Рабочая программа по дисциплине "Деловое общение"
рабочая программа по теме
Вариативная часть рабочей программы по дисциплине "Деловое общение" для 2 курса специальности "Прикладная информатика" (СПО)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 147 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ Государственное бюджетное образовательное учреждение «Московский колледж градостроительства и предпринимательства» |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
учебной дисциплины | Деловое общение |
код, специальность | 230701 Прикладная информатика (по отраслям) |
Москва
2012
ОДОБРЕНА Предметно-цикловой комиссией Общеобразовательных дисциплин | Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования |
Протокол № __________ от ___________________ 20 ___ г. | ||||
Председатель ПЦК ______________ Л.П. Терещенко | Заместитель директора по учебно-воспитательной и социальной работе __________________ Н.В. Гарусова | |||
Протокол № __________ от ___________________ 20 ___ г. | ||||
Председатель ПЦК ______________ _______________ | Заместитель директора по учебно-воспитательной и социальной работе _______________ _______________ | |||
Протокол № __________ от ___________________ 20 ___ г. | ||||
Председатель ПЦК ______________ _______________ | Заместитель директора по учебно-воспитательной и социальной работе _______________ ________________ | |||
Составители (авторы): | Шандрина О.В., преподаватель ГБОУ СПО «Московский колледж градостроительства и предпринимательства» |
| |
| |
Рецензенты: | Паньшина В.Е., психолог ГБОУ СПО «Московский колледж градостроительства и предпринимательства» |
| |
Полищук В.Н., преподаватель ГБОУ СК № 12 | |
| |
СОДЕРЖАНИЕ
| |
| |
| |
|
1 паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
__________________________Деловое общение________________________
1.1 Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности 230701 Прикладная информатика (по отраслям)
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке строительного профиля
1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
Дисциплина «Деловое общение» принадлежит общему гуманитарному и социально-экономическому циклу и направлена на формирование ОК:
Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:
ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.
ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.
ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).
и ПК:
Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:
ПК 1. Проводить анализ и оценку информационных возможностей.
ПК 2. Выполнять проектные чертежи с использованием компьютерных программ.
ПК 3. Разрабатывать проектно-сметную документацию.
ПК 4. Анализировать спрос на услуги по профилю.
ПК 5. Продвигать услуги по информатизации на рынке услуг.
ПК 6. Организовывать информатизацию различных процессов.
ПК 7. Создавать базу данных о современных технологиях строительства.
ПК 8. Проводить апробацию современных технологий строительства.
ПК 9. Консультировать заказчиков по вопросам современных технологий строительстве.
1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
Цель:
приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в
области делового общения.
Задачи:
· продолжить формирование коммуникативной компетентности
будущих специалистов;
· развивать навыки эффективного общения, необходимого для
работы;
· научить использовать знания в области психологии общения в
предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций;
· сформировать навыки соблюдения этических норм общения.
Профессиональная деятельность специалистов предусматривает социально-психологические связи и отношения, что неразрывно связано с формированием знаний и умений в сфере общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
· применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной
деятельности;
· использовать приемы саморегуляции поведения в процессе
межличностного общения.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
· взаимосвязь общения и деятельности;
· цели, функции, виды и уровни общения;
· роли и ролевые ожидания в общении;
· виды социальных взаимодействий;
· механизмы взаимопонимания в общении;
· техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы,
убеждения;
· этические принципы общения;
· источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.
1.4. Использование вариативной части ОПОП
№ п/п | Дополнительные знания и умения | №, наименование темы | Количество часов | Обоснование включения в рабочую программу |
1.5 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося ___61____ часов, в том числе:
обязательной аудиторной ___51___ часов;
самостоятельной работы ____10__ часов.
2 СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 61 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 51 |
в том числе: | |
практические занятия | 30 |
курсовая работа (проект) (если предусмотрено) | |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 10 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Деловое общение
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения |
| |
1 | 2 | 3 | 4 |
| |
Деловое общение. Введение. |
|
61 |
|
| |
Раздел 1. Основные закономерности процесса общения |
|
13 |
|
| |
Тема 1.1. Характеристика процесса общения | Содержание учебного материала | 8 |
|
| |
1 | Введение. Предмет курса, основные понятия и определения. Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга. | 2 | 1 |
| |
2 | Цели общения. Структура общения. Общение как форма взаимодействия. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. | 2 | 1 |
| |
3 | Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, функция установления отношений, функция оказания влияния | 2 | 1 |
| |
4 | Виды общения. Уровни общения. Виды общения. Вербальное общение. Невербальное общение. Экстрасенсорное общение. Уровни общения: макроуровень, мезауровень, микроуровень | 2 | 1 |
| |
Практические занятия | 4 | 2-3 |
| ||
1 | Методы исследования общения | 2 | 2-3 |
| |
2 | Определение видов общения (решение задач) | 2 | 2-3 |
| |
Самостоятельная работа обучающихся | 1 | 3 |
| ||
1 | Входной контроль – самостоятельная работа «Общение: структура и функции» | 1 | 3 |
| |
Раздел 2. Восприятие и познание людьми друг друга |
|
20 |
|
| |
Тема 2.1. Взаимодействие в общении | Содержание учебного материала | 4 |
|
| |
1 | Виды социальных взаимодействий. Ролевое взаимодействие. Возникновение барьеров при взаимодействии. Виды взаимодействия: кооперация и конкуренция. Методы психологического влияния в процессе общения. Понятие «харизмы». | 1 | 1-2 | ||
2 | Механизмы взаимопонимания в общении: идентификация, эмпатия, рефлексия. Механизмы «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания» и их роль в процессе общения. Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса общения. Факторы, влияющие на возникновение и развитие «аттракции». | 1 | 1-2 | ||
3 | Стили взаимодействия: гуманистический, ритуальный, манипулятивный. | 2 |
| ||
Практические работы | 6 | 2-3 3 |
| ||
1 | Методы исследования умения взаимодействовать | 2 |
| ||
2 | Типы социальных ролей (решение задач). Определение стиля взаимодействия | 2 |
| ||
3 | Характеристика механизмов «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания». Их роль в процессе общения | 2 |
| ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
| |||
1 | Подбор упражнений использования механизмов взаимопонимания в общении | 1 |
| ||
2 | Реферат «Использование различных механизмов в общении с младшими школьниками» | 1 |
| ||
Тема 2.2. Этика общения | Содержание учебного материала | 2 | 1-2 2-3 |
| |
1 | Этика общения и культура общения. Определение понятий «этика общения» и «культура общения». Характеристика способов овладения культурой общения. | 1 |
| ||
2 | Ценности общения. Этические принципы общения. Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности. Этические принципы общения: сохранение достоинства партнера по общению, право партнера на ошибку и возможность ее исправления, толерантность, доверие к людям. | 1 |
| ||
Практические работы | 4 |
| |||
1 | Исследование нравственной культуры личности студентов. | 2 |
| ||
2 | Составление этического кодекса программиста. | 2 |
| ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
| |||
1 | Реферат: Проблемы общения в истории этики и философии | 1 | 3 |
| |
2 | Проект: Формирование культуры общения у первокурссников | 1 | 3 |
| |
Раздел 3. Оптимизация процесса общения |
|
28 |
|
| |
Тема 3.1. Методы развития коммуникативных способностей | Содержание учебного материала | 2 | 1-2 2-3 3 |
| |
1 | Правила ведения беседы. Этика поведения. Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия. | 1 |
| ||
2 | Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Активные методы повышение коммуникативной компетентности: Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивности. | 1 |
| ||
Практические работы | 8 |
| |||
1 | Развитие навыков общения у младших школьников. | 2 |
| ||
2 | Разработка правил эффективного общения. | 2 |
| ||
3 | Разработка и проведение тренинга общения. | 2 |
| ||
4 | Разработка и проведение тренинга личностного роста. | 2 |
| ||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 |
| |||
2 | Сообщение «Барьеры в общении» | 1 |
| ||
3 | Разработка проекта «Способы оптимизации общения в студенческом коллективе» | 2 |
| ||
Тема 3.2. Конфликты: причины, динамика, способы разрешения | Содержание учебного материала | 5 | 1-2 2-3 |
| |
1 | Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении. Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные, потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные и деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные | 2 |
| ||
2 | Структура конфликта: а) объект конфликтной ситуации б) цели, субъективные мотивы его участников в) оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками; г) подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения. Стадии протекания конфликта | 1 |
| ||
3 | Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: избегание, конкуренция, сотрудничество, компромисс. Технологии разрешения конфликтов в школе | 2 |
| ||
Практические работы | 8 |
| |||
1 | Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса) | 2 |
| ||
2 | Решение задач по конфликтным ситуациям | 2 |
| ||
3 | Использование приемов урегулирования. Упражнения по предупреждению конфликта | 2 |
| ||
4 | Социально-психологический тренинг «Общение в конфликтной ситуации» | 2 |
| ||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 |
| |||
2 | Исследование «Способы разрешения конфликтов» | 2 |
| ||
Всего: | 61 |
|
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3 условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины осуществляется в
учебном кабинете, оборудованном:
-посадочными местами для обучающихся;
- рабочим местом преподавателя;
- комплектом учебно-наглядных пособий;
Технические средства обучения:
- телевизор
- видеомагнитофон
3.2 Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Основные источники:
- Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учебное пособие. - С.-П.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.- с.270.
- Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения.- М.: Академия, 2004.-с.160.
- Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления.-Ростов-на-Дону: Феликс, 2003 .-с.512.
Дополнительные источники:
- Виханский О.С. Менеджмент.-М.: Экономист, 2005.- с. 671.
- Волкогонова О.Д. Управленческая психология. – М,: Форум-ИНФРА-М, 2005.- с.352.
- Голуб И.Б. Основы красноречия. – М,: Яхонт, 2008.-с.457.
- Фомин Ю.А. Психология делового общения.- Мн.: Ашалфея, 2003.-с.344.
Интернет – ресурсы:
- www.medpsy.ru
- www.psylib.org.ua
- www.flogiston.ru
4 Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Коды формируемых профессиональных и общих компетенций | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Умение применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности | ОК 1-10 ПК 2.1 ПК 2.5 ПК 3.2.-3.4 ПК 4.5 ПК 5.1-5.3 | Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач. |
Умение использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения | ОК 1-10 ПК 2.1 ПК 2.5 ПК 3.2.-3.4 ПК 4.5 ПК 5.1-5.3 | Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач. |
Знание взаимосвязи общения и деятельности | ОК 1-10 ПК 2.1 ПК 2.5 ПК 3.2.-3.4 ПК 4.5 ПК 5.1-5.3 | Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач. |
Знание целей, функций, видов и уровней общения | ОК 1-10 ПК 2.1 ПК 2.5 ПК 3.2.-3.4 ПК 4.5 ПК 5.1-5.3 | Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач, ролевые игры. |
Знание роли и ролевых ожиданий в общении | ОК 1-10 ПК 2.1 ПК 2.5 ПК 3.2.-3.4 ПК 4.5 ПК 5.1-5.3 | Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач. |
Знание видов социальных взаимодействий | ОК 1-10 ПК 2.1 ПК 2.5 ПК 3.2.-3.4 ПК 4.5 ПК 5.1-5.3 | Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач. |
Знание механизмов взаимопонимания в общении | ОК 1-10 ПК 2.1 ПК 2.5 ПК 3.2.-3.4 ПК 4.5 ПК 5.1-5.3 | Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач. |
Владение техникой и приемами общения, правилами слушания, ведения беседы, использования убеждений | ОК 1-10 ПК 2.1 ПК 2.5 ПК 3.2.-3.4 ПК 4.5 ПК 5.1-5.3 | Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач, ролевые игры. |
Владение этическими принципами общения | ОК 1-10 ПК 2.1 ПК 2.5 ПК 3.2.-3.4 ПК 4.5 ПК 5.1-5.3 | Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач. |
Знание источников, причин, видов и способов разрешения конфликтов | ОК 1-10 ПК 2.1 ПК 2.5 ПК 3.2.-3.4 ПК 4.5 ПК 5.1-5.3 | Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач, ролевые игры. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/25/picture-253569-1369455163.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...
![](/sites/default/files/pictures/2013/05/25/picture-253569-1369455163.jpg)
Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение упр...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/29/picture-406789-1438202610.jpg)
Рабочая программа УД Психология общения
Программа учебной дисциплины «Психология общения» представляет собой часть основной профессиональной образовательной программы, она составлена на основании требований ФГОС СПО для специальности ...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/08/picture-945301-1504869221.jpg)
Рабочая программа дисцилины " Деловое общение"
Программа оответствует ФГОС. Может использоваться для подготовки студентов всех специальностей СПО....
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование
Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...