Рабочая программа по дисциплине "Деловое общение"
рабочая программа по теме

Вариативная часть рабочей программы по дисциплине "Деловое общение" для 2 курса специальности "Прикладная информатика" (СПО)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_d.o.51_1.doc147 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования города Москвы

«Московский колледж градостроительства и предпринимательства»
(ГБОУ СПО МКГП)

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины

Деловое общение

код, специальность

230701 Прикладная информатика (по отраслям)

Москва

2012

ОДОБРЕНА

Предметно-цикловой  комиссией

Общеобразовательных дисциплин

Разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего

профессионального образования

Протокол № __________

от ___________________ 20 ___ г.

Председатель ПЦК 

______________   Л.П. Терещенко

Заместитель директора по учебно-воспитательной и социальной работе

__________________    Н.В. Гарусова

Протокол № __________

от ___________________ 20 ___ г.

Председатель ПЦК 

______________   _______________

Заместитель директора по учебно-воспитательной и социальной работе

_______________  _______________

Протокол № __________

от ___________________ 20 ___ г.

Председатель ПЦК 

______________   _______________

Заместитель директора по учебно-воспитательной и социальной работе

_______________  ________________

Составители (авторы):

             Шандрина О.В., преподаватель ГБОУ СПО «Московский колледж    градостроительства и предпринимательства»

             

     

Рецензенты:

                  Паньшина В.Е., психолог ГБОУ СПО «Московский колледж  градостроительства и предпринимательства»

       

                      Полищук В.Н., преподаватель ГБОУ СК № 12

           

СОДЕРЖАНИЕ

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

  1. условия реализации  РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ учебной дисциплины

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ


1  паспорт РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

__________________________Деловое общение________________________

1.1 Область применения рабочей программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности  230701  Прикладная информатика (по отраслям)

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (программы повышения квалификации и переподготовки)  и профессиональной подготовке строительного профиля

1.2 Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

Дисциплина «Деловое общение» принадлежит общему гуманитарному и социально-экономическому циклу и направлена на формирование ОК:

Техник должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 и ПК:

Техник должен обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 1. Проводить анализ и оценку информационных возможностей.

ПК 2. Выполнять проектные чертежи с использованием компьютерных программ.

ПК 3. Разрабатывать проектно-сметную документацию.

ПК 4. Анализировать спрос на услуги по профилю.

ПК 5. Продвигать услуги по информатизации на рынке услуг.

ПК 6. Организовывать информатизацию различных процессов.

ПК 7. Создавать базу данных о современных технологиях строительства.

ПК 8. Проводить апробацию современных технологий строительства.

ПК 9. Консультировать заказчиков по вопросам современных технологий строительстве.

1.3 Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Цель:

приобретение студентами теоретических знаний и практических умений в

области делового общения.

Задачи:

· продолжить формирование коммуникативной компетентности

будущих специалистов;

· развивать навыки эффективного общения, необходимого для

работы;

· научить использовать знания в области психологии общения в

предотвращении и регулировании конфликтных ситуаций;

· сформировать навыки соблюдения этических норм общения.

Профессиональная деятельность специалистов предусматривает социально-психологические связи и отношения, что неразрывно связано с формированием знаний и умений в сфере общения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

· применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной

деятельности;

· использовать приемы саморегуляции поведения в процессе

межличностного общения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

· взаимосвязь общения и деятельности;

· цели, функции, виды и уровни общения;

· роли и ролевые ожидания в общении;

· виды социальных взаимодействий;

· механизмы взаимопонимания в общении;

· техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы,

убеждения;

· этические принципы общения;

· источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

1.4. Использование вариативной части ОПОП

№ п/п

Дополнительные знания и умения

№, наименование темы

Количество часов

Обоснование включения в рабочую программу

1.5 Рекомендуемое количество часов на освоение рабочей программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося ___61____ часов, в том числе:

обязательной аудиторной  ___51___ часов;

самостоятельной работы   ____10__ часов.

2  СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1 Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

61

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

51

в том числе:

     практические занятия

30

     курсовая работа (проект) (если предусмотрено)

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

10

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачёта     


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Деловое общение

                                                            

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

 

1

2

3

4

 

Деловое общение.

Введение.

 

 

61

 

 

Раздел 1.

Основные закономерности процесса общения

 

 

 

 

 13

 

 

Тема 1.1.

Характеристика процесса общения

Содержание учебного материала

8

 

 

1

Введение. Предмет курса, основные понятия и определения.

Понятие об общении в психологии. Категории «общения» и «деятельности» в психологии. Общение как обмен информацией. Общение как межличностное взаимодействие. Общение как понимание людьми друг друга.

2

 

2

 Цели общения. Структура общения.

Общение как форма взаимодействия. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения.

2

 1

 

3

Основные функции общения: контактная, информационная, побудительная, координационная, понимания, функция установления отношений, функция оказания влияния

2

 1

 

4

Виды общения. Уровни общения.

Виды общения. Вербальное общение. Невербальное общение. Экстрасенсорное общение. Уровни общения: макроуровень, мезауровень, микроуровень

2

 1

 

Практические занятия

4

2-3 

 

1

Методы исследования общения

2

2-3 

 

2

Определение видов общения (решение задач)

2

 2-3 

 

Самостоятельная работа обучающихся

1

 3  

 

1

Входной контроль – самостоятельная  работа  «Общение: структура и функции»

1

 3

 

Раздел 2. 

Восприятие и познание людьми друг друга

 

 

20

 

 

Тема 2.1.

 Взаимодействие в общении  

Содержание учебного материала

4

 

 

1

Виды социальных взаимодействий.

Ролевое взаимодействие. Возникновение барьеров при взаимодействии. Виды взаимодействия: кооперация и конкуренция. Методы психологического влияния в процессе общения. Понятие «харизмы».

1

 1-2

2

Механизмы взаимопонимания в общении: идентификация, эмпатия,  рефлексия. Механизмы «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания» и их роль в процессе общения. Понятие об «аттракции» и ее влияние на развитие процесса общения. Факторы, влияющие на возникновение и развитие «аттракции».

1

1-2 

3

 Стили взаимодействия: гуманистический, ритуальный, манипулятивный.

2

 

Практические работы

6

2-3  

3

 

1

 Методы исследования умения взаимодействовать 

2

 

2

 Типы социальных ролей (решение задач). Определение стиля взаимодействия

2

 

3

 Характеристика механизмов «заражения», «внушения», «убеждения» и «подражания».  Их роль в процессе общения

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

1

 Подбор упражнений использования механизмов взаимопонимания в общении

1

 

2

Реферат «Использование различных механизмов в общении с младшими школьниками»

1

 

Тема 2.2.

 Этика общения

Содержание учебного материала

2

 1-2

2-3

 

1

Этика общения и культура общения.

Определение понятий «этика общения» и «культура общения». Характеристика способов овладения культурой общения.

1

 

2

Ценности общения. Этические принципы общения.

Ценностная ориентация процесса общения, общекультурные ценности. Этические принципы общения: сохранение достоинства партнера по общению, право партнера на ошибку и возможность ее исправления, толерантность, доверие к людям.

1

 

Практические работы

4

 

1

 Исследование нравственной культуры личности студентов.

2

 

2

Составление этического кодекса программиста.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

1

Реферат: Проблемы общения в истории этики и философии

1

 

2

 Проект: Формирование культуры общения у первокурссников

1

 

Раздел 3. Оптимизация процесса общения

 

 

28

 

 

Тема 3.1.

Методы развития коммуникативных способностей

Содержание учебного материала

2

1-2 

          2-3

3

 

1

 Правила ведения беседы. Этика поведения. Техники для выявления скрытых мотивов и интересов собеседников. Техники поведения в ситуации конфликта, просьбы и отказа. Техники влияния и противодействия.

1

 

2

Техники активного слушания. Техники налаживания контакта. Активные методы повышение коммуникативной компетентности: Т-группы, группы личностного роста, группы сенситивности.

1

 

Практические работы

8

 

1

Развитие навыков общения у младших школьников.

2

 

2

Разработка правил эффективного общения.

2

 

3

Разработка и проведение тренинга общения.

2

 

4

Разработка и проведение тренинга личностного роста.

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

3

 

2

Сообщение «Барьеры в общении»

1

 

3

Разработка   проекта «Способы оптимизации общения в студенческом коллективе»

2

 

Тема 3.2. Конфликты: причины, динамика, способы разрешения  

Содержание учебного материала

5

1-2 

2-3

 

1

Понятие «конфликта». Причины конфликтов в общении. Виды конфликтов: внутренние и внешние, межличностные и межгрупповые, социальные,  потенциальные и актуальные, прямые и опосредованные, конструктивные  и деструктивные, вертикальные и горизонтальные, предметные и личностные, ролевые, мотивационные

2

 

2

Структура конфликта: а) объект конфликтной ситуации б) цели, субъективные мотивы его участников в) оппоненты, конкретные лица, являющиеся его участниками;

 г) подлинные причины, которые важно суметь отличить от непосредственного повода столкновения. Стадии протекания конфликта

1

 

3

Стратегии поведения в конфликтных ситуациях: избегание, конкуренция, сотрудничество, компромисс. Технологии разрешения конфликтов в школе

2

 

Практические работы

8

 

1

Определение уровня конфликтности личности. Способы реагирования в конфликте (Опросник К. Томаса)

2

 

2

 Решение задач по конфликтным ситуациям

2

 

3

Использование приемов урегулирования. Упражнения по предупреждению конфликта 

2

 

4

Социально-психологический тренинг «Общение в конфликтной ситуации»

2

 

Самостоятельная работа обучающихся

2

 

2

Исследование «Способы разрешения конфликтов»

2

 

Всего:

61

 

 

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1 – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2 – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3 – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


3  условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1 Требования к минимальному материально-техническому обеспечению 

Реализация программы дисциплины осуществляется в

учебном кабинете, оборудованном:

-посадочными местами  для обучающихся;

- рабочим  местом преподавателя;

- комплектом учебно-наглядных пособий;

Технические средства обучения:

- телевизор

- видеомагнитофон

3.2 Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Панфилова А.П. Деловая коммуникация в профессиональной деятельности. Учебное пособие. - С.-П.: Знание, ИВЭСЭП, 2001.- с.270.
  2. Шеламова Г.М. Деловая культура и психология общения.- М.: Академия, 2004.-с.160.
  3. Столяренко Л.Д. Психология делового общения и управления.-Ростов-на-Дону: Феликс, 2003 .-с.512.

Дополнительные источники:

  1. Виханский О.С. Менеджмент.-М.: Экономист, 2005.- с. 671.
  2. Волкогонова О.Д. Управленческая психология. – М,: Форум-ИНФРА-М, 2005.- с.352.
  3. Голуб И.Б. Основы красноречия. – М,: Яхонт, 2008.-с.457.
  4. Фомин Ю.А. Психология делового общения.- Мн.: Ашалфея, 2003.-с.344.

Интернет – ресурсы:

  1. www.medpsy.ru
  2. www.psylib.org.ua
  3. www.flogiston.ru

4  Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Коды формируемых профессиональных и общих компетенций

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение  применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной

деятельности

ОК 1-10

ПК 2.1

ПК 2.5

ПК 3.2.-3.4

ПК 4.5

ПК 5.1-5.3

Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач.

Умение использовать приемы саморегуляции поведения в процессе

межличностного общения

ОК 1-10

ПК 2.1

ПК 2.5

ПК 3.2.-3.4

ПК 4.5

ПК 5.1-5.3

Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач.

Знание взаимосвязи общения и деятельности

ОК 1-10

ПК 2.1

ПК 2.5

ПК 3.2.-3.4

ПК 4.5

ПК 5.1-5.3

Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач.

Знание целей, функций, видов и уровней общения

ОК 1-10

ПК 2.1

ПК 2.5

ПК 3.2.-3.4

ПК 4.5

ПК 5.1-5.3

Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач, ролевые игры.

Знание роли и ролевых ожиданий в общении

ОК 1-10

ПК 2.1

ПК 2.5

ПК 3.2.-3.4

ПК 4.5

ПК 5.1-5.3

Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач.

Знание видов социальных взаимодействий

ОК 1-10

ПК 2.1

ПК 2.5

ПК 3.2.-3.4

ПК 4.5

ПК 5.1-5.3

Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач.

Знание механизмов взаимопонимания в общении

ОК 1-10

ПК 2.1

ПК 2.5

ПК 3.2.-3.4

ПК 4.5

ПК 5.1-5.3

Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач.

Владение техникой и приемами общения, правилами слушания, ведения беседы, использования убеждений

ОК 1-10

ПК 2.1

ПК 2.5

ПК 3.2.-3.4

ПК 4.5

ПК 5.1-5.3

Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач, ролевые игры.

Владение этическими принципами общения

ОК 1-10

ПК 2.1

ПК 2.5

ПК 3.2.-3.4

ПК 4.5

ПК 5.1-5.3

Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач.

Знание источников, причин, видов и способов разрешения конфликтов

ОК 1-10

ПК 2.1

ПК 2.5

ПК 3.2.-3.4

ПК 4.5

ПК 5.1-5.3

Тесты, рефераты, практические работы, решение проблемных задач, ролевые игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности СПО 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Целью учебной дисциплины «Профессиональная этика и психология делового общения» является ознакомление студентов с данной отраслью психологического знаний, формирование коммуникативной компетенции и на...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 06 «Профессиональная этика и психология делового общения» для специальности 034702 «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 034702 «Документационное обеспечение упр...

Рабочая программа УД Психология общения

Программа учебной дисциплины «Психология общения» представляет собой часть основной профессиональной образовательной программы,  она составлена на основании требований ФГОС СПО для специальности ...

Рабочая программа дисцилины " Деловое общение"

Программа оответствует ФГОС. Может использоваться для подготовки студентов всех специальностей СПО....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа профессионального модуля разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа производственной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ. 02 ОРГАНИЗАЦИЯ РАЗЛИЧНЫХ ВИДОВ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОБЩЕНИЯ ДЕТЕЙ программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 44.02.01. Дошкольное образование

Рабочая программа учебной практики разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее СП...