ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.06 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230115 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ (БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)
рабочая программа по теме

Малуева Анна Сергеевна

Программа по ФГОС предназначена для преподавателей психологии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Психология общения194 КБ

Предварительный просмотр:

        

ДЕПАРТАМЕНТ СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ

ПО ОБРАЗОВАНИЮ, НАУКЕ И ДЕЛАМ МОЛОДЁЖИ

Сафоновский филиал областного государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования

«Смоленский промышленно-экономический колледж»

(Сафоновский филиал ОГБОУ СПО

«Смоленский промышленно - экономический колледж»)

ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОГСЭ.06 ПСИХОЛОГИЯ ОБЩЕНИЯ

СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230115 ПРОГРАММИРОВАНИЕ В КОМПЬЮТЕРНЫХ СИСТЕМАХ

(БАЗОВАЯ ПОДГОТОВКА)

               

2013г.


Программа учебной дисциплины входит в состав вариативной части основной профессиональной образовательной программы  и предназначена для реализаций требований Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования  по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах.

Разработчик________А.С. Малуева, преподаватель Сафоновского филиала ОГБОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж»

Согласовано с Методическим объединением педагогов-психологов г. Сафоново

Утверждена научно - методическим советом ОГБОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж»

Протокол №__ от «__» ___________ 20__г.

Рассмотрена методическим советом Сафоновского филиала ОГБОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж»

Протокол №___ от «___» __________ 20__г.

Начальник службы ОД и НМС ______Е.А.Киселёва

Одобрена цикловой комиссией общеобразовательных дисциплин

Протокол №___ от «___» _________ 20___г.

Председатель _____И.Л.Карпова

Рецензент_________Балакина Н.Н.,

преподаватель Сафоновского филиала ОГБОУ СПО «Смоленский промышленно-экономический колледж»

Рецензент_____________Байдакова В.А.,

руководитель МО педагогов-психологов


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ 

5

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации  учебной дисциплины

11

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

12


1. паспорт ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Психология общения

1.1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины предназначена для реализации общеобразовательной подготовки в пределах основной профессиональной образовательной программы среднего профессионального образования с учетом профиля получаемого профессионального образования по специальностям среднего профессионального образования (далее - СПО) социально-экономического профиля.

Программа учебной дисциплины может быть использована в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образовательную программу среднего (полного) общего образования, при подготовке квалифицированных рабочих и специалистов среднего звена.

1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:

дисциплина является вариативной и входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:

- применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:

-взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни общения;

-роли и ролевые ожидания в общении;

-виды социальных взаимодействий;

-механизмы взаимопонимания в общении;

-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

-этические принципы общения;

-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 72 часа, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов;

самостоятельной работы обучающегося 24 часа.

2. ПЕРЕЧЕНЬ РАЗВИВАЕМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ

Результатом освоения учебной дисциплины является овладение общими (ОК) и профессиональными (ПК) компетенциями:

Код

Наименование результата обучения

ОК 1

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3

Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4

Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5

Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6

Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7

Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 8

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9

Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ОК 10

Исполнять воинскую обязанность, в том числе с применением полученных профессиональных знаний (для юношей).

 ПК 5.1

Производить инсталляцию, настройку и обслуживание программного обеспечения компьютерных систем.

ПК 5.2

Осуществлять выбор методов и средств измерения эксплуатационных характеристик объектов профессиональной деятельности.

ПК 5.3

Выполнять работы по модификации отдельных компонент программного обеспечения.

ПК 5.4

Обеспечивать защиту программного обеспечения компьютерных систем.


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов/зачетных единиц

Максимальная учебная нагрузка (всего)

72

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

Самостоятельная работа студента (всего)

24

в том числе:

 подготовка и написание сообщений и докладов

решение ситуационных задач

подготовка к деловым играм

подготовка и участие в дискуссиях

анализ производственных ситуаций

12

2

2

4

4

Итоговая аттестация в форме  зачета с использованием контрольных материалов в виде набора заданий тестового типа


3.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология общения»

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные  работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены)

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1. Введение в учебную дисциплину


3


Содержание учебного материала

2

Назначение учебной дисциплины «Психология общения». Основные понятия. Требования к изучаемой дисциплине. Роль общения в профессиональной деятельности человека.


2

Самостоятельная работа обучающихся №1:

Используя профессиограмму своей специальности, опишите роль и место общения в структуре деятельности.

1


Раздел 2.

Социальное общение

49

Тема 2.1.

Общение – основа человеческого бытия

Содержание учебного материала

10

1.Общение  в  системе  межличностных  и  общественных  отношений.

Социальная роль.


2

2

2


2

2. Классификация общения. Виды, функции общения. Структура и средства общения

3. Единство общения и деятельности

Самостоятельная работа обучающихся №2:

Подготовка докладов и выступлений по теме: «Общение – основа человеческого бытия»



4


Тема 2.2

Общение как восприятие людьми друг друга (перцептивная сторона общения)

Содержание учебного материала

11

1. Понятие социальной перцепции. Факторы, оказывающие влияние на восприятие. Искажение в процессе восприятия.

2


2


2

2. Психологические механизмы восприятия. Влияние имиджа на восприятие человека.


Практическое занятие № 1, 2

Самодиагностика по теме «Общение»

Диагностический инструментарий:

«Коммуникативные и организаторские способности».

«Ваш стиль делового общения».

«Ваши эмпатические способности».

Самоанализ результатов тестирования

Составление плана действий по коррекции результатов, мешающих эффективному общению.

4

Самостоятельная работа обучающихся №3:

Подготовка выступлений на темы: «Значение стереотипа в профессиональной деятельности», «Роль восприятия в развитии межличностного общения», «Влияние внешнего вида человека на успех в профессиональной деятельности»


3


Тема 2.3

Общение как взаимодействие (интерактивная сторона общения)

Содержание учебного материала

6

1. Типы взаимодействия: кооперация и конкуренция. Позиции взаимодействия в русле трансактного анализа. Ориентация на понимание и ориентация на контроль.


2

2


2

2. Взаимодействие как организация совместной деятельности

Самостоятельная работа обучающихся №4:

- Разработка сценариев взаимодействия и определение их роли в межличностном общении.

- Определение практической значимости трансактного анализа Э. Берна


2

Тема 2.4

Общение как обмен информацией (коммуникативная сторона общения)

Содержание учебного материала

13

1. Основные элементы коммуникации. Вербальная коммуникация. Коммуникативные барьеры.

2


2

3

2

2. Невербальная коммуникация.

3. Методы развития коммуникативных способностей. Виды, правила и техники слушания. Толерантность как средство повышения эффективности общения.

Контрольная работа по теме «Психологические аспекты общения»

1

Самостоятельная работа обучающихся №5:

Самодиагностика: «Уровень владения невербальными компонентами в процессе делового общения» Анализ самодиагностики.

Самодиагностика «Коммуникативная толерантность» Анализ диагностики.

5

Тема 2.5

Формы делового общения и их характеристики

Содержание учебного материала

9

1. Деловая беседа. Формы постановки вопросов.

2

4


2

2. Психологические особенности ведения деловых дискуссий и публичных выступлений. Аргументация.

Самостоятельная работа обучающихся №6:

Подготовка самопрезентации.

3

Раздел 3.

Конфликты и способы их предупреждения и разрешения


12

Тема 3.1

Конфликт: его сущность и основные характеристики

Содержание учебного материала

6

1. Понятие конфликта и его структура. Невербальное проявление конфликта. Стратегия разрешения конфликтов

2



2

2

Практическое занятие №3

Самодиагностика по теме «Конфликт»

Диагностический инструментарий:

«Твоя конфликтность»

«Стратегия поведения в конфликтах» К. Томаса.

Анализ своего поведения на основании результатов диагностики.  

Самостоятельная работа обучающихся №7:

Проанализировать художественные произведения, в которых рассматриваются различные стратегии поведения в конфликтах.

2



Тема 3.2

Эмоциональное реагирование в конфликтах и саморегуляции

Содержание учебного материала

6

1. Особенности эмоционального реагирования в конфликтах. Гнев и агрессия. Разрядка эмоций.


2


2


2

2. Правила поведения в конфликтах. Влияние толерантности на разрешение конфликтной ситуации.

Самостоятельная работа обучающихся №8:

Сообщение на тему: «Роль руководителя в разрешении конфликтов».


2

Раздел 4. Этические формы общения

8

Тема 4.1 Общие сведения об этической культуре

Содержание учебного материала

8

  1. Понятие: этика и мораль. Категория этики. Нормы морали. Моральные принципы и нормы как основа эффективного общения

2


2

3

2. Деловой этикет в профессиональной деятельности. Взаимосвязь делового этикета и этики деловых отношений.

Практическое занятие №4 «Разработка этических норм своей профессиональной деятельности»

2

Самостоятельная работа обучающихся №9:

Сформулировать принципы делового этикета и определить их значение в профессиональной сфере

2

                                                                                                                                                                                       

                                                                                                                                                                                        Всего


72

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)


4. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

4.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия

 учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

1. Документационное обеспечение:

паспорт кабинета; ФГОС СПО специальности; план работы учебного кабинета; план работы СНО; журнал по технике безопасности.

2. Учебно-методическое обеспечение:

- планы практических и семинарских занятий по дисциплине «Психология общения»;

- раздаточный дидактический материал по учебной дисциплине «Психология общения»;

- банк оценочных материалов по дисциплине «Психология общения» в форме разноуровневых тестовых заданий, ситуационных задач;

- методические рекомендации для организации самостоятельной деятельности студентов по дисциплине «Психология общения»;

- слайд – лекции к дисциплине «Психология общения».

Технические средства обучения:

-учебные рабочие места оснащенные ПВМ;

-Интернет ресурс;

-интерактивная доска;

-мультимедийный проектор;

-программные средства обучения.

4.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

  1. Андреева Г. М. «Социальная  психология». - М. : Аспект – пресс,  2009.
  2. Андреенко Е. В. «Социальная  психология» - М.: Академия, 2009.
  3.  Соснин В. А., Красникова Е. А. Социальная психология. Учебник для ССУЗов (изд:2). – М., 2009.

Дополнительные источники:

1)  Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология. – М.: 2007.

2)  Берн Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры. – М.: 2006.

3)  Бороздина Г.В. Психология делового общения. –М.: 2006..

4)  Гришина Н.В. Психология конфликта. – СПб.: 2008.

5)  Майерс Д. Социальная психология. – СПб.: 2007.

6) Панфилова А.П. Деловая коммуникация и профессиональной деятельности. Учебное пособие. – СПб.: 2005.

7)  Петровская Л.А. Компетентность в общении. – М.: 2007.

8)  Социальная психология./ Авторы – составители Р.И. Мокшанцев, 

А.В. Мокшанцева. – М.: Новосибирск, 2010.

Интернет-источники:

1)    Портал психологии - "Psychology.ru": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychology.ru

2) Журнал "Psychologies": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.psychologies.ru

3)  Электронная библиотека учебников: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://studentam.net/

4) Библиотека Гумер - гуманитарные науки: [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://www.gumer.info/

5) PSYLIB: Психологическая библиотека "Самопознание и саморазвитие": [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://psylib.kiev.ua/

5. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических  и семинарских занятий, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Освоенные умения:

-применять техники и приемы эффективного общения в профессиональной деятельности;

Практическая работа: анализ производственных ситуаций.

-использовать приемы саморегуляции поведения в процессе межличностного общения.

Практическая работа: анализ производственных ситуаций (деловая игра).

Усвоенные знания:

-взаимосвязь общения и деятельности, цели, функции, виды и уровни общения;

Тестовый контроль

-роли и ролевые ожидания в общении;

-виды социальных взаимодействий;

-механизмы взаимопонимания в общении;

Тестовый контроль

-техники и приемы общения, правила слушания, ведения беседы, убеждения;

-этические принципы общения

Индивидуальные задания.

-источники, причины, виды и способы разрешения конфликтов.

Анализ проблемных ситуаций.

        


Примерный вариант контрольно-оценочных средств для проведения итоговой аттестации в форме зачета с использованием контрольных материалов в виде набора заданий тестового типа

1. Какого рода контакт возникает в процессе общения двух попутчиков в поездке?

  1. Опосредованный
  2. Продолжительные и не случайный
  3. Непосредственный, случайный непродолжительный.

2. Какого рода контакт возникает в процессе общения людей через интернет?

  1. Непосредственный, продолжительный
  2. Опосредованный
  3. Случайный продолжительный

3. Что изучает психология общения и межличностного взаимодействия?

  1. различные виды и средства коммуникаций между людьми
  2. типы взаимодействия людей
  3. различные виды и средства коммуникаций между людьми (включая и массовые коммуникации), механизмы этих коммуникаций, типы взаимодействия людей - от кооперации до конфликта

4. Весь набор методов социально-психологического исследования можно подразделить на:

1. методы исследования и методы воздействия

2. методы сбора информации и методы ее обработки

5. При использовании какого метода социально-психологического исследования важнейшую роль играет способность к пониманию текста?

1. изучение документов

2. наблюдение

3. эксперимент

6. Представьте ситуацию: вы работник кадрового агентства и вам необходимо подобрать персонал для определенной фирмы. Какие методы социально-психологического исследования вы бы использовали в своей работе?

1. наблюдение, опросы

2. интервьюирование

3. эксперимент

7.Ответ да/нет. Требует ли продуктивное общение от человека высокой психологической культуры, а также постоянного изучения и учета эмоциональной стороны отношений?

Ответ: да

8.Чувства – это:

1. своеобразное личностное отношение человека к окружающей действительности и самому себе

2. отношение человека к окружающей действительности

3. отношение человека к самому себе

9. Что включает в себя микросреда общения:

1. Наука, культура, идеология, законы

2. Группа, семья, школа, улица, производство

10. Что включает в себя макросреда общения:

1. Наука, культура, идеология, законы

2. Группа, семья, школа, улица, производство

11. Вставьте пропущенное слово. Всевозможные связи и контакты незнакомых людей в обществе – это …. общение.

Ответ: массовое

12. Как называется обычное общение людей, каждый из которых отличается своими уникальными качествами?

1. Межличностное

2. Ролевое

3. Межперсональное


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 ФИЗИКА для специальности 230115 Программирование в компьютерных системах

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности/ профессии  230115...

Материалы обязательной контрольной работы по учебной дисциплине ОП.01. «Операционные системы» для специальности 230115 «Программирование в компьютерных системах»

Материалы обязательной контрольной работы по учебной дисциплине общепрофессионального цикла «Операционные системы» разработаны на основе Федерального государственного образова...

Рабочая программа учебной практики, производственной практики по специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах".

Рабочая программа составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования (утв. Приказом Министерства образования и науки ...

Рабочая программа учебной дисциплины "Операционные системы" по специальности 230115 Программирование в компьютерных системах

Рабочая программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 230115 Программирование в компьютерных с...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ по специальности: 230115 Программирование в компьютерных системах

1.                  ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ПРАКТИКИ, ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКИ (ПО ПРОФИЛЮ СПЕЦИАЛЬНОСТИ...

Рабочая программа по дисциплине БЖД для специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах" 2015г.

В данном разделе размещена Рабочая программа по дисциплине БЖД  для специальности 230115 "Программирование в компьютерных системах" 2015г....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА профессионального модуля ПМ.01 Разработка программных модулей программного обеспе-чения для компьютерных систем для специальности 09.02.03 Программирование в компьютерных системах, базовой подготовки

Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 09.02.03 Программирование в компьютерн...