ПРОГРАММА факультатива Психология общения
рабочая программа

Агафонкина Елена Александровна

вводится курс факультативных занятий для обучающихся первого курса.

На этих занятиях необходимо дать им возможность высказать свое мнение, научить их анализировать различные ситуации, использовать полученные знания, свой жизненный опыт, опыт сверстников и старших поколений, находить позитивные решения проблем самостоятельно и в группах, разбираться в себе и понимать окружающую жизнь. Это воспитывает чувство собственного достоинства, внимание и уважение к людям, чувство долга и ответственности.

На факультативных занятиях решаются следующие задачи:

1) Помочь учащимся адаптироваться в новых условиях, познакомить с историей, особенностями, структурой организации работы в техникуме, с Правилами внутреннего распорядка, сформировать уважение к знаниям, к труду.

2) Формировать у обучающихся культуру общения в системах «Учитель – ученик».

3) Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья, стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_fakultativa_psihologiya_obshcheniya_2017.docx103.29 КБ

Предварительный просмотр:

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕpath5364__с линиями

«САХАЛИНСКИЙ ТЕХНИКУМ СЕРВИСА»

Рассмотрена  на заседании МК

Протокол № _____

От «____ » ___________  20____  г.

Председатель МК

_____________________________

Утверждаю:

Директор ГБПОУ  СТС
______________ Д.В. Раздобреев

« ____» _______________  20___ г.

ПРОГРАММА

факультатива

Психология общения

2017 г.

Организация-разработчик:

ГБПОУ  СПО «Сахалинский техникум сервиса»

Разработчик:

Агафонкина Е.А., педагог-психолог  ГБПОУ  СПО «Сахалинский техникум сервиса» г. Южно-Сахалинска.

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

  1.   СОДЕРЖАНИЕ

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

1. ПАСПОРТ  ПРОГРАММЫ ФАКУЛЬТАТИВА

 Психология общения

1.1. Область применения программы

Программа является факультативом для обучающихся техникума.

1.2. Место дисциплины в структуре:

1.3. Цели и задачи факультатива – требования к результатам:

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми (межличностное общение) и группами (межгрупповое общение), порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя как минимум три различных процесса:

-коммуникацию (обмен информацией),

-интеракцию (обмен действиями)

-социальную перцепцию (восприятие и понимание партнера).

Умение правильно выстроить отношении в процессе общение является одним из главных условий процесса адаптации студентов первого курса.

Адаптация как приспособление человека к изменяющимся условиям существования, представляет собой узловой момент его жизнедеятельности. Дезадаптация  же проявляется в ощущении внутреннего дискомфорта, напряженности, чувства тревоги, снижении чувства самоценности и уверенности в себе, что блокирует возможность человека успешно взаимодействовать со средой и может послужить нарушения психического здоровья.

Проблема адаптации в частности весьма актуальна для студентов первого курса. Необходимым условием успешной деятельности студента является освоение новых для него особенностей учебы в техникуме. На протяжении первого года обучения происходит вхождении студента – первокурсника в  студенческий коллектив, формируются навыки и умения рациональной организации умственной деятельности, осознается призвание к выбранной профессии, вырабатывается оптимальный режим труда, досуга и быта, развиваются и воспитываются профессионально значимые качества личности. Процесс адаптации первокурсника протекает по следующим уровням:

  1. Приспособление к новой системе обучения.
  2. Приспособление к изменению учебного режима.
  3. Вхождение в новый коллектив.

При переходе из среднего звена в систему профессионально-технического образования учащиеся меняют не только образовательную, но и социальную среду, в которой они должны адаптироваться.

В процессе адаптации учащиеся испытывают определенные трудности:

  • отрицательные переживания, связанные с уходом бывших учеников из школьного коллектива с его взаимной помощью и моральной поддержкой;
  • неопределённость мотивации выбора профессии, недостаточная психологическая подготовка к ней;
  • поиск оптимального режима труда и отдыха в новых условиях;
  • отсутствие навыков самостоятельной работы, неумение конспектировать, работать с первоисточниками, словарями, справочниками и др.

Все эти трудности различны по своему происхождению. Одни из них имеют объективный характер, другие - субъективный характер и связаны с недостаточной подготовкой и дефектами воспитания (Л.Д. Столяренко, 2002).

Под адаптационной способностью понимают способность человека приспосабливаться к различным требованиям (социальным и физическим) среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой (Г.И. Постовалова, 1973).

Социальная адаптация учащихся делится на:

а) профессиональную адаптацию,

б) социально-психологическую адаптацию.

Профессиональная адаптация - это приспособление к характеру, содержанию, условиям и организации учебно-воспитательного процесса, выработка навыков самостоятельности в учебе.

Социально-психологическая адаптация - это приспособление индивида к группе и взаимоотношениям к ней, выработка собственного стиля поведения.

Кроме того, исследователи различают 3 формы адаптации обучающихся к образовательным условиям:

1. формальную адаптацию,

2. общественную адаптацию,

3. дидактическую адаптацию.

Формальная адаптация - это познавательно-информационное приспособление обучающихся к новому окружению, к структуре образовательного учреждения, к содержанию обучения в нём, к предъявляемым требованиям и своим обязанностям.

Общественная адаптация - это процесс внутренней интеграции (объединения) групп обучающихся и интеграция этих же групп с ученическим окружением в целом.

Дидактическая адаптация - это подготовка обучающихся к новым формам и методам учебно-воспитательной работы образовательного учреждения (Л.Д.Столяренко, 2002).

В связи с этим вводится курс факультативных занятий для обучающихся первого курса.

На этих занятиях необходимо дать им возможность высказать свое мнение, научить их анализировать различные ситуации, использовать полученные знания, свой жизненный опыт, опыт сверстников и старших поколений, находить позитивные решения проблем самостоятельно и в группах, разбираться в себе и понимать окружающую жизнь. Это воспитывает чувство собственного достоинства, внимание и уважение к людям, чувство долга и ответственности.

На факультативных занятиях решаются следующие задачи:

1) Помочь учащимся адаптироваться в новых условиях, познакомить с историей, особенностями, структурой организации работы в техникуме, с Правилами внутреннего распорядка, сформировать уважение к знаниям, к труду.

2) Формировать у обучающихся культуру общения в системах «Учитель – ученик».

3) Формировать у обучающихся культуру сохранения и совершенствования собственного здоровья, стремление к здоровому образу жизни, осознание здоровья как одной из главных жизненных ценностей.

Теоретической базой программы является материал, взятый из научно-методических журналов, периодической печати, сети Интернет.

Практической частью программы является анкетирование, тестирование, недописанные тезисы.

В ходе овладения программой обучающиеся должны уметь адаптироваться в той социальной среде, в которой они находятся, и научиться принимать правильные решения в критических ситуациях.

1.4. Количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной нагрузка обучающегося – 10 часов

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ факультатива

2.1. Объем дисциплины

Виды работы

Объем часов

Максимальная нагрузка (всего)

10

2.2. ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН ФАКУЛЬТАТИВА

№ п/п

Содержание

Количество часов

Групповая диагностическая работа с обучающимися 1 курса (измерение адаптационного уровня студентов 1 курса)

2

Ролевая игра  «Давайте познакомимся»

2

Тренинговое занятие «Самопрезентация»

2

Тренинговое занятие «Коммуникативные барьеры»

1

Групповая работа «Конфликты и способы их решения»

2

Итоговая диагностическая работа с обучающимися 1 курса

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ИЗУЧЕНИЮ ДИСЦИПЛИНЫ ПСИХОЛОГИИ ОБЩЕНИЯ

Гуманитарный профиль.Для студентов очной формы обучения....

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения

Рабочая программа учебной дисциплины ОГСЭ.02 Психология общения разработана на основе ФГОС по специальности среднего профессионального образования 44.02.02  Преподавание в начальных классах...

Учебно-методическое пособие по психологии общения «Раскрываем секреты общения» для педагогов, учителей, воспитателей ГПД.

Учебно-методическое пособие по психологии общения для учителей, педагогов-организаторов, воспитателей ГПД, вожатых....

Методическая разработка по психологии на тему:"Психология общения"

Общение составляет большую часть нашей жизни. Каждый день мы общаемся друг с другом в личных или деловых целях. И, казалось бы, нет ничего проще общения, но как мы с вами уже знаем из теоретических за...

презентация по психологии на тему "Психология общения"

Презентация к занятию по дисциплине "Психология", отражает основные аспекты проблемы общения....

"Барьеры общения" - презентация к уроку по предмету психология общения

Сопроводительная презентация урока по теме "Барьеры общения" по предмету психология общения, раскрывающая основные теоретические моменты и предлагающая некоторые практические задания для зак...