Рабочая программа по психологии 11 класс
рабочая программа

Анастасия Горбатых

Цель курса: формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся, а так же умений и навыков ведения социально-психологических тренингов.

Задачи курса:

  • Формирование психологических знаний;
  • Выработка собственной личностной позиции;
  • Развитие способностей к критической переработке информации;
  • Осознание особенностей человеческой психики и социального поведения;
  • Выработка собственной личностной позиции;
  • Развитие умений конструктивно решать конфликты;
  • Осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни;
  • Развитие способностей конструктивно строить взаимоотношения с окружающими;
  • Воспитание уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

Методическая особенность курса – проблемность обучения (за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем личного и общего характера). В программе курса больше времени отводится на активные формы работы, в связи с тем, что одной из главных задач курса является формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развитии социальной компетентности. Элементы психологического тренинга, разыгрывание ситуаций и ролевые игры позволяют учащимся получить «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнеров по общению, а также навыки конструктивного ведения диалога.

Практическую направленность имеют уроки, позволяющие учащимся овладеть приемами саморегуляции, развивать способность к позитивному мышлению.

При раскрытии каждой темы традиционно выделяется 5 блоков: объяснение темы и цели урока; повторение пройденного материала; изучение нового материала; практическая работа и закрепление нового материала; подведение итога.

Дополнительный материал можно предложить заинтересованным учащимся для подготовки рефератов, презентаций, творческих проектов.

Форма ведения занятий разнообразная. В зависимости от целей и задач могут применяться такие методы, как свободная дискуссия, беседа, ролевое обучение и т.д.

Контроль знаний проводится по системе опросов и контрольных тестов, на основе подбора вопросов после изучения каждого раздела.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны:

Иметь представления о:

-возникновении и развитии социальной психологии и психологии развития;

-социальной значимости психологии в целом;

-сущности социальной психологии и психологии развития, а так же их роли в жизни;

-закономерностях становления и развития личности, индивидуально-психологических особенностях человека.

Знать:

- основы социальной психологии как науки;

-причины возникновения и способы разрешения конфликтов;

- основные понятия возрастной психологии;

- характеристику каждого возраста, выделяемого возрастными психологами.

- социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, кризис и психологические новообразования возрастов.

Уметь:

-анализировать свою деятельность;

-организовывать и проводить социально-психологический тренинг;

-иметь навыки конструктивного взаимодействия и общения, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, теста, работы с учебной литературой;

-применять полученные теоретические знания и практические навыки.

 

Программа предусматривает использование разнообразных форм обучения: комбинированных уроков, дискуссий, практических занятий.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gorbatyh_a.v._rabochaya_programma_po_psihologii_11_klass.docx25.54 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

города Ростова-на-Дону
«Школа № 53 имени Б.Н. Слюсаря»

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

на 2018- 2019 учебный год

по__психологии________________________________

                                                                                       (указать учебный предмет, курс)

Уровень общего образования (класс)___11 _____________________________

                                                            Общее образование

(начальное  общее, основное общее, среднее общее образование с указанием класса)

Программа разработана  на основе авторской программы Кираль И.А «Психология для 10-11 классов» Тула 2013.

                                       (указать примерную программу/ авторскую программу, издательство, год издательства) _

Педагог-психолог____________Горбатых Анастасия Владимировна______________

(Ф.И.О.)

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания методического совета МАОУ «Школа № 53»

от  31. 08.  2018 г. № ___

_____________ Е.Ю.Сухаревская

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

___________ ________________

Подпись                             Ф.И.О.

____. ____. 2018 г.

2018/2019


Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа по психологии составлена для учащихся 11-го класса МАОУ «Школа № 53» на основе:

  • Федерального закона № 273- ФЗ «Об образовании РФ»
  • Федерального компонента государственного образовательного стандарта базового уровня общего образования, утверждённого приказом МО РФ № 1312 от 09.03.2004 года.

       2. Программы «Психология для 10-11 классов» Кираль И.А., Тула 2013

3.  Учебного плана МАОУ «Школа №  53» на 2018-19 уч.г.

  1. Календарного учебного графика МАОУ «Школа №  53» на 2018-19 уч.г.
  2. Планирование рассчитано на 35 часов (1 час в неделю). Срок реализации программы – 2018-19 уч.г.

В соответствии с годовым календарным графиком МАОУ «Школа № 53» на 2018-19уч.г. на изучении программного материала в 11-м классе отводится 35  ч.

  1. Программа ««Психология для 10-11 классов» Кираль И.А., Тула 2013» соответствует новым образовательным стандартам по психологии.

Программа курса «Психология» рассчитана на 1 год обучения. Данная программа предполагает ведение занятий по психологии в 11 классе, включает в себя два блока «Социальная психология» и «Возрастная психология» (11 класс).

Программа состоит из 18 тем и рассчитана на 35 часов. В связи с тем, что уроки психологии выпадают на праздничные и дни каникул, в календарно-тематическом планировании произошло уплотнение программы с 35 часов до 30-ти.

Преподавание курса психологии в средних общеобразовательных учреждениях представляется актуальной и важной задачей образования, получившего социальный заказ на подготовку подрастающего поколения к жизни в правовом демократическом государстве. Именно личностные, психологические факторы выступают на первый план в работе над этой важной задачей. Психологическая культура, толерантность, позитивное самоотношение, чувство собственного достоинства, способность к рефлексии и самосовершенствованию, понимание интересов, мотивов, чувств и потребностей окружающих людей, умение строить свои отношения с окружающими, уважая их права, и отстаивать свои права конструктивным способом — все это относится к необходимым компонентам личности гражданина демократического общества.

     

Цель курса: формирование гуманистического мировоззрения и психологической культуры учащихся, а так же умений и навыков ведения социально-психологических тренингов.

Задачи курса:

  • Формирование психологических знаний;
  • Выработка собственной личностной позиции;
  • Развитие способностей к критической переработке информации;
  • Осознание особенностей человеческой психики и социального поведения;
  • Выработка собственной личностной позиции;
  • Развитие умений конструктивно решать конфликты;
  • Осознание возможности и необходимости быть субъектом общественной жизни;
  • Развитие способностей конструктивно строить взаимоотношения с окружающими;
  • Воспитание уверенности в себе, чувства собственного достоинства.

Методическая особенность курса – проблемность обучения (за счет привлечения учащихся к обсуждению проблем личного и общего характера). В программе курса больше времени отводится на активные формы работы, в связи с тем, что одной из главных задач курса является формирование устойчивых навыков конструктивного общения, развитии социальной компетентности. Элементы психологического тренинга, разыгрывание ситуаций и ролевые игры позволяют учащимся получить «обратную связь», сформировать навыки анализа интересов, чувств, мотивов партнеров по общению, а также навыки конструктивного ведения диалога.

Практическую направленность имеют уроки, позволяющие учащимся овладеть приемами саморегуляции, развивать способность к позитивному мышлению.

При раскрытии каждой темы традиционно выделяется 5 блоков: объяснение темы и цели урока; повторение пройденного материала; изучение нового материала; практическая работа и закрепление нового материала; подведение итога.

Дополнительный материал можно предложить заинтересованным учащимся для подготовки рефератов, презентаций, творческих проектов.

Форма ведения занятий разнообразная. В зависимости от целей и задач могут применяться такие методы, как свободная дискуссия, беседа, ролевое обучение и т.д.

Контроль знаний проводится по системе опросов и контрольных тестов, на основе подбора вопросов после изучения каждого раздела.

В результате изучения дисциплины учащиеся должны:

Иметь представления о:

-возникновении и развитии социальной психологии и психологии развития;

-социальной значимости психологии в целом;

-сущности социальной психологии и психологии развития, а так же их роли в жизни;

-закономерностях становления и развития личности, индивидуально-психологических особенностях человека.

Знать:

- основы социальной психологии как науки;

-причины возникновения и способы разрешения конфликтов;

- основные понятия возрастной психологии;

- характеристику каждого возраста, выделяемого возрастными психологами.

- социальную ситуацию развития, ведущую деятельность, кризис и психологические новообразования возрастов.

Уметь:

-анализировать свою деятельность;

-организовывать и проводить социально-психологический тренинг;

-иметь навыки конструктивного взаимодействия и общения, наблюдения, самонаблюдения, эксперимента, теста, работы с учебной литературой;

-применять полученные теоретические знания и практические навыки.

Программа предусматривает использование разнообразных форм обучения: комбинированных уроков, дискуссий, практических занятий.

Основное содержание курса

Социальная психология.

Социальная психология как наука. Введение в социальную психологию. Предмет задачи и этапы становления социальной психологии. Функции социальной психологии. Социальная психология в системе наук.

Методология и методы социальной психологии. Методы психологических измерений. Достоинства и недостатки методов социальной психологии.

Особенности малых социальных групп. Уровни развития малых групп. Классификация малых групп. Динамики малых групп. Факторы эффективности группы. Феномен принадлежности к группе. Групповая сплоченность и срабатываемость. Факторы групповой динамики.

Положение человека в группе. Лидерство. Классификация носителей власти. Классификация источников власти. Современные модели лидерства.

Взаимодействие в группе. Взаимодействие и нормативное поведение.

        Стихийное поведение в группах. Толпа. Масса.  Психологический климат группы.

        Механизмы межличностного восприятия. Особенности межличностного общения. Правила эффективного общения. Механизмы взаимопонимания в процессе общения.

        Вербальные и невербальные средства коммуникации. . Вербальные средства общения. Невербальные средства общения. Виды жестов.

        Конфликт и способы его разрешения. Понятие конфликта. Виды конфликтов. Развитие конфликта. Разрешение конфликта.

        Ролевая игра "Как вести себя в конфликтной ситуации". Социально-психологический тренинг.

Возрастная психология.

        Возрастная психология. Основные понятия возрастной психологии. Категория возраста.

        Характеристика младенчества и раннего детства (0-3 года). Новообразование возраста. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность возраста. Кризис.

        Характеристика дошкольного возраста. Новообразование возраста. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность возраста. Кризис.

        Характеристика младшего школьного возраста. Новообразование возраста. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность возраста. Кризис возраста.

        Характеристика подросткового возраста. Личностное новообразование. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность возраста. Кризис возраста.

        Характеристика юности. Личностное новообразование. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность возраста. Кризис возраста.

        Характеристика взрослости. Новообразование возраста. Социальная ситуация развития. Ведущая деятельность возраста. Кризис.

        Характеристика позднего возраста. Личностное новообразование. Ведущая деятельность возраста. Кризис возраста.

         

Тематический план по психологии 11 класс

Тема

Количество часов

I.

Социальная психология

18 час

II

Возрастная психология

16 час

III.

Обобщение изученного

1 час

итого

35 часов

Календарно-тематическое планирование

№ урока

ДАТА

Наименование разделов и тем урока

Количество часов

План

Факт

№ / название раздела /количество часов

1.

07.09.18

Социальная психология как наука

1

2.

14.09.18

Методология и методы социальной психологии.

1

3.

21.09.18

Достоинства и недостатки методов социальной психологии.

1

4.

28.09.18

Особенности малых социальных  групп

1

5

05.10.18

Факторы эффективности группы

1

6.

12.10.18

Положение человека в группе. Лидерство.

1

7

19.10.18

Современные модели лидерства

1

8

26.10.18

Взаимодействие в группе

1

9

09.11.18

Взаимодействие и нормативное поведение

1

10

16.11.18

Стихийное поведение в группах. Толпа. Масса.  

1

11

23.11.18

Психологический климат группы

1

12

30.11.18

Механизмы межличностного восприятия

1

13

07.12.18

Правила эффективного общения

1

14

14.12.18

Вербальные средства общения

1

15

21.12.18

Невербальные средства общения

1

16

11.01.19

Конфликт и способы его разрешения. Понятие конфликта. Виды конфликтов.

1

17

18.01.19

Развитие конфликта. Разрешение конфликта.

1

18

25.01.19

Возрастная психология. Основные понятия возрастной психологии.

1

19

01.02.19

Категория возраста

1

20

08.02.19

Характеристика младенчества и раннего детства (0-3 года)

1

21

15.02.19

Кризис трёх лет

1

22

22.02.19

Характеристика дошкольного возраста. Кризис.

1

23

01.03.19

Характеристика младшего школьного возраста. Кризис.

1

24

15.03.19

Характеристика подросткового возраста

1

25

05.04.19

Кризис подросткового возраста.

1

26

12.04.19

Характеристика юности. Кризис.

1

27

19.04.19

Характеристика взрослости

1

28

26.04.19

Кризис зрелого возраста

1

29

17.05.19

Контрольная работа (тест)

1

30

24.05.19

Повторительно-обобщающий урок

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по психологии

Рабочая программа по дисциплине "Психология" для специальности 050710 Специальное дошкольное образование...

Рабочая программа УД Психология

Рабочая программа УД Психология составлена в соответствии с требованиями ФГОС  специальности 050146 "Преподавание в начальных классах". В содержании учебной дисциплины логично и обосновано выстро...

Рабочая программа УД Психология общения

Программа учебной дисциплины «Психология общения» представляет собой часть основной профессиональной образовательной программы,  она составлена на основании требований ФГОС СПО для специальности ...

Рабочая программа факультатива "Психология семейных отношений"

Подготовка  молодых людей к будущей семейной жизни  -  одно из важнейших слагаемых  его развития, личностного становления, социализации.Формирующийся  в сложных условиях...

Рабочая программа кружка "Психология межличностного общения"

Рабочая программа кружка "Психология межличностного общения" способствует формированию знаний и умений в области психологии межличностного общения комплексно, в логической последовательности...

Рабочая программа по психологии

1.1. Область применения рабочей программыРабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности  С...

Рабочая программа по психологии 2017-2018

Рабочая программа учебной дисциплины ОП.06 Психология  является частью программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) в соответствии с ФГОС по специальности СПО 49.02.01. Физическая кул...