Рабочая программа учебной дисциплины ОДБ.12 ФИЗИКА для специальности 230115 Программирование в компьютерных системах
рабочая программа по теме

Буян Елена Валентиновна

 

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности/ профессии  230115       «Программирование  в компьютерных системах», входящей в состав укрупненной группы 230000 «Информатика и вычислительная техника».

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon odb_12_fizika137.doc776.5 КБ

Предварительный просмотр:

Бюджетное учреждение

среднего профессионального образования

Ханты-Мансийского автономного округа - Югры

«Нижневартовский профессиональный колледж»

Кафедра «Естественно-научных и математических дисциплин»

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по НМР

_____________ Л.В. Башукова

«_____»______________ 2013 г.

Приказ № _____ от «_____»___________ 2013 г.

Рабочая программа учебной дисциплины

ОДБ.12 ФИЗИКА


Нижневартовск

2013


Рабочая программа составлена на основе примерной программы учебной дисциплины для профессий начального профессионального и специальностей среднего профессионального образования, разработанной в соответствии с «Рекомендациями по реализации образовательной программы среднего (полного) общего образования в образовательных учреждениях начального профессионального и среднего профессионального образования в соответствии с федеральным базисным учебным планом и примерными учебными планами для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» (письмо Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России от 29.05.2007 № 03-1180).

Типовая (примерная) программа по дисциплине одобрена ФГУ «Федеральный институт развития образования» 10 апреля 2008 г., Директором Департамента государственной политики и нормативно-правового регулирования в сфере образования Минобрнауки России  И.М. Реморенко от 16 апреля 2008 г.

Составитель:  Е.В. Буян, преподаватель первой квалификационной категории

Рецензент: С. А. Гришина, преподаватель высшей квалификационной категории

Рабочая программа рассмотрена и одобрена на заседании кафедры «Естественно-научных и математических дисциплин», протокол   ___ от «    »  ______ 2013 г.

Зав. кафедрой   ________ Е.В. Буян

Рабочая учебная программа утверждена на заседании Методического совета колледжа, протокол   №  3    от   18  июня 2013 г.


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

6

  1. условия реализации учебной дисциплины

29

  1. Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины

32


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

ДИСЦИПЛИНЫ ФИЗИКА

1.1 Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Физика» является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС СПО по специальности/ профессии  230115       «Программирование  в компьютерных системах», входящей в состав укрупненной группы 230000 «Информатика и вычислительная техника».

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина входит в общеобразовательный цикл основной профессиональной образовательной программы СПО по специальности «Программирование  в компьютерных системах»  

1.3. В результате освоения дисциплины студенты ориентированы на достижение следующих целей:

• освоение знаний о фундаментальных физических законах и принципах, лежащих в основе современной физической картины мира; наиболее важных открытиях в области физики, оказавших определяющее влияние на развитие техники и технологии; методах научного познания природы;

• овладение умениями проводить наблюдения, планировать и выполнять эксперименты, выдвигать гипотезы и строить модели, применять полученные знания по физике для объяснения разнообразных физических явлений и свойств веществ; практического использования физических знаний; оценивать достоверность естественнонаучной информации;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе приобретения знаний и умений по физике с

использованием различных источников информации и современных информационных технологий;

• воспитание убежденности в возможности познания законов природы; использования достижений физики на благо развития человеческой цивилизации; необходимости сотрудничества в процессе совместного выполнения задач, уважительного отношения к мнению оппонента при обсуждении проблем естественнонаучного содержания; готовности к морально-этической оценке использования научных достижений, чувства ответственности за защиту окружающей среды;

• использование приобретенных знаний и умений для решения практических задач повседневной жизни, обеспечения безопасности собственной жизни, рационального природопользования и охраны окружающей среды.

В результате освоения учебной дисциплины студент должен уметь:

  1. описывать и объяснять физические явления и свойства тел: движение небесных тел и искусственных спутников Земли; свойства газов, жидкостей и твердых тел; электромагнитную индукцию, распространение электромагнитных волн; волновые свойства света; излучение и поглощение света атомом; фотоэффект;
  2. отличать гипотезы от научных теорий;
  3. делать выводы на основе экспериментальных данных;
  4. приводить примеры, показывающие, что: наблюдения и эксперимент являются основой для выдвижения гипотез и теорий, позволяют проверить истинность теоретических выводов; физическая теория дает возможность объяснять известные явления природы и научные факты, предсказывать еще неизвестные явления;
  5. приводить примеры практического использования физических знаний: законов механики, термодинамики и электродинамики в энергетике; различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций, квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;
  6. воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях.
  7. применять полученные знания для решения физических задач;
  8. определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;
  9. измерять ряд физических величин, представляя результаты измерений с учетом их погрешностей;
  10. использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
  1. для обеспечения безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств, бытовых электроприборов, средств радио- и телекоммуникационной связи;
  2. оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
  3. рационального природопользования и защиты окружающей среды.

знать/понимать:

  1. смысл понятий: физическое явление, гипотеза, закон, теория, вещество, взаимодействие, электромагнитное поле, волна, фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения, планета, звезда, галактика, Вселенная;
  2. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, механическая энергия, внутренняя энергия, абсолютная температура, средняя кинетическая энергия частиц вещества, количество теплоты, элементарный электрический заряд;
  3. смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, импульса и электрического заряда, термодинамики, электромагнитной индукции, фотоэффекта;
  4. вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики;

1.4.   Рекомендуемое   количество   часов   на   освоение   программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента 220 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 169 часов;

лабораторных и практических работ – 30 часов;

самостоятельной работы студента  - 51 час.


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Распределение по семестрам

1

2

Максимальная учебная нагрузка (всего)

220

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

169

51

118

в том числе:

     лабораторные  работы, практические занятия

30

17

13

     контрольные работы

11

4

7

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

51

10

41

Промежуточная аттестация не предусмотрена


 2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ФИЗИКА (1 курс)

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа студентов

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

1 семестр

Введение.



К.т. 1

Содержание учебного материала

3

1 - 3

Вводный инструктаж то технике безопасности. Повторение. Современная физическая картина мира. Входной контроль.

2

Раздел 1. Механика.

Подраздел 1. Кинематика


Тема 1.1.1 Механическое движение.

Содержание учебного материала

1

4

Движение точки и тела. Относительность движения. Положение точки в пространстве.

2

Тема 1.1.2 Система отсчета. Перемещение.

Содержание учебного материала

1

5

Положение точки в пространстве, тело отсчета, радиус-вектор, координатная плоскость. Проекция вектора на ось. Способы описания движения. Траектория. Тело отсчета. Перемещение

2

Тема 1.1.3. Скорость

Содержание учебного материала

1

6

Сложение скоростей. Мгновенная скорость. Закон сложения скоростей. Средняя скорость.

2

Тема 1.1.4. Равномерное  прямолинейное движение точки.

Содержание учебного материала

1

7

Равномерное движение. скорость  прямолинейного равномерного движения. Уравнение прямолинейного равномерного движения.

2

Тема 1.1.5. Ускорение.

Содержание учебного материала

1

8

Ускорение тела. Единицы измерения ускорения тела. Скорость при движении с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением

2

Тема 1.1.6. Свободное   падение   тел.

Содержание учебного материала

1

9

Опыт Галилея.  Свободное падение. Ускорение свободного падения. Движение с ускорением свободного падения вверх и вниз

2

Тема 1.1.7. Равномерное движение по окружности.

Содержание учебного материала

1

10

Скорость при движении по окружности. Центростремительное ускорение.

2

Тема 1.1.8. Решение задач

Содержание учебного материала

1

 

11

Равноускоренное движение Ускорение тела. Единицы измерения ускорения тела. Скорость при движении с постоянным ускорением. Движение с постоянным ускорением

2

Тема 1.1.9. Решение задач







К.т. 2

Содержание учебного материала

1

12

Движение по окружности с постоянной скоростью Скорость при движении по окружности. Центростремительное ускорение.

2

Лабораторные работы:

№1.Погрешность измерений.

№2.Измерение тела при равноускоренном движении.

4

13

Контрольная работа № 2 «Кинематика»

1

Самостоятельная работа. Конспект.

1. Положение точки в пространстве;

2. Действие над векторами;

3.Уравнение равномерного прямолинейного движения точки;

4. Мгновенная скорость. Поступательное движение

4

Подраздел 2. Динамика

Тема 1.2.1. Первый закон Ньютона

Содержание учебного материала

1

14

Основное утверждение механики. Материальная точка. Первый закон Ньютона.

2

Тема 1.2. 2. Второй закон Ньютона. Третий закон Ньютона.

Содержание учебного материала

1

15

Второй закон Ньютона. Связь между ускорением и силой. Масса. Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы.

2

Тема 1.2.3. Решение задач

Содержание учебного материала

1

16

«Законы динамики Ньютона». Второй закон Ньютона. Связь между ускорением и силой. Масса. Третий закон Ньютона. Единицы массы и силы

2

Тема 1.2.4. Силы в природе

Содержание учебного материала

1

17

Силы всемирного тяготения. Закон всемирного тяготения. Первая космическая скорость. Сила тяжести и вес. Невесомость. Силы упругости. Силы трения.

2

Тема 1.2.5 Импульс. Закон   сохранения   импульса.

Содержание учебного материала

1

18

Импульс материальной   точки. Импульс силы.    Закон   сохранения   импульса.

2

Тема 1.2.6. Решение задач 

Содержание учебного материала

1

19

«Закон сохранения импульса». Импульс материальной   точки. Импульс силы.    Закон   сохранения   импульса.

2

Тема 1.2.7.  Работа силы. Мощность.

Содержание учебного материала

1

20

Работа силы. Работа силы тяжести. Мощность.

2

Тема 1. 2.8. Решение задач 

Содержание учебного материала

1

21

Работа силы. Работа силы тяжести. Мощность.

2

Тема 1. 2.9. Энергия. Закон сохранения энергии

Содержание учебного материала

2

22/23

Энергия. Работа силы упругости. Закон сохранения энергии

2

Тема 1. 2.10. Решение задач

Содержание учебного материала

2

24/25

«Законы сохранения».Энергия. Работа силы упругости. Закон сохранения энергии

2

Тема 1.3. Равновесие абсолютно твердых тел

Содержание учебного материала

2

26/27

Равновесие тел. Первое условие равновесия твердого тел. Второе условие равновесия твердого тела. Момент сил.

2







К.т. 3

Лабораторная   работа

   №3.   Определение   коэффициента   трения скольжения.

№4. Определение ускорения свободного падения при помощи маятника

4

Практическое занятие 1

Решение задач по теме: «Законы динамики Ньютона», «Законы сохранения».

1

2

28

Контрольная работа №3 «Законы динамики».

1

Самостоятельная работа.

1. Решение задач по теме: «Динамика».

2.Рефераты «Реактивное движение», «Силы в природе: упругость, трение, сила тяжести невесомость».

2

Раздел 2.   Молекулярная физика. Тепловые явления.

Подраздел 1. Основы МКТ

Тема 2.1.1  Основы МКТ

Содержание учебного материала

1

29

Основные положения МКТ. Размеры молекул. Масса молекул. Количество вещества. Броуновское движение.

2

Тема 2.1. 2. Строение веществ.

Содержание учебного материала

1

30

Силы взаимодействия. Строение газообразных, жидких и твердых тел. Кристаллическая решетка.

2

Тема 2.1. 3. Идеальный газ.

Содержание учебного материала

1

31

Идеальный газ. Давление в МКТ. Средние значения. Среднее значение квадрата скорости. Концентрация молекул. Связь давления с кинетической энергией.

2

Тема 2.1. 4. Основное уравнение МКТ.

Содержание учебного материала

1

32

Основное уравнение МКТ. Давление идеального газа Связь давления с кинетической энергией..

2

Тема 2.1. 5. Решение задач

Содержание учебного материала

1

33

«Масса и размер молекул». Основное уравнение МКТ. Количество вещества Связь давления с кинетической энергией

2

Тема 2.1. 6. Температура и тепловое равновесие

Содержание учебного материала

1

34

Макроскопические параметры. Тепловое равновесие. Температура. Абсолютная температура. Абсолютная шкала температур. Связь абсолютной шкал и шкалы Цельсия. Температура – мера средней кинетической энергии.

2

Тема 2.1. 7. Решение задач

Содержание учебного материала

1

35

«Основное уравнение МКТ» Макроскопические параметры. Связь абсолютной шкал и шкалы Цельсия. Температура – мера средней кинетической энергии.

2

Тема 2.1.8 Уравнение состояния идеального газа.

Содержание учебного материала

1

36

Уравнение состояния. Универсальная газовая постоянная. Уравнение Менделеева – Клапейрона.

2

Тема 2.1. 9.  Решение задач

Содержание учебного материала

2

37/38

Уравнение состояния. Универсальная газовая постоянная. Уравнение Менделеева – Клапейрона Температура – мера средней кинетической энергии.

2

Тема 2.1. 10 Газовые законы

Содержание учебного материала

2

39/40

Изотермический процесс. Изохорный процесс, изобарный процесс. Графики зависимости макроскопических параметров.

2

Тема 2.1.11.  Решение задач










К.т. 4

Содержание учебного материала

2

41/42

«Газовые законы». Изотермический процесс. Изохорный процесс, изобарный процесс. Графики зависимости макроскопических параметров.

2

Лабораторные работы:

№5 Экспериментальная проверка закона Гей-Люсака.

№6: Оценка массы воздуха в классной комнате.

4

Практические занятия

Решение задач «Масса и размер молекул», «Основное уравнение МКТ», «Уравнение состояния газа».

1

2

43

Контрольная работа №4 «Молекулярная физика»

1

Самостоятельная работа:

1 . Конспект «История атомистических учений. Наблюдение и опыты, подтверждающие атомно-молекулярное строение вещества».

2. Решение задач «Температура - мера средней кинетической энергии молекул»

2

Подраздел 2. Агрегатные состояния вещества

Тема 2.2.1 Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений.

Содержание учебного материала

1

44

Силы взаимодействия молекул. Объяснение агрегатных состояний вещества на основе атомно-молекулярных представлений.

2

Тема 2.2.2. Насыщенные и ненасыщенные пары. Влажность воздуха.

Содержание учебного материала

1

45

Насыщенные и ненасыщенные пары. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха.

2

Тема2.2.3.Кристаллические и аморфные тела.

Содержание учебного материала

1

46

Модель строения твердых тел. Механические свойства твердых тел. Кристаллические и аморфные тела.

2

Тема 2.2.4. Решение задач

Содержание учебного материала

1

47

Насыщенные и ненасыщенные пары. Зависимость давления насыщенного пара от температуры. Кипение. Влажность воздуха.

2

Лабораторная работа №7: Определение влажности воздуха

2

Практическая работа:

Решение задач «Определение относительной и абсолютной влажности»

1

2

Подраздел 3. Основы термодинамики

Тема 2.3.1. Внутренняя энергия. Работа. Количество теплоты.

Содержание учебного материала

1

48

Внутренняя энергия. Работа в термодинамике. Количество теплоты.

2

Тема 2.3.2. Первый закон термодинамики.

Содержание учебного материала

1

49

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

2

Тема 2.3.3. Необратимость процессов в природе

Содержание учебного материала

1

50

Примеры необратимых процессов. Второй закон термодинамики. Противоречие между обратимостью микропроцессов и необратимостью макропроцессов.

2

Тема 2.3.4. Решение задач

Содержание учебного материала

1

51

Первый закон термодинамики. Применение первого закона термодинамики к различным процессам.

2

2 семестр

Тема 2.3.5.  КПД тепловых двигателей

Содержание учебного материала

1

52

КПД тепловых двигателей. Идеальная тепловая машина

2

Тема 2.3.6. Решение задач 





К.т.5

Содержание учебного материала

1

53

КПД тепловых двигателей. Первый закон термодинамики

2

Практическое занятие.

Решение задач «Первый закон термодинамики», «КПД тепловых двигателей»

1

2

54

Контрольная работа №5 «Основы термодинамики».

1

Самостоятельная работа:

Реферат «Необратимость тепловых процессов. Тепловые двигатели и охрана окружающей среды».

2

Раздел 3. Основы электродинамики

Подраздел 1. Электростатика

Тема 3.1.1. Электрический заряд. Электризация тел.

Содержание учебного материала

1

55

Электрический заряд. Элементарные частицы. Заряженные тела. Электризация тел. Закон сохранения электрического     заряда. Закон Кулона.

2

Тема 3.1.2. Напряженность электрического поля

Содержание учебного материала

1

56

Электрическое поле. Напряженность электрического поля. Принцип суперпозиции полей. Силовые линии. Напряженность поля заряженного шара.

2

Тема 3.1.3. Потенциал электрического поля.

Содержание учебного материала

1

57

Проводники в электростатическом поле. Диэлектрики. Поляризация диэлектриков. Потенциал электрического поля. Разность   потенциалов 

2

Тема 3.1.4. Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов.

Содержание учебного материала

1

58

Связь между напряженностью электростатического поля и разностью потенциалов. Единица напряженности электрического поля. Эквипотенциальные поверхности

2

Тема 3.1.5. Электроемкость.  Конденсаторы

Содержание учебного материала

1

59

Электроемкость. Единицы электроемкости. Конденсаторы. Применение конденсаторов. Энергия заряженного конденсатора

2

Тема 3.1.6. Решение задач



К.Т. 6

Содержание учебного материала

1

60

Напряженность электрического поля. Потенциал. Разность потенциалов. Емкость конденсатора. Энергия заряженного конденсатора.

2

61

Контрольные работы №6 «Электростатика»

1

Тема 3.1.6. Электрический ток. Сила тока. Сопротивление.

Содержание учебного материала

1

62

Электрический ток. Действие тока. Сила тока. Связь силы тока со скоростью направленного движения частиц. Условия необходимые для существования электрического тока.

2

Тема 3.1.8.  Закон Ома для участка цепи.

Содержание учебного материала

1

63

Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Удельное сопротивление. Значение закона Ома.

2

Тема 3.1.9.  Решение задач

Содержание учебного материала

1

64

«Закон Ома для участка цепи»Сила тока. Закон Ома для участка цепи. Сопротивление. Удельное сопротивление.

2

Тема 3.1.10. Последовательное и параллельное соединение проводников

Содержание учебного материала

1

65

Элементы электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников. Узел.  Распределение токов при различных соединениях.

2

Тема 3.1. 11. Решение задач

Содержание учебного материала

1

66

«Последовательное соединение проводников» Элементы электрической цепи. Последовательное и параллельное соединение проводников.

2

Практическое занятие:

Решение задач «Закон Кулона», «Напряженность электрического поля», «Связь между напряженностью и разностью потенциалов», «Электроемкость. Энергия конденсатора».

1

2

Самостоятельная работа:

Конспект «Проводники и диэлектрики в электрическом поле», «Поляризация диэлектриков».

3

Подраздел 2. Законы постоянного тока

Тема 3.2.1. Работа и мощность постоянного тока.

Содержание учебного материала

1

67

Работа тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность тока.

2

Лабораторная работа №8: Измерение мощности лампы накаливания

2

Тема 3.2.2. ЭДС. Закон Ома для полной цепи

Содержание учебного материала

1

68

Сторонние силы. Природа внешних сил. Электродвижущая сила. Закон Ома для замкнутой  цепи.

2

Тема 3.2.3. Решение задач

Содержание учебного материала

1

69

«Закон Ома для полной цепи». Работа тока. Закон Джоуля-Ленца. Мощность Закон Ома для замкнутой  цепи.

2

Тема 3.2.4. Электрический ток различных средах.. 








К.т. 7

Содержание учебного материала

1

70

Несамостоятельный и самостоятельный разряды Электрическая проводимость различных веществ. Электронная проводимость металлов. Сверх проводимость. Полупроводники. Транзисторы. Электрический ток в вакууме. Закон электролиза.

2

Практические работы:

1. Закон Ома для участка цепи.

2.Последовательное соединение проводников.

3. Параллельное соединение проводников

1

2

71

Контрольная работа №7 «Законы постоянного тока»

1

Самостоятельная работа: Конспект «Полупроводниковый диод, транзистор», «Электрический ток в жидкостях.», «Электрический ток в газах.», «Несамостоятельный и самостоятельный разряды».

6

Подраздел З. Магнитное поле

ТемаЗ.З.1. Взаимодействие токов. Вектор магнитной индукции.

Содержание учебного материала

1

72

Магнитное поле. Свойства магнитного поля. Взаимодействие токов. Магнитная стрелка. Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. 

2

Тема З.З.2. Сила Ампера. Электроизмерительные приборы

Содержание учебного материала

1

73

Сила Ампера. Направление силы Ампера. Единица магнитной индукции. Электроизмерительные приборы. Применение закона Ампера.

2

Тема З.З.3. Сила Лоренца.

Содержание учебного материала

1

74

Сила Лоренца. Наблюдение действия сила Лоренца. Движение частицы в однородном магнитном поле. Магнитные свойства вещества. Гипотеза Ампера. Ферромагнетики. Температура Кюри.

2

Тема З.З.4. Решение задач

Содержание учебного материала

1

75

«Магнитное поле»Вектор магнитной индукции. Линии магнитной индукции. Сила Ампера. Направление силы Ампера Сила Лоренца

2

Лабораторная работа №9: Наблюдение действия магнитного поля на ток

2

Самостоятельная работа:

1 .Конспект «Электроизмерительные приборы».

2. Решение задач по теме «Магнитное поле».

4

Подраздел 4. Электромагнитная индукция

Тема З.4.1. Открытие электромагнитной индукции

Содержание учебного материала

1

76

Опыты Фарадея. Открытие электромагнитной индукции. Магнитный поток. Единицы измерения магнитного потока.

2

Тема З.4.2. Закон электромагнитной индукции.

Содержание учебного материала

1

77

Правило Ленца. Направление индукционного тока. Взаимодействие индукционного тока с  магнитом. Правило Ленца. Применение правила Ленца. ЭДС индукции. Закон электромагнитной индукции.

2

Тема З.4.3. Самоиндукция. Индуктивность

Содержание учебного материала

1

78

Вихревое электрическое поле. Индукционные токи. Электродинамический микрофон. Самоиндукция. Индуктивность. Единицы индуктивности.

2

Тема 3.4.4.  Решение задач

Содержание учебного материала 

1

79

Магнитный поток. Единицы измерения магнитного потока. Правило Ленца. Применение правила Ленца Закон электромагнитной индукции. Самоиндукция. Индуктивность.

2

Тема 3.4.5. Энергия магнитного поля тока.

Содержание учебного материала

1

80

Энергия магнитного поля тока. Электромагнитное поле. Сила Ампера.  Сила Лоренца

2

Тема 3.4.6. Решение задач



К.т. 8

Содержание учебного материала

1

81

Энергия магнитного поля тока. Магнитный поток        

2

82

Контрольная работа №8 «Магнитное поле. Электромагнитная индукция»

1

Самостоятельная работа.

Конспект «Электродинамический микрофон».

2

Подраздел 5. Механические колебания

Тема3.5.1.Механические колебания.

Содержание учебного материала

1

83

Механические колебания. Свободные и вынужденные колебания.  Условия возникновения свободных колебаний. Математический маятник. Амплитуда, период, частота.

2

Тема 3.5.2. Гармонические колебания.

Содержание учебного материала

1

84

Динамика колебательного движения. Гармонические колебания. Амплитуда, период, частота. Фаза колебаний. Вынужденные колебания .Резонанс

2

Тема 3.5.3. Решение задач

Содержание учебного материала

1

85

«Механические колебания». Динамика колебательного движения. Амплитуда, период, частота

2

Тема 3.5.4. Вынужденные колебания. Резонанс

Содержание учебного материала

1

86

Превращение энергии при гармонических колебаниях. Вынужденные колебания .Резонанс. Применение резонанса и борьба с ним.

2

Самостоятельная работа: Конспект «Превращение энергии при гармонических колебаниях».

Реферат «Воздействие резонанса и борьба с ним».

4

Подраздел 6. Электромагнитные колебания

Тема 3.6.1. Свободные электромагнитные колебания

Содержание учебного материала

1

87

Свободные электромагнитные колебания. Свободные колебания. Вынужденные колебания.

2

Тема 3.6.2.  Колебательный контур.

Содержание учебного материала

1

88

Колебательный контур. Превращение энергии при эл/маг колебаниях. Схема простейшего эл/маг колебательного контура. Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями. Уравнения описывающие процессы в колебательном контуре. Формула Томсона.

2

Тема 3.6.3. Активное сопротивление

Содержание учебного материала

1

89

Переменный электрический ток.  Амплитуда тока, промышленная частота. Активное сопротивление. Действующие значения силы тока и напряжения.

2

Тема 3.6.4. Конденсатор в цепи переменного тока Катушка в цепи переменного тока.

Содержание учебного материала

1

90

Конденсатор в цепи переменного тока Катушка в цепи переменного тока. Индуктивное и емкостное сопротивления. Резонанс в электрической цепи. Использование резонанса в радиосвязи.

2

Тема 3.6.5. Генератор на транзисторе

Содержание учебного материала

1

91

Автоколебательные системы. Незатухающие колебании. Транзистор. Генератор на транзисторе

Тема 3.6.6. Производство, переда и использование электрической энергии.

Содержание учебного материала

1

92

Генератор переменного тока. Трансформаторы. коэффициент трансформации. Производство, переда и использование электрической энергии. Эффективное использование электроэнергии.

2

Тема 3.6.7. Решение задач

Содержание учебного материала

1

93

«Электромагнитные колебания». Переменный электрический ток.  Амплитуда тока Активное сопротивление. Действующие значения силы тока и напряжения. Конденсатор в цепи переменного тока Катушка в цепи переменного тока. Индуктивное и емкостное сопротивления.

2

Самостоятельная работа.

Конспект «Аналогия между механическими и электромагнитными колебаниями», «Резонанс в электрической цепи», «Генерирование электрической энергии». Реферат «Трансформаторы», «Производство и передача электроэнергии», «Источники энергии».

4

Подраздел 7. Механические и электромагнитные волны.

Тема 3. 7.1. Механические волны.

Содержание учебного материала

1

94

Механические волны. Поперечные и продольные волны. Период, длина и скорость волны. Уравнение бегущей волны. Волны в среде. Звуковые волны

2

Тема 3.7.2. Электромагнитные волны.



Содержание учебного материала

1

95

Электромагнитные волны. Излучение электромагнитных волн. Вибратор. Открытый колебательный контур. Скорость электромагнитных волн.

2

Тема 3.7.3. Плотность потока электромагнитного излучения

Содержание учебного материала

1

96

Плотность потока электромагнитного излучения. Точечный источник излучения. Зависимость потока излучения от расстояния до источника, зависимость от частоты.

2

Тема 3.7.4. Принципы радиосвязи

Содержание учебного материала

1

97

Изобретение радио А.С. Поповым. Принципы радиосвязи. Телевидение.

2

Тема 3.7.5. Модуляция и детектирование.

Содержание учебного материала

1

98

Модуляция и детектирование. Амплитудная модуляция. Простейший радиоприемник.

2

Тема 3.7.6. Свойства электромагнитных волн




К.т. 9

Содержание учебного материала

1

99

Свойства электромагнитных волн: поглощение, отражение, преломление, поперечность. Распространение радио волн. Типы волн: средние и длинные, короткие, ультракороткие.

2

100

Контрольная работа №9    «Колебания и волны»

1

Самостоятельная работа:

1 . Реферат «Звуковые волны. Ультразвук и его использование в технике и медицине».

2. Решение задач «Механические колебания и волны».

3. Конспект «Принципы радиосвязи и телевидения».

5

Подраздел 8.Оптика

Тема 3.8.1.  Скорость света.

Содержание учебного материала

1

101

Свет как электромагнитная волна.  Скорость света. Корпускулярно-волновая теория света. Геометрическая и волновая оптика. Измерение скорости света.

2

Тема 3.8.2  Законы отражения и преломления света

Содержание учебного материала

1

102/103

Принцип Гюйгенса. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение.  Ход лучей в треугольной призме.

2

Тема 3.8.3.  Решение задач

Содержание учебного материала

2

104/ 105

«Законы отражения и преломления света»Принцип Гюйгенса. Законы отражения и преломления света. Полное внутреннее отражение.  Ход лучей в треугольной призме.

2

Тема 3.8.4 Линзы.

Содержание учебного материала

2

106/

107

Виды линз. Тонкая линза. Изображения в линзе. Собирающая линза. Рассеивающая линза. Оптическая сила линзы. Построение изображения в линзе. Формула тонкой линзы. Увеличение линзы.

2

Тема 3.8.5. Дисперсия света.

Содержание учебного материала

2

108

Опыт Ньютона. Дисперсия света

2

Тема 3.8.6. Интерференция света

Содержание учебного материала

109

Интерференция мех. Волн. Сложение волн. Условие максимумов, минимумов. Условие когерентности волн. Интерференция в тонких пленках. Кольца Ньютона. Применение интерференции.

2

Тема 3.8.7. Дифракция света. Дифракционная решетка

Содержание учебного материала

2

110

Дифракция механических волн. Опыт Юнга. Теория Френеля. Дифракционные картины от разных препятствий. Применение геометрической оптики. Разрешающая способность телескопа, микроскопа. Дифракционная решетка. Период решетки.

2

Тема 3.8.8. Поперечность световых волн


К.т. 10

Содержание учебного материала

2

111

Опыты и турмалином. Поперечность световых волн. Электромагнитная теория света.

2

112

Контрольная работа № 10 «Световые волны».

1

Лабораторная работа

  10:  Оценка значения скорости света в веществе

№11: Измерение показателя преломления стекла

4

Самостоятельная работа.        

1. Конспект «Виды излучений. Источники света», «Спектры. Спектральный анализ. Виды спектров»

2. Реферат по темам «Инфракрасное, ультрафиолетовое, рентгеновское излучение», «Шкала электромагнитных волн».

4

 Подраздел 9. Элементы теории относительности.

Тема 3.9.1. Постулаты теории относительности.

Содержание учебного материала

1

113

Принцип относительности в механике и электродинамике. Постулаты теории относительности.

2

Тема 3.9.2.  Относительность одновременности

Содержание учебного материала

1

114

Относительность одновременности. Одновременность пространственно разделенный событий.

1

Тема 3.9.3.  Основные следствия из постулатов теории относительности

Содержание учебного материала

1

115

Относительность расстояний. Относительность промежутков времени. Релятивистский закон сложения скоростей. Зависимость массы от скорости. Связь между массой и энергией.

2

Подраздел 10. Излучение и спектры.

Тема 3.10.1.  Виды излучений. Спектры

Содержание учебного материала

1

116

Тепловое излучение. Электролюминисценция.  Катодолюминисценция.  Хемилюминисцениция. Фотолюминисценция. Распределение энергии в спектре. Спектральные аппараты.  Виды спектров.

2

Тема 3.10.2.  Шкала электромагнитных излучений

Содержание учебного материала

2

117/ 118

Инфракрасное, ультрафиолетовое излучения. Рентгеновские лучи. Шкала электромагнитных излучений

2

Раздел 4. Строение атома и квантовая физика

Подраздел 1. Световые кванты.

Тема 4.1. 1. Фотоэффект. Теория фотоэффекта

Содержание учебного материала

1

119

Фотоэффект. Наблюдение фотоэффекта. Законы фотоэффекта. Теория фотоэффекта.

2

Тема 4.1.2.  Фотоны. Применение фотоэффекта.

Содержание учебного материала

1

120

Энергия и импульс фотона. Корпускулярно-волновой дуализм. Гипотеза де Бройля. Применение фотоэффекта.

2

Тема 4.1. 3.  Давление света. Фотография.

Содержание учебного материала

1

121

Давление света. Опыт Лебедева. Химическое действие света. Фотография.

2

Подраздел 2. Строение атома. Опыты Резерфорда.

Тема 4.2.1. Строение атома. Опыты Резерфорда.

Содержание учебного материала

1

122

Модель Томсона. Опыты Резерфорда.  Определение размеров атомного ядра. Планетарная модель атома.

2

Тема 4.2.2. Квантовые постулаты Бора. Трудности теории Бора.

Содержание учебного материала

1

123

Квантовые постулаты Бора. Трудности теории Бора. Квантовая механика.

2

Тема 4.2.3. Лазеры.

Содержание учебного материала

1

124

Индуцированное излучение. Свойства лазерного излучения. Принцип действия лазеров. Трехуровневая система. Устройство рубинового лазера. Применение лазеров.

1

Подраздел 3. Физика атомного ядра.

Тема 4.3.1. Методы наблюдения и регистрации частиц.

Содержание учебного материала

1

125

Принцип действия приборов для регистрации элементарных частиц. Газоразрядный счетчик Гейгера. Камера Вильсона. Пузырьковая камера. Метод толстослойных эмульсий.

2

Тема 4.3.2. Радиоактивные превращения.  

Содержание учебного материала

2

126/ 127

Радиоактивность. Открытие радиоактивности. Альфа-, бета-, гамма- излучения. Радиоактивные превращения.  Правило смешения

2

Тема 4.3.3. Закон радиоактивного распада. Период полураспада.

Содержание учебного материала

1

128

Период полураспада. Среднее время жизни. Закон радиоактивного распада.

2

Тема 4.3.4. Изотопы. Открытие нейтрона.

Содержание учебного материала

1

129

Изотопы. Искусственное превращение атомных ядер. Открытие нейтрона.

2

Тема 4.3.5. Строение атомного ядра

Содержание учебного материала

1

130

Протонно-нейтронная модель ядра. Нуклоны. Ядерные силы. Сильные взаимодействия.

2

Тема 4.3.6. Энергия связи атомных ядер.

Содержание учебного материала

1

131

Энергия связи атомных ядер. удельная  энергия связи.. Дефект масс.

2

Тема 4.3.7. Ядерные реакции.

Содержание учебного материала

1

132

Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций. Ядерные реакции на нейтронах.

2

Тема 4.3.8. Деление ядер урана

Содержание учебного материала

1

133

Открытие деление ядер урана. Механизм деление ядер урана. Цепные реакции. Изотопы урана. Коэффициент размножения. Образование плутония. Ядерный реактор. Критическая масса.

2

Тема 4.3.9. Термоядерные реакции.

Содержание учебного материала

1

134

Термоядерные реакции. Неуправляемые реакции синтеза. Применение ядерной энергии. Получение ядерных изотопов и их применение. Биологическое действие радиоактивных излучений.

2

Тема 4.3.10. Решение задач «Физика атомного ядра»


К.т. 11

Содержание учебного материала

1

135

Радиоактивные превращения.  Правило смешения Ядерные реакции. Энергетический выход ядерных реакций.

2

136

Контрольная работа №11 «Атомная физика».

1

Лабораторная работа №12: Исследование треков  продуктов ядерных реакций

2

Самостоятельная работа: Рефераты.

«Открытие нейтрона», «Деление ядер урана. Ядерный реактор»,

«Радиоактивные излучения и их воздействия на живые организмы»

4

Раздел 5. Эволюция вселенной

Тема 5.1. Структура вселенной

Содержание учебного материала

2

137/

138

Структура вселенной. Расширение Вселенной. Эволюция ранней Вселенной. Образование первичного вещества во Вселенной.

2

Тема 5.2. Образование Солнечной системы.

Содержание учебного материала

1

139

Образование астрономических структур. Эволюция звезд. Образование Солнечной системы. Эволюция Солнечной системы. Возможные сценарии эволюции Вселенной.

2

Самостоятельная работа.: Рефераты. «Образование планетных систем», «Другие Галактики», «Виды звезд», «Кеплер», «История Российской космонавтики».

5

Итого

220

Характеристики уровня освоения учебного материала:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач).

3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета физики.

Оборудование учебного кабинета:

1. посадочные места по количеству студентов;

2. рабочее место преподавателя;

3. меловая доска;

4. наглядные пособия (учебники, опорные конспекты-плакаты, стенды, карточки, раздаточный материал, комплекты лабораторных работ);

5. вентиляционное оборудование, обеспечивающие комфортные условия проведения занятий.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Основные источники:

Для студентов

  1. Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 10 кл. – М.2008.
  2. Мякишев Г.Я. Физика: учеб. для 11 кл. – М.2008.
  3. Громов С.В. Физика: Механика. Теория относительности. Электродинамика: Учебник для 10 кл. общеобразовательных учреждений. – М., 2008.
  4. Рымкевич А.М. Сборник задач по физике для10 -11 классов. – 2009.
  5. Кабардин О.Ф. Физика: Справочные материал. Учеб. пособие для учащихся. – М., 2009.

Дополнительные источники:

  1. Громов С.В.  Шаронова Н.В. Физика 10-11: Книга для учителя. – М., 2004.
  2. Кабардин О.Ф. Орлов В.Аю Экспериментальные задания по физике 9- 11 кл: учеб. пособие для общеобразовательных учреждений. – М., 2001.
  3. Касьянов В.А. Физика. 10, 11 кл. Тематическое и поурочное планирование. – М., 2006.
  4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта общего образования / Министерство образования РФ. – М., 2008

Интернет-ресурсы:

1. http://www.uchportal.ru/load/40-16-2 - Презентации - ФизикаАстронмия- Учительский портал;

2. http:// physics-regelman.com/high/Nuclear/3.php – обучающие трехуровневые тесты по физике;

3. http://phisics.nar.ru/ -Физика в анимациях;

4. http://www.uroki.net/docfiz.htm

Раздаточный материал по всем темам.

3.3. Межпредметные связи

Рабочая программа осуществляет межпредметные связи со следующими учебными дисциплинами: математика, биология, химия, астрономия, география.

3.4. Применяемые технологии

Программа предполагает использование элементов следующих педагогических технологий:

Технологии развивающего обучения.

Технология информационно – коммуникативного обучения.

Модульной технологии.

3.5. Методы и формы работы

Методы организации и осуществления образовательной деятельности.

Методы стимулирования и мотивации учебной деятельности.

Методы контроля и самоконтроля образовательной деятельности.

Используются такие формы обучения, как лекция, диалог, беседа, семинар, консультация, зачет, практикум. Применяются варианты индивидуального, индивидуально-группового, группового и коллективного способа обучения.

Усвоение учебного материала реализуется с применением основных групп методов обучения и их сочетания:

  1. методами организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесных (рассказ, учебная лекция, беседа), наглядных (иллюстрационных и демонстрационных);
  2. методами контроля и самоконтроля за эффективностью учебной деятельности: индивидуального опроса, фронтального опроса, выборочного контроля, письменных работ, тестирования.

Степень активности и самостоятельности учащихся нарастает с применением объяснительно-иллюстративного, частично-поискового (эвристического), проблемного изложения,  исследовательского методов обучения.

3.6. Спецификация учебно-методического комплекса

Наименование

Количество

Тип носителя

1.

Комплект лабораторных работ

15

Бумага, электронный вариант

2.

Тесты (входные,  промежуточные, обобщающие)

Бумага, электронный вариант

3.

Комплект для промежуточной аттестации

15

Бумага, электронный вариант

4.

Учебная программа

1

бумага, электронный вариант

5.

Список литературы (основной, дополнительной, факультативной)

1

бумага

6.

Электронный учебник

12

CD- диск

7.

Сборники задач

25

Бумага,

3.7. Требования к квалификации педагогических кадров

Реализация программы учебной дисциплины «Физика» обеспечивается педагогическими кадрами, имеющими высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование по направлению подготовки "Образование и педагогика" или в области, соответствующей преподаваемому предмету, без предъявления требований к стажу работы, либо высшее профессиональное образование или среднее профессиональное образование и дополнительное профессиональное образование по направлению деятельности в образовательном учреждении без предъявления требований к стажу работы в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации (Mинздравсоцразвития России) от 26 августа 2010 г. N 761н г. Москва "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей работников образования".

4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения студентами индивидуальных заданий, проектов.

Раздел/

тема

Результаты обучения

(освоенные компетенции, умения, усвоенные знания)

Основные показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки

Тип и вид контроля

№ контрольной точки

Способ оценки

Инструментарий контроля

подход

шкала


1.1. Механика

Уметь:

  1. описывать и объяснять движение небесных тел и искусственных спутников Земли;
  2. приводить примеры практического использования законов механики;
  3. применять законы механики для решения задач;
  4. определять характер движения по графику, таблице формуле;
  1. формулирование основных понятий;
  2. применение физических законов;
  3. знание формул;

Письменная работа, самостоятельная работа, контрольная работа.

  1. входящий;
  2. промежуточный;
  3. обобщающий.

1,

2,

3

критериальный

бальная

Образцы материалов, задания к самостоятельным и контрольным работам;

Тестирование;


  1. измерять физические величины, представлять результаты измерений

Знать:

  1. смысл понятий: явление, гипотеза, закон, теория;
  2. смысл физических величин: скорость, ускорение, масса, сила, импульс, работа, энергия;
  3. смысл физических законов классической механики, всемирного тяготения, сохранения энергии, сохранения импульса

4. Использование формул при решении задач

педагогический

Составление опорных таблиц, оценка опорных конспектов,  устный опрос, работа с карточками, письменная проверка, тестовые задания,  лабораторные работы

2.1. молекулярная физика. Термодинамика

Уметь:

  1. описывать и объяснять свойства газов, жидкостей и твердых тел;
  2. приводить примеры практического использования газовых законов,  законов термодинамики;
  3. применять законы МКТ и термодинамики  для решения задач;
  1. формулирование основных понятий;
  2. применение физических законов;
  3. знание формул;

Письменная работа, самостоятельная работа, контрольная работа.

  1. входящий;
  2. промежуточный;
  3. обобщающий.

4,

5

критериальный

бальная

Образцы материалов, задания к самостоятельным и контрольным работам;

Тестирование;

  1. определять характер физического процесса по графику, таблице, формуле;

Знать:

1. смысл физических величин: давление, объем, температура, абсолютная температура, внутренняя энергия, количество теплоты, КПД;

2. смысл физических законов термодинамики.

4. Использование формул при решении задач

педагогический

Составление опорных таблиц, оценка опорных конспектов,  устный опрос, работа с карточками, письменная проверка, тестовые задания,  лабораторные работы

3.1. Электродинамика

Уметь:

  1. объяснять электромагнитную индукцию;
  2. описывать и объяснять распространение электромагнитных волн;
  3. объяснять волновые свойства света;
  4. приводить примеры использования физических знаний законов электродинамики в энергетике

  1. формулирование основных понятий;
  2. применение физических законов;
  3. знание формул;

4.Использование формул при решении задач

Письменная работа, самостоятельная работа, контрольная работа.

  1. входящий;
  2. промежуточный;
  3. обобщающий.

6,

7,

8,

9

10

критериальный

бальная

Образцы материалов, задания к самостоятельным и контрольным работам;

Тестирование;

5 . приводить примеры различных видов электромагнитных излучений для развития радио и телекоммуникаций

6. применять законы электродинамики при решении задач;

Знать:

1. смысл понятий: электрическое поле,

электромагнитное поле, волна;

2. смысл физических величин элементарный электрический заряд,  напряженность, сила тока, сопротивление, мощность;

3. смысл физических законов сохранения

электрического заряда;

электромагнитной индукции; законов постоянного тока; законов фотоэффекта

педагогический

Составление опорных таблиц, оценка опорных конспектов,  устный опрос, работа с карточками, письменная проверка, тестовые задания,  лабораторные работы

4.1 Строение атома и квантовая физика

 Уметь:

1. объяснять строение атома, строение атомного ядра,

2. объяснять явление радиоактивности, радиоактивные превращения

3. составлять уравнения ядерных реакций;

4. объяснять явление деления ядер урана, цепные ядерные реакции

5. приводить примеры практического применения квантовой физики в создании ядерной энергетики, лазеров;

6. оценивать влияние на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;

рационального природопользования и защиты окружающей среды.

7. применять полученные знания для решения физических задач;

  1. формулирование основных понятий;
  2. применение физических законов;
  3. знание формул;

4.Использование формул при решении задач

Письменная работа, самостоятельная работа, контрольная работа.

  1. входящий;
  2. промежуточный;
  3. обобщающий.

11

критериальный

бальная

Образцы материалов, задания к самостоятельным и контрольным работам;

Тестирование;

Составление опорных таблиц, оценка опорных конспектов,  устный опрос, работа с карточками, письменная проверка, тестовые задания,  лабораторные работы

Знать:

1. смысл понятий:

фотон, атом, атомное ядро, ионизирующие излучения

2. смысл физических законов фотоэффекта;

3. вклад российских и зарубежных ученых, оказавших наибольшее влияние на развитие физики

педагогический

5. 1. Эволюция вселенной

Уметь: воспринимать и на основе полученных знаний самостоятельно оценивать информацию, содержащуюся в сообщениях СМИ,  Интернете, научно-популярных статьях.

Знать:

1. смысл понятий планета, звезда, галактика, Вселенная

  1. формулирование основных понятий;

педагогический

критериальный

бальная

Составление опорных таблиц, оценка опорных конспектов,  устный опрос.

Шкала оценивания

При оценивании знаний студентов используется фиксированная  форма для устных, письменных и лабораторных работ. Для тестовых заданий используется рейтинговая система.  Данная система выбрана с учетом используемых педагогических технологий.

Фиксированная оценка отражает промежуточные или завершенные успехи студента, его прилежание на уроке. Обычно выражается количественно в одном из ранговых значений 5-балльной шкалы:

   «5» – владеет в полной мере (отлично); 

   «4» – владеет достаточно (хорошо); 

   «3» – владеет недостаточно (удовлетворительно); 

   «2» – не владеет (неудовлетворительно).

При оценке знаний необходимо учитывать основные качественные характеристики овладения учебным материалом: имеющиеся у студента фактические знания и умения, их полноту, прочность, умение применять на практике в различных ситуациях, владение терминологией и специфическими способами обозначения и записи.

Результат оценки зависит от наличия и характера погрешностей, допущенных при устном ответе или в письменной работе. Среди погрешностей можно выделить ошибки, недочеты и мелкие погрешности. Погрешность считается ошибкой, если она свидетельствует о том, что студент не овладел основными знаниями и умениями и их применением. 
К
 недочетам относятся погрешности, свидетельствующие о недостаточно прочном усвоении основных знаний и умений или отсутствии знаний, которые в соответствии с программой не считаются основными. Недочетом также считается погрешность, которая могла бы расцениваться как ошибка, но допущена в одних случаях и не допущена в других аналогичных случаях. К недочетам относятся погрешности, объясняемые рассеянностью или недосмотром, небрежная запись. 

К мелким погрешностям относятся погрешности в устной и письменной речи, не искажающие смысла ответа или решения, случайные описки и т.п.

Зачеркивания и исправления ошибкой считать не следует.  Задание считается выполненным безупречно, если содержание ответа точно соответствует вопросу, указывает на наличие у студента необходимых теоретических знаний и практических навыков, окончательный ответ дан при правильном ходе решения и аккуратном оформлении.  Задание считается невыполненным, если студент не приступил к его выполнению или допустил в нем погрешность, считающуюся в соответствии с целью работы ошибкой.

Оценка «5» выставляется, если: 

- безошибочно излагается материал устно или письменно; 

- обнаруживается усвоение всего объема знаний, умений и практических навыков в соответствии с программой; 

- сознательно излагается материал устно и письменно, выделяются главные положения в тексте, легко даются ответы на видоизмененные вопросы; 

- точно воспроизводится весь материал, не допускается ошибок в письменных работах; 

- свободно применяются полученные знания на практике.

Оценка «4» выставляется, если: 

- обнаруживает знание программного материала; 

- осознанно излагает материал, но не всегда может выделить существенные его стороны; 

- обладает умением применять знания на практике, но испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы; 

- в устных и письменных ответах допускает неточности, легко устраняет замеченные учителем недостатки.

Оценка «3» выставляется, если: 

- обнаруживает знание программного материала, но испытывает затруднения при его самостоятельном воспроизведении и требует дополнительных уточняющих вопросов учителя; 

- предпочитает отвечать на вопросы воспроизводящего характера; 

- испытывает затруднения при ответе на видоизмененные вопросы; 

- в устных и письменных ответах допускает ошибки. 

Оценка «2» выставляется, если: 

- имеет отдельные представления о материале; 

- в устных и письменных ответах допускает грубые ошибки.

Оценивание тестовых заданий производится по рейтинговой системе. Перевод рейтинговой шкалы в отметку производится по правилу: полученные баллы за каждый ответ суммируются и высчитывается максимально возможное количество баллов.

90–100% этой суммы соответствует отметке «5»;

70–89% – «4»; 

50–69% – «3»;

менее 50% – «2».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ МАТЕМАТИКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ 230111 КОМПЬЮТЕРНЫЕ СЕТИ

2 КУРСРАБОЧАЯ ПРОГРАММА  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ         ЭЛЕМЕНТЫ ВЫСШЕЙ  МАТЕМАТИКИ ДЛЯ СПЕЦИАЛЬНОСТИ...

РП учебной, производственной практики по специальности 230115 Программирование компьютерных системы

Рабочая программа по учебной, производственной практике (практике по профилю специальности) и производственной практики (преддипломной) разработана на основе Федерального государственного ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Основы предпринимательской деятельности» для специальности 09.02.01 «Компьютерные системы и комплексы»

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы) в соответствии с ФГОС СПО по специальности 0...

Рабочая программа учебной дисциплины ПД.03 Физика по специальности 49.02.01 "Физическая культура"

Разработка рабочей программы по учебной дисциплине ПД.03 Физика для специальности СПО 49.02.01 "Физическая культура"...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД 09 ФИЗИКА программы подготовки специалистов среднего звена по специальности 08.02.08 Монтаж и эксплуатация оборудования и систем газоснабжения

Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.09Физика предназначена для реализации образовательной программы среднего общего образования в пределах освоения образовательной програ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины ОУД.11 ФИЗИКА ПРОГРАММА ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 09.02.07 ИНФОРМАЦИОННЫЕ СИСТЕМЫ И ПРОГРАММИРОВАНИЕ Квалификации: СПЕЦИАЛИСТ ПО ИНФОРМАЦИОННЫМ С

Программа общеобразовательной учебной дисциплины «Физика» предназначена для изучения физики в профессиональных образовательных организациях СПО, реализующих образовательную программу средн...