, часто груб, необщителен, обидчив и т.д.

Выбирается «секретарь», основная задача которого – записать все причины, перечисленные членами группы, на отдельный лист. Причем в список причин включаются только те, которые приняты большинством группы.

Выходивший участник после составления списка причин, по которым его можно «отвергнуть», приглашается ведущим. Он должен сначала сам назвать возможные причины «отвержения», которые, по его мнению, могла написать группа. После этого ему вручается список, который составила группа. Участник может задать любой вопрос, если есть необходимость.

8-10 мин.

V.Подведение итогов.

 Все, о чем мы сегодня говорили, необыкновенно важно, потому что мы сталкиваемся с конфликтными людьми практически каждый день и в любом месте: будь то общественный транспорт, магазин, близкие и друзья. Да мы и сами порой можем оказаться конфликтными. Главное – научиться держать себя в руках, правильно оценивать важность конфликта для нас и объективно отделять причины конфликта от действий и поступков конфликтующих сторон. Желаю вам удачи, спасибо, до следующей встречи!

1-2 мин.

 

Наш словарь (слова, выписанные на доске):

Агрессия  -  индивидуальное или коллективное поведение, действие, направленное на нанесение физического или психологического вреда, ущерба,  либо на уничтожение другого человека или группы людей.

Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений, взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.

Конфликтная ситуация – предельный случай обострения противоречия в конфликте.

Отклоняющееся поведение – форма дезорганизации поведения индивида в группе или категории лиц (нарушителей и правонарушителей) в обществе, обнаруживающая несоответствие сложившимся ожиданиям, моральным и правовым требованиям общества.

Ценностные ориентации личности – разделяемые личностью социальные ценности, выступающие в качестве целей жизни и основных средств достижения этих целей и в силу этого приобретающие функцию важнейших регуляторов социального поведения индивидов.  

Литература:

1.Рогов Е.И. «Психология общения», М.: Гум. изд. центр «ВЛАДОС», 2001г.

2.Скотт Г. Джини «Способы разрешения конфликтов». – Киев, 1991г.

 



Предварительный просмотр:

ТЕМА IV. «НЕВЕРБАЛЬНЫЕ СРЕДСТВА ОБЩЕНИЯ».

Цели и задачи:

1.Познакомить студентов с некоторыми видами невербальных средств общения людей.

2.Дать представление о дистанции общения, значении мимики, позы и жестов при общении, показать позиции общения во время переговоров.

3.Закрепление полученных знаний при помощи упражнений.

Ход занятия.

Этапы занятия

Содержание этапа

Вопросы к аудитории,

упражнения

Примерные ответы

Время

Примечание

I. Орг. момент

Здравствуйте, уважаемые студенты! Я рада приветствовать вас на очередной нашей встрече.

1-1,5 мин

На доске написана тема лекции.

II.Постановка целей и задач.

На сегодняшнем занятии мы поговорим с вами о невербальных видах общения людей. Побеседуем  о дистанциях общения, о значении наблюдения за мимикой, позой жестами, разберем некоторые из них. Подобные знания никогда не будут лишним в жизни: с их помощью мы научимся различать искренность-неискренность собеседника, сможем уловить малейшие нюансы изменения отношения к нам, и, если это в наших силах, сможем изменить или подправить негативное отношение к нам. Далее, в ходе выполнения упражнений, на практике закрепим полученные знания, обсуждая различные ситуации.

3-3,5 мин.

III.Объяснение нового материала.

Невербальные сигналы, исходящие от собеседника в ходе общения, как правило, практически не зависит от его сознательных усилий. Многие исследователи считают, что в процессе взаимодействия людей 60-80% коммуникаций осуществляется за счет невербальных средств и только 20-40% - за счет вербальных. Поэтому языком невербального общения необходимо научиться владеть.

Начнем мы с вами разговор с дистанций общения.

Сама дистанция, которую соблюдают люди при общении, уже о многом может свидетельствовать. Отечественные и зарубежные психологи, занимающиеся  речевой коммуникацией, выделяют четыре зоны. В качестве примера можно привести пространственные зоны, выделяемые Аланом Пизом в книге «Язык телодвижений».  Разберем их.

1.Интимная зона (от 15 до 46 см). В эту зону человек разрешает проникать только тем, кто находится с ним в тесном эмоциональном контакте. Это дети, родители, супруги, родственники и близкие друзья.

2.Личная зона (от 46 до 1,2 м). На таком расстоянии происходит общение на официальных приемах и дружеских вечеринках.

3.Социальная зона (от 1,2 до 3,6 м). Такую дистанцию выдерживают с посторонними людьми: с водопроводчиком, пришедшим заняться ремонтом, с новым служащим на работе, с людьми, с которыми знакомы не очень хорошо.

4.Общественная зона (более 3,6 м). Такая дистанция выдерживается обычно при общении с большой группой людей, с аудиторией.

Нельзя забывать, что в конкретных ситуациях общения соблюдение дистанций зависит также от национальности, климатической зоны (южанин-северянин), вероисповедания, места проживания (городской или сельский житель), темперамента и других факторов.

Алан Пиз описывает следующую ситуацию:

«Недавно на конференции я заметил, что, когда встречались и беседовали два американца, они стояли друг от круга на расстоянии 90 см и сохраняли эту дистанцию на протяжении всего разговора. Когда же разговаривали японец и американец, то они медленно начали передвигаться по комнате. Американец постоянно отодвигался от японца, а японец постепенно наступал, приближаясь к нему. Тем самым каждый из них пытался приспособиться к привычному и удобному для него пространству общения. Японец, чья интимная зона составляет 25 см, постоянно делал шаг вперед, чтобы сузить пространство. Видеозапись этого эпизода, воспроизведенная с ускорением, создает впечатление, что оба танцуют по конференц-залу и японец ведет своего партнера. Становится понятным, почему при бизнес-переговорах азиаты и американцы посматривают друг на друга с некоторым подозрением. Американцы считают, что азиаты «фамильярны» и чрезмерно «давят», азиаты же считают, что американцы «холодны и слишком официальны»».

Женщины предпочитают несколько меньшую дистанцию общения, чем мужчины: для женщин значим сам процесс общения, а для мужчин главное – результат. Кроме того, женщина проявляют интерес к деталям, которые лучше видны вблизи – к такому выводу приходит психолог Шейнов.

Следует иметь в виду, что интимная дистанция возможна и в деловой сфере, но, как правило, она складывается там насильственно.

Так, например, студенты часто сидят в аудитории, соприкасаясь друг с другом локтями (но с неприятным человеком эта категория граждан не допустит интимной дистанции даже насильственно).

Офисы обычно тесны, и сотрудникам приходится общаться между собой и с клиентами, часто проникая в интимную зону друг друга. Отсюда сотрудники и клиенты могут испытывать на первый взгляд «непонятное» раздражение от того, что незнакомые и не всегда приятные люди вторгаются в интимную зону, а клиенты пытаются фамильярничать и уходить от ролевого в межличностное общение. Отсюда основная проблема в том, как увеличить дистанцию, и, если это удается, то всем станет комфортнее. Иногда бывает так, что без жестов обойтись никак нельзя.

В процессе речевой коммуникации порой важно не то, что говорят, а то, как проявляются при этом эмоции, каковы жесты партнеров.

Иногда само сообщение воспринимается неверно только из-за того, что сопровождается «противоречивыми жестами». Например, если я скажу вам «говорите», и при этом сделаю жест рукой – вытянутая по направлению к вам рука, направленная на вас внутренней стороной ладони – вы испытаете замешательство, т.к. слова и жест дадут вам разную информацию. Но, скорее всего, вы поверите жесту.

А если я попрошу вас объяснить мне, как выглядит винтовая лестница или что такое рябь на воде? Давайте попробуем?

Чтобы быть понятым, человек должен соединить свои слова в предложения. То же и с жестами. Понимание согласованности жестов позволяет более точно видеть позицию собеседника. Читая жесты, мы осуществляем обратную связь, которая играет главную роль в целостном процессе взаимодействия. Можно понять, как встречено то, что мы говорим, - с одобрением или враждебно, открыты слушатели или замкнуты, заняты самоконтролем или скучают.

Специалисты-коммуникаторы обращают внимание на инстинктивные проявления невербалики. Они отмечают, под каким углом вы поворачиваете к ним свое тело и куда (вперед или назад) наклоняетесь, отвечая на вопросы. Расслаблены ли ваши руки, обращены ли они ладонями вверх, демонстрируя согласие с теми мыслями, которые вы при этом озвучиваете, либо слегка сжаты в кулаки, выдавая противоречивость ваших мыслей.

Судьи и адвокаты пристально изучают поведение истца и ответчика, отмечая, когда они на доли секунды отводят глаза в сторону при обсуждении важных спорных вопросов. Иногда адвокаты даже приглашают на заседание суда помощника, чья единственная задача – следить за поведением истца и ответчика и отмечать малейшие признаки беспокойства. Интересно, что на роль такого помощника чаще выбирают женщин, поскольку большинство женщин более внимательны к сигналам тела, чем мужчины.

Поучительный случай описывает Лаундел: в 60-е годы во время одного из известных судебных процессов в Чикаго адвокат вынес официальный протест судье за его позу: дело в том, что, выслушивая доводы обвинения, судья наклонялся вперед,  и это, по мнению адвоката, свидетельствовало о его внимании и заинтересованности, а также было своего рода знаком для присяжных; когда же слово предоставлялось защите, судья откидывался на спинку кресла, демонстрируя присяжным полное отсутствие интереса.

Как мы уже говорили, «бессловесная» обратная связь может предупредить о том, что нужно изменить свое поведение, прервать контакт или сделать что-то другое, чтобы достичь нужного результата. Приведем некоторые конкретные примеры.

1.Готовность к откровенной беседе. Жест, соответствующий этому намерению – протянутые вперед руки ладонями вверх. Лучше всего начать этот жест как бы из глубины, с уровня живота, направляя руки немного вверх в сторону собеседника.

2.Готовность выслушать собеседника. Чтобы своим поведением показать интерес к тому, что говорит собеседник, нужно внимательно слушать его. Руки, сложенные у рта, легкий наклон тела вперед – все это располагает собеседника к обстоятельному разговору.

3.Владение темой разговора. Следует вытянуть руку ладонью вниз перед собой и сделать широкий круговой жест, словно желая «охватить» тему рукой.

4.Точность суждений. Чтобы привлечь чье-либо внимание к определенной мысли, конкретному факту, следует в нужный момент соединить большой и указательный палец, или сложить все пальцы руки вместе.

5.Защита. Жест защиты – руки, скрещенные на груди. Позиция со скрещенными руками встречается в повседневной жизни достаточно часто. Этот жест может влиять и на поведение других. Так, если в небольшой группе людей кто-то скрестил руки в защитной позе, то вскоре и другие члены группы, вероятнее всего, последуют его примеру. Если собеседник скрестил руки во время переговоров, значит, он хотел бы уйти от обсуждения. ОДНАКО СЛЕДУЕТ УЧИТЫВАТЬ, ЧТО ЭТОТ ЖЕСТ ИНОГДА МОЖЕТ ОЗНАЧАТЬ ПРОСТО СПОКОЙСТВИЕ И УВЕРЕННОСТЬ.  

6.Попытка скрыть что-либо. Человек часто не замечает, как машинально прикрывает лицо руками, потирает лоб, виски, отводит глаза. Такое поведение воспринимается как проявление неискренности, неоткровенности. Естественно, оно сразу же вызывает недоверие.

7.Проявление агрессивности. Слишком оживленные, экспансивные жесты, направленные в сторону собеседника, часто воспринимаются последним как проявление агрессивности. «Указующий перст», кулак, втянутая в плечи голова, нахмуренные брови – демонстрация враждебности.

8.Отступление. Сдвинутые колени, тело, откинутое назад, словно в испуге, руки, сложенные на животе, - свидетельство того, что человек не уверен в себе, готов отступить.

Отсюда мы делаем вывод, что то, что человек говорит, заслуживает ровно столько доверия и уважения, сколько он сам вызывает своим внешним видом.

Особо следует подчеркнуть, что все одобрительные жесты должны выглядеть спонтанными, естественными. В противном случае тот, кто эти жесты воспроизводит, будет похож на неудавшегося актера.

Выражение лица нередко является главным показателем чувств говорящего. Как правило, положительные эмоции распознаются гораздо легче, чем отрицательные. Но даже легко распознаваемая мимика нередко бывает весьма кратковременной и для понимания требует специальной подготовки.

Приведем некоторые примеры тестирования мимических реакций. Если человек улыбается, то это еще не означает, что он настроен открыто и дружелюбно. Важно понимать, как он улыбается:

= кривая улыбка – человек пытается взять себя в руки и не показать свою нервозность или обеспокоенность;

= брови опущены – хочет продемонстрировать свое превосходство над собеседником;

= улыбка без подъема нижних век – знак того, что человек крайне неискренен;

= улыбающийся человек широко раскрывает глаза – свидетельство скрытой угрозы;

= лицо вытянуто, голова приподнята вверх – верный признак высокомерного поведения или презрения;

= нос наморщен, брови опущены, нижняя губа немного выпячена вперед, рот закрыт, глаза словно косят в сторону – человек испытывает отвращение.

Во время общения люди обычно смотрят в глаза друг другу. Но если собеседник заглядывал вам в глаза меньше 1\3 всего периода общения, значит, он говорил неправду или пытался что-либо скрыть. Непроизвольное движение глаз (так называемые бегающие глаза) свидетельствуют о том, что человек испытывает чувство тревоги, стыда, страха или чувствует подвох в ваших словах.

Если собеседник пристально смотрит вам в глаза, при этом его глаза сужены – он явно испытывает враждебность к вам либо желание доминировать в общении. Если же собеседник, наоборот, переводит взгляд с одного предмета на другой, значит, его интерес к теме снизился.

Ну, и напоследок хотелось бы сказать несколько слов о позе. Умение принимать правильную позу в той или иной ситуации общения, особенно при публичном выступлении, свидетельствует о профессионализме. Конечно, не имеет значения, если в беседе с друзьями вы сидите, развалившись на стуле, навалившись всем телом на стол или подпираете дверной косяк. Но при выступлении перед аудиторией умение держаться придает уверенность. Упражнение по выработке умения правильно стоять предлагает Поль Сопер.

«Ноги расставлены чуть больше ширины плеч, в зависимости от роста; носки слегка раздвинуты. Одна нога выставлена чуть вперед, упор неодинаков на обе ноги и по крайней мере в наиболее выразительных местах речи делается упор более на носок, чем на пятку. Колени гибки и податливы, в плечах и руках нет напряжения, руки не притиснуты по отношению к грудной клетке; голова и шея несколько вытянуты вперед но не настолько, чтобы это мешало свободе дыхания.

Если вы чувствуете скованность в ногах, несколько раз согните их в коленях; если напряжена шея или связаны плечи, сделайте головой несколько медленных кругообразных  движений: свободные взмахи руками, плечами. Если дыхание затруднено или поверхностное, необходимы поясные упражнения. Как только появится ощущение легкости и удобства, сразу принимать и оставлять позу». 

Как вы считаете, как эти факторы влияют на зоны общения?

Как вы думаете, почему?

Люди, живущие на юге общаются между собой на более близком расстоянии, чем те, кто живет на севере. Городские жители привыкли к постоянной скученности, поэтому дистанции между ними меньше, чем у сельских.

Потому что человек может нам лгать, но делать это мастерски, так, что при анализе его слов это незаметно. Однако его жесты, мимика, поза практически никогда не лгут: изменения в них иногда происходят за доли секунды, и даже если человек попытается их заметить и проконтролировать, то все равно их можно уловить.

Фамилии исследователей пишутся на доске по мере объяснения материала. Также параллельно рассказу о дистанциях общения преподаватель зарисовывает их схематически, не забывая подписывать числа. Можно пригласить пару студентов и на их примере показывать расстояние (дистанции).

Студентам предлагается кратко записывать характеристики, параллельно идет презентация на каждый тип собеседника.

Демонстрация жеста преподавателем.

Студенты объясняют понятия, преподаватель  обращает их внимание на то, что без жеста их понять довольно трудно.

Можно пригласить одного из студентов встать перед аудиторией. По мере того, как преподаватель зачитывает описание жеста, студент его демонстрирует. Там, где это необходимо, рекомендуется выполнять жест сидя.

Далее следует отрывок из фильма «Обмани меня» (начало).

Можно также пригласить одного из студентов для демонстрации того, что зачитывает

преподаватель.

Можно предложить всем студентам одновременно выполнить это упражнение.

IV. Практическая часть, закрепление.

 А сейчас мы с вами попрактикуемся в выработке невербальных навыков общения. Выполним несколько упражнений.

«НЕ СЛЫШУ»

Все участники разбиваются на пары. Задается следующая ситуация. Партнеров разделяет воображаемое толстое стекло (в поезде, в автобусе), они не слышат друг друга, но у одного из них срочно возникла необходимость что-то сказать другому. Нужно, не договариваясь с партнером о содержании разговора, попробовать передать через стекло все, что нужно и получить ответ.

Каждая пара участников конкретизирует для себя данную ситуацию и выполняет упражнение. Результаты обсуждаются.

«НАВЫКИ НЕВЕРБАЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ»

Попробовать привлечь к себе внимание без речевого общения – средствами мимики, пантомимики, зрения. Слушатели фиксируют жесты и оценивают их. В упражнениях по мимике участники делятся на пары и дают друг другу мимические задания – не менее 10 на каждого, затем меняются ролями.

Упражнение может быть предварительно задано на дом: изобразить удивление, волнение, гнев, смех, иронию и т.д.  

«ВОКАЛЬНАЯ МИМИКА»

Участники получают задание: прочитать любые фразы из газеты, вкладывая в читаемый текст определенный психологический подтекст. Например, надо прочитать текст недоверчиво («брось»), пренебрежительно («какая чепуха!»), с удивлением («да не может быть!»), с восторгом («вот это да!»), с угрозой («ну хорошо же!»). Все остальные стараются угадать состояние человека или его отношение к произносимому тексту, обсуждая успех или неуспех его попыток. Преподаватель обращает внимание студентов на изменение вместе с голосом мимики говорящего.

Обсуждаются роль текста и подтекста, значение и смысл речевого высказывания.

V.Подведение итогов.

Таким образом, мы с вами разобрали сегодня основные виды невербальных средств общения между людей. Хочу вам сказать, что это – лишь вершина айсберга, литературы по данному вопросу, как наших, так и зарубежных исследователей сейчас много. И если вы хотите повысить уровень своего общения, а также не только правильно понимать людей по их невербальным посылам, но и быть самим адекватно понятым – думаю, что этими знаниями  пренебрегать нельзя.  

Желаю вам удачи в общении, до свидания.  

 

       Литература:

  1. О.Я.Гойхман, Т.М.Надеина «Речевая коммуникация», М.: ИНФРА-М, 2008 г.

2.Е.И.Рогов «Психология общения», М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001 г.



Предварительный просмотр:

ТЕМА III. «ПСИХОЛИНГВИСТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ РЕЧЕВОЙ КОММУНИКАЦИИ. ОСНОВНЫЕ ТИПЫ КОММУНИКАБЕЛЬНОСТИ ЛЮДЕЙ».

Цели и задачи:

1.Познакомить студентов с основными типами коммуникабельности людей, провести тестирование (КОС-2).

2.Дать представление о взаимосвязи  коммуникативного типа человека и акта речевого общения.

3.Закрепление полученных знаний на практике.

Ход занятия.

Этапы занятия

Содержание этапа

Вопросы к аудитории,

упражнения

Примерные ответы

Время

Примечание

I. Орг. момент

Здравствуйте, уважаемые студенты! Я рада приветствовать вас на очередной нашей встрече. Надеюсь, что это взаимно.

1-1,5 мин

На доске написаны: тема лекции, названия основных коммуникативных типов.

II.Постановка целей и задач.

На сегодняшнем занятии мы поговорим с вами о типах людей. Речь в данном случае не идет о подозрительных типах, которых разыскивает милиция и физиономии которых мы можем увидеть на листовках на столбах. Мы поговорим о типах коммуникабельности людей. Немного затронем вопрос о классификации этих типов, предложенных различными  исследователями. Далее на практике закрепим полученные знания, обсуждая различные ситуации.

3-3,5 мин.

III.Объяснение нового материала.

Тактика вербального общения нередко зависит от типа собеседника. В качестве примера можно привести классификации, предлагаемые различными специалистами.

В.П.Шейнов разделяет собеседников на позитивных, вздорных, всезнаек, болтунов, трусишек, хладнокровных и неприступных, незаинтересованных, «важных птиц», и «почемучек».

Дж. Ягер выделяет следующие управленческие типы собеседников: ломака, решающий с ходу разведчик, наставник, хвастун, рассказчик, манипулятор, ударник, скрытный, доморощенный психолог, везунчик, нытик.

А.П.Панфилова предлагает следующую классификацию деловых партнеров: мыслитель (когнитивный тип), собеседник (эмоционально-коммуникативный тип) и практик (практический тип).

В последнее время начала активно развиваться соционика – наука, изучающая информационное взаимодействие психики человека с окружающим миром. Основы соционики были заложены К.Юнгом. Так, в соционике на основании 4 параметров  - логика, этика, сенсорика, интуиция – все люди были поделены на 16 типов: «Дон Кихот»,   «Дюма», «Гюго», «Робеспьер / Декарт», «Гамлет», «Максим», «Жуков / Македонский» и т.д.

Существуют и другие классификации, но все они, как и перечисленные, требуют отдельной углубленной подготовки к практическому использованию. Для успешной речевой коммуникации я хочу предложить вам упрощенную, удобную в использовании и проверенную опытом структуру коммуникабельности. Основные коммуникативные  типы различаются на основе преобладания следующих речевых характеристик:

Доминантность;

Мобильность;

Ригидность;

Интровертность.

Разберем эти типы.

Доминантный собеседник стремится завладеть инициативой в речевой коммуникации, не любит, чтобы его перебивали. Он нередко резок, насмешлив, говорит чуть громче, чем другие.

Чтобы добиться цели общения, не рекомендуется перехватывать у доминантного партнера инициативу, перебивать, а также использовать выражения речевого давления («Хватит!» «Замолчи!», «Надоел!»). Следует применить стратегию «речевого изматывания». Дождавшись паузы, быстро и четко формулировать свои интересы. Вступление в речь через паузу не выглядит внешне как перехват инициативы, хотя по существу таковым является. С каждой паузой ваша позиция становится все отчетливее, доминантный собеседник вынужден уже с ней считаться и как-то оценивать. Вы добились главного – вас внимательно слушают.

Мобильный собеседник не испытывает никаких трудностей в речевой коммуникации. Он легко входит в разговор, говорит охотно, нередко интересно, часто перескакивает с темы на тему, не теряется в незнакомой компании.

Это один из лучших типов для бытового общения. Однако в деловой сфере постоянное желание мобильного собеседника менять тему снижает эффективность речевой коммуникации. Поэтому следует через резюме, вопросы, выводы возвращать его к теме. Кстати, мобильный партнер, как правило, спокойно относится к тому, что его перебили. Иначе можно с удовольствием проговорить весь день (особенно если оба партнера мобильные) и разойтись, так и не уяснив даже основные моменты темы.

Ригидный собеседник.  Испытывает трудности обычно при вступлении в общение. Когда же этот этап вступления позади, ригидный собеседник четко формулирует свою позицию, логичен, рассудителен. Этот тип наиболее хорош для конструктивного делового общения.

Чтобы речевая коммуникация с ригидным партнером была продуктивной, его следует «разогреть» на начальном этапе общения. В данном случае не рекомендуется сразу переходить к предмету речевой коммуникации, предпочтительно расширить вступительную часть, поговорить на отвлеченную тему, создать ситуацию этикетного общения.

Если с мобильным партером вы начнете контакт с разговора на отвлеченную тему, то очень скоро горько пожалеете об этом. Но если с ригидным собеседником вы перейдете к теме без такого вступления, то вначале будете получать в ответ на ваши вопросы «возможно», «надо подумать», «как сказать» и т.п.

Интровертный собеседник. Такой человек не стремится и готов отдать ее без особых возражений. Он нередко застенчив, склонен принижать свои возможности, не любит разговоров на интимную тему. Резкие, грубые фразы могут выбить его из колеи, а присутствие при беседе посторонних (особенно незнакомых) лиц заметно сковывает его.

Чтобы речевой контакт с интровертным партнером проходил нормально, следует постоянно вербально и невербально показывать, что вы уважаете его как интересного собеседника, цените его высказывания. Не следует перебивать интроверта, опровергать его доводы без мотивации – речевой контакт может неожиданно и надолго прерваться. Лучше беседовать с интровертным партнером.

Каждый тип общения по-своему интересен, но незнание особенностей любого из них может привести к отрицательным последствиям. Естественно, далеко не всегда мы имеем дело с абсолютным проявлением в человеке того или иного типа коммуникабельности, но всегда какой-либо тип будет определяющим.

Специалисты в области управления отмечают, что интроверты, являясь отличными исполнителями, редко бывают хорошими руководителями. А если вы решили сделать карьеру в управлении будучи интровертом? Что ж, можно попробовать. Но следует сдвигать свой тип общения в сторону ригидности, при этом жестко контролируя свою речь. И конечно, готовиться к каждой беседе, переговорам в несколько раз основательнее, чем может позволить себе человек, относящийся к мобильному или доминантному типу.

Давайте проведем сейчас небольшое тестирование, в ходе которого вы сможете узнать не только свои коммуникативные, но и организаторские особенности.

Диагностика коммуникативных и организаторских склонностей (КОС-2)

Коммуникативные склонности

Ответы

(+) да 1, 5, 9, 13, 17, 21, 25, 29, 33, 37

(-) нет 3, 7, 11, 15, 19, 23, 27, 31, 35, 39

Организаторские склонности

(+) да 2, 6, 10, 14, 18, 22, 26, 30, 34, 38

(-) нет 4, 8, 12, 16, 20, 24, 28, 32, 36, 40

Сумма баллов

1-4

5-8

9-12

13-16

17-20

Уровень

Очень низкий

Низкий

Средний

Высокий

Высший

25-30 мин.

Фамилии исследователей пишутся на доске по мере объяснения материала.

Студентам предлагается кратко записывать характеристики, параллельно идет презентация на каждый тип собеседника.

Проводится тестирование, далее следует обработка результатов, их анализ.

IV. Практическая часть, закрепление.

1.Молодые люди встречались некоторое время, прекрасно общались, и, решив, что они созданы друг для друга, поженились. Однако уже через месяц они начали ссориться, и с каждым днем все чаще.

2.В электричке молодой человек решил познакомиться с девушкой, сидящей напротив. Но на все его вопросы девушка отвечала неохотно и односложно: «да», «нет», «может быть».

Что могло послужить причиной?

Какие варианты здесь возможны?

Как должен поступить в этом случае молодой человек?

Причин может быть много, но основная – в искривлении общения. Вероятно, это – два доминанта, и если до женитьбы кто-то уступал, то теперь никто уступать не хочет. Скорее всего, если один из них будет сдвигать свою доминантность в сторону ригидности, согласие в доме может восстановиться.

1.Девушка не желает с ним знакомиться в принципе;

2.Девушка еще не готова разговаривать с ним в силу своей ригидности. Нужно попробовать «разогреть» ее, и если все равно речевой контакт не получится, то остается, к сожалению для парня, первый вариант.

8-10 мин.

V.Подведение итогов.

Знание о том, к какому типу коммуникабельности относитесь вы, а к какому – ваш собеседник значительно облегчает процесс коммуникации. Главное  - внимательно прислушиваться к тому, что говорит ваш оппонент, как действует, какую стратегию использует в разговоре. В свою очередь не надо забывать, что и вам самим необходимо подстраиваться под партнера, если вы хотите добиться результативного общения.

Желаю вам удачи в общении, до свидания.  

1-2 мин.

 

Литература:

  1. О.Я.Гойхман, Т.М.Надеина «Речевая коммуникация», М.: ИНФРА-М, 2008 г.
  2. П.Сопер «Основы искусства речи», - Ростов-н/Д.: Феникс, 1995 г.  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Стресс и его влияние на человека .

Слайд 2

Депрессия – болезненное состояние, проявляющееся психическими и физическими расстройствами. Может наступить в результате хронического стресса.

Слайд 3

Иногда источником стрессовых ситуаций могут стать коллеги по работе, друзья, знакомые, преподаватели...

Слайд 4

Ничего не хочется делать: руки опускаются, все раздражает. То, что раньше приносило удовлетворение, становится неинтересным, пустым, серым…

Слайд 5

Обратите внимание на мимику человека, находящегося в ситуации стресса. Не самый приятный вид, как считаете?

Слайд 6

Человек закрывается в себе, заковывает себя в панцирь отрицательных эмоций, мышцы напряжены...

Слайд 8

Во время стресса резко сокращается функция памяти, внимание рассеивается. Сознание суживается до эмоций, мышление практически не работает.

Слайд 9

Продолжать углублять стресс, или же достойно выйти из него? Что же делать?

Слайд 10

…или спокойствие и уравновешенность? Агрессия, тревога…

Слайд 11

Но надо помнить, что выход есть всегда. Это саморегуляция, а также профилактика стресса. В ваших силах изменить вашу жизнь. Действуйте!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Общение, коммуникация

Слайд 2

Общение, коммуникабельность, типы… Чтобы общение состоялось, необходимо общаться . Чтобы общение было продуктивным , необходимо делать его таким.

Слайд 3

Мы общаемся ежедневно. Но всегда ли наше общение эффективно? Что мешает нам, а что помогает?

Слайд 4

Человек должен чувствовать себя в акте общения как рыба в воде. И это так же естественно, как и то, что эти собаки не дерутся, а играют.

Слайд 5

ИНОГДА БЫВАЕТ ТАК, ЧТО ПАРТНЕР ПО ОБЩЕНИЮ, МЯГКО ГОВОРЯ, НЕ ТАКОЙ, КАК МЫ….

Слайд 6

Общение, коммуникация. В ОБЩЕНИИ МЫ ИЛИ ПОМОГАЕМ ДРУГУ ДРУГУ, ИЛИ НЕ ВСЕГДА ПОНИМАЕМ … ЧТО ОТ НАС ХОТЯТ?

Слайд 7

КАКИМ ЖЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ПРОДУКТИВНОЕ ОБЩЕНИЕ?

Слайд 8

Общение должно быть приятным обеим сторонам. И при личном, и при деловом разговоре.

Слайд 9

Общение, коммуникация Оно должно быть таким, чтобы в процессе его обе стороны получали удовольствие . Чтобы бесформенноемножество звуков стало упорядочен-ной , удовлетворя-ющей и приятной мелодией...

Слайд 10

От общения должны получать удовольствие оба коммуниканта, вне зависимости от их возраста….

Слайд 11

пола...

Слайд 12

с итуации.

Слайд 13

В процессе общения люди обменивают-ся информаци-ей , и главная задача – правильно ее донести и правильно воспринять сказанное. Учитесь общаться!



Предварительный просмотр:

ТЕМА I. «Стресс, его разновидности».

Цели и задачи:

1.Познакомить студентов с такими понятиями как «стресс», «стрессовая ситуация», «кратковременный – затяжной стрессы».

2.Указать  причины стрессов, рассказать о реакции организма на стресс.

3.Закрепление полученных знаний при помощи опроса.

Ход занятия.

Этапы занятия

Содержание этапа

Вопросы к аудитории,

упражнения

Примерные ответы

Время

Примечание

I. Орг. момент

Здравствуйте, уважаемые студенты! Я рада приветствовать вас на очередной нашей встрече. Надеюсь, что это взаимно.

1-1,5 мин

На доске написаны: тема занятия «Стресс, его разновидности»; определение стресса

II.Постановка целей и задач.

   Сегодня мы поговорим о стрессе. В последнее время фраза «все болезни от нервов» преобразовалась во фразу «все болезни от стрессов». И, вероятно, это не случайно. По данным ВОЗ 45% всех заболеваний связаны со стрессом, причем некоторые специалисты считают, что это цифра в два раза больше. По данным исследования, проводившегося в СССР в восьмидесятых годах, 30-50% посетителей поликлиник – это практически здоровые люди, нуждающиеся лишь в улучшении эмоционального состояния. Немногим лучше обстоят дела и в развитых, относительно стабильных зарубежных странах.  Так, по материалам американского журнала «Психология сегодня» от стрессов страдают примерно 40% японских учителей, пятая часть рабочих в Великобритании, 45% наемных рабочих США. Частые жалобы при этом – головные боли, депрессия, тревога.

   С чем это связано? Что такое стресс? Всегда ли он вреден для организма? А если нет, то в каких случаях он полезен? Что нужно делать для того, чтобы избежать ненужной стрессовой ситуации? На эти и некоторые другие вопросы мы должны с вами найти ответы в ходе текущей лекции.    

3-3,5 мин.

III.Объяснение нового материала.

В России по приблизительным оценкам примерно 70% взрослого работающего населения постоянно находится в состоянии стресса, а треть – в состоянии сильного стресса.

Автор учения о стрессе Ганс Селье считает, что стресс может быть полезен, он повышает жизненные силы организма. Он доже называет его «острой приправой к повседневной пище жизни», утверждая, что лишь в определенных условиях стресс становится предвестником болезни. Каждый из нас может найти среди своих знакомых, а может, и сам является таковым, кто сохраняет хорошее здоровье, жизнерадостность, отзывчивость, несмотря на беспрерывные, многочисленные стрессы. Но есть и другие – болезненные, недоверчивые, хотя стрессов избегают и живут, вроде бы, без напряжений. Может быть, стресс все-таки иногда полезен? Каково же влияние стресса на организм?

Само слово «стресс» пришло к нам из английского языка и в переводе означает «нажим, давление, напряжение». Первым дал определение стрессу уже упомянутый Ганс Селье (канадский физиолог) в 1936 году. Он писал: «Каждый человек испытывал его, все говорят о нем, но почти никто не берет на себя труд выяснить, что же такое стресс». Давайте запишем следующее определение: «Стресс – это неспецифическая реакция организма на внешнее или внутреннее воздействие повышенной силы. Стрессу свойственны множественные изменения в организме и личности. Ведущей психологической характеристикой стресса выступает напряжение». Данное напряжение сопровождается изменением интенсивности многих процессов в организме и психике как в сторону повышения, так и в сторону понижения.  

Совершенно верно. Само по себе направление сдвига интенсивности – одна из характеристик индивидуальности. Так, например, у большинства людей во время переживания ими стресса возрастает сила эмоции, но у людей тревожных, впечатлительных, ранимых и обидчивых может исчезнуть обычный эмоциональный фон, притупляются чувства к близким, живой отклик на окружающее. Память и мышление функционируют, но человеку кажется, что он ничего не помнит. Мысли проходят бесследно, в рассуждениях нет ощущения законченности.

Основную роль в развитии стрессорных реакций играет кора больших полушарий головного мозга (воспринимающая и оценивающая обстановку) и гипоталамус (запускающий нервные и гуморальные реакции). В нервных реакциях главную роль играет симпатический отдел вегетативной нервной системы, а в гуморальных – надпочечники, вырабатывающие адреналин.

Как правило, связь между физическими и психическими расстройствами часто либо не осознается, либо осознается с опозданием. Человек может чувствовать некоторый дискомфорт, не осознавая, что его состояние является стрессовым. Полнее осознать стресс часто мешают защитные механизмы личности. Ганс Селье в последнем периоде своей научной деятельности разделил стресс на:

ЭУСТРЕСС – «хороший», позитивный, конструктивный и

ДИСТРЕСС – вредный, деструктивный.

Эустресс оказывает положительное влияние на деятельность человека. Дистресс производит разрушительное действие в организме. Он может вызвать активность, но даже если и расширяет возможности человека, то одновременно тормозит развитие, ведет к истощению сил.

В развитии стресса различают три стадии: тревога, адаптация и истощение. Задача человека – не допустить развития третьей стадии, которая является зачастую началом болезни.

Стрессы также различаются на острые (кратковременные) и затяжные (хронические). Так, при остром стрессе изменяется частота сердцебиения, учащается дыхание. При нарастании напряжения краснеет или бледнеет лицо и шея, увлажняются ладони, расширяются зрачки, повышается или понижается активность потовых, слюнных желез. Изменяется мимика, тембр голоса и интонации, координация, скорость и сила движений; губы могут быть сжаты, жевательные мышцы напряжены. Взгляд становится грустным, унылым, обеспокоенным.  В движениях замечается частая смена поз, суетливость или, наоборот, заторможенность и вялость. Переживания напряжения у некоторых людей может не иметь соответствующего выражения во внешнем облике и поведении. Попытки такого преодоления себя могут наблюдаться или у тех, кто хочет скрыть признаки стресса, либо у стеснительных людей, либо у тех, кто неспособен к анализу своего психического состояния.

К проявлениям затяжного стресса относятся: ощущение потери контроля над собой; рассеянность; принятие ошибочных решений; вялость, апатия; повышенная утомляемость, расстройство сна (более долгое засыпание, раннее пробуждение), раздражительность, изменения в настроении (придирчивость, необоснованная критичность).  Очень часто проявлением стресса является головная боль, боли в мышцах, спине, повышенном (пониженном) давлении.

 

Помимо перечисленных вами причин можно отметить также:

1.Влияние окружающей среды. Это: шум, жара, холод, загрязнения.  Но интересный факт: оказывается, что и тишина в какой-то степени может раздражать. Сотрудники бюро по контрактам Телевизионного центра «BBC» в Уайт Сити, Западный Лондон, пожаловались, что в их новых офисах слишком тихо и любой неожиданный звук, например, телефонный звонок, сразу лишает их возможности сосредоточиться. Им было рекомендовано установить в офисах «бормочущие автоматы», которые создают шумовой фон и нарушают тишину. «BBC» объявила, что с удовольствием приобретет автоматы с «консервируемыми шумами», которые уже окрестили «болтушками».

2.Нагрузки повышенной интенсивности.

- физические (мышечные);

-(физиологические) (болезнь, расстройство, травма);

-информационные (чрезмерный объем информации, которую нужно воспринять, запомнить);

-эмоциональные (нагрузки, превышающие комфортный уровень эмоционального насыщения);

-рабочие (значительные изменения на работе, трудности).

3.Повседневные раздражители.

-отсутствие необходимых удобств;

-мелкие ссоры с окружающими;

-напряженная атмосфера в общественном транспорте.

4.Тяжелые жизненные ситуации.

-потеря или угроза потери работы;

-болезни;

-смерть близких людей.

5.Материальная необеспеченность.

6.Ситуации конкретной угрозы.

Мы с вами выяснили, что причин для возникновения стрессовых ситуация в жизни каждого человека более чем достаточно, стоит только взглянуть на список. Но как же ведет себя человеческий организм в ситуации стресса?  Ведь по сути стресс задумывался природой как приспособленческая функция, как адаптация человека в новых условиях. Это уже потом, в связи со все убыстряющимся темпом жизни стресс стал приносить нам неприятности. Проанализируем, как же человеческий организм реагирует на стрессовые ситуации.

1.Стрессоры (неблагоприятные факторы) вызывают реакцию стресса, т.е. человек сознательно или нет старается приспособиться к совершенно новой ситуации. Далее наступает выравнивание, или адаптация. Человек или обретает равновесие в создавшейся ситуации, и стресс не дает никаких негативных последствий, или НЕ адаптируется к ней. Как следствие этого могут возникнуть различные психические либо физические отклонения.    

2.Пассивность. Она проявляется у человека, организм которого не способен эффективно противостоять стрессу, потому что его резерв недостаточен. Возникает состояние беспомощности, безнадежности, депрессия.

3.Активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное  и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду, уход за цветами и т.д.).

4.Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма – как психическую, так и физическую.

В нормальных условиях в ответ на стресс у человека появляется состояние тревоги, смятения, которое является автоматической подготовкой к активному действию: атакующему или защитному. Такая подготовка осуществляется в организме всегда, независимо от того, какой будет реакция на стресс. Импульс автоматической реакции может быть потенциально небезопасен и приводит организм в состояние боевой готовности. Сердце начинает биться учащено, повышается кровяное давление, мышцы напрягаются – вы готовы обороняться. Вне зависимости от того, серьезна опасность (угроза жизни, физическое насилие) или не очень (словесное оскорбление), в организме возникает тревога и ответ на нее – готовность противостоять. В большинстве случаев вы не нападете и не бежите, как первобытный человек, но ваша нервная система функционирует точно так же, как у далекого предка.

Как вы думаете, с чем это может быть связано?

Как вы понимаете слово  «стресс»?

 

Как вы понимаете последнее высказывание?

Что значит симпатический отдел вегетативной нервной системы? Гуморальная регуляция организма?

Как вы считаете, какой вид стресса опаснее: кратковременный или затяжной? Почему?

Как вы думаете, что может служить причиной стрессов?

В каких ситуациях на первый план у человека во время стресса выходит пассивность? Что нужно делать при  этом?

К какому выводу нас приводит последняя фраза?

С общей нестабильностью, отсутствием мотивации, кризисом, нерешенными жилищными и финансовыми проблемами и т.д.

Сильная перегрузка организма; когда ничего не хочется; угнетенное состояние духа; когда все лень и т.д.

Это значит, что в одних стрессовых ситуациях человек чувствует подъем сил, а в других – наоборот, их упадок.

Часть автономной нервной системы, ганглии которых расположены на значительном расстоянии от иннервируемых органов; регуляция при помощи жидкостей организма.

Опаснее все-таки затяжной вид стресса, т.к. он протекает  продолжительнее, и его проявления резче и неприятнее как для самого человека, так и для его окружения.

Взаимоотношения, неприятности на работе и дома,  конфликты и т.д.

Во время болезни, после нее, во время затянувшегося стресса и т.д.

В первую очередь – отдохнуть, попытаться выйти из стрессогенной ситуации, посмотреть на нее со стороны.

 

По существу наш организм на гуморальном и физиологическом уровнях не слишком отличается от того, который был у первобытных людей.

25-30 мин.

Показ презентации.

Определения ЭУСТРЕСС и ДИСТРЕСС записываются студентами в конспекты.

Также в конспекты вносится информация о

стадиях стресса, о признаках острого и хронического стресса.

Студенты помечают в своих записях причины стресса.

Студенты делают пометы в  записях, параллельно можно показать презентацию.

IV. Закрепление материала.

Меняются времена и возникают новые стрессовые ситуации – это приходится испытывать практически каждому из нас. Возникает конфликтная ситуация, мы оказываемся втянутыми в нее – что происходит? Мы напрягаемся, мобилизуем внутренние резервы, тратим большое количество энергии. Нарастают внутреннее напряжение, злость, появляется в некоторых случаях страх, учащается сердцебиение. Иными словами, наступает стресс. Если же стрессогенная ситуация усугубляется, то требуется все больше энергии, чтобы овладеть сложившейся ситуацией и приступить к действию.  

Давайте вспомним, какие отделы нервной системы начинают активно работать в состоянии стресса? Какой вид регуляции организма? В чем это выражается?

Как звали ученого,  который впервые заинтересовался стрессом и изучал его, он же дал ему название?

Какие виды стрессов вам известны?

Каковы причины возникновения стресса?

Какую из них вы бы поставили на первое место?

Вегетативная нервная система. Гуморальная регуляция организма (далее перечисляются внешние проявления стресса)

Ганс Селье.

Хронический и острый.

Хронический и острый.

1.Влияние окружающей среды.

2.Нагрузки повышенной интенсивности.

3.Повседневные раздражители.

4.Тяжелые жизненные ситуации.

5.Материальная необеспеченность.

6.Ситуации конкретной угрозы.

10 -12 мин

V.Подведение итогов.

На сегодняшнем занятии мы с вами получили представление о том, что же такое стресс, разобрали его составные части, указали виды стресса, причины его появления. Во время следующей нашей встречи мы еще раз вспомним о влиянии стресса на человека, а заодно рассмотрим способы борьбы с ним, которые каждый из вас может применять на практике. Если ко мне нет вопросов – спасибо, до свидания!

1,5-2 мин.

Литература:

1.Селье Г. «Стресс без дистресса», М.: МНПП «РЭМАР», 1992г.

2.Щербатых Ю.В. «Психология стресса», М.: «ЭКСМО», 2006г.



Предварительный просмотр:

ТЕМА II. «Стресс, методы борьбы с ним».

Цели и задачи:

1.Познакомить студентов с формами и методами борьбы со стрессом, показать влияние стресса на человека, рассказать о первой помощи при остром стрессе.

2.Ввести такие понятия как «аутоанализ», «профилактика стресса», показать схему работы организма в ситуации стресса (тревоги).

3.Закрепление полученных знаний на практике.

Ход занятия.

Этапы занятия

Содержание этапа

Вопросы к аудитории,

упражнения

Примерные ответы

Время

Примечание

I. Орг. момент

Здравствуйте, уважаемые студенты! На прошлом занятии мы с вами начали говорить о стрессе. Мы выяснили, что такое стресс, поговорили о факторах, его вызывающих; о  природе его проявления и многом другом.

1-1,5 мин

На доске написаны: тема занятия «Стресс, методы борьбы с ним»; определение аутоанализа

II.Постановка целей и задач.

Сегодня мы продолжим эту тему и поговорим о том, как же надо бороться со стрессом, если мы оказались в стрессовой ситуации, а также уделим внимание профилактике стресса.

Мы выяснили, что стрессовые реакции не проходят бесследно для организма, и научиться обходить стресс, вовремя его обнаруживать, минимизировать его проявления и последствия – задача вполне выполнимая. Сегодня мы познакомимся с основными приемами борьбы со стрессом и его профилактике, которые окажутся немаловажными в дальнейшей жизни. Также вы узнаете несколько приемов оказания первой помощи человеку в ситуации острого стресса. Согласитесь, что такие знания не будут лишними?

3-3,5 мин.

III. Объяснение нового материала

Стресс в любом случае для организма является реакцией тревоги.

Верно, самыми распространенными реакциями такого типа являются борьба или бегство. Еще в 1935 году американский физиолог Уолтер Кеннон определил реакцию тревоги как реакцию борьбы или бегства. Или, выражаясь математическим языком, реакция А или В.

Информация реакции тревоги через органы чувств поступает в мозг, где имеется важная «ретрансляционная станция» - гипоталамус. В течение доли секунды информация через окончания симпатической нервной системы передается в надпочечники.

Получив сигнал «SOS», надпочечники мгновенно выбрасывают в кровь огромное количество «боевых гормонов» - адреналина и норадреналина, которые разносятся сосудами по всему телу. Происходит перекачивание крови: она перемещается туда, где более необходима для ответных действий А или В – главным образом в мышцы. Из мозга сигналы поступают дальше – нарастает психическое напряжение, идет подготовка к действию. Все это происходит молниеносно: напряжение, а отсюда и стресс, нарастают с огромной быстротой.

На прошлом занятия мы с вами выяснили, что в большинстве случаев стресс негативно влияет на здоровье человека, на ощущение благополучия, на удовлетворенность жизнью. И если в отношении физиологии стресса есть определенный прогресс, то исследования психологической стороны стресса пока еще в зачаточном состоянии.

По статистике около 40% направлений к кардиологам по поводу учащенного сердцебиения и других нарушений сердечной деятельности напрямую связаны со стрессовой ситуацией. Примерно такой же процент направлений к невропатологам (головные боли) и гастроэнтерологам (боли в желудке), и все эти данные связаны со стрессом.

Таким образом, сам собой напрашивается вывод: если в большинстве случаев стресса избежать невозможно, то необходимо применять методы по борьбе с ним. Какие же это методы?

1.РЕЛАКСАЦИЯ – это метод, с помощью которого можно частично или полностью избавиться от физического или психического напряжения. Релаксация – очень полезный метод, поскольку овладеть им довольно легко: для этого не требуется специального образования и даже природного дара. Но есть непременное условие – мотивация, т.е. каждому необходимо знать, для чего он хочет освоить релаксацию. Методы релаксации необходимо знать, чтобы в критической ситуации можно было запросто противостоят раздражению и психической усталости. При регулярности занятий релаксационные упражнения  станут привычкой, будут ассоциироваться с приятными впечатлениями. Но для того, чтобы их освоить, необходимо упорство и терпение. Активизируя деятельность нервной системы, релаксация регулирует настроение и степень психического возбуждения, позволяет ослабить или сбросить вызванное стрессом психическое и мышечное напряжение.

Примеры релаксационных упражнений.

1.Внимательно следите за своим дыханием, пассивно сознавая, что дышите через нос. Мысленно отметьте, что вдыхаемый воздух холоднее выдыхаемого. Сосредоточьтесь на своем дыхании в течение 1-2 минут. Постарайтесь не думать ни о чем другом.

2.Представьте, что перед вами стоит зажженная свеча. Дуйте на нее, но не для того, чтобы загасить, а для того, чтобы отклонить ее пламя. Выполняйте упражнение 10-12 раз.

2.КОНЦЕНТРАЦИЯ. Неумение сосредоточиться – фактор, тесно связанный со стрессом. Например, большинство работающих женщин дома выполняют три функции: домашней хозяйки, супруги и матери. Каждая из этих функций требует от женщины сосредоточенности, предельного внимания и, естественно, полной самоотдачи. Возникает многократная несосредоточенность. Все эти функции вызывают целый ряд импульсов, отвлекающих внимание женщины от выполняемой в данный момент деятельности и способных вызвать стрессовую ситуацию. Такое «разрывание на части» изо дня в день приводит, в конце концов, к истощению, главным образом психическому. В таком случае концентрационные упражнения просто незаменимы. Их можно выполнять где и когда угодно в течение дня.

Пример концентрационного упражнения.

1.Концентрация на счете: мысленно считайте от 1 до 10 и сосредоточьтесь на этом счете. Если в какой-то момент ваши мысли начнут рассеиваться и вы будете не в состоянии сосредоточиться на счете, начните считать сначала. Повторяйте счет в течение нескольких минут.

3.АУТОРЕГУЛЯЦИЯ ДЫХАНИЯ. В нормальных условиях о дыхании никто не думает и не вспоминает. Но когда по каким-то причинам возникают отклонения от нормы, вдруг становится трудно дышать. При физическом напряжении или в стрессовой ситуации дыхание становится затрудненным и тяжелым, а при сильном испуге или напряженном ожидании чего-то мы невольно задерживаем дыхание.

Человек имеет возможность, сознательно управляя дыханием, использовать его для успокоения, для снятия напряжения - как мышечного, так и психического. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным средством борьбы со стрессом, наряду с релаксацией и концентрацией.

Противострессовые дыхательные упражнения можно выполнять в любом положении. Обязательно лишь одно условие: позвоночник должен находиться в строго вертикальном или горизонтальном положении. Это дает возможность дышать естественно, свободно, без напряжения, полностью растягивать мышцы грудной клетки и живота.

Очень важно также правильное положение головы: она должна сидеть на шее прямо и свободно. Расслабленная, прямо сидящая голова в определенной степени вытягивает вверх грудную клетку и другие части тела. Если все в порядке и мышцы расслаблены, то можно упражняться в свободном дыхании, постоянно контролируя его. Специалисты, занимающиеся вопросом ауторегуляции дыхания, пришли к следующим выводам:

1.С помощью глубокого и спокойного ауторегулируемого дыхания можно предупредить перепады настроения.

2.При смехе, вздохах, кашле, разговоре, пении или декламации происходят определенные изменения ритма дыхания по сравнению с нормальным дыханием. Из этого следует, что способ и ритм дыхания можно целенаправленно регулировать с помощью сознательного замедления и углубления.

3.Увеличение продолжительности выдоха способствует успокоению и полной релаксации.

4.Дыхание спокойного и уравновешенного человека существенно отличается от дыхания человека в состоянии стресса. Итак, по ритму дыхания можно определить психическое состояние человека.

5.Ритмичное дыхание успокаивает нервы,  психику; продолжительность отдельных фаз дыхания не имеет значения - важен ритм.

6.Чем медленнее и глубже, спокойнее и ритмичнее мы дышим, чем скорее мы привыкнем к этому способу дыхания, тем скорее он станет составной частью нашей жизни.

Человек, сознательно управляя дыханием, имеет возможность использовать его для успокоения, снятия напряжения – как мышечного, так и психического. Таким образом, ауторегуляция дыхания может стать действенным способом  борьбы со стрессом наряду с релаксацией и концентрацией.

Поговорим теперь о методах профилактики стресса. Наш образ жизни – это наша повседневная жизнь, начиная с пробуждения и заканчивая отходом ко сну, и так из года в год. И именно от нас зависит, каким будет наш образ жизни – здоровым и активным или нездоровым и пассивным. Если нам удастся продолжительно повлиять на свои основные жизненные принципы, добиться того, что релаксация и концентрация стали составной частью нашей жизни, то мы станем уравновешеннее и будем более спокойно реагировать на стрессовые факторы. Мы в состоянии воздействовать на те или иные процессы, происходящие в нашем организме, т.е. обладаем способностью к ауторегуляции.

Очень часто бывает так, что, приходя домой с учебы или с работы, мы приносим свою рабочую активность или возбужденность  в семью. Именно для того, чтобы не вымещать на домашних свой «рабочий негатив», нужно взять за правило: придя домой, сразу же проводим релаксацию. Это – одно их эффективнейших методов профилактики стресса.

Иногда бывает так, что мы, сами того не желая, вдруг оказываемся в стрессовой ситуации (например, нас кто-то разозлил, обругал, заставил понервничать), и у нас начинается острый стресс.

Как нужно действовать? Для начала собираем всю волю в кулак, командуем себе: «СТОП!». Это поможет резко затормозить развитие стресса. Чтобы суметь выйти из этого состояния, нужно быстро самому себе прийти на помощь. Прибегнув к следующим советам, в критической ситуации мы сможем быстро сориентироваться, и не допустить развитие стресса.

1.Противострессовое дыхание. Медленно выполняйте глубокий вдох через нос; на пике вдоха на мгновение задержите дыхание, после чего выдыхайте как можно медленнее. Представьте, что с каждым глубоким вдохом и продолжительным выдохом вы частично избавляетесь от стрессового напряжения.

2.Минутная релаксация. Расслабьте уголки рта, увлажните губы, расслабьте плечи. Сосредоточьтесь на выражении своего лица и положении тела: помните, что они отражают ваши эмоции, мысли, внутреннее состояние.

3.Оглянитесь вокруг и внимательно осмотрите помещение. Обращайте внимание на мельчайшие детали, даже если вы их хорошо знаете. Медленно, не торопясь, мысленно «переберите» все предметы один за другим в определенной последовательности. Сосредоточившись на каждом отдельном предмете, вы отвлечетесь от внутреннего стрессового напряжения, направляя свое внимание на рациональное восприятие окружающей обстановки.  

Совершенно верно. Наиболее оправдавшим себя методом аутоанализа личного стресса является ДНЕВНИК СТРЕССОВ. Метод несложный, но требующий терпения. В течение нескольких недель – по возможности ежедневно -  необходимо делать в дневнике простые пометки: когда и при каких обстоятельствах были обнаружены признаки стресса. Лучше записывать перед сном, когда легче припоминаются подробности и детали. Анализ дневниковых записей помогает определить, какие события и жизненный ситуации способствуют возникновению стресса.

Если мы попробуем систематизировать эти записи, то, как правило, обнаруживается, что некоторые основные признаки стресса повторяются: раздражительность, забывчивость, невозможность сосредоточиться, мышечное напряжение, ощущение внутренней тяжести, беспокойный сон, необъяснимое чувство страха, головные боли, потеря аппетита.  С помощью дневника мы можем понять, что нам мешает в жизни, вызывает личный стресс.

Что нам хочется  сделать, когда чувствуем тревогу?

Давайте вспомним, что такое острый стресс, и его проявления.

Что такое аутоанализ личного стресса?

Как вы считаете, удобная ли эта форма и работы и применяли бы вы ее на практике?

Или убежать, или вступить в борьбу.

Это кратковременный стресс. При нем наблюдается изменение частоты сердцебиения, учащение дыхание. Краснеет или бледнеет лицо и шея, увлажняются ладони, расширяются зрачки, повышается или понижается активность потовых, слюнных желез. Изменяется мимика, тембр голоса и интонации, координация, скорость и сила движений; губы могут быть сжаты, жевательные мышцы напряжены. Взгляд становится грустным, обеспокоенным.  В движениях замечается частая смена поз, суетливость или, наоборот, заторможенность и вялость.

Самоанализ стрессовой ситуации.

Различные варианты ответов.

30-32 мин.

Делаются рисунки на доске: два круга, в центре первого пишется А, в центре второго – В. Все, что объясняется в дальнейшем (касающееся структуры мозга, работы надпочечников и пр.), схематически зарисовывается на доске.

Методы борьбы со стрессом и краткую характеристику каждого студенты конспектируют.

После объяснения методики выполнения упражнений - практическая работа.

После объяснения методики выполнения упражнения - практическая работа.

Во время пояснений студенты могут заняться ауторегуляцией дыхания. Желательно, чтобы она делалась под спокойную музыку.

После объяснения методики выполнения упражнения (или во время его)  - практическая работа.

IV.Закрепление знаний.

Какие ощущения вы испытывали, когда выполняли противострессовые упражнения?

Есть ли смысл ввести такие упражнения в повседневную жизнь? Почему?

Покой, расслабленность, умиротворенность.

Да, потому что стрессовые ситуации – довольно частое явление, и чтобы не попадать в них, нужно  правильным образом научиться настраивать свой организм. Т.е. заниматься профилактикой стресса.

3-5 мин

V.Подведение итогов.

Стресс, к сожалению, стал неотъемлемой частью нашей повседневной жизни. Мы порой даже не обращаем внимания на него, однако длительное влияние отрицательных эмоций на наш организм грозит возникновением таких серьезных заболеваний, как инфаркт миокарда, бронхиальная астма, гипертония, язвенная болезнь. Длительный стресс может привести к несчастному случаю, или даже самоубийству. Но это положение вовсе не неизбежно. Необходимо вести активный образ жизни. Активность – это, по сути, единственная возможность покончить со стрессом. Постоянное сосредоточение внимания на светлых и радостных сторонах жизни, на действиях, которые могут улучшить настроение, не только сохраняют или возвращают здоровье, но и способствуют успеху. Со стрессом можно справиться, нужно только желание и немного свободного времени для себя.

Я желаю вам успехов, до следующей встречи!  

1,5-2 мин

Словарь терминов и понятий.

Аутоанализ – самостоятельный разбор (разложение) ситуации на составные части с последующим поиском способа решения проблемы.

Ауторегуляция дыхания – способность человека сознательно регулировать свой ритм дыхания в зависимости от особенностей скелетной мускулатуры и настроения.

Гипоталамус – отдел промежуточного мозга, в котором расположены центры вегетативной нервной системы. Он регулирует обмен веществ, деятельность СС, пищеварительной, выделительной систем и желез внутренней секреции;  механизмы сна, бодрствования и эмоций. Осуществляет связь между нервной и эндокринной системами.

Гуморальная реакция – образование в различных тканях и органах биологически активных веществ, действующих через жидкие среды (кровь, лимфу, тканевую жидкость) организма.

Депрессия – болезненное состояние, проявляющееся в психическом (подавленное настроение, замедление психических процессов) и физическими (снижение общего тонуса, замедленность движений, нарушение сна, пищеварения) расстройствами.

Литература:

1.Селье Г. «Стресс без дистресса», М.: МНПП «РЭМАР», 1992г.

2.Щербатых Ю.В. «Психология стресса», М.: «ЭКСМО», 2006г.