Рабочая программа УД Психология общения
рабочая программа на тему

Дорошенко Анна Александровна

Программа учебной дисциплины «Психология общения» представляет собой часть основной профессиональной образовательной программы,  она составлена на основании требований ФГОС СПО для специальности «Преподавание в начальных классах» и может быть использована в образовательном процессе средних профессиональных образовательных учреждений.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ud_psihol._obshch.050146_2014_-_bez_retsenziy.docx39.65 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство общего и профессионального образования Ростовской области

государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области

«Зерноградский педагогический колледж»

«РАССМОТРЕНО»

на заседании ЦМК

специальности 050146 «Преподавание в начальных классах»

Протокол № ____

«___»__________2014 г.

Председатель ЦМК

__________ М.Ю. Крикушенко

«ОДОБРЕНО»

заведующая УМЦ

_________Е.И. Ковалева

«____» ____________2014 г.

«УТВЕРЖДАЮ»

директор

___________С.М.Завьялова

«___»__________2014 г..

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УД «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

050146 «Преподавание в начальных классах»

(углубленной подготовки)

укрупненной группы 050000Образование и педагогика

Зерноград

2014


Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС)

по специальности среднего профессионального образования (далее СПО)

050146 «Преподавание в начальных классах» (повышенный уровень) укрупнённая  группа 050000 Образование и педагогика                                

Организация - разработчик: государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования Ростовской области «Зерноградский педагогический колледж».

Разработчик: Дорошенко А.А., преподаватель психологии 1 квалификационной категории ГБОУ СПО РО «Зерноградский педагогический колледж»

Рецензенты: Верховцева Ю.Д. учитель начальных классов высшей квалификационной категории МБОУ гимназии  г. Зернограда;

                         Бойко С.З., преподаватель психологии высшей квалификационной  категории ГБОУ СПО РО «ЗернПК»


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

7

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

11

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

13

1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Психология общения»

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины «Психология общения» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 050146 Преподавание в начальных классах (повышенный уровень) в части освоения основных видов профессиональной деятельности и соответствующих общих и профессиональных компетенций. Основные виды профессиональной деятельности (ОПОП СПО углубленной подготовки)

1. Преподавание по программам начального общего образования и по

программам начального общего образования в классах компенсирующего

и коррекционно-развивающего обучения.

2.Организация внеурочной деятельности и общения младших школьников

в классах компенсирующего и коррекционно-развивающего обучения.

3. Классное руководство.

4. Методическое обеспечение образовательного процесса.

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальностям: 050144 Дошкольное образование, 050146 Преподавание в начальных классах, 050148 Педагогика дополнительного образования и др.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: относится  к группе общегуманитарных и социально - экономических дисциплин

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Учебная дисциплина «Психология общения» помогает формированию общих компетенций:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность обучающихся, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением правовых норм ее регулирующих.

          ОК 12. Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

2. Профессиональные компетенции:

ПК 1.1. Определять цели и задачи, планировать уроки.

ПК 1.2. Проводить уроки.

ПК 1.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения.

ПК 1.4. Анализировать уроки.

ПК 2.1. Определять цели и задачи внеурочной деятельности и общения, планировать внеурочные занятия.

ПК 2.2. Проводить внеурочные занятия.

ПК 2.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты деятельности обучающихся.

ПК 2.4. Анализировать процесс и результаты внеурочной деятельности и отдельных занятий.

ПК 3.1. Проводить педагогическое наблюдение и диагностику, интерпретировать полученные результаты.

ПК 3.2. Определять цели и задачи, планировать внеклассную работу.

ПК 3.3. Проводить внеклассные мероприятия.

ПК 3.4. Анализировать процесс и результаты проведения внеклассных мероприятий.

ПК 3.5. Определять цели и задачи, планировать работу с родителями.

ПК 3.6. Обеспечивать взаимодействие с родителями младших школьников при решении задач обучения и воспитания.

ПК 3.7. Анализировать результаты работы с родителями.

ПК 3.8. Координировать деятельность сотрудников образовательного учреждения, работающих с классом.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

 - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

- взаимосвязь общения и деятельности;

- цели, функции, виды и уровни общения;

- роли и ролевые ожидания в общении;

-  виды социальных взаимодействий;

- механизмы взаимопонимания в общении;

- техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

- этические принципы общения;

- источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины: максимальной учебной нагрузки обучающегося 72часа, в том числе: обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов; самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

2. СТРУКТУРА И ПРИМЕРНОЕ СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

     лабораторные  работы

-

     практические занятия

16

     контрольные работы

4

     курсовая работа (проект)

-

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

24

в том числе:

1. Подбор афоризмов, высказываний, пословиц и поговорок, отражающих различные стороны процесса общения.

2. Проведение тестирования «Умеете ли вы контролировать себя». Написание эссе на тему «Умение контролировать себя в общении….».

3. Составление кроссворда по темам «Интерактивная функция общения», «Восприятие и понимание людьми друг друга» (по выбору студента)

4. Составление портрета идеального слушателя

5. Разработка правил эффективного общения.

6. Подготовка памятки для выступающего

7. Анализ конфликтных ситуаций по алгоритму.

8. Подготовка к контрольной работе

9. Подготовка к дифференцированному зачету

1

3

3

2

2

2

2

4

5

Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета                              2


2.2. Примерный тематический план и содержание учебной дисциплины «ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.Изучение психологических особенностей процесса общения

72

Тема 1.1 Ознакомление с общей характеристика процесса общения

Содержание учебного материала

7

1

2

2

2

1.

Понятие «общение» в психологии. Функции общения.

1

2.

Общение как коммуникация

1

3.

Общение как взаимодействие

2

4.

Социальная перцепция и восприятие людьми друг друга

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

  1. Технологии обратной связи в говорении и слушании
  2. Позиции и ориентации в деловом взаимодействии

4

2

2

Контрольные работы Входной контроль

1

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Поиск афоризмов, высказываний, пословиц и поговорок отражающих различные стороны процесса общения
  2. Проведение тестирования «Умеете ли вы контролировать себя». Написание эссе на тему «Умение контролировать себя в общении….»
  3. Составление кроссворда по темам «Интерактивная функция общения», «Восприятие и понимание людьми друг друга» (по выбору студента)

7

1

3

3

Тема 1.2

Изучение психологических основ общения

Содержание учебного материала

8

2

2

2

2

1.

Средства общения

1

2.

Роль и ролевые ожидания в общении

1

3.

Взаимное влияние людей в процессе общения

2

4.

Этика общения

2

Лабораторные работы

-

Практические занятия

  1. Помехи эффективного слушания и приёмы повышения эффективности.
  2. Культура поведения личности

4

2

2

Контрольная работа по темам «Ознакомление с общей характеристикой процесса общения», «Изучение психологических основ общения»

2

Самостоятельная работа обучающихся

  1. Подготовка к контрольной работе
  2. Составление портрета идеального слушателя

4

2

2

Тема 1.3 Изучение основ делового общения

Содержание учебного материала

6

2

2

2

1.

Беседа как основная форма делового общения

2

2.

Психологические особенности публичного выступления

1

3.

Происхождение и психологические особенности спора, дискуссии, полемики.

1

Лабораторные работы

-

Практические занятия

1.Техника и тактика аргументирования

2.Психологические аспекты преодоления волнения

4

2

2

Контрольные работы

Самостоятельная работа обучающихся:

  1. Разработка правил эффективного общения
  2. Подготовка памятки для выступающего

4

2

2

Тема 1.4

Анализ конфликтов в различных сферах человеческого взаимодействия

Содержание учебного материала

6

2

2

2

1.

Понятие, виды, структура межличностных и межгрупповых конфликтов

1

2.

Функции конфликтов, стратегии поведения в конфликтных ситуациях

1

3.

Предупреждение и разрешение конфликтов

2

Лабораторные работы

Практические занятия

  1. Использование приемов урегулирования. Оценка способности решать конфликт конструктивно. 

2

2

Контрольная работа по темам «Изучение основ делового общения», «Анализ  конфликтов в различных сферах человеческого взаимодействия»

2

Самостоятельная работа обучающихся

 1. Подготовка к контрольной работе

       2. Подготовка к дифференцированному зачету

       3.Анализ конфликтных ситуаций по алгоритму

9

2

5

2

Дифференцированный зачет

2


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета педагогики и психологии

Оборудование учебного кабинета:

–  посадочные места по количеству обучающихся;

– оборудованное рабочее место преподавателя;

–  комплект учебно-наглядных пособий;

Технические средства обучения:

– компьютер с лицензионным программным обеспечением

– интерактивная доска.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:  

1. Анцупов А.Я. Шипилов А.И. Конфликтология – СПб, 2008 496 с.

2. Казаринова Н.В. Межличностное общение. Хрестоматия. Питер, 2004

3. Панфилова А.П. Психология общения: учебник для студ. учреждений  сред.проф. образования – М.: «Академия», 2013. – 368 с.

Дополнительные источники:  

  1. Андреева Г.М. Социальная психология. - М., 2005.
  2. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М., 2002
  3. Бодалев А.А. Восприятие и понимание человека человеком. - М.,2003.
  4. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 2004.
  5. Бродецкий А.Я. Внеречевое общение в жизни и в искусстве: Азбука молчания: учеб.пособ. для фак. педагог. и псих. / А.Я. Бродецкий. – М.: ВЛАДОС, 2000.  
  6. Горянина В.А. Психология общения: Учеб пособ. для студ. ВУЗов. – М.: Академия, 2005
  7. Ефимова Н.С. Психология общения. Практикум по психологии: учеб.пособ. – М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2009.
  8. Коноваленко М.Ю. Ложь в общении. Как защитить себя от обмана. – М.: ТЦ Сфера, 2001.
  9.  Крысько В.Г. Социальная психология. М. Владос Пресс. 2004.
  10.  Лобанов А.А. Основы профессионально-педагогического общения. – М.: «Академия», 2004.
  11. Немов Р.С. Алтунина И.Р. Социальная психология. Краткий курс. СПб.: питер, 2009- 208с.
  12. Ночевник М.Н. Человеческое общение / М.Н. Ночевник. – М.: Политиздат, 1988  
  13. Панфилова А. П.  Теория и практика общения: для СПО. / А.П. Панфилова. – М.: Академия, 2007
  14. Панфилова М.А. Игротерапия общения: Тесты и коррекционные игры. – М.: ГНОМ и Д0, 2002
  15. Ребус Б.М. Психологические основы делового общения: учеб.пособ. – М.: Илекса; Ставрополь: Сервисшкола, 2002
  16. Рогов Е.И. Психология общения. – М.: Владос, 2002.

 Соколова О.А. Мир общения. Этикет для детей дошкольного и младшего школьного возраста. СПб.:КАРО, 2003

  1. Смирнова Е.О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб.пособие для студ. пед. СПО. - М.: Академия, 2000.
  2. Цукерман Г.А. Виды общения. – Томск: Пеленг, 1993
  3. Шаламова Г.М. Деловая культура и психология общения: учеб.для проф. образования. – М.: Академия, 2006

        

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий, тестирования, а также в ходе выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умение:

 - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

Знания:

- взаимосвязи общения и деятельности;

- целей, функций, видов и уровней общения;

- механизмов взаимопонимания в общении;

1. Оценивание самостоятельной внеаудиторной работы №1; 3 в ходе текущего контроля.

  1. Оценка письменных ответов контрольной работы №1.
  2. Оценка устных ответов в ходе промежуточной аттестации  в форме дифференцированного зачета.

Умение:

-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

Знания:

- целей, функций, видов и уровней общения;

- ролей и ролевых ожиданий в общении;

  1. Оценивание самостоятельной внеаудиторной работы №2 в ходе текущего контроля.
  2. Оценка письменных ответов контрольной работы №1.
  3. Оценка устных ответов в ходе промежуточной аттестации  в форме дифференцированного зачета.

Умение:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

Знание:

- техник и приемов общения, правил слушания, ведения беседы, убеждения;

  1. Оценивание самостоятельной внеаудиторной работы №4.
  2. Оценка письменных ответов контрольной работы №1.
  3. Промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета.

Умение:

-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения;

Знания:

- видов социальных взаимодействий;

-  этических принципов общения.

  1. Текущий контроль самостоятельной внеаудиторной работы №5.
  2. Оценивание письменных ответов контрольной работы №2 в ходе текущего контроля.
  3. Промежуточный контроль в форме дифференцированного зачета

Умение:

 - применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

Знание:

- видов социального взаимодействия;

  1. Оценка самостоятельной внеаудиторной работы №6 в ходе текущего контроля.
  2. Оценивание письменных ответов контрольной работы №2 в ходе текущего контроля.
  3. Оценка устных ответов в ходе промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.

Умение:

- использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Знание:

-источников, причин, видов и способов разрешения конфликтов.

1. Оценка самостоятельной внеаудиторной работы                 №7 на текущем контроле.

  1. Оценивание письменных ответов контрольной работы №2 в ходе текущего контроля.
  2. Оценка устных ответов в ходе промежуточной аттестации в форме дифференцированного зачета.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по психологии

Рабочая программа по дисциплине "Психология" для специальности 050710 Специальное дошкольное образование...

Рабочая программа УД Психология

Рабочая программа УД Психология составлена в соответствии с требованиями ФГОС  специальности 050146 "Преподавание в начальных классах". В содержании учебной дисциплины логично и обосновано выстро...

Рабочая программа факультатива "Психология семейных отношений"

Подготовка  молодых людей к будущей семейной жизни  -  одно из важнейших слагаемых  его развития, личностного становления, социализации.Формирующийся  в сложных условиях...

Рабочая программа кружка "Психология межличностного общения"

Рабочая программа кружка "Психология межличностного общения" способствует формированию знаний и умений в области психологии межличностного общения комплексно, в логической последовательности...

Рабочая программа по психологии

1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности  С...

Рабочая программа дисцилины " Деловое общение"

Программа оответствует ФГОС. Может использоваться для подготовки студентов всех специальностей СПО....

ПРОГРАММА факультатива Психология общения

вводится курс факультативных занятий для обучающихся первого курса.На этих занятиях необходимо дать им возможность высказать свое мнение, научить их анализировать различные ситуации, использовать полу...