Рабочая программа по психологии
рабочая программа на тему
Рабочая программа по дисциплине "Психология" для специальности 050710 Специальное дошкольное образование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 282.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ СПО Самарский социально – педагогический колледж (ГБОУ СПО ССПК) | |||
Профессиональный цикл Рабочая программа дисциплины | |||
Редакция № 1 | Изменение № | Дата изменения: | Страница из |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология
2012 г.
Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее – СПО) 050710 Специальное дошкольное образование (углубленная подготовка).
Организация-разработчик:
ГБОУ СПО Самарский социально-педагогический колледж
Разработчик: Семёнова Н.Г., преподаватель дисциплин профессиональной подготовки
Внутренняя рецензия:
Председатель ПЦК ГБОУ СПО ССПК Митрофанова А.Е.
Рассмотрена и одобрена на заседании
ПЦК психолого-педагогического цикла
Протокол №____ от ____________201__ года
Председатель ПЦК _________ Митрофанова А.Е.
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 11 |
| 13 |
1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Психология
1.1. Область применения рабочей программы
Рабочая программа учебной дисциплины является частью примерной основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности (специальностям) СПО 050710 Специальное дошкольное образование
Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и переподготовки) и профессиональной подготовке по специальностям группы 050000 "Образование и педагогика", в дополнительной подготовке на курсах повышения квалификации учителей музыки и музыкальных руководителей по психологии.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы:
учебная дисциплина «Психология» принадлежит к профессиональному циклу, общепрофессиональные дисциплины
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен уметь:
- применять знания по психологии при решении педагогических задач;
- выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся.
В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен знать:
- особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой;
- основы психологии личности;
- закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности;
- возрастную периодизацию;
- возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании;
- особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте;
- групповую динамику;
- понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения;
- основы психологии творчества.
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 114 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 76 часов;
самостоятельной работы обучающегося 38 часов.
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 114 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 76 |
в том числе: | |
практические занятия | 18 |
контрольные работы | 8 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 38 |
Итоговая аттестация в форме Комплексный экзамен
|
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Психология»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) (если предусмотрены) | Объем часов | Уровень освоения | |||||
1 | 2 | 3 | 4 | |||||
Раздел 1. Общие основы психологии | 45 | |||||||
Тема 1.1. Предмет, задачи и методы психологии | Содержание учебного материала. | 4 | ||||||
1. | Предмет психологии, ее задачи. Связь психологии с другими науками. Отрасли психологии. Основные категории психологии. Основные психологические теории. | 2 | 2 | |||||
2. | Методы психологического познания. Классификация методов исследования. Требования, предъявляемые к методам психологического исследования. | 2 | 2 | |||||
Практические занятия | 2 | |||||||
1. | Анализ достоинств и ограничений методов психологического исследования. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||
1. | работа с литературой: составление словаря основных понятий. | 2 | ||||||
Тема 1.2 Человек как субъект, личность и индивидуальность | Содержание учебного материала. | 6 | ||||||
1. | Общие основы учения о личности. Факторы развития личности. | 2 | 2 | |||||
2. | Формирование и развитие личности | 2 | 3 | |||||
3. | Особенности основных институтов социализации личности | 2 | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||||
1. | Работа с литературой: изучение современных теорий личности | 4 | ||||||
Тема 1.3. Индивидуально-типологические особенности личности | Содержание учебного материала. | 8 | ||||||
1. | Понятие о способностях. Задатки и способности | 2 | 2 | |||||
2. | Типы темперамента. Свойств темперамента. | 2 | 2 | |||||
3. | Характер, его формирование. Типология характеров. | 2 | 2 | |||||
4. | Анализ факторов, влияющих на формирование характера в современных условиях. | 2 | 2 | |||||
Практические занятия | 4 | |||||||
1. | Практикум по изучению индивидуальных способностей. | 2 | ||||||
2. | Практикум по изучению типов темперамента. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||||
1. | Решение проблемных ситуаций: «Индивидуально-типологические особенности личности» | 4 | ||||||
Тема 1.4. Общение и деятельность. | Содержание учебного материала | 4 | ||||||
1. | Понятие и особенности общения. | 2 | 2 | |||||
2. | Познавательная сфера человека: понятие, характеристика | 2 | 2 | |||||
Практическая работа | 2 | |||||||
1. | Контрольная работа 1. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 5 | |||||||
1. | Работа с литературой: обзор литературы «Деятельность человека» | 2 | ||||||
2. | Решение проблемных ситуаций «Деятельность человека» | 2 | ||||||
3. | Подготовка к контрольной работе | 1 | ||||||
Раздел 2. Возрастные особенности психического развития детей. | 36 | |||||||
Тема 2.1. Основные закономерности психического развития детей. | Содержание учебного материала. | 2 | ||||||
1. | Сущность психического развития в онтогенезе. Понятие возраста. Условия и движущие силы психического развития. | 1 | 2 | |||||
2. | Закономерности психического развития (социальная ситуация развития, возрастные кризисы, новообразования возраста, сензитивные периоды, ведущая деятельность) | 1 | 2-3 | |||||
Практические занятия | 1 | |||||||
1. | Анализ подходов к периодизации развития в отечественной и зарубежной психологии | 1 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 2 | |||||||
1. | Работа с литературой: изучение особенностей периодизации Д.Б.Эльконина | 2 | ||||||
Тема 2.2 Психическое развитие ребенка в младенческом и раннем возрасте. | Содержание учебного материала. | 2 | ||||||
1. | Социальная ситуация развития в младенчестве. Кризис новорожденности. Кризис первого года. Кризис 3 лет. | 2 | 2-3 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||
1. | Творческое задание. Разработка рекомендаций для родителей по преодолению кризиса 3-х лет. | 1 | ||||||
Тема 2.3 Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. | Содержание учебного материала. | 10 | ||||||
1. | Социальная ситуация развития. Психологические новообразования в дошкольном возрасте. | 1 | 3 | |||||
2. | Психология игры: зарождение, развитие игры, роль сюжетно-ролевой игры в психическом развитии дошкольника. | 1 | 2 | |||||
3. | Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте, развернутые формы игровой деятельности | 2 | 3 | |||||
4. | Сенсорное развитие дошкольников. Развитие внимания, памяти, воображения, мышления и речи. | 1 | 2 | |||||
5. | Личностное развитие дошкольника. Развитие самосознания и самооценки. Эмоционально-волевое развитие дошкольников. | 2 | 3 | |||||
6. | Психологическая сущность творчества. Признаки творческого процесса. | 1 | 2 | |||||
7. | Детское творчество, принципы и закономерности его развития. Развитие воображения у детей как путь формирования творческой личности. | 1 | 2 | |||||
8. | Одаренность, талант, гениальность как яркие, индивидуально-неповторимые черты творческой личности. | 1 | 2 | |||||
Практические занятия: | 6 | |||||||
1. | Решение ситуационных задач: «Игра в дошкольном возрасте» | 1 | ||||||
2. | Подбор и систематизация игр и упражнений, направленных на развитие познавательной сферы дошкольника | 1 | ||||||
3. | Решение ситуационных задач «Особенности личностного развития в дошкольном возрасте» | 1 | ||||||
4. | Анализ условий, определяющих развитие одаренности в детском возрасте | 1 | ||||||
5. | Контрольная работа 2 | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 12 | |||||||
1. | Работа с литературой. Изучение уровней развития сюжетной игры дошкольника (по Д.Б.Эльконину) | 3 | ||||||
2. | Работа с литературой: изучение особенностей продуктивных видов деятельности дошкольника. | 4 | ||||||
3. | Работа с литературой: учет индивидуально-типологических особенностей детей в воспитательной работе. | 2 | ||||||
4. | Задание реконструктивного характера: определение путей формирования творческой личности в детском возрасте | 1 | ||||||
5. | Работа с литературой: изучение специфики общения педагога с одаренными детьми. | 2 | ||||||
Раздел 3 Психология общения | 23 | |||||||
Тема 3.1. Общая характеристика общения | Содержание учебного материала. | 6 | ||||||
1. | Понятие общения. Многоплановый характер общения. Структура общения: коммуникативная, интерактивная, перцептивная стороны общения. Барьеры в общении. | 2 | 2 | |||||
2. | Конфликты и способы их разрешения. Причины, функции и типы конфликтов. Структура конфликтов. | 2 | 1 | |||||
3. | Общение в малых группах. Классификация групп по характеру межличностных отношений. Характеристики группы. Динамические процессы в группе: образование, сплочение, развитие межличностных отношений. Феномены группового влияния | 2 | 2 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся | 4 | |||||||
1. | Задания реконструктивного характера: создание презентации «Роль вербальной и невербальной коммуникации в профессиональной деятельности педагога» | 2 | ||||||
2. | Составление рекомендаций по оптимизации функционирования групп. | 2 | ||||||
Практические занятия | 1 | |||||||
1. | Решение ситуационных задач «Педагогические конфликты» | 1 | ||||||
Тема 3.2. Особенности общения детей разного возраста со взрослыми сверстниками | Содержание учебного материала | 4 | ||||||
1. | Особенности общения взрослого с ребенком на разных возрастных этапах. | 2 | 3 | |||||
2. | Межличностные отношения в детской группе. Динамика вхождения в группу: адаптация, индивидуализация, интеграция. | 2 | 2 | |||||
Практические занятия | 5 | |||||||
1. | Защита рефератов | 2 | ||||||
2. | Анализ проблем сплоченности группы | 1 | ||||||
3. | Контрольная работа 3. | 2 | ||||||
Самостоятельная работа обучающихся | 3 | |||||||
1. | Подготовка реферата: «Педагогические стереотипы и их влияние на развитие ребенка» | 2 | ||||||
2. | Работа с литературой: изучение особенностей общения детей разного пола и возраста со сверстниками. | 1 | ||||||
Раздел 4. Профилактика и коррекция девиантного поведения | 10 | |||||||
Тема 4.1. Понятие и сущность отклоняющегося развития | Содержание учебного материала. | 3 | ||||||
1. | Понятие, причины девиантного поведения. Понятие школьной и социальной дезадаптации. | 2 | 1 | |||||
2. | Предупреждение и коррекция школьной и социальной дезадаптации | 1 | 1 | |||||
Самостоятельная работа обучающихся. | 1 | |||||||
1. | Составление схем «Девиантное поведение» | 1 | ||||||
Тема 4.2 Коррекция отклоняющегося развития | Содержание учебного материала | 3 | ||||||
1. | Гиперактивные дети. Психологическая помощь детям с гиперактивным поведением. | 2 | 2 | |||||
2. | Основные направления психокоррекционой работы в дошкольном возрасте | 1 | 1 | |||||
Практические занятия | 3 | |||||||
1. | Составление рекомендаций для воспитателей и родителей гиперактивных детей. | 1 | ||||||
2. | Контрольная работа 4. | 2 | ||||||
Всего: | 114 |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета психологии.
Кабинет психологии делится на рабочую зону и зону релаксации.
Оборудование учебного кабинета:
- учебные столы, стулья, стол преподавателя;
- задания для самостоятельной внеаудиторной работы, примерные темы рефератов;
- методические материалы по оказанию помощи обучающимся в написании рефератов, проведении диагностических методик;
- методические рекомендации для обучающихся;
- диагностический инструментарий: рисуночные проективные тесты, методики на изучение психических процессов, характерологических особенностей детей, психологической готовности к школе, креативных способностей, коммуникативной сферы;
- программы игр, упражнений, направленных на развитие познавательных процессов дошкольников, коммуникативной сферы, программы коммуникативных тренингов;
- электронные фонды КИМов для текущего контроля.
Технические средства обучения:
Компьютерная техника, мультимедийный проектор, видеомагнитофон.
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.
Основные источники:
- Андреева Г.М. Социальная психология [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений. /Г.М.Андреева. -М.: Аспект Пресс, 2008. – 363 с.
- Андриенко Е.В. Социальная психология [Текст]: учебник. /Е.В.Андриенко. -М.: Академия, 2001. – 283 с.
- Волков Б.С. Детская психология: от рождения до школы. [Текст]/ Б.С. Волков, Н.В. Волкова.- СПб.: Питер, 2009.–240 с.
- Гамезо М.В, Герасимова В.С, Горелова Г.Г. Возрастная психология: личность от молодости до старости. М.: Ноосфера, 1999. – 272с.
- Ермолаева М.В. Психология развития. [Текст]/М.В.Ермолаева.- М.: МОДЭК, 2000. – 336с.
- Мухина В.С. Возрастная психология. Феноменология развития [Текст]: учебник для студентов высших учебных заведений /В.С.Мухина. - М.: «Академия», 2007. – 640 с.
- Обухова Л.Ф. Возрастная психология. [Текст]:Учебник. Изд. 4. / Л.Ф. Обухова. – М.: Педагогическое общество России, 2004. – 442 с.
- Смирнова Е.О. Детская психология: учебник. [Текст]/Е.О.Смирнова. – СПб.: Питер, 2009. – 304 с.
- Урунтаева Г.А. Детская психология: учебник для студентов СПО. [Текст]/Г.А.Урунтаева.– М.: Изд.центр «Академия», 2008. –368 с
Дополнительные источники:
- Возрастная психология: Детство, отрочество, юность: учебное пособие [Текст]/ сост. и науч. ред. В.С. Мухина, А.А. Хвостов.– М «Академия», 2008. – 624 с.
- Волков Б.С. Детская психология: Логические схемы: уч. пособие для студентов учреждений СПО, [Текст]/Б.С. Волков.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 252 с.
- Выготский Л.С. Детская психология [Текст]/ Л.С.Выготский // Собрание сочинений. Т.4. М., 1984
- Дьяченко О.М. Воображение дошкольника. [Текст]/О.М.Дьяченко. - М., 1996
- Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека. [Текст]/Учебное пособие./ И.Ю.Кулагина, В.Н. Колюцкий – М.: ТЦС. 2008. – 464 с.
- Непомнящая Н.И. Становление личности ребенка 6-7 лет. [Текст]/Н.И.Непомнящая. -М., 1999
- Поливанова К.Н. Психология возрастных кризисов: учебное пособие [Текст]/К.Н.Поливанова. - М.: «Академия», 2000. – 184 с.
- Хрестоматия по возрастной психологии: учебн. пособие. [Текст] – 2-е изд., испр. – М.; Воронеж: «МОДЕК», 2003. – 400 с.
- Якимовская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. [Текст]/И.С.Якимовский. -М., 1996
- Практикум по возрастной психологии [Текст]:Учебное пособие / Под. ред. Л.А. Головей, Е.Ф Рыбалко. СПб.: Речь, 2005. – 688 с.: ил.
- Урунтаева Г.А. Практикум по детской психологии. [Текст]/ Г.А. Урунтаева, Ю.А. Афонькина. - М., 1995.
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
уметь: - применять знания по психологии при решении педагогических задач; - выявлять индивидуальные и типологические особенности обучающихся | Тест
Практические занятия; |
знать: - особенности психологии как науки, ее связь с педагогической наукой и практикой; - основы психологии личности; - закономерности психического развития человека как субъекта образовательного процесса, личности и индивидуальности; - возрастную периодизацию; - возрастные, половые, типологические и индивидуальные особенности обучающихся, их учет в обучении и воспитании; - особенности общения и группового поведения в школьном и дошкольном возрасте; - групповую динамику; - понятия, причины, психологические основы предупреждения и коррекции школьной и социальной дезадаптации, девиантного поведения; - основы психологии творчества. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/29/picture-406789-1438202610.jpg)
Рабочая программа УД Психология
Рабочая программа УД Психология составлена в соответствии с требованиями ФГОС специальности 050146 "Преподавание в начальных классах". В содержании учебной дисциплины логично и обосновано выстро...
![](/sites/default/files/pictures/2015/07/29/picture-406789-1438202610.jpg)
Рабочая программа УД Психология общения
Программа учебной дисциплины «Психология общения» представляет собой часть основной профессиональной образовательной программы, она составлена на основании требований ФГОС СПО для специальности ...
![](/sites/default/files/pictures/2015/10/20/picture-665268-1445328102.jpg)
Рабочая программа факультатива "Психология семейных отношений"
Подготовка молодых людей к будущей семейной жизни - одно из важнейших слагаемых его развития, личностного становления, социализации.Формирующийся в сложных условиях...
![](/sites/default/files/pictures/2015/05/29/picture-638561-1432894680.jpg)
Рабочая программа кружка "Психология межличностного общения"
Рабочая программа кружка "Психология межличностного общения" способствует формированию знаний и умений в области психологии межличностного общения комплексно, в логической последовательности...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/26/picture-837620-1477475889.jpg)
Рабочая программа по психологии
1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности С...
![](/sites/default/files/pictures/2016/10/26/picture-837620-1477475889.jpg)
Рабочая программа по психологии 2017-2018
Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Психология является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01. Физическая кул...
![](/sites/default/files/pictures/2019/04/03/picture-1133579-1554305587.jpg)
Рабочая программа по психологии 11 класс
Цель курса: формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся, а так же умений и навыков ведения социально-психологических тренингов.Задачи курса:Формирование психол...